особенности композиции черная курица или подземные жители
Анализ произведения «Чёрная курица, или Подземные жители»
Небольшое произведение Антоний Погорельский написал для своего маленького племянника. Его звали Алексей Толстой, и в будущем он стал известным писателем. Анализ произведения «Чёрная курица, или Подземные жители» знакомит читателей с главным героем, показывает поступки, раскрывает характер, учит, как нужно поступать с друзьями. В произведении ярко показан нравственный выбор героя.
Жанр и композиция
Автор написал романтическую сказку. В ней мир делится на две части: одна представлена пансионом, в котором проживал главный герой — мальчик Алёша, другая часть — подземное царство. Они взаимодействуют между собой. Чёрная курица в обычном мире становится заслуженным министром. Этот рассказ помогает размышлять о добрых поступках, показывает, что иногда ради дружбы нужно чем-то пожертвовать.
Основная тема рассказа — правильное воспитание детей. То есть то, как родители передают положительные качества своим примером, ответственным отношением к близким людям. Композиция повести представлена:
Авторский замысел
Позиция автора чётко выражена. Мальчик — обычный человек, в нём борются противоречивые чувства. Он понимает, что не заслужил похвалы, нужно браться за учёбу. Но самолюбие не даёт этого сделать, наоборот, приводит к эгоистичности героя.
В сочинении о «Чёрной курице» в 5 классе можно поднять нравственную тему и обсудить поступки Алёши. Нравственные уроки Погорельского выражаются в таких тезисах:
Если всего этого не происходит, человек становится эгоистом, теряет добрые качества характера. Как раз в кульминации рассказа автор показывает момент предательства — Алёша рассказывает о подземном царстве. Он не должен был этого делать, ведь тогда Чернушка с жителями вынуждена была переселиться в другое место.
Так автор противопоставляет великодушной курице трусливого Алёшу. Подземный король перед уходом простил мальчика. Он попросил его снова стать добрым. Герой, чувствуя вину, старается исправиться.
Автор показывает, что хорошие качества нужно воспитывать в себе самостоятельно: доброту, честность, любознательность. Только добрые поступки помогут найти настоящих друзей, заслужить любовь и уважение. Истинное чудо возможно, но только один раз в жизни. И нужно быть не только готовым, но и достойным его.
Анализ сказки «Черная курица, или Подземные жители». Небольшое слово об авторе.
Антоний Погорельский (1787 – 1836 гг.) был выдающимся писателем своего времени. Он родился в Москве. Антоний Погорельский – это вообще его не настоящее имя, это всего лишь псевдоним. Настоящее же его имя – Алексей Перовский.
Просмотр содержимого документа
«Анализ сказки «Черная курица, или Подземные жители». Небольшое слово об авторе.»
Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители».
Антоний Погорельский (1787 – 1836 гг.) был выдающимся писателем своего времени. Он родился в Москве. Антоний Погорельский – это вообще его не настоящее имя, это всего лишь псевдоним. Настоящее же его имя – Алексей Перовский. В 1808 году Антоний Погорельский поступает на службу в Сенат, но с началом Отечественной войны 1812 года бросает все свои государевы дела и отправляется на войну против Императора Наполеона. В 1816 году Погорельский переезжает в Петербург, где становится участником ещё одного литературного движения – арзамасцев. В 1829 году Антоний Погорельский напишет свою знаменитую сказку «Чёрная курица, или Подземные жители», которая принесла ему определённую славу. Оставаясь молодым, он подхватил туберкулез и уже в 1836 скоропостижно скончался.
Анализ сказки Антонио Погорельского «Черная курица, или Подземные жители».
Жанр: волшебная повесть для детей.
Идея: не приписывай самому себе того, что тебе не принадлежит, благодари судьбу за то, что она тебе доставила выгоды против других детей, но не думай, что ты лучше их.
Алеша до получения конопляного семечка – умный, милый, старательный, прилежный, любознательный, ветреный, честный, добрый, скромный, начитанный, романтик, мечтатель, все его любили, верит в волшебство, остро чувствует свое одиночество, щедрый, эмоциональный, впечатлительный, наблюдательный, смелый, отзывчивый. Он шаловлив, непоседлив, легко поддается соблазну не выучить скучный урок, слукавить, утаить от взрослых свои детские секреты, на какое-то время он становится непослушным, гордым мальчиком, страшным шалуном, самоуверенным, самолюбивым, праздным, ленивым, гордым, бессовестным, высокомерным, заносчивым шалуном, непослушным, его перестали любить товарищи.
Чернушка – ласковая, благодарная, добрая.
Второстепенные герои: учительница, король.
Книга напоминает нам о главном: все мы в душе чисты и благородны, но Добро в себе надо воспитывать. Уметь быть благодарными, ответственными, заслужить любовь и уважение других – для всего этого нужны усилия. А иначе никак, и беда может грозить не только нам, но и тем, кого мы любим и кто доверяет нам. Настоящее Чудо может произойти только однажды, и надо быть достойными его. Надо развивать в себе скромность, трудолюбие, прилежание, чувство долга, честность, уважение к людям, доброту. Надо быть строгим к себе. Добиваться всего самому.
Надо жить честно, быть скромным, уважать других людей. Нельзя ставить себя выше других людей, даже если ты много знаешь и умеешь. Слушать внутренний голос совести.
Быть требовательным к себе, не ленится. Надо развивать в себе скромность, трудолюбие, прилежание, чувство долга, честность, уважение к людям, доброту. Преодолевать в себе эгоизм, лень, себялюбие.
Своеобразие мышления ребенка, героя повествования, глазами которого как бы увидены многие события повести, подсказало писателю отбор изобразительных средств. Поэтому каждая строчка «Черной курицы» находит отклик y читателей — сверстников героя.
Писатель, изобретательный в фантастической выдумке, внимателен к тщательному воссозданию подлинной жизни. Точны полные подробностями, как бы c натуры срисованные пейзажи старого Петербурга, точнее, одной из старейших его улиц — Первой линии Васильевского острова, с ее деревянными тротуарами, небольшими особняками, крытыми голландского черепицей, и просторными дворами, огороженными барочными досками. Подробно и тщательно обрисованы Погорельским и одежда Алеши, убранство праздничного стола, и сложная, сделанная по моде того времени, прическа супруги учителя, и многие другие под6цостей быта Петербурга XVIII века.
Бытовые сцены повести отмечены слегка насмешливой улыбкой автора. Именно так сделаны страницы, изображающие забавную суету в доме учителя перед приездом директора. «Черная Курица» легко воспринимается и современным читателем. Здесь практически нет архаической лексики, устаревших оборотов речи. И в то же время повесть выстроена стилистически разнообразно. Здесь есть эпическая неторопливость экспозиции, эмоциональный рассказ о спасении Чернушки, о чудесных происшествиях, связанных с подземными жителями. Часто автор прибегает к живому, непринужденному диалогу.
Презентация «Черная курица или подземные жители»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
НРАВСТВЕННЫЕ УРОКИ ЖИЗНИ.
АНАЛИЗ СКАЗКИ А. ПОГОРЕЛЬСКОГО «ЧЁРНАЯ КУРИЦА,
ИЛИ ПОДЗЕМНЫЕ ЖИТЕЛИ»
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Алексей Алексеевич Перовский
(Антоний Погорельский)
(1787-1836)
Описание слайда:
Волшебная повесть
«ЧЁРНАЯ КУРИЦА, ИЛИ ПОДЗЕМНЫЕ ЖИТЕЛИ»
Описание слайда:
Описание слайда:
Алексей Алексеевич Перовский
Назовите настоящие имя и фамилию Антония Погорельского
Описание слайда:
Какие достопримечательности Петербурга упоминаются в начале повести Антония Погорельского «Чёрная курица, или подземные жители»?
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Это здание входило в комплекс Конногвардейского полка и использовалось для верховых занятий солдат и офицеров в осеннее и зимнее время года.
КОННОГВАРДЕЙСКИЙ МАНЕЖ
Описание слайда:
Что было единственным утешением Алёши в воскресные и праздничные дни?
ЧТЕНИЕ
КНИГ
Описание слайда:
Назовите имя кухарки, которая должна была погубить Чернушку
ТРИНУШКА
Описание слайда:
Как назывались спальные комнаты для мальчиков в XIX веке?
Описание слайда:
Во время праздничного обеда в честь директора на десерт было подано много вкусных блюд, в том числе бергамоты.
Что это такое?
Описание слайда:
Почему первая попытка Алёши попасть в подземное королевство закончилась неудачно?
АЛЁША
РАЗБУДИЛ
РЫЦАРЕЙ
Описание слайда:
«Тут она закудахтала странным голосом, и вдруг, откуда ни возьмись, появились маленькие свечи в серебряных шандалах…» Что такое «шандалы»?
Описание слайда:
Описание слайда:
Какие животные находились в королевском зверинце?
БОЛЬШИЕ КРЫСЫ, КРОТЫ, ХОРЬКИ
Описание слайда:
Чем были усыпаны дорожки в подземном королевстве?
РАЗНЫЕ КАМНИ: БРИЛЬЯНТЫ, ЯХОНТЫ, ИЗУМРУДЫ И АМЕТИСТЫ
Описание слайда:
«Деревья также показались Алёше отменно красивыми, хотя притом очень странными. Они были разного цвета: красные, зелёные, коричневые, белые, голубые и лиловые. Когда посмотрел он на них со вниманием, то увидел, что это…»
Это был
разного рода
мох
Описание слайда:
АНАЛИЗ СКАЗКИ
А. ПОГОРЕЛЬСКОГО
«ЧЁРНАЯ КУРИЦА, ИЛИ ПОДЗЕМНЫЕ ЖИТЕЛИ»
Описание слайда:
Описание слайда:
Телефонов в то время не было, телеграфа тоже; чтобы послать письмо, надо было специально ехать в уездный город. Родители отвезли ребенка, доверили его содержателю пансиона.
Отдавали детей в пансионы и дворяне, которые жили в самой столице. Столица в те времена была не в Москве, а в Санкт-Петербурге.
Пансион (франц. pension, от лат. pensio — платеж). В Российской империи и некоторых зарубежных странах закрытое учебное заведение с общежитием и полным содержанием учащихся.
По закону того времени дворяне должны дать своим детям хорошее образование и воспитание. Где же взять учителей в далеком поместье? Вот и приходилось родителям расставаться со своими дорогими детьми на много лет, чтобы отвезти их в столицу, в пансион, где дети могли бы жить и
учиться за определенную — довольно большую — плату. Потратив много денег на дорогу и заплатив за несколько лет вперед, родители обычно возвращались домой, в свое поместье.
Описание слайда:
Описание слайда:
Черная курица
Кухарка
Золотой империал
Путь от постели по
коридорам, лестницам
Старушки – голландки
Серая кошка
Серый попугай с красным
хвостом в золотой клетке
Фарфоровые куклы
Проводник в мир мертвых/мир тайного знания
Ведьма наподобие Бабы Яги
Плата за волшебную помощь, плата за вход
Путь в «потусторонний» мир
Хранительницы тайного знания, богини судьбы
Проводник в «потусторонний» мир
Дух, заключенный в клетку плоти
Ложные ценности материального мира
Описание слайда:
Подземелье
Рыцари
Медная дверь
Большая зала с золотыми
креслами под балдахином
Крысы
Драгоценные камни
Конопляное семечко
Золотые цепи
Мир мертвых, тайный мир
Стражники «потустороннего» мира
Вход в мир мертвых.
Медь – металл подземного мира
Символ масонской ложи.
Обряд посвящения.
Враги тайного общества
Сокровища тайного мира, знания
Произрастает эта трава вдоль дорог и
заборов. Ключ к тайному знанию
Наказание за нарушение клятвы
Описание слайда:
ЗАПОЛНИТЕ ТАБЛИЦУ
“ИСТИННЫЕ И ЛОЖНЫЕ
ЦЕННОСТИ ЖИЗНИ”
Описание слайда:
Описание слайда:
Расскажите о жизни Алёши в пансионе.
“… Алёша был мальчик умненький, миленький, учился хорошо, и все его любили и ласкали. Однако, несмотря на то, ему часто скучно бывало в пансионе, а иногда даже и грустно… дни учения для него проходили скоро и приятно, но когда наставала суббота и все товарищи его спешили домой к родным, тогда Алёша горько чувствовал своё одиночество. По воскресеньям и праздникам он весь день оставался один, и тогда единственным утешением его было чтение книг. Алёша знал уже наизусть деяния славнейших рыцарей. Любимое его занятие в длинные зимние вечера, по воскресеньям и другим праздничным дням было мысленно переноситься в старинные, давно прошедшие веки… Другое занятие Алёши состояло в том, чтобы кормить курочек, которые жили около забора. Между курами он особенно любил чёрную хохлатую, названную Чернушкою. Чернушка была к нему ласковее других; она даже иногда позволяла себя гладить, и поэтому Алёша лучшие кусочки приносил ей”…
Описание слайда:
Как вы считаете, почему Чернушка решила рассказать Алёше свою тайну?
Алёша был добрым мальчиком. Чернушка хотела отблагодарить мальчика за спасение её жизни. Чернушке, наверное, хотелось сделать жизнь Алёши интересней и познавательней
Описание слайда:
Что изменилось в самом Алеше, вокруг него, когда он получил
конопляное
семечко?
Описание слайда:
“С трепетом подошёл он к учителю, открыл рот, сам ещё не зная, что сказать, и – безошибочно, не останавливаясь, проговорил заданное. В продолжение нескольких недель учители не могли нахвалиться Алёшею. Все уроки без исключения знал он совершенно, все переводы с одного языка на другой были без ошибок, так что не могли надивиться чрезвычайным его успехам. Он много стал думать, важничал перед другими мальчиками и вообразил, что он гораздо лучше и умнее всех их. Нрав Алёши от этого совсем испортился: из доброго, милого и скромного мальчика он сделался гордый и непослушный. Алёша сделался страшный шалун. Не имея нужды твердить уроков, которые ему задавали, он в то время, когда другие дети готовились к классам, занимался шалостями, и эта праздность ещё более портила его нрав. Тогда, когда он был доброе и скромное дитя, все его любили, и если, бывало, подвергался он наказанию, то все о нём жалели, и это служило ему утешением. Но теперь никто не обращал на него внимания: все с презрением на него смотрели и не говорили с ним ни слова”.
Описание слайда:
Почему похвала вначале за отличные ответы не доставляла Алёше удовольствия?
“Внутренний голос ему говорил, что он не заслуживает этой похвалы, потому что урок этот не стоит ему никакого труда. Алёша внутренне стыдился этим похвалам: ему совестно было, что поставляли его в пример товарищам, тогда как он вовсе того не заслуживал. Совесть часто его в том упрекала, и внутренний голос ему говорил: “Алёша, не гордись! Не приписывай самому себе того, что тебе не принадлежит; благодари судьбу за то, что она тебе доставила выгоды против других детей, но не думай, что ты лучше их. Если не исправишься, то никто тебя любить не будет, и тогда ты, при всей своей учёности, будешь самое несчастное дитя!”
Описание слайда:
Какие советы даёт Чернушка Алёше, пока мальчик окончательно не потерял себя?
“Не полагай, что так легко исправиться от пороков, когда они взяли над нами верх. Пороки обыкновенно входят в дверь,
а выходят в щёлочку,
и потому, если хочешь
исправиться, то должен
беспрестанно и строго
смотреть за собой”.
Описание слайда:
Совпадают ли советы Чернушки
с выводами учителя?
Да. И Чернушка, и учитель сходятся в единстве, что праздность развращает человека, труд– это условие нравственной красоты человека.
“Чем более вы от природы имеете способностей и дарований, тем скромнее и послушнее вы должны быть. Не для того Бог дал вам ум, чтобы вы во зло его употребляли”.
Описание слайда:
Почему Алёша
предал Чернушку?
Он испугался наказания
Описание слайда:
Описание слайда:
Верит ли Чернушка, что Алёша исправится?
Только верящий может сказать так: “Я тебя прощаю; не могу забыть, что ты спас жизнь мою, и всё тебя люблю…Одним ты можешь меня утешить в моём несчастии: старайся исправиться и будь опять таким же добрым мальчиком, как был прежде”.
Исправился ли Алёша?
Он “старался быть послушным, добрым, скромным и прилежным. Все его снова полюбили и стали ласкать, и он сделался примером для своих товарищей”.
Описание слайда:
Описание слайда:
ЗАПОЛНИТЕ ТАБЛИЦУ
“ИСТИННЫЕ И ЛОЖНЫЕ
ЦЕННОСТИ ЖИЗНИ”
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Название произведения | Черная курица, или Подземные жители |
---|---|
Автор | Антоний Погорельский |
Жанр | Волшебная повесть (сказка) |
Год написания | 1829 |
Главные герои
Сюжет произведения
Мальчик Алеша на протяжении двух лет жил в пансионе вдали от родителей и чувствовал себя одиноким. По вечерам и выходным он постоянно читал, также любил играть с курицей. Однажды мальчик увидел, что кухарка хочет зарубить ее, и ему показалось, что курица просит о помощи. Алеша уговорил женщину не убивать птицу.
Ночью после этого происшествия Чернушка пришла к мальчику в спальню и повела его в волшебный подземный город, где она была министром. Пока они добирались до королевского замка, Алеша увидел много необыкновенного. Подземный король решил наградить мальчика за то, что он спас Чернушку и сказал просить, чего угодно. Алеша захотел никогда не учить уроки, но знать все наизусть. Тогда король подарил ему волшебное зернышко, с помощью которого будет осуществлена его мечта. Мальчика также строго предупредили о том, что он должен никому ничего рассказывать о подземном городе.
После этого события Алеша стал лучшим учеником в пансионате. Он никогда не делал уроки, но всегда знал все назубок. Однако это кардинально изменило его характер. Из доброго и скромного мальчика он превратился в эгоистичного и заносчивого сорванца и растерял всех своих друзей.
Однажды учитель решил наказать Алешу, и тот, сильно испугавшись розги, рассказал ему о волшебном зернышке и Чернушке. И хотя преподаватель не поверил ему и все же решил высечь, у мальчика пропало зернышко. А ночью к Алеше в последний раз пришла Чернушка, чтобы попрощаться. Подземные жители должны были покинуть город, так как мальчик выболтал их тайну.
После этого Алеша осознал свою вину и снова стал добрым и послушным. Его опять полюбили ученики и учителя в пансионе.