опоздавший помочь до еды охоч
Пословицы и поговорки про труд
Лень лени и за ложку взяться, а не лень лени обедать.
Лень без соли щи хлебает.
Лодырь да бездельник — им праздник и в понедельник.
Ленивому что ни день, то праздник.
Ленивому всё некогда.
Люди пахать, а мы руками махать.
Лентяю сказали: «Закрой дверь», а он в ответ: «Подует ветер — закроет».
У ленивого семь праздников в неделю.
Трусливый да ленивый в дружбе живут.
Мать свою дочь наставляла, а дочь её мух считала.
У ленивой пряхи и для себя нет рубахи.
— Лень, отвори дверь, сгоришь!
— Хоть сгорю, да не отворю!
Лакома кошка до рыбки, да в воду лезть не хочется.
Лентяю и приподняться лень.
Проглотить-то хочется, да прожевать лень.
Дай яичко, облупи, да и в рот положи.
Поспей, яблочко, да и в рот упади.
Лентяй и дорогу ногой указывает.
У матери две дочки молоды, а в ведре нет воды.
Сломалась арба — лентяю дрова.
Ленивому коню и дубина не страшна.
Летом не лежи в тени, чтобы зимой корова не мычала.
Стоит заговорить о деле — у ленивого голова заболит.
Хочешь узнать, кто ленив, — пошли на полив.
С горы — далеко, на гору — высоко, лучше никак.
Лентяй горазд на отговорки.
Он бы и рад косить, да некому косу носить.
Эх, если б печь да на коня, а я бы на ней — добрый казак вышел бы.
Лентяй за едой здоров, за работой болен.
Лодырь мёрзнет за работой, согревается за едой.
За ложку первый, за работу последний.
Хоть три дня не есть, а с печи не слезть.
Хороший поспевает к делу, дурной — к еде.
В работе «ох», а ест за трёх.
Опоздавший помочь до еды охоч.
Есть потешно, а работать докучно.
Ест за вола, а работает за комара.
К пирогам идут, а от работы бегут.
За дело не мы, за работу не мы, а поесть, поплясать против нас не сыскать.
И поедим, и спляшем, только пашни не напашем.
На чужую работу глядя, сыт не будешь.
Пахали — не пришёл, сеяли — не пришёл, жали — не пришёл, а когда есть стали — братом назвался.
Плачет хлебушко, когда ест его лентяй.
Ранняя птичка носок прочищает, а поздняя — глаза продирает.
Кто ленивый, тот и сонливый.
— Ты что делаешь?
— Ничего.
— А ты чего?
— Да я ему помогаю.
Пословицы и поговорки
Люди пахать, а мы руками махать.
Лентяю сказали: «Закрой дверь», а он в ответ: «Подует ветер — закроет».
У ленивого семь праздников в неделю.
Трусливый да ленивый в дружбе живут.
Мать свою дочь наставляла, а дочь её мух считала.
У ленивой пряхи и для себя нет рубахи.
— Лень, отвори дверь, сгоришь!
— Хоть сгорю, да не отворю!
Лакома кошка до рыбки, да в воду лезть не хочется.
Лентяю и приподняться лень.
Проглотить-то хочется, да прожевать лень.
Дай яичко, облупи, да и в рот положи.
Поспей, яблочко, да и в рот упади.
Лентяй и дорогу ногой указывает.
У матери две дочки молоды, а в ведре нет воды.
Сломалась арба — лентяю дрова.
Ленивому коню и дубина не страшна.
Летом не лежи в тени, чтобы зимой корова не мычала.
Стоит заговорить о деле — у ленивого голова заболит.
Хочешь узнать, кто ленив, — пошли на полив.
С горы — далеко, на гору — высоко, лучше никак.
Лентяй горазд на отговорки.
Он бы и рад косить, да некому косу носить.
Эх, если б печь да на коня, а я бы на ней — добрый казак вышел бы.
Лентяй за едой здоров, за работой болен.
Лодырь мёрзнет за работой, согревается за едой.
За ложку первый, за работу последний.
Хоть три дня не есть, а с печи не слезть.
Хороший поспевает к делу, дурной — к еде.
В работе «ох», а ест за трёх.
Опоздавший помочь до еды охоч.
Есть потешно, а работать докучно.
Ест за вола, а работает за комара.
К пирогам идут, а от работы бегут.
За дело не мы, за работу не мы, а поесть, поплясать против нас не сыскать.
И поедим, и спляшем, только пашни не напашем.
На чужую работу глядя, сыт не будешь.
Пахали — не пришёл, сеяли — не пришёл, жали — не пришёл, а когда есть стали — братом назвался.
Плачет хлебушко, когда ест его лентяй.
Ранняя птичка носок прочищает, а поздняя — глаза продирает.
Кто ленивый, тот и сонливый.
— Ты что делаешь?
— Ничего.
— А ты чего?
— Да я ему помогаю.
Не будь на слова лихим, а в работе плохим.
Бездельник придёт — от работы оторвёт.
Люди жать, а мы под межой лежать.
Лежебоке и солнце не в пору всходит.
Бездельник сколько не спит, всё спать хочет.
Спишь, спишь, а отдохнуть некогда.
Сонливый да ленивый — два родных братца.
— Давай взапуски прясть!
— Что за неволя?
— А ну, взапуски спать!
— Ложись!
Диктанты по русскому языку (стр. 5 )
| Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 6 7 8 |
1. Весенним утром, на ясном небе, задумчивые облака, теплой землей, над наподвижным озером, на весеннем воздухе, золотые потоки молодого горячего света, на свежем воздухе, в зимнюю погоду.
2. В зимнем лесу, в серебристом инее, пушистым снегом, ярким солнечным светом, зимним вечером, на синем небе, зеленоватым светом, на холодную землю, под зеленым деревом, на жёлтом одуванчике.
Объясните выбор гласной в окончании прилагательных.
Березовые дрова, пчелиным воском, дорожную пыль, с отборной пшеницей, с беззаботным смехом, о пасмурной погоде, о приезжем музыканте, с большим успехом, навстречу яркому весеннему солнцу, нет свободного времени.
Выпишите прилагательные в две колонки:
а) в окончаниях прилагательных пишется О после шипящих;
б) в окончаниях прилагательных пишется Е после шипящих.
У небольшого озера, свежей зеленью, пахучего шиповника, по скрипучей лестнице, свежей краской, к лучшему другу, на горячем песке, с хорошей песней, с хорошим товарищем, по весеннему лесу, в последнем постановлении, в колючем кустарнике, с колючими шипами.
1. Лунной ночью светло в березовом лесу. Свет луны отражается на сугробах, и лес становится похожим на огромный зал с белыми колоннами. Полна тайн тишина ясной зимней ночи.
В берлоге дремлет медведь, но чутко прислушивается он к жизни зимнего леса. Снежинки еле слышно шуршат о кору старых осин, скользят по стройным вершинам, цепляются за хвою.
2. Хорошо в зимнем лесу. Деревья стоят в серебристом инее. Всё засыпано пушистым снегом. Особенно хороши ели в роскошном, зимнем уборе. В морозном воздухе звонко отдаётся каждый звук. Зимним вечером еще лучше. Деревья освещены розовато-синим светом заходящего солнца.
Спешит, торопится осень. Смывает холодным дождем пестрый убор листьев. Вот выглянуло солнце из-за тучки, и под его ласковыми лучами изменилась хмурая картина осени.
На берегу небольшой речонки летним днем лежали старик и мальчик. Василь смотрел на тихую реку, на теплое безоблачное небо, на дальний сосновый лес. Тихая, неподвижная река вся была скрыта под сплошной твёрдой зеленью кувшинок.
На той стороне у берега оставалась чистая, гладкая полоса воды. В ней мальчик видел с необыкновенной отчетливостью прибрежную осоку, чёрный зубчатый лес, зарево, которое горело за ним.
Печальным свистом перекликались кулички. В вечернем небе ясно выступил раньше совсем незаметный полукруг молодого месяца.
ДИКТАНТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ТЕМА: КРАТКИЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ С ОСНОВОЙ НА ШИПЯЩУЮ
1. Бензин горюч, чай горяч, жук живуч, шарф колюч, пион пахуч, соловей певуч, похож на мать, воздух свеж, песок сыпуч, Кащей тощ, подарок хорош, напиток шипуч.
2. Ручной багаж, дуб могуч, дорогая вещь, испечь пирог, до новых встреч, дочитаешь завтра, ландыш пахуч, увлечься игрой, цветная тушь, капает с крыш.
3. Образуйте от данных слов краткие прилагательные и запишите их в мужском и женском роде:горячий, плакучий, похожий, свежий, сыпучий, тощий, хороший, могучий, пахучий.
Графически объясните написание кратких прилагательных с основой на шипящую.
Ветер, ветер, ты могуч, ты гоняешь стаи туч! (А. Пушкин)
Зелёный луг, как чудный сад, пахуч и свеж в часы рассвета.
Красивых радужных цветов на нём разбросаны букеты. (Суриков)
Всем ты, Ёж, хорош да пригож. (Н. Снегирев)
Медведь неуклюж, да дюж.
Крапивник жгуч, терновник колюч.
Непригож лицом, да хорош умом.
Молод да пригож, всюду вхож.
У кого коня нет, тот и ходит пеш.
Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож.
Опоздавший помочь до еды охоч.
Кто до денег охоч, тот не спит и ночь.
ДИКТАНТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ТЕМА: НЕ С ГЛАГОЛАМИ
1. Негодовать, недолюбливать, не решил, не смог, несдобровать, недоумевать, не знает, не любит, не верит, ненавидел, невзлюбил, не спится, не дремлется, нездоровилось.
2. Негодовал, неистовствовал, не хотел, не стану, не стал, не мог, не был, не подумал, не решил, не ответил, недоумевал, недописал, не забудет, не подведет, не жалеет.
Распределите глаголы в два столбика:
а) глаголы сне пишутся слитно;
б) глаголы сне пишутся раздельно.
Недолюбливать хозяйку, недомогать давно, не добился славы, мне нездоровилось, невзлюбил соседа, ненавидел врага, не мог решить задачу, не спится, не стал учить стихотворение, недоумевать втайне, не ходил к другу, не разбирается в математике, не знал правила, недослышать слова.
1. Тихо дремлет река. Тёмный бор не шумит. Соловей не поет и дергач не кричит. (Есенин) 2. Песни не знают кордонов, не прячутся в тихий уют. (Ошанин) 3. Эту песню не задушишь, не убьёшь. (Ошанин) 4. Ненавидеть врага надо так, чтоб душу ненависть прожгла. (Саянов) 5. Он недоумевал, откуда тут могла быть ракета. (Быков) 6. Я негодовал на Савельича. (Пушкин) 7. Если человека не знаешь, то его не хвали и не ругай. 8. Чинов я не хотел, а славы не добился. (Лермонтов)
2. Глаза распахните!
В уссурийской тайге
Кто не бывал в тайге, тот не может представить, какая это чаща, какие это заросли. В нескольких шагах ничего не увидишь.
Вдруг свежие отпечатки большой кошачьей лапы, отчетливо видневшиеся на грязной тропинке, остановили нас. Когда мы шли сюда, следов на дорожке не было. Вода еще не успела наполнить следы, вдавленные лапой тигра.
Не было сомнений, что страшный хищник, услышав наши голоса, бросился в чащу и спрятался где-нибудь за буреломом. Несколько минут мы простояли на одном месте, надеясь, что какой-нибудь шорох выдаст присутствие тигра, но тишина была гробовая. Зверь, видимо, ушёл.
Кто не был в берёзовом лесу? Кто не видел, как бросаются в глаза нежные и светлые деревья.
На севере живёт карликовая берёзка. Она не боится жгучих морозов и суровых ветров.
ДИКТАНТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ТЕМА: МЯГКИЙ ЗНАК ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ В НЕОПРЕДЕЛЁННОЙ ФОРМЕ
ГЛАГОЛОВ И 2-м ЛИЦЕ ЕДИНСТВЕННОГО ЧИСЛА
1. Привлечь, сберечь, остричь, жечь, испечь, пересечь, прилечь, прожечь, учишься, прячешься, уходишь, смотришь, решаешь, говоришь, бредешь.
2. Играешь, жечь, запрячь, лечишься, увлечься, улыбаешься, постричься, забываешь, открываешь, засечь, настичь, рассердишься, мчишься.
Объясните написание мягкого знака в окончаниях глаголов после шипящих, в неопределённой форме глаголов.
Забываешь ошибки, видишь зарю, открываешь Америку, лечь на диван, смотришь спектакль, жечь костер, играешь в прятки, запрячь в телегу, убегаешь к реке, задыхаешься от бега, болтаешь ногами, зажечь от спички, лечишься в поликлинике, увлечься балладами, улыбаешься во сне, увлечься разговором.
1. Была холодная ночь, и туристы решили разжечь костер.
2. Мы решили привлечь к работе учеников.
3. Мне хотелось отвлечься от грустных мыслей.
4. Какой ты мост чудесный свяжешь,
Какою песней тронешь тишь?
Какое слово завтра скажешь,
Какой мечтою удивишь,
Каким порадуешь поэтом,
Какой маршрут пробьёшь средь льдов,
Каким украсишь самоцветом
Кварталы новых городов?
Стань знающим и умелым
Когда ты станешь работать, ты узнаешь, сколько стоит рубль, который ты заработал своими руками. Ты должен стараться не только сохранить наследство, которое тебе досталось, но и увеличить его самым разумным, самым быстрым путем. Для этого мало любить Родину и быть добросовестным, честным человеком. Ты должен хорошо учиться. Знающий и умелый человек свободен в выборе своего пути, в выборе профессии.
(По И. Дубровицкому, В. Орлову)
Когда в солнечное утро, летом, пойдешь в лес, то на полях и в траве видны алмазы. Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами: и жёлтым, и красным, и синим. Когда подойдёшь поближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это капли росы собрались в треугольных листках травы и блестят на солнце.
Конспект урока русского языка «Мягкий знак после шипящих на конце наречий»
Тема урока: Мягкий знак после шипящих на конце наречий
Цели урока: образовательные:1) знания – изучить орфографическое правило об употреблении мягкого знака после шипящих на конце наречий;2) умения – находить в словах изучаемую орфограмму и правильно писать их;3) выработать стойкие навыки написания мягкого знака после шипящих на конце наречий;4) повторить употребление мягкого знака после шипящих в разных частях речи;развивающие:– развитие внимания, восприятия, памяти, ассоциативного и аналитического мышления, навыков связной речи, творческих способностей;воспитательные:– формирование мотивированности на активное творческое усвоение учебного материала, формирование таких качеств личности ученика, как толерантность, способность к диалогу.
Тип урока: урок изучения нового и закрепление изученного материала.
Методы: слово учителя, беседа, работа с таблицами, групповая работа, индивидуальная работа: выполнение упражнений ( работа по карточкам, выполнение теста на компьютере в тестовой оболочке «КРАБ», работа с учебником).
Оборудование: компьютерная презентация, учебник, тест в тестовой оболочке «КРАБ»,
Методическое обоснование: методы выбраны с учетом возраста учащихся, целей и типов урока, а также в целях наиболее эффективного использования времени.
Организационный момент (1 минута).
Приветствие: Здравствуйте, ребята, Я рада вас видеть сегодня и всегда на своих уроках. Уверена, что этот урок будет полезным для вас. Давайте проверим, готовы ли вы к уроку: тетради, учебники, дневники, письменные принадлежности. Напоминаю, что принимаются только полные устные ответы на вопросы, полностью выполненные задания.
Актуализация знаний (3 минуты):
Начнем наш урок с фронтального письменного опроса: задаю вопросы, вы ведете краткие записи ответов.
1.Какой раздел науки о языке изучает части речи? Морфология.
2. Какую часть речи мы изучаем сейчас? Наречие.
3. Наречие самостоятельная или служебная часть речи? Самостоятельная.
4. Каково общее значение наречий? Признак действия, признак предмета, признак признака.
5. Какими морфологическими признаками обладает наречие? Не изменяется, могут быть степени сравнения, есть разряды по значению.
6. Какова синтаксическая роль наречий? Обстоятельство.
Самопроверка (с помощью презентации). Сколько ошибок?
Повторение: 7 минут
1 часть. Давайте обратимся к высказыванию Льва Николаевича Толстого.
Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно. Л.Н.Толстой
Как вы понимаете смысл высказывания? Речь и мышление взаимосвязаны, нужно бережно и ответственно относиться к устной и письменной речи – она показатель уровня развития, культуры, воспитанности каждого из нас.
Найдите наречия в этом высказывании, выпишите их.
Наречия: кое-как, неточно, приблизительно, неверно.
Обратите внимание на правописание наречий.
Почему кое-как пишем через дефис? Приставка кое-
Почему неточно, неверно – слитно? – можно подобрать синоним без не: неточно приблизительно, неверно- ошибочно.
Мы видим, что наречия написаны через дефис и слитно, существует ли еще какой-то вариант написания наречий? Раздельно.
Ребята, о чем говорит этот факт: у наречий возможны три варианта написания: слитное, раздельное и дефисное? – наречие – самая молодая часть речи в русском языке, ее правописание только устанавливается.
Давайте повторим сведения о правописании наречий, полученные на предыдущих уроках, при помощи проверочного квадрата. Начертите в тетради квадрат 5Х 5 клеток, они будут условными. Необходимо заштриховать необходимые части квадрата. Проверим: посчитайте части квадрата: по горизонтали – 5 клеток, по вертикали – 5 клеток:
Изучение лексики, орфографии и пунктуации на материале пословиц и поговорок (дидактический материал)
, преподаватель русского языка и литературы ГБОУ СПО «Гулькевичский строительный техникум» КК
Изучение лексики, орфографии и пунктуации на материале пословиц и поговорок (дидактический материал).
К пословицам обращаются, когда изучают духовный мир народа, его нравственные законы, стиль мышления – то, что называют менталитетом.
В пословицах мы ищем оправдание своих действий, форму выражения иронии и эмоциональную оценку. Ничто так не украшает нашу речь, делая ее нестандартной, образной и яркой, как уместное употребление пословиц.
I. Изучение лексики.
Углубляя сведения школьного учебника об историзмах, учитель сообщит, что эти слова, выходя из активного употребления, сохранились в устойчивых сочетаниях – фразеологизмах, пословицах и поговорках.
При изучении данной темы учитель может предложить детям задания, подобные следующим:
1. Определите, как соотносятся величины веса золотника, пуда, фунта. Узнайте, какое расстояние обозначалось наименованиями пядь (пядень), аршин, сажень, вершок. Объясните иносказательный смысл пословиц
1) Фунт пуду уступает. 2) Болезнь ходит пудами, а уходит золотниками. 3) Жили сажень, доживать пядень. 4) От горшка два вершка. 5) Для друга семь верст не околица. 6) Семи пядей во лбу.
2. Определите по словарю значение выделенных слов. В каких ситуациях можно употребить приведенные пословицы?
1) На одном вече да не одни речи. 2) Иное от книг, иное от ендовы. 3) Поделом татю кнут.
Обратим внимание учащихся на то, что историзмы не имеют (и не могут иметь) синонимов в современном языке.
В ходе изучения архаической лексики учащимся могут быть предложены следующие задания:
1. Выделите среди приведенных пословиц и поговорок те, в которых есть архаизмы, обозначающие: а) абстрактные понятия, б) старые названия букв кириллицы, в) названия частей тела человека. Объясните значение архаизмов и смысл пословиц.
1) Не суйся, буки, наперед аза. 2) Всуе законы писать, когда их не исполнять. 3) Смирен – смирен, а не сунь перста в рот. 4) Не говори обиняком, говори прямиком. 5) Руки фертом, ноги прописным азом. 6) Видит око далеко, а ум еще дальше. 7) Где верхом, где пешком, а где на карачках. 8) С молитвою в устах, с работою в руках. 9) Жива душа калачика чает. 10) Простота, чистота, правота – наилучшая лепота.
2. Подберите синонимы к архаическим глаголам. В каких стилистических целях употреблены они в составе следующих пословиц и поговорок?
1) В беде не унывай, на бога уповай. 2) Застала зима в летнем платье, а мы чаяли – и зимы не будет. 3) Язык мой – враг мой: прежде ума глаголет. 4) Дураков не орют, не сеют, сами родятся. 5) Кто как ведает, тот так и обедает.
3. В каком устаревшем значении употребляются в пословицах многозначные слова живот, доля, язык, глагол, брань? Объясните значение пословиц.
1) Ни кола ни двора, ни мала живота. 2) После брани много храбрых. 3) Бог дал живот, даст и здоровье. 4) Притча во языцех. 5) Хорошо тому жить, чья доля не спит.
4. В каких значениях употребляются выделенные слова в составе следующих поговорок?
При изучении диалектизмов учитель может использовать следующие задания:
1. Распределите диалектные слова по частям речи. По Даля определите их значение в составе пословиц:
1) Без перевясла и веник рассыпется. 2) Москву слезами не расквелить. 3) Кто голдобней, кто молчанкой берет. 4) Всугонь гостя не употчуешь. 5) Парень он басенькой, зовут его Васенькой. 6) Много знай, да мало бай. 7) Ты от горя прочь, а оно тебе вскочь.
2. Поясните лексическое значение диалектных слов в следующих пословицах и поговорках. В каких ситуациях можно употребить эти изречения?
1) Не боится волк собаки, а боится звяги. 2) Грунью от смерти не уйдешь. 3) По капельке море, по волотке стог. 4) Клади в зепь орехи, да гляди, нет ли прорехи.
II. Изучение орфографии.
При изучении данной темы учитель может предложить детям задания, подобные следующим:
1. Прочитайте пословицы и поговорки разных народов. Назовите форму выделенных глаголов, спишите, ь подчеркните.
1) Воду толочь – вода и будет. (Русская.) 2) Трудно ли пересечь канал тому, кто пересек море. (Малаяльская). 3) Пытается из песка масло извлечь. (Сингальская). 4) Люблю греться, да боюсь обжечься. (Русская). 5) Из одной хворостине трудно разжечь огонь, одного сына трудно воспитать. (Китайская).
2. Спишите пословицы и поговорки, подчеркните глаголы в неопределенной форме с ь после шипящих на конце. Выразите свое отношение к содержанию первой пословицы. Приведите свои примеры пословиц о дружбе.
1) Одежду не беречь – порвется, дружбу не хранить – оборвется. (Тувинская.)2) Тщеславие всем готово пренебречь и ради славы может дом поджечь. (Калмыцкая.)3) Все доброхоты, а в беде помочь нет охоты. (Русская). 4) С малого начинай, чтоб высокого достичь. (Армянская.)
3. Определите, где выделенные слова являются глаголами, а где – существительными. Найдите пословицу, близкую по смыслу русской пословице.
1) Хитро сколотил ведро: клёпки под лавку, а обруч в печь – не будет течь. (Русская.) 2) У двух конопатчиков лодка всегда дает течь. (Китайская.) 3) Не о том речь, что некуда лечь, а о том речь, что нечего печь. (Русская.)
4. Спишите пословицы, вставляя вместо точек выделенные глаголы в начальной форме. Подчеркните пословицы, говорящие о бесполезном занятии.
1) Высекает мудрость человечья поговорки – искры красноречья. (Калмыцкая.) 2) Чем огонь просить, лучше его самому… (Японская.)
3) Сгорел в пламени, которое сам разжег. (Персидская.) 4) Обгорелые дрова легко… (Японская.)
5) Ты что делаешь? – Ничего. – А ты что? – Да я ему помогаю. (Русская.) 6) Опоздавший … до еды охоч. (Туркменская.)
5. Спишите пословицы и поговорки. Подчеркните ь в глаголах 2-го лица ед. числа. Какая из пословиц вам особенно понравилась и почему? Ответ аргументируйте.
1) Не всегда говори то, что знаешь, но всегда знай то, что говоришь. (Русская.) 2) Плывешь по реке – следуй ее изгибам, входишь в дом – следуй его обычаям. (Вьетнамская.) 3) Любишь жизнь – дорожи временем. (Эстонская.) 4) Изучая старое – узнаешь новое. Японская) 5) Толку зерно я, а пыхтишь ты. (Курдская.) 6) Покупаешь коня – смотри на его зубы; заводишь друга – смотри в его сердце. (Китайская.) 7) Помашешь косой – будет сладок покой. (Болгарская)
6. Спишите пословицы, вставляя вместо точек нужные по смыслу глаголы в форме 2-го лица ед. числа наст. времени. Составьте (устно) короткий диалог, последней фразой которого стала бы третья пословица.
7. Спишите пословицы, вставляя вместо точек нужные по смыслу глаголы из скобок в форме 2-го лица ед. числа. Одну из пословиц – советов прокомментируйте.
1) Воду, что рядом течет не … (ценить). (Узбекская.) 2) Когда … (спешить), всегда на пути холмов много. (Монгольская.) 3) Если… (любить) меня, люби и мою собаку. (Английская.) 4) Когда новый ботинок начинает жать, … (вспомнить) старый. (Английская.) 5) … (хотеть) есть калачи, так не сиди на печи. (Русская.) 6) … (идти) рыбу ловит, барии сеть. (Японская.) 7) В каком народе … (жить), того и обычая держись.
8. К каждой пословице из I части подберите и запишите близкую по смыслу пословицу из II части.
9. Спишите пословицы и поговорки. Подчеркните ь в глаголах повелительного наклонения.
1) Не отмерив, не режь. (Персидская.) 2) Хлеб – соль ешь, а правду – матку режь. (Русская.) 3) Ешьте, пейте, да дело разумейте. (Белорусская.) 4) Не тычь носа в чужое просо. (Русская.) 5) Сначала взвесь, потом отважься; сначала подумай, потом скажи. (Немецкая.)
10. Выпишите пословицы и поговорки, в которых глагол есть («принимать пищу») стоит в форме повелительного наклонения. Найдите пословицу, которая близка по смыслу пословице Дают – бери, бьют – беги.
1) Самое вкусное блюдо то, которое ешь голодным. (Эфиопская.) 2) Ешь, да не объедайся; говори, да не заговаривайся. (Вьетнамская.) 3) Увидел хлеб – ешь, увидел палку – беги. (Турецкая.) 4) Ешь пироги с грибами, а язык держи за зубами. (Русская.) 5) Ешь, как мужчина, берись за дело, как лев. (Эфиопская.) 6) Ешь вволю, а пей в меру. (Английская.) 7) Веселишься, ешь да пьешь – так любой дружок хорош, а в день горя хороша только близкая душа. (Татарская.)
11. Выпишите пословицы и поговорки, в которых существительные 3 –го скл. речь, мышь стоят в им. падеже ед. числа.
1) Краткая речь – хорошая речь. (Немецкая.) 2) Если правды нет в твоей груди, к людям речь держать не выходи. (Калмыцкая.) 3) Хорошую речь хорошо и слушать. (Русская.) 4) Хочешь узнать человека – вслушайся в его речь. (Китайская.) 5) Так речь была усердна и красна, что сбила сливки из воды она. (Калмыцкая.) 6) Речь – образ души. (Латинская.) 7) В своей норе и мышь подобна льву. (Лезгинская.) 8) Из лап голодной кошки мышь не ускользнет. (Армянская.) 9) Перекопал гору, а выкопал мышь. (Индийская.) 10) Мышь рыла, рыла и до кошки дорылась. (Грузинская.)
12. Выпишите пословицу, в которых существительное печь стоит в вин. падеже ед. числа
1) Пеки, пока печь горяча. (Туркменская.) 2) Осердясь на блоху, да и шубу в печь. (Русская.) 3) В доме, где дымит печь, прожить можно, а где злоба пышет – не проживешь. (Японская.)
13. Спишите пословицы и в каждой из них определите падеж существительного ручей; подчеркните мягкий знак.
1) Слово вымолвит, что ручей журчит. ( Русская.) 2) Нужно наклониться, чтобы из ручья воды напиться. (Украинская.) 3) Его красноречье ручью подобно. (Японская.) 4) Кто идет за ручьем, тот доходит до колодца. (Немецкая.)
III. Изучение пунктуации.
1.Восстановите пословицы при списывании. В записанных предложениях подчеркните грамматические основы, расставьте недостающие знаки препинания. В каких случаях вы поставили тире? Почему? Каковы причины отсутствия тире в остальных предложениях?
1) Доброе дело… 2) Ум одежда… 3) Дружба с хорошим человеком свет… 4) Длинный язык это лестница… 5) Москва…6) Мир что огород…
Материал для справок: …половина дела; … дружба с плохим человеком змеиный яд; … по которой в дом входят несчастье; … которая никогда не износится; … всем городам мать; …в нем все растет.
2. Спишите пословицы, заканчивая их. Благодаря какой особенности пословиц это возможно? Расставьте недостающие знаки препинания, объясните пунктуацию в записанных предложениях.
1) Мир освещается солнцем, а человек… 2) ложь стоит на одной ноге, а правда … 3) Мудрец обвиняет себя, невежда… 4) Змея один раз меняет кожу, а предатель…
3. Спишите пословицы, обозначая в них грамматические основы. Подчеркните однородные члены предложений. Расставьте недостающие знаки препинания. Постройте схемы, отображающие пунктуацию при однородных членах.