оружейная палата яйца фаберже
LiveInternetLiveInternet
—Музыка
—Метки
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Рубрики
—Статистика
Пасхальные яйца Фаберже из коллекции Московского Кремля (Оружейной палаты)
Изготовление изыскано украшенных пасхальных яиц было и традицией, и
старинным ремеслом в России. Задолго до того, как Фаберже начал создавать ювелирные яйца для императорской семьи, яйца из драгоценных металлов и камней делались для русских царей. Но только Карл Фаберже и его талантливая команда художников, ювелиров, камнерезов, скульпторов-модельщиков и миниатюристов сумели довести искусство изготовления ювелирных пасхальных яиц до беспримерного и непревзойденного уровня изящества, мастерства и творческой фантазии.
Яйцо с моделью крейсера «Память Азова», 1891
Яйцо было подарено императором Александром III императрице Марии Федоровне на Пасху 1891 г.
Стрелка часов напоминает стрелу Амура, выпущенную из лука; она окружена факелами, чье пламя превращается в пышные растительные завитки. Вместе с букетом лилий, «прорастающих» сквозь венок роз из разноцветного золота, они символизируют добродетельное пламя семейной любви. Это пасхальное яйцо, сделанное в виде старинных французских часов в стиле Людовика XVI, является своеобразным овеществленным признанием Николая II в любви своей жене, императрице Александре Федоровне.
Яйцо с моделью сибирского поезда, 1900
Яйцо было подарено императором Николаем II императрице Александре Федоровне.
Яйцо было подарено императором Николаем II императрице Александре Федоровне на Пасху 1902 г.
Яйцо «Московский Кремль», 1904-1906
Яйцо было подарено императором Николаем II императрице Александре Федоровне на пасху 1906 г.
Яйцо с моделью Александровского дворца, 1908
Александровский дворец был загородной резиденцией царя Николая II и его семьи, которая редко покидала стены дворца и вела довольно замкнутый образ жизни, за что их звали «царскосельскими отшельниками».
Яйцо было подарено императором Николаем II императрице Александре Федоровне на Пасху 1908 г.
Яйцо с моделью яхты «Штандарт», 1909
Яхта «Штандарт» была любимой яхтой Николая II. На ней семья царя проводила много времени в шхерах Финского залива, пока яхта не потерпела крушение в прибрежных шхерах.
Яйцо было подарено императором Николаем II императрице Александре Федоровне на Пасху 1909 г.
Яйцо с моделью памятника Александру III, 1910
Модель внутри яйца воспроизводит памятник работы скульптора П.Трубецкого, воздвигнутый на Знаменской площади Петербурга около Николаевского вокзала согласно рескрипту Николая II в память о своем отце.
Яйцо было подарено императором Николаем II императрице Марии Федоровне на Пасху 1910 г.
Яйцо «300-летие дома Романовых», 1913
Яйцо было подарено императором Николаем II императрице Александре Федоровне на Пасху 1913 г.
Яйцо с миниатюрой на мольберте, 1916
Яйцо было подарено императором Николаем II императрице Александре Федоровне на Пасху 1916 г.
Подробнее о кремлевской коллекции яиц Фаберже можно прочитать здесь.
Книги по теме
(чтобы посмотреть описание книги, кликните по картинке)
Пасхальные яйца Фаберже
Также рекомендую
(чтобы посмотреть описание, кликните по картинке)
Путеводитель коллекционера. Модерн
Модерн. Лучшие произведения
Стиль модерн (подарочное издание)
Оружейная палата яйца фаберже
Санкт-Петербург, 1904–1906 гг. Фирма К. Фаберже. Золото, серебро, оникс, стекло, эмаль.
Санкт-Петербург, 1904–1906 гг. Фирма К. Фаберже. Золото, серебро, оникс, стекло, эмаль.
Фирма К. Фаберже. Яйцо в 1930 г. было продано за рубеж. Фотография 1927–1930 гг.
Фирма К. Фаберже. Яйцо в 1930 г. было продано за рубеж. Фотография 1927–1930 гг.
Фирмы К.Фаберже. Яйца были проданы за рубеж в 1930 г. Фотография. 1927–1930 гг.
Фирмы К.Фаберже. Яйца были проданы за рубеж в 1930 г. Фотография. 1927–1930 гг.
Собрание ювелирных изделий прославленной фирмы Фаберже не принадлежит к числу основных, исконных кремлевских коллекций. Драгоценные произведения этой фирмы ведут историю своей «музейной жизни» лишь с 1920-х годов. Наиболее ценные и интересные предметы были вывезены из Санкт-Петербурга еще до октября 1917 года и, лишь чудом избежав уничтожения и продажи, оказались в Кремле.
Сохранившиеся десять пасхальных яиц фирмы К. Фаберже более семидесяти лет украшают экспозицию российской сокровищницы – Оружейной палаты. Пасхальные подарки неизменно вызывают восхищение и огромный интерес у российской и зарубежной публики, так как являются не только свидетельством таланта и непревзойденного мастерства русских ювелиров, но и своеобразной «драгоценной» летописью страны эпохи правления последних Романовых – императоров Александра III и Николая II. Некоторые из этих удивительных произведений отражали важные исторические события из жизни Российской империи, другие были просто трогательными семейными знаками любви и внимания.
В ночь с 16 на 17 сентября 1917 года в Москву прибыл поезд, состоявший из сорока вагонов «с особо ценным имуществом бывшего дворцового ведомства», эвакуированным Временным правительством из Петрограда в связи с событиями на театре военных действий – наступлением немецких войск на северную столицу. Ящики с драгоценностями, принадлежавшими раньше царской семье, были доставлены в Московский Кремль. Среди сокровищ находились пасхальные яйца, выполненные прославленной фирмой Карла Фаберже по императорскому заказу, которые разместили на хранение в залах Оружейной палаты. К сожалению, невозможно точно сказать, сколько пасхальных яиц находилось в ящиках, поскольку в наскоро составленных описях царского имущества содержалась лишь весьма краткая их характеристика.
О хранившихся в Москве ценностях вспомнили через четыре года после октябрьских событий. Так началась полная драматизма история царских пасхальных шедевров, большая часть которых была вывезена из России в мрачные годы распродажи национальных ценностей. Новая власть нуждалась в средствах для борьбы с голодом и разрухой, для покупки тракторов, станков, машин и многого другого. Было решено создать запас художественных ценностей и «предметов роскоши и старины, могущих служить предметами вывоза за границу».
В период с 17 февраля по 24 марта 1922 года императорские пасхальный яйца и другие, находившиеся на временном хранении в музее ценности, были переданы Главным управлением по делам музеев в Гохран РСФСР. В 1927 году, когда схлынула первая волна антикварных распродаж, в Оружейную палату, тогда входившую в состав Объединенного музея декоративного искусства, были переданы двадцать четыре пасхальных яйца фирмы Фаберже. Полученные произведения стали экспонатами национальной сокровищницы и были включены в Опись Оружейной палаты.
В 1930 году над пасхальными подарками вновь нависла серьезная угроза. Так называемая Особая ударная бригада, состоявшая из членов экспертно-оценочной комиссии при Антиквариате (конторе по скупке и реализации антикварных вещей) выделила из экспозиции и хранилища музея одиннадцать пасхальных яиц. Среди них – шесть работ М. Перхина, главного мастера фирмы Фаберже, и пять – Г. Вингстрема, его преемника. Сотрудники музея как могли, задерживали выдачу Антиквариату пасхальных яиц и других экспонатов, но из Наркомпроса пришел документ, в котором говорилось, что ответственность за задержку музейных ценностей, выделенных для реализации на заграничных рынках, и, таким образом, за срыв финансового плана СССР полностью ляжет на сотрудников музея. На основании этого документа и специальной инструкции Совнарком 21 июня 1930 года из музея в Антиквариат было передано одиннадцать пасхальных яиц, пригодных для экспорта. Цена экспонатов, назначавшаяся советскими экспертами, варьировалась от нескольких сотен до нескольких тысяч рублей. Проданные пасхальные подарки в результате оказались в различных музеях и коллекциях США.
