организация рабочего места провизора технолога по приему рецептов
Организация рабочего места провизора технолога по приему рецептов
Организация труда провизора-технолога
С целью предотвращения потерь рабочего времени провизор- технолог (рецептар-контролер) в начале или конце рабочего дня должен обеспечить свое рабочее место всем необходимым.
При пополнении запасов лекарств целесообразно пользоваться бирочным методом, при котором в места непосредственного хранения лекарств вкладываются бирки с наименованием препарата. В случае отсутствия того или иного препарата бирки изымаются и передаются в дефектарскую или материальную комнату. При таком методе заполнения дефектуры отпадает необходимость в составлении списка недостающих лекарств.
Подготовку вспомогательных материалов и обеспечение ими рабочих мест провизоров-технологов целесообразно возложить на подсобный персонал.
В аптеках I-III категорий рационально следующее разделение труда между провизорами-технологами (рецептарами-контролерами) (табл. 8).
Таблица 8. Разделение труда между провизорами-технологами
В аптеках IV-VI категорий все виды работы выполняются одним провизором-технологом.
Соответственно рациональным формам разделения труда должны быть организованы и рабочие места.
В аптеках IV-VI категорий, несмотря на выполнение провизором-технологом всех видов работ, целесообразно организовать два рабочих места.
В своей работе провизоры-технологи (рецептары-контролеры) по приему рецептов и отпуску лекарств должны использовать следующие средства механизации и оргтехники: микрофонную связь, 11-клавишный счетчик, приспособление для нанесения клея на этикетки (ПНЭ), набор штампов, нумератор, приспособление для хранения этикеток, полуавтомат для подачи конвалют на рабочее место, установки для подачи кислорода на рабочее место и др.
Рабочие места оборудуются в соответствии с характером выполняемой работы. При этом необходимо соблюдать следующие правила:
на рабочем месте не должно быть предметов, которые не требуются при работе;
каждый предмет должен иметь постоянное место; все предметы, часто используемые в работе, должны находиться в зоне досягаемости;
при пользовании различными предметами рука провизора-технолога (рецептара-контролера) должна совершать кратчайшие пути;
движения должны быть наиболее удобными и менее утомительными.
Непосредственно на рабочем месте провизора-технолога, осуществляющего прием рецептов с индивидуальными прописями и отпуск лекарств, целесообразно разместить:
слева: график распределения работы по часам (или 11-клавишный счетчик), клей (или приспособление для нанесения клея), оберточную бумагу, лоток для резинок, набор этикеток, штемпельную подушку, набор штампов («Отпущено», «Рецепт недействителен» и др.), микрофон, квитанционный журнал;
справа: ручку или карандаш, счетно-суммирующую машину, ножницы, влажную губку для смачивания пальцев, наколку для чеков и квитанций;
под стеклом: краткий настольный прейскурант, некоторые краткие таблицы (высших, разовых и суточных доз ядовитых и сильнодействующих веществ, таблица для проверки доз медикаментов списка «А» и «Б», выписанных в микстурах, таблица пересчета веса ингредиентов в порошковых смесях в зависимости от дозы и числа порошков, выписки из приказов Министерства здравоохранения СССР № 523 от 3/VII 1968 г. и № 1230 от 27/XII 1976 г. и др.);
в ящиках стола: журналы и необходимую справочную литературу (справочники по лекарственным средствам, алфавитный справочник с мануальными прописями, сроки хранения лекарств, прейскуранты, каталог на несовместимые и нерациональные прописи и др.). Некоторые справочные материалы удобнее хранить в виде картотек в алфавитном порядке.
На рабочем месте провизора-технолога, занятого приемом рецептов на готовые лекарства и их отпуском, следует расположить:
слева: оберточную бумагу;
справа: ручку или карандаш, счетно-суммирующую машину, наколки для чеков, влажную губку для смачивания пальцев;
под стеклом: краткие таблицы;
в ящиках стола: справочную литературу.
Для предупреждения утомления провизору-технологу необходимо соблюдать санитарно-гигиенические требования по условиям труда. Наиболее благоприятные условия для работы создаются при температуре воздуха в помещениях 18-20°, относительной влажности 40-60%, хорошей приточно-вытяжной вентиляции, естественном освещении из расчета соотношения размера окон к площади пола 1:4 или искусственном освещении па рабочих местах в 400 люкс при люминисцентных лампах и 200 люкс при лампах накаливания, окраске стен в цвета, отражающие не менее 40% падающего света (светло-желтый, салатный, светло-бежевый, светло-голубой).
После 3-3,5 часов работы провизорам-технологам необходимо сделать перерыв на 30-45 минут для приема пищи.
Организация работы по приему рецептов: организания рабочего места.
Организация работы по приему рецептов: организания рабочего места.
Ответ: Оборудование и оснащение рабочих мест в аптеке зависит от объема работы аптеки. Рабочее место по приему рецептов и отпуску лекарств обычно изолировано от посетителей, хотя современное оборудование не всегда предусматривает такую изоляцию. На этом рабочем месте устанавливается типовое оборудование, которое включает секционный стол, шкафы для хранения лекарственных препаратов, вертушки для хранения изготовленных лекарственных форм. Помимо этого, рабочее место по приему рецептов оснащается холодильником для хранения термолабильных лекарственных препаратов, шкафом для хранения ядовитых и сильнодействующих лекарственных средств, а также компьютером. Рабочие места оборудуются в соответствии с характером выполняемой работы. При этом соблюдаются следующие правила:
— на рабочем месте не должно быть предметов, которые не требуются в процессе работы;
— провизор-технолог при пользовании различными предметами не должен делать лишних движений.
Рабочее место по приему лекарств должно быть оснащено необходимой справочной литературой, в частности – последним изданием Государственной Фармакопеи, таблицами высших разовых и суточных доз, литературой по совместимости и взаимодействию лекарственных средств, приказами Министерства здравоохранения, регламентирующими прием и отпуск рецептов и лекарств по ним. Имеются также здесь и справочники лекарственных средств, в том числе Видаля и Машковского, Государственный реестр ЛС, таблицы цен, тарифы на изготовление лекарств, учетные документы, в частности рецептурный журнал или квитанционный журнал и журнал учета неправильно выписанных рецептов. Кроме того, на рабочем месте по приему и отпуску лекарственных средств должны быть этикетки и сигнатуры. При приеме лекарственных средств аптечный работник должен руководствоваться рядом документов:
— законами РФ «О лекарственных средствах», «О наркотических средствах и психотропных веществах», «О защите прав потребителей» и т.д.;
— перечнем наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации;
— списками Постоянного комитета по контролю наркотиков (ПККН);
— перечнем лекарственных средств списков А и Б;
— действующими приказами, нормативными документами минздрава РФ и других ведомств;
— этическим кодексом фармацевта.
Организация работы по приему рецептов: основные обязанности фармацевта по приему рецептов и отпуску лек.
Ответ:Рецепт – это письменное обращение специалист, выписавшего его, к провизору (фармацевту) об изготовлении и отпуске лекарств. Рецепт одновременно является медицинским, юридическим и финансовым документом. При приеме рецептов и отпуске лекарственных средств аптечные работники должны руководствоваться приказом Минздрава РФ №328 «О рациональном назначении лекарственных средств, правилах выписывания рецептов на них и порядке их отпуска аптечными учреждениями. Все лекарственные средства, за исключением поименованных в Перечне лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача, утвержденном Минздравом России, должны отпускаться только по рецептам установленных форм. Лекарственные средств выписываются при наличии соответствующих показаний гражданам, которые обратились за медицинской помощью и в случае необходимости лечения после выписки из стационара. Запрещается выписывать рецепты на лекарственные средства:
— не разрешенные к медицинскому применению Минздравом России и не зарегистрированные в РФ;
— используемые только в ЛПУ (эфир наркозный, хлорэтил, сомбревин и др.);
— при отсутствии медицинских показаний.
При приеме рецептов и отпуске лекарственных средств целесообразно следовать следующему алгоритму действий:
1.Проверка соответствия формы рецептурного бланка лекарственной прописи. Любой рецепт, независимо от порядка оплаты лекарства и характера действия входящих в его состав медикаментов, должен содержать следующие обязательные и дополнительные реквизиты.
2. Проверка правомочия лица, выписавшего рецепт.
3.Проверка правильности оформления прописи и способа применения ЛС
4.Проверка совместимости ингредиентов в рецепте.
5. Проверка высших разовых и суточных доз ЛС с учетом возраста больного.
6. Проверка соответствия количества выписанного ЛС установленным приказами МЗ РФ от 12.02.2007 № 110.
8. Таксировка рецепта.
10.Оформление сигнатуры при необходимости.
Правосудие в сфере предпринимательской деятельности. Статус: истца, ответчика, потерпевшего, третьего лица.
Ответ: Исте́ц — участник гражданского процесса, в защиту субъективных прав и (или) охраняемых интересов которого возбуждено гражданское дело. Истцом может быть любое лицо, обладающее гражданской процессуальной правоспособностью, которая признаётся в равной степени за всеми гражданами и организациями. Отве́тчик — участник гражданского процесса, привлекаемый в качестве предположительного нарушителя прав истца. Ответчиком может быть любое лицо, обладающее гражданской процессуальной правоспособностью, которая признаётся в равной степени за всеми гражданами и организациями. Потерпевший в праве — человек, права и интересы которого нарушены совершением в отношении него правонарушения или преступления. Третье лицо-человек заявляющий самостоятельные требования относительно предмета спора.
Государственное регулирование трудовых отношений. Коллективный договор. Правила внутреннего трудового распорядка. Должностная инструкция. Трудовой договор.
Коллективный договор – правовой акт, регулирующий социально – трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.
Общие положения.
Правила внутреннего трудового распорядка имеют целью способствовать укреплению трудовой дисциплины, рациональному использованию рабочего времени, достижению высокого качества работ, повышению производительности труда и воспитанию у работников ответственности за результаты работы Организации.
Порядок приема на работу
Условия труда
Основные права работника
Основные права работодателя
Работодатель имеет право:
-заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками в порядке и на условиях, которые установлены ТК РФ, иными федеральными законами;
-вести коллективные переговоры и заключать коллективные договоры;
-поощрять работников за добросовестный эффективный труд;
-требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и других работников, соблюдения правил внутреннего трудового распорядка организации;
-привлекать работников к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном ТК РФ, иными федеральными законами;
-принимать локальные нормативные акты;
-создавать объединения работодателей в целях представительства и защиты своих интересов и вступать в них
ФЗ РФ «Об обращении ЛС». Основные понятия ФЗ РФ «Об обращении ЛС».
2. Настоящий Федеральный закон устанавливает приоритет государственного контроля безопасности, качества и эффективности лекарственных средств при их обращении.
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) лекарственные средства— вещества или их комбинации, вступающие в контакт с организмом человека или животного, проникающие в органы, ткани организма человека или животного, применяемые для профилактики, диагностики (за исключением веществ или их комбинаций, не контактирующих с организмом человека или животного), лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности и полученные из крови, плазмы крови, из органов, тканей организма человека или животного, растений, минералов методами синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся фармацевтические субстанции и лекарственные препараты;
6) перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов— ежегодно утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, обеспечивающих приоритетные потребности здравоохранения в целях профилактики и лечения заболеваний, в том числе преобладающих в структуре заболеваемости в Российской Федерации;
12) воспроизведенное лекарственное средство— лекарственное средство, содержащее такую же фармацевтическую субстанцию или комбинацию таких же фармацевтических субстанций в такой же лекарственной форме, что и оригинальное лекарственное средство, и поступившее в обращение после поступления в обращение оригинального лекарственного средства;
22. Правила выписывания рецептов: оформление формы бланка №107.
1. Заполняется врачем разборчивым почерком. 2. Указывается ФИО и возраст больного. 3. В графе Rp: дозировка и название ЛС. 4. Проставляется личная подпись и печать врача. 5. Выписываются все ЛС кроме наркотических, психотропных сп.2, сильнодействующих и ядовитых. 6.На одном бланке выписывается не более 3 ЛС. 7. На обороте 3 графы: приготовил, проверил, отпустил. 8. В верхней части рецепта проставляется штамп ЛПУ. 9. Исправления не допускаются. 10. Действителен 1 месяц, в аптеке храниться 1 год.
23. Правила выписывания рецептов: нормы отпуска наркотических и других веществ, условия завышения.
Нормы отпуска наркотических и других веществ:
3. Омнопон. Раствор для инъекций, ампулы 1% по 1мл 10 ампул, 2% по 1мл 5 ампул.
4. Промедол. Таблетки для приема внутрь по 25мг 50 таблеток.
5. Промедол. Раствор для инъекций, ампулы 1-2% по 1мл 10 ампул. Шприц-тюбик 1-2% по 1мл 10 шприц-тюбиков.
6. Этилморфина гидрохлород и другие соли эфедрина( порошок) 0,6г.
7. Этилморфина гидрохлорид(дионин) порошок 0,2г.
8. Комбинированные ЛС, содержащие Эфедрина гидрохлорид, включенные в сп.№1 сильнодействующих веществ ПККН:
1) Теофедрин, Теофедрин-Н, Нео-теофедрин 30 таблеток
2) Солутан 1 флакон
3) Спазмовералгин, Спазмовералгин-Нео 50 таблеток
9. Клофелин 0,075 мг 0,15мг 1 упаковка, 50 таблеток
10. Пахикарпина гидройодид(порошок) 1,2г
11. Анаболические гормоны: нейроболил 1 упаковка, метандростенолол 5мг №10, оксандролон 25мг №100, ретаболил 50мг 1мл №1, Нандролон 1мл №6 и №12, Силаболин 2,5% 1мл №10
12. Производные барбитуровой кислоты: фенобарбитал 50 мг 10таб, фенобарбитал 100мг 12 таб,
13. Фепранон 25мг 50таб
14. Спирт этиловый: в чистом виде 50,0 и в смеси 50,0
Условия завышения норм отпуска(пр.№110)
1. Этилморфина гидрохлорид(дионин). Можно в глазных каплях и мазях до 1,0, а для завышения нужно указание врача «по специальному назначению», которое заверяют подписью и личной печатью врача и печатью ЛПУ «для рецептов»
3. Производные барбитуровой кислоты, эфедрин, псевдоэфедрин можно выписать на курс лечения до 1 месяца. На рецепте должно быть: указание врача «по специальному назначению», которое заверяют подписью врача и печатью ЛПУ «для рецептов».
4. Спирт этиловый больным хроническим течением болезни до 100,0 в смеси и в чистом виде. На рецепте: указание врача «по специальному назначению», заверенное подписью врача и печатью «для рецептов».
24. Правила выписывания рецептов: сроки действия рецептов. Сроки хранения рецептов, оставленных в аптеке.
2. В течении 10 дней на ЛС, стоящие на ПКУ и на анаболические стероиды.
3. В течении 1 месяца на остальные ЛС.
Сроки хранения рецептов в аптеке:
2. 5 лет на ЛС, отпускаемые на льготных условиях.
3. 3 года на ЛС, подлежащие ПКУ и на анаболические стероиды, ядовитые и сильнодействующие
4. ЛС на бланке формы 107 в аптеке не хранят
47. Понятие о коммерческой тайне.
Закон о коммерческой тайне №98 от 29.07.2004 регулирует отношения связанные с установлением, изменением, прекращением режима коммерческой тайны в отношении информации, составляющей секрет производства.
Коммерческая тайна- это режим конфиденциальности, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать не оправданных расходов, сохранить положение на рынке, или получить иную коммерческую выгоду. Коммерческой тайной может быть производственная, техническая, экономическая и др. информация.
В целях охраны информации работодатель обязан ознакомить под расписку работника с перечнем информации, составляющим коммерческую тайну, с мерами ответственности за нарушение и необходимыми условиями соблюдения тайны.
48. Административная ответственность за правонарушения в сфере фармацевтической деятельности. Виды административных наказаний.
Административная ответственность- гос. Правовое принуждение, реализуемое через властное полномочие органов гос. Власти и местного самоуправления и подчиняющиеся принципам законности и справедливости права.
Ответственность устанавливается за:
1. Незаконное занятие фарм деятельностью
2. Нарушении санитарных правил и гигиенических нормативов, требований технических регламентов
3. Незаконный оборот наркотических и психотропных веществ и их аналогов, если действие не образует состав преступления
4. Незаконная продажа товаров, свободная реализация которых запрещена или ограниченна
5. Нарушение законодательства о рекламе
6. Продажа товаров и выполнение услуг не надлежащего качества или с нарушением санитарных правил
7. Оказание услуг и продажа товаров при отсутствии лицензии
8. Нарушение порядка ценообразования
9. Обман потребителя
10. Незаконное использование товарного знака
11. Нарушение правил продажи отдельных товаров
Виды административных наказаний:
2. Административный штраф
3. Изъятие орудия правонарушения
4. Конфискация этого предмета
5. Лишение спец. Права, предоставленного физическому лицу
6. Административный арест
7. Выдворение за пределы РФ, лица без гражданства
24. 2.лицензирование как форма гос.регулирования и контроля над отдельными видами деятельности.основные вопросы процедуры лицензирования.
25. Лицензирование-мероприятия,связанные с выдачей лицензий, переоформлением документов,подтверждающих наличие лицензий,приостонавлением и аннулированием лицензий и надзором за соблюдением организациями лицензионных требований и условий.
26. Цель лицензирования фарм.деятельности- повышение качества обслуживания населения,создание барьеров для проникновения на фарм.рынок недоброкачественной продукции,которая может нанести ущерб здоровью граждан.
27. Регламентируют процедуру лицензирования:
28. 1.Федеральным законом РФ от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
29. 2.основы законодательства РФ об охране здоровья граждан
30. 3.положение о лицензировании фарм.деятельности документ №416
31. Процедура лицензирования
32. Лицензия-спец.разрешение на осуществление кокретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензированных требований и условий,выданное лицензирующим органом юрид.лицу или индив.предпринимактелю.
33. 2.1. Для получения государственной лицензии аптечное учреждение представляет в лицензионную комиссию следующие документы:заявление, документ об уплате госпошлины за предоставление (переоформление) лицензии;документ, подтверждающий право собственности или иное законное основание использования помещений и оборудования, необходимых для осуществления лицензируемого вида деятельности;копии учредительных документов, засвидетельствованных в нотариальном порядке, и копию документа о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя;документы, подтверждающие постановку на учет в налоговом органе;документы работников предприятия: дипломы о высшем или среднем ветеринарном или фармацевтическом образовании, документы о повышении квалификации и сертификат специалиста в сфере фармацевтической деятельности, трудовые книжки, заверенные в установленной форме, трудовые договоры; Наличие указанного образования и повышения квалификации обязательно для индивидуальных предпринимателей;копия санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии помещений требованиям санитарных правил.
34. Срок действия лицензии устанавливается органом государственного управления.
35. Срок хранения документов, связанных с лицензированием,
36. составляет не менее 10 лет. По истечении срока действия указанные
37. документы сдаются в архив.
Аптека.
Может осуществлять следующие функции:
· реализацию населению готовых лекарственных препаратов (в том числе гомеопатических препаратов) по рецептам и без рецептов врача, учреждениям здравоохранения по требованиям или заявкам;
· изготовление лекарственных препаратов по рецептам врачей и требованиям учреждений здравоохранения, изготовление внутриаптечной заготовки в соответствии с утверждёнными прописями и фасовку лекарственных препаратов и лекарственного растительного сырья с последующей их реализацией;
· отпуск лекарственных препаратов бесплатно или со скидкой отдельным группам населения в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и на основании заключённых договоров с территориальными органами управления здравоохранением, лечебно-профилактическими учреждениями и страховыми компаниями;
· реализацию лекарственного растительного сырья в заводской упаковке; изделий медицинского назначения (в частности, предметов ухода за больными, изделий медицинской техники, в том числе профилактического наз
Рабочее место провизора-технолога и провизора-аналитика
Провизор-технолог — это специалист аптеки, в функциональные обязанности которого входит прием, таксировка, оформление для исполнения рецептов и отпуск лекарств, приготовленных в аптеке, в соответствии с установленными правилами.
Провизор-аналитик — это специалист аптеки, в функциональные обязанности которого входит проведение различных видов внутриаптечного контроля фармацевтических субстанций, воды очищенной/для инъекций, концентратов, полуфабрикатов, лекарственных препаратов, изготовленных в аптечной организации, в соответствии с установленными требованиями.
Для работы провизора-технолога и провизора-аналитика должно быть оборудовано специальное рабочее место. Его подготовка регламентируется Приказом Минздрава РФ от 21.10.97 № 309 «Об утверждении инструкции по санитарному режиму аптечных организаций (аптек) и Приказом Минздрава РФ от 16.071.97 № 214 «О контроле качества лекарственных средств, изготовляемых в аптеках».
Организация и оснащение рабочего места провизора-технолога
Работа провизора-технолога происходит в ассистентской комнате — она является основным производственным помещением аптеки. Ассистентская комната может располагаться рядом с контрольно-аналитическим кабинетом, асептическим блоком и дефектарской, и сообщаться с ними через окно-шлюз. Как и в других производственных помещениях, поверхности стен и потолков должны быть гладкими, без нарушения целостности покрытия и допускающими влажную уборку с применением дезсредств.
Организация рабочего места провизора включает следующий перечень рабочих мест в ассистентской:
Работа технолога-провизора организуется для удобной работы в положении «стоя-сидя» с учетом многообразия выполняемых функций.
В ассистентской должен быть стол с выдвижными ящиками, стул подъемно-поворотной конструкции с регулируемой по высоте спинкой, шкаф с двумя поворотными секциями со встроенными вертушками для приготовленных лекарств; вертушку для готовых лекарственных средств.
Рабочее место провизора-технолога должно быть оснащено типовым набором оборудования, приборами и реактивами согласно Приложению 1 к Инструкции по санитарному режиму аптек.
К рабочему месту провизора-технолога для выполнения лабораторных работ следует подвести трубопровод с очищенной водой и установить бюретку для ее отмеривания. На столе для выполнения лабораторных работ должны находиться весы, настольные вертушки со штангласами, разновесы, клей (или устройство для нанесения клея), подставка с тампонами протирания весов.
В выдвигаемых ящиках стола необходимо разместить бумагу, капсулы, целлулоидные скребки, этикетки, журнал учета лабораторных и фасовочных работ.
На напольной вертушке и в тумбах рабочего стола размещается необходимое количество мерной посуды, ступок, пестиков.
Также на рабочем месте должны присутствовать нормативные документы, справочная литература, например: Государственная фармакопея; таблицы высших разовых и суточных доз; таблицы проверки доз в жидких лекарственных формах; таблицы растворимости препаратов; таблицы совместимости лекарственных веществ и другую справочную литературу.
Не рекомендуется иметь на рабочем месте предметы, назначение которых не относится к работе.
Организация и оснащение рабочего места провизора-аналитика
В случае, если помещение аптеки позволяет, для работы провизора-аналитика выделяется специальная комната — аналитическая, или контрольно-аналитический кабинет, который находится рядом с ассистентской комнатой.
Чаще для работы провизора-аналитика организуется аналитический стол, который располагается в ассистентской комнате. Он должен быть снабжен: