странна муки всякия покажи мя и всех владыку умоли толкование

Странна муки всякия покажи мя и всех владыку умоли толкование

странна муки всякия покажи мя и всех владыку умоли толкование. S8AyqJsQwYYanIkoLuHhDKYEGwIMhA Yn giT0Mnsdak vke0DnAGkDvXCIy07rl6Z8tPNVJ3mTvcFK3YoJifUgW. странна муки всякия покажи мя и всех владыку умоли толкование фото. странна муки всякия покажи мя и всех владыку умоли толкование-S8AyqJsQwYYanIkoLuHhDKYEGwIMhA Yn giT0Mnsdak vke0DnAGkDvXCIy07rl6Z8tPNVJ3mTvcFK3YoJifUgW. картинка странна муки всякия покажи мя и всех владыку умоли толкование. картинка S8AyqJsQwYYanIkoLuHhDKYEGwIMhA Yn giT0Mnsdak vke0DnAGkDvXCIy07rl6Z8tPNVJ3mTvcFK3YoJifUgW. Что такое "тартар" и что значит "Странна муки всякия покажи мя".

странна муки всякия покажи мя и всех владыку умоли толкование. S8AyqJsQwYYanIkoLuHhDKYEGwIMhA Yn giT0Mnsdak vke0DnAGkDvXCIy07rl6Z8tPNVJ3mTvcFK3YoJifUgW. странна муки всякия покажи мя и всех владыку умоли толкование фото. странна муки всякия покажи мя и всех владыку умоли толкование-S8AyqJsQwYYanIkoLuHhDKYEGwIMhA Yn giT0Mnsdak vke0DnAGkDvXCIy07rl6Z8tPNVJ3mTvcFK3YoJifUgW. картинка странна муки всякия покажи мя и всех владыку умоли толкование. картинка S8AyqJsQwYYanIkoLuHhDKYEGwIMhA Yn giT0Mnsdak vke0DnAGkDvXCIy07rl6Z8tPNVJ3mTvcFK3YoJifUgW. Что такое "тартар" и что значит "Странна муки всякия покажи мя".

Свято-Воскресенский женский монастырь г. Муром запись закреплена

Что такое «тартар» и что значит «Странна муки всякия покажи мя».

Разберем сегодня вопрос от нашей читательницы, раскрыть смысл слов из седьмой молитвы ко Пресвятой Богородице, которая содержится в утренних молитвах.

В тексте молитвы содержатся такие слова: «Странна муки всякия покажи мя и всех Владыку умоли». Для того, чтобы понять смысл этих слов, достаточно обратиться к словарю, где стрАнный переводится путешествующий, странствующий.

И переводиться эта фраза может двумя вариантами: 1) как просьба к Пресвятой Богородице показать молящегося отдаленным, отстраненным от всяких мучений; 2) либо же как просьба к Пресвятой Богородице, чтобы она отдалила, оградила молящегося от всяких мучений. Дословно будет звучать так: «Покажи меня отстраненным от всяких мучений и умоли обо мне Владыку всего мира» либо же «Огради(избави) меня от всяких мучений и умоли обо мне Владыку всего мира».

Встретился еще такой вариант перевода в толковом молитвослове:

» Яви меня непричастным всякой муке и умоли обо мне Владыку всего мира «.
И стоит пояснить, что слово «умоли» подразумевает под собой умолить о спасении. И если внести пояснение, то эта строка из молитвы будет звучать так: » Огради меня от всяких мучений (обращение к Пресвятой Богородице) и умоли обо мне (о моем спасении) Владыку всего мира «.

Что же касается слово тартар, которое встречается в этой же молитве в строчке:

«Избави мя огня вечнующаго, и червия же злаго, и тартара».
В этих словах разобраться несколько проще, здесь содержится просьба к Пресвятой Богородице избавить от вечного огня (адского), злого червя (диавола, змея), и адской бездны (преисподней). Слов тартар обозначает преисподнюю, и заимствовано из греческой мифологии. Иногда ошибочно говорят, что тартар это некое существо. На самом деле это просто заимствование из греческого языка, которое на современный русский язык переводится как преисподняя.

Таким образом, если обращаться к толковому молитвослову или же к толковому словарю церковнославянского языка, то многие слова и тексты молитв становятся намного понятнее и обретают другой смысл, какой иногда ошибочно люди придают, пытаясь сами объяснить непонятные слова.

Источник

Странна муки всякия покажи мя и всех владыку умоли толкование

Чаще всего любители спорить о понятности либо непонятности церковнославянского языка впадают в крайности: одни утверждают, что церковнославянский язык прост, нужно лишь недельку-другую почитать на нем Евангелие и Псалтирь, другие говорят, что язык этот совершенно непонятен, мешает молитве и должен уйти в прошлое. Думается, правда равно далека от первой и второй точки зрения.
Церковнославянский язык красив и поразительно емок, упразднить его – значит, обеднить молитву, лишить богослужение того высокого настроя, который в нем есть.
Но наивно полагать, что церковнославянский язык можно освоить только путем чтения текстов на нем: грамматика его сложна и значительно отличается от грамматики современного русского языка. Кроме того, церковнославянский язык изобилует паронимами – словами, которые в русском языке имеют уже совсем другой смысл. Эти паронимы и представляют, на мой взгляд, самую большую опасность: смыслы, которые кажутся нам очевидными и которые мы поэтому легко вносим в молитву, бывают очень далеки от православного вероучения. Тут за примерами далеко ходить не нужно, один из них уже вынесен в название темы. В утренней молитве свт. Василия Великого читаем:

«Тя благословим, вышний Боже и Господи милости, творящаго присно с нами великая же и неизследованная, славная же и ужасная, ихже несть числа…»

Откроем словарь современного русского языка. Слово «ужасный» он определяет как «вызывающий ужас, очень страшный». Одним словом, очень плохой, кошмарный. Но разве Бог творит зло? Разумеется, нет. В чем же дело? Как увязать представления о Боге, «творящем ужасы» с тем, что Он есть Любовь?
Дело в том, что мы понимаем слово «ужасный» как носители русского языка, а в церковнославянском оно имело и иное значение: изумительный, возбуждающий трепетное изумление. Причем, это значение Полный словарь церковнославянского языка дает в качестве основного.
http://www.slavdict.narod.ru/_0752.htm

Согласитесь, что смысл молитвы и ее настроение значительно меняются от этой поправки. И мы избегаем опасности впасть в опасное догматическое заблуждение, что Бог является не только источником добра, но и творцом зла.

Вот для разбора таких недоуменных мест домашних и церковных молитв и предназначена эта тема. Постараюсь поделиться в ней своими ошибками и открытиями и очень надеюсь на то, что другие будут мне помогать в этом.

Источник

Объяснте смысл слов: «Странна муки всякия покажи мя и всех Владыку умоли»

Объяснте смысл слов: «Странна муки всякия покажи мя и всех Владыку умоли»

священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря «Покажи меня удаленным (церк. — слав. странный — посторонний) от всякой муки и Владыку всех умоли…».

Читайте также

Как следует понимать смысл слов апостола Павла: если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем (2Кор.5:16)?

Как следует понимать смысл слов апостола Павла: если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем (2Кор.5:16)? Иеромонах Иов (Гумеров) После Своего рождения Иисус Христос по своей человеческой природе был причастен в жизни естественной: дышал, вкушал пищу, нуждался в отдыхе

Как понять смысл слов «сила Моя совершается в немощи»?

Как понять смысл слов «сила Моя совершается в немощи»? Иеромонах Иов (Гумеров)В Послании к коринфянам св. апостол Павел говорит об откровении, которого он сподобился: был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать (2Кор.12:4). После

В чем смысл слов Спасителя: «Кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь»?

В чем смысл слов Спасителя: «Кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь»? иеромонах Иов (Гумеров)Словами вот матерь Моя и братья Мои; ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь (Мф.12:49–50) Иисус

Словарь испанских слов и слов языка Кечуа, встречающихся в тексте

Словарь испанских слов и слов языка Кечуа, встречающихся в тексте Аделантадо – маршал, воинское звание главнокомандующего в приграничном районе; наместник; начальник отряда, который по договору с короной осуществляет завоевание какой-либо области.Адоба – кирпичи из

Высокий смысл привычных слов

Высокий смысл привычных слов Процессы, которые происходят сейчас в русском языке, лингвисты называют «третьей варваризацией» (первая была в Петровскую эпоху, вторая — после революции 1917 года). Точнее, следовало бы говорить о тотальной жаргонизации, ибо именно жаргон

Покажи Бога

Покажи Бога Язычник спрашивает святого Феофила:— Покажи мне своего Бога.— Покажи мне твоего человека, и я покажу моего Бога. Покажи, что очи души твоей видят и уши сердца твоего слышат, — отвечает

Высокий смысл привычных слов

Высокий смысл привычных слов С понятием искусства тесно связано и понятие вдохновения. Слово это есть прямое свидетельство, указывающее на главного участника творческого процесса, – Того, Кто даровал талант, Кто вдохнул в художника мысли, чувства, переживания, в

8. Филипп сказал Ему: Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас.

8. Филипп сказал Ему: Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас. Апостол Филипп был человек довольно нерешительный и склонный руководиться чужими мнениями (6:9; 12:22). Он как бы постоянно искал для себя опоры вовне. Этим свойством его характера и можно объяснить то, что он

3. От этого чресла мои трясутся; муки схватили меня, как муки рождающей. Я взволнован от того, что слышу; я смущен от того, что вижу. 4. Сердце мое трепещет; дрожь бьет меня; отрадная ночь моя превратилась в ужас для меня.

3. От этого чресла мои трясутся; муки схватили меня, как муки рождающей. Я взволнован от того, что слышу; я смущен от того, что вижу. 4. Сердце мое трепещет; дрожь бьет меня; отрадная ночь моя превратилась в ужас для меня. Я взволнован. — можно перевести так: «я так взволнован,

19. Введи также в ковчег (из всякого скота, и из всех гадов, и) из всех животных, и от всякой плоти по паре, чтоб они остались с тобою в живых; мужеского пола и женского пусть они будут. 20. Из (всех) птиц по роду их, и из (всех) скотов по роду их, и из всех пресмыкающихся по земле по роду их, из вс

19. Введи также в ковчег (из всякого скота, и из всех гадов, и) из всех животных, и от всякой плоти по паре, чтоб они остались с тобою в живых; мужеского пола и женского пусть они будут. 20. Из (всех) птиц по роду их, и из (всех) скотов по роду их, и из всех пресмыкающихся по земле по

1. И вспомнил Бог о Ное, и о всех зверях, и о всех скотах, (и о всех птицах, и о всех гадах пресмыкающихся,) бывших с ним в ковчеге; и навел Бог ветер на землю, и воды остановились

1. И вспомнил Бог о Ное, и о всех зверях, и о всех скотах, (и о всех птицах, и о всех гадах пресмыкающихся,) бывших с ним в ковчеге; и навел Бог ветер на землю, и воды остановились «И вспомнил Бог о Ное. » «Будем, возлюбленные, понимать эти слова богоприлично, а не в том грубом

36. Иаков рассердился и вступил в спор с Лаваном. И начал Иаков говорить и сказал Лавану: какая вина моя, какой грех мой, что ты преследуешь меня? 37. ты осмотрел у меня все вещи (в доме моем), что нашел ты из всех вещей твоего дома? покажи здесь пред родственниками моими и пред родственниками твоим

36. Иаков рассердился и вступил в спор с Лаваном. И начал Иаков говорить и сказал Лавану: какая вина моя, какой грех мой, что ты преследуешь меня? 37. ты осмотрел у меня все вещи (в доме моем), что нашел ты из всех вещей твоего дома? покажи здесь пред родственниками моими и пред

11. Стандартная мечта всех членов ЦХ — чтобы ЦХ были сначала во всех крупных городах, а потом во всех остальных

11. Стандартная мечта всех членов ЦХ — чтобы ЦХ были сначала во всех крупных городах, а потом во всех остальных Приведу интервью лидера “Московской ЦХ” Михаила Раковщика, которое было дано им подпольному журналу ЦХ, выходившему несколько лет назад. Флеминг уже не был

Гл VII. Ответ на возражение, заимствованное из слов св. Павла. Апостол употребляет иногда перестановку слов

Гл VII. Ответ на возражение, заимствованное из слов св. Павла. Апостол употребляет иногда перестановку слов 1. Что касается того, что они говорят, будто Павел во втором (послании) к коринфянам ясно сказал: У которых Бог века сего ослепил умы неверующих (2 Кор. 4:4), и будто иной

3. Как правильно понять смысл слов «сила Моя совершается в немощи»?

3. Как правильно понять смысл слов «сила Моя совершается в немощи»? Вопрос: Как правильно понять смысл слов «сила Моя совершается в немощи»?Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):В Послании к коринфянам св. апостол Павел говорит об откровении, которого он сподобился: был

Источник

Как научиться понимать молитвы? (11 стр.)

Воспеваю благодать Твою, Владычице, молю Тя, ум мой облагодати. Ступати право мя настави, путем Христовых заповедей. Бдети к песне укрепи, уныния сон отгоняющи. Связана пленицами грехопадений, мольбами Твоими разреши, Богоневесто. В нощи мя и во дни сохраняй, борющих враг избавляющи мя. Жизнодателя Бога родшая, умерщвлена мя страстьми оживи. Яже Свет невечерний родшая, душу мою ослепшую просвети. О дивная Владычня плато, дом Духа Божественна мене сотвори. Врача рождшая, уврачуй души моея многолетныя страсти. Волнующася житейскою бурею, ко стези мя покаяния направи. Избави мя огня вечнующаго, и червия же злаго, и тартара. Да мя не явиши бесом радования, иже многим грехом повинника. Нова сотвори мя, обветшавшаго нечувственными, Пренепорочная, согрешении. Странна муки всякия покажи мя, и всех Владыку умоли. Небесная ми улучите веселия, со всеми святыми, сподоби. Пресвятая Дево, услыши глас непотребнаго раба Твоего. Струю давай мне слезам, Пречистая, души моея скверну очищающи. Стенания от сердца приношу Ти непрестанно, усердствуй, Владычице. Молебную службу мою прими, и Богу благоутробному принеси. Превысшая Ангел, мирскаго мя превышша слития сотвори. Светоносная Сене небесная, духовную благодать во мне направи. Руце воздею и устне к похвалению, осквернены скверною, Всенепорочная. Душетленных мя пакостей избави, Христа прилежно умоляющи; Емуже честь и поклонение подобает, ныне и присно, и во веки веков, Аминь.

Пленница – цепь. Разреши – освободи (разреши от уз). Волнующася – волнующегося, волнуемого (то есть: «меня, волнуемого..»; см. далее: ко стези мя покаяния направи). Стезя – тропа, дорога. Тартар – адская бездна. Иже многим грехом повинника – виновника многих грехов. Обветшавшаго – обессиленного, сокрушенного, состарившегося. Странна – чуждого, оставшегося в стороне. Сподоби – удостой. Непотребный – негодный (буквально – всмотритесь в слово!). Благоутробный – милосердный (буквально: имеющий благое сердце). Мирскаго мя превышша слития сотвори – избавь меня от прилепления к земным заботам, от власти мира сего (слитие–смешение, соединение). Сене – сень, тень (звательный падеж).

+ Нова сотвори мя обветшавшаго нечувственными, Пренепорочная, согрешении. Молитва указывает на важную сторону в действии греха: он делает человека все более нечувствительным к духовному, становится все менее заметным для согрешающего, который при этом теряет свежесть и крепость, ветшает, слабеет, все далее отходя от Источника истинной благодатной жизни.

Превышая Ангел, мирскаго мя превышша слития сотвори. Это прошение к Высшей небесных Сил Богоматери (Честнейшей Херувим и славнейшей Серафим) о неотмирности, необходимом свойстве христианина. В сокровенной беседе с учениками на Тайной вечере Господь многократно повторяет им, что они – не от мира: Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир (Ин.15:19). Напомним и слова апостола: Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего (Ин.2:16); прилепляться к этой похоти плоти, похоти очес и гордости житейской, сливаться с нею, впускать ее в себя – нельзя, но избегнуть такого мирскаго слития можно только помощью Божией благодати.

Светоносная Сене небесная, духовную благодать во мне направи. Сень – это тень (вспомним русское слово сени – пристройка к дому, дающая тень, или тени – сени, в жаркую погоду). Выражение Светоносная Сене небесная настолько глубоко и богословски значимо, что простой перевод ничего не объяснил бы. В основе – представление о светоносном мраке Божества, невместимого, непредставимого, неприступного Бога. Облако покрывает гору Синай, когда Бог сходит на нее в огне беседовать с Моисеем. Гора горела огнем до самых небес, [и была] тьма, облако и мрак (Втор.4:11). И стоял народ вдали, а Моисей вступил во мрак, где Бог (Исх.20:21). Во время исхода из Египта Господь шел пред ними [сынами Израилевыми] днем в столпе облачном… а ночью в столпе огненном, светя им (Исх.13:21) и вошел в середину между станом Египетским и между станом Израилевым, и был облаком и мраком [для одних] и освещал ночь [для других] (Исх.14:20). О явлении Господа Давид поет: Наклонил Он небеса и сошел, — мрак под ногами Его. И воссел на Херувимов и полетел, и понесся на крыльях ветра. И мрак сделал покровом Своим, сению вокруг Себя мрак вод, облаков воздушных (Пс.17:10–12; то же – 2 Цар.22:10–12; перевод слегка отличается: и мраком покрыл Себя, как сению, сгустив воды облаков небесных).

Первая глава «Мистического богословия» святого Дионисия Ареопагита так и называется: «Что такое Божественный Мрак». На вершине познания «при полнейшем отсутствии света, при совершенном отсутствии ощущений и видимости наш невосприимчивый к духовному просвещению разум озаряется ярчайшим светом, преисполняясь пречистым сиянием!» Бог есть абсолютный свет – Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир: В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его (Ин.1:4–5, 9); но Свет этот – неприступный: Единый и имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может (1 Тим.6:16). Лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых (Исх.33:20). Невозможность познания Бога и приближения к Нему разрешается только тем, что Бог воплотился и вочеловечился. Вот почему Пресвятая Богородица для нас не только Неопалимая Купина, которую не сжигает огонь Божества, но и Светоносная Тень Божественного «Мрака», подобная горе Синай: в Ней Бог является во мраке Своего света.

Многомилостиве и Всемилостиве Боже мой, Господи Иисусе Христе, многия ради любве сшел и воплотился еси, яко да спасеши всех. И паки, Спасе, спаси мя по благодати, молю Тя. Аще бо от дел спасеши мя, несть се благодать и дар, но долг паче. Ей, многий в щедротах и неизреченный в милости. Веруяй бо в Мя, рекл еси, о Христе мой, жив будет и не узрит смерти во веки. Аще убо вера, яже в Тя, спасает отчаянныя, се верую, спаси мя, яко Бог мой еси Ты и Создатель. Вера же вместо дел да вменится мне, Боже мой, не обрящеши бо дел отнюд оправдающих мя. Но та вера моя да довлеет вместо всех, та да отвещает, та да оправдит мя, та да покажет мя причастника славы Твоея вечныя. Да не убо похитит мя сатана, и похвалится, Слове, еже отторгнути мя от Твоей руки и ограды; но или хощу, спаси мя, или не хощу, Христе Спасе мой, предвари скоро, скоро, погибох: Ты бое си Бог мой от чрева матери моея. Сподоби мя, Господи, ныне возлюбити Тя, якоже возлюбих иногда той самый грех, и паки поработати Тебе без лености тощно, якоже поработах прежде сатане льстивому. Наипаче же поработаю Тебе, Господу и Богу моему Иисусу Христу, во вся дни живота моего, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Яко да спасеши всех – чтобы спасти всех. Паки – еще. Аще бо от дел спасеши мя – если бы Ты спас меня за мои дела. Несть се – это не. Но долг паче – но скорее долг (паче – более). Рекл еси – Ты сказал. Аще убо – так как, потому что. Отнюд – совершенно, никоим образом. Да довлеет – да будет достаточна (довлети – быть достаточным; ср.: довольно). Причастника – участника. Да не убо похитит – и да не похитит (убо – усилительная частица; здесь она может переводиться и как «же», и как «воистину». И похвалится… еже отторгнути мя – и похвалится, что отторг (исхитил) меня. Предвари – предупреди (мое желание спастись – то есть не дожидайся этого желания). Погибох – я погиб. Якоже возлюбих иногда – как я прежде возлюбил (иногда – когда–то, некогда). Льстивому – лживому. Наипаче – особенно, более всего. Живота моего – жизни моей.

+ Аще бо от дел спасеши мя, несть се благодать и дар, но долг паче. Ей, многий в щедротах и неизреченный в милости… Вера же вместо дел да вменится мне, Боже мой, не обрящеши бо дел отнюд оправдающих мя. Мысль молитвы основана на словах апостола: Воздаяние делающему вменяется не по милости, но по долгу. А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность (Рим.4:4–5). Напомним, что щедрота – это щедрая милость, сострадание, милосердие.

Веруяй бо в Мя, рекл еси, о Христе мой, жив будет и не узрит смерти во веки. Молитва прямо указывает на слова Самого Христа: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек (Ин.11:25–26). Сравни также: Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь (Ин.5:24). Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день (Ин.6:40). Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную (Ин.6:47). Истинно, истинно говорю вам: кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек (Ин.8:51).

Святый Ангеле, предстояй окоянней моей души и страстней моей жизни, не остави мене грешнаго, ниже отступи от мене за невоздержание мое. Не даждь места лукавому демону обладати мною, насильством смертнаго сего телесе; укрепи бедствующую и худую мою руку, и настави мя на путь спасения. Ей, святый Ангеле Божий, хранителю и покровителю оаянныя моея души и тела, вся мне прости, еликими тя оскорбих во вся дни живота моего, и аще что согреших в прешедшую нощь сию, покрый мя в настоящий день, и сохрани мя от всякого искушения противнаго, да ни в коем гресе прогневаю Бога, и молися за мя ко Господу, да утвердит мя в страсе Своем, и достойна покажет мя раба Своея благости. Аминь.

Предстояй – предстоящий. Окаянней – злосчастной, бедной, исполненной борьбы. Страстнейздесь: многострадальной, несчастной (напомним, что страсть означает страдание); впрочем, именно рабство страстям греховным – главный источник несчастья жизни человека. Ниже – и ни. Лукавому – злому, лживому. Укрепи бедствующую и худую мою руку, и настави мя на путь спасения – в греческом тексте молитвы буквально: «возьми меня за несчастную и опустившуюся (безвольную) руку и выведи меня на путь спасения»; дан образ человека, потерявшего волю и энергию, с «опустившимися» руками, неспособного самостоятельно выбраться на спасительный путь. Ей – да, воистину (ср. разговорное: «ей–ей»). Вся… еликими тя оскорбих – все, чем я тебя оскорбил (еликий – сколький, сколь великий). Покрый – покрой, защити. Противнаго – противостоящего, вражеского. Достойна покажет мя раба Своея благости – соделает меня рабом, достойным Своей милости (показати означает обычно не «привести к внешнему подобию», как в современном чзыке, а «сделать явным»).

+ «Ведай, что Ангелы возбуждают нас к молитве и стоят с нами на ней, радуясь и вместе молясь о нас. Итак, если нерадим и принимаем противные помыслы, то тем крайне прогневляем их: ибо тогда как они столько подвизаются за нас, мы о самих себе не хотим умолить Бога, но, пренебрегая своим Богу служением и их Бога и Владыку оставляя, ведем беседу с нечистыми бесами (в помыслах)».

Преподобный Нил Синайский

Пресвятая Владычице моя Богородице, святыми Твоими и всесильными мольбами отжени от мене, смиреннаго и окаяннаго раба Твоего, уныние, забвение, неразумение, нерадение, и вся скверная, лукавая и хульная помышления от окаянного моего сердца и от помраченнаго ума моего; и погаси пламень страстей моих, яко нищ есмь и окаянен. И избави мя от многих и лютых воспоминаний и предприятий, и от всех действ злых свободи мя. Яко благословена еси от всех родов, и славится пречестное имя Твое во веки веков. Аминь.

Отжени – отгони. Смиреннаго – жалкого, низкого. Предприятий – здесь: замыслов (предприятие – то, что предшествует приятию мысли или действия, предварительное намерение).

+ «Отчего люди грешат?» — задавал иногда вопрос преподобный Амвросий Оптинский и сам же решал его: «Или оттого, что не знают, что нужно делать и чего избегать; или, если знают, то забывают, то ленятся, унывают… Это три исполина: уныние или леность, забвение и неведение, — от которых связан весь род человеческий нерешимыми узами. А за тем уже следует нерадение со всем сонмищем злых страстей. Потому мы и молимся Царице Небесной: Пресвятая Владычице моя Богородице, святыми Твоими и всесильными мольбами отжени от мене, смирннаго и окаяннаго раба Твоего, уныние, забвение, неразумение, нерадение, и вся скверная, лукавая и хульная помышления».

Стоит также сравнить эти слова молитвы с одним из прошений молитвы Иоанна Златоуста (по числу часов дня и ночи, из молитв на сон грядущим): Господи, избави мя всякого неведения и забвения, и малодушия, и окамененнаго нечувствия.

Смиреннаго и окаяннаго раба Твоего… Слова смиренный и окаянный часто встречаются в молитвах, поэтому стоит глубже вникнуть в их основные значения. Смиренный означает не только «наделенный смирением» — одной из важнейших христианских добродетелей (говорить о себе Богу: «Я смирен» — еще нелепее, чем говорить людям: «Я скромен», и в молитве мы не должны допустить и тени превозношения своим мнимым «смирением»!), — но вообще приниженный, низкий, жалкий (в пояснении к молитве 5–й указывалось на постоянное противопоставление в Священном Писании вышнего – горнего и смиренного – нижнего). Окаянный – несчастный, отверженный, исполненный муки.

Избави мя от многих и лютых воспоминаний и предприятий, и от всех действ злых свободи мя. Этими словами молитвы мы просим Пресвятую Богородицу освободить нас от многочисленных злых (многих лютых) мыслей, как о прошлом (воспоминаний), так и о будущем (предприятий), а также от связанных с этим помыслами действ злых. Очень важна направленность этого прошения на хранение ума и сердца. Со вниманием стоя на молитве, мы неизбежно замечаем нашествие тех самых воспоминаний и предприятий, об избавлении от которых молим Пресвятую Богородицу; борьба за молитву (и за подлинно христианскую внутреннюю жизнь) – в значительной мере борьба именно с этими врагами, победить которых в одиночку, без помощи Божией благодати невозможно.

Моли Бога о мне, святый угодниче Божий (имя), яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей.

Яко аз – потому что я. Прибегаю – обращаюсь за помощью.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *