смысл фильма с меня хватит 1993
Рецензия на фильм С меня хватит
В главных ролях: Майкл Даглас, Роберт Дюваль, Барбара Херши, Рэйчел Тихотин.
Герой Майкла Дагласа (Уильям Фостер) — неуравновешенный интеллигент в белой сорочке. Он много лет проработал на оборонную промышленность, но фирма прекратила свое существование. Герой остался без работы. Когда-то у Фостера была семья, но из-за своей чрезмерной нервозности и проблем с психикой он лишился и ее. Теперь он живет со своей престарелой матерью и глубоко переживает разлуку со своей любимой маленькой дочерью.
Можно ли назвать этого человека НЕУДАЧНИКОМ? Не знаю. В жизни бывают разные обстоятельства. Но можно почувствовать по состоянию Уильяма, насколько он сейчас несчастен.
Фильм уникальный, один из лучших фильмов известного режиссера.
Что еще здесь интересного (немного об актерах):
Алексей Юрьевич Герман (известнейший российский кинорежиссер) часто пользовался
таким приёмом: приглашал на трагические роли известных актёров-комиков.
Во-первых, из-за контраста комического шлейфа и трагической роли возрастала драматичность восприятия. Во-вторых, отпадала необходимость включать в фильм историю жизни героя – эту функцию выполнял шлейф, тянущийся за актёром. Приём сам по себе нетривиальный.
В фильме “Falling down” режиссером Шумахером он использован дважды.
Признайтесь, разве Вы в своих мыслях, не мечтали сотворить подобное?
Нешаблонный и остроумный фильм, который можно с удовольствием смотреть несколько раз с любого места.
(в соавторстве с Василием Пономаревым).
Все отзывы о фильме С меня хватит!
Лучшие отзывы о фильме «С меня хватит!»
Фильм Джоэла Шумахера «С меня хватит!» (Falling Down) вышел в 1993 г., когда режиссёру было 54 года. Жизнь современного общества постоянно ставит его в принуждённые ситуации, и он постоянно должен усмирять свои естественные, инстинктивные движения души.
Отдельно следует отметить блестящие актёрские работы Майкла Дугласа, Роберта Дюваля, Барбары Херши и Рэчел Тикотин. Дюваль (иначе Дюволл) наверное больше всего прославился ролью Тома Хэгена в «Крёстном отце». Актёр с такой нарочито обыкновенной внешностью и неброской манерой кажется побратимом актёров советской школы. Он наполняет свой образ хорошо ощутимым внутренним содержанием. Прендергаст в его исполнении становится персонажем равным по важности самому Фостеру.
Сценарист, режиссёр и преподаватель сценарного искусства Джон Труби сказал о фильме, что это «Антиодиссея» о «лживости Американской мечты». Если бы СССР не развалился за пару лет до появления «С меня хватит», несомненно, власти бы обеспечили этому фильму самый широкий прокат по всей стране. Сейчас же мировым лидером по количеству и протяжённости автомобильных пробок признана Москва.
Боль – это часть нашего мира. В основном она воспринимается как его несовершенство, что нередко ведет к отрицанию, умалению ценности, устройства, порядка всех вещей и лишь изредка человеку дается понимание, что причина этого несовершенства он сам. В таком случае человек начинает меняться сам. Поведение главного героя также меняется, но он, фактически до конца фильма лишь слепо мстит, отвечает жестокости мира жестокостью своей. Осознание ошибок приходит слишком поздно, когда уже совершенно убийство и назад пути нет.
Персонаж Дюваля изначально не вписывается в логику окружающей обыденности. Он более человечен чем вся окружающая его обстановка, но ломается и в конце он уже часть того мира. Финальная встреча двух персонажей, двух миров (старого и, скажем так, нового, осознавшего себя) неизбежна. Кто или что побеждает – мы знаем, увы, но по другому и не могло быть. «С каких пор я стал преступником?». Но даже такая трагичная развязка оставляет нам понимание на чей стороне правда и эта правда должна стать частью нас.
