сырки б ю александров рецепт
Умер Борис Александров. Что известно о бизнесе «короля сырков»
В понедельник, 30 ноября, стало известно о смерти президента одного из крупнейших российских молочных производств — «Ростагроэкспорта» — и основателя бренда «Б.Ю. Александров» Бориса Александрова. 73-летний бизнесмен умер после заражения коронавирусом. РБК вспоминает о том, как Александров строил свой бизнес.
Как появился «Ростагроэкспорт»
«Лучше времени, чем сейчас, для развития бизнеса в России нет», — говорил Александров на презентации собственной книги «Сырок. История моей жизни и бизнеса» в 2019 году. О переменчивости климата для предпринимательства в стране бизнесмен знал не понаслышке. Выпускник Первого Московского медицинского института имени Сеченова впервые занялся бизнесом в начале 1980-х годов, уйдя из медицины и оставив торговый флот, где десять лет работал врачом на судах Сахалинского морского пароходства.
Начать Александров решил с одного из самых рентабельных производств во все времена — водочного. «Технология была ясна, все остальные вещи [продвижение и продажи] я додумал», — вспоминал он в передаче телеканала НТВ.
«Сделал маленькое производство водки. И продавал в день примерно два ящика. Считайте, с каждой бутылки по рублю. Два ящика — 40 бутылок — 40 руб. в день — 1200 руб. в месяц», — рассказывал Александров РБК о прибыльности этого бизнеса.
Водочное производство обернулось для предпринимателя тюремным сроком. В Советском Союзе заниматься бизнесом было делом незаконным, и Александрова обвинили по статье «Частнопредпринимательская деятельность и коммерческое посредничество». После двух лет под следствием и года в тюрьме он был оправдан в 1986 году. Как Александров рассказывал позднее, советской милиции его сдал близкий товарищ.
Перед тем как Александров нашел свое большое дело, он перебрал несколько потребительских ниш — это были продажи книг, изделий из мохера, китайских ковров и конфет. К идее производства молочной продукции его привел случай. Обратив внимание на очередь, уже не свойственную для середины 1990-х, возле магазинчика с молочной продукцией Таганского мясного комбината, Александров вместе с партнерами Юрием Изачиком и Леонидом Микиртумовым решил начать торговлю молоком, закупая его напрямую у производителя. 1995 год стал годом основания «Ростагроэкспорта».
Ровно через год вся продукция Тульского молочного комбината шла через его торговые точки, рассказывал Александров. Позднее компания открыла свой первый цех, где стала производить творожную массу с изюмом, которая пользовалась большой популярностью. Там же началось и производство глазированных творожных сырков. Первые большие средства на раскрутку бизнеса — миллион рублей — Александрову одолжила мать, которую он уговорил заложить квартиру.
Ситуация для производства глазированных сырков в середине 1990-х — начале 2000-х была благоприятной: рынок стабильно рос на 5–8% в год. В 1998 году «Ростагроэкспорт» построил молокозавод в Пушкино, выкупив там заброшенный детский лагерь, а к 2003-му — предприятие по производству глазури в Калининграде. Всего за несколько лет компании Александрова удалось занять 50% российского рынка сырков.
В начале 2000-х на рынок пришли гиганты — «Юнимилк» и «Вимм-Билль-Данн» — и компания была вынуждена искать новый подход к потребителю. Александров решил выпускать премиальные сырки в шоколадной глазури, которые были в три раза дороже обычных. Компания провела специальное маркетинговое исследование и выяснила, что разница в 10–15 руб. для российских семей посильна. Бренд продукта появился в 2006 году — им стало собственное имя предпринимателя. Впоследствии под маркой «Б.Ю. Александров» также был налажен выпуск молока, творога, ряженки и кефира в премиальной ценовой категории.
Что сегодня известно о «Ростагроэкспорте»
По данным GFK, глазированные сырки «Б.Ю. Александров» входят в топ-5 по популярности в своей категории. В 2020 году каждая десятая российская семья покупала сырки под этим брендом. Согласно исследованию Ipsos, 6,2% потребителей творожной массы выбирают продукты «Ростагроэкспорта». В сегменте сладких плавленых сыров 19,1% потребителей покупали этот продукт под маркой «Б.Ю. Александров», а еще 14,2% — «Ростагроэкспорт».
Ежедневно, по собственным данным «Ростагроэкспорта», его предприятия перерабатывают более 800 т молока, 150 т творога и выпускают более 150 т разнообразной продукции. Текущий ассортимент включает более 250 наименований продукции под разными марками.
На сентябрь 2020 года «Ростагроэкспорт» занимал 17-е место среди молокоперерабатывающих компаний России, свидетельствует рейтинг Milknews и Национального союза производителей молока. Бренд сырков «Б.Ю. Александров» лидировал в своем сегменте, имея долю 20,8% в денежном выражении. В 2019 году выручка АО «Ростагроэкспорт» от продаж молочной продукции составила 9,4 млрд руб.
Возвращение к медицине
Бизнесмен всегда был активно вовлечен в оперативное управление компанией, говорит гендиректор Национального союза производителей молока Артем Белов. Это подтверждает и дочь Бориса Александрова Екатерина, по словам которой все проекты строились под внимательным контролем ее отца.
«Все говорят: «Удача, удача. » А я заметил, что, когда я что-то начинаю делать, ко мне и приходит удача. Надо вкалывать», — делился своим видением Александров в фильме из цикла «Герои РБК».
«Империей сырков» бизнес Александрова не ограничивался. В 2001-м он открыл медицинскую клинику широкого профиля в Москве, а в 2013-м — центр похудения в Латвии, где жил в последние годы. Несколько лет назад во время лечения от рака лимфатических узлов в Германии бизнесмен был вынужден приобрести европейское жилье, чтобы иметь возможность находиться там столько, сколько потребует лечение.
Центр коррекции веса Academy Vitality находится на западе Латвии, в Курземе — 180 км от Риги. Для клиники предприниматель купил около 200 га земли, всего планировал обустроить 13 участков общей площадью 450 га, на которых можно одновременно принимать до 150 посетителей. Один из главных принципов работы клиники — изоляция клиентов. «Нужно оградить человека от соблазнов», — говорил Александров. Бизнесмен никогда не раскрывал инвестиции в данный проект, но признавал, что в сравнении с сырками это очень небольшой, хотя и перспективный бизнес. «Это хобби, которое должно приносить деньги. Меня раздражают вообще эти разговоры предпринимателей: хочу принести благо обществу, социальный фактор. Эти люди просто врут. Бизнес должен приносить прибыль. Если он не приносит прибыль, то вы хреновый предприниматель», — описывал свой подход Александров.
Несмотря на практичность в вопросах бизнеса, Александров был меценатом — в частности, помогал восстанавливать храм иконы Божией Матери «Знамение» в Филях, рассказывал настоятель храма газете «Коммерсантъ». Александров получил два церковных ордена — преподобного Сергия Радонежского (второй степени) и Даниила Московского (второй степени).
Александров так отвечал на вопрос о наследовании (у бизнесмена две дочери и сын) и существовании бизнеса как памяти после смерти: «Да на хрен он мне сдался на том свете? Там мне уже будет все равно. У меня приятель был, очень ловкий, изворотливый малый. Когда он помирал, то сказал жене: если там что-то есть, то я точно дам тебе знать с того света. Пока никаких известий от него не поступало. А вообще, умирать надо на работе, на бабе или на футболе».
Основным операционным юридическим лицом «Ростагроэкспорта» — ООО «Ростагрокомплекс», — по данным системы СПАРК, на 100% владеет партнер Александрова — Юрий Изачик. Изачик также имеет миноритарные доли в других производственных компаниях, связанных с «Ростагроэкспортом». В числе их совладельцев есть и сотрудники, работающие в компании почти с ее основания. Владельцем медицинского центра «Клиника доктора Александрова» (им управляет АО «Ростагроэкспорт») по состоянию на 2011 год был Константин Борисович Александров, следует из базы СПАРК. Латвийский медицинский центр, как ранее рассказывал РБК сам бизнесмен, оформлен на супруга одной из дочерей.
Лично Борис Александров до последнего времени владел 40% ООО «Мужская мечта», ее основной вид деятельности — научные исследования и разработки в области естественных и технических наук. Еще 60% у «Ростагрокомплекса». Также ему принадлежало несколько товарных знаков, связанных с продукцией «Б.Ю. Александров».
Человек-бренд: как Б.Ю. Александров построил империю на сырках
О контроле качества
«В Москве 33 района, у меня во всех районах есть люди, которые мне докладывают, что творится в магазинах. Поэтому когда вы меня спрашиваете, как так получается, что у нас постоянное качество, да потому что мы за ним постоянно следим. Кроме этого, чтобы вы знали, есть дегустационная группа, это специальные люди с высшим образованием, образование должно быть не гуманитарное, они закончили молочные институты, потом они прошли курсы дегустаторов. Сейчас у нас колхоз есть. Потому что мы считаем, что достойное качество можно обеспечить только своим молоком. Чем бренд отличается от небренда? Когда ты покупаешь брендованный товар, ты четко знаешь, что ты получишь. Вот мы к этому и идем. Чтобы люди каждый раз четко знали вкус нашего сырка. Что они ожидают, то они и получат».
О вынужденном переезде в Латвию
«Четыре года назад я заболел. Мне поставили диагноз — рак лимфатических узлов. Я спросил у докторов, где лучше всего лечат это заболевание. Мне сказали, что в Германии, в Мюнхенском медицинском институте, на кафедре. Я, соответственно, связался с профессурой и стал там лечиться. Первый курс лечения был очень тяжелый. Всего было шесть курсов. Нужно было находиться в Германии, уезжать было нельзя. А у меня была простая виза, которая позволяла находиться не больше 90 дней. Я не мог себе это позволить, мне нельзя было прерывать курс лечения. И вот пришлось купить в Латвии — в Юрмале — квартиру и получить вид на жительство. Вот как я оказался в Латвии».
В Латвии Александров купил 180 гектаров земли и 400 гектаров леса, построил центр для похудения, вырыл пруды и запустил в них 500 лососей.
О бизнесе
«Я против того, когда люди говорят, что бизнес — это ради интереса. Бизнес — для зарабатывания денег. Но тот интерес, который в тебе есть, когда ты занимаешься бизнесом, это тоже одна из очень больших составляющих».
О кадровом голоде
«У нас есть 400 гектаров леса, в нашем владении. Но этим надо заниматься. Некому заниматься. Это о кадровом голоде. Пожалуйста, лес есть, но кто будет этим заниматься? Сачки везде есть. А есть люди, которые увлечены, которые горят. А есть люди, которые будут сачковать. Люди, которые не заинтересованы в своей работе, которые работают только за то, чтобы отработать, они всегда будут так работать. Их всегда нужно пинать. И не питать на эту тему никаких иллюзий».
Александров трудоустроил в Латвии более 100 человек, но продолжает испытывать кадровый голод, постоянно контролируя своих работников в Айзпуте и Москве.
О бедности в России
«Я не верю в бедность в России. Если бы была бедность в России, ко мне бы на завод пришли работать россияне. Я практик. Я говорю вам, что у меня на заводе не хватает людей, чтобы работать. А вы мне говорите, что у нас в России безработица, у нас людям нечего есть. Ну если им нечего есть, пусть идут работают на завод. Да, работа непростая. Ты должен на конвейере стоять и все время вкалывать. Это конвейер, это не пришел-полежал-поспал. Но людей-то нет. Мне нужны и люди для развития проектов. У меня нет таких людей. А они-то получают в десятки раз больше. И их нет».
О первом бизнесе и тюрьме
«Я в тюрьму сел в 1983 году. Это была еще советская власть. Когда еще студентом был, ходил работать на завод «Кристалл». Это водочный завод, тогда был безусловный лидер. И на этом заводе я работал в цехе, где водку ставили на машину. Я врач, я хорошо знал рецепты. Я узнал, какой рецепт у водки. Узнал, как она делается, и, соответственно, сделал маленькое производство водки. И продавал в день примерно два ящика. Считайте, с каждой бутылки по рублю. Два ящика — 40 бутылок — 40 руб. в день — 1200 руб. в месяц. Это очень хорошие деньги. Ну и все было бы хорошо, но я тогда был молодой и хвастливый. Я рассказал об этом товарищу, а товарищ меня сдал в милицию. Мне дали пять лет. Просидел я два года под следствием. Год на зоне».
После тюрьмы Борис Александров продавал книги и китайские ковры. Заработал на этом несколько сотен тысяч рублей, и тут ему пришла в голову новая идея.
Как начиналось производство сырков
«Мы стали на фабрике «Ударница» покупать конфеты и их продавать в розницу на рынке. Но нам не повезло, мы ушли в лето, а летом продажи конфет падают. Мы должны были свою торговлю чем-то дополнять. Мы дополняли ее кукурузными палочками. Один раз тот, кто нам поставлял палочки, заболел. И мы с нынешним директором завода в Москве пошли сами получать эти палочки. Приезжаем. Попали в обеденный перерыв. Там магазинчик маленький в стене завода. Очередь стоит. Это были склады на Таганском мясном комбинате. Когда изготовители ездят по селам и берут туши, одновременно они покупают на местных заводах молоко, сметану, творог и продают это на рубль дороже. И мы поехали на Тульский молочный комбинат. Ровно через год вся продукция Тульского молочного комбината шла через наши палатки.
Когда мы стали оптом заниматься, мы увидели, что очень хорошо идет творожная масса. Мы все делали по рецептам. Мы клали сколько положено изюма. Кто работал на государственных предприятиях, те этого изюма клали меньше по причинам всем нам известным. Так как это была осень, то изюм был дешевый. Нам было, наоборот, выгодно изюм класть столько, сколько положено. Он у нас получался дешевле, чем смесь молочная. Еще у нас были стаканчики прозрачные. Люди брали, а там изюма как грязи. У нас это пошло на ура. И мы тогда организовали первый цех. И стали выпускать глазированные сырки. С тех пор мы заняли лидирующее положение на рынке сырков. И никому его не отдавали».
Ежедневно завод Александрова производит 120 тонн продукции. Каждое утро она отправляется в 7 тыс. магазинов по всей стране.
О подходе к работе
«Все говорят: «Удача-удача. » А я заметил, что, когда я что-то начинаю делать, ко мне и приходит удача. Надо вкалывать. Вкалывать и вкалывать. Потом я не люблю выражение «я люблю заниматься тем, что мне нравится». Я всегда придерживаюсь противоположной точки зрения. Нужно сделать так, чтобы то, чем ты занимаешься, тебе нравилось! Если я занимаюсь молочным бизнесом, как только я выхожу на рынок и делаю достойный товар, мне это начинает нравиться. Вот сейчас я занимаюсь похудением и эректильной дисфункцией, мне это тоже нравится. Потому что это интересно, это задача, которую надо решать».
В Латвии Александров обещает клиентам, что они быстро сбросят лишний вес и вылечат эректильную дисфункцию. В свободное от работы время он участвует в общественной жизни.
Об общественной жизни
«Я русский по образованию. Моя мама еврейка. И дедушка и бабушка по ее линии — евреи. Папа — русский. И дедушка и бабушка в 16-м поколении — русские. Хочу я этого или не хочу, но Гитлер меня бы считал евреем. А здесь (в Айзпуте. — РБК) были уничтожены 500 евреев. Их голыми, без сапог и портянок увели в лес и расстреляли. Ну должна же быть об этом память? Стоит заброшенное еврейское кладбище. Ну почему я не могу его восстановить? Сейчас вот заказали ворота с символикой, что это еврейское кладбище. Все будут расчищать, восстанавливать. Я всегда выступаю за память. Люди должны знать правду о прошлом. Тогда они не будут повторять хотя бы некоторых ошибок».
О санкциях
«Спокойно можно купить во Франции технолога за хорошие деньги и привезти к нам. Кстати, почти все разумные компании так и делают. Нам все эти санкции, если человек хочет, они нам только на руку. Я сейчас говорю про молочную промышленность. Я не говорю сейчас про хайтек какой-нибудь. Для сельского хозяйства нашего — это счастье. Наш завод увеличил реализацию на 40%. Мы увеличили производительность на 40%. Поэтому для нас санкции — это золотое дно».
О счастье
«Ну что хорошего в спокойной жизни? Искупаться в бассейне, покушать в ресторане… Ну нет в том счастья. Я считаю, что счастье — в работе. Ты ставишь перед собой задачи и решаешь их. Счастье для меня — это бабы. Какой бы ты старый ни был, всегда хочется любви. И для меня счастье — это футбол.
Деньги не обязательно делают человека счастливым. Но, имея деньги, нужно обязательно прожить интересную жизнь. Всё. Деньги дают возможность прожить жизнь интересно. Я абсолютно счастливый человек. И счастье в том числе, что в старости я имею возможность делать то, что я хочу. Это компонент счастья. Раз уж бог меня оставил после тромба, после рака, после того, как сердце перестало биться, значит, он имеет в виду, что я какую-то задачу должен решить. Ну вот я считаю, что я должен решить задачу с эректильной дисфункцией. Потому что в душе люди моложе».
Совладельца производителя сырков «Б. Ю. Александров» объявили в розыск
Сооснователь группы «Ростагроэкспорт», производящей глазированные сырки под брендом «Б. Ю. Александров», Юрий Изачик объявлен в международный розыск по обвинению в причастности к принуждению к сделке. Об этом сообщило агентство ТАСС со ссылкой на источник в правоохранительных органах.
На официальном судебном портале в разделе Тверского суда Москвы размещена карточка, согласно которой Изачику запросили меру пресечения в виде заключения под стражу. Вопрос будет рассмотрен 1 ноября.
Вместе с Изачиком, отмечает ТАСС, по этому делу разыскивается предприниматель Леонид Белиловский.
«Вынесено постановление о признании Изачика и Белиловского обвиняемыми по ч. 2 ст. 179 УК России (принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения организованной группой). Затем они были объявлены в федеральный и международный розыск», — сказал собеседник агентства.
Данная статья предусматривает наказание до десяти лет лишения свободы со штрафом.
РБК обратился за комментариями в МВД и Следственный комитет России.
Позиция адвокатов
Адвокат Изачика Светлана Мальцева заявила, что в деле имеются существенные недостатки и отсутствуют «убедительные доказательства факта преступления».
Как говорится в поступившем в РБК комментарии Мальцевой, в настоящее время ее клиент находится на лечении в США и по состоянию здоровья не может лично участвовать в деле, о чем известно следствию.
«Объявление его в розыск, вероятно преследует обратную цель: сделать невозможным его возвращение на родину для защиты от несправедливых обвинений», — высказала позицию адвокат.
Защитник Леонида Белиловского Николай Яшин назвал сложившуюся ситуацию попыткой разрешить гражданско-правовой спор при помощи Уголовного кодекса.
«Всем очевидно, что конфликт носит корпоративный характер. Но правоохранительные органы с удовольствием подключаются к нему, подбирая статьи практически наугад», — сказал юрист.
«У нас есть обоснованные возражения как против избрания меры пресечения, так и против самого возбуждения уголовного дела», — заявил Яшин.
Раздел бизнеса
Президент «Ростагроэкспорта» и основатель бренда «Б. Ю. Александров» бизнесмен Борис Александров умер в ноябре 2020 года в возрасте 73 лет. Mash сообщал, что Александров умер после заражения коронавирусом. Последние годы он жил в Юрмале. В Латвию Александров переехал после того, как у него диагностировали рак.
Как ранее писал «Коммерсантъ», группой «Ростагроэкспорт» руководит дочь Александрова Екатерина, которой тот перед смертью передал товарные знаки «Ростагроэкспорт» и «Б. Ю. Александров». По данным газеты, Александров долей в бизнесе не имел, владельцем основной компании — ООО «Ростагрокомплекс» — выступал Изачик. Летом 2021 года менеджеры «Ростагрокомплекса» предложили Изачику поделить бизнес, чтобы ключевые руководители получили по 17%. Изачик согласился, однако затем принял меры по возвращению долей. Источник «Коммерсанта» заявляет, что данные действия были безуспешными, после чего стороны обратились с заявлениями в полицию.
Группа компаний «Ростагроэкспорт» выпускает молочную продукцию, в том числе плавленые сыры «Дружба», «Янтарь», «Коралл» и «Шоколадный». Самым известным брендом компании стали глазированные сырки «Б. Ю. Александров».
Сырки б ю александров рецепт
«Бренд создаётся долго, а разрушается молниеносно». 30 ноября умер Б. Ю. Александров. Это отрывок из его мемуаров — про маркетинговые решения
«Бренд создаётся долго, а разрушается молниеносно». 30 ноября умер Б. Ю. Александров. Это отрывок из его мемуаров — про маркетинговые решения
Текст: Борис Александров, основатель «Б. Ю. Александров»
30 ноября от коронавируса умер основатель знаменитого бренда глазированных сырков «Б. Ю. Александров» и президент «Ростагроэкспорта» Борис Александров. В 2016 году вышла книга мемуаров Александрова «Сырок. История моей жизни и бизнеса». Inc. публикует главу «Приобщение к маркетингу», в которой Александров рассказывает, как появились бренды «Б. Ю. Александров» и «Ростагроэкспорт» и как он раскручивал их с помощью советской актрисы Галины Польских, ассоциации со «Спартаком» и опыта предпринимателей дореволюционной России.
Когда мы занялись производством молочной продукции, встал вопрос о торговой марке. Название «Ростагроэкспорт» родилось исходя из следующей логики. В СССР существовал культ экспорта. Страна не желала позориться, и товары, отправляемые за границу, всегда были более высокого качества, чем предназначенные для внутреннего потребления. Например, на « химии » я шлифовал валы на станке на Липецком тракторном заводе. За смену делал сотню этих валов, а начальник ОТК из них выбирал самые лучшие для двенадцати тракторов, ежемесячно отправлявшихся в Канаду. Так он поступал со всеми тремястами деталями, составляющими трактор. Другими словами, каждый второй трактор для внутреннего рынка следовало сразу отправлять в ремонт.
В общем, я твердо усвоил представление, что «экспорт» равно «качество». А слово «российский» ассоциировалось с государством, с ответственностью. Но в названии не разрешалось использовать корень «рос». Мы вывернулись и сделали «рост». Ну и третья составляющая — «агро». Тут все понятно, это говорит о деятельности компании: сельское хозяйство, молочные продукты. Так появилось солидное название «Ростагроэкспорт». Позже мы думали о том, чтобы сменить его, но оно уже стало популярным и не захотелось смущать людей.
Рекламы мы давали мало. В качестве лица марки я выбрал актрису Галину Польских, в которую мы все были влюблены, особенно после фильма «Журналист», где она сыграла Шуру Окаёмову.
Ещё один удачный шаг в брендировании — слоган «На свете лучше нет пока „Ростагроэкспорта“ сырка», напоминающий клич «Спартака»: «На свете нет ещё пока команды лучше „Спартака“!» С точки зрения воздействия на мужскую аудиторию такой слоган давал результат.
Для раскрутки я использовал и опыт дореволюционного предпринимателя Николая Шустова. В XIX веке, когда не существовало государственной монополии на водку, в Москве насчитывалось порядка трехсот производителей. Водка продавалась в основном в кабаках. Чтобы выделиться среди других, Шустов нанимал студентов, ходивших по кабакам и требовавших водки — непременно «Шустовъ». Им разрешалось даже немного похулиганить на сумму до десяти рублей, например сломать пару стульев. Студенты получали долю от продаж в заведениях, становившихся постоянными покупателями водки «Шустовъ».
Почему бы не применить технологию в отношении сырков «Ростагроэкспорт»? Я поехал на „Мосфильм“, набрал девчонок из массовки и научил их спрашивать в магазинах: «Почему нет сырков „Ростагроэкспорт“»? Это помогло «зайти» в некоторые магазины.
Мы использовали и другой дореволюционный опыт — Смирнова. Воду для производства он завозил из чистого источника баржами по Москве-реке и на бортах крупно писал «Смирновъ». Через сотню лет мы аналогичным образом рекламировались на катерах.
Развивались мы молниеносно, преодолев за несколько лет расстояние от тридцати шести сырков, благополучно скушанных снабженцем, до 1,2 миллиона сырков в день, что составляло 60—70% тогдашнего рынка.
Такой колоссальный объём поначалу занимали всего два вида сырков «Ростагроэкспорт»: ванильный и шоколадный. Но дефицит постепенно исчез. Рынок созрел для разнообразия. И мы, и наши конкуренты стали делать сырки с «фишками»: со сгущенкой, с вареньем, с разной консистенцией творога, с разными типами глазури. Новые виды сырков стали теснить традиционные.
Сырки начали делать все кому не лень, в том числе недобросовестные ребята. Доверие потребителей к самой категории продукции оказалось подорвано. Рынок стал падать. Кроме того, новые виды лакомств (йогурты, шоколадные батончики, творог с вареньем) забирали внимание покупателей.
Отдельные наши эксперименты оказывались неудачными из-за недостаточного понимания маркетинга. Например, пришли ко мне реализаторы и сообщили: «Борис Юрьевич, на рынке появились сырки со вкусом малины, вишни. Народ берёт. Давайте выпускать!» Мы поверили в эту историю, разработали этикетку на тонкой фольге и закупили аж пять тонн! Приобрели цветные ароматизаторы — вишнёвый, клубничный, малиновый — для подмешивания в творог. Поначалу люди покупали неплохо, а потом распробовали и решили, что классический сливочно-ванильный вкус им больше по душе. Красители — они и есть красители.
После того промаха я перестал верить реализаторам. К их прогнозам всегда отношусь скептически и сначала организую тестирование в своих магазинах.
Кстати, пять тонн не пригодившейся этикетки мы смогли использовать только недавно. Придумали фольгу нарезать разными узорчиками и украшать новогодние ёлки. Избавились наконец от залежей, сдав в сторонние магазины для продажи.
Включившись в гонку по расширению ассортимента, мы совершили громадную ошибку. Ни в коем случае не следовало выпускать сырки разного типа и разного качества под одной маркой. Из-за размытия бренда «Ростагроэкспорт» продажи стали стремительно падать. К 2005 году они достигли четырехсот тысяч штук в день, что втрое меньше максимальных значений. При этом рынок сырков упал только на 30—40%. Это называется кризисом компании.
Мы поняли, что поступили неправильно, но как исправить ситуацию? Встал вопрос приобщения к маркетингу. Первое, что я сделал, — купил литературу по маркетингу. Мы всё прочитали, но хотелось лично пообщаться со специалистами. Нашли одного человека, позиционировавшего себя как маркетолога. Пришёл такой симпатичный веселый бородач лет сорока пяти и объявил: «Есть четыре вещи, в которых разбираются все. Это футбол, здоровье, воспитание детей и маркетинг». Начал за здравие, но больше ничего толкового, к сожалению, не сказал. Темой нашей не владел, в рынке не ориентировался. Просто начитался профильных книг, говорил правильные, но поверхностные вещи. Ответственность за будущую работу брать не хотел.
Странно, но люди обычно буксуют, когда я предлагаю оплату по результатам труда, все хотят деньги заранее.
Мы не привыкли отступать и стали копать дальше. Я решил искать маркетологов по вузам, начав c Плешки — Российской экономической академии имени Плеханова. К сожалению, заведующий кафедрой маркетинга после инсульта лежал в больнице, и я разговаривал с одной из его помощниц.
Кафедра маркетинга в Плешке возникла из кафедры научного коммунизма. Переход знаковый. Проштудировав пару десятков книг, рассказывали про маркетинг ровно так же, как про научный коммунизм, толком не понимая ни в том, ни в другом. Когда я стал задавать практические вопросы, ничего не добился.
Я читал всех американских гуру маркетинга и узнал, что у одного из них (не помню, у какого именно) есть фирма, оказывающая маркетинговую поддержку клиентам. Подумал: раз человек пишет такие книги, то он великий, надо к нему обратиться. Написал письмо, мне ответили, что не надо ехать в Америку, филиал находится в Финляндии. Я взял дочь, переводчицу, и мы отправились в Хельсинки.
И вот заокеанский гуру в костюме с бабочкой и платочком в петлице прилетел к нам в Россию, мы повезли его на завод, собрались в кабинете с нашими молодыми маркетологами. Гость сообщил, что их компания готова взяться, а я выдвинул ему всё то же условие про счёт в банке. Он взял тайм-аут для принятия решения и вот уже больше десяти лет думает.
Это нежелание маркетологов брать на себя ответственность — основной ступор. Хотя зачастую на Западе, как я знаю, многие выдающиеся маркетологи встают в процентную долю от того, что получится в результате их действий, и принимают риски.
В общем, со сторонними специалистами у нас ничего не вышло, поэтому пришлось выкручиваться своими силами. Например, мы внедрили схему тестирования новых продуктов. Она работает без сбоев, с результатом 95%.
Мы открыли или купили 20 магазинов, находящихся в разных частях городов. Допустим, есть магазины в спальных районах, где живут не очень состоятельные люди, есть магазины на дорогих рынках. В каждом из них разный состав покупателей по уровню доходов и предпочтениям. Например, в магазин, находящийся в обыкновенном жилом районе города Пушкино, 60% людей приходят за покупками ежедневно, 20% — раз в три дня, 10% — раз в неделю, а оставшиеся 10% — залётные, разовые посетители. Ценность в том, что это не фокус-группа, а живые торговые точки. Благодаря им я делаю точный срез покупательского спроса.
Новый товар мы ставим на полки собственных магазинов, одновременно вывешиваем рекламу, проводим дегустацию. За первую неделю 80—90% людей ознакомятся с продуктом, попробуют его. Если во вторую-третью неделю начинаются повторные покупки, то с высокой точностью можно сказать, что товар попал в покупательские настроения и пойдёт на широком рынке. Если он не идёт даже в наших магазинах, мы сбрасываем его со счетов.
Но товар — это не только вкус, но и марка, ассоциации, возникающие в голове человека, когда он видит его. Мы поняли, что нужны новые марки, и начали исследования. Где-то я прочитал о том, что интересным инструментом маркетинга являются короткие бренды, и пробовал копать дальше, но практической информации оказалось мало. Дочка Катя в то время изучала маркетинг в университете Монако, и я предложил ей писать диплом именно на эту тему.
Что такое короткие бренды? Если есть явление, освещаемое средствами массовой информации, или знаменитая личность, находящаяся на пике популярности, их можно использовать для продвижения товаров.
Что такое короткие бренды? Если есть явление, освещаемое средствами массовой информации, или знаменитая личность, находящаяся на пике популярности, их можно использовать для продвижения товаров.
Такой бренд даст отдачу, пока явление или персона на слуху, но потом, возможно, сойдёт на нет. Меня, конечно, интересовала возможность преобразования короткого бренда в длинный, чтобы усилия по продвижению не пропадали.
Катя начала копать в этом направлении. Например, изучила короткий бренд, созданный Дженнифер Лопес. Певица отличается тем, что у неё тоненькая талия и довольно широкие бёдра. C 1998 года она продвигает одежду с акцентом на эти физические особенности под маркой JLo by Jennifer Lopez. Что-то подобное делает сейчас Мария Шарапова с маркой Sugarpova, под которой выпускаются конфеты интересных форм, например в виде теннисных мячиков. Самый старый пример короткого бренда, который стал длинным, — Микки Маус. Уолт Дисней придумал его, пришёл на студию, заинтересовал руководство. Студия прописала в контракте, что он будет зарабатывать копейки, но он выторговал себе право выпускать игрушки с Микки Маусом. В итоге на игрушках заработал больше, чем студия на фильме.
Бывают короткие бренды, остающиеся в истории, например «Сандуны» — главная банная марка Москвы, а может, и России. Баню открыл Сила Николаевич Сандунов — выходец из грузинского рода Зандукели, переехавшего на поселение в Россию.
В конце XVIII века царь Картли и Кахетии Ираклий II обратился к Екатерине II за защитой от ударов Османской империи и Ирана, а уже в 1801 году Павел I включил грузинские княжества в состав Российской империи. Россия согласилась защищать Грузию при условии, что грузинская знать поселится в Москве в качестве своеобразных заложников. Среди них были и предки Силы Сандунова.
Сандунов выступал в театрах Санкт-Петербурга, позже влюбился в оперную певицу Лизу Уранову и по протекции Екатерины II переехал с женой в Москву, а на деньги от продажи царских подарков — бриллиантовых украшений — выкупил землю на берегу Неглинки и в 1808 году открыл роскошные бани. С тех пор прошло больше двухсот лет, бани много раз меняли хозяев, но бренд «Сандуновские» (или «Сандуны») сохранился. Это пример того, как короткий бренд превратился в длинный.
Сырки по мультфильмам
Первый наш эксперимент с коротким брендом — сырки «Крок» и «Йо-Йо» по мотивам популярного немецкого мультсериала «Симсала Гримм». В нем арлекин Йо-Йо и доктор Крок путешествовали по книгам братьев Гримм.
На волне популярности мой сын Костя придумал выпускать сырки с изображениями героев — Крока и Йо-Йо. Поскольку в коротком бренде должна присутствовать новизна, «Йо-Йо» они сделали в белом шоколаде, а «Крок» — с каким-то другим отличием, уже не помню, с каким именно.
И надо сказать, что сырки, хотя и стоили процентов на двадцать дороже аналогов, завоевали рынок. Этих сырков мы выпускали более ста тысяч в день. Хороший результат. Пока мультфильм крутили по телевизору, марка пользовалась популярностью. Когда перестали, продажи сошли на нет. Бренд своё отслужил, однако какие-то его элементы остались в других товарах. Например, мы и сейчас делаем сырки в белом шоколаде.
Сейчас приходят предложения от компаний, выпускающих мультфильмы, но они требуют серьёзных денег и я не вижу смысла связываться — больше головной боли. Не от тебя же зависит, насколько мощно и как долго они будут раскручивать бренд. Популярность иногда длится всего год, а только на запуск нового товара требуется полгода. Возникает неоправданный риск, поэтому мы пока на такие проекты не соглашаемся.
Мы поняли, что короткие бренды помогают в развитии бизнеса. Когда пришла идея выпускать элитную продукцию под отдельным брендом, мы долго решали, как же её назвать. Перебрали массу самых разных вариантов, в том числе коллеги предложили назвать марку «Б. Ю. Александров», поскольку в Москве я довольно известная личность и, наверное, ребята хотели сделать мне приятное.
Ничего лучше не придумали — и запустили марку на рынок в конце 2006 года. Скептиков было полно. «Сырок — повседневный продукт. Никто же не продает премиальный гамбургер из „Макдональдса“», — говорил заместитель гендиректора «Вимм-Билль-Данна» Юрий Власенко. «Объяснить, как будет позиционироваться этот продукт, очень непросто: сырки до сих пор нечто среднее между завтраком, перекусом и простым десертом. Для нового образа нужна реклама, а Александров пока сырок имени себя никак не продвигает», — считал директор маркетингового агентства FDFgroup Сергей Гнедков. Иван Марчук в журнале «Секрет фирмы» писал: «„Ростагроэкспорту“ вряд ли удастся сохранить ведущие позиции. Но даже если Александров продолжит терять рынок глазированных сырков, он всегда сможет утешиться тем, что у него останется сырок имени себя». «Маркетинговые коммуникации компании можно охарактеризовать как блуждающие, поскольку это даже не поиск, ведь в поиске есть хоть какая-нибудь последовательность, а здесь её нет», — говорил директор агентства BrandLab Александр Ерёменко. Надо сказать, что в первые годы существования марки скепсис не был беспочвенным.
Но мы заложили в бренд правильную идею: взять самые лучшие ингредиенты и соединить их. Для покрытия сырков мы первыми использовали чистый шоколад, а не шоколадную или кондитерскую глазурь. В Бельгии мы выбрали производителя самого лучшего по вкусовым качествам шоколада. Мы использовали отборную мадагаскарскую ваниль, творог из свежайшего молока и сливочное масло высшего качества. Никаких компромиссов! Естественно, себестоимость продукта оказалась высокой. В рознице сырок стоил вдвое-втрое больше, чем классические сырки «Ростагроэкспорта». Но, достигнув уровня продаж в 10 тыс. сырков в день, мы несколько лет топтались на месте.
Магазины не хотели брать плохо продаваемые сырки, люди не знали продукт и не понимали, зачем им переплачивать. Внутри компании даже стали воспринимать марку как некую блажь основателя.
Конечно, такие продажи нас не устраивали, но предпосылки для раскрутки бренда никуда не делись. Во-первых, уникальное качество. Во-вторых, повышенная рентабельность. Имело смысл вкладывать силы именно в этот продукт, чтобы он обеспечил компанию запасом прочности. В-третьих, я верил в то, что люди готовы переплачивать, если понимают, в чём преимущества. Дело в психологии. Если единица товара стоит недорого, 20—40 руб., то двукратная разница не воспринимается как барьер.
Пинок по реализаторам
Требовалось донести до покупателей информацию о качестве продукта. Для этого жизненно необходима адекватная представленность на полках, чтобы люди видели товар и хоть раз его попробовали. Если человек поймёт, что сырок вкуснее и натуральнее, он станет его постоянным покупателем.
У нас своя дистрибуция, но, как ни странно, мы столкнулись с её сопротивлением. Вообще дистрибьюторы лучше продвигают товар, на котором можно больше зарабатывать, но тут нам сразу сказали, что сырок не пойдёт, потому что стоит вдвое дороже. Конечно, они пробовали наладить продажи в рознице, но делали всё в лоб и без военных хитростей. Поначалу мы паковали сырки «Б. Ю. Александров» в коробки по 60 штук точно так же, как и «Ростагроэкспорт». Естественно, небольшой магазин не распродаст целую коробку нераскрученных и дорогих сырков. А делить коробку на две или три части дистрибьюторам лень. Чем это заканчивалось? Половину коробки приходилось списывать. Это рождало неверие магазинов и ещё большее сопротивление дистрибьюторов.
Но, как говорится, ёж — птица гордая, не пнёшь — не полетит. Я собрал дистрибьюторов и объяснил им: «Вы должны действовать по-умному. Завоевание рынка — длительный процесс, начинать надо с малых объёмов, давать в магазин даже по четыре-пять-десять сырков. Людям нужно ознакомиться с товаром. Если я приеду в магазин, где нет сырков „Б. Ю. Александров“, но мне удастся уговорить его управляющего закупить их, я заберу у вас этот магазин».
Я заехал в пару торговых мест, поговорил с сотрудниками и понял, что работать можно, но потихоньку и с умом. Мы стали паковать премиальные сырки в коробки по 24 штуки. После того как я отнял у реализаторов несколько магазинов, они поняли, что со мной шутить бесполезно. Начали продвигать продукт по новой схеме, и теперь пре- миальные сырки стали у них самым доходным товаром. Причём этого мы добились без рекламы. Реализаторы — ребята хорошие, но, к сожалению, иногда нужен сильный пинок. Российская действительность.
Дело пошло. За год производство сырков «Б. Ю. Александров» поднялось в 15 раз, до 150 тыс. штук в день. Марка стала настоящим бизнесом. Постепенно мы довели продажи до 300—400 тыс. сырков в день, что составляет примерно 30% от общего числа выпускаемых нами сырков.
Некоторые считают, что премиум-класс — маленькая категория, рассчитанная на 2—5% населения больших городов, то есть на самых обеспеченных. Оказалось, это неправда. Покупательная способность людей должна быть такой, что для них разница в 10 руб. не имеет большого значения.
Когда перед человеком, зарабатывающим 40—60 тыс. руб. в месяц, встаёт вопрос, готов ли он заплатить за сырок на 10 руб. больше, он отдаёт предпочтение качеству. Такова реальность.
Понятие «дорогой» здесь очень относительно, у каждого свои приоритеты. Сейчас сырки «Б. Ю. Александров» занимают уже больше 10% рынка.
«Довгань» или «Коркунов»
Почему наш сырок превзошёл конкурентов несмотря на цену? Еда — одно из основных удовольствий в жизни. Особенно с возрастом. Если в молодости важнее другие вещи, то постепенно значимость вкуса растёт. Получить удовольствие можно только от качественной еды. В нашем случае — от сырков из хорошего молока, натурального творога, не с глазурью, а с настоящим шоколадом. Покупатель ведь умный. Многие стали разбираться в качестве, и я очень рад, что процент таких людей постепенно растёт.
Почему мало примеров успешной работы в премиум-классе у нас, в России? Из-за нашей дурацкой черты: россияне не любят долгое время заниматься одним и тем же. Мы люди импульсивные, сегодня у нас одно, завтра — другое. А в премиум-классе требуется железная дисциплина сотрудников, чтобы сидеть и 25 часов в сутки контролировать качество.
И мы нашли таких людей, способных не вылезать из цехов. Благодаря им у нашей продукции стабильное качество. Сейчас оно обеспечено ещё и тем, что у нас свои фермы и мы чётко знаем, что коровы едят и какого вкуса будут молоко и сделанный из него творог. Через 20 минут после дойки молоко уже на нашем заводе. Творог сквашивается за пять часов, затем — отжим. То есть через восемь часов из свежего молока получаются свежие сырки. Конечно, это совсем другое качество.
Под маркой «Б. Ю. Александров», руководствуясь теми же принципами, что и с сырками, мы стали производить широкий ассортимент молочной продукции: термостатный кефир, ряженку, простоквашу, йогурты, «Снежок», творожную массу.
В связи с расширением ассортимента главный вопрос в том, чтобы ни один новый товар не бросил тень на нашу основную продукцию. Бренд создается долго, а разрушается молниеносно.
Тут вспоминается самый известный персональный бренд 1990-х годов — «Довгань». Владимир Довгань разрешал выпускать продукцию под своей маркой всем подряд, в том числе производителям некачественного товара. Прикрываясь узнаваемым брендом, стали выпускать всякую гадость. Это один из примеров того, что на рынке делать нельзя.