сын ионин любишь ли ты меня
Толкования Священного Писания
Содержание
Толкования на Ин. 21:17
Свт. Иоанн Златоуст
Глагола ему третие: Симоне Ионин, любиши ли Мя; Оскорбе (же) Петр, яко рече ему третие: любиши ли Мя; и глагола Ему: Господи, Ты вся веси: Ты веси, яко люблю Тя. Глагола ему Иисус: паси овцы Моя
Свт. Григорий Палама
Глагола ему третие: Симоне Ионин, любиши ли Мя; Оскорбе (же) Петр, яко рече ему третие: любиши ли Мя; и глагола Ему: Господи, Ты вся веси: Ты веси, яко люблю Тя. Глагола ему Иисус: паси овцы Моя
Три же раза Христос вопрошает Петра, дабы и три раза отвещавая, он исповедал доброе исповедание, и чрез троекратное исповедание исправил троекратное отвержение, и трижды поставляет его Пастырем Своим агнцам и овцам, предлагая Петру также и три чина спасаемых: рабство, наемничество и сыновство, т.е. – девственность, целомудренное вдовство и честный брак [Девственность уподобляется сыновству; наемничество (служение слуги) вдовству; брак – рабству].
Но Петр, снова и, затем опять будучи вопрошаем: любит ли Он Христа, – огорчился, говорится, вследствие повторения вопрошения его, полагая, что ему не верят. Зная же, что он любит Христа, и не не ведая и то, что Вопрошающий лучше знает его, чем даже он сам себя, как бы отовсюду стесненный, исповедует: не только, что он любит, но и возвещает, что Любимый им является Богом всего, говоря: «Ты, Господи, вся веси; Ты веси, яко люблю Тя»; потому что «все знать» свойственно только Богу всего. Сотворившего же от души такое исповедание Господь не только рукополагает Пастырем и Архипастырем всей Своей Церкви, но и обещает опоясать его такой силою, что и даже до смерти, и то смерти крестной, он будет твердо стоять; тот, который прежде, чем обладал этой силой, не вынес вопроса и спора с одной девицей.
Омилия 28, произнесенная в праздник святых и верховных апостолов Петра и Павла.
Прп. Исидор Пелусиот
Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня
Троекратно предложенный Петру Господом вопрос о любви не подает мысли о незнании Владыки (да не вдаются иные в такое ложное умствование!). Напротив того, добрый Врач троекратным Петровым подтверждением исцелил троекратное отречение.
Первоначальный в Апостолах, троекратно отрекшись Господа, указал тем на грех всех человеков, троекратно отвергшихся Сотворившего: и когда дана первая заповедь, и когда установлен закон писанный, и когда воплотилось Слово — Бог наш. И сей–то грех Он исцелил троекратным же покаянием, и врачевство предложив соответственное язве, и показав, что врачеванием всех зол соделалось Господне пришествие.
Письма. Книга I.
Блж. Феофилакт Болгарский
Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня? и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих
Евфимий Зигабен
Глагола ему третие: Симоне Ионин, любиши ли Мя; Оскорбе (же) Петр, яко рече ему третие: любиши ли Мя; и глагола Ему: Господи, Ты вся веси: Ты веси, яко люблю Тя. Глагола ему Иисус: паси овцы Моя
Лопухин А.П.
Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня? и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих
Спрашивая Петра в третий раз, Господь употребил для обозначения понятия любви тот же глагол, какой только что употреблял Петр (φιλεῖν). Этим Господь поставил под сомнение и то дружеское расположение, какое имел, по его собственному признанию, Петр. Это очень огорчило Петра, и огорчение его выразилось в том, что он придал другую форму своему ответу. Он опускает частицу утверждения «так» и не говорит уже о своей любви как о деле совершенно ясном, о котором Христос должен знать, а высказывает только уверенность в том, что Христос, как Бог всеведущий, проникает в его сердце и находит там не только слабости, а в то же время и искреннюю любовь к Нему. Господь после этого скорбного и смиренного исповедания Петра в третий раз поручает ему заботиться о прокормлении Своих «овец», или, точнее, «овечек» (βόσκε προβάτια), под которыми Он разумеет наиболее слабых верующих. Петр сам почувствовал, насколько тяжело положение слабых характером – не верой, потому что в отречении своем Петр проявил не слабость веры, а именно недостаточную твердость характера, и поэтому именно ему Господь поручает укреплять и утешать тех людей, на которых он сам прежде походил.
Толкование Евангелия на каждый день года.
Суббота 7-й седмицы по Пасхе
Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси агнцев Моих. Еще говорит ему в другой раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих. Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня? и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих. Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь. Сказал же это, давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога. И, сказав сие, говорит ему: иди за Мною. Петр же, обратившись, видит идущего за ним ученика, которого любил Иисус и который на вечери, приклонившись к груди Его, сказал: Господи! кто предаст Тебя? Его увидев, Петр говорит Иисусу: Господи! а он что? Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною. И пронеслось это слово между братиями, что ученик тот не умрет. Но Иисус не сказал ему, что не умрет, но: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? Сей ученик и свидетельствует о сем, и написал сие; и знаем, что истинно свидетельство его. Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь.
Первый вопрос, который Господь ставит по Воскресении Своем Церкви, каждому из нас – вопрос любви. И этот вопрос касается Самого Господа: «Любишь ли Меня?» Господь воскресший из мертвых после Крестных страданий в сиянии славы хочет прежде всего увериться в любви Своей Церкви. И, главным образом, в личной любви того, кто будет служителем Церкви. Трижды вопрошает Спаситель апостола Петра, потому что он трижды отрекся от Него. А »трижды» означает бесчисленное число раз, когда человек отрекается от Господа.
Господь спрашивает: «Любишь ли Меня?» трижды, чтобы восстановить Петра в утраченном апостольском достоинстве. Прежде всего Он спрашивает, любит ли Петр Своего Господа как Человека, понимает ли он заповедь о любви к ближнему. Эта заповедь не может быть отвлеченной. Она должна всегда означать конкретного человека, с которым нас связывают личные отношения. В данном случае Человека Христа, как говорит Писание, и человека Петра. Второе Его вопрошание уже связано с той тайною, которая открывается во Христе воскресшем, как в Боге. Это уже вопрошание о любви к Богу. И, наконец, третье вопрошание Господа – предстояние перед тайной Пресвятой Троицы, потому что во Христе открывается Божественная полнота Пресвятой Троицы.
Христос спрашивает Петра: «Любишь ли Меня больше, нежели они?» – напоминая ему его собственные слова на Тайной Вечери. Но у Петра и в мыслях теперь уже нет, что он любит Христа больше, чем другие ученики. Хотя мы должны стараться всей жизнью своей быть лучше, чем другие, – стремиться к тому совершенству, к которому призвал нас Господь, – тем не менее, мы в смирении своем должны почитать других людей больше себя. Но Господь ждет от Петра, как и от всех служителей Церкви, большей устремленности к этой любви, чем от всех остальных людей. Чтобы этой любовью он мог коснуться тех, кто в своей расслабленности сопротивляется этой любви.
И Петр, ища доказательства своей любви, призывает в свидетели Самого Господа: «Ты знаешь, Господи, что я люблю Тебя». И особенно в третий раз: «Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя». Петр знает, что Христос знает все, и знает все, что в его сердце. Ему достаточно, что Христос, Который знает все, – видит то, что с ним происходит. Для него не требуется никаких других доказательств искренности его сердца. Это лицемерному человеку страшно, что Христос видит все и знает все, а для искреннего ученика Христова это самое великое утешение. Христос знает нас лучше, чем мы знаем самих себя. Он верит в нас, и Ему открыта глубина жизни каждого человека, тот образ Божий, который может быть восстановлен в своей первозданной красоте, если человек нелицемерно, искренне покается, и начнет жить по правде Христовой.
Почему же Петр так опечалился, когда Господь в третий раз спросил его: «Любишь ли Меня?» Потому что это сразу во всей полноте напомнило ему о его предательстве. Напоминание о прошлых грехах, даже о прощенных, не может не наполнять печалью наши сердца, потому что мы знаем, что оскорбили ими Господа. Апостол Петр боится, что Господь, видящий все, предвидит его новое падение. Святой Иоанн Златоуст говорит, что Петр внезапно был охвачен страхом: «Он бы не спрашивал меня так, если бы для этого не было оснований. И раньше я говорил о любви к Нему, но дело показало иное. Что будет со мной, если снова придет искушение?» Господь так испытывает любовь Апостола, потому что доверяет ему самое драгоценное сокровище, какое есть у Него на земле: «Паси агнцы Моя, паси овцы Моя».
В Церкви, в стаде Христовом есть агнцы, и есть овцы. И те, и другие дороги для Пастыря доброго. Но прежде всего Он заботится об агнцах. Еще в древних катакомбах было изображение Спасителя с агнцем – маленьким ягненком, которого Он несет на плечах. Пастырь добрый – символ любви, которую имеет Господь, к каждой заблудшей овце. Никто не сможет повести словесных овец на зеленые райские пастбища, если не будет с ним Сам Христос, Пастырь добрый. Если не будет у него такой любви ко Господу, которая будет означать благодатное присутствие Самого Христа.
После тройного вопрошания о верности, Господь показывает, что означает любовь, в которой Он восстанавливает Своего ученика. Вначале Он утверждает его в чести пастырства, а теперь Он говорит ему о большей чести – о том, что ему будет дана честь мучеников. «Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь» – как связанного узника. «Истинно, истинно», – говорит Христос. Как Он предвидел Свои собственные страдания и говорил о них, так предвидит Он страдания всех Своих последователей, всех, кто любит Его. Доверяя Петру служение пасти словесных овец, Господь говорит ему, чтобы он не ждал покоя и почестей в этом служении, но чтобы, подобно Самому Пастыреначальнику, ждал скорбей и гонений. До сих пор воля Петра определяла все, что он делал. Эта воля исходила из его собственного выбора. Но и теперь этот выбор не отнимается от него, однако все становится иным. Его воля согласна с волей Господней. И все, что было его, Петр отдает Господу. Когда Господь впервые призвал Петра при чудесной ловле рыб, Петр ответил Ему первым своим «да». Теперь после отречения ему надо исправить свое падение новым, трижды сказанным «да». Так происходит с каждым, кого по-настоящему призывает Господь. Эти три «да», которые Петр говорит, открывают новую его ответственность. Только сейчас ему в полноте открывается, по дару милосердного Господа, его служение, – в той мере, в какой его «да» утверждается и углубляется, в той мере, в какой реальна его любовь. Это есть служение, которое может и должно возрастать. Господь необязательно имеет в виду мученичество, предстоящее Петру, и каждому из нас, но Он обязательно говорит о смерти, ожидающей каждого из нас, и о том служении, которое должно быть как поклонение Кресту Христову. Петр должен возрастать в познании, что ему доверяется всецелое служение Господу. Это не должно быть возрастанием веры в себя, но постоянной молитвой и подлинным поклонением Кресту Христову. Бесконечно трудно исполнить все, что требует любовь, потому что любовь требует всего человека. До конца, до смерти. Как Господь Себя отдает нам до смерти, так, спрашивая каждого из нас: «Любишь ли Меня», Он говорит о такой любви.
И Господь дает заповедь Петру: «Следуй за Мной». Это тайна принятия воли Божией. Этими словами впервые призвал Господь Петра после чудесной ловли рыбы у Галилейского озера, следовать за Ним, быть Его учеником ( Мф. 4, 19). И теперь этими словами Он говорит о его мученической смерти. Будь готов к принятию того, что и Я принял, говорит ему Господь, ибо «ученик не больше своего Учителя» (Лк. 6, 40 ). Хотя давно уже Петр следует за Господом, но теперь он должен идти за Ним по-новому, поскольку ему открывается новое служение. Он все получил от Господа, всю любовь, все служение, и даже знание, что он будет верен до конца.
Петр спрашивает Спасителя об Иоанне: «Господи, сей же что?» «Что тебе до того, – отвечает Господь, – ты иди за Мною». Господь дает каждому свое служение. Как говорит преподобный Силуан Афонский: «Один – патриарх, другой – священник, третий – повар; большую награду получит тот, кто больше любит Бога». Не надо сравнивать себя ни с кем. Перед лицом вечности каждый из нас, сколь бы скромным ни было его служение, обретает несоизмеримое ни с чем величие по дару любви Христовой. И Господь сказал еще об Иоанне: «Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду». Оттого что апостол Иоанн Богослов – единственный из апостолов, кто не умер мученической смертью, их ученики заключили из этого слова Христова, что он вообще не умрет. Может быть, в этом проявилась детская простота первых христиан, желающих видеть всегда перед собой этого исключительного свидетеля любви Христовой, и знающих после Его воскресения, что Господу возможно все. Но не сказал Господь, что он не умрет, «но: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того?» Господь хочет, чтобы верность, которую этот апостол явил у Креста вместе с Божией Матерью, его свидетельство о истине и любви, евангельское слово и откровение о будущем человечества и Церкви, всегда пребывало с нами.
«Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь». Как бы мы ни были утешены благодатью, сколько бы мы ни знали о Христе, мы касаемся только края ризы Его. Какие бы чудеса ни дано нам было пережить, они – ничто перед тем, что может ждать нас впереди. Человеческие слова бессильны описать Христа, и человеческие книги не могут вместить Его. Потому Евангелие от Иоанна завершается напоминанием о бесчисленных победах, о неиссякаемой силе и безграничной благодати Воскресшего Христа.
Сын ионин любишь ли ты меня
Платон Кислухин запись закреплена
СИМОНЕ ИОНИН, ЛЮБИШИ ЛИ МЯ?
Венедикт Кочергин
«Сегодня обнаружил интересную вещь в диалоге Иисуса Христа. В Евангелии мы все не раз читали диалог Иисуса Христа с Петром, где Иисус спрашивает Петра, любит ли тот Его.
Там происходит крайне интересный диалог, который на русский переведён с использованием доступных слов без разъяснений, и смысл его немного смещается и очень много теряет. Открыв же греческий подлинник, мы видим чуть ли не спор! Смотрите)
«Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси агнцев Моих.
Еще говорит ему в другой раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих.
Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня? и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих.» (Ин. 21:15-17)
А вот текст на греческом языке. Я выделил то, на что стоит обратить внимание восклицательными знаками.
Что мы видим в этом диалоге? Господь спрашивает Петра: Пётр, ты агапас ме (любишь ли меня самоотреченно)? А Пётр Ему отвечает: Да, Господи, я фило си (испытываю к Тебе доброе чуство). Христос переспрашивает (как будто уточняет): [нет же, Пётр! ты не понял! Я спрашиваю] ты АГАПАС МЕ? А Пётр опять отвечает: оти фило си, я хорошо к тебе отношусь. А в третий раз Иисус спрашивает: Пётр, [то есть всего навсего ФИЛИС МЕ? Далее мы читаем, что Пётр опечалился, что Господь в третий раз спрашивает его «любишь ли меня?». Читая по-русски эти строки, мы можем подумать, что Пётр опечалился потому, что Христос будто бы не доверяет ему и трижды спрашивает Петра об одном и том же. Но из оригинала видно, что в третий раз Христос укоряет Петра, Пётр печалится потому, что в третий раз Господь спрашивает его уже о другом. В третий раз Христос переспрашивает у Петра, явно с укором: то есть ты просто испытываешь по отношению ко мне позитивные эмоции, ты филис ме? И Пётр отвечает: да, я просто фило Тебя.
А рефреном после всех трёх ответов Петра идёт просьба Иисуса: паси овец Моих. Он призывает любить Его делом, а не чувством.
Вот такая интересная вещь. «
Венедикт Кочергин
Толкования Священного Писания
Содержание
Толкования на Ин. 21:15
Свт. Иоанн Златоуст
Ст. 15-17 Егда же обедоваше, глагола Симону Петру Иисус: Симоне Ионин, любиши ли Мя паче сих; Глагола Ему: ей, Господи, Ты веси, яко люблю Тя. Глагола ему: паси агнцы Моя. Глагола ему паки второе: Симоне Ионин, любиши ли Мя; Глагола Ему: ей, Господи, Ты веси, яко люблю Тя. Глагола ему: паси овцы Моя. Глагола ему третие: Симоне Ионин, любиши ли Мя; Оскорбе (же) Петр, яко рече ему третие: любиши ли Мя; и глагола Ему: Господи, Ты вся веси: Ты веси, яко люблю Тя. Глагола ему Иисус: паси овцы Моя
Свт. Григорий Палама
Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси агнцев Моих
Это, заметь, ради того, чтобы обратить его к большему смирению; потому что раньше, и не будучи вопрошен, он оставил себя выше прочих, говоря: «Если и все (соблазнятся), но не – я», а теперь вопрошаем: – больше ли он любит (Христа, чем прочие), – он подтверждает свою любовь, но то – что (любит) больше других, это пропускает, говоря: «Ей, Господи, Ты веси, яко люблю Тя». Что же – Господь? – Поскольку Петр показал, что он не отпал от любви к Нему, и к тому же восприял в добавление к сему смирение, открыто исполняет обещание, некогда данное ему, и говорит ему: «Паси агнцы Моя»; потому что когда Он пожелал собрание верующих в Него назвать «зданием», то тогда Он возвещает, что положит его основанием сего: «Ты еси, – говоря, – Петр, и на сем камне созижду церковь Мою» (Мф.16:18). Когда же слово было о рыбной ловле, то Он творит его ловцем человеков: «Отселе, – говоря, – будеши человеки ловя» (Лк.5:10); когда же именует Своих «овцами», делает Петра Пастырем: «Паси, – говоря, – агнцы Моя, паси овцы Моя».
Омилия 28, произнесенная в праздник святых и верховных апостолов Петра и Павла.
Прп. Симеон Новый Богослов
Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси агнцев Моих
Что пасти народ и пещись о спасении братий есть дело многоспасительное, как завершение любви, которая есть глава закона и пророков, этого никто не может отвергать. Ибо когда Господь до трех раз спрашивал Петра, любит ли он Его, и сей ответил: ей, Господи! Ты веси, яко люблю Тя; – тогда Господь, в ответ на это, вот что сказал ему: если любишь ты Меня, Петре, паси овцы Моя. Опять, что не следует всякому человеку, просто и как ни случилось, необдуманно брать на себя настоятельство над другими, – явно и это для всякого, у кого ум не омрачен совершенно. Впрочем, многие не знают ни того, что означает приведенное слово Господа, ни того, каким образом пасти овец Своих повелел Господь Петру. Но восходят дерзостно (увы!) на эту степень достоинства и не стыдятся самочинно пасти паству Христову, почему, если вам кажется благословным, обсудим, что означает это слово Господне и какой заключается в нем смысл.
Когда Господь сказал Петру: паси овцы Моя, то этим не на другое что указал, как на предстояние и попечение, коим подобает быть о стаде Христовом, посредством слова и учения. Это подтверждается другими словами, сказанными тому же Петру: Симоне, Симоне, се сатана просит вас, дабы сеял, яко пшеницу. Аз же молихся о тебе, да не оскудеет вера твоя; и ты некогда обращся утверди братию твою (Лк.22:31-32). Ибо что значат слова: утверди братию твою? Вот что: собственным своим примером удостоверь их, что не должно отчаиваться, в какое бы кто прегрешение ни впал, ибо какое другое прегрешение хуже твоего, когда ты отвергся Меня, Владыки всяческих? Однако ж Я простил тебя тотчас, как только ты горько раскаялся, и, несмотря на то, что ты не имел дерзновения по причине отречения, Я по имени призвал тебя чрез Ангела прийти ко Мне вместе с другими Апостолами на гору Галилейскую, ни одним словом не укоряя тебя в отречении твоем. В сем-то, обращся, ты и утверди братию твою.
Паси овцы Моя. Но ведай, что ты будешь истинно пасти их не тогда, когда станешь переводить их с пажити на пажить, чтоб они утучнели телесно, как то делают пастыри бессловесных овец, не тогда также, когда будешь запирать их в стенах и ограждениях овчарных, но когда будешь научать их соблюдать все, что Я повелел. Это потом заповедал Господь особо и всем Апостолам, говоря: шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, учаще их блюсти вся, елика заповедах вам (Мф.28:19-20), прибавив и еще: иже веру имет и крестится, спасен будет; а иже не имет веры, осужден будет (Мк.16:16).
Слова (Слово 82-е).
Прп. Нил Синайский
Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси агнцев Моих
Письма на разные темы. Скорописцу Ганимеду.
Прав. Иоанн Кронштадтский
Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси агнцев Моих
Любишь ли ты Меня. паси овец Моих…. Поистине, надо иметь твердую любовь ко Господу, чтобы пасти усердно овец Его. Кто любит не Господа, а мир сей, не овец Его, а шерсть их, тот не может пасти их, потому что ищет не их, а ихнего.
Дневник. Том IV. 1860-1861.
Блж. Феофилакт Болгарский
Ст. 15-19 Когда же они обедали, Иисус, говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так. Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси агнцев Моих. Еще говорит ему в другой раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих. Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня? и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих. Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя и поведет, куда не хочешь. Сказал же это, давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога
Евфимий Зигабен
Егда же обедоваше, глагола Симону Петру Иисус: Симоне Ионин, любиши ли Мя паче сих; Глагола Ему: ей, Господи, Ты веси, яко люблю Тя
Спрашивает Иисус Христос об этом одного только Петра, как старейшего из числа учеников. А зачем Он спрашивает о том, о чем знает, – скажем после.
Глагола ему: паси агнцы Моя. Агнцами Своими Иисус Христос называет учеников, как Пастырь их; дальше Он называет их и овцами
Итак, Иисус Христос требует от Петра, как доказательства любви к Себе, попечения об учениках, и желает, чтобы душу свою, которую Петр обещал положить за Него, положил за учеников.
Лопухин А.П.
Kогда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси агнцев Моих
Kроме этой общей цели, настоящее явление имело и частную цель: восстановление в апостольских правах апостола Петра, который отрекся от Христа.
По окончании обеда (точнее с греческого, когда они позавтракали – ἠρίστησαν) Господь спрашивает Петра, любит ли он Его больше, чем другие. Kонечно, Христос спрашивает об этом с той целью, чтобы напомнить Петру его прежнее заявление о своей любви ко Христу (Ин.13:37). А троекратное повторение того же вопроса должно было напомнить Петру его троекратное отречение от Христа. Очень вероятно, что и костер, около которого он теперь стоял, должен был привести ему на память тот костер, около которого он грелся ночью на дворе первосвященника. Ответ Петра показывает, насколько он смирился: он уже не говорит о своей беззаветной преданности Христу, а только дает утвердительный ответ на вопрос Христа. Мало того, он смиренно заявляет, что его любовь ко Христу не такая, какую Христос желал бы видеть с его стороны. Христос спрашивает его, любит ли он Его любовью, которая основана на убеждении в высоких достоинствах любимого лица, которая есть дело воли человека (такой смысл имеет употребляемый здесь Христом глагол ἀγαπᾶν). Петр же в своем ответе говорит только о своем дружеском сердечном расположении ко Христу (в таком смысле употребляется им глагол φιλεῖν, ср. Ин.11:3). Однако Господь принимает это исповедание Петра и поручает ему пасти Своих агнцев. Этим Петру не дается каких-либо особых полномочий, которые выделяли бы его из числа прочих апостолов. Нет, он здесь только восстанавливается в своем достоинстве, которое он утратил вместе с отречением. Господь и ему, как прочим апостолам, поручает заботы о верующих. Нужно заметить, что верующих Господь называет здесь агнцами или ягнятами, для того чтобы показать, как они нуждаются в уходе за собой со стороны апостолов, а сам этот уход обозначает как кормление, питание (βόσκε ἀρνία μου).