осмотр рыбы в рамках уголовного дела

Статья 176 УПК РФ. Основания производства осмотра (действующая редакция)

1. Осмотр места происшествия, местности, жилища, иного помещения, предметов и документов производится в целях обнаружения следов преступления, выяснения других обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела.

2. Осмотр места происшествия, документов и предметов может быть произведен до возбуждения уголовного дела.

Комментарий к ст. 176 УПК РФ

1. Основанием осмотра являются сведения о том, что в результате обозрения доступного для следователя объекта можно получить имеющую значение для дела информацию. Доступность объекта сводит принуждение при осмотре к минимуму (оцепление, запрет дорожного движение в месте осмотра). Это позволяет проводить осмотр на основе любых данных, даже когда источник осведомленности неизвестен. Поэтому для производства осмотра не требуется вынесение постановления. Исключение составляет принудительный осмотр жилища против воли проживающих в нем лиц (см. коммент. к ч. 5 ст. 177).

Таким образом, осмотр места происшествия определяется необходимостью неотложного исследования доступного объекта. Из этого вытекают важные практические следствия:

1) до возбуждения уголовного дела можно проводить только осмотр места происшествия (места, где имеются следы преступления). В том числе под осмотр места происшествия подпадает осмотр местности, помещений и жилища, предметов и документов, трупа (если нет необходимости в принудительной эксгумации), животных;

2) осмотр местности, жилища и иных помещений не является осмотром места происшествия, и его нельзя проводить до возбуждения дела, если с его помощью устанавливаются не следы преступления, а иные подлежащие доказыванию обстоятельства. Например, осмотр места жительства несовершеннолетнего обвиняемого для выяснения его условий жизни и воспитания; осмотр места, описанного обвиняемым, где он якобы находился в момент совершения преступления, для проверки его алиби;

3) повторного осмотра места происшествия быть не должно. После первого осмотра обычно утрачивается неотложность ситуации, поэтому последующие осмотры являются уже осмотром местности, помещения (а не осмотром места происшествия);

Источник

Осмотр рыбы в рамках уголовного дела

осмотр рыбы в рамках уголовного дела. p1110798(1)(1). осмотр рыбы в рамках уголовного дела фото. осмотр рыбы в рамках уголовного дела-p1110798(1)(1). картинка осмотр рыбы в рамках уголовного дела. картинка p1110798(1)(1). 1. Осмотр места происшествия, местности, жилища, иного помещения, предметов и документов производится в целях обнаружения следов преступления, выяснения других обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

осмотр рыбы в рамках уголовного дела. www garant ru files 8 7 381678 makovlevaee 90. осмотр рыбы в рамках уголовного дела фото. осмотр рыбы в рамках уголовного дела-www garant ru files 8 7 381678 makovlevaee 90. картинка осмотр рыбы в рамках уголовного дела. картинка www garant ru files 8 7 381678 makovlevaee 90. 1. Осмотр места происшествия, местности, жилища, иного помещения, предметов и документов производится в целях обнаружения следов преступления, выяснения других обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела.

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

осмотр рыбы в рамках уголовного дела. gor doc obzor. осмотр рыбы в рамках уголовного дела фото. осмотр рыбы в рамках уголовного дела-gor doc obzor. картинка осмотр рыбы в рамках уголовного дела. картинка gor doc obzor. 1. Осмотр места происшествия, местности, жилища, иного помещения, предметов и документов производится в целях обнаружения следов преступления, выяснения других обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела.Обзор документа

Определение Конституционного Суда РФ от 5 марта 2014 г. № 518-О “Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Брамма Виталия Викторовича и Навального Алексея Анатольевича на нарушение их конституционных прав пунктом 43 статьи 5, статьями 144 и 176 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации”

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,

заслушав заключение судьи А.И. Бойцова, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» предварительное изучение жалобы граждан В.В. Брамма и А.А. Навального, установил:

2.1. Положения уголовно-процессуального закона, регулирующие первоначальную стадию уголовного процесса, распространяются на все органы дознания, к которым в силу пункта 1 части первой статьи 40 УПК Российской Федерации относятся в том числе органы внутренних дел Российской Федерации и входящие в их состав территориальные управления (отделы, отделения, пункты) полиции.

Федеральный закон от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» устанавливает, что полиция, как орган, предназначенный для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности, незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств (части 1 и 2 статьи 1). С учетом этого на полицию в числе прочего возлагаются обязанности принимать и регистрировать заявления и сообщения о преступлениях, осуществлять их проверку и принимать по ним меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации; прибывать незамедлительно на место совершения преступления, пресекать противоправные деяния, устранять угрозы безопасности граждан и общественной безопасности, документировать обстоятельства совершения преступления, обеспечивать сохранность следов преступления; в соответствии с подследственностью, установленной уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, возбуждать уголовные дела, производить дознание по уголовным делам, производство предварительного следствия по которым необязательно, выполнять неотложные следственные действия по уголовным делам, производство предварительного следствия по которым обязательно (пункты 1, 2 и 8 части 1 статьи 12 Федерального закона «О полиции»).

Закрепляя обязанность должностных лиц осуществлять прием, регистрацию и проверку сообщений о преступлениях, указанные нормативные правовые акты не предполагают возможность процессуальной проверки сообщения о совершенном или готовящемся преступлении (в том числе полученного из иных, не названных в статьях 141 и 142 УПК Российской Федерации, источников) до его регистрации в установленном порядке.

2.2. При реализации своих полномочий по проверке надлежаще зарегистрированного сообщения о преступлении (в том числе полученного из иных, нежели заявление о преступлении или явка с повинной, источников и оформленного в виде рапорта об обнаружении признаков преступления) дознаватель, орган дознания, следователь и руководитель следственного органа вправе, согласно части первой статьи 144 УПК Российской Федерации, получать объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, изымать их в порядке, установленном данным Кодексом, назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта в разумный срок, производить осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование, требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих действиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий.

Изъятие обнаруженных в ходе осмотра места происшествия следов преступления, предметов и документов, имеющих значение для уголовного дела, осмотр которых на месте затруднен или требует продолжительного времени, не может подменять собой процессуальные, в том числе следственные, действия, для которых уголовно-процессуальным законом установлены специальная процедура и другие основания и условия проведения (обыск, выемка, наложение ареста на имущество и т.д.). Если же изъятые в ходе досудебного производства предметы, включая электронные носители информации, и документы не признаны вещественными доказательствами, то они подлежат возврату в разумный срок лицам, у которых были изъяты (статья 6.1 и часть четвертая статьи 81 УПК Российской Федерации).

Таким образом, осмотр места происшествия, в ходе которого допускается изъятие обнаруженных следов преступления, предметов и документов, имеющих значение для уголовного дела, будучи направленным на достижение конституционно оправданных целей, не может проводиться при отсутствии сообщения о преступлении, предусмотренного уголовно-процессуальным законом и принятого в соответствии с ним, а потому оспариваемые заявителями нормы не могут рассматриваться как нарушающие их конституционные права в обозначенном ими аспекте. Разрешение же вопросов, касающихся выбора правовых норм, подлежащих применению с учетом обстоятельств конкретного дела, не относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации».

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы граждан Брамма Виталия Викторовича и Навального Алексея Анатольевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д. Зорькин

Обзор документа

Оспаривался ряд норм УПК РФ, в т. ч. касающихся порядка рассмотрения сообщения о преступлении.

По мнению заявителей, эти положения ограничивают права граждан.

Так, на практике нормы позволяют проводить осмотр места происшествия и изъятие принадлежащих этим гражданам предметов и документов в случае, когда нет сообщения о преступлении.

Подразумевается ситуация, когда в правоохранительные органы поступает любая информация, в частности анонимная или не относящаяся к фактам, указывающим на признаки преступления.

Отклоняя такие доводы, КС РФ подчеркнул следующее.

В силу УПК РФ поводами для возбуждения уголовного дела служат заявление о преступлении, явка с повинной, а также сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников (о чем составляется рапорт).

УПК РФ запрещает рассматривать в качестве повода к возбуждению уголовного дела анонимное заявление о преступлении.

Между тем нормы не исключают проверку уполномоченным лицом (органом) изложенной в анонимном заявлении информации, свидетельствующей о подготовке или совершении преступления (а также составление по ее результатам рапорта и принятие процессуальных решений).

Осмотр следов преступления и иных обнаруженных предметов производится на месте проведения следственного действия.

Вместе с тем, если осмотр на месте затруднен или для его производства требуется продолжительное время, то предметы должны быть изъяты, упакованы, опечатаны, заверены подписью следователя на месте осмотра.

При этом подобное изъятие обнаруженных в ходе осмотра места происшествия следов преступления, предметов и документов не может подменять собой процессуальные, в т. ч. следственные, действия, для которых законом установлены спецпроцедура, другие основания и условия проведения (обыск, выемка, наложение ареста на имущество и т. д.).

Если такие предметы не признаны вещдоками, они подлежат возврату в разумный срок.

Источник

Тактика производства отдельных следственных действий по преступлениям, связанным с незаконной добычей водных биологических ресурсов *

Елинский Валерий Иванович, старший следователь-криминалист Главного управления криминалистики Следственного комитета Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор.

Корнева Людмила Сергеевна, кандидат юридических наук, доцент (Москва).

В статье рассматриваются наиболее характерные следственные действия, производимые по уголовным делам о незаконной добыче водных биоресурсов.

Ключевые слова: следственные действия, незаконная добыча водных биоресурсов, осмотр, допрос, обыск.

The article examines the most characteristic investigatory actions made in criminal cases of illegal extraction of aquatic biological resources.

Key words: investigatory actions, illegal extraction of aquatic biological resources, inspection, interrogation, search.

Рассмотрим наиболее характерные следственные действия, производимые по уголовным делам о незаконной добыче водных биоресурсов.

Осмотр места происшествия. Несмотря на то что осмотр должен быть проведен незамедлительно, к нему тоже необходимо готовиться. Следователь должен заранее предусмотреть, кто из специалистов, иных лиц будет участвовать либо присутствовать при осмотре; какое оборудование, криминалистическую технику необходимо использовать для поиска, выявления и фиксации следов, обстановки; подготовить упаковочный материал, процессуальные бланки, бланки для опечатывания. Необходимо, если это возможно, заранее либо сразу по прибытии на место определить задачу каждому участнику следственного действия, предупредить о мерах безопасности, выбрать тактику и методику осмотра, с тем чтобы был охвачен весь участок и ни один объект не остался без внимания.

Осмотр судна. По делам данной категории местом происшествия часто является плавающее транспортное средство. Поскольку осмотр судна имеет специфический характер, рассмотрим его более подробно. Перед осмотром судна важное значение имеет ознакомление с его планом, чтобы провести осмотр в определенной последовательности. Необходимо выяснить количество палуб, размещение трюмов и твиндеков, где хранится продукция. В процессе общего осмотра судна следует изучить обстановку и определить последовательность детального осмотра его частей.

При осмотре палубы судна, люков, трюмов, орудий лова, находящихся на судне рыбы и морепродуктов максимум внимания следует уделить поиску криминалистически значимых следов. Обязательно указываются индивидуальные признаки осматриваемого судна, морепродуктов, промыслового снаряжения и др. Производится осмотр навигационного, рыболовного и рыбообрабатывающего оборудования с указанием исправности либо неисправности его состояния, а также местонахождение, упаковка, наименование, количество и состояние находящихся на борту судна морепродуктов.

В ходе осмотра судна изымаются документы, содержащие сведения о его собственнике, владельце, а также судовой, машинный и промысловый журналы. Обязательно указывается наличие либо отсутствие лицензий на добычу или транспортировку водных биоресурсов. Кроме того, необходимо осмотреть и сфотографировать оборудование, на котором осуществлялась обработка водных биоресурсов.

Протокол осмотра судна должен отражать весь ход его проведения в той последовательности, в которой он производился. Указываются точное время, точки координат местонахождения судна, его курс с момента обнаружения и скорость движения. Важно также отразить в нем информацию о том, оказывалось ли сопротивление сотрудникам правоохранительных органов при проведении осмотра, предпринимались ли попытки не подчиниться их требованиям, уничтожить следы преступления (выбросить морепродукты за борт) и др.

Необходимо обратить внимание на наличие на судне различной промысловой оснастки, тары, а также черновых документов (приемо-сдаточных актов), расписок, копий радиограмм и др.

При каждом обнаружении неучтенной продукции, запрещенных орудий промысла рекомендуется составлять отдельный протокол.

С учетом того что качественное и количественное исследования такого предмета преступного посягательства, как водные биоресурсы, имеет первостепенное значение при расследовании преступлений, предусмотренных ст. 256 УК РФ, рассмотрим некоторые вопросы участия специалиста при производстве осмотра судна.

Документы, которые составляет специалист-ихтиолог, следующие:

В заключение специалист указывает наименование и вид водных биоресурсов, качество, состояние, выявленные дефекты, единицы измерения (штуки, килограммы), определяет их общее количество.

Кроме того, на основании количественных исходных данных производится расчет ущерба, причиненного в результате незаконного промысла водных биоресурсов.

Специфика осмотра места происшествия при совершении преступления физическими лицами прежде всего заключается в определении участка на берегу и на воде, включающего место браконьерской добычи рыбы, место ее разделки. Следует учитывать его удаленность от населенных пунктов, поэтому важно заблаговременно решить вопрос о приглашении понятых.

При осмотре места происшествия необходимо определить зону осмотра; произвести общее предварительное изучение места происшествия, ориентирующую и обзорную фотосъемку; наметить детальный план осмотра, в котором определить очередность работы со следами на берегу, в месте переработки рыбы и т.д.

В ходе производства осмотра места происшествия разрешаются следующие вопросы:

При необходимости границы осмотра следует расширить и осмотреть прилегающую территорию, где могут быть также обнаружены следы преступления (спрятанные орудия лова, лодки, весла и т.д.). По окончании общего осмотра следователь переходит к детальному осмотру, во время которого все обнаруженные объекты незаконного лова тщательно осматриваются и фиксируются в протоколе.

Осматривая обнаруженные следы автотранспорта, необходимо искать присущие им индивидуальные признаки (отсутствие отдельных фрагментов узора протектора, выбоины и т.д.).

Обнаруженные отпечатки пальцев рекомендуется изымать вместе с соответствующим предметом (бутылкой, кружкой и т.д.). Если предмет, на котором оставлен след, изъять невозможно, то след изымается с помощью следокопировального материала. С объемных следов обуви, автотранспорта и т.д. изготавливаются слепки.

В ходе производства расследования по рассматриваемому составу преступления в качестве свидетеля должны быть допрошены: сотрудники милиции, принимавшие участие в задержании лица (судна), совершившего незаконную добычу водных биоресурсов, инспекторы рыбоохраны, пограничной службы.

При осмотре выловленных водорослей обращается внимание на среду обитания: морские воды и континентальные (пресные), основные признаки внешнего и внутреннего строения. В протоколе отмечается их количество, видовая принадлежность (род), окраска, размер, форма, пластинка, черешок, ризоиды.

При осмотре орудий добычи водорослей необходимо выявить и зафиксировать наименование, состояние (исправность), конструктивные особенности (изготовлены кустарным способом).

В протоколе осмотра отмечаются индивидуальные признаки, состояние орудий добычи, наличие ракушек, водорослей, листвы, отпечатков шнуров, поплавков, грузов и др.

Осмотр плавательных средств. Особое внимание следует обратить на его днище и стенки, на которых могут остаться следы нахождения рыбы, орудий лова. Кроме того, также рекомендуется обследовать двигатель (мотор) плавательного средства на предмет длительности пребывания его в воде, обнаружения следов горюче-смазочных материалов, а также водорослей, грунта, остатков рыболовных снастей и т.д.

Допрос подозреваемых. Если подозреваемым является капитан рыбопромыслового судна, ему могут быть заданы следующие вопросы: производились ли заходы в иностранные порты, когда, в какие, с какой целью; кто осуществлял руководство промыслом; кто именно распорядился (судовладелец, арендатор судна) о заходе судна в иностранный порт для сдачи морепродукции или ее передачи на борт иностранного судна; о наличии либо отсутствии судовой документации и т.д. Могут быть предъявлены расписки, данные им ранее. По ним можно определить, какого числа, какая рыба и по какой цене была реализована.

Если лицо признается в совершении преступления, то следует обстоятельно выяснить, когда, по чьей инициативе возник умысел на совершение преступления, какие подготовительные действия были осуществлены; наличие соответствующих документов на право выхода в море или другой водоем, продолжительность занятия незаконной добычей; какие орудия лова применялись; где, когда, при каких обстоятельствах и в какой последовательности осуществлялась незаконная добыча рыбы; какая рыба и морепродукты и в каких количествах были выловлены, где и как хранились, перерабатывались; через кого, где и кому сбывались; совершалось ли преступление в группе по предварительному сговору, конкретные действия каждого из соучастников, их установочные данные.

Следует отметить, что получить от капитана судна правдивые показания о том, кто является фактическим владельцем зарегистрированного (незарегистрированного) морского судна, кто давал указания о проведении незаконной добычи, бывает не всегда легко. Нередко капитаны судов вначале дают показания, указывающие на умысел руководителей рыбодобывающих компаний на незаконный промысел, но затем при проведении очных ставок от них отказываются.

В этих случаях необходимо дать поручение о производстве оперативно-розыскных мероприятий. Доказательства могут быть получены путем фиксации переговоров между компанией и судном, а также при передаче продукции после прихода в порт представителям компании. Как правило, в порту судно с незаконным уловом уже ожидает транспорт фирмы, на который он перегружается.

Если незаконная добыча водных биоресурсов совершается физическими лицами, то следует выяснить у подозреваемых (обвиняемых) следующее: когда возник умысел на незаконную добычу водных биоресурсов; какие подготовительные действия были осуществлены; когда, с кем, каким путем прибыл на место, какой транспорт при этом использовался и кому он принадлежит; какие орудия лова применялись; где, когда и у кого они приобретены или изготовлены, кому принадлежат, где хранились до и после незаконной добычи рыбы; где, когда, при каких обстоятельствах и в какой последовательности осуществлялась незаконная добыча водных биоресурсов; какая рыба и в каких количествах была выловлена, где и как хранилась, перерабатывалась, через кого, где и кому сбывалась; кто присутствовал при незаконной добыче рыбы, конкретные действия каждого из соучастников, их установочные данные.

Допрос свидетелей. В качестве свидетелей могут быть допрошены лица, ответственные за прием, контроль качества водных биоресурсов, разгрузку, выписку грузовых квитанций, рыбаки, грузчики, механик судна, мастер по добыче, боцман, траловый мастер, технолог, штурманский состав судна (по вахтам) и др.

Вопросы, которые необходимо выяснить у членов экипажа, определяются их служебным положением и видом деятельности. Примерный круг выясняемых вопросов может быть следующий: когда (год, месяц, дата) трудоустроился, в какой должности был принят на судно; какое имущество (оборудование) было принято лицом под ответственность в момент трудоустройства на судно; какое промышленное снаряжение, оборудование имеется на судне (морозильные камеры и пр.); каковы технические характеристики судна на момент его задержания; когда находился в рейсе на судне, были ли заходы во время рейса в порт и с какой целью; кто занимался оформлением всех документов и сдачей рыбы и морепродуктов, что входит в его обязанности; выплачивались ли деньги членам экипажа во время захода в порт; известно ли, что капитан продавал рыбу за наличные деньги и т.д.

Могут быть заданы вопросы о том, кто именно и при каких обстоятельствах отдавал распоряжения о проведении незаконных операций и кто был их непосредственным исполнителем, осознавал ли исполнитель незаконность отдаваемых ему распоряжений.

Механик судна может быть допрошен по следующим вопросам: были ли в ходе следования судна поломки, какие, как они повлияли на изменения в курсе следования судна, где (в каких документах) они отражены; каких темпов хода придерживались во время движения (с изложением скоростного режима по часам и минутам) и др.

Мастер по добыче, боцман, траловый мастер, технолог могут быть допрошены по следующим вопросам: когда и где получено промысловое снаряжение, оборудование (в каком техническом состоянии); время, место выборки продукции, ее количество; когда подготовлены чаны для транспортировки краба и когда в них залита вода; наличие разрешения на промысел конкретного вида продукции; если вылов водных биоресурсов производился не самостоятельно, какое именно судно осуществляло их перегруз и т.д.

Штурманский состав судна (по вахтам) может быть допрошен о событиях, последовавших после выхода в море: курсах движения, скорости, времени нахождения в территориальных водах, скорости движения, производимых хозяйственных операциях; кто именно распорядился (судовладелец, арендатор судна) о заходе судна в иностранный порт для сдачи морепродукции или ее передачи на борт иностранного судна; исправно ли имеющееся на судне радионавигационное оборудование и др.

О ведении промысла в запрещенном для лова районе могут быть допрошены специалисты центра связи и мониторинга. Они могут сообщить, было ли данное судно оснащено техническими средствами контроля, связано ли прекращение их работы с потерей синхронизации со спутником, работой станции на другом спутнике, отключением, зависанием, неисправностью технических средств контроля.

Лица, принимавшие участие в задержании, могут быть допрошены по следующим вопросам: где, когда и при каких обстоятельствах был выявлен факт незаконной добычи водных биоресурсов; при какой погоде, в течение какого времени велось наблюдение за действиями преступников; каким способом и какими орудиями лова осуществлялась незаконная добыча водных биоресурсов; количество преступников, максимально подробные внешние приметы и признаки каждого из них; характер и последовательность их действий; какая рыба была обнаружена, ее количество, состояние, способ хранения; имелись ли у преступников транспортные средства (в т.ч. плавательные средства), их характеристика; какие следы и предметы находились на месте незаконной добычи водных биоресурсов; какие были приняты меры к пресечению преступления; было ли оказано сопротивление при задержании, в чем конкретно это выразилось; выбрасывал ли какие-либо предметы при задержании преступник, как он объяснял свои действия; может ли допрашиваемый опознать лицо, совершившее незаконную добычу водных биоресурсов, орудия лова или другие предметы и по каким приметам; кто еще мог видеть факт незаконной добычи водных биоресурсов или задержание, где находился в этот момент наблюдавший.

Следует допросить в качестве свидетелей членов семьи по поводу обнаруженных в ходе обыска предметов: орудий рыбного лова, приспособлений для переработки рыбы и икры, продукции и т.д. Свидетелей, знающих лицо, совершившее преступление, необходимо допрашивать и по вопросам, характеризующим его личность. Члены семьи, родственники, знакомые могут дать подробные показания о его личных качествах, охарактеризовать условия и образ жизни, рассказать о его связях, состоянии здоровья и психики.

Опровергнуть ложные показания одного из участников преступления помогает такой тактический прием, как уточнение сведений, сообщаемых участниками очной ставки, предъявление доказательств, например протоколов следственных осмотров, обысков, предъявление для опознания фотографий и вещественных доказательств. Это также помогает допрашиваемым восстановить в памяти забытые факты.

Обыск. Обычно производится обыск транспортных средств (лодок, автомашин и т.д.), принадлежащих лицам, совершившим незаконную добычу водных биоресурсов, а также по месту жительства подозреваемого (обвиняемого). При этом целью обыска является обнаружение и изъятие орудий незаконного лова, продукции (рыбы, икры), предметов, имеющих следы переработки рыбной продукции, приспособлений для выработки икры, а также материалов, используемых для изготовления запрещенных орудий лова.

Изложенный выше перечень рекомендаций по тактике проведения некоторых следственных действий при расследовании преступлений, связанных с незаконной добычей водных биоресурсов, не является исчерпывающим и может изменяться в зависимости от конкретных обстоятельств уголовного дела.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *