органами имеющимися во взрослом состоянии и у костистых рыб и у млекопитающих являются
Надкласс рыбы
Общими признаками всех рыб является наличие обтекаемой формы тела, жизнь в воде. Тело подразделяется на голову, туловище и хвост. Хорошо развиты органы чувств: зрения, обоняния, слуха, осязания, равновесия.
Ароморфозы рыб
Рыбы отличаются от предшествующих эволюционных форм новыми, прогрессивными чертами строения, которые повысили их уровень организации. Давайте их перечислим.
Образуются предшественники конечностей, плавники, парные придатки тела, обособленные от туловища и головы, приводимые в движение мускульной силой.
У рыб хорда редуцируется, на ее месте формируется позвоночник. У хрящевых рыб позвоночник в течение всей жизни имеет хрящевое строение, а у костных рыб позвоночник окостеневает: он представлен костной тканью.
Обратите особое внимание, что в скелете хрящевых ганоидов (осетровых рыб) хорда сохраняется на всю жизнь.
Костные рыбы
Для большинства костных рыб характерен костный скелет, наличие жаберных крышек, прикрывающих жабры. Жаберные лепестки расположены непосредственно на жаберных дугах, имеется плавательный пузырь. Оплодотворение наружное.
Большинство видов костных рыб (90%) относятся к костистым рыбам. Для большей части костистых рыб характерно непрямое развитие (с метаморфозом).
Форма тела обтекаемая, рыбообразная, за счет чего снижается трение о воду. Поверхность тела покрыта налегающими друг на друга (подобно черепице) чешуйками.
В коже находится множество желез, которые секретируют слизь, покрывающущю все тело рыбы, благодаря чему снижается трение о воду. Из-за слизи пойманную рыбу тяжело удержать в руках, она выскальзывает.
Позвоночник состоит из двух отделов: туловищного и хвостового. В центре каждого позвонка имеется отверстие. Прилегая друг к другу, отверстия позвонков вместе соединяются в единый спинномозговой канал, в котором лежит спинной мозг.
Скелет грудных плавников соединен с позвоночником костями плечевого пояса, в отличие от скелета брюшных плавников, который не сочленяется с позвоночником. Имеются жаберные крышки, снаружи прикрывающие жаберные щели (у хрящевых рыб жаберные крышки отсутствовали, 5 жаберных щелей открывались каждая в отдельности наружу.)
Полость тела вторичная (целом).
Мышечная система сегментируется, что выражается в возникновении отдельных (дифференцированных) мышечных пучков. Наиболее ярким примером дифференцировки являются мышцы ротового аппарата и парных плавников.
Состоит из ротовой полости, глотки, продолжающейся в пищевод, желудка, толстого и тонкого кишечника. У многих рыб в ротовой полости имеются язык и острые зубы, расположенные на челюстях. Зубы предназначены не для механического измельчения пищи, а в основном для схватывания и удержания добычи. Слюнные железы отсутствуют, имеются вкусовые рецепторы.
Глотка тесно связано не только с пищеварительной, но и с дыхательной системой: здесь располагается жаберный аппарат рыб. С помощью жабр они приспособились забирать из воды растворенный в ней кислород и насыщать им кровь, откуда кислород поступает ко внутренним органам и тканям.
Процесс дыхания осуществляется благодаря тому, что вода через ротовое отверстие попадает в глотку. Вследствие движений жаберной крышки вода из ротоглоточной полости втягивается в боковую жаберную полость, омывая жабры. В результате газообмена в кровь рыбы поступает кислород, а углекислый газ покидает ее и растворяется в воде.
Как и хрящевые, костные рыбы имеют один круг кровообращения. Сердце двухкамерное, состоит из одного предсердия и одного желудочка. Запомните, что в сердце у рыб кровь венозная. Она накачивается сердцем в жабры, где происходит ее насыщение кислородом, после чего кровь становится артериальной.
Артериальная кровь направляется к внутренним органам и тканям, движется кровь внутри сосудов: кровеносная система замкнутого типа.
У всех хордовых нервная система трубчатого типа. Головной мозг состоит из продолговатого, среднего мозга, мозжечка, промежуточного и переднего мозга.
Развитие одних и тех же отделов у разных классов хордовых неодинаково, что мы с вами отчетливо увидим по мере изучения данного раздела. Я рекомендую вам обратить на данную тему особое внимание.
Также хорошо выражен (развит) мозжечок, который отвечает за координацию движений и ориентацию тела в пространстве. Это связано со сложными перемещениями рыбы, которая «парит как птица» только не в воздушной, а в водной среде. От головного мозга берут начало 10 пар черепно-мозговых нервов.
Органы зрения приспособлены к водной среде: хрусталик имеет шарообразную форму. Роговица плоская, аккомодация (настройка глаза на наилучшее видение объекта) происходит только благодаря перемещению хрусталика.
Рыбы хорошо видят лишь на близком расстоянии. Имеются органы вкуса на коже и нижней челюсти, а также органы обоняния, открывающиеся в ротовую полость.
Развитие у большинства рыб (костистые рыбы) непрямое, с метаморфозом. Запомните, что процесс выметывания икры и ее последующего оплодотворения называется нерест, он носит сезонный характер. У пресноводных рыб нерест происходит весной, в это время строго запрещена ловля рыбы.
Плавательный пузырь
Этот орган характерен исключительно для костных рыб: у хрящевых рыб (акулы, скаты) он отсутствует. Плавательный пузырь представляет собой воздушный мешок, заполненный смесью газов: азотом, кислородом, углекислым газом.
При заполнении газом пузырь расширяется: это меняет удельный вес рыбы, он понижается и рыба всплывает. Обратная схема происходит при уменьшении пузыря. Но откуда появляется газ, которым наполняется пузырь, если рыба обитает в воде? Отвечая на этот вопрос, отметим, что все рыбы делятся на два типа: открытопузырные и закрытопузырные.
У открытопузырных рыб плавательный пузырь сообщается с пищеварительной системой. Они в течение всей жизни поднимаются к поверхности воды и заглатывают воздух, по мере необходимости они могут освобождаться от газов, выдавливая их через глотку, а затем рот в окружающую среду. К таким рыбам относятся сельдеобразные, щукообразные, карпообразные, двоякодышащие.
Закрытопузырные рыбы имеют пузырь, не сообщающийся с пищеварительной трубкой. Газы в него поступают благодаря газовой секреции: они переходят из растворенного (в крови) состояния в газообразное, заполняя пузырь. Когда пузырь уменьшается газы вновь растворяются в крови, возвращаясь в кровеносное русло. К таким рыбам относятся: трескообразные, окунеобразные, кефалеобразные.
© Беллевич Юрий Сергеевич 2018-2021
Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.
Логические задачи по биологии
Шевченко Надежда Ивановна
Учитель биологии, первой квалификационной категории
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Калининская средняя общеобразовательная школа
Логические задачи по биологии
Цель: разобрать задания, которые встречаются на едином государственном экзамене по биологии.
1.В хлоропластах зёрна крахмала мелкие, а в лейкопластах крупные. Объясните этот факт, исходя из функций этих органелл. В каких вегетативных органах растения находится наибольшее количество лейкопластов? Как в этих органах появляется крахмал?
Ответ: основная функция хлоропластов – фотосинтез; крахмал, синтезированный в хлоропластах, выводится в другие органы, поэтому зёрна крахмала мелкие; основные функции лейкопластов – накопление и хранение крахмала, поэтому зёрна в них крупные; лейкопластов много в корнях, в видоизмененных побегах; крахмал синтезируется из глюкозы; глюкоза транспортируется по ситовидным трубкам от фотосинтезирующих клеток.
2.У морских кистепёрых рыб, в отличие от пресноводных, капиллярные клубочки нефронов развиты слабо и моча выделяется в небольшом количестве. Пресноводные рыбы выделяют 50 – 300 мл мочи на 1 кг массы тела в сутки, тогда как морские – только 0,5 – 20 мл. Чем объясняются такие особенности анатомии и физиологии морских костистых рыб? Ответ поясните.
Ответ: концентрация солей в организме морской костистой рыбы ниже, чем в окружающей воде; вода постоянно выделяется из организма рыбы через жабры; чтобы сократить потери воды, морские костистые рыбы выделяют очень мало мочи; чем слабее развит клубочковый аппарат почек, тем меньше воды выделяется через почки.
3.Анализ пищевых рационов растительноядных позвоночных показывает, что наибольшее число животных, питающихся травой и корой деревьев, встречается среди млекопитающих, тогда как среди птиц их значительно меньше. Какое принципиальное отличие в строении пищеварительной системы имеется у всех млекопитающих по сравнению с птицами? Какие приспособления сформировались у птиц в связи с питанием растительной пищей? Укажите значение этих приспособлений.
Ответ: млекопитающие, в отличие от птиц имеют зубы; дифференцированные зубы позволяют этим животным перетирать твёрдую растительную пищу; у растительноядных птиц выражен зоб; зоб помогает размягчать растительную пищу; птицы заглатывают камни; камни перетирают растительную пищу благодаря сокращению стенок желудка.
4.У животных к конечным продуктам обмена веществ наряду с углекислым газом и водой относится ядовитый аммиак или гораздо менее токсичная мочевина, в которую превращается аммиак. Конечными продуктами обмена каких веществ являются аммиак и мочевина? Почему для личинок амфибий характерно выделение аммиака, тогда как у взрослых жаб и лягушек выводится мочевина?
Ответ: аммиак и мочевина – продукты обмена белков, нуклеиновых кислот; головастики живут в воде, взрослые амфибии значительную часть времени проводят на суше; постоянное поглощение легкодоступной воды позволяет головастикам активно выводить ядовитый аммиак; взрослые амфибии из-за длительного пребывания на суше поглощают меньше воды, поэтому образуют менее токсичную мочевину.
5.Непрерывное движение крови по организму человека обеспечивается, главным образом, за счёт сокращения сердца. Однако этого недостаточно, так как физические возможности этого органа не позволяют ему обеспечить такое движение крови в венах большого круга. Какие дополнительные факторы способствуют венозному кровотоку?
Ответ: сокращения гладких мышц стенок вен; сокращение скелетных мышц, окружающих вены; присасывающее действие грудной клетки; присасывающее действие правого предсердия в период его диастолы; разность давлений в начале и в конце венозного русла.
6.В чём заключается сходство и различие в транспортировке кислорода и углекислого газа в крови человека с учётом их различной растворимости? Какие соединения при этом образуются? Ответ поясните. Какое видимое изменение крови происходит при связывании углекислого газа?
Ответ: сходство – при транспортировке газов происходит их связывание с гемоглобином эритроцита; различие – углекислый газ лучше растворяется в воде, поэтому его большая часть растворяется в плазме; углекислый газ в плазме образует угольную кислоту; кислород образует с гемоглобином оксигемоглобин; углекислый газ образует с гемоглобином карбгемоглобин; при насыщении углекислым газом кровь становится вишнёвого цвета.
7.Основная функция лёгких – снабжение организма кислородом. Какие иные функции в организме человека выполняют эти парные органы? Ответ поясните.
8.Полость среднего уха человека соединена с носоглоткой слуховой трубой. Каково значение такого соединения? К каким последствиям может привести непроходимость слуховой трубы?
Ответ: слуховая труба обеспечивает выравнивание давления между атмосферой и воздухом в полости среднего уха; при непроходимости слуховой трубы давление на барабанную перепонку возрастает, возникает ощущение заложенности ушей, ухудшается передача колебаний на слуховые косточки и барабанная перепонка может лопнуть.
9.Чем клеточные включения у растений отличаются от органоидов? Чем отличаются друг от друга запасные и отбросные (конечные) включения?
Ответ: включения – химические вещества; органоиды – структуры клетки характерного строения и функций; запасные – выведены из обмена временно; отбросные – выведены из обмена окончательно; примеры запасных – крахмальные зёрна, белковые зёрна, капли масла.
10.Экспериментатор решил выяснить, как осмос влияет на размер клеток клубня картофеля. Для этого он разрезал клубень на небольшие кусочки одинакового объёма, взвесил их и положил в растворы сахарозы разной концентрации. Выдержав кусочки в растворах в течение двух часов, экспериментатор измерил массу кусочков снова. Какой параметр в данном эксперименте задавался, а какой параметр менялся в зависимости от этого? Как будет изменяться масса кусочков картофеля, если концентрация сахарозы в растворе выше, чем в клетках клубня? Ответ поясните.
Ответ: независимая переменная – концентрация сахарозы; зависимая – масса кусочков; если концентрация сахарозы в растворе выше, чем в клетках клубня, масса клубня будет уменьшаться; из-за более высокой концентрации сахарозы в растворе вода будет в силу осмоса покидать клетки; в результате масса кусочков картофеля уменьшится.
Список литературы: Открытый банк заданий ФИПИ (ЕГЭ).
Итоговая контрольная работа по биологии, 7 класс
Итоговая контрольная работа за год, 7 класс
ЗАДАНИЕ № 1: Выберите правильный ответ.
1. Процесс расщепления и переваривания пищи у одноклеточных животных происходит:
А) вне вакуолей в цитоплазме;
Б) в сократительной вакуоли;
Г) в пищеварительной вакуоли.
2. Пресноводная гидра передвигается:
А) при помощи щупалец;
Б) при помощи подошвы;
В) реактивным способом;
Г) при помощи щупалец и подошвы.
3. Пищеварительная система у кольчатых червей:
А) есть, но не имеет анального отверстия;
Б) есть, но не подразделена на отделы;
В) имеется и подразделяется на отделы;
4. Реактивным способом передвигаются:
А) кальмары; Б) беззубка;
В) прудовик; Г) мидии.
5. Отсутствие головы у представителей двустворчатых моллюсков объясняется тем, что они:
Б) передвигаются при помощи ноги;
В) ведут малоподвижный образ жизни;
Г) имеют двустворчатую раковину.
6. Органы выделения у насекомых:
Г) Мальпигиевы сосуды.
7. Легкие земноводных имеют простое строение, поэтому важное значение в газообмене имеет:
8. Кровеносная система земноводных, как и кровеносная система рыб, имеет:
Б) сердце с одним желудочком;
В) кровеносные сосуды;
Г) трёхкамерное сердце.
9. Грудная клетка незамкнута у:
10. К простейшим относятся животные, тело которых состоит из:
В) множество клеток.
11. Жгутиковые клетки гидры находятся в:
12. Пищеварение у гидры:
13. Органы чувств у нематод:
14. Тело кольчатых червей:
А) удлиненное сплошное;
Б) удлинённое, состоящее из сегментов.
А) всей поверхностью тела;
Г) жабрами и лёгкими.
16. Класс Ракообразные относится к типу:
17. Паукообразные – это:
В) только растительноядные;
Г) хищники, паразиты, растительноядные.
18. Грудь насекомых состоит из:
Б) четырёх сегментов;
19. Родственные роды животных объединяют:
20. Лягушки имеют орган боковая линия:
А) только в период личиночного развития;
Б) только во взрослом состоянии.
21. В шейном отделе ящерицы:
22. Все современные птицы:
Б) имеют зубы только во взрослом состоянии;
В) имеют зубы в птенцовом возрасте.
23. Насекомые, как и ракообразные, имеют:
В) фасеточные глаза;
Г) хитиновый покров.
24. Многоклеточные животные, в отличии от одноклеточных:
А) характеризуются индивидуальным развитием;
Б) состоят из большого числа
В) способны к воспроизведению себе подобных;
25. Кровеносная система земноводных, как и кровеносная система рыб, имеет:
Б) сердце с одним желудочком;
В) кровеносные сосуды;
Г) трёхкамерное сердце.
ЗАДАНИЕ № 2: Выберите правильные утверждения:
Для рыб характерны два круга кровообращения.
Все хордовые животные имеют внутренний скелет.
Для хрящевых рыб характерно наличие в скелете костей.
Высшие хордовые имеют хорошо развитые органы чувств.
Для позвоночных животных не характерно активное передвижение.
Температура тела рыб не зависит от окружающей среды.
Рыбы относятся к древним первичноводным позвоночным животным.
Кровеносная система рыб не замкнутая.
Рыбы – раздельнополые животные.
У рыб сердце трехкамерное.
Хорда есть у осетра и белуги.
Плавательный пузырь имеется у ската, карпа, окуня.
Итоговая контрольная работа за год, 7 класс
ЗАДАНИЕ № 1 : Выберите правильный ответ.
1. Приспособления к водному образу жизни у крокодила:
А) перепонки на лапах;
Б) крупные размеры тела;
В) расположение ноздрей и глаз на возвышениях;
2. На кисти птицы сохранилось пальцев:
А) наличие крыльев у птиц;
В) наличие роговых чешуй на цевке;
Г) способность к полёту.
4. Большой круг кровообращения млекопитающих начинается:
А) в левом предсердии;
Б) в правом предсердии;
В) в правом желудочке;
Г) в левом желудочке.
5. Млечные железы представляют собой видоизменение желез:
6. К простейшим относится:
Б) Дезентирийная амеба;
В) Пресноводная гидра;
7. Среди жгутиковых встречаются типы питания:
8. Легкие земноводных имеют простое строение, поэтому важное значение в газообмене имеет:
9. Сцифоидные медузы:
В) встречаются раздельнополые и гермафродиты.
10. Пищеварительная система отсутствует у:
А) ресничных червей;
11. Под кожно-мускульным мешком, у плоских червей, находится:
Б) обширная полость тела.
12. Кольчатые черви размножаются:
А) только половым путём;
Б) только бесполым путём;
В) половым и бесполым путём.
13. Родственные роды животных объединяют:
14. Простейшие размножаются:
В) благодаря образованию половых клеток;
15. К колониальным кишечнополостным относятся:
16. Ракообразные периодически линяют, потому что:
А) изменяется погода;
Б) твёрдый панцирь мешает расти равномерно;
Г) меняются времена года.
17. Терка, или радула, у многих моллюсков находится:
В) на поверхности раковины;
Г) в ротовой полости.
18. Кровеносная система моллюсков:
А) обеспечивает движение крови;
Г) состоит из сердца и сосудов.
19. Для большинства рыб характерно:
А) наружное оплодотворение;
Б) внутреннее оплодотворение.
20. Лягушки имеют орган боковая линия:
А) только в период личиночного развития;
Б) только во взрослом состоянии.
21. Тело костных рыб покрыто:
В) костной чешуёй и слизью.
22. Сердце млекопитающих состоит из:
23. Многоклеточные животные, в отличии от одноклеточных:
А) характеризуются индивидуальным развитием;
Б) состоят из большого числа клеток;
В) способны к воспроизведению себе подобных;
24. Птицы могут быть активны в холодное время года потому, что:
А) для них характерен интенсивный обмен веществ;
Б) передние конечности превратились в крылья;
В) тело покрыто перьями;
Г) температура их тела постоянная и высокая.
25. Приспособлениями к жизни на суше у земноводных являются:
А) перепонка на задних конечностях;
Б) веки защищающие глаза;
Г) лёгочное дыхание.
ЗАДАНИЕ № 2: Выберите признаки, характерные для кольчатых червей
Наличие личиночной стадии развития.
Органы выделения представлены канальцами со звёздчатыми клетками.
У некоторых представителей на щетинках имеются жабры.
У всех представителей имеется пищеварительная система.
У свободно живущих имеются органы чувств.
Наличие полости тела.
Многие представители развиваются с превращением.
В основном паразиты.
Замкнутая кровеносная система.
Мощная кутикула образующая покров червя.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Методическая работа в онлайн-образовании
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1713536
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В России предложили учредить День семейного волонтерства
Время чтения: 2 минуты
ОНФ проверит качество охраны в российских школах
Время чтения: 2 минуты
Минобрнауки планирует учредить стипендию для студентов-философов
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителя Кубани смогут получить миллион рублей на взнос по ипотеке
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.