отпои меня нежностью картина
Слова. Вороника на крыльце
Думаю, многие уже слышали. Песня не новая. В очередной раз наткнулся и упёрся в символику. И не без интереса.
Вороника на крыльце;
В доме спит зверь, в доме ждет ангел;
В доме далеко до утра.
Вороника на крыльце, она по ту сторону стекла
И я бы открыл ей,
Если бы я знал, где здесь дверь.
Ключ к северу лежит там, где никто не ищет
Ключ к северу ждет между биениями сердца
Я знаю, отчего ты не можешь заснуть ночью
Мы с тобой одной крови.
Мы с тобой одной крови.
СИМВОЛИКА
(компиляция из своих мыслей и вот этого разбора. без претензий на какой-то объективный смысл)
«В доме спит зверь». Едва ли имеется ввиду Зверь Апокалипсиса, так как он и не с заглавной буквы, и спит. Тот Зверь выходит их моря или земли, а это в доме и спит. Скорее всего символ животной, телесной части человека. Человек спит или умер.
«В доме ждёт ангел». Он ждёт душу, чтобы отвести её на Небо.
Бессоница, Гомер, тугие паруса.
Я список кораблей прочел до середины.
Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный,
Что над Элладою когда-то поднялся.
Как журавлиный клин в чужие рубежи
На головаx царей божественная пена.
Куда плывете вы? Когда бы не Элена,
Что Троя вам одна, аxейские мужи??
И море и Гомер все движимо любовью..
Куда же деться мне? И вот, Гомер молчит..
И море Черное витийствуя шумит
И с страшным гроxотом подxодит к изголовью.
то ли к списку погибших кораблей в страховом обществе Ллойда. В любом случае бесконечный список мертвецов, которых нет смысла пересчитывать.
Когда Иисус приблизился к спуску с горы Елеонской, все множество учеников начало в радости велегласно славить Бога за все чудеса, какие видели они, говоря: благословен Царь, грядущий во имя Господне! мир на небесах и слава в вышних! И некоторые фарисеи из среды народа сказали Ему: Учитель! запрети ученикам Твоим. Но Он сказал им в ответ: сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют.
Тик-Ток тренд «Обои, заряженные на любовь или деньги»
Что-то не появляется из неоткуда. Почему сотни молодых ребят неожиданно заинтересовались работами украинской художницы? Да ещё и настолько чтобы использовать её картины в качестве заставки главного экрана (домашнего стола) своего смартфона.
Все просто и прозаично. В центре сюжета вполне меркантильные интересы. Пока точно не известно, как именно появился тренд, но кто-то когда-то написал, что существуют специальные картинки «заряженные на привлечение денег», «привлечения парней» или «девушек».
Автор: inst: @sonya.moroziuk
Т.е. ставишь на телефон картинку «для денег», и они каким-то мистическим образом начинают приходить в твою жизнь. Кстати, сразу вспоминается другой похожий тренд из Тик-Тока, но набравший популярность в западной сегмента сети — «Чит коды от вселенной Грабового». Там майнили деньги и любовь с помощью особых числовых последовательностей.
Соня Морознюк — художница из Украины. Она автор той самой работы, в магическую силу которой поверили сотни молодых тиктокеров. Сама Соня рассказывает, что о таком свойстве своих картин узнала случайна от подписчицы. Ей написала девочка, рассказавшая что после того, как картина стала заставкой телефона её личная жизнь резко улучшилось.
Автор: inst: @sonya.moroziuk
В общем, как такой никакой предыстории у тренда нет. Суть такая: ставишь картинку, заряженную на что-то, и получаешь желаемое.
Вполне возможно вокруг этого тренда могут появиться шутки и мемы. Просто потому, что так обычно бывает с подобными темами.
Пример Тик-Токов
Описание и разновидности картин, а также отзыв на их «работу».
Где найти, скачать
Самым правильным поступком будет отправить в Инстаграм к автору и скачать нужную вам картину.
Новое в блогах
Полное толкование песни «Северный цвет» (группы «Аквариум»)
Прошлым летом я шел по Большому Заяцкому острову, нагибался пощипывать воронику и хвастался, что понимаю песню про Воронику на крыльце. В это лето не произошло ничего, что могло бы подвигнуть меня к желанию написать про «Северный цвет». Разве что опять наевшись вороникой, я узнал, что она — ягода целебная, очищающая, а также то, что на некоторых солнечных сопках на 69 широте вызревают ее ягоды огромные и вкусные. Однако сейчас чувствую необходимость зафиксировать разбор.
Дети могут не выходить, но и взрослым никаких скидок не будет.
Вороника на крыльце.
В доме спит зверь, в доме ждет ангел.
В доме далеко до утра.
Вороника на крыльце, она по ту сторону стекла.
И я бы открыл ей,
если бы я знал, где здесь дверь.
Список кораблей
никто не прочтет до конца; кому это нужно,
увидеть там свои имена?
Мы шли туда, где стена, туда, где должна быть стена,
Но там только утро
и тени твоего лица.
Оторвись от земли, Северный цвет.
Ты знаешь, как должно быть в конце.
Если Ты хочешь, то земля станет мертвой;
Если Ты хочешь — камни воспоют Тебе славу;
Если Ты хочешь — сними
Эту накипь с моего сердца.
Оторвись от земли, Северный цвет;
Ты знаешь, как должно быть в конце;
Отпои меня нежностью
своей подвенечной земли.
Я не вижу причин, чтобы быть осторожным —
в доме зверь, Вороника на крыльце.
Ключ к северу лежит там, где никто не ищет.
Ключ к северу ждет между биениями сердца.
Я знаю, отчего ты не можешь заснуть ночью —
мы с тобой одной крови.
Мы с тобой одной крови.
Для того, чтобы понимать песню, сначала нужно было установить место и время действия, хотя бы по отношению к лирическому герою.
Тут нам кардинально помогает «список кораблей». В нем нет никакой особой зашифрованности: имеется ввиду список греческих кораблей, ушедших походом на Трою — из «Илиады».
[Ссылка на этот список, приведенная в Справочнике Северова, уже несколько лет не работает, но сам документ в сети доступен. Я как-то загрузил его, стал читать, не дочитал до конца. ну как и все в общем-то. А Мандельштам в своем стихотворении писал, что прочитал этот список до середины].
Важно, что это список кораблей, на которых отплывали те, кто большей частью не вернулся назад. И песня делает прозрачный намек на переход от списка кораблей к списку погибших.
Список кораблей
никто не прочтет до конца; кому это нужно,
увидеть там свои имена?
То есть мы уже в втором куплете уведомлены, что лирический герой песни умер.
Для тех, кто намек не понял, далее то же самое объясняется без аллюзий:
Мы шли туда, где стена, туда, где должна быть стена, но там только утро.
Понятно, что всё выглядит именно таким образом для: а) бесплотных б) только что умерших, не освоившихся в новом качестве.
Но мы разбираем песню очень многомерную, насыщенную символами и смыслами. И другое, но не противоречащее предыдущему понимание этих строк: стена — это то, что стояло между Богом и человеком, пока он был в физической теле, а теперь он хоть и не видит самого Бога, но уже видит тени Его лица, предвкушая встречу.
В принципе первые минуты послесмертья как время действия — главный ключ. Далее становится легче.
Чтобы облегчить себе расшифровку, вычленим из текста одну рок-цитату как украшение, добавляющее не очень много смысла.
Есть песня Карлоса Сантаны, в которой он переиначил поговорку про беса и ангела за правым и левым плечом:
Эта цитата в вольном переводе Гребенщикова как раз и будет строками:
Я не вижу причин, чтобы быть осторожным.
В доме зверь, Вороника на крыльце.
Смотрите, Вороника здесь как бы заменила ангела. Ну это не прямая подсказка, а просто намек, что Вороника — это что-то возвышенное, отличное от зверя.
При этом вороника — сугубо северная ягода, получившая название из-за своего вороного цвета. Стало быть Вороника = Северный Цвет. Это вроде бы все понимают. Я сверял мнение с парой человек. Никто не возразил.
Но:
Вороника на крыльце, она по ту сторону стекла.
И я бы открыл ей,
если бы я знал, где здесь дверь.
Стало быть, даже для умершего человека, душа которого не имеет физических ограничений на перемещения в пространстве, есть закавыка в том, что встретиться с Вороникой. И это можно понять. Ад в душе запирается изнутри, а Бог говорил о себе через святителей, что, дескать, я стою и стучу, надеюсь, что мне откроют. Это уже намек на то, что Вороника — указание на Бога (не корректно сказать, что одно из его имен, потому что само имя Божие есть сила).
Тут стоит пояснить тот куплет, где молитва не маскируется в поэзии, а звучит прямо, не прячась за размер.
Если Ты хочешь, то земля станет мертвой;
Если Ты хочешь — камни воспоют Тебе славу;
Если Ты хочешь — сними
эту накипь с моего сердца.
«Земля станет мертвой» — образ для кого-то (например, для меня) апокалипсический, для кого-то ветхозаветный. Ну просто Апокалипсис я читаю постоянно, а Ветхий Завет не изучал. У Софония: «Всё истреблю с лица Земли, говорит Господь: истреблю людей и скот, истреблю птиц небесных и рыб морских, и соблазны вместе с нечестивыми; истреблю людей с лица Земли, говорит Господь» (Соф. 1:2-3).
Не думаю, что надо уточнять толкование этой строки.
Вторая строка — «Если ты хочешь — камни воспоют Тебе славу» — очевидно взята из Евангелия (Лк. 19:37-40), где описывается вход Христа в Иерусалим, когда множество учеников радостно славило Его как Мессию, именуя Царем, но некоторые фарисеи советовали: «Учитель! Запрети ученикам Твоим». «Но Он сказал им в ответ: сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопят».
Третья-четвертая строчки тоже отсылают к библейским цитатам: «И вот подошел прокаженный и, кланяясь Ему, сказал: Господи! если хочешь, можешь меня очистить» (Мф.8:2); «Горе котлу, в котором есть накипь, и с которого накипь его не сходит!» (Иез. 24:6). Накипь здесь — это мерзость, нечистота, грехи жителей Иерусалима, отошедших от заповедей Божиих.
Насчет «подвенечной земли». В христианстве есть символы: Он — Жених, Церковь — Невеста.
Напоить нежностью «подвенечной земли» — значит напоить водой жизни, так как сердце лирического героя выкипело, покрылось накипью.
Однако все сказанное не отменяет вопроса о ключевом образе песни — Вороники-Северного Цвета.
С годами я пришел к объяснению, что Бог — Северный Цвет, Северный Цвет — Вороника, Вороника — Бог. Это не тождества, но смысловые связи между разными обращениями к Триединому Богу.
А почему все же Север? Северный цвет? Есть такое понятие как сакральная география.
Восточнее всякого земного Востока находится рай небесный. Оттуда пришел Христос.
С Запада, вероятно, придет Антихрист.
Про Север у святых отцов уже ничего не говорится, но в противопоставлении Севера и Юга стремление к духовности (вверх по широтам) олицетворяет Север.
Кстати, у древних египтян местом упокоения душ праведников считалась звезда Алнитак — нижняя звезда пояса Ориона. На Землю Алнитак проецируется на Кузовские острова в Белом море. Не адрес ли это древнейшего рая земного, который позже выходцами с Севера (о чем существуют указания в текстах строителей пирамид) был еще раз зафиксирован уже в Египте?
Вот как выглядят Кузова на закате:
Гребенщиков (рожденный в северной столице, чье происхождение связано с идеей-Гипербореей лишь косвенно, через Петра) по поводу севера, скорее всего, чувствовал не что-то особенное, а то же, что и мы. «Генетическая память народа» будет здесь подходящей подсказкой. Как родовую память я воспринимал и строку «мы с тобой одной крови». А по отношению к афористичной строке «ключ к Северу лежит там, где никто не ищет» я думал, что раз Гребенщиков все же выпустил альбом «Гиперборея» (1997), украшенный беломорским лабиринтом. так не намек ли это на то, что Беломоре и Кольский местами довольно густо лежат в мегалитах и лабиринтах. Дескать, вот же он ключ к Северу, а его никто не изучает, не ищет.
Но сейчас я переменил свое мнение. Исходя из логики всей песни, а не только последнего куплета, получается, что путь к Северу здесь равен пути к Богу, которого, как известно, следует искать в своем сердце (между его биениями). А «мы с тобой одной крови» — суть единение причастников и Христа через вкушение Его крови во время таинства евхаристии. Вот такая сакральная география.
Послесловие
Фактически общая любовь к этой песне (посмотрите сколько раз ее публиковали во вконтакте) возникает из жажды жизни более духовной. Но о ней обычно не принято говорить между людьми. И вот тогда можно поговорить о ней тайно, в обход предубеждений-барьеров, возникающих на слова «смирение», «покаяние», «святое причастие», «Отче наш» (то есть на средоточия христианской жизни). Но при этом поговорить так, чтобы внутри понимать, о чем это, а объяснить не мочь.
Вот мнение писателя, поэта, критика и одного из редакторов журнала «Фома» Виталия Каплана про другие подобные попытки. Взято из видеоблогов «Фомы».
Александр Проскуряков # написал комментарий 17 января 2013, 17:21 «Путь к Северу лежит между биеньями сердца»
В «Откровенных рассказах странника» Иисусова молитва соотносится с биением сердца:
«Так ты точно также вообрази свое сердце, наведи свои глаза, как бы смотрел на него сквозь грудь, и как можно живее представь его, а ушами то внимательно слушай, как оно бьется и ударяет раз за разом. Когда к сему приспособишься, то и начинай к каждому удару сердца, смотря в него, приноровлять молитвенные слова. Таким образом, с первым ударом скажи или подумай Господи, со вторым Иисусе, с третьим Христе, с четвертым помилуй и с пятым мя, и повторяй сие многократно. Тебе это удобно, ибо начало и подготовка к сердечной молитве у тебя уже есть»
Ключ к северу лежит там, где никто не ищет
Оторвись от земли, Северный Цвет;
Ты знаешь, как должно быть в конце;
Отпои меня нежностью
Своей подвенечной земли,
Я не вижу причин, чтобы быть осторожным-
В доме зверь,
Ворониха на крыльце.
Оторвись от земли, Северный Цвет;
Ты знаешь, как должно быть в конце;
Отпои меня нежностью
Своей подвенечной земли,
Я не вижу причин, чтобы быть осторожным.
В доме зверь,
Ворониха на крыльце.
Ключ к северу лежит там, где никто не ищет.
Ключ к северу ждет между биениями сердца.
Я знаю, отчего ты не можешь заснуть ночью,
— Мы с тобой одной крови.
Другие статьи в литературном дневнике:
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
Северный цвет – Аквариум
«Северный цвет» – песня группы «Аквариум» из альбома «Сестра Хаос». Автор текста и музыки – Борис Гребенщиков. Премьера композиции состоялась в 2002 году.
Аквариум – Северный цвет – слушать
Интересные факты
Песню группы «Аквариум» «Северный цвет» Борис Гребенщиков начал писать в 1992 году в Свердловске. В книге «Сны о чем-то большем» рождение шедевра описывается довольно комически. В столице Урала проходил рок-фестиваль с участием ведущих российских коллективов жанра и в течение суток перед концертом БГ сидел в своём номере, в то время как по отелю носили пьяного Константина Кинчева, читавшего стихи. Чтобы он не мешал Гребенщикову, гитарист Егор Белкин («Наутилус Помпилиус», «Настя») буквально лег перед дверью лидера «Аквариума» и не пустил к нему лидера «Алисы». Тем не менее, песня тогда была написана лишь частично и в последующие годы закончить её автору не удавалось.
Но в 2002 году Борису предложили сотрудничество с армянским мастером дудука Дживаном Гаспаряном, встречи с которым Гребенщиков искал с 80-х годов, а впервые услышал его с пластинки «Мелодии» ещё в конце 70-х годов. Однако пересечься музыкантам не удавалось. Когда же встреча состоялась, БГ решил не перезаписывать старые песни, а завершить «Северный цвет», за считанные минуты дописав недостающие строки.
Вспоминая о работе с Дживаном Гаспаряном, Гребенщиков отмечает его мастерство и профессионализм. Мастер дудука сыграл свою партию без изъяна с первого раза, повторив её в точности во время записи. Партия Гаспаряна была включена в альбом без редактирования. По мнению лидера «Аквариума», эта композиция одна из лучших в репертуаре коллектива.
Вороника (водяника черная, шикша) – мелкий ветвистый стелющийся кустарник, произрастающий в Сибири, цветущий в мае-июне. Плоды кустарника – черные, ягодообразные.
Аквариум – Северный цвет – текст
Вороника на крыльце;
В доме спит зверь, в доме ждет ангел;
В доме далеко до утра.
Вороника на крыльце, она по ту сторону стекла
И я бы открыл ей,
Если бы я знал, где здесь дверь…
Список кораблей
Никто не прочтет до конца; кому это нужно –
Увидеть там свои имена…
Мы шли туда, где стена, туда, где должна быть стена,
Но там только утро
И тени твоего лица.
Оторвись от земли, Северный Цвет;
Ты знаешь, как должно быть в конце;
Отпои меня нежностью
Своей подвенечной земли,
Я не вижу причин, чтобы быть осторожным –
В доме зверь, Вороника на крыльце.
Если Ты хочешь, то земля станет мертвой;
Если Ты хочешь – камни воспоют Тебе славу;
Если Ты хочешь – сними
Эту накипь с моего сердца.
Оторвись от земли, Северный Цвет;
Ты знаешь, как должно быть в конце;
Отпои меня нежностью
Своей подвенечной земли,
Я не вижу причин, чтобы быть осторожным –
В доме зверь, Вороника на крыльце.
Ключ к северу лежит там, где никто не ищет,
Ключ к северу ждет между биениями сердца,
Я знаю, отчего ты не можешь заснуть ночью:
Мы с тобой одной крови.
Мы с тобой одной крови.