В 1933 году Антиквариат отобрал еще пять яиц из собрания Оружейной палаты. Сотрудники музея делали все возможное, чтобы не допустить их реализации на заграничных рынках. С большим трудом музею удалось отстоять яйцо «Клевер» и яйцо с моделью крейсера «Память Азова», но, к сожалению три других были переданы в Антиквариат. В результате всех этих событий в Оружейной палате остались десять принадлежавших императорской семье пасхальных яиц – ядро и гордость кремлевской коллекции произведений Карла Фаберже.
Оружейная палата яйца фаберже
Виртуальная выставка, посвященная пасхальным подаркам фирмы Карла Фаберже, более семидесяти лет украшающим экспозицию российской сокровищницы – Оружейной палаты, создана на основе издания «Фаберже. Пасхальные подарки», автор которого – ведущий научный сотрудник Музеев Московского Кремля, хранитель коллекции Фаберже Татьяна Николаевна Мунтян.
Чудом сохранившиеся десять пасхальных яиц, принадлежавших императорской семье, являются ядром и гордостью кремлевской коллекции произведений Карла Фаберже, и то, что ныне они хранятся в Кремле, в некогда фамильном музее династии Романовых, – глубоко символично. В рамках выставки мы предлагаем более подробно познакомиться с историей создания каждого шедевра.
Открывают виртуальную выставку разделы, освещающие историю знаменитой фирмы Фаберже и коллекции пасхальных подарков из собрания Музеев Кремля. Отдельный раздел выставки рассказывает о главном почитаемом православном празднике на Руси – Пасхе и ее значении в творчестве Карла Фаберже.
Желаем Вам приятного просмотра!
СОДЕРЖАНИЕ
© 1997-2021 ФГБУК «Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль»
Содержание настоящего сайта, включая все изображения и текстовую информацию, предназначено только для персонального некоммерческого использования, а также использования в образовательных целях и для распространения в СМИ. Перепечатка материалов допускается только по согласованию с музеем. При цитировании ссылка на сайт обязательна. Содержание настоящего сайта не может быть воспроизведено целиком или частично в любой форме без предварительного письменного разрешения музея.
Не только яйца: в Кремле представили неизвестные шедевры Карла Фаберже
Серебряные шкатулки, миниатюры, оклады икон, столовые сервизы, обувь, головные уборы, кубки и табакерки, украшенные эмалью, рубинами, изумрудами, бриллиантами, жемчугом и самоцветами, а также вершина ювелирного мастерства — пасхальные дары императору, они же — яйца Фаберже. В музеях Московского Кремля открылась выставка русских ювелиров, на которой побывали «Известия».
Стеклянный порошок
Экспозицию «Карл Фаберже и Федор Рюкерт. Шедевры русской эмали» разместили в выставочных залах Успенской звонницы и Патриаршего дворца. Посетители увидят около 400 произведений из драгоценных металлов с эмалью — работы русских ювелирных фирм ХIХ–начала ХХ столетия, привезенных в Москву из 20 государственных и частных собраний России и Великобритании.
— Когда говорят о фирме Карла Фаберже, прежде всего имеют в виду те великолепные пасхальные подарки, которые делали императорской семье. И это, наверное, самые известные в мире произведения ювелирного искусства, — рассказала «Известиям» генеральный директор ММК Елена Гагарина. — Но фирма славилась не только этим. Фаберже выпускали еще великолепные серебряные и золотые изделия, украшенные эмалью. Для многих посетителей эмальерные работы ювелира станут открытием.
Эмаль — древнее искусство, существовавшее в Европе еще с античных времен. В сущности, это стекло с добавкой различных солей, которые дают цвет и фактуру. В произведениях Фаберже эмаль красивая, ровная, прозрачная. Она может накладываться на гравированный серебряный фон, как в пасхальных дарах, представленных в Успенской звоннице. Два яйца из десяти, хранящихся в Оружейной палате, выполнены в оригинальном русском стиле и стали доминантой экспозиции.
Золотой ключик
Пасхальное яйцо «Московский Кремль» сделано в виде стилизованного изображения Успенского собора и увенчано сверкающим золотым куполом. Тройные арочные окна в нем застеклены, а за ними видна часть интерьера, а еще в яйце скрыт музыкальный механизм. Запустив его, можно слушать «Херувимскую песнь». Другое украшение экспозиции — яйцо «Сибирский поезд», подарок Николая II императрице Александре Федоровне. Мастер Перхин приурочил его создание к постройке Транссибирской магистрали. Посередине яйцо имеет серебряный пояс, на котором выгравирована карта России. Обычно мастера фирмы Фаберже вкладывали в яйца сюрпризы. Внутри шедевра, представленного в Кремле, на бархатном ложементе, находилась миниатюрная модель поезда. Вагончики выполнены из золота, с окошками из горного хрусталя. На каждом выгравированы надписи: «Вагон первого класса», «Вагон второго класса», «Купе для дам» и «Купе для курящих». Сам паровоз сделан из платины, его фары — из бриллиантов, а фонарь — из рубина. Кроме того, он снабжен крошечным механизмом и золотым ключиком. Если завести, проедет несколько метров.
На выставке есть и работы известного столичного ювелира Федора Ивановича Рюкерта. У него была мастерская на Таганке, производившая удивительные вещи, украшенные живописными миниатюрами, окруженными эмалью по скани. Карл Фаберже, друг, соратник и многолетний партнер Рюкерта, заказывал ему такие изделия и продавал их в своих магазинах. На тот момент оба владели высочайшей ювелирной техникой: могли в серебре воспроизвести деревья, фрукты, овощи, цветы и даже бархат. А ковши с клеймом Фаберже, братины, чаши из серебра, покрытые матовой эмалью и шитые жемчугом, не имеют аналогов в мире.
Еще один секрет русских ювелиров — абсолютно прозрачные витражные эмали. Они держатся между тончайшими серебряными перегородками, причем стеклянные порошки мастера накладывали на сквозные ажурные основы и начиная с краев постепенно затягивали пространство — подобные корпусные произведения тоже создавали только в России. Здесь же представлены золоченые оклады икон. Лик Богоматери Казанской из собрания Оружейной палаты украшен самоцветами и драгоценными камнями и эмалями по скани. Дополняют экспозицию уникальные лампады.
История коллекции пасхальных яиц Фаберже
История коллекции пасхальных яиц Фаберже. Вряд ли найдётся хоть один посетитель Государственной Оружейной Палаты Московского Кремля, который прошёл мимо витрины, экспонирующий величайшую реликвию не только России, но и всего мира — коллекцию пасхальных яиц императорской семьи, выполненную на знаменитой ювелирной фабрике Карла Фаберже. И даже больше — многие приезжают в Москву только ради того, чтобы посмотреть на знаменитое ювелирное собрание Москвы.
Московскую прописку коллекция получила в ночь с 16 на 17 сентября 1917 года, когда в древнюю столицу прибыл поезд из Северной Пальмиры. Сорок вагонов состава состояли из «особо ценного имущества бывшего дворцового ведомства». Его эвакуировали из Петрограда в связи с наступлением немецких войск. Среди сокровищ находились и пасхальные яйца, выполненные по императорскому заказу фирмой прославленного ювелира Карла Фаберже.
В 1922 году эти уникальные изделия оказались в ЭКСПОРТНЫХ антикварных фондах Советской власти. (По непроверенным источникам с 1917 по 1922 ящики находились в запасниках Оружейной палаты, руки до них дошли только через 4 года.) Так началась полная драматизма история царских шедевров, львиная часть которых была вывезена из России в мрачные годы распродажи национального достояния.
История коллекции пасхальных яиц Фаберже в Оружейной палате
Сколько пасхальных яиц находилось в прибывших из Петербурга ящиках сегодня сказать уже невозможно. В наскоро составленных описях царского имущества содержалась лишь весьма краткая их характеристика. (Стоит в скобках заметить, что всего фирма Фаберже получила заказы на изготовление 52 яиц от царской семьи. Закончены были лишь 50, последний заказ на изготовление поступил в 1917 году, и, начав работать над заказом, довести до конца его не успели).
Новая власть нуждалась в средствах для борьбы с голодом и разрухой. Нужны были деньги для покупки станков и тракторов и прочего. Было решено создать запас «предметов роскоши и старины, могущих служить предметами вывоза за границу» («Проданные сокровища России». М, 2000, с.18). Таким образом новые власти убивали двух зайцев. И необходимые средства появлялись, и избавлялись от наследия «проклятого прошлого, наследия реакционного искусства». Председателем комиссии по учёту и сосредоточению ценностей был Троцкий. Комиссия начала работать в Оружейной палате 14 января 1922 года. Уникальнейшие изделия русских ювелиров Сазикова, Фаберже, Хлебникова были признаны «не художественными ценностями, а художественно обработанным серебром», то есть рыночным товаром, который, «вследствие прекращения производства стал товаром антикварным».
Рыночный товар. История коллекции пасхальных яиц Фаберже
За этим «рыночным товаром» в Москву зачастили зарубежные комивояжёры. Как горько выразился директор Оружейной палаты Д.Д.Иванов, «ПОЧИНКА ФИНАНСОВЫХ ПРОРЕХ молодой советской республики производилась в то время ЗА СЧЁТ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТРАНЫ.
В 1927 году, когда первая волна антикварных продаж схлынула, в Оружейную палату было передано 24 пасхальных яйца фирмы Фаберже. Но на этом сокращение коллекции не закончилось.
В 1930 году Особая ударная бригада при Антиквариате (конторе по скупке и реализации антикварных вещей) выделила из экспозиции и хранилища музея ещё 11 пасхальных яиц. Сотрудники Оружейной палаты всячески задерживали выдачу Антиквариату выдачу экспонатов, но из Наркомпроса с грифом «секретно» пришёло грозное письмо с предупреждением об ответственности за торможение «проведения в жизнь уже решённых вопросов». На основании этого документа ценности пришлось сдать.
Интересно, что цена яиц, назначавшаяся советскими экспертами, варьировалась от нескольких сотен до нескольких тысяч рублей. Так, Ренессансное яйцо и яйцо с миниатюрами, изображающими дворцы и яхты, оценили соответственно в 400 и 500 рублей — ПО СТОИМОСТИ МАТЕРИАЛА. Проданные вещи оказались в различных музеях США.
Дальнейшие распродажи. История коллекции пасхальных яиц Фаберже
Но и на этом злоключения изрядно поредевшей коллекции не закончились. В 1933 году Антиквариат отобрал ещё 5 яиц из собрания Оружейной палаты. Надо сказать, что сотрудники сокровищницы дрались за экспонаты до последнего. Но тогдашний комендант Кремля товарищ Петерсон распорядился выдать все предметы. С огромным трудом удалось отстоять яйцо «Клевер» и «Память Азова» (о которых расскажем в следующих репортажах). Три из пяти выбранных яиц пришлось отдать. Это изысканное Мозаичное яйцо в стиле дамского рукоделия. Оно как будто вышитое по платиновой основе цветными драгоценными камнями. Второе — платиновое яйцо-корзинка с золотым полихромным букетом полевых цветов. Эти два яйца сейчас хранятся в коллекции королевы Великобритании Елизаветы. И юбилейное яйцо с памятником Петру Первому на огромном сапфире. Оно теперь находится в Музее изящных искусств штата Виргиния.
В результате всех этих событий в Оружейной палате остались десять принадлежащих императорской семье пасхальных яиц.
В подготовке этой статьи были использованы материалы Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль». Авторы постарались держаться в рамках нейтрально-публицистического языка статьи. Но в заключении позволю выразить негодование и возмущение делишками иванов, не помнящих родства, разбазаривающих уникальнейшие частички национального наследия. Сердце заболело при наборе текста и глубокого сочувствия сотрудникам Оружейной палаты, на глазах которых эти вещи были за бесценок сданы слетевшимся стервятникам. И тем ценнее те десять оставшихся в собрании пасхальных яиц, о которых мы продолжим публикации.
Серия репортажей о коллекции пасхальных подарков Фаберже
На основе книги Т.Н.Мунтян «ФАБЕРЖЕ. ПАСХАЛЬНЫЕ ПОДАРКИ». Из собраний Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль» и Минералогического музея имени Ф.Е. Ферсмана РАН Москва, 2011 г.
Предлагаем Вашему вниманию серию статей о древнем русском ювелирном искусстве. Первая статья цикла «Русское ювелирное искусство XII-XV веков».