В фильме затрагивается ряд и прочих, производных от главного (бездушия человеческой системы) вопросов. Это и нелепость закона, тупого бюрократизма, равнодушного чиновничества, разрушившего семью, запретившего отцу видеться с дочерью. Важно также отметить, что и жена героя также несет часть вины за обоюдное непонимание и развал семьи. Бездушность мы увидим и в эпизоде с «неплатежеспособным» гражданином, который потерял свое право на жизнь, на свое «Я» вместе с платежеспособностью… Вспомним, что главный герой тоже «неплатежеспособен», это первое, что вспоминает жена в телефонном разговоре. Подросток, способный собрать гранатомет, насмотревшись фильмов. Что может быть безобразнее, чем эта сцена с ребенком, так хорошо знающим механизм убийства? Таковы разные грани изображенного в фильме одного и того же повседневного мира…
Таков ли мир, как он изображен в фильме? И, да и нет. В нем много пластов и важно видеть их всех. Главный герой смог найти ответ, способный разорвать круг зла, но уже слишком поздно. Да и не о том фильм, если бы главный герой смог приподняться над реальностью в начале произведения и дать правильные ответы, ведь тогда это была бы совсем другая история…
Смысл фильма с меня хватит 1993
Оригинальное название: Falling Down
Слоган: A Tale Of Urban Reality
Неудачи преследуют Уильяма Фостера (Майкл Дуглас) всю жизнь, и особенно этим жарким летом. После сокращения рабочих мест на военно-промышленном комплексе он оказался в бессрочном отпуске.
Решением суда ему запрещено видеться с дочкой. А сегодня у неё день рождения. Удручённый этими обстоятельствами, он размышляет о своём мизерном существовании, горькой судьбе и падении нравов в Лос-Анджелесе.
Неожиданно доминирующей идеей становится любовь к дочке. Переполненный ненавистью к любому, кто попытается ему помешать, круша всё на своём пути, Уильям пробивается через город на праздник к своей маленькой девочке. И теперь даже бандиты, полицейские заслоны и агенты ФБР ему не преграда…
Едкая сатира на современное американское общество. Шумахер приготовил для зрителя специфическое блюдо из пороков и фобий простых обывателей, малость приправил чёрным юмором и подал под соусом из густо-красной крови. И зрителю остаётся только затаив дыхание наблюдать за тем, какой же очередной номер выкинет Уильямс и чем закончится его кровавая одиссея под палящим калифорнийским солнцем.
Интригующий сюжет, крепкая режиссура Шумахера плюс великолепная игра всех центральных актёров и в особенности Майкла Дугласа, сумевшего наделить своего персонажа как отрицательной, так и положительной харизмой, сделали эту криминальную драму одним из моих самых любимых фильмов. Правда, после каждого просмотра так и остаются смешанные чувства. Уж слишком неоднозначный вышел персонаж у Дугласа. Кто Уильям Фостер на самом деле? Настоящий герой, показавший всем что он человек и прежде всего личность, или просто свихнувшийся неудачник?
Смысл фильма с меня хватит 1993
Типичное утро Лос-Анджелеса, невыносимая жара. Уильям Фостер (Майкл Дуглас), уставший от пребывания в «пробке», покидает автомобиль — и решает оставшуюся часть путешествия совершить пешком. Он направляется на День Рождения дочери, которая по решению суда осталась у его бывшей жены Элизабет (Барбара Херши). Однако кто-то то и дело встаёт у Уильяма на пути. На свою беду.
|
Рецензия |
© Евгений Нефёдов, 2009.05.12 | Авторская оценка: 8/10 |
Близкий по духу фильм
Эх, если бы Фостер последовал примеру Уолта.
Российские кинопрокатчики предпочли оригинальному названию фильма более романтичный вариант «С меня хватит!», подчеркнув тем самым решимость главного героя, в один, как всегда, отвратительный день взявшегося мстить всем, кто не даёт жить спокойно. Владельцу небольшого магазина, приехавшему из далёкой Кореи, чтобы обворовывать честных американцев, членам молодёжной банды, покусившимся на его «дипломат» за нарушение территории, воинственному неонацисту, представителям продажного муниципалитета, богатым старикам, изнывающим от безделья, наконец, бывшей жене, не позволяющей видеться с дочерью. Собственно, свидание с ребёнком и послужило непосредственной причиной настоящей бойни, учинённой Уильямом. Однако его прозвище (D-Fens) не случайно созвучно слову «defense», то есть ‘оборона’, во славу которой Фостер самоотверженно трудился, пока не подвергся сокращению. А расследует в высшей степени странное дело детектив Мартин Прендергаст, из-за внутрисемейных проблем решивший досрочно уйти на пенсию.
1. Старайтесь писать развёрнутые отзывы.
2. Отзыв не может быть ответом другому пользователю или обсуждением другого отзыва.
3. Чтобы общаться между собой, используйте ссылку «ответить».
Классное кино. А ведь мужик по сути везде прав, реально люди вокруг сумасшедшие и не потому что ведут себя неадекватно (главный герой сам верх безумия), а потому, что привыкли к несправедливости и им плевать на других людей. Офицер предпенсионного возраста думаю прекрасное понимает этого клерка, так как сам устал от такой жизни, но просто привык к ней.
Персонаж Дюваля изначально не вписывается в логику окружающей обыденности. Он более человечен чем вся окружающая его обстановка, но ломается и в конце он уже часть того мира. Финальная встреча двух персонажей, двух миров (старого и, скажем так, нового, осознавшего себя) неизбежна. Кто или что побеждает – мы знаем, увы, но по другому и не могло быть. «С каких пор я стал преступником? «. Но даже такая трагичная развязка оставляет нам понимание на чей стороне правда и эта правда должна стать частью нас.
В фильме затрагивается ряд и прочих, производных от главного (бездушия человеческой системы) вопросов. Это и нелепость закона, тупого бюрократизма, равнодушного чиновничества, разрушившего семью, запретившего отцу видеться с дочерью. Важно также отметить, что и жена героя также несет часть вины за обоюдное непонимание и развал семьи. Бездушность мы увидим и в эпизоде с «неплатежеспособным» гражданином, который потерял свое право на жизнь, на свое «Я» вместе с платежеспособностью… Вспомним, что главный герой тоже «неплатежеспособен», это первое, что вспоминает жена в телефонном разговоре. Подросток, способный собрать гранатомет, насмотревшись фильмов. Что может быть безобразнее, чем эта сцена с ребенком, так хорошо знающим механизм убийства? Таковы разные грани изображенного в фильме одного и того же повседневного мира…
Мне это не нравится: как мы оказались в фильме «С меня хватит!»
Пора пересмотреть кино 27-летней давности
В России мы познакомились с картиной на видеокассетах — он приобрел культовый статус не только потому что исполнитель главной роли Майкл Дуглас только что снялся в эротическом триллере «Основной инстинкт», но и потому, что мы, постсоветские люди, отчаянно переживали за героя, этого простого американца в очках и с кейсом, который, будто Одиссей упорно прорывается сквозь опаленный солнцем Лос-Анджелес, встречая по пути разных чудовищ. Мне стыдно признаваться, но тогда, в начале 1990-х, персонаж Дугласа был для меня супергероем. Он сталкивался со всей несправедливостью этого мира, думалось мне. И он давал ей отпор. Вот так просто — с помощью биты, пистолета или базуки. Вот он, настоящий герой боевика, маленький человек, уволенный сотрудник оборонки, покидающий ежедневно по привычке дом. В его дипломате — яблоко и сэндвич, ничего лишнего. Он не утруждает себя саморефлексией (да, в 18 лет я уже прекрасно знала, что это такое), да и вообще говорит, что думает.
Мой английский был так себе, поэтому я понятия не имела, что оригинальное название, которое студия Warner дала фильму, не имеет ничего общего с русской локализацией от наших переводчиков. Falling Down — «Падение», которое и происходит на наших глазах с За-Щитником (буду так называть Уильяма Фостера, благо его имя мы узнаем не сразу, а номерной знак на автомобиле гласит D-FENS, искаженное defence, «защита», ведь Фостер работает в оборонке). Задорное «С меня хватит!» моментально настраивало зрителя на фильм, где протагонисту обрыдла ситуация в стране, и он берет контроль в свои руки.
Сейчас я понимаю, что такие «за-щитники» окопались по всему миру и готовы физически отстаивать свою правду. И неважно, какая она.
Шумахер начинает фильм, взяв ультра-крупный план перекошенного рта Дугласа. Его персонаж задыхается в машине, стоя в пробке (будто отсылая нас к началу «Восьми с половиной»). В кадре тишина, кажется мы слышим, как катятся по лицу актера капли пота. Он сидит в духоте салона, машина стоит в пробке, и постепенно в кадр проникают звуки. Жужжание крыльев мухи. Крики детей из автобуса по соседству. Нетерпеливо бьющие по сигналу водители. Кондиционер в машине героя не работает, он пытается открыть окно, но ломает ручку. Кажется, это становится последней каплей, и он покидает автомобиль под крики недовольных граждан.
Джоэл Шумахер и Майкл Дуглас на съемочной площадке
Холодная война закончилась в 1991 году, и герой Дугласа несет на себе отпечаток времени — он работал на оборонную промышленность, как скажет его мать, «защищал страну от коммунистов». В 1991-м многие сотрудники оборонки были уволены, а в Америке появлялись признаки нового и непонятного времени: компания AOL начала разворачивать по стране интернет. Но при этом все больше работы уходило за рубеж. Особенно страдали женщины и people of color, но впервые в истории США белые мужчины почувствовали себя неустойчиво — им больше не гарантировалось место под солнцем. Многие озлобились и начали поиски виноватых.
Можно еще вспомнить о том, что незадолго до начала съемок «Падения», в 1987 году, президент Рональд Рейган отменил доктрину справедливости (Fairness Doctrine), закон, обязывавший все телестанции при передаче новостей по спорным вопросам предоставлять возможность выхода в эфир сторонам, излагающим противоположные точки зрения. Отмена этой доктрины считается толчком к повышению уровня поляризации партий в США, а значит и поляризации мнений обывателей. Как пишет издание Phoenix New Times, анализируя фильм Шумахера, «в 1976 Трэвис Бикль был крайностью. В 1990-х он стал мэйнстримом».
Пока Лос-Анджелес горел, а Шумахер снимал «Падение», миллиардер Руперт Мёрдок, все в том же 1992-м вершил революцию в телевещании, продумывая 24-часовой новостной канал. В своем заявлении Мёрдок скажет: «Сильно вырос аппетит к новостям, особенно тем, которые объясняют зрителям, как новости влияют на них». Канал, который запустится 7 октября 1996 года, будет называться Fox New, и его современная инкарнация станет основной опорой электората Дональда Трампа.
Премьера «Падения» состоялась в феврале 1993-го. После беспорядков в Лос-Анджелесе не прошло и года, а сам Джоэл Шумахер числился режиссером фильмов для подростков (от «Пропащих ребят» до «Коматозников»). Сняв фильм с рейтингом R, Шумахер не забыл своих зрителей, и отвечал на вопросы студенческих изданий. В разговоре с редактором газеты The Tech Технологического института Массачусетса (MIT) он сказал: «Я чувствовал, как в культуре гнева и ярости накапливается критическая масса. Последние 12 лет мы отмахивались от этой проблемы, но она становилась все хуже и хуже. В 1960-х самые творческие люди выражали свои чувства, но в наше время это делают только афро-американские кинематографисты, рэперы и уличное искусство. Мне хотелось отразить происходящее на лицах людей. В некотором смысле я считаю, что сейчас ситуация ухудшилась по сравнению с тем временем, когда мы начали снимать картину».
Шумахер рассказывает, как местные новости заводнили сводки о преступлениях. «На прошлой неделе слышал, как в округе Вашингтон убили двоих, и одного человека в Мемфисе. Я попытался придать лицо и душу этим историям из шестичасовых новостей. Вот вам мужик, про которого соседи говорят: „Ничего не понимаю. Такой приятный дядька был“». Тем не менее, люди, знающие героя Майкла Дугласа гораздо лучше — его мать и бывшая жена, — говорят иначе. Обе считают его опасным человеком, склонным к насилию, причем задолго до того, как он начал прокладывать свой трагический путь через Лос-Анджелес. Однако Шумахер настаивает: «Считаю, он похож на каждого из нас, не хотелось делать из него сумасшедшего».
Сценарий писал дебютант Эббе Ро Смит, который в разговоре с The New York Times комментировал свою работу так: «Мой сценарий — результат фрустрации, которую я испытывал, глядя на город, на мир и замечая ярость, направленную людьми друг на друга. Первым делом я придумал человека, который застрял в пробке и покидает машину. Когда я сел за рукопись, то понятия не имел, кто он, или почему так поступает». У фрустрации Смита есть еще одна причина: он 22 года отработал актером, и считает профессию унизительной: вечные прослушивания, постоянные отказы. «Меня не брали даже на какие-то дурацкие роли в занюханных сериалах. Помню, как сидел на полу и плакал, потому что мне не дали роль наркозависимого. Я бы понял слезы, если бы потерял хорошую роль, но эту я даже не хотел играть!» В «Падении» Смит играет человека, который стоит в пробке за машиной За-щитника.
Среди других источников вдохновения Смита две газетные заметки. Она рассказывала о водителе грузовика, начавшего давить автомобили, ехавшие впереди. «Он вел огромную махину, и уже физически не мог больше этого выносить», — вспоминал сценарист. Вторая история была совсем небольшой заметкой о всплеске преступности. «Я начал размышлять о разнице между ничем не примечательными преступлениями и чем-то более серьезным — когда вы сидите где-то, заходит человек, и вот вам уже некуда деваться. Таков был генезис За-щитника».
Противовесом За-щитнику выступает коп, сержант Пендергаст (Роберт Дювалл), как заправский шериф в вестернах. Он готовится уйти на пенсию, отрабатывает последний день, выгребая свои личные вещи из ящика стола, куда коллеги-шутники насыпали песок из лотка кота (с какахами, конечно). У Пендергаста дома жена, явно испытывающая приступы тревожности после смерти дочери. Сержант успокаивает ее, поет по телефону песню — мы понимаем, насколько это чуткий человек, несмотря на свою работу. Напрашивается, конечно, мысль как почти за тридцать лет изменился дискурс: в наше время американская полиция занимает позицию совсем другого рода и в своем насилии больше похожа на героя Дугласа.
За-щитник движется по Лос-Анджелесу, который изрисован граффити, пересекает бедные кварталы, кварталы богатые и встречает самых разных людей. Первой жертвой становится бедняга кореец из продуктовой лавки, где герой пытается купить банку колы, чтобы утолить жажду и разменять деньги — он постоянно звонит бывшей жене, ведь у дочки сегодня день рождения. Дуглас ужасен в этой сцене, когда вспоминает цены 60-х и параллельно громит лавку бейсбольной битой, отобранной у владельца. «Говори по-английски!» — кричит он на продавца. «Я отстаиваю свои права как потребитель», — заявляет За-щитник и выходит из лавки, заплатив за банку колы 50 центов. Биту он забирает с собой.
За-щитник прокладывает себе дорогу на пляж Венис, где живет его бывшая жена Бет (Барбара Херши), женщина, натерпевшаяся от него многого. В разговоре с полицейским, которого она вызывает, опасась за свою жизнь и жизнь дочери, Бет отмечает, что ее муж был очень несдержанным. Нет, он не бил ни ее, ни девочку, но действовал иначе. Мы так и не узнаем, как, но ужас на лице Херши неподдельный.
Снова изображения. «Готов работать за еду». «Мы умираем от СПИДа». Какой-то парень пытается выпросить у За-щитника мелочь. «Шел бы ты и поискал работу», — говорит тот, и мужик осыпает его ругательствами. Да, на поверхности это история человека, который, что называется, losing it, то есть, выходит из себя. Но на деле Шумахер оказался провидцем — он предсказал рождение токсичной ярости белого мужчины, будущего зрителя канала Fox News, что при правительстве Трампа станет источником фэйковых новостей и «альтернативных фактов», поддерживающих в токсичных белых зрителях ощущение собственной правоты.
Сценарист «Падения» Смит считал, что его герой купился на американскую мечту, а она рухнула у него на глазах. «Он верит в негласное обещание Америки: если работать в поте лица, и быть белым мужчиной, то с тобой ничего не случится». Все это не мешает фильму показывать, сколько толерантности у таких людей к этическим меньшинствам (ноль) и к представителям ЛГБТ-сообщества (тоже ноль). Мы видим это, когда За-щитник сталкивается с воинствующим продавцом военного магазина, в загашнике которого есть нацистская униформа и простреленные фуражки военных. Будет даже небольшой разговор о феминитивах, когда коллега Пендергаста зайдет в магазин. «Вы же офицер полиции? Где ваша „эсса“, подчеркивающая, что вы того… женщина? Офицер.. эсса?» Героиня Рэйчел Тикотин справедливо замечает, что она служит в полиции, и нет значения, какого она пола. Сексист, гомофоб, расист и антисемит спасает За-щитника, не выдавая его полицейской, посчитав, что спасает единомышленника. Однако это не так, и За-щитник брезгливо убивает мужчину. Далее он переодевается из белой рубашки в черную (символизм!) — будем считать, что именно с этого момента он окончательно становится злодеем.
Кинокритики, кстати, по-разному приняли фильм. Кто-то ругал, кто-то хвалил. Роджер Иберт страдал, что ему надоели «фильмы о мести», он только что посмотрел Death Wish. В The New York Times было две рецензии — Винсент Кэнби посчитал картину блестящей сатирой, а Кэрин Джеймс разнесла фильм, назвав ее «раздражающей бессмыслицей». В журнале Sight & Sound в 1993-м был опубликован огромный разбор «Падения», написанный Кэрол Кловер, изучавшей и преподававшей американский кинематограф в калифорнейском университете. Авторка книги «Мужчины, женщины и бензопилы: Гендер в современном хорроре», Кловер разработала теорию «последней девушки» и известна за пределами академических кругов.
Токсичный белый мужчина Шумахера включает единственное подобие рефлексии в разговоре с бывшей женой ближе к концу фильма. «Я устарел. Я экономически неоправдан», — суммирует свою злость герой. И Шумахер в финале делает единственное правильное решение, отправляя Уильяма в последнее падение — с пирса с пулей в груди.
Не знаю, какими были те мужчины, что повздорили в питерской маршрутке. Но что-то мне подсказывает, что в обоих нашлось бы много от Уильяма «За-щитника» Фостера. Ведь мы уже почти девять месяцев варимся в неопределенности и консервируем свои проблемы в черепных коробках. Внезапно мы оказались в фильме Джоэла Шумахера — в разрушенной стране, по которой бредут тысячи, а то и десятки тысяч озлобленных и утративших почву под ногами людей, у которых нет ни сил, ни возможности осознать, в чем причина их состояния.
Однажды они могут решить, что с них хватит.