основные группы рыб таблица
Группы рыб
Хрящевые рыбы
Разберем данный класс на примере акулы.
Кожа акулы покрыта примитивными плакоидными пластинками (зубоподобными пластинками). Плакоидные пластинки лежат в волокнистом слое кожи и заканчиваются зубцом с вершиной, направленной назад.
Чешуи (пластинки) состоят из плоского основания и зубовидного выроста наверху (шипа). По мере изнашивания старые пластинки сменяются новыми. Они располагаются отдельно, не налегают друг на друга, как у костных рыб.
В тонкую кишку открываются протоки поджелудочной железы, секрет которой содержит ферменты необходимые для пищеварения, и протоки печени, которая выделяет желчь для эмульгирования жиров.
Дыхание осуществляется жабрами. Жаберные крышки у хрящевых рыб отсутствуют (у костных рыб жаберные крышки прикрывают жаберные щели). Глотка пронизана жаберными щелями, обычно в количестве 5 штук, открывающихся наружу.
Плавательный пузырь отсутствует: акула всплывает в толще воды или погружается благодаря изменению положения грудных плавников. Без движения акула начинает опускаться на дно, так как ее тело более плотное, чем вода.
Акула должна постоянно находиться в движении, даже во время сна! Иначе поступление воды к жабрам будет недостаточным, а значит эффективность процессов дыхания снизится. Акула может останавливаться на недолгое время, в таком случае за счет движений ротоглотки акула всасывает воду через отверстия, брызгальца, в жаберный аппарат, осуществляя дыхание.
Один круг кровообращения, кровь в сердце только венозная. Сердце состоит из 1 предсердия и 1 желудочка, накачивает венозную кровь в жабры, где она насыщается кислородом, а затем кровь направляется к органам и тканям. Кровеносная система замкнутая, как и у всех хордовых.
Сила сердечных сокращений недостаточна для поддержания адекватного потребностям давления крови, поэтому акула должна постоянно находиться в движении. При этом происходят мышечные сокращения, которые способствуют движению крови.
Хрящекостные рыбы
Представители этой группы рыб: севрюга, стерлядь, осетр, белуга.
Скелет преимущественно состоит из хрящевой ткани. Чешуйки сливаются, образуют 5 рядов крупных костных пластинок, которыми покрыто тело. Хорда нерасчлененная, в кишечнике находится спиральный клапан. Это группа ценных промысловых рыб.
Двоякодышащие
Это древняя группа рыб, которые обладают как жаберным, так и легочным дыханием. Они обитают преимущественно в часто пересыхающих водоемах Южной Америки и Африки. Приспособлены к жизни в водоемах с низким уровнем кислорода. Скелет костно-хрящевой.
Кистеперые
Скелет преимущественно хрящевой. Современные латимерии утратили способность дышать атмосферным воздухом: в их организме обнаруживается дегенерированное легкое, но их далекие предки обладали такой способностью и смогли выйти на сушу.
Очень важно заметить, что скелет плавников латимерии напоминает скелет пятипалой конечности земноводных, что сближает их морфологически. Эти рыбы имеют важное эволюционное значение: именно они дали начало классу земноводных, который мы разберем в следующей главе.
Значение рыб
© Беллевич Юрий Сергеевич 2018-2021
Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.
Биология 7 класс. Тема «Основные группы рыб»
Выбранный для просмотра документ ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ РЫБ.pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ РЫБ. Их роль в природе и значение для человека
Первый вариант. На схеме хордового животного указать и назвать характерные признаки. Второй вариант. Написать названия отделов скелета костистой рыбы, обозначенных цифрами 1- 2- 3- 4- 5-
Кл. хрящевые. 900 видов Кл. костные. 30000 видов Н.о. акулы250 Н.о. скаты350 П.к. хр.костн.40 П.к. лучепёрые25000 П.к. двоякодыш. 6 видо О. химеры П.к. кистепёрые 1 Н.Кл. рыбы 31000видов Тема урока: Основные группы рыб. Их роль в природе и значение для человека. Цель урока: познакомить учащихся с характерными признаками основных групп рыб, их ролью в природе и значением для человека. Задача урока: выявить отличительные признаки внешнего и внутреннего строения основных групп рыб, показать роль рыб в природе и их значение для человека, познакомить с основными экологическими проблемами, возникающими в процессе взаимоотношений рыб и человека. Вспомним основные систематические группы рыб Ответим на вопросы: 1) Зачем и как сравнивают ж.о. 2) Почему возникают различия между ж.о. 3) О чём свидетельствует многообразие или малочисленность видов в той или иной систематической группе.
Сравнительная характеристика основных систематических групп рыб. Группы Приз- рыб наки Класс хрящевые (с.183-184) Класс костные П.к.хрящекостные (с.185-186) П.к. кистепёрые (с.187) П.к. двоякодышащ (с.186-187) П.к. лучепёрые (с.179-182) Внешнегостро-я 1.рострум 2.парные плавники 3.хвост. плавник 4.положение рта 5.жабер. крышки 6.чешуя Внутреннего стр-я 1.скелет 2.хорда 3.плават. пузырь 4.др. особенности Количество видов и представители Около 900 Акулы, скаты, химеры Осётрообразные- 25видов 1 вид латимерия 6 видов: протоп- теры(4), рогозуб, чешуйчатник 25000видов 44 отряда
Рекомендации по заполнению таблицы Признаки Варианты ответов Внешнегостро-я 1.рострум есть нет 2.парные плавники горизонтальные вертикальные вертикальные мясистые 3.хвостовой плавник неравнолопастной однолопастной равнолопастной 4.положение рта нижнее конечное 5.жаберные крышки есть нет 6.чешуя ганоидная циклоидная плакоидная Внутреннего стр-я 1.скелет в основном хряще- вой хрящевой костный 2.хорда сохраняется всю жизнь есть у личинок,увзрослых- фрагменты 3.плавательный пузырь есть развит плохо Мешковидныелёгкие
Подкласс двоякодышащие Слева направо: рогозуб (баррамунда), лепидосирен, большой протоптер (мамба)
Подкласс лучепёрые Верхний ряд – сельдеобразные, слева направо: атлантическая сельдь, японский анчоус, европейский шпрот (килька), сардинелла. Нижний ряд, слева направо: тарпонообразные (атлантический тарпон), миктофообразные (светящийся анчоус), лососеобразные (рыба-топорик, обыкновенный хаулиод)
Сравнительная характеристика основных систематических групп рыб. Группы Приз- рыб наки Класс хрящевые (с.183-184) Класс костные П.к.хрящекостные (с.185-186) П.к. кистепёрые (с.187) П.к. двоякодышащ (с.186-187) П.к.лучепёрые (с.179-182) Количество видов и представители Около 900 Акулы, скаты, химеры Осётрообразные- 25видов 1 вид латимерия 6 видов:протоп- теры(4), рогозуб, чешуйчатник 25000видов 44 отряда Внешнего стро-я 1.рострум есть есть нет нет нет 2.парные плавники горизонтальные горизонтальные вертикальные мясистые вертикальные мясистые вертикальные 3.хвостовой плавник неравноло- пастной неравноло- пастной однолопастной равнолопастной равнолопастной 4.положение рта нижнее нижнее конечное конечное конечное 5.жаберные крышки нет есть есть есть есть 6.чешуя плакоидная ганоидная ганоидная ганоидная циклоидная Внутреннего стр-я 1.скелет полностью хрящевой в основномхряще вой преимущественно хрящевой преимущественно хрящевой костный 2.хорда сохраняется всю жизнь сохраняется всю жизнь сохраняется всю жизнь сохраняется всю жизнь есть у личинок, у взрослых остатки 3.плавательный пузырь нет есть развит плохо Мешковидные лёгкие есть 4.др.особенности спиральный клап- ан в кишечнике Ск-тплавниксхожс наземными Мешковидные лёгкие
ответить на вопросы: 1. Определить степень родства между группами, отобразить в виде схемы и обосновать; 2. Определить прогрессирующие и регрессирующие группы; 3. Какие мероприятия способствуют сохранению видового разнообразия рыб.
Д.з.: учб. С.183-187, с.188 в.8,9,10,11; подгот. к тестированию по р.т. с.102-104 Хрящекостные Лучепёрые Хрящевые Двоякодышащие Кистепёрые Схема родословной надкласса рыб
Выбранный для просмотра документ ТКУ основные групы рыб 7 кл.doc
Тема урока: «Основные группы рыб. Их роль в природе и значение для человека».
Заключительный по теме «Надкласс рыбы»
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель урока: познакомить учащихся с характерными признаками основных групп рыб, их ролью в природе и значением для человека.
Задачи урока: 1) образовательные – выявить отличительные признаки внешнего и внутреннего строения основных групп рыб, показать роль рыб в природе и их значение для человека, познакомить с основными экологическими проблемами, возникающими в процессе взаимоотношений рыб и человека.
2) развивающие – развивать у учащихся умение работать с текстовой и графической информацией; информационную, коммуникативную и презентационную компетентность; внимание и монологическую речь.
3) воспитательные – формировать навыки безопасного здоровьесберегающего поведения; на примере анализа экологических проблем развивать поведенческий компонент экологической культуры и экологическое мышление.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый.
Формы организации работы учащихся: эвристическая беседа, самостоятельная работа.
Средства обучения: дидактические материалы( рисунки, таблички), учебник, рабочая тетрадь, Т.С.О.
Формы организации работы в классе: индивидуальная, фронтальная, групповая.
1.Организационный этап – 1 мин
2. Актуализация опорных знаний– 5мин
3. Целеполагание и мотивация– 3 мин
4. Введение новых знаний – 22мин
5. Закрепление нового материала – 12мин
6. Объявление оценок и домашнего задания – 3мин
Предварительная организация класса (проверка отсутствующих, рабочих мест, организация внимания), психологически настроить учащихся на работу.
Внимательно слушать учителя и отвечать на возможные вопросы.
Создание соответствующего эмоционального настроя, психологически подготовить учащихся к усвоению нового материала.
2. Актуализация знаний. Слайд №2(5мин)
Выдать 2 варианта карточек с рисунками и дать рекомендации по работе с ними, указать время и критерии оценок.
Наносят на рисунки цифровые обозначения и надписи
Оценка уровня знаний
3. Целеполагание и мотивация(3мин) Слайд№3
Сообщение темы, цели, задач и хода данного урока. Вопросы ученикам: 1) Зачем и как сравнивают ж.о. 2) Почему возникают различия между ж.о. 3) О чём свидетельствует многообразие или малочисленность видов в той или иной систематической группе.
Внимательно слушать учителя и отвечать на вопросы. Записывают тему в ученической тетради.
4. Введение новых знаний (22мин) Слайд№4 «Табл» Слайд№5 «Реком» Слайд№6 «Хрящ» Слайд№7 «Хр.кос» Слайд№8 «Кистеп» Слайд№9 «Д.дыш»
Каждая группа, используя матер-иал учебника, заполняет свою часть таблицы. Слушают сообщения и по ходу заполняют таблицу. Проверяют работы, исправляют ошибки, старшие оценивают работу своей группы, выставляют
Заполненные таблицы, объективные оценки.
Ученики приходят к выводу о роли рыб в природе – незаменимое звено в цепи питания и компонент в круговороте веществ. А также значении для человека –ценный продукт питания, источник сырья, отдых
5. Закрепление ново- го материала (12мин)
Слайд№12 «Вопр» Слайд№13«Родос»
Предлагает ученикам проанализировать представленные в таблицах сведения и ответить на вопросы: 1. Определить степень родства между группами, отобразить в виде схемы и обосновать; 2. Оп- ределить прогрессирующие и регрессирующие группы; 3. Какие мероприятия способствуют сохранению видового разнообразия рыб.
Предлагают ответы на поставлен- ные вопросы, составляют схему родословной
6. Объявление оцен- ок, домашнего задания
Оценивает работу старших и активно отвечавших. Даёт домашнее задание и краткий комментарий. Д.з.: учб. С.183-187, с.188 в.8,9,10,11; подгот. к тестированию по р.т. с.102-104
Характеристика основных групп рыб
Группа рыб | Черты внешнего строения | Черты внутреннего строения | Число видов | Представители |
Класс Хрящевые | Тело покрыто плакоидной чешуей, жаберных щелей 5-7 пар, хвостовой плавник неравнолопастной | Скелет хрящевой, хорда сохраняется в течение всей жизни, плавательного пузыря нет | Китовая, сельдевая, тигровая, тупорылая, молот, мако, большая белая акула, морская лисица, скат двукрылый, манта, хвостокол, химера европейская, морская кошка, носатые химеры | |
Подкласс Костно-хрящевые | Вдоль тела – 5 рядов крупных костных «жучек», жаберных щелей 1 пара, хвостовой плавник неравнолопастной | В хрящевом скелете появляются кости, хорда сохраняется в течение всей жизни, плавательный пузырь есть | Байкальский, американский озёрный осётр, стерлядь, дальневосточная калуга, европейская белуга | |
Подкласс Кистеперые | Тело покрыто крупной чешуей из особого вещества, свойственного только латимерии, основания плавников – мясистая лопасть к которой крепятся лучи плавников | Осевой скелет – хорда, скелет парных плавников очень схож с пятипалой конечностью наземных позвоночных, плавательный пузырь очень мал | Латимерия | |
Подкласс Двояко- дышащие | Тело покрыто крупной костной чешуей, хвостовой плавник однолопастной | Хорда сохраняется в течение всей жизни, плавательный пузырь выполняет роль легкого | Неоцератод, протоптерус, лепидосирен | |
Подкласс Костистые | Тело покрыто мелкой костной чешуей, хвостовой плавник равнолопастной | Скелет костный, хорда сохраняется только между позвонками, есть плавательный пузырь | 19 500 | сельдеобразные, лососеобразные, карпообразные, тресковые, щукообразные, окунеобразные, |
Класс Земноводные
Около 4 000 видов. Животные с тонкой, голой кожей с большим количеством желез, выделяющих слизь; дыхательная система представлена легкими и кожей. Кровеносная система: 3х камерное сердце, 2 круга кровообращения, кровь смешанная и поэтому непостоянная температура тела. Внутренний скелет представлен позвоночником: шейный, туловищный, крестцовый и хвостовой; конечностями, прикрепленными к поясам: передний пояс – парные лопатки, ключица и воронья кость; пояс задних конечностей – тазовые кости, передние и задние свободные конечности. Пищеварительная система: ротоглоточная полость (есть слюнные железы, у большинства конические недифференцированные зубы, прикрепляющиеся к костям челюстей), пищевод, желудок, кишечник: двенадцатиперстная кишка (протоки печени и поджелудочной железы), тонкий и толстый кишечник, который открывается в клоаку; раздельнополые; развитие во внешней среде (в воде) с метаморфозом
Надкласс рыбы
Общими признаками всех рыб является наличие обтекаемой формы тела, жизнь в воде. Тело подразделяется на голову, туловище и хвост. Хорошо развиты органы чувств: зрения, обоняния, слуха, осязания, равновесия.
Ароморфозы рыб
Рыбы отличаются от предшествующих эволюционных форм новыми, прогрессивными чертами строения, которые повысили их уровень организации. Давайте их перечислим.
Образуются предшественники конечностей, плавники, парные придатки тела, обособленные от туловища и головы, приводимые в движение мускульной силой.
У рыб хорда редуцируется, на ее месте формируется позвоночник. У хрящевых рыб позвоночник в течение всей жизни имеет хрящевое строение, а у костных рыб позвоночник окостеневает: он представлен костной тканью.
Обратите особое внимание, что в скелете хрящевых ганоидов (осетровых рыб) хорда сохраняется на всю жизнь.
Костные рыбы
Для большинства костных рыб характерен костный скелет, наличие жаберных крышек, прикрывающих жабры. Жаберные лепестки расположены непосредственно на жаберных дугах, имеется плавательный пузырь. Оплодотворение наружное.
Большинство видов костных рыб (90%) относятся к костистым рыбам. Для большей части костистых рыб характерно непрямое развитие (с метаморфозом).
Форма тела обтекаемая, рыбообразная, за счет чего снижается трение о воду. Поверхность тела покрыта налегающими друг на друга (подобно черепице) чешуйками.
В коже находится множество желез, которые секретируют слизь, покрывающущю все тело рыбы, благодаря чему снижается трение о воду. Из-за слизи пойманную рыбу тяжело удержать в руках, она выскальзывает.
Позвоночник состоит из двух отделов: туловищного и хвостового. В центре каждого позвонка имеется отверстие. Прилегая друг к другу, отверстия позвонков вместе соединяются в единый спинномозговой канал, в котором лежит спинной мозг.
Скелет грудных плавников соединен с позвоночником костями плечевого пояса, в отличие от скелета брюшных плавников, который не сочленяется с позвоночником. Имеются жаберные крышки, снаружи прикрывающие жаберные щели (у хрящевых рыб жаберные крышки отсутствовали, 5 жаберных щелей открывались каждая в отдельности наружу.)
Полость тела вторичная (целом).
Мышечная система сегментируется, что выражается в возникновении отдельных (дифференцированных) мышечных пучков. Наиболее ярким примером дифференцировки являются мышцы ротового аппарата и парных плавников.
Состоит из ротовой полости, глотки, продолжающейся в пищевод, желудка, толстого и тонкого кишечника. У многих рыб в ротовой полости имеются язык и острые зубы, расположенные на челюстях. Зубы предназначены не для механического измельчения пищи, а в основном для схватывания и удержания добычи. Слюнные железы отсутствуют, имеются вкусовые рецепторы.
Глотка тесно связано не только с пищеварительной, но и с дыхательной системой: здесь располагается жаберный аппарат рыб. С помощью жабр они приспособились забирать из воды растворенный в ней кислород и насыщать им кровь, откуда кислород поступает ко внутренним органам и тканям.
Процесс дыхания осуществляется благодаря тому, что вода через ротовое отверстие попадает в глотку. Вследствие движений жаберной крышки вода из ротоглоточной полости втягивается в боковую жаберную полость, омывая жабры. В результате газообмена в кровь рыбы поступает кислород, а углекислый газ покидает ее и растворяется в воде.
Как и хрящевые, костные рыбы имеют один круг кровообращения. Сердце двухкамерное, состоит из одного предсердия и одного желудочка. Запомните, что в сердце у рыб кровь венозная. Она накачивается сердцем в жабры, где происходит ее насыщение кислородом, после чего кровь становится артериальной.
Артериальная кровь направляется к внутренним органам и тканям, движется кровь внутри сосудов: кровеносная система замкнутого типа.
У всех хордовых нервная система трубчатого типа. Головной мозг состоит из продолговатого, среднего мозга, мозжечка, промежуточного и переднего мозга.
Развитие одних и тех же отделов у разных классов хордовых неодинаково, что мы с вами отчетливо увидим по мере изучения данного раздела. Я рекомендую вам обратить на данную тему особое внимание.
Также хорошо выражен (развит) мозжечок, который отвечает за координацию движений и ориентацию тела в пространстве. Это связано со сложными перемещениями рыбы, которая «парит как птица» только не в воздушной, а в водной среде. От головного мозга берут начало 10 пар черепно-мозговых нервов.
Органы зрения приспособлены к водной среде: хрусталик имеет шарообразную форму. Роговица плоская, аккомодация (настройка глаза на наилучшее видение объекта) происходит только благодаря перемещению хрусталика.
Рыбы хорошо видят лишь на близком расстоянии. Имеются органы вкуса на коже и нижней челюсти, а также органы обоняния, открывающиеся в ротовую полость.
Развитие у большинства рыб (костистые рыбы) непрямое, с метаморфозом. Запомните, что процесс выметывания икры и ее последующего оплодотворения называется нерест, он носит сезонный характер. У пресноводных рыб нерест происходит весной, в это время строго запрещена ловля рыбы.
Плавательный пузырь
Этот орган характерен исключительно для костных рыб: у хрящевых рыб (акулы, скаты) он отсутствует. Плавательный пузырь представляет собой воздушный мешок, заполненный смесью газов: азотом, кислородом, углекислым газом.
При заполнении газом пузырь расширяется: это меняет удельный вес рыбы, он понижается и рыба всплывает. Обратная схема происходит при уменьшении пузыря. Но откуда появляется газ, которым наполняется пузырь, если рыба обитает в воде? Отвечая на этот вопрос, отметим, что все рыбы делятся на два типа: открытопузырные и закрытопузырные.
У открытопузырных рыб плавательный пузырь сообщается с пищеварительной системой. Они в течение всей жизни поднимаются к поверхности воды и заглатывают воздух, по мере необходимости они могут освобождаться от газов, выдавливая их через глотку, а затем рот в окружающую среду. К таким рыбам относятся сельдеобразные, щукообразные, карпообразные, двоякодышащие.
Закрытопузырные рыбы имеют пузырь, не сообщающийся с пищеварительной трубкой. Газы в него поступают благодаря газовой секреции: они переходят из растворенного (в крови) состояния в газообразное, заполняя пузырь. Когда пузырь уменьшается газы вновь растворяются в крови, возвращаясь в кровеносное русло. К таким рыбам относятся: трескообразные, окунеобразные, кефалеобразные.
© Беллевич Юрий Сергеевич 2018-2021
Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.
Урок биологии в 7 классе «Основные систематические группы рыб»
Урок 20. Основные систематические группы рыб
Цель: формирование представлений об особенностях строения и жизнедеятельности хрящевых рыб как наиболее древних представителей надкласса Рыбы и многообразии костных рыб.
познакомить обучающихся с особенностями строения и жизнедеятельности хрящевых рыб и костных рыб; научить различать на рисунках и таблицах представителей различных систематических групп рыб; продолжить формирование умений организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете; продолжить работу по формированию универсальных учебных действий на основе тематического содержания урока; сформировать условия для развития познавательного интереса к предмету и повышения мотивации учения.
Оборудование: учебник; рисунки, таблицы с изображениями представителей различных систематических групп рыб; интерактивное учебное пособие, мультимедийная установка и компьютер.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока : объяснительно – иллюстративный с элементами исследования.
Формы организации учебной деятельности :
индивидуальная работа с учебником;
групповая работа с электронным приложением;
фронтальная работа в ходе проверки знаний (уплотненный опрос, тестирование с использованием УМК)
Урок начинается с проверки знаний обучающихся об особенностях внешнего, внутреннего строения и жизнедеятельности рыб. Учитель предлагает им ответить на вопросы:
1. Какие особенности строения рыб свидетельствует об их принадлежности к типу Хордовые?
2. Какие особенности внешнего строения рыб свидетельствуют о том, что они обитают в водной среде?
3. Какие особенности строения систем внутренних органов рыб свидетельствуют о том, что они обитают в водной среде?
4. В чем выражается приспособленность рыб к размножению в водной среде?
Отдельные учащиеся получают индивидуальные задания: Ответьте на вопросы теста
А) спинной мозг без сформировавшихся вокруг него костных или хрящевых защитных образований
Б) плотный упругий стержень, образованный тесно прилегающими друг к другу клетками
В) эластичная трубка, внутри которой находится спинной мозг
Г) полый хрящевой стержень
2. Приспособлением к передвижению в воде у рыб является
А) обтекаемая форма тела
В) наличие костного скелета
Г) наличие жаберных крышек
3. Спинной плавник обеспечивает рыбам возможность
А) двигаться вперед
Б) удерживать равновесие
В) всплывать и погружаться
4. Орган боковой линии проходит
А) от головы вдоль всей длины тела с обеих сторон
Б) от головы вдоль всей длины тела с одной его стороны
В) от головы до середины туловища
Г) вдоль спины от головы до хвоста
5. Слизь, которая покрывает тело рыб, вырабатывается
А) слизистыми железами
Б) Органом боковой линии
Г) слюнными железами
6. Функцию газообмена у рыб выполняют
А) жаберные лепестки
В) жаберные тычинки
7. Выделительная система рыб представлена
А) парными лентовидными почками
Б) парными бобовидными почками
В) зелеными железами
Г) мальпигиевыми сосудами
8. Сердце рыб состоит из
А) одного предсердия
Б) одного желудочка
В) одного предсердия и одного желудочка
Г) двух предсердий и одного желудочка
9. Через сердце рыб проходит кровь
10. Отдел мозга рыб, отвечающий за координацию движений, называется
В) продолговатый мозг
Г) промежуточный мозг
II. Актуализация знаний
Учитель предлагает обучающимся подумать над вопросами рубрики «Как вы думаете?», расположенной перед началом параграфа §35. Выслушав их предположения, он озвучивает тему урока и привлекает обучающихся к формулированию его познавательной задачи.
III. Изучение нового материала
Разнообразие рыб и их значение. Надкласс Рыбы подразделяется на два класса — Хрящевые и Костные. В природе их существует более 23 тыс. видов. Учитель напоминает обучающимся о том, чтобы разобраться в многообразии рыб (как и других групп животных), необходимо использовать данные систематики – науки, занимающейся распределением организмов по группам на основании их сходства и родства. Он на доске, а обучающиеся в тетради вычерчивают схему.
После этого учитель предлагает обучающимся начертить в тетради таблицу «Характеристика основных систематических групп рыб», которую они будут по ходу объяснения заполнять. Учитель делит класс на группы, которые будут самостоятельно изучать, используя соответствующий пункт §35-36, готовя сообщения по систематическим группам рыб. Заслушивая сообщения, уточненные и дополненные учителем, обучающиеся постепенно заполняют таблицу, акцентируя внимание на особенности внешнего и внутреннего строения различных групп рыб.
Особенности внешнего строения
Особенности внутреннего строения
5-7 пар жаберных щелей. Жаберных крышек нет. Тело покрыто плакоидной чешуёй. Хвостовой плавник неравнолопастной.
Скелет хрящевой. Хорда сохраняется в течение всей жизни. Нет плавательного пузыря. Оплодотворение внутреннее. Развитие прямое.
Белуга, осётр, стерлядь, севрюга
Жаберные крышки есть. Вдоль тела 5 рядов крупных костяных пластин. Хвостовой плавник неравнолопастной.
Скелет костно- хрящевой. Хорда сохраняется в течение всей жизни. Есть плавательный пузырь. Развитие с метаморфозом.
Лепидосирен, протоптерус, австралийский рогозуб
Чешуя крупная костная. Хвостовой плавник однолопастной.
Хорда сохраняется в течение всей жизни. Имеются лёгкие, сформировавшиеся из плавательного пузыря
Парные плавники похожи на мясистые лопасти. Тело покрыто крупной чешуёй.
Скелет в основном хрящевой. Хорда сохраняется в течение всей жизни. Слабо развит плавательный пузырь.
Сельди, лососи, окуни, карпы
Тело покрыто мелкой костной чешуёй. Хвостовой плавник однолопастной или равнолопастной. Есть жаберные крышки.
Скелет костный. Плавательный пузырь развит у большинства видов. Для большинства видов характерно наружное оплодотворение
После заполнения таблицы учитель привлекает обучающихся к оцениванию выступлений по критериям, а также и работу слушателей, проявивших активность.
Критерии для оценки выступлений: доступность подачи материала (умение кратко, понятно и интересно рассказывать), использование наглядности, владение материалом 9умение отвечать на вопросы аудитории).
Класс Хрящевые рыбы. Данный класс представлен группой немногочисленных морских видов рыб, имеющих хрящевой скелет в течение всей жизни. Жаберные крышки отсутствуют, по бокам головы наружу открывается 5—7 жаберных щелей. Плавательный пузырь не развит, поэтому, чтобы не утонуть, рыбы активно плавают. Парные плавники расположены горизонтально. Хвостовой плавник неравнолопастный, с большой верхней и малой нижней лопастями. Передняя часть головы вытянута в удлиненное рыло, из-за чего рот находится с брюшной стороны и имеет вид поперечной щели. Оплодотворение внутреннее. Размножение происходит путем откладки яиц или живорождения.
К хрящевым рыбам принадлежат два отряда: Акулы и Скаты. Акулы в основном активные пловцы с торпедообразной формой тела. Большинство из них хищники, находящие добычу с помощью обоняния, а также восприятия вибраций воды органом боковой линии. Челюсти вооружены острыми зубами. Самые крупные виды питаются, отцеживая планктон.
Скаты имеют уплощенное в спинно-брюшном направлении тело с сильно увеличенными грудными плавниками. Жаберные щели расположены с брюшной стороны. Зубы в виде невысоких призм, собранных в «терку». Питаются рыбой и донными животными. Мясо акул и скатов съедобно.
Класс Костные рыбы. Это самая многочисленная группа позвоночных животных (свыше 19 тыс. видов). Внутренний скелет костный, у немногих хрящевой, но в последнем случае укреплен накладными покровными костями. Жаберная щель прикрыта с боков жаберной крышкой. Имеется плавательный пузырь. Оплодотворение в основном наружное. В классе более 40 отрядов.
К отряду Осетрообразные принадлежат белуга, осетр, севрюга, стерлядь и другие древние костные рыбы. Как и у хрящевых рыб, у них имеются рыло, рот в виде поперечной щели на брюшной стороне тел а, горизонтальные парные плавники, хвост с увеличенной верхней и меньшей нижней лопастями. Основу осевого скелета составляет хрящ. Череп снаружи покрыт плоскими костями, а на туловище и хвосте расположены пять рядов костных ромбических пластинок. Живут только в Северном полушарии, относятся к проходным и озерно-речным рыбам. Питаются донными беспозвоночными и рыбой. Это ценные промысловые рыбы, дающие высококачественное мясо и черную икру.
Отряд Сельдеобразные включает морских стайных планктоноядных рыб. Большинство из них обитает вблизи берегов. Откладывают многочисленную липкую икру на грунт или водоросли. Отряд богат промысловыми рыбами: атлантическая, тихоокеаническая сельди, балтийская (салака), сардины, анчоусы.
Отряд Лососеобразные представлен проходными и пресноводными рыбами, откладывающими икру на дне пресных водоемов Северного полушария. Отличительной внешней чертой строения лососевых является наличие жирового плавника (без костных лучей). Они откладывают небольшое число крупных красных икринок. Лососевые — ценные промысловые рыбы (кета, горбуша, кумжа, семга, форель, голец, ряпушка), дающие высококачественное мясо и красную икру.
Отряд Карпообразные объединяет пресноводных рыб, у которых нет челюстных зубов. Пища измельчается глоточными зубами. К ним принадлежат промысловые рыбы — плотва, лещ, линь, сазан, язь и др.
Отряд Двоякодышащие относится к древнейшим рыбам, приспособившимся к жизни в условиях пересыхающих водоемов Африки, Австралии и Южной Америки. Помимо жабр дышат одним или двумя легкими — полыми выростами брюшной стенки пищевода. Воздух к легким поступает через сквозные ноздри. Намечается образование второго предсердия и легочного круга кровообращения. Представители этого отряда —австралийский рогозуб, американский чешуйчатник.
Отряд Кистеперые также является древней и почти полностью вымершей группой. Расцвета кистеперые достигли в девоне и карбоне. В настоящее время известен только один вид — латимерия, обитающая в глубинах Индийского океана. Длина рыбы до 1,5 м. У нее своеобразно устроены парные плавники. В основании их расположена широкая мясистая лопасть, внутри которой находится скелет плавника, напоминающий скелет конечности наземных позвоночных. Кистеперые представляют собой ветвь рыб, от которой произошли земноводные.
IV. Обобщение и закрепление знаний
С целью закрепления полученных знаний обучающимся предлагается выполнить задание.
1. Скелет хрящевой в течении всей жизни
2. Плавательный пузырь развит у большинства видов