солнечное яйцо в древней греции
Символика яйца в дохристианской эпохе.
Начиная с глубокой древности яйцу придавали особое Магическое значение. Все мифологии мира хранят древние легенды, связанные с яйцом, как символом жизни, обновления и начала нового дня или года, источником всего существующего в этом мире.
В античных усыпальницах, могилах, в древних курганах, захоронениях дохристианской эпохи, археологи находят натуральные яйца, раскрашенные красной охрой, или яйца, выполненные из мрамора, глины, металла, камня.
Яйцо — глубокий символ, олицетворяющий мироздание и ещё яйцо — символ зарождения чего-то нового.
В индийских «Ведах» рассказывается о том, что бог Брахма долгое время спал в золотом яйце. Пробудившись, создал землю, небесный свод, духов и, наконец, людей из разных частей своего тела, что привело к делению их на касты. Появление мироздания из яйца — весьма выразительный образ. Любопытно, что в этом контексте оно золотое, и связано с солнечным светом.
В Индии все птицы, несущие яйца, именуются «дважды рожденными», так как рождённый в яйце плод формируется и, проклёвывается, рождаясь во второй раз.
Древние египтяне каждую весну, во время разлива Нила, обменивались раскрашенными яйцами, и украшали ими свои храмы и святилища. В египетской мифологии яйцо представляет собой потенциальную возможности пробуждения жизни и является символом бессмертия. В яйце заключена великая тайна сотворения мира, и сохранения вечной жизни.
В греческой мифологии яйцо — весьма интересный предмет. Красавица Леда привлекла внимание самого Зевса. И тот, приняв облик лебедя, овладел ею. Результатом этого стали несколько яиц, рождённых Ледой. Из одного из них появилась на свет Елена Прекрасная — будущая невольная виновница Троянской войны и разрушения Трои.
В легендах и мифах многих стран древнего востока рассказывается, что было время, когда во Вселенной везде царил хаос, а находился этот хаос в огромное яйце, в котором были скрыты все формы жизни. Скорлупу яйца согрел божественный огонь, и из яйца родился мифический творец Пану. Творец соединил невесомое Небо с твёрдой Землей, создал пространство, ветер, Солнце, Луну, облака, гром, молния. Благодаря Пану Солнце днём согревало землю, ночью светила Луна, родились все планеты и звезды.
Этрусское яйцо из Vulci — VII век до н.э.
У древних римлян был обычай в начале праздничной трапезы съедать печёное или варёное яйцо. Этот обычай символически связывался римлянами с успешным началом нового дня и предвещал успех в новых делах.
Известно, что римляне позаимствовали у этрусков не только весь пантеон этрусских богов, но и многие обычаи, традиции, верования и суеверия.
В этрусских курганных усыпальницах в Тарквинии, Корнето, Кьюзи, Черветри, Вульчи и Орвието найдено большое количество фресок со сценами этрусской повседневной жизни, охоты, пиршеств, похоронных обрядов, спортивных состязаний.
На стенах многих этрусских гробниц изображены сцены погребального или поминального пиршества, посвящённого умершему. Во многих сценах пиршества можно увидеть, как один из пирующих передаёт другому яйцо — символ вечной жизни, и вечной надежды на воскрешение из мёртвых.
На фрагменте росписи стены из «Гробницы Львиц», мы видит сцену последнего пира и этруска, держащего в вытянутой руке яйцо — символ вечности, смерти и возрождения из мёртвых. Слева на фреске последнего пира есть ещё один символ жизни и смерти — это висящий на крюках пояс, аккуратно завязанный незамысловатым узлом.
На другой фреске из этрусской гробницы изображена пара молодых людей увлеченных беседой и угощениями, по лицу улыбающейся женщины видно, как ей нравится общение и любовная игра. Молодой этруск высоко поднял правую руку с яйцом, объявляя о главенстве смерти на своём последнем пиру.
На центральной стене «Гробницы Авгуров» в Тарквиниях, относящейся к 530 году до н.э., по обе стороны запертой двери, изображены два авгура — ритуальных плакальщика, в позе скорби, с поднятой над головой рукой. Над головой одного из авгуров едва различима надпись «APA-STANA-SAR» — «Бог-Отец-стань-(моим)царём».
Обычай расписывания яиц очень древний. Известно, что в этрусских захоронениях-курганах археологи находили ритуально раскрашенные яца — символы воскрешения из мёртвых.
Этрусское яйцо из Vulci — VII века до н.э.
Исследователь этрусской культуры Лиза Параб написала отдельную работу об использовании яиц страуса в ритуале погребального обряда этрусков.
В Этрурии обнаружены несколько различных методов окрашивания яиц, относящиеся к 7 веку до н.э.
Жареные на углях яйца, возможно, использовали для гадания, рассматривая образовавшиеся пятна и фигуры, гаруспики (жрецы) толковали и предсказывали. Раскрашенные вручную яйца клали в катафалк, рядом с умершим.
На некоторых яйцах, найденных в этрусских курганах, до сих пор хорошо виден простой рисунок росписи.
Рассмотрим Этрусское яйцо VII века до н.э., найденное в кургане Вулчи. Яйцо расписано вверху птицами небесными, парящими над земными травами, далее идёт ряд из ромбов, символов уже возделанного, но ещё не засеянного зерном поля — эти поля ждут своего Сеятеля, подателя жизни, Отца Небесного, Спасителя. Ниже мы видим изображения взявшихся за руки танцовщиц, исполняющих ритуальный этрусский танец —хоровод.
Подобный ритуальный хоровод мы видим на печати из Махенджо-Даро, отображающей момент рождения Бога. Назывался этот танец KURAVAI — «куравай», символ индуистского понимания времени, как циклу времени, от рождения, жизни, и смерти. «Куравай» исполняли 7 танцовщиц, вращающихся по кругу, символизирующему круг времени, от рождения до смерти и снова возрождения. Помните детскую песенку «Коровай, коровай, кого хочешь выбирай…»
В нижней части этрусского яйца VII века до н.э. нарисованы символы Великой богини Матери — птица и рыбы.
Те же символы птицы и рыбы изображены на печати из Махенджо-Даро над головой священной козы-кормилицы — антропоморфного воплощенияВеликой богини Матери.
Изображение рыбы в Махенджо-Даро и в Хараппе (Северная Индии) считалось символом Великой Матери. Свастические символы пришли на остров Крит в Минойскую цивилизацию вместе с индоевропейским народом, сохранившим религиозные традиции и обычаи древности.
В древней мифологии многих народов яйцо служило символом возрождения, появления весеннего солнца, несущего с собой жизнь, радость, тепло, свет, возрождение природы, избавление от оков мороза и снега, то есть служило символом таинственного перехода из небытия в бытие.
В Великой Руси имя и культ Ярила — представителя весеннего солнца, устраивали Ярилины игрища и простонародное гулянье, носящее, название «на Ярилову» с хороводами происходили, не в начале, а в конце весны, при проводах уходящей, умирающей весны. Само Ярилино игрище в старину повсеместно, заканчивалось обрядом погребения отживающего свой век, вместе с весною, бога Ярилы и подношением языческому истукану яйца, как символа воскрешения. В Ярилиных игрищах заложена идея кончины представителя весеннего плодородия, пробудившего всю природу к новой жизни после зимнего сна, а затем, с наступлением высшего солнцестояния, удаляющегося, умирающего.
В древних русских сказках о Кощее Бессмертном яйцо представляет собой тайное хранилище жизни и смерти и хранится под семью замками и печатями. Возможно, идея русской матрёшки, хранящей в себе великую тайну продолжения рода и появления новой жизни, родилась из округлого куриного яйца — символа новой жизни.
Для наших предков яйцо служило символом жизни, символом пробуждения жизни, начала нового дня, о приходе которого возвещает петух – символ пробуждающегося солнца. Петух часто украшал крышу деревянного дома, наряду с коньком тоже солнечным знаком, на коне солнце выплывает на небосвод, считали древние славяне.
Греческая монета Селевка-III, с Аполлоном сидящим на священном камне «омфалос» в Дельфах.
Ныне в Дельфах сохранились руины последнего из храмов Аполлона, построенного в 366 — 339 г.г. до н.э.
Первым жрецом в храме Аполлона в Дельфах был гипербореец со славянорусским именем Олен[ь]. На ведическом санскрите (х)Елхен — helhn — олень. Имя известно и в славянской мифологии — Лель.
Олен[ь] стал родоначальником всех древнегреческих племён Эллады. От славяно-русского имени Олен[ь] происходит имя народа — эллины (олень или лань) и название страны — Эллада.
Гипербореец, потомок титанов, Аполлон перенёс в Дельфы и священный центр обитаемого мира, его символизировал мраморный валун в форме яйца — Омфал, символически представляющий собой центр Мира — священную гору Меру.
По древнему приданию, гора Меру была мировой осью, центром всего Космоса, вокруг неё вращались созвездие Большой и Малой Медведицы, Солнце, Луна, планеты и звезды.
Название камня Омфал в переводе с древнегреческого означает «Пуп Земли».
В археологическом музее в Дельфах хранится этот мраморный валун Омфал. Весь валун покрыт выпуклым древним орнаментом, напоминающим изображение двойной Ваджры ведийского бога Индры.
В этрусском городе Тарквиния с его некрополем, состоящим из 6000 гробниц, датируемых 700-200 гг. до н.э., есть совсем простые надгробья вырезанные из камня в форме яйца.
В городке Мардзаботто (итал. Marzabotto) — коммуна в Италии, располложенном в регионе Эмилия-Романья, административного центра Болонья, есть этрусские захоронения 8 века до нашей эры. Уникальное в своем роде, этрусское поселение Миса, на территории современного Марзаботто, сохраняет следы неолита, энеолита, находки датируются концом 3 тысячелетия до н.э. и началом 2 тысячелетия до н.э. На древних этрусских каменных гробницах и сегодня можно увидеть яйцо — тот самый символ жизни и возрождения из царства мёртвых.
Особенности питания и пиры древних греков
1. Особенности питания
У греков было обыкновение завтракать два раза. Первый завтрак, состоящий из пшеничных или ячменных лепешек, размоченных в вине, смешанном с водой, съедали, как только вставали с постели; второй устраивали в середине дня. Он был более разнообразным и его готовили на кухне.
Самая основательная трапеза устраивалась вечером или даже при наступлении ночи. К ней обычно приглашали гостей. Грек, живущий в городе, не любил есть в одиночестве; ужин терял для него всякую прелесть, если в нем не принимали участия друзья.
2. Распространенные блюда
Основными блюдами в рационе древних греков были изделия из злаков – пшеницы и ячменя. Их зерна вымачивали, а затем перемалывали в ступках или ручных мельницах, а и из полученной муки делали тесто. Его замешивали на винной закваске, которую использовали вместо дрожжей. Простой ячменный хлеб – «маза», был доступен даже в самых бедных домах. Его пекли дома на вертеле или в печи. Кроме мазы употреблялся пшеничный хлеб, вероятно, плоский, вроде наших блинов. Из ячменной муки или крупы делали также тесто, которое сушили и использовали для приготовления каши.
Пироги входили в ежедневный рацион древних греков средних классов. Дома их ели во время второго легкого завтрака. В основном это были пироги с медом, творогом, сыром и чесноком. Пекли пироги на листьях (упоминаются также пироги с бобами, которые пекли под пеплом).
Мясо простой народ ел редко и обыкновенно баранье, козлиное и особенно свиное. (Мясо и козий сыр являлись постоянным компонентом пищи спартанцев). Мясо жарили на вертеле (посыпая дробленными маслинами и перцем), а также варили и жарили на оливковом масле. Свинину солили и коптили, а из свиной крови, смешанной с кусками сала, крупой и чесноком, делали колбасы. Мясными деликатесами считались зайчатина и дрозды. Однако главным лакомством древних греков была морская рыба (барабуля, литрини, марида, лавраки, кефаль), черепахи, раки, устрицы. Пресноводная рыба (карпы, форель и др.) ценилась меньше (за исключением угря из Копаидского озера).
До нас дошло несколько подробных описаний греческого пира, благодаря чему мы можем теперь во всех деталях представить царившие там порядки. Входившие гости прежде всего снимали свою обувь. Рабы обмывали всем ноги, потом подавали воду для мытья рук. После этого пирующие занимали место каждый на своем ложе. (В гомеровские времена греки ели сидя, но этот обычай сохранился только в немногих городах; даже спартанцы переняли восточную манеру возлежать во время еды). Ложа украшались прекрасными покрывалами и были часто довольно высоки, так что влезть на них можно было только с помощью небольших скамеечек. За спиной пирующих находились подушки, похожие на наши современные, или поперечные валики в цветных наволочках различных рисунков. Опираясь левым локтем на подушку, гости находились в полусидячем, полулежащем положении. Едва они занимали места, вносили заранее накрытые столы. Все подавалось уже нарезанным. Пирующему надо было только протянуть руку, чтобы взять кусок, лежащий на блюде. Ни вилки, ни ножи не употреблялись, ложкой пользовались лишь для жидких блюд и соусов, но и ее часто заменяли коркой хлеба. Почти всё ели пальцами. Рыбу и мясо брали правой рукой, хлеб – левой. Кто хотел брать кушанье с пылу, погорячее, тот употреблял перчатки; другие нарочно закаляли кожу, так что она не боялась огня. Выпечку вынимали особыми лопатками. У греков не пользовались также скатертями и салфетками; руки вытирали мякишем хлеба или особым тестом, которое скатывали в шарики между пальцами.
Пир, проходивший, как правило, на мужской половине дома, обычно начинался блюдами, возбуждающими аппетит. Далее подавалось мясо, рыба, зелень и соусы всех видов. Количество, разнообразие и стоимость блюд в каждом полисе были различными. Наиболее простые и непритязательные пиры устраивали спартанцы. Попойки и разгульные пиршества в Спарте не допускались. Афиняне также славились своей умеренной и простой жизнью, которую вели даже богатые. Беотийцы, наоборот, любили пышные пиршества и хороший стол. Однако наибольшей расточительностью славились италийские греки.
После первой части обеда, во время которой вина не пили, сотрапезники омывали руки и пили из особых бокалов неразбавленное вино за здоровье присутствующих или в честь бога-покровителя. После убирали столики для трапезы, с пола сметали кости и крошки. Пирующие душились, украшали себя венками (из роз, фиалок, мирта, сельдерея или плюща) и совершали общее возлияние разбавленным вином. Обычно оно осуществлялось из трех кратеров: первое возлияние делалось в честь олимпийских богов, второе – в честь героев, третье – в честь Зевса. Возлияние сопровождалось песней (пеаном). Затем приступали к десерту, после чего шло застолье с вином. Десерт включал в себя сыр, маслины, инжир, орехи миндаль, каштаны.
Хозяин пил за здоровье гостей, а гости – за здоровье хозяина, принимая наполненные бокалы из рук молодых слуг. При этом провозглашали: «Многие лета!», «Здравствуй, здравствуй и пей» и т.п. Тот, за чье здоровье пили, должен был выпить и данный бокал.
Вина по своему цвету делились на белые, желтые и темные, а по крепости и вкусу на тонкие, крепкие и сладкие. В вино добавляли пряности и мед. Пили также протронос – чистый виноградный сок и проваренный виноградный морс. Хотя старое вино ценилось высоко, греки могли довольствоваться молодым, еще не перебродившим вином.
Пить неразбавленное вино было не принято. Вино смешивали или с теплой или с холодной водой. Обыкновенная пропорция воды и вина 3:1, 2:1 и 3:2. Иногда пили вино сквозь снег. Мешали вино перед тем как пить в большом кратере, потом черпали из него и наливали в кубки. Для того чтобы не пьянеть употребляли капусту, масло и горький миндаль.
Ионийцы – народ-творец Древней Греции
В Древней Греции по соседству проживало немало племён, взаимоотношения между которыми были не всегда мирными и дружелюбными. Древнегреческие историки в своих трудах рассказывали о самых разных народах своей родины, а одним из самых ярких были ионийцы.
В далёком прошлом они сумели создать свои города, которые сыграли немаловажную роль в развитии всей страны. Именно на ионийском диалекте были написаны поэмы Гомера и работы Геродота, что красноречиво характеризует уровень культурного развития ионийских племён. Давайте вернёмся во времена Древней Греции и узнаем, как жил этот народ. Куда уводят нас следы ионийцев?
Появление Ионии
Об истории ионийского народа больше всего сведений имеется у древнего историка Геродота, который рассказывает, что первоначально племена ионийцев селились на северных берегах Пелопоннеса. Позднее территория их пребывания меняется по причине войн между ахейцами и дорийцами. Последние вытесняют ахейские племена, которые вынуждены были занять земли ионийцев.
Воинственным ахейским племенам предки ионийцев не могли противостоять, а потому отошли в Аттику, которая и стала центром их культуры. В XI-IX веках до нашей эры ионийцы уже занимают несколько областей Малой Азии, что говорит об успешном продвижении народа на новые земли и победоносных военных походах.
Если верить ионийским преданиям, то одно их название указывает на могущественного прародителя. Согласно древним легендам, во главе ионийских родов стоял Ион. Не менее знаменитым предком ионийцев был и Нелей, мифический царь, что приходился сыном самому Посейдону.
Именно в Малой Азии ионийцами была основана знаменитая историческая область Иония, которую учёные нередко называют «сердцем греческой культуры». Я поддерживаю это мнение, ведь именно в этих местах было найдено множество старинных памятников цивилизации, совершены открытия о жизни и искусстве в Древней Греции.
Приморские царства ионийцев
В 700 году до нашей эры двенадцать ионийских городов создают могущественный союз, названный «Панионион». В составе этого объединение находились могущественные царства, такие как Милет, Эфес, Теос.
Если вы посмотрите на карту древнего мира и найдёте указанные области, то непременно заметите общие черты всех ионийских территорий – они находились у моря. Именно поэтому в Ионии существовал культ Посейдона, бога водной стихии, которому ежегодно на масштабном празднике подносили щедрые дары. Святилище божества было расположено на мысе Микале. Нередко греческие моряки останавливались у священных мест, чтобы принести жертвы своенравному богу, воплощающему силы морей.
В Ионии ведущая роль принадлежала городу Милету, который позднее стал одним из главных полисов всей Древней Греции. Интересно, что на ионийских землях изначально была распространена Критская культура, которую позднее (после XV века до нашей эры) сменила Микенская цивилизация. Этот переход очень заметен в древних произведениях искусства, но одно несомненно – ионийцы были народом, который сумел вывести на новый уровень многие направления живописи и скульптуры, литературу, самые разные науки.
Карта древней Греции, Стрелков А. В. «История древней Греции»
Сердце греческой культуры
Одной из самых известных заслуг ионийцев считаются их успехи в астрономии. Древние учёные Милета даже разработали собственный звёздный календарь. Благодаря их подсчётам был вычислен период полного обращения Земли вокруг Солнца. Через много веков, когда римляне будут разрабатывать Юлианский календарь, именно открытия ионийцев станут основой для него. Меня поразило, что уже тогда, в XVI-XV веках до нашей эры, в Ионии год составлял 365 дней с периодическим включением дополнительных суток.
Иония стала центром просвещения. Имена многих ионийцев известны нам и сегодня. Уверена, математики хорошо знают Фалеса и его теорему, а в древности он был политиком, астрономом, метеорологом и даже инженером. Именно он первым стал вычислять северное направление по положению Малой Медведицы, что точнее прочих созвездий указывает на Полярную звезду.
Иониец Анаксимандр создал солнечные часы, а также прославился благодаря своей работе «О природе», где высказал мнение относительно устройства мира. По его мнению, наша планета представляла собой некий «бассейн», окружённый сушей, которая снаружи обрамлена водой. Если вдуматься и осмыслить такую трактовку философски, то действительно заметна истина теории.
Милет является важным историческим местом на побережье Западной Турции, будучи великой морской державой и центром науки и философии в Архаической Греции.
Падение Ионийской цивилизации
О культуре ионийцев можно рассказывать бесконечно. Изучая её, создаётся впечатление, что ничто в мире не могло победить столь развитый народ. Увы, время вносило свои поправки. К VII-VI векам немалую силу приобретает соседнее государство Лидия. Его правитель Крез сумел покорить Ионию, однако вскоре и сам был повержен персидским правителем Киром.
Новая власть, бунты народа и изменения культуры оказались роковыми для ионийцев. Их цивилизация начала приходить в упадок, теряя прежнюю силу. Недолгое время при Александре Македонском ионийцам удалось вновь вернуть надежду на возвращение «золотой эпохи», но этого не произошло – Иония вновь оказалась под властью чужеземных захватчиков.
Сегодня область, где некогда жили ионийцы, принадлежит Турции. Многие жители Ионии переселились в другие регионы Древней Греции. Оставшимся на родине суждено было раствориться среди новых племён. Но ионийцы оставили нам немало памяти о днях своего расцвета, настоящих сокровищ истории. Этот народ создал поистине бессмертную культуру, увековеченную в великих творениях.