сравните кровеносную систему рыб и земноводных
В чём отличия кровеносной системы у земноводных по сравнению с рыбами?
В чём проявляется усложнение строения кровеносной системы у земноводных по сравнению с рыбами?
1) У земноводных появляется трехкамерное сердце, у рыб оно двухкамерное.
3) Так как кровь у земноводных церкулирует по двум кругам, то она разделяется на венозную и артериальную, поступая в желудочек она частично смешивается (в нем нет перегородки). В кровеносной системе рыб вообще не предусмотрено даже частичного разделения артериальной и венозной крови.
Несмотря на эти различия, и рыбы и земноводные являются холоднокровными, и их температура тела зависит от температуры окружающей среды.
Я живу далеко от моря, но в детстве мне внушили страх перед акулами.
У акулы большое количество зубов, в несколько рядов.
Название акула произошло от древнеисландского. Известно кушанье исландцев из тухлого мяса акулы.
Известно 526 видов акул! Все называть не буду.Их размеры варьируются от 17 сантиметров до 20 метров. Самая большая акула называется китовая. За ней по размерам идет гигантская.Длина гигантских акул достигает 10 метров. Есть еще большеротая акула.
Многие акулы питаются планктоном, но есть и хищники.
Есть акула-бык, которая не брезгует человечиной. Они водятся везде кроме Северного Ледовитого океана.
Есть серые акулы, черноносые.
Самой древней рыбой является латимерия, найденная в 1938 году в южной Африке в Комфских островах на глубине 400-1000 метров. Кистеперые рыбы вымерли 70 млн лет назад, поэтому в 1938 году состоялась мировая сенсация! От пресноводных кистеперых, как считают ученые, произошли первые земноводные. Позже латимерия была обнаружена и других водах.
Внешнее строение рыбы, как в зеркале, отражает особенности жизни в воде.
Прежде всего, плотность воды значительно превышает плотность атмосферы. Рыбам приходится преодолевать плотную воду при движении, поэтому абсолютное большинство рыб имеют обтекаюмую форму. За исключением, пожалуй, придонных и глубоководных рыб.
Но рыбы-хищники, которым нужно двигаться быстро, все имеют почти совершенную обтекаемость корпуса.
Больше того, многие рыбы выделяют специальную слизь, которая еще больше снижает сопротивление воды. Попробуйте удержать в руках свежевыловленную щуку.
В отличие от животных и человека, рыбы в водной среде движутся не в двух, а в трех измерениях. Чтобы быть способным делать это, большинство рыб имеют плавательный пузырь, а также вертикальные и горизонтальные плавники.
Еще одна особенность рыб, связанная с водной средой, отражена в специфике зрительного аппарата. Свет в воде преломляется совсем не так, как в атмосфере, поэтому большинство рыб имеют глаза сбоку, а не спереди головы.
Это только немногие примеры того, как особенности внешнего строения рыбы связаны с водным образом жизни.
В чём проявляется усложнение кровеносной системы земноводных по сравнению с рыбами? Чем это вызвано?
Выход позвоночных на сушу начался в девоне, когда появились первые древние земноводные. Земноводные произошли от древних кистеперых рыб (в наше время сохранился только один представитель этих рыб – латимерия). У кистеперых рыб, как и у двоякодышащих рыб, было жаберное и легочное дыханиеВ связи с выходом на сушу у земноводных развилось легочное дыхание (у рыб дыхание жаберное, исключая двоякодышащих и кистеперых, у которых дыхание не только жаберное, но может быть и легочным). У земноводных в связи с переходом к легочному типу дыхания появились два круга кровообращения и трехкамерное сердце (у рыб – один круг и двухкамерное сердце; исключением являются опять-таки двоякодышащие и кистеперые).
Сердце трёхкамерное: два предсердия и один желудочек. Кровь от внутренних органов собирается в крупных венах и поступает в правое предсердие. В левое предсердие по легочной вене приносится кровь от легких, богатая кислородом. При сокращении предсердий кровь переходит в желудочек, где частично смешивается. Более насыщенная углекислым газом кровь по легочным артериям направляется в легкие. Смешанная кровь поступает в аорту и разносится ко всем органам и тканям организма. Наиболее богатая кислородом кровь поступает к голове.
Таким образом, у амфибий два круга кровообращения: большой и малый, или легочный. Ко всем органам тела поступает смешанная кровь.
*8.Какое значение для человека имеет разнообразие пищи? Каковы особенности норм питания растущего организма?
Питание — химическое звено связи организма с внешней средой. Жизнь без питания невозможна. Организм — пища — среда образуют единое целое. Таким образом, единство организма с окружающей его природной средой, в которой он существует, реализуется в первую очередь через химические вещества, поступающие в него с пищей.
Живой организм — это система, которая постоянно обменивается со средой веществом и энергией, и очень важно, как этот обмен происходит. Сбой обязательно проявится в работе самой системы, т.е. отразится на организме. Питание и физическое состояние организма тесно связаны. В связи с этим анатомия и физиология организма обусловлены тем, что он, будучи продуктом эволюции и естественного отбора, представляет собой сбалансированную саморегулирующуюся живую систему, которая функционирует по законам не только биологии, но также физики и химии.
Несмотря на нестабильность условий обитания, в организме сохраняется постоянство внутренней среды — гомеосгаз, который представляет собой совокупность не только физических констант, но и механизмов, уравновешивающих физиологические процессы и ход химических реакций. Все это обеспечивает устойчивость организма и адаптацию к меняющимся условиям внешней среды.
Биологическое значение питания для организма многогранно:
· пища служит источником энергии идя работы всех систем организма. Часть энергии идет на так называемый основной обмен, необходимый для поддержания жизни в состоянии полного покоя. Определенное количество энергии потребляется для переработки пищи в процессе пищеварения. Много энергии сгорает при работе мышечного аппарата;
· пища поставляет организму «материал для строительства» — пластические вещества, из которых строятся новые клетки и внутриклеточные компоненты: ведь организм живет, клетки его постоянно разрушаются, их надо заменять новыми;
· пища снабжает организм биологически активными веществами — витаминами, нужными, чтобы регулировать процессы жизнедеятельности;
· пища играет информационную роль: она служит для организма химической информацией. Информационная сущность пищи заключается в определенной молекулярной структурированности пищевых веществ. Чем обширнее и многообразнее информация, тем больше ее ценностное содержание. Иначе говоря, чем шире диапазон питания организма (всеядность), тем более он приспособлен к среде обитания.
Человек питается разнообразной пищей. Она может быть растительной и животной. В состав пищи входят белки, жиры, углеводы, витамины, вода и минеральные соли. Все это питательные вещества.
Растительная пища необходима человеку для нормальной перистальтики кишечника — волнообразных сокращений, способствующих передвижению его содержимого. Она содержит витамины и провитамины, необходимые человеку. Однако в ней нет многих полезных веществ, которые человек получает с животной пищей. Например, белки содержатся в основном в пище животного происхождения, из растений богаты белками только бобовые и орехи.
Дефицит белка, особенно животного происхождения нередко вызывает дисбаланс аминокислот, нехватке некоторых незаменимых аминокислот. В результате возникают нарушения функции коры головного мозга, страдает память, умственные способности, быстро возникает переутомление, снижается работоспособность, сопротивление к инфекциям. Для растущего организма имеет большое значение поступление полноценного белка. Белки животного происхождения в рационе должны составлять не менее 50% от общего количества белков рациона.
Белки состоят из более простых веществ, аминокислот. В пищеварительной системе белки расщепляются на аминокислоты, которые идут на построение новых белков для тканей тела, мышц, волос, кожи и клеток крови.
Жиры также необходимы нашему организму. Жиры содержатся в яйцах, молоке и других продуктах животного происхождения. Особенно много их в растительном и сливочном масле и животном сале. Пища должна включать и растительные жиры. В сутки человеку достаточно 1-1,25 г жира на 1 кг массы тела. Жиры выполняют преимущественно энергетическую и запасную функции.
Жиры в растениях содержатся в сравнительно небольших количествах, за исключением семян масличных растений, в которых содержание жиров может быть более 50%.
Животные белки и растительные жиры содержат компоненты, которые в организме человека синтезироваться не могут. Детям школьного возраста необходимы полноценные жиры – сливочное, растительное масло. Жиры растительного происхождения должны составлять примерно 20% от общего количества жира рациона. Роль жиров не ограничивается только, как энергетическая, в определённой степени жиры являются и пластическим материалом, так как входят в состав клеточных мембран и как белки являются незаменимыми факторами питания. Кроме того, жиры участвуют в обмене других пищевых веществ, например способствуют усвоению витаминов А и Д, источником которых являются животные жиры
Углеводы в большом количестве содержатся в продуктах растительного происхождения. В пище человека чаще всего встречаются углеводы: крахмал и сахар. Крахмалом богаты различные крупы, мука, картофель. Сахар содержится в моркови, сахарной свекле. Особенно полезен фруктовый сахар: он легко усваивается организмом. Фруктовым сахаром богаты мед, фрукты, ягоды. В сутки человеку требуется 400 г углеводов, из них не более 80 г сахара. Избыток углеводов откладывается в печени и мышцах в виде животного крахмала – гликогена. Важно помнить: чрезмерное употребление углеводов приводит к отложению в организме жира.
Потребность в углеводах у детей подросткового возраста выше, чем в другие возрастные периоды. Углеводы являются важными энергетическими компонентами пищи, но перегрузка организма избыточным количеством сахара, конфет, тортов, сладких напитков, варенья, повидла, джема, мёда и других очень сладких продуктов недопустима, так как чревата опасностью возникновения кариеса, сахарного диабета, ожирения, аллергических и других заболеваний.
Минеральные соли поступают с пищей и водой. Все натуральные продукты (фрукты, овощи, мясо, хлеб, яйца, крупы) содержат минеральные соли. Из различных минеральных солей чаще всего в пищу добавляют поваренную соль. Ее суточное потребление человеком должно составлять около 10 г.Минеральные соли обеспечивают прочность костей и зубов. Они входят в состав крови, желудочного сока.
Витаминами богаты фрукты и овощи, печень, рыбий жир, мясо. Без витаминов невозможна нормальная жизнедеятельность организма, хотя их потребность исчисляется только в миллиграммах. Витамины – это особые органические соединения, которые, как правило, не вырабатываются в самом организме, но без которых он не может существовать. Витамины участвуют в образовании ферментов, осуществляющих все необходимые превращения веществ в организме.
Недостаток любого из питательных веществ ослабляет организм, замедляет рост и обновление клеток. Подросток испытывает повышенные нагрузки, умственные и физические, соответственно увеличивается расход энергии и потребление пищевых веществ. Нарушение питания в этом возрасте, как и в любом другом, может привести к расстройствам жизнедеятельности организма, хроническим заболеваниям, поэтому для правильного развития, поддержания здоровья, силы и красоты необходимо придерживаться рационального полноценного питания, которое предусматривает полное удовлетворение возрастных физиологических потребностей развивающегося организма.
Энергетические затраты (норма для 14-17 летнего подростка » 2600-3000 ккал) увеличиваются на 10% от возрастной нормы при усиленных занятиях спортом, интенсивной умственной работе. А если человек получает недостаточно пищи, голодает, его организм всё расходует на выработку энергии, чтобы выжить. Если не хватает пищевой энергии, организм использует белки собственных тканей, поэтому голодающие дети плохо растут.
Каждый подросток должен знать о пользе здоровой пищи и уметь отличать полезные продукты, которые необходимы ему каждый день: молоко, кефир, творог, простокваша, йогурт, овсяные хлопья, рис, ядрица, масло растительное, сыр, хлеб, рыба, мясо, яйца, яблоки, лимоны, морковь, капуста, картофель, огурцы, соки, кабачки. Эти продукты должны входить в рацион ежедневно и в достаточных количествах. Старшеклассникам необходимы свежие фрукты и овощи – источники минеральных солей, витаминов, клетчатки и других необходимых пищевых веществ. Рацион должен быть разнообразным. Подросткам надо соблюдать основные принципы здорового питания, употреблять в пищу полезные для здоровья продукты
Билет №10.
7.Охарактеризуйте формы естественного отбора и приведите примеры.
Естественный отбор- это процесс выживания наиболее приспособленных, обеспечивающий им успех в размножении. Существуют следующие виды естественного отбора.
Движущий отбор
Первая форма естественного отбора – это движущий отбор. Он возникает при смене условий среды и приводит к сдвигу среднего значения проявления признака в популяции под действием факторов среды. Новый признак или его значение должны лучше подходить к изменившимся условиям, чем старые.
Например, при похолодании климата происходит отбор особей с более теплой шерстью.
Классическим примером движущего отбора является эволюция окраски у берёзовой пяденицы. Окраска крыльев этой бабочки имитирует окраску покрытых серой корой деревьев. Загрязнение атмосферы, связанное с выбросами заводов и фабрик, привело к потемнению стволов деревьев. Светлые бабочки на темном фоне стали легко заметны для птиц. С середины XVII века, в популяциях березовой пяденицы стали появляться мутантные темные формы бабочек. Частота этой аллели быстро возрастала, и уже к концу XIX века некоторые городские популяции берёзовой пяденицы почти целиком состояли из темных форм. В то время как в сельских популяциях, где уровень загрязнения был ниже, по-прежнему преобладали светлые формы.
Изменение признака может происходить как в сторону его усиления, так и в сторону ослабления, вплоть до полной редукции. Так, например, произошло исчезновение зрительных органов у кротов и прочих роющих животных, или редукция крыльев у нелетающих птиц и насекомых
Сравнить кровеносную систему рыб и лягушки, сходства и различия. ещё вывод. пожалуйста, срочно надо
1) Головоногие моллюски движутся:
При помощи щупальцев.
2) Содержимое чернильного мешка осьминог выпускает в:
3) Внутренний хрящевой скелет головоногих развивается в связи с:
4) Цвет крови головоногих моллюсков:
5) Исчезновение раковины у осьминогов связано с:
Большая скорость передвижения.
6) Ритмичные сокращения мантии головоногого моллюска обеспечивают:
Изменение окраски тела.
7) Укажите признаки, характерные для осьминогов:
8) На рыбах паразитируют личинки моллюсков:
9) К моллюскам, обитающим на суше, относится:
10) Исчезновение головы у беззубки связано:
С наличием двустворчатой раковины.
11) Реактивным способом передвигаются:
12) Выберите правильные утверждения:
Вторичная полость (целом) хорошо выражена уже в зародышевом состоянии моллюсков.
Моллюски имеют хорошо развитые органы осязания, химического чувства и равновесия.
При кумулятивной полимерии степень проявления признака зависит от суммарного действия нескольких генов. Чем больше доминантных аллелей генов, тем сильнее выражен тот или иной признак. Расщепление в F2 по фенотипу при дигибридном скрещивании происходит в соотношении 1:4:6:4:1, а в целом соответствует третьей, пятой (при дигибридном скрещивании), седьмой (при тригибридном скрещивании) и т.п. строчкам в треугольнике Паскаля.
При некумулятивной полимерии признак проявляется при наличии хотя бы одного из доминантных аллелей полимерных генов. Количество доминантных аллелей не влияет на степень выраженности признака. Расщепление в F2 по фенотипу при дигибридном скрещивании — 15:1.
Ответ:
8. Гриб получает от растения органические вещества, отдавая взамен минеральные вещества и воду.
Сборник заданий для подготовки к ЕГЭ
Продолжение. См. № 2, 3, 4, 5, 6, 7/2009
12. Почему появление хорды и позвоночника у животных считается ароморфозом? |
Для ответа на этот и похожий вопросы нужно точно знать определение ароморфоза и понимать биологический смысл этого явления.
Элементы правильного ответа
1. Хорда (и впоследствии позвоночник) – это основа внутреннего скелета животных.
2. Возникновение внутреннего скелета позволило создать новый тип опоры тела и новый способ прикрепления мышц.
3. Появление внутреннего скелета обеспечило хордовым увеличение размеров тела, высокую дифференциацию его отделов и, прежде всего, опорно-двигательной системы.
4. В результате указанных изменений хордовые оказались на значительно более высоком уровне организации, чем беспозвоночные животные. Поэтому их появление можно считать результатом ароморфоза.
• Каким образом развитие нервной системы хордовых повлияло на их строение и поведение?
• В чем заключается усложнение строения кровеносной системы позвоночных животных?
13. Почему некоторые рыбы погибают после нереста? |
Элементы правильного ответа
1. Многие виды рыб по пути к местам нереста не питаются и истощаются.
2. Икрометание требует больших затрат энергии.
3. Истощенные, обессиленные самки (например, кеты) погибают.
4. Некоторые виды рыб нерестятся вообще один раз в жизни.
• Приведите примеры существования заботы о потомстве у рыб.
• Почему некоторые рыбы откладывают до нескольких миллионов икринок?
14. У каких позвоночных животных появились суставы и как это повысило уровень их организации? |
Элементы правильного ответа
1. Суставы появились у земноводных.
2. Сустав – это система рычагов, позволяющая активно передвигаться как в воде, так и по суше.
• Какие приспособления к жизни на суше появились у земноводных?
• Какие преимущества дает земноводным развитие потомства с превращением?
15. Сравните кровеносную систему рыб и земноводных. Какие выводы можно сделать на основе этого сравнения? |
Элементы правильного ответа
1. У рыб двухкамерное сердце и один круг кровообращения.
2. У земноводных трехкамерное сердце и два круга кровообращения.
3. В сердце земноводных частично смешанная кровь, а в сердце рыб венозная кровь.
4. Второй (легочный) круг кровообращения вместе с развитием легких обеспечил земноводным возможность жизни на суше.
• Сравните строение скелета рыб и земноводных и сделайте выводы из этого сравнения.
• Каковы особенности дыхания земноводных по сравнению с рыбами?
• Как происходит размножение и развитие земноводных?
16. Какие эволюционные изменения в системе дыхания пресмыкающихся позволили им стать первыми настоящими наземными позвоночными животными? |
Элементы правильного ответа
1. Формирование ячеистых легких с большой рабочей поверхностью.
2. Образование диафрагмы, разделяющей грудную и брюшную полости.
• Какие эволюционные изменения в скелете пресмыкающихся помогли им завоевать сушу?
• Какие эволюционные изменения позволили пресмыкающимся размножаться на суше?
17. Докажите, что органы кровообращения пресмыкающихся соответствуют условиям их наземного существования. |
Элементы правильного ответа
1. Сердце разделено частичной перегородкой, что способствует большему разделению крови.
2. От левой части желудочка артериальная кровь идет к мозгу, и он лучше снабжается кислородом.
3. Хорошее снабжение мозга кислородом необходимо для повышения скорости реакций, что очень существенно для жизни на суше.
18. Какие особенности строения нервной системы обеспечили более разнообразное поведение птиц по сравнению с рептилиями? |
Элементы правильного ответа
1. Развитие коры головного мозга и значительное, по сравнению с рептилиями, увеличение больших полушарий.
2. Развитие мозжечка обусловило хорошую координацию в пространстве.
• Чем объясняется тот факт, что у птиц не встречаются виды с недоразвитыми глазами?
• У большинства птиц обоняние развито слабо, а вот у грифов и киви хорошо. С чем это связано?
19. Почему полное разделение кругов кровообращения и возникновение теплокровности считается ароморфозами? |
Элементы правильного ответа
1. Полное разделение кругов кровообращения позволило разделить кровь на венозную и артериальную. Это привело к повышению интенсивности обмена веществ и теплокровности.
2. Возникновение теплокровности обеспечило приспособленность животных к самым разнообразным климатическим условиям среды, позволило занять разные среды обитания.
• Каковы преимущества четырехкамерного сердца перед трехкамерным?
• Каковы преимущества теплокровности перед холоднокровностью?
20. Какие прогрессивные черты по сравнению с птицами появились у млекопитающих? |
Элементы правильного ответа
1. У млекопитающих сформировалась кора головного мозга из тел нейронов – серого вещества мозга.
2. Млекопитающие – живородящие животные, вскармливающие своих детенышей грудным молоком.
3. У млекопитающих появился кожный волосяной покров с его производными.
• Какие особенности строения кожного покрова млекопитающих обеспечивают его функции?
• У какого из двух животных зависимость температуры тела от температуры окружающей среды выше: у обыкновенной полевки или собаки? Ответ обоснуйте.
21. Докажите, что утконос и ехидна по уровню организации ниже, чем настоящие звери. |
Элементы правильного ответа
1. Утконос – яйцекладущее млекопитающее животное, у которого терморегуляционные функции развиты хуже, чем у настоящих зверей. Есть роговой клюв и клоака.
2. Ехидна – яйцекладущее сумчатое животное, у которого терморегуляционные функции развиты хуже, чем у настоящих зверей. Есть роговой клюв и клоака.
3. Нервная система более примитивна, чем у настоящих зверей.
• Почему кенгуру относят к настоящим зверям, а ехидну к первозверям?
• Докажите, что первозвери – это млекопитающие животные.
Вопросы уровня С2
Умение работать с текстом и рисунком
1. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, объясните их.
1. В богатых перегноем почвах живет один из представителей класса кольчатых червей – дождевой червь. 2. Он относится к типу Малощетинковые черви. 3. Питается дождевой червь растительным опадом, заглатывая его вместе с почвой. 4. Кровеносная система у дождевых червей незамкнутая. 5. Роль сердец выполняют кольцевые кровеносные сосуды. 6. Газообмен происходит в подкожных капиллярах. 7. Дождевые черви гермафродиты.
Элементы правильного ответа
Ошибки допущены в предложениях 1, 2, 4.
В предложении 1: Кольчатые черви – это тип животных.
В предложении 2: Малощетинковые черви – класс животных.
В предложении 4: кровеносная система у кольчатых червей замкнутая.
2. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, объясните их.
1. У двустворчатых моллюсков тело заключено в раковину, образованную двумя створками. 2. При раскрытии раковины можно увидеть голову и ногу. 3. Представителями двустворчатых моллюсков являются беззубки, мидии, прудовики. 4. Тип питания двустворчатых – фильтрация. 5. Вода проходит через сифоны – вводной и выводной. 6. Дышит двустворчатый моллюск всем телом, поглощая растворенный в воде кислород.
В этом и в ряде следующих заданий элементы правильного ответа будут только подсказываться, но не даваться полностью. Ваша задача – объяснить допущенные ошибки самостоятельно.
Элементы правильного ответа
Ошибки допущены в предложениях 2, 3, 6.
В предложении 2 ошибочно назван элемент строения моллюска.
В предложении 3 неверно указан один из представителей двустворчатых.
В предложении 6 допущена ошибка в описании дыхания моллюска.
3. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, объясните их.
1. Появлению первых представителей типа Плоские черви предшествовало появление ряда крупных ароморфозов. 2. Возникли многоклеточность и двуслойное строение тела – основа для формирования многих органов и систем органов. 3. У червей появилась лучевая симметрия тела, обеспечивающая свободное плавание в воде. 4. Ориентации в пространстве способствовало возникновение органов чувств и диффузной нервной системы. 5. Появились пищеварительная и выделительная системы. 6. Сформировались постоянные половые железы, которые обусловили наиболее эффективные формы полового размножения.
Элементы правильного ответа
Ошибки допущены в предложениях 2, 3, 4.
В предложении 2 неверно указано количество слоев тела.
В предложении 3 неверно указан тип симметрии тела.
В предложении 4 неверно указан тип нервной системы.
4. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, объясните их.
1. Возникновению кольчатых червей предшествовал ряд идиоадаптаций. 2. Важнейшим изменением, обусловившим расцвет кольчецов, стало появление первичной полости тела. 3. Появление кровеносной и дыхательной (у многощетинковых) систем существенно повысило интенсивность обмена веществ. 4. Кровеносная система кольчатых червей незамкнутая. 5. Дыхательная система многощетинковых представлена жабрами. 6. К типу Кольчатые черви относятся Многощетинковые, Малощетинковые, Пиявки и некоторые другие классы.
Элементы правильного ответа
Ошибки допущены в предложениях 1, 2, 4.
В предложении 1 неверно указано направление эволюционного процесса.
В предложении 2 неверно указана полость тела, возникшая у кольчатых червей.
В предложении 4 неверно указан тип кровеносной системы.
5. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, объясните их.
1. К членистоногим животным относятся водные формы, обладающие членистыми конечностями и сегментированным телом. 2. Появление членистых конечностей обеспечило высокую двигательную активность членистоногих. 3. Появление внутреннего скелета способствовало прикреплению мышц. 4. Пищеварительная система получила дальнейшее прогрессивное развитие – появились печень и слюнные железы. 5. Общими признаками всех членистоногих являются: сегментированное тело, замкнутая кровеносная система, членистые конечности. 6. Тип насчитывает три класса: Ракообразные, Паукообразные и Насекомые (многоножки в школе не изучаются).
Элементы правильного ответа
Ошибки допущены в предложениях 1, 3, 5.
В предложении 1 неверно указана среда обитания членистоногих.
В предложении 3 неверно указан тип скелета членистоногих.
В предложении 5 неверно указан тип кровеносной системы.
Задания в рисунках
Отвечая на вопросы к рисункам, нужно извлекать максимум информации из представленного изображения.
1. Что общего между показанными на рисунке организмами и чем они различаются? |
Элементы правильного ответа
1. Нужно назвать изображенных животных.
2. В качестве сходства нужно указать подцарство, к которому принадлежат эти животные, среду обитания, особенности строения.
3. В качестве различий между изображенными животными нужно указать разное систематическое положение (класс и тип, способы питания, которыми они отличаются, и основные различия в строении).
2. К какому типу животных принадлежит организм, клеточное строение которого показано на рисунке? Докажите свой ответ. |
Элементы правильного ответа
1. Нужно назвать тип животных, к которым принадлежат организмы с показанным строением тела (Кишечнополостные).
2. Нужно указать количество слоев тела и назвать их (два слоя – эктодерма и энтодерма).
3. Нужно назвать основные представленные на рисунке клетки и указать их положение (кожно-мускульные, нервные, стрекательные, пищеварительно-мускульные, железистые и половые клетки).
Отвечая на вопрос, вы можете обозначить цифрами каждую из названных структур.
3. Нервные системы каких животных показаны на рисунке? Чем они отличаются друг от друга. |
Элементы правильного ответа
1. На рисунках показаны нервные системы плоских червей (планарии) и кишечнополостных (гидры).
2. У плоских червей от головного нервного узла отходят два нервных ствола, соединенные нервами.
3. У гидры диффузная нервная система.
4. На рисунке показан круглый червь – ришта и его промежуточный хозяин – рачок циклоп. Червь ришта был распространен в арыках Средней Азии. Самка ришты паразитирует в соединительной ткани человека, образуя подкожные нарывы. После вскрытия нарыва из него выходит множество личинок. Каким образом человек может заразиться риштой? Предложите меры борьбы с риштой. |
Элементы правильного ответа
1. Личинки попадают в воду, где их проглатывают циклопы.
2. Человек может заразиться, если выпьет сырой воды, содержащей зараженных циклопов.
3. Меры борьбы – очистка водоема, фильтрация и кипячение воды, прокладка водопроводов.
(Могут быть предложены и такие методы борьбы с риштой, как уничтожение больных собак, учет заболевших и их лечение, запуск в водоемы рыб, питающихся циклопами).
5. На рисунке показан жизненный цикл бабочки озимая совка. Объясните рисунок. |
Ответ на этот и подобные вопросы требует достаточно подробного объяснения рисунка.
Элементы правильного ответа
В данном случае следует указать:
1) тип развития насекомого;
2) названия стадий развития бабочки;
3) среды обитания этих стадий;
4) особенности жизнедеятельности стадий 2 и 4;
5) приспособления к выживанию на разных стадиях развития.
6. Кто лишний на этом рисунке? Ответ обоснуйте. |
При ответах на подобные вопросы нужно внимательно рассмотреть рисунок и исключить одного из изображенных представителей, руководствуясь определенными основаниями. При ответе на этот вопрос могут быть два основания для классификации. Первое показано. Найдите второе.
Элементы правильного ответа
1. Лишний – кузнечик.
2. Кузнечик относится к насекомым, развивающимся с неполным превращением.
3. Остальные насекомые, показанные на рисунке, развиваются с полным превращением.
7. Обозначьте на рисунке отделы тела ланцетника. |
Элементы правильного ответа
1. Нервная трубка.
2. Хорда.
3. Пищеварительная трубка (кишка).
4. Ротовое отверстие.
5. Жаберные щели.
6. Анальное отверстие.
8. Назовите рыбу, изображенную на рисунке. Объясните, чем она интересна. |
Элементы правильного ответа
1. Это кистеперая рыба – латимерия, или целакант.
2. Ученые предполагают, что от древних кистеперых рыб произошли земноводные.
3. На происхождение земноводных от кистеперых рыб указывают такие признаки, как сходство в строении плавников латимерии с пятипалой конечностью земноводных, зачатки легких.
9. Сравните головной мозг рыб и земноводных, отметив различия в их строении. Объясните найденные различия. |
Головной мозг рыбы
Головной мозг лягушки
Элементы правильного ответа
1. Большие полушария головного мозга у земноводных развиты лучше, чем у рыб.
2. Мозжечок у земноводных развит хуже, чем у рыб.
3. Различия объясняются особенностями развития, поведения и средой обитания.
Отвечая на этот вопрос можно добавить, что у земноводных передний мозг разделен на две части, что малые размеры мозжечка связаны с тем, что движения земноводных однообразны и достаточно просты. Хорошо у земноводных, по сравнению с рыбами, развиты органы чувств: зрение, обоняние, слух.
10. К каким отрядам относятся изображенные животные? Какие особенности строения и жизнедеятельности пресмыкающихся позволили им распространиться на суше? |
Элементы правильного ответа
1. Нужно назвать отряды, к которым принадлежат изображенные животные.
2. Нужно перечислить приспособления пресмыкающихся к жизни на суше: особенности строения, жизнедеятельности и развития.
Отвечая на этот вопрос, нужно вспомнить об отряде клювоголовых (2). Остальные животные узнаются достаточно легко. Говоря о приспособлениях к жизни на суше, следует отметить особенности строения скелета, кровеносной и нервной систем органов, кожных покровов, строения яйца. В зависимости от уровня ваших знаний вы можете назвать еще ряд особенностей, удовлетворяющих условию вопроса. Например, можно сказать о дифференциации дыхательных путей, о легочном дыхании, о впервые появившейся коре головного мозга и т.д.
Вопросы уровня С3
Обобщение и применение знаний о многообразии организмов
1. В чем заключается сходство и различие яйцеклеток и сперматозоидов у животных? |
При ответе на этот вопрос необходимо отметить черты строения названных клеток, особенности их функций и биологическое значение.
Элементы правильного ответа
1. Яйцеклетки и сперматозоиды – это половые клетки животных, или женские и мужские гаметы соответственно.
2. Гаметы имеют гаплоидный набор хромосом и несут наследственную информацию, полученную от одного из родителей.
3. Сперматозоид – подвижная мужская гамета, имеющая головку и хвостик.
4. Яйцеклетка – неподвижная женская гамета, содержащая запас питательных веществ для развития зародыша.
• Каковы функции половых клеток животных?
• Чем спора отличается от гаметы?
2. Чем объясняется периодичность приступов малярии? |
Элементы правильного ответа
1. Малярийные паразиты выходят в кровяное русло человека через определенные промежутки времени.
2. Выход паразитов в кровь сопровождается разрушением эритроцитов.
3. Продукты жизнедеятельности паразита попадают в кровь человека, что вызывает лихорадку, подъем температуры, т.е. приступ малярии.
• Почему простейшие практически не изменились за многие миллионы лет своего существования?
• Какие особенности строения и жизнедеятельности простейших обеспечили им приспособленность к паразитическому образу жизни?
3. Какие доказательства можно привести в пользу происхождения кишечнополостных животных от простейших? |
Элементы правильного ответа
1. У кишечнополостных животных существует специализация клеток, но нет систем органов, кроме нервной.
2. Специализированные клетки по форме напоминают разных простейших – жгутиковых, амеб и др.
3. Развиваются из одной клетки бесполым или половым способом.
4. Какими ароморфозами сопровождалось появление кишечнополостных животных? |
Элементы правильного ответа
1. Возникновение многоклеточности.
2. Возникновение двух зародышевых листков.
3. Дифференциация клеток.
4. Возникновение кишечной полости.
5. Появление диффузной нервной системы.
• Опишите особенности пищеварения у гидры.
• В чем заключается дифференциация и специализация клеток у кишечнополостных животных?
5. Дайте характеристику типа Кишечнополостные. |
Дать характеристику типа животных – это значит назвать основные особенности строения и жизнедеятельности его представителей, отметить их значение в природе и жизни человека, назвать, если требуется, систематические группы, входящие в данный тип.
Элементы правильного ответа
1. Кишечнополостные – водные двуслойные животные с радиальной симметрией тела.
2. Все кишечнополостные имеют стрекательные клетки.
3. В типе насчитывается три класса: Гидроидные, Сцифоидные медузы и Коралловые полипы.
4. Кишечнополостные – хищники. Переваривание пищи происходит как в кишечной полости, так и внутри пищеварительно-мускульных клеток.
5. Размножение кишечнополостных происходит как бесполым, так и половым путем.