спрыгнув с подножки трамвая у меня слетела шляпа
Деепричастия и деепричастные обороты егэ
ЕГЭ Русский язык. Экспресс-подготовка. Задание № 8. Синтаксические нормы. Употребление деепричастного оборота.
ЕГЭ Русский язык.
Экспресс-подготовка.
Задание № 8.
Синтаксические нормы. Употребление деепричастного оборота.
Задание № 8. Синтаксические нормы.
Предложения с деепричастными оборотами.
Начнём повторение теории.
Деепричастие- это самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие по отношению к основному, выраженному глаголом.
Деепричастие не изменяется, в предложении бывает обстоятельством.
Итак, деепричастие обозначает ДОБАВОЧНОЕ действие. Это значит, что в предложении должно быть лицо ( предмет), выполняющее ОСНОВНОЕ действие.
Рассмотрим пример.
Готовясь к экзамену, он повторял весь теоретический материал.
Сказуемое «повторял»- основное действе,
Он что делал? – повторял. Он одновременно что делал? — готовился.
( Деепричастие всегда можно заменить глаголом.)
Помните: оба действия (и основное, и добавочное) выполняет одно и то же лицо ( или предмет)
Таким образом, в предложении должно быть подлежащее.
Однако есть случаи, когда можно употреблять деепричастный оборот, хотя в нём НЕТ подлежащего.
Случаи употребления деепричастного оборота в предложениях БЕЗ подлежащего.
Приехав в Москву, обязательно сходим на Красную площадь. (Мы приедем, мы сходим)
Приехав в Москву, решили пойти на Красную площадь.( Они (мы, вы) приехали и решили пойти).
Готовясь к экзаменам, нужно обязательно повторять теоретический материал.
Итак, ребята, мы разобрались, в каких случаях МОЖНО использовать в речи деепричастный оборот.
В задании № 8 будут даны предложения с ОШИБКОЙ в употреблении деепричастного оборота. Разберём их.
Типичные ошибки в построении предложений с деепричастными оборотами.
Пример.
Подъезжая к городу, начался сильный дождь.
(К городу подъезжали люди, а не дождь, который начался).
Верно.
Когда мы подъезжали к городу, начался дождь.
Пример.
Приехав в город, мне стало грустно.
Верно.
Когда я приехала в город, мне стало грустно.
Алгоритм выполнения задания № 8.
Предложения с причастными оборотами.
Рассмотрим примеры.
(Верно. Он выполняет, и он изучает)
(Верно. Легко подставит слово «мы». Мы вдумываемся, мы выполняем)
(Верно. Есть инфинитив «изучать»).
(Неверно. Это безличное предложение, в нём нет инфинитива.
Верно. Когда он взобрался на курган, то увидел всю панораму боя).
(Неверно. Действие глагола и деепричастия выполняет не одно лицо. Шляпа слетала, но она не может подъезжать к станции.
Верно. Когда я подъезжал к станции, у меня слетела шляпа.)
Таков алгоритм выполнения задания № 8, если в нём есть предложение с ошибкой, связанной с употреблением деепричастного оборота.
Деепричастный оборот, примеры предложений
Деепричастный оборот – это деепричастие с зависимыми словами. Как и одиночное деепричастие, обозначает добавочное действие и совершается тем же лицом, предметом или явлением, которое совершает основное действие. Всегда обособляется. Отвечает на вопрос «что делая?» или «что сделав?». Действие обычно относится к подлежащему, например: подводя итоги встречи, министр поздравил всех учителей с началом учебного года.
Деепричастие — это самостоятельная часть речи в русском языке, которая обозначает добавочное действие при основном. В этой части речи сочетаются признаки глагола (вид, залог и возвратность) и наречия (неизменяемость, синтаксическая роль обстоятельства). Отвечает на вопросы что делая? что сделав?
Если в предложении есть деепричастие, то должен быть и глагол-сказуемое, обозначающий основное действие. Возможно, на 5-ege.ru вас также заинтересует причастный оборот с примерами.
Правило.
При использовании деепричастного оборота в предложении следует помнить, что:
Предложения с деепричастным оборотом (примеры)
Ловушка!
Деепричастный оборот нельзя употреблять в следующих случаях:
если действие, выраженное глаголом сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам (предметам):
Спрыгнув с подножки трамвая, у меня слетела шляпа (НЕЛЬЗЯ, так как «шляпа не может прыгнуть с трамвая»!)
если в безличном предложении нет инфинитива, к которому мог бы относиться деепричастный оборот, но есть сочетание глагола-сказуемого с местоимением или существительным в роли дополнения.
Посмотрев в окно, мне стало грустно (НЕЛЬЗЯ, так как есть дополнение мне)
если деепричастный оборот относится к страдательным причастиям, т.к. в этом случае субъект действия, выраженного сказуемым, и субъект действия, обозначенного деепричастием) не совпадают:
Убежав из дома, мальчик был найден (НЕЛЬЗЯ, так как из дома убегает мальчик, а находят его другие люди!)
Синтаксические нормы. Алгоритм действий.
1) В обороте, выделенном жирным шрифтом, найди деепричастие (отвечает на вопросы: что делая? что сделав?)
2) Выдели в каждом варианте основы.
3) Если в предложении нет подлежащего, попытайся восстановить его по сказуемому.
4) Если в предложении невозможно восстановить подлежащее, посмотри, не указан ли производитель действия в косвенном падеже.
5) Соотнеси в каждом варианте подлежащее с деепричастием.
6) Тот вариант, где подлежащее выполняет действие и деепричастия, и сказуемого, является правильным.
Разбор задания.
Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Не рассчитывая на помощь,
1) меня начали покидать силы.
2) ученики самостоятельно справились с заданием.
3) самостоятельность очень важна.
4) учебник помогает лучше справиться с трудным материалом.
Находим деепричастие: не рассчитывая на помощь – что делая? не рассчитывая.
В каждом варианте найдем грамматическую основу:
2) ученики самостоятельно справились с заданием.
4) учебник помогает лучше справиться с трудным материалом.
Соотносим деепричастие и подлежащие, ответив на вопрос: кто может не рассчитывать на помощь? Это не силы, не самостоятельность и не учебник. Только ученики могут справиться с заданием и не рассчитывать на помощь.
Правильный ответ – вариант №2.
Также посмотрите видео, если что-то непонятно.
Потренируйся.
1. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Анализируя поэму Пушкина «Полтава»,
1) критиками отмечалось обилие разговорных выражений.
2) ее «очевидным» недостатком считалось обилие разговорных выражений.
3) современники упрекали поэта в злоупотреблении «бурлацкими» выражениями.
4) она была принята критиками без восторга.
2. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Начиная работу с текстом,
1) у нас завязался спор.
2) постарайтесь внимательно прочитать его.
3) мной был неверно определен размер.
4) учениками часто не учитывается деление на абзацы.
3. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Выстроившись в колонны,
1) вожак подает сигнал, и муравьи отправляются в путь.
2) длина их может достигать 100-200 метров.
3) кочевые муравьи отправляются в двух-трехнедельный поход.
4) начинается двух-трехнедельный поход муравьев.
Главная » Подготовка к ЕГЭ по русскому языку » Деепричастный оборот, примеры предложений
Задание №17 ЕГЭ по русскому
Семнадцатое задание ЕГЭ также проверяет знания выпускников в области пунктуации. За него можно получить один первичный балл. Для подготовки к данному заданию предлагаем ознакомиться с теоретическим материалом, приведенным на этой странице.
Теория к заданию №17 ЕГЭ по русскому языку
Знаки препинания при причастном обороте
После согласованных определений, находящихся после определяемого слова, ставится запятая | Опера, написанная известным композитором, пользуется большой популярностью среди слушателей. |
После согласованных определений, находящихся перед определяемым словом, запятая не ставится | Написанная известным композитором опера пользуется большой популярностью среди слушателей. |
Запятая ставится после причастного оборота, стоящего до или после определяемого слова, выраженного местоимением | Уставший от долгой дороги, я сразу заснул. |
Я, уставший от долгой дороги, сразу заснул. | |
Запятая не ставится перед и после союза «и», соединяющего несколько причастных оборотов | Искусство эпохи барокко, начавшейся в 16 и завершившейся в 18 веке, изучается в школах и университетах. |
Знаки препинания при деепричастном обороте
Деепричастные обороты и одиночные деепричастия всегда выделяются запятыми | Он, улыбаясь, шел мне навстречу. |
Если два деепричастных оборота, относящихся к одному сказуемому, соединены союзом «и», то запятая перед и после союза не ставится | Читая учебник и делая пометки в тетради, мальчик смог запомнить материал намного быстрее. |
Если деепричастные обороты относятся к разным сказуемым, запятая ставится на их границах | Он постоял немного, глядя на море, и, оглянувшись, пошел дальше. (первый оборот относится к слову «постоял», а второй – «пошел») |
Если деепричастный оборот стоит после союзов «и, но, что», то ставятся две запятые: после союза и после оборота | Он зашел в класс и, ничего не сказав, сел на свое место. |
Если деепричастный оборот стоит после союза «а» он выделяется запятыми | Он любил читать книги, а встречаясь с друзьями, всегда рассказывал им о том, что прочел. |
Деепричастные обороты, являющиеся устойчивыми выражениями, не выделяются запятыми. | Он работал не покладая рук. |
Другие случаи обособления
Алгоритм выполнения задания
В 1878 году (1) показанная на VI передвижной выставке (2) картина «Московский дворик» принесла В.Д. Поленову славу (3) явив рождение в русской живописи нового жанра (4) названного «интимным» пейзажем.
Внимательно читаем задание. Читаем и анализируем предложения:
В 1878 году (1) показанная на VI передвижной выставке (2) картина «Московский дворик» принесла В.Д. Поленову славу (3) явив рождение в русской живописи нового жанра (4) названного «интимным» пейзажем.
Расставляем знаки препинания:
1, 2 — не ставим запятые, так как причастие показанная стоит перед определяемым словом картина.
3, 4 — выделяем запятыми обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом (явив рождение в русской живописи нового жанра).
4 — выделяем запятой обособленное определение, выраженное причастным оборотом (названного «интимным» пейзажем). Причастный оборот стоит после определяемого слова жанр, поэтому запятая нужна.
В 1878 году показанная на VI передвижной выставке картина «Московский дворик» принесла В.Д. Поленову славу, явив рождение в русской живописи нового жанра, названного «интимным» пейзажем.
pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор | оценить
В Сорренто(1) М. Горький снял виллу(2) просторную, но не роскошную(3) к которой вела дорога(4) шедшая среди цитрусовых плантаций и виноградников.
pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор | оценить
Получив наиболее полное развитие в живописи и скульптуре(1) минимализм(2) интерпретируемый в широком смысле(3) как экономия художественных средств(4) нашёл применение во всех видах искусства.
pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор | оценить
Возвращая первоначальную красоту и великолепие (1) Шуваловскому дворцу в Санкт-Петербурге (2) реставраторы согласовывали этапы своей работы со специалистами (3) готовившими открытие в его залах музея Карла Фаберже (4) прославившегося созданием уникальных ювелирных изделий.
pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор | оценить
В Ливерпуле(1) в 1910 году(2) открылась так называемая русская библиотека(3) располагавшая богатым собранием книг на русском языке.
pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор | оценить
Создатели Воскресенского собора в подмосковной Истре (1) повторяя план и размеры храма Воскресения Христова в Иерусалиме (2) возвели (3) в Подмосковье (4) отличающийся (5) особой красотой (6) храм.
Внимательно читаем задание. Анализируем предложения и расставляем запятые:
Создатели Воскресенского собора в подмосковной Истре, (1) повторяя план и размеры храма Воскресения Христова в Иерусалиме, (2) возвели (3) в Подмосковье (4) отличающийся (5) особой красотой (6) храм.
(1) и (2) – выделяем запятыми деепричастный оборот «повторяя план и размеры храма Воскресения Христова в Иерусалиме».
(3) – не ставим запятую между сказуемым и обстоятельством «возвели в Подмосковье».
(4) и (6) – не ставим запятые, так как причастный оборот «отличающийся особой красотой» стоит перед определяемым словом «храм».
(5) – внутри причастного оборота запятую не ставим.
pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор | оценить
Предложение с деепричастием продолжая
Деепричастный оборот, примеры предложений
Деепричастный оборот – это деепричастие с зависимыми словами. Как и одиночное деепричастие, обозначает добавочное действие и совершается тем же лицом, предметом или явлением, которое совершает основное действие. Всегда обособляется. Отвечает на вопрос «что делая?» или «что сделав?». Действие обычно относится к подлежащему, например: подводя итоги встречи, министр поздравил всех учителей с началом учебного года.
Деепричастие — это самостоятельная часть речи в русском языке, которая обозначает добавочное действие при основном. В этой части речи сочетаются признаки глагола (вид, залог и возвратность) и наречия (неизменяемость, синтаксическая роль обстоятельства). Отвечает на вопросы что делая? что сделав?
Если в предложении есть деепричастие, то должен быть и глагол-сказуемое, обозначающий основное действие. Возможно, на 5-ege.ru вас также заинтересует причастный оборот с примерами.
Правило.
При использовании деепричастного оборота в предложении следует помнить, что:
Предложения с деепричастным оборотом (примеры)
Ловушка!
Деепричастный оборот нельзя употреблять в следующих случаях:
если действие, выраженное глаголом сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам (предметам):
Спрыгнув с подножки трамвая, у меня слетела шляпа (НЕЛЬЗЯ, так как «шляпа не может прыгнуть с трамвая»!)
если в безличном предложении нет инфинитива, к которому мог бы относиться деепричастный оборот, но есть сочетание глагола-сказуемого с местоимением или существительным в роли дополнения.
Посмотрев в окно, мне стало грустно (НЕЛЬЗЯ, так как есть дополнение мне)
если деепричастный оборот относится к страдательным причастиям, т.к. в этом случае субъект действия, выраженного сказуемым, и субъект действия, обозначенного деепричастием) не совпадают:
Убежав из дома, мальчик был найден (НЕЛЬЗЯ, так как из дома убегает мальчик, а находят его другие люди!)
Синтаксические нормы. Алгоритм действий.
1) В обороте, выделенном жирным шрифтом, найди деепричастие (отвечает на вопросы: что делая? что сделав?)
2) Выдели в каждом варианте основы.
3) Если в предложении нет подлежащего, попытайся восстановить его по сказуемому.
4) Если в предложении невозможно восстановить подлежащее, посмотри, не указан ли производитель действия в косвенном падеже.
5) Соотнеси в каждом варианте подлежащее с деепричастием.
6) Тот вариант, где подлежащее выполняет действие и деепричастия, и сказуемого, является правильным.
Разбор задания.
Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Не рассчитывая на помощь,
1) меня начали покидать силы.
2) ученики самостоятельно справились с заданием.
3) самостоятельность очень важна.
4) учебник помогает лучше справиться с трудным материалом.
Находим деепричастие: не рассчитывая на помощь – что делая? не рассчитывая.
В каждом варианте найдем грамматическую основу:
2) ученики самостоятельно справились с заданием.
4) учебник помогает лучше справиться с трудным материалом.
Соотносим деепричастие и подлежащие, ответив на вопрос: кто может не рассчитывать на помощь? Это не силы, не самостоятельность и не учебник. Только ученики могут справиться с заданием и не рассчитывать на помощь.
Правильный ответ – вариант №2.
Также посмотрите видео, если что-то непонятно.
Потренируйся.
1. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Анализируя поэму Пушкина «Полтава»,
1) критиками отмечалось обилие разговорных выражений.
2) ее «очевидным» недостатком считалось обилие разговорных выражений.
3) современники упрекали поэта в злоупотреблении «бурлацкими» выражениями.
4) она была принята критиками без восторга.
2. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Начиная работу с текстом,
1) у нас завязался спор.
2) постарайтесь внимательно прочитать его.
3) мной был неверно определен размер.
4) учениками часто не учитывается деление на абзацы.
3. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Выстроившись в колонны,
1) вожак подает сигнал, и муравьи отправляются в путь.
2) длина их может достигать 100-200 метров.
3) кочевые муравьи отправляются в двух-трехнедельный поход.
4) начинается двух-трехнедельный поход муравьев.
Главная » Подготовка к ЕГЭ по русскому языку » Деепричастный оборот, примеры предложений
Деепричастный оборот
Всего получено оценок: 6136.
Всего получено оценок: 6136.
Особая форма глагола или самостоятельная часть речи (нет общепринятой точки зрения) в русском языке, обозначающая добавочное действие при основном действии называется деепричастием. Деепричастие с зависимым словом (или зависимыми словами) называется деепричастным оборотом. В статье приведены правила его написания в предложении, исключения из правил, а также различные варианты использования деепричастного оборота.
Что такое деепричастный оборот в русском языке?
Деепричастный оборот – это речевая конструкция, состоящая из деепричастия и зависимых от него слов. Деепричастный оборот указывает на дополнительное действие, которое выполняется существительным или местоимением (представленным в предложении подлежащим), и обычно относится к глаголу (сказуемому). Отвечает на вопросы – Что делая? Что сделав?
Зелёной линией подчеркнут деепричастный оборот, а красной — глагол-сказуемое к которому он относится.
Деепричастие как часть речи, а также правила употребления деепричастных оборотов изучаются в 7 классе.
Чем является деепричастный оборот в предложении?
В предложении деепричастный оборот выполняет синтаксическую роль обстоятельства и выделяется запятыми.
Простые предложения с деепричастными оборотами принято называть предложениями с осложненным обособленным обстоятельством.
которые читают вместе с этой
Правописание деепричастного оборота
В предложениях деепричастный оборот выделяется запятыми с двух сторон (обособляется) независимо от того, в какой позиции относительно глагола-сказуемого он находится. Кроме того, деепричастные обороты в предложении всегда отделяются от союзов запятыми.
Примеры предложений
Подойдя к квартире, за дверью послышались шорохи.
Главное действие совершают шорохи (шорохи послышались). Но действие деепричастного оборота(Подойдя к квартире) направлено на другой объект (например, он или я). Тут часто ошибаются, потому что основное и добавочное действие производятся разными объектами, а по правилам деепричастный оборот и глагол-сказуемое должны обозначать действия одного лица или объекта. Это популярная ошибка при употреблении деепричастного оборота в предложении.
Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте
Этот видеоурок доступен по абонементу
У вас уже есть абонемент? Войти
Вы изучили раздел морфологии, который рассматривает особую форму глагола – деепричастие. На уроке вы сможете повторить морфологические признаки деепричастия, объединившего в себе признаки глагола и наречия. Также вы вспомните правила обособления и употребления деепричастного оборота, написание деепричастия с частицей НЕ и стилистическое использование деепричастий.
Предложение с деепричастием развивая
Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте
Этот видеоурок доступен по абонементу
У вас уже есть абонемент? Войти
Вы изучили раздел морфологии, который рассматривает особую форму глагола – деепричастие. На уроке вы сможете повторить морфологические признаки деепричастия, объединившего в себе признаки глагола и наречия. Также вы вспомните правила обособления и употребления деепричастного оборота, написание деепричастия с частицей НЕ и стилистическое использование деепричастий.
Деепричастный оборот, примеры предложений
Деепричастный оборот – это деепричастие с зависимыми словами. Как и одиночное деепричастие, обозначает добавочное действие и совершается тем же лицом, предметом или явлением, которое совершает основное действие. Всегда обособляется. Отвечает на вопрос «что делая?» или «что сделав?». Действие обычно относится к подлежащему, например: подводя итоги встречи, министр поздравил всех учителей с началом учебного года.
Деепричастие — это самостоятельная часть речи в русском языке, которая обозначает добавочное действие при основном. В этой части речи сочетаются признаки глагола (вид, залог и возвратность) и наречия (неизменяемость, синтаксическая роль обстоятельства). Отвечает на вопросы что делая? что сделав?
Если в предложении есть деепричастие, то должен быть и глагол-сказуемое, обозначающий основное действие. Возможно, на 5-ege.ru вас также заинтересует причастный оборот с примерами.
Правило.
При использовании деепричастного оборота в предложении следует помнить, что:
Предложения с деепричастным оборотом (примеры)
Ловушка!
Деепричастный оборот нельзя употреблять в следующих случаях:
если действие, выраженное глаголом сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам (предметам):
Спрыгнув с подножки трамвая, у меня слетела шляпа (НЕЛЬЗЯ, так как «шляпа не может прыгнуть с трамвая»!)
если в безличном предложении нет инфинитива, к которому мог бы относиться деепричастный оборот, но есть сочетание глагола-сказуемого с местоимением или существительным в роли дополнения.
Посмотрев в окно, мне стало грустно (НЕЛЬЗЯ, так как есть дополнение мне)
если деепричастный оборот относится к страдательным причастиям, т.к. в этом случае субъект действия, выраженного сказуемым, и субъект действия, обозначенного деепричастием) не совпадают:
Убежав из дома, мальчик был найден (НЕЛЬЗЯ, так как из дома убегает мальчик, а находят его другие люди!)
Синтаксические нормы. Алгоритм действий.
1) В обороте, выделенном жирным шрифтом, найди деепричастие (отвечает на вопросы: что делая? что сделав?)
2) Выдели в каждом варианте основы.
3) Если в предложении нет подлежащего, попытайся восстановить его по сказуемому.
4) Если в предложении невозможно восстановить подлежащее, посмотри, не указан ли производитель действия в косвенном падеже.
5) Соотнеси в каждом варианте подлежащее с деепричастием.
6) Тот вариант, где подлежащее выполняет действие и деепричастия, и сказуемого, является правильным.
Разбор задания.
Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Не рассчитывая на помощь,
1) меня начали покидать силы.
2) ученики самостоятельно справились с заданием.
3) самостоятельность очень важна.
4) учебник помогает лучше справиться с трудным материалом.
Находим деепричастие: не рассчитывая на помощь – что делая? не рассчитывая.
В каждом варианте найдем грамматическую основу:
2) ученики самостоятельно справились с заданием.
4) учебник помогает лучше справиться с трудным материалом.
Соотносим деепричастие и подлежащие, ответив на вопрос: кто может не рассчитывать на помощь? Это не силы, не самостоятельность и не учебник. Только ученики могут справиться с заданием и не рассчитывать на помощь.
Правильный ответ – вариант №2.
Также посмотрите видео, если что-то непонятно.
Потренируйся.
1. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Анализируя поэму Пушкина «Полтава»,
1) критиками отмечалось обилие разговорных выражений.
2) ее «очевидным» недостатком считалось обилие разговорных выражений.
3) современники упрекали поэта в злоупотреблении «бурлацкими» выражениями.
4) она была принята критиками без восторга.
2. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Начиная работу с текстом,
1) у нас завязался спор.
2) постарайтесь внимательно прочитать его.
3) мной был неверно определен размер.
4) учениками часто не учитывается деление на абзацы.
3. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Выстроившись в колонны,
1) вожак подает сигнал, и муравьи отправляются в путь.
2) длина их может достигать 100-200 метров.
3) кочевые муравьи отправляются в двух-трехнедельный поход.
4) начинается двух-трехнедельный поход муравьев.
Главная » Подготовка к ЕГЭ по русскому языку » Деепричастный оборот, примеры предложений
Построение предложения с деепричастным оборотом
Когда можно употреблять деепричастный оборот
Деепричастный оборот — это деепричастие с зависимыми словами. В предложении деепричастный оборот всегда выполняет функцию обстоятельства.
Так как деепричастие обозначает дополнительное действие, деепричастный оборот всегда относится к глаголу. Чаще всего деепричастный оборот относится к глаголу-сказуемому. В этом случае действие, обозначенное деепричастным оборотом, выполняется тем же субъектом, что и действие, обозначенное сказуемым.
Деепричастный оборот может относиться и к глаголу в функции дополнения. Тогда действие, обозначенное деепричастным оборотом, выполняется тем же субъектом, что и действие, обозначенное глаголом-дополнением.
И тогда не помешает
Вам ни холод, ни жара,
Задыхаясь от восторга,
Заниматься чепухой.
(Г. Остер. «Вредные советы»)
Деепричастный оборот можно использовать не всегда. Общее правило такое:
если деепричастный оборот обозначает действие того же субъекта, что и глагол, к которому деепричастный оборот относится, использование деепричастного оборота корректно. В остальных случаях использовать деепричастный оборот нельзя.
Пример некорректного использования деепричастного оборота
Рассматривая фотографии в альбоме, мне на глаза попался красивый вид.
Корректно ли построены следующие предложения?
Оттолкнувшись всеми четырьмя лапами, кот запрыгнул на шкаф.