оплачивает ли яндекс еда проезд
Под маской курьера. Сколько зарабатывает доставщик «Яндекс.Еды» и хватает ли ему на жизнь
Во время пандемии, когда из дома не рекомендуется выходить и приходится соблюдать режим самоизоляции, сервисы доставки еды стали особенно популярны. Компании заявляют о том, что курьеры соблюдают все правила безопасности, поэтому клиенты могут не переживать — через доставщиков им не заразиться. Лайф решил проверить обеспечение безопасности в сервисах доставки еды на себе — автор издания устроился курьером и выяснил, что происходит на самом деле по дороге из кафе в ваш дом.
Коллаж © LIFE. Фото © Shutterstock, ТАСС / Александр Демьянчук
Онлайн-путь приёма на работу
Фото © Getty Images
Стать курьером может любой желающий. Сначала на сайтах сервисов нужно оставить заявку, в которой указывается ваше имя, телефон и гражданство. В течение суток менеджер сервиса с вами свяжется. Мы оставили свои контакты в двух самых популярных доставках: в Delivery Club и в «Яндекс.Еде».
Менеджер Delivery Club перезвонил через пару часов, уточнил, есть ли санитарная книжка у соискателя. Книжки нет — извините, мы не можем вас принять, оформляйте документ самостоятельно, а затем можете обратиться к нам снова. В «Яндекс.Еде» ответ был несколько иным: на собеседование можно прийти и без санкнижки, в дальнейшем работодатель поможет с её получением, но сначала нужно пройти онлайн-обучение и тестирование. Мы согласились на эти условия.
Ссылка на обучение пришла по СМС. В течение получаса в видеоуроке представитель компании рассказывала, как нужно принимать заказ, как работать со службой поддержки «Яндекс.Еды» и когда именно курьер получит деньги. По пройденному материалу нужно выполнить тест, если отвечаете на все вопросы правильно, в течение суток вам придёт следующее СМС-сообщение с датой вашего приёма на работу.
Действительно ли курьеры «Яндекс.Еды» сильно перерабатывают, за что их штрафуют и сколько им платят? Рассказывают сами курьеры
На прошлой неделе стало известно о смерти курьера «Яндекс.Еды», который отработал 10-часовую смену. Пользователи соцсетей обвинили компанию в случившимся и призвали изменить условия труда. Сервис пообещал внимательнее относиться к нагрузке курьеров.
«Бумага» попросила курьеров «Яндекс.Еды» рассказать о том, сталкиваются ли они с переработками, какую зарплату получают и что думают о ситуации с умершим сотрудником.
Артем
— Смены длятся в основном по 4–8 часов. Зачастую сами курьеры (я в их числе) продлевают смену до 10–12 часов. Но это не чья-то прихоть извне, а собственное желание заработать больше денег. Сам работал две недели без выходных по 8–9 часов в день и на здоровье не жаловался.
Бывает, что супервайзеры в приказном порядке перебрасывают курьеров с локации, которую они сами выбирают, туда, где запара с заказами. В этом случае приходится больше работать. Отнес заказ — побежал в ресторан — отнес заказ — побежал в ресторан. Эта своеобразная переработка не оплачивается.
На рабочий день, пусть даже 12-часовой, дается всего один перерыв в 20 минут. То есть если тебе стало плохо, ты захотел есть, справить нужду, придется это делать один раз за целый день или же сниматься со смены. Тем самым теряя деньги за отработанное время и получая немалый штраф.
«Яндекс» не церемонится с курьерами. Облажался — тебя уволили, опоздал на пару минут на смену — обложат штрафом. Считаю, что [в случае с умершим курьером] виноват и «Яндекс», который позволяет работникам пахать до чертиков, и сам работник, который явно не рассчитал свои силы и возможности.
Анонимный курьер «Яндекс.Еды»
— Смены бывают, как правило, от четырех часов. Но проскакивают и двухчасовые. В последнее время сделали так, что в рабочем приложении не приходят заказы вне установленного графика. То есть переработка случается только тогда, когда заказ падает совсем перед концом смены.
Проезд нам не оплачивают. При устройстве вешали лапшу, что всё окупится. Оплата в Питере — 75 рублей в час и 50 рублей или 75 рублей за заказ. Зависит от процентов опозданий в ресторан или к клиенту. Но говорят, что скоро эту систему упразднят.
Есть штрафы за опоздание и ранний уход (500 рублей за каждый), за прогул (1500 рублей), за неправильно проставленные статусы, например, нажал «прибыл к клиенту», не дойдя полкилометра. Очень много курьеров работает по 12 часов и не жалуются. Один продлевал себе смены до 15 часов, работал без выходных. Насколько я знаю, с ним всё в порядке.
Анонимный курьер «Яндекс.Еды»
— «Яндекс.Еда» поделена на зоны доставки. Каждый курьер может выбрать себе смены от четырех часов. Для меня это был отличный способ подзаработать до Нового года. Тогда я проработал полтора месяца и сейчас планирую вернуться.
В ноябре–декабре я работал по четыре часа после основной работы. Иногда штрафы назначают по ошибке из-за того, что ребята, например, поменялись сменами. Но в таком случае штрафы снимаются. Во время моей работы из-за грейдов (классификация курьеров, от которой зависит оплата — прим. «Бумаги») было небольшое неравенство. Те, кто передвигался на самокатах и велосипедах, получали бонусы за скорость. Тем, кто ходил пешком, обычно приходилось довольствоваться маленькой ставкой.
Зимой многих кидало в далекие районы, и обычно на доставку уходил час. Я работал на велосипеде, и у меня было в среднем по шесть заказов за вечер. Пеших курьеров было жаль. Хотя я слышал, что некоторые и пешком успевали и даже были в топе среди курьеров.
Группы курьеров закреплены за разными юридическими лицами. Это не очень беспокоит, пока тебя не перекидывают от одного к другому. Когда такое происходило, в [одном из курьерских] чатов было очень много недовольных, так как у разных компаний своя система оплаты. У кого-то зарплата приходит в банк, а для этого нужно получить отдельную карту. Мне повезло, меня распределили в компанию, которая перечисляет в том числе на «Сбербанк».
Еще один минус — после моего ухода [в конце 2018 года] время на обед курьеров сократили до минимума: 20 минут в день! Это неправильно, но есть нюанс. Бывает, что заказов днем нет по часу, и курьер просто ждет. По идее можно использовать это время для обеда. Но если таких окон нет, то беда.
Анонимный курьер «Яндекс.Еды»
— Если хочешь заработать [в «Яндекс.Еде»], работай 12 часов. Хочешь получать минимум — работай 6-8 часов. [Супервайзеры] шли мне на уступки: когда я получил травму, подвернув ногу, отпустили со смены. Снимали с меня смены, когда не мог выйти.
Если работать лениво, можно получать 15–20 тысяч в месяц. Если нормально работать — 30–35 тысяч. А если брать смены 12–15 часов, то можно получить и 60–90 тысяч.
Расходы на транспорт не компенсируют. Тут, к сожалению, или иди быстрее или плати сам. В центре ещё можно спокойно ездить на автобусах по проездному, но вот, например, в районе проспекта Просвещения и Парнаса чаще приходится ездить на маршрутках.
Я быстро хожу даже вне работы, так что для меня это приемлемое время (речь идет о времени, за которое нужно доставить заказ. Оно показывается в приложение «Яндекс.Еды» для курьеров. Путь для сотрудников рассчитывают по навигатору — прим. «Бумаги»). Мне кажется, приложение не должно рассчитывать время и путь по навигатору. Должно быть 10–15 минут запаса, чтобы подождать транспорт. Приложение может показать и 40 минут пути, хотя можно пройти и за 5 минут. Это, скажем так, подбрасываение монетки. За восемь месяцев работы мне только семь раз выпадало маленькое время доставки заказа.
Анонимный курьер «Яндекс.Еды»
— С августа я работаю по 15 часов в сутки без выходных. А раньше работал по 16. Супервайзеры говорили со мной о переработках, но я считаю, что это дело каждого. Система штрафов устроена таким образом: курьеры получают штрафы за опоздание на смену, не выход или ранний уход. Также существует штраф за отказ от заказа, за грязную форму и так далее. Лично я не получал никаких штрафов.
Я зарабатываю от 80 до 100 тысяч рублей в месяц. Передвигаюсь на самокате, так что сейчас проездной не требуется. Это работа моей мечты: ты двигаешься целый день, и в результате у тебя, как правило, отличное самочувствие и настроение. Минус в том, что бывает тебя забрасывают в районы, где рестораны долго готовят заказы. Но в районе, где я обычно работаю, это происходит всё реже.
Павел
— У нас был чат в телеграме, где нам каждое утро кидали новости «Яндекс.Еды» и красивую фотку Питера. В этот чат раз в неделю приходила ссылка на страницу с вариантами смен: четыре, шесть, восемь, десять или двенадцать часов. Выбирать можно было из доступных: например, в понедельник, если много курьеров выбрало шестичасовую смену с 13 до 19, этот промежуток времени становился недоступным для тебя.
Супервайзер мог пару раз в неделю позвонить и предложить выйти поработать. Минимум, который должен быть в неделю, это три смены по четыре часа. Иначе звонит супервайзер и предлагает поработать еще.
Обед длился 30 минут. Вроде как два раза за смену в 12 часов, один раз за шестичасовую. Для четырехчасовой обед тоже положен, но логисты будут ворчать. Чтобы сходить на обед, нужно написать логистам. Они ставят у тебя приложение на паузу при условии, что заказов нет. На экране в это время загорается таймер.
На обед не отпускали в час пик — он как раз в обеденное время. Оправдывали это тем, что всё для клиента, а ты можешь и потерпеть. Хочешь на обед? Лови момент, когда нет заказов и не час пик. Если возмущаешься, мол, мне в туалет надо, кушать хочу, у меня сахар сейчас упадет — «суперы» отвечают, что «никто не запрещает на ходу в перерывах между заказами кушать и ходить в туалет». Плюс ко всему, в термосумке запрещалось носить посторонние предметы. Это значит, что из дома еды ты не возьмешь, покупай беляши.
В месяц я получал около 20-25 тысяч. Брал смены не больше 8 часов и работал 2/2. Иногда клиенты давали на чай — обычно от 10 до 100 рублей, максимум было 500. Это просто божьи дети, поставьте им памятник и голубей отгоняйте.
Были ребята, которые и по 50 тысяч поднимали в доставке, но они работали на великах по 12 часов. Они были сонные, еле-еле говорили, от них неприятно пахло, а сумка и форма все были в грязи с заднего колеса велосипеда. Вот такое чудо вам привозит еду — зато 50 тысяч поднимает.
Проезд оплачиваешь сам. Была ситуация, когда пешком идти 50 минут, а на транспорте ехать — 20. Мне супервайзер говорит, что транспорт не оплатят. Я спрашиваю, в чем смысл и в чем моя выгода: я получаю 100 рублей в час, а вы хотите чтобы я 40 из них потратил на билет до ресторана и еще 40 до клиента. Супервайзер отвечает: «правильно сгенерируйте свой маршрут».
Систему грейдов я не понял и не хотел понимать. Зачем оно мне надо? Я хотел забрать заказ, отдать заказ, получить деньги. Изначально я воспринимал это как некую чушь для возникновения у курьеров азарта и желания быть первыми. Но оказалось, ее приспособили так, что курьеры с первым грейдом первыми получают доступ к расписанию. Соответственно, если ты крутой, самые «вкусные» смены твои.
К супервайзерам отношение было, скорее, хорошее. Они делают так, как их учили. Тупят иногда и отвечают шаблонами, что очень смешно. Но в целом у меня с ними конфликтов не было. Пару раз у меня было ЧП, и я просил отпустить меня раньше, они отпускали.
А вот с заказами полный бардак. За них отвечают логисты. Заказы прилетали с самым разным расстоянием. География такая классная, что можно было начать на площади Восстания, а закончить на «Пионерской». А смена заканчивается ночью, транспорта нет, метро закрыто, я живу на «Парнасе». Можно сказать, что я всю смену просто шел домой из центра города, зарабатывая при этом деньги.
Впечатление от работы по итогу: платят мало, ходить много. Очень уставали ноги, ботинки были насквозь мокрые от пота, колени ныли, огромная сумка бесила на поворотах. Плюсы были в том, что мог курить когда захочу и пересмотрел все видео на ютьюбе, пока ходил.
— Мы сотрудничаем с курьерскими службами, рабочий график курьеров устанавливают они. Курьеры работают согласно графику, который сами выбирают, количество часов варьируется от 4 до 12 часов. В незагруженное время курьеры могут ставить паузы и брать перерывы.
На стороне партнера, [на которого работал умерший курьер], сейчас проводится внутренняя проверка относительно жалоб со стороны курьеров. Также мы напоминаем, что мы просим всех курьеров связываться с нами и рассказывать обо всех неподобающих случаях с супервайзерами. Исходя из этой информации, мы сможем в дальнейшем принимать решение, продолжать ли сотрудничать с этим партнером-курьерской службой дальше.
Вычеты за нарушения устанавливаются работодателями курьеров — курьерскими службами.
В Петербурге после десятичасовой смены умер курьер «Яндекс.Еды», в соцсетях запустили флешмоб #яндекссмерть
Сколько зарабатывает курьер в Яндекс Еде? О зарплате, комиссиях и чаевых.
Яндекс Еда – стремительно набирающий популярность сервис доставки готовых блюд и напитков, который сотрудничает с сотнями различных заведений общепита. Ввиду активного развития сервис набирает курьеров в разных городах России, предлагая гибкий график работы и достойный доход, не выдвигая при этом специальных требований к соискателям.
В данной статье мы расскажем именно о зарплате курьеров, работающих в Яндекс Еде. Вы узнаете, сколько зарабатывают в разных регионах и от чего зависит заработная плата? Все о комиссии, чаевых и начислении штрафов.
От чего зависит зарплата?
Для курьеров сервиса Яндекс Еда предусмотрена сдельная форма оплаты труда. На размер зарплаты влияют следующие параметры:
Сколько можно заработать?
Информация о минимальном заработке в разных городах
Данные о возможном доходе сведены в удобную таблицу. Необходимо найти город, в котором планируете работать и узнать минимальный доход за час работы.
Не забывайте, что выполняя заказы активно и без нарушений правил зарабатывать можно намного больше.
Регион | Город | Доход (в час) |
Алтайский край | Барнаул | от 150 руб. |
Астраханская область | Астрахань | от 150 руб. |
Белгородская область | Белгород | от 150 руб. |
Брянская область | Брянск | от 150 руб. |
Владимирская область | Владимир | от 170 руб. |
Волгоградская область | Волгоград | от 150 руб. |
Волгоградская область | Череповец | от 170 руб. |
Воронежская область | Воронеж | от 180 руб. |
Ивановская область | Иваново | от 150 руб. |
Иркутская область | Иркутск | от 160 руб. |
Казахстан | Алматы, Астана | от 700 тенге |
Калининградская область | Калининград | от 170 руб. |
Калужская область | Калуга | от 150 руб. |
Кемеровская область | Кемерово | от 170 руб. |
Кировская область | Киров | от 150 руб. |
Краснодарский край | Краснодар | от 150 руб. |
Краснодарский край | Сочи | от 160 руб. |
Красноярский край | Красноярск | от 150 руб. |
Ленинградская область | Санкт Петербург, Колпино, Пушкин, Сертолово | от 190 руб. |
Липецкая область | Липецк | от 150 руб. |
Москва | Москва | от 200 руб. |
Московская область | все доступные города | от 200 руб. |
Мурманская область | Мурманск | от 170 руб. |
Нижегородская область | Нижний_Новгород | от 190 руб. |
Новосибирская область | Новосибирск | от 170 руб. |
Омская область | Омск | от 160 руб. |
Оренбургская область | Оренбург | от 160 руб. |
Орловская область | Орел | от 170 руб. |
Пензенская область | Пенза | от 150 руб. |
Пермский край | Пермь | от 160 руб. |
Приморский край | Владивосток | от 150 руб. |
Республика Башкортостан | Уфа | от 160 руб. |
Республика Карелия | Петрозаводск | от 150 руб. |
Республика Мордовия | Саранск | от 170 руб. |
Республика Татарстан | Альметьевск, Набережные Челны, Нижнекамск | от 150 руб. |
Республика Татарстан | Казань | от 170 руб. |
Республика Удмуртия | Ижевск | от 130 руб. |
Республика Чувашия | Чебоксары | от 150 руб. |
Ростовская область | Ростов на Дону | от 160 руб. |
Ростовская область | Шахты | от 150 руб. |
Рязанская область | Рязань | от 160 руб. |
Самарская область | Самара | от 160 руб. |
Самарская область | Тольятти | от 150 руб. |
Саратовская область | Саратов | от 150 руб. |
Свердловская область | Екатеринбург | от 180 руб. |
Смоленская область | Смоленск | от 150 руб. |
Ставропольский край | Ессентуки | от 150 руб. |
Тверская область | Тверь | от 150 руб. |
Томская область | Томск | от 150 руб. |
Тульская область | Тула | от 160 руб. |
Тюменская область | Тюмень | от 160 руб. |
Ульяновская область | Ульяновск | от 150 руб. |
Хабаровский край | Хабаровск | от 150 руб. |
Ханты-Мансийский АО | Нижневартовск | от 150 руб. |
Ханты-Мансийский АО | Сургут | от 200 руб. |
Челябинская область | Челябинск | от 150 руб. |
Ярославская область | Ярославль | от 160 руб. |
Вознаграждения за этапы выполнения заказа
Ниже мы свели в таблицу данные о вознаграждении за каждый этап для нескольких населенных пунктов. Данная информация позволяет понять, сколько платят курьерам Яндекс Еда за выполенные действия.
Условия | Для Москвы и МО | Для Санкт-Петербурга | Для Новосибирска, Екатеринбурга | Для Волгограда, Перми | Для Томска |
Приход без опоздания в заведение, руб. | 55 | 55 | 40 | 40 | 35 |
Своевременная доставка блюд заказчику, руб. | 55 | 55 | 40 | 40 | 35 |
Путь от места начала работы до заведения превышает 2 км, руб./км | 35 | 45 | 30 | 25 | 20 |
Путь от заведения до заказчика превышает 2 км, руб./км | 35 | 25 | 20 | 15 | 20 |
Кроме того, для сотрудников предусмотрена так называемая минимальная ставка – 100 руб. за каждый отработанный час. В некоторых городах для ее получения требуется выполнить определенное количество доставок в зависимости от продолжительности рабочего дня.
Какая-либо комиссия сервиса в Яндекс Еде просто отсутствует. Зарплата курьерам начисляется за фактически выполненную работу.
Гарантированная минималка особенно актуальна в «неурожайные» дни, когда заявок небольшое количество или нет совсем. Но для заработка важно находиться онлайн на протяжении смены и не допускать никаких нарушений: быстро отвечать на заявки, обновлять статус их выполнения только по факту, а также не закрывать смену преждевременно. В последнем случае возможен штраф 500 руб., а в случае невыхода на работу вообще – 1500 руб. Прогул будет считаться обоснованным только при наличии медицинской справки от врача.
Пример расчета дохода
С учетом указанных расценок легко просчитать, сколько зарабатывает курьер в Яндекс Еде. Для примера приведен расчет для 6-часовой смены в Москве (при условии пеших передвижений в радиусе 2 км):
Итого, выполняя доставку десяти заказов в смену и работая 20 шестичасовых смен в месяц можно заработать минимум 34 тысячи рублей. Если передвигаться не пешком, а на велосипеде или другом личном транспорте, можно выполнять намного больше заказов за смену и получать больший доход.
Средняя зарплата в Москве и регионах
На официальном сайте сервиса указана средняя зарплата в Яндекс Еде у курьеров – до 3400 руб. за рабочий день. Это средний показатель в целом по России, выведенный на основании статистических данных сервиса. Размер заработка будет зависеть не только от количества выполненных заказов и отработанных часов, но и места работы:
Дополнительно мы сравнили уровень дохода курьеров разных сервисов — Яндекс Еда или Деливери Клаб.
Как выплачивается доход
Оплата труда производится в безналичном режиме посредством перевода на банковскую карту.
График выплат зависит от выбранного способа трудоустройства:
За что можно получить штраф
В сервисе Яндекс Еда установлены стандарты обслуживания, нарушение которых чревато штрафами в виде отчислений из зарплаты.
Оштрафовать доставщика могут за:
При неоднократных и грубых нарушениях дело может дойти до блокировки доступа к сервису.
О чаевых
Кроме заработной платы, курьер Яндекс Еды может получать дополнительное вознаграждение от заказчиков в виде чаевых как благодарность за оперативную и качественную доставку. Клиент по своему усмотрению выбирает способ поощрения доставщика:
Способы увеличения зарплаты в Яндекс Еде
Для увеличения зарплаты в сервисе Яндекс Еда курьер может предпринимать следующие меры:
«12 километров пешком»: новосибирские курьеры «Яндекс.Еды» пожаловались на условия труда
Курьеры «Яндекс.Еды» пожаловались на отсутствие компенсаций на транспорт, большие штрафы, неоплачиваемый больничный, плохую работу приложения, немотивированные увольнения и неуважительное отношение со стороны работников сервиса.
Они обратились в Тайгу.инфо после смерти своего коллеги из Санкт-Петербурга. В самой компании редакции заявили, что общее число жалоб от сотрудников значительно снизилось, все заявления отрабатываются, кроме того, планируется ввести компенсации за проезд на автобусах и метро. (UPD: 24 апреля в «Яндекс.Еде» уточнили, что все нововведения в оплате труда коснутся только Москвы)
21-летний курьер Артык Орозалиев скончался в Петербурге 16 апреля. Причиной стал сердечный приступ, случившийся на 11-м часу рабочей смены. Ранее у молодого человека не было проблем с сердцем, рассказывали «Фонтанке» родственники погибшего. Компания уже связалась с родственниками погибшего и пообещала, что постарается им помочь.
«Вне зависимости от итогов экспертизы [причин гибели юноши] для нас и наших партнеров этот случай означает, что нужно более внимательно относиться к нагрузке курьеров, даже если они сами берут на себя длинные смены и повышенные обязательства», — заявили в пресс-службе «Яндекс.Еды».
После происшествия в редакцию Тайги. инфо обратились два действующих и один бывший сотрудник сервиса по доставке еды. Герои согласились разговаривать только на условиях анонимности, их имена изменены. В «Яндексе.Еде» прокомментировали их претензии.
Курьер Анна. «Это ваши проблемы, добирайтесь, как хотите»
Смена у меня была в пятницу. Начала на [станции метро] «Студенческой» работать. Я отнесла два заказа, а потом меня начало мотать по всему городу на такие километражи, что вы даже представить себе не можете. Я работаю пешим курьером, мне не возмещаются деньги за проезд. Я шла пешком от «Студенческой» до Большевистской, 43/1 — это «Макдональдс». Дали мне 15 минут — это физически невозможно, за это время я пройду только полмоста Коммунального. Получается, я пришла с опозданием. И оттуда меня отправили вглубь Октябрьского района, ближе к улице Карла Либкнехта. Оттуда меня начало кидать по всему городу.
В 22:40 я оказалась на [метро] «Маршала Покрышкина». Там мне пришел заказ, что мне надо идти на Каменскую, 7. Там забирать заказ и относить на «Маршала Покрышкина». Получается, я пока получила заказ, пока отнесла — отдала клиенту в 23:48.
На метро не успела — с Державина до метро идти минут 15 быстрым шагом. Я закрыла смену, позвонила в колл-центр. Мне сказали: «Это ваши проблемы, добирайтесь, как хотите, вызывайте себе такси». Я говорю: «В смысле, за свой счет?» Они сказали «Да». У меня не было денег: нам зарплату стали делать не каждую неделю, а раз в две недели. Мне пришлось 12 км идти пешком. Я была дома где-то полтретьего. Ребята были в шоке. Супервайзер (координатор курьеров — прим. Тайги. инфо) никак не захотел решать эти проблемы.
Я написала ему утром. Он сказал, выбирайте смены, которые подходят вам больше. А когда у нас был набор смен — каждую субботу мы набираем себе смены — практически ни одной смены не было до 21−22 часов. Давайте вспомним ситуацию, что у нас умер курьер в Санкт-Петербурге, отработав 10 часов на велосипеде. Мало того, что нас садят на велосипед, заставляют нас его покупать — мол, это очень выгодно. Да, доход ты увеличиваешь, но ты без остановки катаешься на велосипеде. Тебе не дают даже время поесть, потому что район загруженный и ты катаешься как дикий.
Смены так же 10−11 часов. О каком сокращении идет речь? Смены короткие есть, но их очень быстро разбирают, их очень мало. А так как работы нет, приходится любые смены брать.
Приходит заказ, допустим, за несколько минут до конца смены — ты не имеешь права его отменить. Тебе за это штраф 500 рублей. Если мне отработать 12 часов, я отнесу заказов 14−16, я получу 1,5−1,6 тыс. рублей. Наши зарплаты просто улетучиваются.
Такие ситуации случались. Они не берут в расчет, сколько времени реально идти. Ты опоздал — тебя штрафуют. В колл-центре грубят, когда опаздываешь. Они не на вы, а на ты общаются. «Вы шевелитесь быстрее» — отвечает супервайзер, когда говоришь, что тебе дали мало времени.
Когда в субботу была жаркая погода, я натерла мозоли — ходить не могла. Мне ни смену не сократили, ни больничный не дали, потому что больничный не оплачивается, а смены они не могут сокращать. А мне пришлось работать на ужасно больных ногах. Я не брала несколько дней смену и на меня наехали: «Почему ты не работаешь? Иди сдавай форму, если не хочешь». Я пошла на работу и заработала воспаления на ногах.
Зарплата у нас не от 30 тыс. рублей, как обещают. Мы такую зарплату никогда в руках не держали. Если ты успеешь набрать себе смен, ты получаешь до 2 тыс. рублей в день. Если каждый день пахать по 10−12 часов, до 7 тыс. [в неделю] ты можешь получить.
Мы боимся, что нас уволят с плохой репутацией в личном деле, что полностью депремируют перед увольнением, то есть оставят нас в минусовой зарплате. У нашего сотрудника уже было так: работал всю неделю, его оштрафовали. Он и в минус ушел еще, и репутацию ему испортили. Работу найти не может — отказывает служба безопасности, хотя он не судим, ничего такого.
Нам не предоставляют ежегодный оплачиваемый отпуск по истечении шести месяцев работы, устраивают слежку каким-то людьми за нами. Так я нашла в интернете свое фото, где я шла на заказ, и пьяный мужчина столкнулся со мной (собеседница показала Тайге. инфо фото, сделанное со спины, за которое ее оштрафовали). У нас за то, что ты с кем-то столкнулся, с кем-то разговариваешь во время смены — штраф. GPS перекинул тебя с одной улицы на другую — штраф.
Курьер Валентина. «Двигайся чуть быстрее, ты не хуже других»
Недовольны люди из-за наличия штрафной системы. Штрафы вычитаются из оклада, и человек может полностью остаться без недельной заработной платы, может уйти в минус. Вычитают деньги за все. Даже за флуд в общем чате. У одного парня сняли 300 рублей из зарплаты, в причинах написали причину — флуд. Хотя он просто кидал мемы в чат «общение», где единственное, что запрещено — это мат. Называется это депремированием, но никаких премий мы не получаем. В договоре про них ни слова.
В распоряжении Тайги. инфо оказалась памятка для новосибирских курьеров, в которой прописаны размеры штрафов. Флуд в рабочем чате и преждевременное сообщение о прибытии наказывается 100 рублями. За ранний уход со смены и опоздание более, чем на 15 минут, из зарплаты вычитают 500 рублей. За невыход на смену без уважительной причины, хамство, опоздание на полчаса, работу без формы и термосумки и отказа от заказа штрафуют на 1,5 тыс. рублей. «Нет денег на проезд, не успеваю на последний автобус — не уважительная причина», — говорится в памятке.
За выход на смену в пьяном виде и с запахом перегара, а также за разглашение личных данных клиентов штрафуют на 5 тыс. рублей и увольняют.
Договор мы заключаем с нашим работодателем — это ООО «ЦентрПро» (на сайте «Яндекса» компания указана в списке доставщиков — прим. Тайги. инфо). Курьерская служба, которая сотрудничает с «Яндексом» и предоставляет нам работу.
В приложении «Служба доставки» [в котором курьеры получают заказы] нельзя брать перерыв, если высокий спрос заказов по городу. И не важно, что курьер восемь часов на ногах и ни разу не ел. Перерыв 20 минут — не оплачивается, нельзя делить по частям.
Расчет времени прибытия к заказчику или в ресторан происходит некорректно, дает нереальные цифры. Например, чтобы добраться от площади Ленина до зоопарка приложение дает 15 минут. На просьбу прибавить время, супервайзер отвечает: «двигайся чуть быстрее, ты не хуже других, просто поторопись, едь на транспорте». Расходы на транспорт не возмещаются.
Продлевают и урезают смены без разрешения сотрудника из-за высокого спроса.
Если смена до 23:00 вечера, а заказ выпал без десяти минут, и курьер закончил его доносить только в 00:00 — такси не оплачивается. Даже скидки нет. Если заказ слишком большой, то иногда вызывают [такси]. А так развоза нет.
Наши просьбы ни к чему не приводят. Мы просили увеличивать время на таймере, когда он дает его слишком мало. Супервайзер этого не делает. На счет больничных мне лично отказали в выплате. Но, когда я скинула фото договора, где указано, что он должен оплачиваться, мне не приходит ответ в течение недели — я жду.
Если работать 12 часов шесть дней в неделю и заказ будет падать каждый час и при первом грейде — то есть 50 рублей за заказ — выходит около 9 тыс. Грейдов всего два: второй — 40 рублей за заказ, первый — 50 рублей — это если нет опозданий, нет жалоб и если больше 10 заказов за неделю.
Когда я пришла на работу, у меня были ожидания, что можно совмещать с учебой. Но из-за того, что остается минимальное количество времени на доставку, ребята очень устают, болят ноги. Нас не слышат, когда нам действительно плохо, когда мы не успеваем. Когда мы болеем, нас штрафуют, и просто на такие суммы — нам просто не на что жить, мы студенты нам всем надо что-то кушать.
Бывший курьер Елена. «После оплаты больничного мне сказали, что я уволена»
Сейчас в нашей работе очень много нарушений. Люди, которые работают 12 часов, могут взять только один перерыв — 20 минут. Раньше у нас было ограничение, что мы можем его взять только с 15 до 19 часов. Теперь его сняли.
Руководители никак не реагируют на неправильную работу приложения. Навигатор, который назначает время, не учитывает ни пробки, ни светофоры. Он рассчитывает неправильно и дает очень мало времени — из-за этого мы постоянно бегаем. Я не могла взять обед при девятичасовой смене из-за высокой загрузки.
У нас в договоре прописано, что мы застрахованы и что все медицинские вопросы решаются работодателем. Но, когда я обращалась с вопросом оплаты больничного, мне сказали, что он не оплачивается. После того, как я пришла в офис и письменно подала [больничный лист], мне его оплатили. Другим ребятам до сих пор отказываются платить.
После оплаты больничного мне позвонила служба безопасности и сказала, что я уволена на основании многих жалоб. При этом мне об этих жалобах никто не говорил. Мне ограничили везде доступ — никто не знал о моем увольнении. Сказали, что предоставят информацию о причинах на почту. Сейчас я бегаю за своим работодателем, чтобы мне предоставили письменное подтверждение моего увольнения. Мне отказывают. При увольнении согласно статье 140 ТК РФ, должны выплатить заработную плату в день подачи заявления или на следующий день. Это уже нарушено. Я сижу без денег, без подтверждения увольнения.
Наши руководители плюют на то, что мы устаем, кидают заказы за девять километров [от местонахождения курьера]. А мы пешие. Нам не оплачивают расходы на транспорт. Нам говорят, что они учтены в зарплате. Она составляет 75 рублей в час и в зависимости от грейдов 40 или 50 рублей за заказ. Таким образом, расходы не покрываются — мы тратим больше, чем зарабатываем. Здесь проще только студентам с безлимитной транспортной картой. На наши просьбы создать такую карту для курьеров — отказали. Они спрашивали, хотим ли мы ее. Мы ответили, что да, и никаких результатов.
С каждым месяцем работы наши условия ухудшались — нам урезали таймеры, не давали такси, урезали обед, сделали его неоплачиваемым. У меня в договоре указана старая ставка (100 рублей в час — прим. Тайги.инфо). Этот момент с нами никто не оговаривал. Обо всех изменениях нас предупреждают поздно.
Когда были чрезвычайные ситуации — мне становилось плохо или я падала, ударялась и уходила с работы — работодатель не предлагал помощи. Не предлагал вызвать скорую, как он обязан по закону.
Во время праздников у нас была обычная ставка. Никто не соблюдал закон о двойной ставке в праздничные дни. У нас нет оплачиваемого отпуска. Я приходила и специально спрашивала — мне сказали: в договоре не написано — значит нет. Отпускных не выплачивают. Мы, как псы, бегаем на работе и не получаем должного уважения от работодателя даже при увольнении.
Пресс-служба «Яндекс.Еды» прокомментировала Тайге.инфо рассказы новосибирских курьеров
Все обращения и жалобы от курьеров оперативно рассматриваются службой поддержки сервиса. Это также касается, если возникает спорная ситуация некорректного обращения супервайзера из партнерской службы, где работает курьер. Это главный и единый центр, где курьеры могут задать любой вопрос или предложить свое решение текущей проблемы. Например, раньше действительно случалось, что в приложении неправильно показывалось время и дистанция, и ребята-курьеры говорили нам о них через саппорт, поэтому в новой версии приложения мы исправили этот недочет.
После этого количество жалоб существенно снизилось, сейчас это большая редкость и мы такие случаи внимательно изучаем. Также в ближайшее время мы рассмотрим варианты технологических решений для того, чтобы организовать контроль над переработками в курьерском приложении, чтобы они не брали много длинных смен.
Начиная с прошлого года мы делаем ежемесячные анонимные опросы курьеров, чтобы узнать, что их больше всего тревожит и не устраивает в работе с конкретной службой доставки, с которой мы сотрудничаем в том или ином городе, что стоит улучшить в приложении для курьеров и так далее. Так, например, мы поняли, что большинству не нравилась система грейдирования, где каждую неделю курьеру присваивался грейд в зависимости от количества опозданий или неаккуратно привезенных блюд. Чем выше грейд — тем больше получает курьер за доставку, и такая система плохо работала с исключительными случаями — когда в целом рейтинг высок, отзывы хорошие, но из-за досадного стечения обстоятельств и опоздания грейд снижался.
будет компенсироваться проезд на общественном транспорте, если от местонахождения курьера до ресторана более 2 км
Поэтому буквально пару дней назад у наших партнеров курьерских служб введена новая система оплаты, где были учтены все пожелания курьеров. Если раньше заработок курьера зависел от количества заказов и отработанных часов, то сейчас он будет зависеть от количества заказов и дистанции, которую курьер преодолел любым способом — на самокате, велосипеде, общественном транспорте или пешком. Расчеты будут проходить по единой схеме, будет компенсироваться проезд на общественном транспорте, если от местонахождения курьера до ресторана более 2 км. А расстояние от ресторана до клиента по оптимальному маршруту оплачивается отдельно за каждый километр.
Также в новой системе выплат предусмотрена гарантированная оплата в 150 рублей в час, которая позволит получать доход даже в случае, если заказов пока немного. Курьер будет получать надбавку за каждый успешно выполненный этап доставки: своевременное прибытие в ресторан и передачу заказа клиенту в срок.
UPD (24 апреля): Пресс-служба «Яндекс.Еды» уточнила, что новая система оплаты касается только Москвы. Также компания отозвала свой комментарий о компенсациях проезда на общественном транспорте, гарантированной оплате в 150 рублей в час и надбавках (последние два абзаца).