партия гордится тобой плюс второй миска рис
Мемы – Партия и Лидер Xi гордятся тобой
Сотни комментариев во Вконтакте на ломанном русском призывают вас поподробнее изучить устав партии Китая. Они обещают повышенную порцию риса и кошка-жену. Идея стать частью Китая не кажется вам привлекательной? Осторожно, вам могут понизить социальный рейтинг. Звучит как бред? Так и есть. Вернее, типичная мета-ироничная серия мемов родом с Двача.
Дело в том, что в Рунете устали шутить над собственной фабрикой троллей. И нашли её забугорный вариант — «Умаодан». Альтернативное название этой организации «50-центовая» армия. Считается, что работают они почти бесплатно. А их главной задачей является прославление курса партии и великого лидера. Единственный, но весьма существенный недостаток этой организации — у нас в России о ней никто не знал. Эту оплошность решили исправить на «Дваче».
Типичный фанат капитализма.
Постоянные пользователи этого сайта более известные как «Анонимы» решили имитировать работу машины китайской пропаганды и делать это максимально крипово.
Этот флешмоб достиг своего пика в феврале и особенно прижился во Вконтакте.
Здесь сотнями стали появляться комментарии, в которых от имени простого русского работяги рассказывается короткая история его случайного знакомства с линией партии. Делается на исключительно ломанном языке, в стиле описания товаров на «АлиЭкспресс». Вот типичный пример:
Я простой рабочий Иван город Тверь. Жить Россия устать много налог мало зарплат, порций рис не хватать. Читать на досуг идеи Мао из газет Жейминь Жибао 中国心。Узнать про Китай. Стать интерес, как жить в Китай.
Разумеется, когда подобные сообщение попадаются на глаза человеку, не выкупающему очевидный юмор, он может вступить в спор с очевидным бредом. Тут он и попался. Его сразу обвинят в капиталистической пропаганде и пообещают понизить социальный рейтинг.
Мемы этой серии представляют собой абсолютно бессмысленный «винегрет» из стереотипов. «Лидер Xi» — термин, который появился благодаря этой серии. Это смесь слов лидер компартии и компании Xiaomi. «Кошка-жена», «Кошка-женщина» — тоже новый термин, появившийся в этой серии.
Откуда пошли мемы о величии Компартии Китая
«Вы вызывать недовольство председатель Xi. Минус 200 очков социального рейтинга, минус одна плошка риса», — абсурдные сообщения в поддержку китайских коммунистов превратились в российском сегменте в популярный мем в конце 2020 года.
Другие агитационные рассказы пишутся от лица «простой рабочий Иван город Тверь», который заинтересовался делами в Китае и был поражен. «Удар!» — завершает пост воодушевленный коммунизмом с китайской спецификой в новую эру русский человек.
«Много смех» доставляет подписчикам нескольких сообществ «Вконтакте», посвященных китайской пропаганде, плохой русский язык (вероятно, с намеком на использование автоматического переводчика, который не может распознать личное имя Xi) и собранные воедино стереотипы: о системе социального кредита в Китае, неблагонадежности уйгуров, реакции китайских властей на шутки о председателе КНР.
Посты вдохновлены деятельностью так называемых троллей — китайских граждан, которые за деньги пишут в соцсетях на различных языках хвалебные комментарии о деятельности Коммунистической партии Китая.
Кто они, китайские тролли?
Всех работающих на китайское государство в интернете (прежде всего — в соцсетях) ботов и троллей можно разделить на две большие группы, рассказывает китаист Леонид Ковачич в беседе с «Газетой.Ru».
Первые — штатные цензоры, которые работают на Министерство общественной безопасности Китая и другие профильные ведомства. Они отслеживают контент на чувствительные темы, вроде неприятных сравнений председателя Си Цзиньпина, критики положения уйгуров в Синьцзяне и событий на площади Тяньамэнь в 1989 году. После этого они просто блокируют его. При этом эти граждане вполне могут не состоять в партии и работать за довольно маленькие деньги.
Вторые же — знаменитая и за пределами Китая «партия 5 мао», (五毛党, умаодан, что составляет полюаня или 5,5 рубля).
Эти люди за деньги пишут комментарии в поддержку политики Компартии, получая за каждый, как считается, по пол-юаня, добавляет Ковачич.
Ученые Гарварда в 2016 году провели большое расследование, в ходе которого изучили взломанную переписку отвечающих за работу в интернете китайских чиновников. Оказалось, что большинство сообщений троллей оказались сугубо хвалебными и не были направлены против кого-либо.
Тогда ученые сделали вывод, что реальной тактикой троллей было не ввязываться в дискуссии, а именно прославлять партию, особенно в канун государственных праздников. Целью же проводимой правительством операцией было отвлечение внимания общественности и попытки пресекать любую самоорганизацию.
При этом большинство из изученных постов было сделано чиновниками, которые официально работают на 200 различных ведомств и министерств.
Всего, по подсчетам ученых, от ботов появлялось около 488 миллионов сообщений в социальных сетях в год.
Согласно данным издания Foreign Policy от 2017 года, китайское интернет-пространство также представляет собой и поле идеологической борьбой между условными западниками, которые выступают за демократические реформы, и коммунист-националистами. И в среде первых было принято проявлять презрение к платным комментаторам.
Тролли поумнели
Как говорит китаист Леонид Ковачич, количество китайских ботов и троллей сложно оценить.
«Большое количество людей работает за деньги, есть ощущение, что их может быть до миллиона. Но проблема в том, что такие платные комментарии, в основном, не очень осмысленные, примитивные. И именно потому в российских соцсетях появились соответствующие мемы», — отмечает эксперт.
Пекин осуществляет и внешнюю пропаганду через Facebook и Twitter. Число подписчиков CCTV, основного китайского телевещателя, в Facebook как у певицы Рианны. Но, очевидно, что у телеканала много купленных ботов.
Совсем другой вопрос — насколько реально эффективны усилия КНР по обелению своего имиджа в западных умах. Данные общественных опросов в США показывают, что отношение к Китаю там лишь ухудшается в последние годы, говорит Ковачич.
Twitter и Facebook каждый год выявляют сотни квазиагентств и аккаунтов якобы простых американцев, которые, освещая американские события, делают упор на межрасовые конфликты и другие спорные темы, которые еще больше разделяют и без того поляризованное американское общество. В 2019 году Twitter удалил более 3 миллионов таких сообщений.
Подобные действия в сети Госдеп называет кампаниями по дезинформации, признавая это угрозой. Отдельно Вашингтон выделял кампании после начала пандемии коронавируса, намекая на то, что Пекин хотел так снять с себя ответственность.
«Несмотря на то, что они пишут на английском, сложно говорить об их эффективности. Есть такие сообщения и на русском языке, но их меньше», — обращает внимание Ковачич.
Эксперт при этом считает, что сам факт новой стратегии говорит о постепенном повышении качества китайской пропаганды в интернете.
«Несколько лет назад боты только хвалили КПК. Теперь стратегия многовекторная: китайцы хвалят себя и критикуют других. Стали больше говорить и о правах человека в США. А официальный Пекин вдобавок начал выпускать отчеты об этом», — подытоживает китаист.
Хвальба за деньги и бесплатно
Еще один аспект китайской пропаганды заключается в оплате услуг иностранных блогеров. В последнее время много сообщений от прокитайских американцев и европейцев попадало в поле зрения наблюдателей по ситуации в Синьцзян-Уйгурском автономном районе. Активная кампания понадобилась после того, как администрация бывшего американского президента Дональда Трампа в последние дни своего правления признала ущемление мусульманского меньшинства там «геноцидом».
На ангажированность отдельных блогеров указывает пристальное внимание к ним со стороны официального Пекина.
В конце марта Министерство иностранных дел Китая обратило внимание на 12-минутное выступление канадского ютубера Дэниела Дамбрилла, который владеет баром в китайском Шэньчжене. Он в ходе прямой трансляции объяснял мотивы США и их союзников, которые якобы хотят разрушить Китай. Видеозапись презентации была широко распространена как в соцсетях (и на YouTube, на Weibo), так и китайскими государственными СМИ.
Эксперт по китайскому сегменту интернета Ковачич говорит, что несмотря на критику со стороны в комментариях на YouTube, мы не можем точно знать, сколько людей поверило Дамбриллу и другим подобным пропагандистам.
Кроме платных патриотов и сторонников Компартии, не стоит сбрасывать со счетов энтузиазм, который удается возбуждать у китайцев с помощью официальной медиапропаганды. С момента начала торговой войны она все больше спекулирует на чувстве патриотизма и продвигает идею, что Китай находится в окружении врагов, которые только и хотят сдержать его развитие.
Достижения же Пекина вызывают якобы на Западе только зависть.
«Недавно Китайский союз молодежи запустил в интернете кампанию по бойкоту некоторых западных брендов H&M, Adidas с помощью всего одного поста. Там говорилось, что зарабатывающие в Китае компании должны уважать китайские традиции, культуру, политическую ситуацию и не заниматься очернением. После этого машина негодования заработала сама по себе. Людям никто за это не платил и не координировал», — уточняет Ковачич.