основная тема произведения черная курица

основная тема произведения черная курица. 850 100. основная тема произведения черная курица фото. основная тема произведения черная курица-850 100. картинка основная тема произведения черная курица. картинка 850 100. Мальчик Алеша на протяжении двух лет жил в пансионе вдали от родителей и чувствовал себя одиноким. По вечерам и выходным он постоянно читал, также любил играть с курицей. Однажды мальчик увидел, что кухарка хочет зарубить ее, и ему показалось, что курица просит о помощи. Алеша уговорил женщину не убивать птицу.

Название произведенияЧерная курица, или Подземные жители
АвторАнтоний Погорельский
ЖанрВолшебная повесть (сказка)
Год написания1829

Главные герои

Сюжет произведения

Мальчик Алеша на протяжении двух лет жил в пансионе вдали от родителей и чувствовал себя одиноким. По вечерам и выходным он постоянно читал, также любил играть с курицей. Однажды мальчик увидел, что кухарка хочет зарубить ее, и ему показалось, что курица просит о помощи. Алеша уговорил женщину не убивать птицу.

Ночью после этого происшествия Чернушка пришла к мальчику в спальню и повела его в волшебный подземный город, где она была министром. Пока они добирались до королевского замка, Алеша увидел много необыкновенного. Подземный король решил наградить мальчика за то, что он спас Чернушку и сказал просить, чего угодно. Алеша захотел никогда не учить уроки, но знать все наизусть. Тогда король подарил ему волшебное зернышко, с помощью которого будет осуществлена его мечта. Мальчика также строго предупредили о том, что он должен никому ничего рассказывать о подземном городе.

После этого события Алеша стал лучшим учеником в пансионате. Он никогда не делал уроки, но всегда знал все назубок. Однако это кардинально изменило его характер. Из доброго и скромного мальчика он превратился в эгоистичного и заносчивого сорванца и растерял всех своих друзей.

Однажды учитель решил наказать Алешу, и тот, сильно испугавшись розги, рассказал ему о волшебном зернышке и Чернушке. И хотя преподаватель не поверил ему и все же решил высечь, у мальчика пропало зернышко. А ночью к Алеше в последний раз пришла Чернушка, чтобы попрощаться. Подземные жители должны были покинуть город, так как мальчик выболтал их тайну.

После этого Алеша осознал свою вину и снова стал добрым и послушным. Его опять полюбили ученики и учителя в пансионе.

Источник

Анализ произведения «Чёрная курица, или Подземные жители»

Небольшое произведение Антоний Погорельский написал для своего маленького племянника. Его звали Алексей Толстой, и в будущем он стал известным писателем. Анализ произведения «Чёрная курица, или Подземные жители» знакомит читателей с главным героем, показывает поступки, раскрывает характер, учит, как нужно поступать с друзьями. В произведении ярко показан нравственный выбор героя.

основная тема произведения черная курица. . основная тема произведения черная курица фото. основная тема произведения черная курица-. картинка основная тема произведения черная курица. картинка . Мальчик Алеша на протяжении двух лет жил в пансионе вдали от родителей и чувствовал себя одиноким. По вечерам и выходным он постоянно читал, также любил играть с курицей. Однажды мальчик увидел, что кухарка хочет зарубить ее, и ему показалось, что курица просит о помощи. Алеша уговорил женщину не убивать птицу.

Жанр и композиция

Автор написал романтическую сказку. В ней мир делится на две части: одна представлена пансионом, в котором проживал главный герой — мальчик Алёша, другая часть — подземное царство. Они взаимодействуют между собой. Чёрная курица в обычном мире становится заслуженным министром. Этот рассказ помогает размышлять о добрых поступках, показывает, что иногда ради дружбы нужно чем-то пожертвовать.

основная тема произведения черная курица. jqs2dqsl. основная тема произведения черная курица фото. основная тема произведения черная курица-jqs2dqsl. картинка основная тема произведения черная курица. картинка jqs2dqsl. Мальчик Алеша на протяжении двух лет жил в пансионе вдали от родителей и чувствовал себя одиноким. По вечерам и выходным он постоянно читал, также любил играть с курицей. Однажды мальчик увидел, что кухарка хочет зарубить ее, и ему показалось, что курица просит о помощи. Алеша уговорил женщину не убивать птицу.

Основная тема рассказа — правильное воспитание детей. То есть то, как родители передают положительные качества своим примером, ответственным отношением к близким людям. Композиция повести представлена:

Авторский замысел

Позиция автора чётко выражена. Мальчик — обычный человек, в нём борются противоречивые чувства. Он понимает, что не заслужил похвалы, нужно браться за учёбу. Но самолюбие не даёт этого сделать, наоборот, приводит к эгоистичности героя.

В сочинении о «Чёрной курице» в 5 классе можно поднять нравственную тему и обсудить поступки Алёши. Нравственные уроки Погорельского выражаются в таких тезисах:

основная тема произведения черная курица. i2ebfbsy. основная тема произведения черная курица фото. основная тема произведения черная курица-i2ebfbsy. картинка основная тема произведения черная курица. картинка i2ebfbsy. Мальчик Алеша на протяжении двух лет жил в пансионе вдали от родителей и чувствовал себя одиноким. По вечерам и выходным он постоянно читал, также любил играть с курицей. Однажды мальчик увидел, что кухарка хочет зарубить ее, и ему показалось, что курица просит о помощи. Алеша уговорил женщину не убивать птицу.

Если всего этого не происходит, человек становится эгоистом, теряет добрые качества характера. Как раз в кульминации рассказа автор показывает момент предательства — Алёша рассказывает о подземном царстве. Он не должен был этого делать, ведь тогда Чернушка с жителями вынуждена была переселиться в другое место.

Так автор противопоставляет великодушной курице трусливого Алёшу. Подземный король перед уходом простил мальчика. Он попросил его снова стать добрым. Герой, чувствуя вину, старается исправиться.

Автор показывает, что хорошие качества нужно воспитывать в себе самостоятельно: доброту, честность, любознательность. Только добрые поступки помогут найти настоящих друзей, заслужить любовь и уважение. Истинное чудо возможно, но только один раз в жизни. И нужно быть не только готовым, но и достойным его.

Источник

Сочинение по повести Чёрная курица, или Подземные жители Погорельского

Я очень люблю сказки, поэтому произведение А. Погорельского «Чёрная курица или Подземные жители» не смог не причитать. Это оказалась немного необычная сказка, в ней не было королей и драконов, но от этого она стала еще интереснее.

В ней рассказывается о мальчике, который жил и учился в пансионате. Раньше были такие школы для учащихся. Так вот мальчика звали Алеша. Это был добрый мальчик, он дружил со всеми ребятами. Он ничем не выделялся от других детей, если только тем, что его никогда не забирали ни на выходные, ни на каникулы.

В то время, когда все разъезжались по домам, и он оставался один, и много читал. Естественно ему было скучно. Он гулял во дворе пансионата, куда выпускали кур. У него даже была одна любимица, звали ее Чернуха. Жизнь кур короткая. Вот и на Чернушку повариха глаз положила и быть ей обедом, если бы не Алеша. Кухарка непросто так оставила курицу, мальчик за нее отдал золотую монетку, несмотря на то, что она была у него единственная.

Ночью произошло волшебство. К Алеше пришла черная курица и повела его, куда он не знал, но смело шел за ней. Чернушка предупредила его, что он должен делать, а чего нет. Алеша был не совсем аккуратным и поэтому туда, куда его вела, они не попали. Сон закончился на интересном месте. А вот на следующую ночь мальчик выполнил все требования, и они дошли до царства Чернушки, где она была главной. Это был город маленьких человечков. Мальчик много узнал о городе и его жителях. За свое спасение Чернушка подарила ему зернышко, благодаря которому он будет знать все уроки, даже не открывая учебников. Взамен она потребовала, что бы он никогда и ни кому не рассказывал о том, что узнал. Алеша заверил курицу, что никто и никогда не узнает их тайну.

Шло время, мальчик отвечал уроки на отлично, хотя мало проводил за занятиями. Ребята и учителя удивлялись, но не подозревали в чем дело. Алеша же молчал, помня обещание. К сожалению не всегда хорошие подарки могут сделать из тебя настоящего человека. Мальчик становился вздорным, ни с кем не хотел дружить. В конце концов, он так заврался, что пришлось открыть тайну Чернушки. Ему никто не поверил, а за вранье еще и наказали.

Курица, прежде чем уйти навсегда, попрощалась с ним. Мальчик плакал и раскаивался, но было уже поздно. Маленьким человечкам уже ничем нельзя было помочь.

На примере мальчика Алеши начинаешь понимать, что нельзя зазнаваться и предавать друзей. Лучше всего оставаться самим собой.

Другие темы: ← Мой любимый литературный герой↑ РазныеЧем отличается критика Добролюбова и Писарева в оценке пьесы Гроза →

Истинное лицо

Алеша – простой мальчик. Он очень скучает по своим родителям, с которыми ему пришлось расстаться из-за обучения в пансионате. Автор подчеркивает трепетное и бережное отношение Алеши к своим родителям.

Герой любит общаться со своими друзьями. Мальчик очень дружелюбен. Однако когда друзья Алеши уезжают на выходные, главному герою очень грустно и одиноко находиться наедине с самим собой.

Алеша любит читать книги, в них он черпает вдохновение. Именно книги научили героя верить в чудо и волшебство. Природа для Алеши также имела большое значение: герой очень любил гулять в саду.

Алеша отличается своей добротой и отзывчивостью. Об этом говорит и его хорошее отношение к животным. Он подкармливает птиц, а когда его любимую черную курицу пытаются зарезать, он спасает ее. За это он и получает волшебную семечку.

Сочинение на тему: «Черная курица или подземные жители»

Сочинение по мотивам повести Погорельского «Черная курица или подземные жители», краткое содержание которой будет изложено ниже, достаточно интересная работа, написанная школьником. Между строк явно просматривается интерес автора сочинения к повести.

«Черная курица или подземные жители» Погорельского читается на одном дыхании. Уделив произведению около часа, можно в буквальном смысле прочувствовать всю картину произошедшего, и тонкости, которые хотел показать нам автор.

На меня, повесть произвела неизгладимое впечатление, внесла таинство и в какой-то степени, открыла сущность жизни. Здесь не стоит превозносить себя, показывая свое превосходство над другими, тем самым казаться в их глазах невежей и глупым сорванцом – общество этого не любит.

События, описанные в книге, происходили некоторое время назад на Васильевском острове в Петербурге. Главный герой повести Погорельского – мальчик, которого звали Алешей. Он обычный десятилетний паренек, которого родители отдали на обучение в пансионат. В то время как другие мальчики на каждые выходные отправляются к своим родителям, Леша находится в расположении стен пансионата и играет с курами, прикармливая их во дворе.

Однажды на праздник кухарка затеяла приготовить курицу, мальчик увидел, как она ловила его любимицу Чернушку во дворе. Бросившись на шею кухарки и откупившись монетой, мальчик спасает курицу. За это, она проводит его сквозь палаты пансионата, таящего в себе много неизведанного и интересного.

Здесь он встречает маленьких человечков, которые отблагодарили его за спасение курицы, семенем конопли. Семечка дает большие знания ребенку и умение быстро усваивать материал.

Спустя определенное время, Алеша становится совершенно другим. Столь интересная способность, которую получил мальчик, возвышает его перед своими сверстниками, поэтому он меняется в общении с окружающими. И из милого, ласкового, доброго мальчика, просыпается непослушный непоседа. Учитель видит это, и, в наказание, задает ему выучить большой школьный материал. Мальчик с этим не справляется на протяжении нескольких дней, так как семечка была им потеряна.

Вскоре, курочка возвращает ему семя с призванием к тому, чтобы он изменился в поведении. Алеша ответил урок, однако учителя интересовало, как он это сделал. Под угрозой применения такого наказания, как розги, подросток выдает всю информацию, хотя давал обещание черной курице о ее неразглашении.

Закованная в цепи, к нему приходит попрощаться курица со словами о том, что маленьким людям придется переселиться далеко от этого места. Алеша поутру заболевает, у него проявляется белая горячка. По истечению шести недель, он выздоравливает и в итоге становится покладистым, ласковым и добрым – идеальным примером для своих товарищей.

Сочинение на тему: «Черная курица или подземные жители»

Сохрани к себе на стену!

Получение волшебного семечка

Когда Алеша из рассказа «Черная курица» получает семечку, его характер сильно меняется. С помощью волшебства он становится самым лучшим учеником, что делает его заносчивым. Алеша становится очень ленивым: он перестает выполнять домашнее задание и учиться вообще. Алеша становится очень непослушным мальчиком, который совершенно не воспринимает мнение других людей.

В то же время самооценка героя повышается, он чувствует свое превосходство над другими. Над Алешей возобладает гордость и даже гордыня. Это сразу замечают его бывшие друзья, поэтому они перестают общаться с ним.

Алеша теряет зернышко, курица Чернушка возвращает его, но с наказом о том, что он должен вести себя правильно, поступать по-доброму. Однако Алеше было тяжело сдержать это обещание.

Волшебство, которое ставит Алешу перед трудностями, сломило душу мальчика. Герой не прошел испытания. Он нарушает то обещание, которое дал волшебным героям. Алеша открывает тайну про подземное царство.

sochinyai.ru

Оцените сочинение: Рейтинг 4.38 [82 Голоса (ов)]

На уроках литературы мы изучили сказку А. Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители». Она написана в 1824 году, но и сейчас актуальна.

В сказке рассказывается о мальчике Алёше, который однажды спас курицу-министра, за это Король Подземного царства пообещал исполнить любое его желание. Алёша загадал никогда не учить уроки, но знать их.

Главный герой сказки Алёша учился в пансионе, в свободное от учёбы время читал рыцарские романы и ухаживал за птицами на птичьем дворе. Ему было 9-10 лет. Он был очень послушным и хорошо учился. Мальчик искренне верил в то, что выдумывал. Алёша был смелым, ради спасения друга был готов отдать самое дорогое, что у него есть. Но после исполнения желания никогда не учить уроки, его характер начал меняться в худшую сторону: он стал ленивым, возгордился, стал считать себя самым умным и перестал общаться с ребятами. Когда ему угрожали наказанием, он выдал тайну. Всему царству пришлось уехать из-за его трусости. После этого у него началась горячка. Когда он выздоровел, всё происходившее перед болезнью показалось ему тяжёлым сном. Мальчик вновь стал послушным, добрым, скромным и дружелюбным.

Это произведение учит не лениться, с уважением относиться к одноклассникам и думать, прежде чем делать.

Сказка помогает понять, что нужно выполнять обещания, чего бы это ни стоило, а иначе могут пострадать другие. Я очень советую почитать эту добрую, светлую сказку со счастливым концом.

Автор: Марина Белугина

Заказать сочинение Мы можем написать 100% уникальное сочинение под любые ваши требования всего за 24 часа!

Признание вины

После того как Алеша предает черную курицу и других подземных жителей, он заболевает. А после своего выздоровления мальчик превращается в прежнего человека. Он ощущает свою вину за происходящее, понимая, что поступил неправильно. Алеше горько от того, что ему пришлось попрощаться с Чернушкой.

Характеристика Алеши из «Черной курицы» проходит эволюцию. После того как герой совершил ряд ошибок, он смог вернуться в прежнее состояние. Образ мальчика Алеши очень важен в смысловом плане: с его помощью А. Погорельский преподает читателям жизненный урок.

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Герой Алеша из «Черной курицы»», рассмотрит изменение центрального персонажа в ходе повествования, продемонстрирует истинный характер Алеши, который не проходит испытание волшебством.

Популярные сочинения

Краткое содержание

Замечательную по своему содержанию сказку автор написал для своего племянника, небезызвестного всем Алексея Толстого. Это объясняет и выбор имени для центрального в произведении образа. Главными героями в тексте являются:

основная тема произведения черная курица. lazy placeholder. основная тема произведения черная курица фото. основная тема произведения черная курица-lazy placeholder. картинка основная тема произведения черная курица. картинка lazy placeholder. Мальчик Алеша на протяжении двух лет жил в пансионе вдали от родителей и чувствовал себя одиноким. По вечерам и выходным он постоянно читал, также любил играть с курицей. Однажды мальчик увидел, что кухарка хочет зарубить ее, и ему показалось, что курица просит о помощи. Алеша уговорил женщину не убивать птицу.

О внешности персонажа в тексте упоминается немного: лишь то, что у него были длинные русые волосы до пояса, а одет он был в рубашку с круглым воротником и батистовыми манжетами.

Милый и покладистый мальчик учится и живёт в пансионе, вдали от своей семьи. Так как родители не имели возможности забирать сына на выходные домой, он был вынужден развлекать себя сам. Алёша любил ухаживать за курочками, выбрав себе в любимицы Чернушку, и защитив её от кухарки, которая намеревалась зарубить птицу к ужину.

Среди ночи к мальчику пришла курица, и отвела Алёшу в удивительный подземный город. Главному герою открылся целый мир чудес, а его любимица оказалась министром в этом царстве под землёй. Король подарил своему гостю волшебное зёрнышко, которое позволяло осваивать все знания из школьной программы, не теряя времени на уроки и выполнение домашних заданий. Однако, мальчика предупредили, что всё увиденное и услышанное в этом необычном месте, он должен держать в секрете.

Произошедшие с персонажем приключения кардинально отразились на его характере: он стал горделивым, заносчивым и со временем растерял всех своих друзей. Его поведение повлекло за собой строгое наказание от учителя, и, не выдержав, Алёша рассказывает о волшебном зёрнышке и подземном царстве.

Среди ночи мальчик в последний раз видится с курицей. Жители подземного городка вынуждены навсегда покинуть своё место из-за раскрывшейся тайны. Алёша осознаёт, как много ошибок допустил, и со временем снова становится спокойным, покладистым и дружелюбным ребёнком.

Сочинение 2

Главным героем произведения «Черная курица или Подземные жители» является молодой парень по имени Алеша. Он учится в пансионате. У него было огромное количество друзей, которые всегда готовы прийти на помощь или выручить в трудной ситуации. Практически на каждые выходные всех ребят забирали родители домой, а вот нашего главного героя никто не забирал, а все, потому что у него нет родителей. Пока все ребята находились дома и радовали родителей, Алеша сидит в пансионате и очень много читает книг. А когда ему надоедало читать, то он отправлялся на улицу, где гулял и играл один. Больше всего на свете ему нравилось играть с курицами, которых выпускали также прогуляться. Он даже своей любимице дал прозвище Чернуха. Однажды повариха отловила несколько куриц для того чтобы приготовить из них обед и вместе с другими курицами туда же попала и Чернуха. И тогда парень готов был пожертвовать своей золотой монетой, которую он берег до этого времени. И после этого повариха согласилась оставить курицу в живых.

Ночью Алеша увидел сон, в котором главной героиней была курица. Она решила провести его по одной тропе, которая ведет в интересное место. Вот только куда именно она его вела и что это было за место, он так и не узнал, а все, потому что неожиданно проснулся. На следующую ночь он все-таки узнал про это самое место. И им оказалось царство, в котором Чернуха была главной. Здесь жили только человечки маленького роста. Кроме этого здесь она подарила ему одно золотое зернышко, при помощи которого парень может знать все занятия и все уроки даже не открыв при этом учебники. Вот только парень никому не должен рассказывать про то, где он был и что видел.

Шло время, и все были удивлены, почему же он вдруг стал учиться лучше всех и очень быстро учил уроки и знал ответ на любой вопрос. Они много раз пытали мальчика, но он обещал курице не рассказывать ничего и держал свое слово. Вот только это портило парня и постепенно ему не хотелось ни с кем, ни дружить, ни общаться, ведь он считает себя самым умным, а другие намного хуже его. Все больше и больше он стал обманывать не только своих друзей, но и взрослых. И в итоге рассказал всю правду, но никто ему не поверил. И этим он потерял своего единственного друга по имени Чернуха. Она ушла от него, а он обещал, что больше такого не повториться и все будет по-другому. Но изменить уже ничего было нельзя.

Источник

черная курица или подземные жители тема идея герои

основная тема произведения черная курица. 90691536 094d6e7064c09e91ddcbb8b3c9c4ba70 800. основная тема произведения черная курица фото. основная тема произведения черная курица-90691536 094d6e7064c09e91ddcbb8b3c9c4ba70 800. картинка основная тема произведения черная курица. картинка 90691536 094d6e7064c09e91ddcbb8b3c9c4ba70 800. Мальчик Алеша на протяжении двух лет жил в пансионе вдали от родителей и чувствовал себя одиноким. По вечерам и выходным он постоянно читал, также любил играть с курицей. Однажды мальчик увидел, что кухарка хочет зарубить ее, и ему показалось, что курица просит о помощи. Алеша уговорил женщину не убивать птицу.
В повести-сказке А. Погорельского необычный сюжет, в ней реальное переплетается с фантастическим. Реальное — жизнь десятилетнего мальчика Алёши в пансионе в Петербурге, фантастическое — его грёзы о подземном царстве гномов.

Действие в произведении динамично и увлекательно. Однажды Алёша спас Чернушку — чёрную курицу, скрашивавшую его одиночество. Чернушка в благодарность за своё спасение провела мальчика в подземное царство гномов. Подземный король подарил Алёше волшебное семечко. Теперь, ничего не делая, ничего не уча, мальчик всегда знал свой урок. От успехов у него вскружилась голова, он зазнался, стал плохим товарищем.

Постепенно он абсолютно отвык работать и уже не мог запомнить урок, когда потерял волшебное семечко. А испугавшись наказания, выдал тайну пребывания гномов в подземелье. Сказка заканчивается болезнью Алёши, его выздоровлением и возвращением к жизни, к самому себе, прежнему.

Образ главного героя вызывает симпатии и пробуждает сопереживание. Алёша — добрый, смелый, впечатлительный мальчик. Он заблуждается, совершает ошибки, но одновременно и задумывается над серьёзными вопросами: в чём настоящая ценность человека? Что такое верность слову? Что может случиться, если не прислушиваться к голосу совести?

Автор произведения призывает читателя: будь честным, трудолюбивым, скромным. А последняя сцена — прощание Чернушки с Алёшей, волнение покидающего своё царство маленького народа, отчаяние главного героя от осознания непоправимости его опрометчивого поступка — серьёзный нравственный урок, преподанный нам талантливым писателем.

Идея: не приписывай самому себе того, что тебе не принадлежит, благодари судьбу за то, что она тебе доставила выгоды против других детей, но не думай, что ты лучше их.

Алеша до получения конопляного семечка – умный, милый, старательный, прилежный, любознательный, ветреный, честный, добрый, скромный, начитанный, романтик, мечтатель, все его любили, верит в волшебство, остро чувствует свое одиночество, щедрый, эмоциональный, впечатлительный, наблюдательный, смелый, отзывчивый. Он шаловлив, непоседлив, легко поддается соблазну не выучить скучный урок, слукавить, утаить от взрослых свои детские секреты, на какое-то время он становится непослушным, гордым мальчиком, страшным шалуном, самоуверенным, самолюбивым, праздным, ленивым, гордым, бессовестным, высокомерным, заносчивым шалуном, непослушным, его перестали любить товарищи.

В повести-сказке А. Погорельского необычный сюжет, в ней реальное переплетается с фантастическим. Реальное — жизнь десятилетнего мальчика Алёши в пансионе в Петербурге, фантастическое — его грёзы о подземном царстве гномов.

Действие в произведении динамично и увлекательно. Однажды Алёша спас Чернушку — чёрную курицу, скрашивавшую его одиночество. Чернушка в благодарность за своё спасение провела мальчика в подземное царство гномов. Подземный король подарил Алёше волшебное семечко. Теперь, ничего не делая, ничего не уча, мальчик всегда знал свой урок. От успехов у него вскружилась голова, он зазнался, стал плохим товарищем.

Постепенно он абсолютно отвык работать и уже не мог запомнить урок, когда потерял волшебное семечко. А испугавшись наказания, выдал тайну пребывания гномов в подземелье. Сказка заканчивается болезнью Алёши, его выздоровлением и возвращением к жизни, к самому себе, прежнему.

Образ главного героя вызывает симпатии и пробуждает сопереживание. Алёша — добрый, смелый, впечатлительный мальчик. Он заблуждается, совершает ошибки, но одновременно и задумывается над серьёзными вопросами: в чём настоящая ценность человека? Что такое верность слову? Что может случиться, если не прислушиваться к голосу совести?

Автор произведения призывает читателя: будь честным, трудолюбивым, скромным. А последняя сцена — прощание Чернушки с Алёшей, волнение покидающего своё царство маленького народа, отчаяние главного героя от осознания непоправимости его опрометчивого поступка — серьёзный нравственный урок, преподанный нам талантливым писателем.

Источник

Урок по литературе на тему «Черная курица, или подземные жители»(5 класс)

Сказка А. Погорельского “Чёрная курица, или подземные жители”.5 класс

Учитель: Рыбальченко С.Р.

Раскрыть идейное содержание сказки через анализ текста.

Развитие монологической и диалогической речи учащихся.

Развитие мыслительной деятельности учащихся: умение анализировать, синтезировать, обобщать.

Развитие умения сравнивать разные виды искусства.

Развитие навыков выразительного чтения текста.

Формирование нравственных ориентаций на распознание истинных и ложных ценностей.

Выявление актуальности произведения для современных школьников.

Создание психолого-педагогических условий для личностного роста каждого ученика.

Методы и приёмы: словесный, наглядно-иллюстративный, проблемный.

Презентация “Нравственные уроки жизни. Анализ сказки “Чёрная курица, или подземные жители”.

Выставка рисунков учащихся по сказке А. Погорельского “Чёрная курица, или подземные жители”.

1. Организационный момент. Проверка готовности класса к уроку.

Краткая биографическая справка об А. Погорельском.

Анализ сказки А. Погорельского “Чёрная курица, или подземные жители”.

1. Постановка целей и задач перед учащимися.

2. За правильные ответы на уроке и дополнения учащиеся будут получать плюсы, по количеству которых получат оценки в конце урока. Оценка “5” ставится за набранные 6 и более плюсов, оценка “4” за набранные 5 плюсов.

3. Рассказ о писателе (слайд 2)

Алексей Алексеевич Перовский. Сын вельможи, богатого и могущественного графа Алексея Кирилловича Разумовского, которому принадлежали подмосковное село Перово и село Погорельцы, Сосницкого уезда, Черниговской губернии, 53 тысячи крепостных крестьян. Сам граф был внуком регистрового казака Григория Розума, сыном последнего украинского гетмана, влиятельным екатерининским вельможей и виднейшим российским масоном.

Сын такого человека мог бы быть принцем, но Алексей был незаконнорожденным. Хотя, находясь в доме своего отца на положении воспитанников, Перовские получили блестящее образование. Есть свидетельства, что к старшему — Алексею — граф Алексей Кириллович особенно благоволил. Но человек он был горячий, способный на страшные взрывы гнева. И вот в одну из таких злых минут он и сослал сына в закрытый пансион.

Как Алеша был одинок в холодных казенных комнатах! Он очень тосковал и вот однажды решил бежать из пансиона. Памятью о побеге осталась на всю жизнь хромота: Алеша упал с забора и повредил ногу.

Потом Алеша вырос. В августе 1805 года Алексей поступил в Московский университет и в октябре 1807 года закончил его со степенью доктора философских и словесных наук.

В продолжение двух лет он служил в Сенате, ездил с ревизиями по российским губерниям, — а затем, поселившись в Москве, стал добрым приятелем В.А.Жуковскому, П.А.Вяземскому, В.Л.Пушкину, И.А. Крылову и прочим литераторам «дружеской артели» и одним из учредителей «Общества любителей российской словесности». Был дружен с Александром Сергеевичем Пушкиным, который очень ценил его добрую душу.

Наступил 1812 год, и Антоний Погорельский воевал против Наполеона штаб-ротмистром Третьего Украинского полка, быть храбрым боевым офицером ему не помешала даже его хромота. 1816 году он вернулся в Петербург.Однако вскоре обстоятельства сложились так, что на его попечении оказалась сестра с полуторамесячным племянником, которых он увез в свое наследственное малороссийское имение Погорельцы.

Здесь, занимаясь садоводством, поставкой корабельного леса на николаевские верфи, обязанностями попечителя Харьковского учебного округа и — всего более — воспитанием племянника Алеши, Перовский сочинил первые в России фантастические повести.

Сначала, в 1825 году, в петербургском журнале «Новости литературы» он опубликовал — под псевдонимом «Антоний Погорельский» — «Лафертовскую маковницу”. Тремя годами позднее выйдет книга «Двойник, или Мои вечера в Малороссии», сказка “Чёрная курица, или подземные жители”, а потом к творческому багажу добавится и роман “Монастырка”.

Литературное наследие писателя невелико, однако и оно едва изучено. Архив его почти бесследно исчез, беспечно предоставленный писателем воле судьбы и игре случая. В последние годы жизни, совершенно оставив литературную деятельность, равнодушный к писательской славе, Погорельский мало о нём заботился. Как утверждает легенда, управляющий его имением, страстный гурман, извёл бумаги своего патрона на любимое кушанье – котлеты в папильотках. ( Папильотка — бумажная трубочка, надеваемая на ножки цыплят, индеек, дичи, а также на косточки отбивных котлет при их зажаривании. (Современный толковый словарь русского языка Ефремовой))

Погорельский написал несколько книг для взрослых, но одна его книга была для него особенно важной – это его сказка “Черная курица”. Ее он написал для своего племянника. Алеша-маленький рассказывал Погорельскому., как, гуляя на пансионатском дворе, он подружился с курицей, как спас ее от кухарки. Летом 1836 года А.А.Перовский для лечения «грудной болезни» (ишемическая болезнь сердца) поехал в Ниццу и по пути туда умер в Варшаве. При нем находились сестра Анна и племянник Алексей.

Племянник Перовского, тот самый, которому посвящена сказка “Чёрная курица, или подземные жители”, повзрослев, сам стал замечательным и знаменитым писателем. Это Алексей Константинович Толстой.

4. Литературная викторина (слайд 3)

Назовите настоящую имя и фамилию писателя Антония Погорельского.

Алексей Алексеевич Перовский

Какие достопримечательности упоминаются в начале повести Антония Погорельского “Чёрная курица, или подземные жители”?

Исаакиевская площадь, монумент Петра Великого, Адмиралтейство, Конногвардейский манеж

Что было единственным утешением Алёши в воскресные и праздничные дни?

Назовите имя кухарки, которая должна была погубить Чернушку

Как назывались спальные комнаты для мальчиков в XIX веке?

Во время праздничного обеда в честь директора на десерт было подано много вкусных блюд, в том числе бергамоты. Что это такое?

Почему первая попытка Алёши попасть в подземное королевство закончилась неудачно?

Алёша разбудил рыцарей

“ Тут она закудахтала странным голосом, и вдруг, откуда ни возьмись, появились маленькие свечи в серебряных шандалах…” Что такое “шандалы”?

Какие животные находились в королевском зверинце?

Большие крысы, кроты, хорьки

Чем были усыпаны дорожки в подземном королевстве?

Разные камни: брильянты, яхонты, изумруды и аметисты

“ Деревья также показались Алёше отменно красивыми, хотя притом очень странными. Они были разного цвета: красные, зелёные, коричневые, белые, голубые и лиловые. Когда посмотрел оно на них со вниманием, то увидел, что это…”

Это был разного рода мох

Анализ сказки А.Погорельского “Чёрная курица, или подземные жители”. Беседа с учащимися

– Расскажите о жизни Алёши в пансионе (словесное рисование или пересказ текста)

(“…в том пансионе находился один мальчик, по имени Алёша, которому тогда было не более 9 или 10 лет. Алёша был мальчик умненький, миленький, учился хорошо, и все его любили и ласкали. Однако, несмотря на то, ему часто скучно бывало в пансионе, а иногда даже и грустно…Дни учения для него проходили скоро и приятно, но когда наставала суббота и все товарищи его спешили домой к родным, тогда Алёша горько чувствовал своё одиночество. По воскресеньям и праздникам он весь день оставался один, и тогда единственным утешением его было чтение книг. Алёша знал уже наизусть деяния славнейших рыцарей. Любимое его занятие в длинные зимние вечера, по воскресеньям и другим праздничным дням было мысленно переноситься в старинные, давно прошедшие веки…Другое занятие Алёши состояло в том, чтобы кормить курочек, которые жили около забора. Между курами он особенно любил чёрную хохлатую, названную Чернушкою. Чернушка была к нему ласковее других; она даже иногда позволяла себя гладить, и поэтому Алёша лучшие кусочки приносил ей”, стр. 46-49).

– Как вы считаете, почему Чернушка решила рассказать Алёше свою тайну?(слайд 8)

(Алёша был добрым мальчиком. Чернушка хотела отблагодарить мальчика за спасение её жизни. Чернушке, наверное, хотелось сделать жизнь Алёши интересней и познавательней).

– Какие интересные деревья росли в сказочном саду? Опишите подземную охоту (слайд 9)

(Были деревья, плоды которого могли сделать человека мудрым; на другом дереве созревали семена доброты; росло дерево здоровья).

– Какие советы даёт Чернушка Алёше, пока мальчик окончательно не потерял себя?(слайд 10)

(“Не полагай, что так легко исправиться от пороков, когда они взяли над нами верх. Пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в щёлочку, и потому, если хочешь исправиться, то должен беспрестанно и строго смотреть за собой”. Стр. 81)

– Совпадают ли советы Чернушки с выводами учителя?

(Да. И Чернушка, и учитель сходятся в единстве, что праздность развращает человека, труд– это условие нравственной красоты человека. “Чем более вы от природы имеете способностей и дарований, тем скромнее и послушнее вы должны быть. Не для того Бог дал вам ум, чтобы вы во зло его употребляли”. Стр. 84)

– Почему Алёша предал Чернушку?

(Он испугался наказания).

– Сказка завершается трагично. Жители подземного королевства ушли, Алёша наказан за предательство. Верит ли Чернушка, что Алёша исправится? (слайд 11)

(Да. Только верящий может сказать так: “Я тебя прощаю; не могу забыть, что ты спас жизнь мою, и всё тебя люблю…Одним ты можешь меня утешить в моём несчастии: старайся исправиться и будь опять таким же добрым мальчиком, как был прежде”. Стр.86-88)

– Исправился ли Алёша?

(Да. Он “старался быть послушным, добрым, скромным и прилежным. Все его снова полюбили и стали ласкать, и он сделался примером для своих товарищей”. Стр. 88)

Книга напоминает нам о главном: все мы в душе чисты и благородны, но Добро в себе надо воспитывать. Уметь быть благодарными, ответственными, заслужить любовь и уважение других – для всего этого нужны усилия. А иначе никак, и беда может грозить не только нам, но и тем, кого мы любим и кто доверяет нам. Настоящее Чудо может произойти только однажды, и надо быть достойными его. (слайд 13)

Нравственные уроки жизни (слайд 14)

Нельзя ставить себя выше других людей, даже если ты много знаешь и умеешь.

Надо развивать в себе скромность, трудолюбие, прилежание, чувство долга, честность, уважение к людям, доброту.

Надо быть строгим к себе.

6. Психолого-педагогическая ситуация (учащиеся работают в классе).

Ребята, вообразите себе, что Вы попали в сказочный мир подземного царства. И Вам король предлагает вознаграждение за спасение Чернушки. Что попросил Алёша Вы уже знаете. А что попросили бы Вы?

7. Работа с иллюстрациями учащимися. Рассказать, какой эпизод сказки изображён на рисунке. Почему выбран именно этот фрагмент.

8. Домашнее задание. По выбору учащихся. (Слайд 15-16)

1. Заполните таблицу “Истинные и ложные ценности жизни”

Алёша до получения конопляного семечка

Алёша после получения конопляного семечка

2. Сочините свой вариант продолжения сказки “Что могло быть дальше?»

9. Оценивание работы учащихся.

Детский сказочный журнал “Почитай-ка”, статья “Автор “Чёрной курицы” Антоний Погорельский (1787-1836). 2000. http://www.cofe.ru

Погорельский А. Чёрная курица, или подземные жители. М.: Росмэн. 1999. С. 45-90.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *