срок хранения рецептов на психотропные лекарственные препараты

С изменениями и дополнениями от:

30 июня 2015 г., 8 октября 2020 г.

Информация об изменениях:

Приказом Минздрава России от 30 июня 2015 г. N 385н в пункт 2 внесены изменения

2. В уполномоченной организации и медицинской организации, получившей рецептурные бланки, организуется регистрация, учет и хранение рецептурных бланков.

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

4. Журнал регистрации и учета рецептурных бланков должен быть пронумерован, прошнурован, иметь на последней странице запись, содержащую количество страниц, полное наименование уполномоченной организации (медицинской организации, подведомственного учреждения), а также скреплен подписью руководителя и печатью уполномоченной организации (медицинской организации, подведомственного учреждения).

5. В журнале регистрации и учета рецептурных бланков указываются следующие сведения:

1) порядковый номер записи;

2) приход рецептурных бланков:

а) реквизиты и дата регистрации приходного документа;

б) общее количество поступивших рецептурных бланков;

в) серия и номер рецептурного бланка;

г) количество рецептурных бланков по каждой серии;

3) расход рецептурных бланков:

а) дата выдачи рецептурных бланков;

б) серии и номера выданных рецептурных бланков;

Информация об изменениях:

в) количество выданных рецептурных бланков, с указанием в скобках количества рецептурных бланков, выданных для оформления на дому;

Информация об изменениях:

д) количество рецептурных бланков, оформленных на дому;

Информация об изменениях:

5) остаток рецептурных бланков.

Информация об изменениях:

6. Рецептурный бланк является документом строгой отчетности. Запас рецептурных бланков в медицинской организации должен храниться в специальных помещениях, сейфах или в специально изготовленных шкафах, обитых оцинкованным железом, с надежным внутренним или навесным замком.

Помещения, сейфы, шкафы, в которых хранятся рецептурные бланки, должны быть закрыты на замки и после окончания работы опечатаны печатью уполномоченной организации (медицинской организации) или опломбированы.

Информация об изменениях:

Приказом Минздрава России от 30 июня 2015 г. N 385н в пункт 7 внесены изменения

7. В медицинских организациях запас рецептурных бланков не должен превышать шестимесячной потребности.

Информация об изменениях:

9. В медицинской организации создается постоянно действующая комиссия, которая не реже 1 раза в месяц осуществляет проверку состояния регистрации и учета рецептурных бланков, в том числе путем сверки записей журнала регистрации и учета рецептурных бланков с фактическим наличием рецептурных бланков, а также проверку состояния хранения рецептурных бланков.

10. Федеральные органы исполнительной власти, в ведении которых находятся медицинские организации, и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения осуществляют контроль за организацией регистрации, учета и хранения рецептурных бланков в уполномоченных организациях и медицинских организациях.

Информация об изменениях:

Проверка деятельности подведомственного учреждения по регистрации, учету и хранению резервного запаса осуществляется Департаментом лекарственного обеспечения и регулирования обращения медицинских изделий Министерства 2 раза в год не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим полугодием.

Информация об изменениях:

11. Ответственность за регистрацию, учет и хранение рецептурных бланков несут руководители уполномоченной организации (медицинской организации, подведомственного учреждения), а также ответственные работники.

Источник

Правила хранения рецептов в аптеке

Рецепт на лекарственный препарат — это медицинский документ установленной формы. Рецепт содержит назначение лекарственного препарата (ЛП) для медицинского применения, выдается медицинскими работниками для отпуска или же изготовления и отпуска ЛП.

Рецепт может быть на бумажном носителе или, с согласия пациента или его законного представителя – в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью медицинского работника (п. 53, ст. 4, Федерального закона № 61-ФЗ от 12.04.2010 г. « Об обращении лекарственных средств » ). Электронные рецепты пока что мало распространены в Российской Федерации, но несомненно, за ними будущее и мы посвятим им отдельный материал.

После отпуска лекарственных препаратов часть рецептов остается в аптечной организации, где подлежит хранению и последующему уничтожению.

На какие лекарственные препараты и сколько хранить рецепты?

Как хранить рецепты на лекарственные препараты?

Процесс хранения остальных рецептов нормативно-правовыми документами не определен. Таким образом, каждая аптечная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает документ, в соответствии с которым и хранит рецепты.

В следующей статье мы рассмотрим вопрос уничтожения рецептов на лекарственные препараты.

Ознакомиться с фармацевтической экспертизой рецептов можно в нашем материале по ссылке.

Отвечаем на вопросы в прямых эфирах Вконтакте: https://vk.com/pharmznanie

Обсудить последние новости со всеми коллегами России вы можете в чатах:

Источник

Путеводитель по приказу № 403н: всё о новых правилах отпуска

Лариса Гарбузова о правилах и общих требованиях к отпуску лекарственных средств из аптеки

За последние два месяца на сайте «Катрен-Стиль» появилось множество материалов, посвященных приказу № 403н. Это и обзорная статья Самвела Григоряна, и появившиеся через месяц после публикации приказа разъяснения Минздрава (первое и второе), и комментарии новых правил отпуска, которые прозвучали на вебинаре директора Национальной фармацевтической палаты Елены Неволиной. Продолжая этот цикл, сегодня мы предлагаем вашему вниманию расшифровку вебинара Ларисы Гарбузовой, посвященного приказу МЗ № 403н (в вебинаре участвовали более 4200 человек), а также презентацию этого вебинара, которая может вам пригодиться. В этом материале преподаватель СПбГМУ Лариса Ивановна Гарбузова рассказывает обо всех тонкостях и особенностях новых правил отпуска лекарственных средств из аптеки.

Отпуск лекарств — основной вид деятельности любой аптеки. 22 сентября вступил в силу приказ Минздрава № 403н «Об утверждении правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе иммунобиологических лекарственных препаратов, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность». Он отменил действовавший до этого и всем привычный нормативный документ, регламентирующий порядок отпуска лекарственных средств, — приказ № 785.

Начнем по порядку. Новый приказ Минздрава № 403н определяет, список препаратов, которые могут отпускать аптечные организации разных типов, на какие лекарства нужен рецепт, а на какие нет. А именно:

Что касается особенностей отпуска наркотических средств или психотропных веществ (НС и ПВ), то их по-прежнему имеют право отпускать только аптеки и аптечные пункты с соответствующими лицензиями. Здесь нет никаких изменений по сравнению с прошлым порядком отпуска наркотических и психотропных веществ.

Главный сюрприз кроется в новых правилах отпуска иммунобиологических препаратов. Теперь их могут отпускать только аптеки и аптечные пункты. Индивидуальным предпринимателям впредь запрещено заниматься такими ЛС. В приказе №403н МЗ РФ объясняет это изменение ссылкой на №157 ФЗ от 17 сентября 1998 г. «Об иммунопрофилактике инфекционных заболеваний», где ИП не упоминаются (статья Самвела Григоряна об ИП без ИЛП будет опубликована на нашем сайте в начале декабря — прим. ред.)

Правила отпуска рецептурных ЛС

Рассмотрим более подробно процедуру отпуска рецептурных препаратов. На рецепте обязательно ставится штамп «Лекарственный препарат отпущен» и отметка об отпуске препарата. Эта норма была и в старом порядке, но теперь есть уточнение, что отметка должна быть на всех рецептах. Вне зависимости от того, остаются они в аптеке или возвращаются.

Согласно изменениям и дополнениям приказа №403н в отметке об отпуске должны быть указаны наименование организации, торговое наименование препарата, дозировка и количество препарата.

В случае отпуска большей дозировки или единовременного отпуска всего курса ЛС по рецепту, срок действия которого составляет один год, в отметке необходимо также указывать ФИО медицинского работника, с которым согласован такой отпуск.

Если речь идет об отпуске наркотических и психотропных лекарственных средств, то обязательно нужно указывать реквизиты документа лица, которому был выдан препарат. А также должно присутствовать ФИО фармацевтического работника, отпустившего сильнодействующий препарат, и печать юрлица аптечной организации, в оттиске которой должно быть идентифицировано полное наименование аптеки.

На всех рецептах необходимо указывать также дату отпуска ЛС.

О том, где именно на рецепте должна ставиться отметка, в приказе №403н МЗ РФ не говорится. Соответственно, это остается на усмотрение сотрудника аптеки.

Сроки хранения рецептов

Формы бланкаВыписанный препаратСрок действия рецептаСрок хранения рецепта в аптеке
№ 107-1/у-НПЛС, содержащие НС и ПВ списка II, кроме трансдермальных терапевтических систем (ТДТС)15 дней5 лет
№ 148-1/у-88ЛС, содержащие ПВ списка III и НС списка II в виде ТДТС15 дней5 лет
ЛС, подлежащие ПКУ:
— препараты, содержащие сильнодействующие и ядовитые вещества
— комбинированные ЛС (п. 5 приказа Минздрава от 17.05.2012 № 562н)
— иные ЛС, подлежащие ПКУ:
прегабалин, тропикамид, циклопентолат
15 дней3 года
ЛС, обладающие анаболической активностью (код А14А по АТХ)15 дней3 года
№ 148-1/у-04(л)
№ 148-1/у-06 (л)
ЛС, отпускаемые бесплатно или со скидкой30/90 дней3 года
№ 107-1/уЛС, не подлежащие ПКУ:
— содержащие более 15 % этилового спирта по объему
— антипсихотические средства (код N05A по АТХ)
— анксиолитики (код N05B по АТХ)
— снотворные и седативные средства (код N05C по АТХ)
— антидепрессанты (код N06A по АТХ)
60 дней/1 год3 месяца после отпуска пациенту последней партии ЛС
Остальные ЛС, отпускаемые по рецепту60 днейВозвращаются пациенту
ЛС для пациента с хроническим заболеванием1 год

Основное новшество — это хранение рецептов на препараты, не подлежащие ПКУ — срок годности рецепта на такие лекарства теперь 3 месяца. Кроме этого, изменились сроки хранения рецептов при льготном отпуске лекарственных средств. Раньше их полагалось хранить 5 лет, теперь только 3 года в соответствии с новыми правилами отпуска льготных лекарственных препаратов.

Порядок хранения и уничтожения рецептов

В данный момент нет утвержденного порядка хранения и уничтожения рецептов в аптеке. Каждая аптечная организация (или ИП) должна сама разработать и утвердить внутренний документ, регламентирующий порядок хранения рецептов оставляемых в аптеке рецептов и их последующего уничтожения. Особенно это касается препаратов предметно-количественного учета (ПКУ). Поскольку при ведении ПКУ существуют журналы регистрации соответствующих препаратов, то вместе с ними надо обязательно хранить и приходные и расходные документы, коими рецепты являются.

С уничтожением немного сложнее. В Постановлении Правительства № 644 и Приказе Минздрава № 378 сказано, что журналы надо уничтожать, оформляя акт на списание рецептов. Поэтому аптекам лучше подстраховаться — разработать и утвердить форму акта уничтожения рецептурных бланков.

Большой вопрос возникает по хранению и уничтожению «трехмесячных» рецептов (рецептов, которые необходимо хранить в аптеке в течение 3 х месяцев), поскольку приказ Минздрава №403н не обязывает разрабатывать регламент по этому поводу. И если для препаратов ПКУ регламентация порядка хранения и уничтожения обязательна, то в случае с «трехмесячными» рецептами можно обойтись без лишней волокиты. Но лучше, конечно, прописать в СОП «Порядок отпуска ЛП» порядок уничтожения и для таких рецептов, чтобы быть готовым ко всем проверкам.

Порядок отпуска наркотических средств по новому приказу

Основное «нововведение» заключается в том, что в новом приказе не встречается слова «пациент». Теперь используется термин «лицо, имеющее или представившее рецепт». В остальном же порядок отпуска наркотических средств и психотропных веществ списка II, не изменился. Особенности отпуска сильнодействующих препаратов всё такие же: ЛП отпускаются при наличии документа, удостоверяющего личность обладателя рецепта либо его законного представителя.

Для получения препарата также может быть предоставлена доверенность на получение наркотических ЛП. В разъяснениях говорится, что это должна быть доверенность, составленная в соответствии с Гражданским кодексом, соответственно, ее не обязательно заверять нотариально.

В доверенности пациент должен написать: «я, такой‑то, доверяю получить такие‑то лекарства по такому‑то рецепту такому‑то лицу». И обязательно указать паспортные данные лица. Кроме этого, в доверенности обязательно должна быть указана дата ее составления.

В приказе №403н нигде не сказано, что такие доверенности должны каким-либо образом учитываться или копироваться при отпуске наркотических средств и психотропных веществ. Поэтому на данный момент необходимости в этом нет.

В предыдущих правилах отпуска сильнодействующих и наркотических средств, была утвержденная форма бланка сигнатуры, однако в новом приказе ее нет. Есть только требования к тому, какие сведения должна содержать сигнатура. Бланки сигнатуры, утвержденные приказом № 785, соответствуют новым требованиям, поэтому их по-прежнему можно использовать.

Так что же все-таки изменилось в новых правилах приказа МЗ РФ №403н? Отменено прикрепление пациента к конкретной аптеке. Это значит, что каждая аптека теперь должна обслуживать рецепты на НС и ПВ списка II, выписанные любой амбулаторной медицинской организации в России.

Также новый приказ №403н отменил нормы отпуска безрецептурных препаратов, содержащих НС, ПВ и их прекурсоры. Напомним, ранее отпустить можно было не более 2 упаковок. Теперь же, например, «Корвалол» или калия перманганат можно отпускать без ограничений — столько, сколько просит покупатель.

Также уточнения коснулись выписки рецептов на бланке № 148. На нем, в частности, выписываются лекарственные препараты, обладающие анаболической активностью. Новый приказ Минздрава №403н конкретизирует, что это препараты, относящиеся по АТХ к анаболическим стероидам (код А14А).

Правила оформления рецептов для хронических больных

Рецепт на ЛП для пациента с хроническим заболеванием возвращается обратно на руки. При этом необходимо учитывать отметки о предыдущем отпуске ЛП. Если рецепт надо хранить 3 месяца, то забираем его только в случае, если ЛП были отпущены в максимальном количестве, указанном в рецепте хронического больного, или если его срок действия закончился. В любом другом случае возвращаем пациенту.

Как можно будет доказать, что препарат отпустили, если всё количество не получено, а рецепт у хронического больного? В настоящий момент остается только дожидаться очередных разъяснений из Минздрава.

Для подстраховки можно снимать копию рецепта хронического больного и поставить на ней отметку с датой отпуска. Если копию нельзя сделать, тогда, скорее всего, стоит завести отдельный журнал, где будут сведения о рецепте, препарате и данные работника, отпустившего ЛП.

Если пациент не выкупает всё количество препарата в срок действия рецепта, то в таком случае необходимо действовать по аналогии с отпуском по «хроническому» рецепту. То есть если препарат не выкуплен, то рецепт возвращается, а в нем делается отметка, сколько препарата отпущено. Сам рецепт хронического больного забирается уже после выдачи всего количества нужного препарата.

Если в одном рецепте содержится три препарата, а пациент приобретает только один, то в таком случае ставится отметка, сколько какого ЛП отпущено, и затем рецепт возвращается пациенту.

Если в рецепте хронического больного выписан один из препаратов, рецепт на который должен храниться в аптеке, то рецепт забирается только в случае, если все остальные ЛС уже отпущены. Вообще, в этом вопросе, конечно, больше поможет разъяснительная работа с врачами, необходимо просить их выписывать такие ЛП на отдельном рецепте.

Обратите внимание, что хроническим больным с рецептами, срок действия которых составляет 1 год, единовременный отпуск всего количества препарата может быть осуществлен только по согласованию с медицинским работником, выписавшим рецепт.

Нормы выписывания и отпуска ПКУ и НС, ПВ, а также ИЛП

Напомним, что препараты отпускаются в количестве, указанном в рецепте, за исключением случаев, когда для ЛС установлено предельно допустимое или рекомендованное количество для выписывания на один рецепт (приложения № 1 и № 2 к порядку назначения и выписывания лекарственных препаратов, утвержденному приказом № 1175н).

Если пациент предъявляет рецепт с превышением допустимого или рекомендованного количества, то фармацевту надо сообщить пациенту о том, что норма превышена, и отпустить препарат только в пределах установленных количеств. А также информировать руководителя медицинской организации о нарушении выписки рецепта.

Повторим, что согласно изменениям и дополнениям приказа №403н ИП не могут отпускать иммунобиологические препараты. Это главное изменение по сравнению с прошлым порядком отпуска.

При отпуске иммунобиологического лекарственного препарата на рецепте или корешке рецепта, который остается у лица, приобретающего (получающего) препарат, указывается точное время (в часах и минутах ) отпуска лекарственного препарата.

Отпуск ИЛП при розничной реализации можно осуществлять при условии доставки до места их использования в термоконтейнере, термосе и других устройствах с соблюдением требований «холодовой цепи».

Фармацевт, осуществляющий розничную продажу ИЛП, проводит инструктаж покупателя о необходимости соблюдения «холодовой цепи» при транспортировании ИЛП (не более 48 часов), о чем делается отметка после его приобретения. В этой же отметке проставляется дата и время отпуска препарата, а также ставится подпись покупателя.

Замена дозировок

В приказе 403н нет особых различий с приказом № 785. Если дозировка отличается от указанной в рецепте, то:

Нарушение упаковки

Новый приказ Минздрава №403 н допускает нарушение вторичной (потребительской) упаковки препарата, если количество ЛП, указанное в рецепте или необходимое лицу, приобретающему его (при безрецептурном отпуске), меньше количества препарата, содержащегося во вторичной (потребительской) упаковке. Другими словами, при необходимости.

Отпуск ЛС при этом осуществляется в первичной упаковке, предоставляется инструкция (копия инструкции) по применению отпускаемого лекарственного препарата.

Новый приказ отменил ведение лабораторно-фасовочного журнала при нарушении вторичной упаковки. Кроме того, не надо обеспечивать аптечную упаковку с указанием наименования, заводской серии и так далее.

Стоит помнить, что нарушение первичной упаковки никаким образом не допускается.

Обслуживание рецептов

Новый приказ № 403 н уточняет сроки обслуживания рецептов. Они не меняются, но теперь действует норма «со дня обращения».

Запрещается отпускать ЛС по рецептам с истекшим сроком действия, за исключением случая, когда срок действия рецепта истек в период нахождения его на отсроченном обслуживании.

Если срок действия рецепта истек в период нахождения его на отсроченном обслуживании, то аптека должна отпустить ЛС по такому рецепту без его переоформления. Но эти изменения приказа №403н не касаются списка препаратов НС и ПВ (списка II).

Если рецепты оформлены с нарушением установленных правил, то они регистрируются в журнале, в котором указываются:

При этом рецепт отмечается штампом «Рецепт недействителен» и возвращаются лицу, предоставившему рецепт. О фактах нарушения правил оформления рецептов необходимо проинформировать руководителя соответствующей медицинской организации.

Другими словами, всё так же, как и было в 785 приказе. Однако сейчас нет утвержденной формы журнала. Можно разработать и утвердить собственную, но также можно просто пользоваться старой формой.

Ответственность

И в заключение об изменениях и дополнениях приказа №403 н в очередной раз стоит отметить, что нарушение правил отпуска — это грубое нарушение лицензионных требований. И за это предусмотрена ответственность в Кодексе об административных правонарушениях:

Ч. 3. Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа: на должностных лиц — от 3 тысяч до 4 тысяч рублей; на юридических лиц — от 30 тысяч до 40 тысяч рублей.

Ч. 4. Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа: на должностных лиц — от 5 тысяч до 10 тысяч рублей; на юридических лиц — от 100 тысяч до 200 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

Рецептурный бланк – это документ строгой отчетности, в котором врач фиксирует назначение лекарственного препарата пациенту, указывая его наименование, дозировку, продолжительность приема, и скрепляя его своей подписью и печатью медицинской организации. Основная цель рецепта – беспрепятственный отпуск ограниченного в обороте лекарства в аптеке (медицинской организации).

Для рецептов на такие лекарства приказом Минздрава России от 14.01.2019 № 4н также установлены некоторые правила их учета и хранения.

Учет рецептурных бланков. Журнал учета

Учет бланков предполагает тщательное ведение журнала учета рецептурных бланков. К такому журналу предъявляются вполне определенные требования как по форме, так и по содержанию. В соответствии с п. 23 Приложения № 3 к Приказу Минздрава России от 14.01.2019 № 4н, учет рецептурных бланков № 148-1/у-88, изготавливаемых типографским способом, осуществляется в журналах учета, пронумерованных, прошнурованных и скрепленных подписью руководителя и печатью медицинской организации или подписью индивидуального предпринимателя, имеющего лицензию на медицинскую деятельность.

Что касается содержания журналов учета, то информация в них излагается по достаточно простому принципу: указывается порядковый номер записи, сведения о поступивших рецептурных бланках (приход) и сведения о потраченных рецептурных бланках (расход) (п. 5 Порядка, п. 25 приложения 3 к приказу № 4н).

При этом графа «Приход» должна содержать:

В графе «Расход» должны быть указаны:

Кроме того, в журнале должна быть указана ФИО ответственного работника и стоять его подпись. Каждый раз после выдачи бланков необходимо фиксировать их остаток.

Несмотря на довольно подробную регламентацию сведений, которые должны указываться ответственным работником в журнале учета, какой-то конкретной его формы приказы № 4н и № 54н не устанавливают. На это указывают и судьи при принятии решений о привлечении к административной ответственности медицинских организаций за нарушения правил учета и хранения рецептурных бланков (см. например, постановление Ингодинского районного суда г. Читы Забайкальского края № 5-79/2016 от 29.04.2016 по делу № 5-79/2016). Главное – чтобы в журнале были указаны все вышеперечисленные сведения.

Вместе с тем, следует иметь в виду, что законодательством субъекта РФ может быть и установлена подобная форма. Ее мы найдем, например, в приложении к Приказу Департамента здравоохранения г. Москвы от 11.12.2015 № 1077 «О порядке приобретения, перевозки, хранения…». Выглядит она так:

срок хранения рецептов на психотропные лекарственные препараты. forma.png. срок хранения рецептов на психотропные лекарственные препараты фото. срок хранения рецептов на психотропные лекарственные препараты-forma.png. картинка срок хранения рецептов на психотропные лекарственные препараты. картинка forma.png. 30 июня 2015 г., 8 октября 2020 г.

Контроль за тем, как ведется регистрация и учет рецептурных бланков, за соответствием записей в журнале фактическому количеству бланков ведет специальная комиссия, которая создается именно для этих целей медицинской организацией. Проверки должны осуществляться как минимум 1 раз в месяц (п. 9 Порядка).

Внешний надзор и контроль за соблюдением правил регистрации и учета рецептов осуществляет Росздравнадзор РФ (п. 10 Порядка).

Учет резервного запаса рецептурных бланков

Часть рецептурных бланков, выдаваемых Миздравом РФ, уходит в резерв и хранится там на случай непредвиденного окончания запаса медицинской организации.

Резервный запас бланков также подлежит тщательному учету и хранению. Эта функция осуществляется ФГБУ «Всероссийский центр медицины катастроф «Защита» Минздрава РФ (п. 2 Порядка). Учет и хранение происходит по тем же основным правилам, что и в медицинских организациях: назначается ответственное лицо, оформляется доверенность, ведется журнал.

Выдача рецептурных бланков из резервного запаса происходит на основании письма, подписанного директором Департамента лекарственного обеспечения и регулирования обращения медицинских изделий Минздрава. Этот же орган осуществляет контроль за деятельностью учреждения «ВЦМК «Защита» по регистрации, учету и хранению резервного запаса путем проведения плановых проверок 2 раза в год (п. 10.1 Порядка). Для выдачи резервных бланков требуется соответствующая заявка (п.12 Приложения № 3 к приказу № 54н).

Учет электронных рецептов

Медицинская организация, выписывающая электронные рецепты, должна состоять в федеральном реестре медорганизаций ЕГИСЗ и быть подключена к региональной информационной системе в сфере здравоохранения. Таким образом, фактически учет выдачи таких рецептурных бланков должен осуществляться в этой системе путем ведения единого реестра.

Хранение рецептурных бланков. Выдача бланков врачам

Ответственный работник, получив рецептурные бланки, обязан обеспечить кроме их учета, также и их сохранность. Хранить бланки 107/у-НП необходимо в безопасном месте — в сейфе или специальном шкафу, оцинкованном железом, обязательно под замком (п. 6 Порядка). Для бланков № 148-1/у-88 установлено аналогичное требование: металлический шкаф или ящик, запираемый на ключ (п. 30 приложения 3 к приказу № 4н).

После окончания рабочего дня сейф или шкаф с бланками 107/у-НП дополнительно должен быть опломбирован или опечатан печатью организации. В общей сложности хранимый в сейфе запас таких бланков не должен быть больше 6-месячного. Для бланков 148-1/у-88 таких требований не установлено.

В Методических рекомендациях по организации оборота наркотических и психотропных лекарственных препаратов для медицинского применения в медицинских и аптечных организациях (см. Письмо Минздрава России от 27.02.2018 № 25-4/10/1-1221) уточняется, что ключ от сейфа или шкафа с бланками должен находиться либо у ответственного работника, либо у руководителя медорганизации.

Хранение рецептов в аптеках

Что интересно, на аптечные организации также возложена своеобразная функция дополнительного контроля над медицинскими организациями, выписывающими рецепт. Она заключается в том, что в случае если фармацевту попадается неверно заполненный рецепт, то он обязан зафиксировать этот факт в специальном журнале с указанием ФИО врача, наименования медицинской организации, выявленных нарушений. Далее рецепт должен быть возвращен клиенту аптеки со штампом «рецепт недействителен», а аптека обязана проинформировать руководителя медорганизации о неправильно оформленном рецепте (п. 15 вышеуказанных правил).

Уничтожение рецептурных бланков

Ответственность за нарушение правил учета и хранения рецептурных бланков

Едва ли не самым острым вопросом по рассматриваемой теме, интересующим практикующих врачей и особенно главврачей медицинских организаций, является вопрос ответственности за нарушение порядка регистрации, учета и хранения рецептурных бланков.

С этой точки зрения можно выделить четырех субъектов, которые так или иначе отвечают за соблюдение предписанных правил учета и хранения:

Сразу оговоримся: степень общественной опасности нарушений, связанных именно с учетом и хранением рецептов, не слишком велика, по крайней мере, если сравнить их с нарушениями при оформлении рецептов, незаконной выдачей рецептов и т. д. В этой связи можно утверждать, что уголовная ответственность за нарушения в этой сфере наступает редко, однако не исключена. Так, расхождения в журналах между количеством реально заполненных бланков и бланков, отмеченных в журнале, могут быть с большой долей вероятности квалифицированы как преступление по ст. 228.2 УК РФ. Кроме того, возможно привлечение должностных лиц к уголовной ответственности по ч.1 ст. 293 УК РФ (халатность) в связи с «неисполнением или ненадлежащим исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к обязанностям по должности, которое повлекло существенное нарушение охраняемых законом интересов общества или государства».

В п. 8 и п. 11 Порядка идет речь о так называемой «личной ответственности» лечащего врача и ответственного медработника за нарушения в области учета и хранения рецептурных бланков. Полагаем, что на практике это означает привлечение работника к дисциплинарной ответственности. Меры такой ответственности должны быть предусмотрены в приказе руководителя организации и могут выражаться в предупреждении, выговоре, строгом выговоре, увольнении.

Применительно к медицинской организации как юридическому лицу и ее руководству при выявлении подобных нарушений речь идет о привлечении к административной ответственности.

Анализ судебной практики показывает, что наиболее распространенными нарушениями в этой сфере являются:

Сами по себе нарушения порядка учета и хранения редко фиксируются отдельно. Как правило, они сопровождаются более серьезными нарушениями, связанными с ненадлежащим хранением самих наркотических средств, неверным оформлением бланков и т.д. и выявляются попутно в ходе проверок (см., например, постановление Райчихинского городского суда Амурской области № 5-67/2019 от 05.08.2019 по делу № 5-67/2019). Это не случайно и связано с тем, что квалификация подобных нарушений осуществляется по ст. 6.16 КоАП РФ, часть 1 которой звучит следующим образом:

Административное наказание, назначаемое по данной статье, достаточно серьезно: административный штраф в размере от 200 до 400 тысяч рублей либо административное приостановление деятельности медорганизации на срок до 90 суток.

Таким образом, формально ст. 6.16 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушения в сфере оборота наркотических веществ, и не предусматривает ответственности за нарушения в сфере хранения бланков. Нарушения, связанные с учетом и хранением рецептурных бланков фактически по степени общественной опасности, приравниваются судами к нарушениям, связанным с учетом и хранением самих наркотических и психотропных веществ. Это не может не вызывать недоумение. Кроме того, суды привлекают медицинские и иные организации к ответственности по данной статье независимо от того, повлекли ли нарушения учета и хранения рецептурных бланков какие-либо негативные последствия или нет, и не принимают во внимание доводы о малозначительности деяния (см., например. Постановление Смоленского областного суда от 25.08.2015 по делу № 7-169/2015).

Отдельно остановимся на случаях утраты незаполненных рецептурных бланков. При обнаружении их недостачи необходимо срочно заявлять в полицию. В этом случае, скорее всего дело ограничится административной ответственностью, а риск уголовной ответственности за халатность, о которой мы упоминали выше, будет сведен к минимуму. Если же скрыть факт пропажи бланков, дело может принять гораздо более серьезный оборот и закончиться ответственностью за соучастие по ч. 228.2 УК РФ, а в случае дальнейшего использования бланков с целью незаконного получения наркотического препарата – даже по ст. 233 УК РФ.

Аптеки, реализующие лекарства, также привлекаются к административной ответственности за нарушение правил учета и хранения лекарств, однако такие действия квалифицируются как нарушение лицензионных требований по ч. 3, 4 ст. 14.1 КоАП РФ.

Итак, подведем итог вышесказанному.

Среди проблемных моментов правового регулирования в данной сфере можно отметить:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *