ооо все о рыбе
Россиян предупредили о консервах с поддельной рыбой
Роскачество исследовало 53 процента рынка консервированной сайры. Оказалось, что производители вместо сайры используют другие более дешевые виды рыб: тихоокеанскую сельдь и дальневосточные сардины. Результаты исследования опубликованы на сайте организации.
Материалы по теме
Иллюзия стабильности.
«Газпром» и Евросоюз не могут договориться по поставкам газа и ценам.
В ведомстве предупредили, что рыбу подменяют на поддельную из-за стоимости сырья: сайра дороже сардин более чем в семь раз. При этом минимальная цена за консервированную сайру, где она действительно есть — 44,40 рубля за 100 граммов. Однако российские федеральные сети продолжают закупать фальсификат, отмечают в Роскачестве.
Только в консервах восьми торговых марок действительно была сайра: «Азбука моря», «Владимирский консервный завод», «Доброфлот», «Капитан Вкусов», «КитБай», «Мамоновский», «5 морей», «Примрыбснаб». В продукции 11 марок не обнаружено сайры: «Золотой выбор», «Исток Идеал 777», «Море внутри», «Морская миля», «Морские ресурсы», «Морское содружество», «Русский рыбный мир», «Рыбный остров», «Рыбный царь», «Штурвал», Sea miles.
По данным РБК, Роскачество обратилось в Генпрокуратуру с просьбой разобраться с недобросовестными производителями.
Большинство продаваемых в России рыбных консервов не соответствует стандартам качества. К такому выводу ранее пришли специалисты «Общественной потребительской инициативы»
Тайны икорного короля: Forbes впервые рассказывает историю самого загадочного московского ретейлера
Чем ближе новогодние праздники, тем больше людей терпеливо ждут у прилавков в небольших московских магазинах «Красная икра». В этом году очереди длиннее, чем раньше, ведь потребление красной икры в России в 2019-м выросло на 22%, по данным исследовательской компании GfK. Потребителей становится больше, но формат сети, насчитывающей более 110 магазинов в Москве и ближайшем Подмосковье, не меняется. На двух десятках квадратных метров умещаются холодильники и прилавок, за ним, как правило, две бойкие продавщицы в униформе, за их работой собственник наблюдает с помощью видеокамер. В магазин могут протиснуться одновременно не больше 10–15 человек. На фирменной красно-желтой упаковке указано: изготовитель — ИП Борисик.
Кто этот индивидуальный предприниматель, сумевший заслужить доверие потребителей и составить конкуренцию крупным московским ретейлерам?
Сахалин — Владивосток — Москва
К вечеру несколько федеральных телеканалов рассказали, что учредителя сети «Красная икра» компанию «Сахалин рыба» подозревают в неуплате налогов и участии в сомнительных финансовых операциях. На самом деле связанной с Борисиком компании «Сахалин рыба» не существует, хотя она указана на официальном сайте сети «Красная икра». По данным «СПАРК-Интерфакса», совокупная выручка контролируемых Александром Борисиком компаний «Сахалинская рыба 1», «Сахалинская рыба» и ООО «Икра» составила в 2018 году 600 млн рублей.
О такой всероссийской славе Александр Борисик и не мечтал. Он вырос в Южно-Сахалинске, где с юных лет занимался предпринимательством. «Из его ровесников выбиться в люди тогда могли только дети сахалинской администрации, а Саша — уникум, таких у нас мало, — рассказывает его давний знакомый. — Борисику еще не было и двадцати, когда он начал торговать разливным пивом». «Начинал в 1997 году, — уточняет Борисик в разговоре с Forbes, — сначала поставил несколько пивных кегов под зонтиком, на палатку тогда не было денег. Бизнес быстро рос: сначала пять палаток, потом пятнадцать, к пиву добавил закуски, которые закупал у местных рыбоперерабатывающих предприятий». Как-то директор одного из них предложил 25-летнему Борисику торговать его продукцией во Владивостоке, но продажи в приморской столице не пошли. Тогда Борисик решил продавать там сушеную и копченую корюшку и камбалу. Позднее он открыл на окраине города свое первое производство и стал рыбопромышленником.
Отец Александра Павел Борисик, много лет проработавший в Южно-Сахалинском УВД, в конце 1990-х оставил службу и занялся бизнесом с известным на Сахалине предпринимателем Рашитом Латыповым. По словам знакомого Александра Борисика, отец не помогал сыну развивать бизнес. Весной 2001 года местная пресса сообщила, что в сахалинском поселке Троицкое совершено двойное убийство. Жертвами стали 49-летний предприниматель Рашит Латыпов и его 51-летний заместитель Павел Борисик. На месте убийства правоохранительные органы обнаружили стреляные автоматные гильзы калибра 5,45 мм.
Борисик и Латыпов были совладельцами сахалинской компании «Ойл-Сервис Ко», по данным «СПАРК-Интерфакса». Возможно, это трагическое событие в Троицком и определило предельно закрытый стиль ведения бизнеса, характерный для Борисика-младшего.
Во Владивостоке сахалинский предприниматель проработал восемь лет: вялил и коптил рыбу, закатывал в банки икру, организовывал доставку небольших партий в Москву и Подмосковье. «Он точно уловил момент, предложив жителям Московского региона покупать дикую нераскрученную рыбу (нерку, навагу и другую) прямиком с Дальнего Востока», — говорит Дмитрий Менщиков.
В марте 2009 года Борисик отправил контейнер красной икры и рыбы в Москву и поехал договариваться с федеральными сетями о поставках. «Мы предлагали поставлять качественную продукцию, но закупочные цены были невыносимые», — вспоминает он. Предприниматель поселился в гостинице «Измайлово» и начал сам продавать икру на московских рынках. «Если во Владивостоке я мог отдать товар и приехать за деньгами даже спустя месяц, то в Москве нужно было забирать деньги сразу», — рассказывает предприниматель о главных различиях в ведении бизнеса в Москве и Приморье. Доходило и до кулачных боев, в которых боксер-любитель Борисик отстаивал свои интересы. «Хорошо, что умею быстро бегать и драться. Это было тяжелое время в моей жизни, когда-нибудь в старости я напишу об этом книгу», — говорит он.
Со временем его бизнес становился цивилизованнее — икра от Борисика начала продаваться в безымянных продуктовых магазинчиках в Москве и Подмосковье, а затем и в собственных. Первый магазин «Красная икра» ИП Борисик открыл в Москве в том же марте 2009 года на территории продовольственной базы «Очаково», сейчас сахалинский предприниматель практически полностью арендует ее под склад-холодильник.
«До Александра никто не предлагал потребителям дикую рыбу, — рассказывает один из его знакомых. — У него был продукт действительно настоящий, дальневосточный, а не семга, выращенная на искусственных кормах. И наценка у него всего 20–25%, а не 60%, как в больших сетях. Отсюда и успех».
На рынке в середине 2000-х годов гремели крупные бренды, такие как «Меридиан», «Санта Бремор», «Мирамар», «Рок-1», рыба продавалась большей частью импортная. Борисик обещал в рекламных материалах «очень индивидуальный подход к каждому клиенту». Предприниматель лично отбирал товар и договаривался с поставщиками, наматывая десятки тысяч километров на перелетах из Москвы на Дальний Восток и обратно. «Когда меня спрашивали, есть ли в ассортименте семга или форель, я отвечал, что второсортной рыбой не торгуем, — рассказывает Александр Борисик. — «Красная икра» продает исключительно дикую рыбу, на Дальнем Востоке такой всего 20 наименований — из них и пытаемся сделать что-то вкусное».
Продажа у него шла настолько хорошо, что несколько дальневосточных промысловых компаний даже хотели разом отказаться от сотрудничества с «сахалинским спекулянтом». «Из зависти, — объясняет один из предпринимателей. — Но все же решили этого не делать — Борисик обеспечивал регулярные закупки и платил в срок». «Он на рыбзаводе сам на конвейере продукцию отбирал: эта подходит, а эта нет, — рассказывает другой дальневосточник. — Все закатывали икру по ГОСТу с консервантами и содержанием соли 4–6%, что увеличивает срок годности почти до года, Борисик — по ТУ с вдвое меньшим количеством соли, это практически малосольная икра со сроком годности 60–90 дней». Даже технологии производства на своих предприятиях по переработке Борисик никому не доверяет. «Я единственный технолог, собственник сети, директор и учредитель», — перечисляет он.
Битвы конкурентов
Осенью 2014 года основателя сети «Красная икра» ждал неприятный сюрприз. Борисик, открывший московским покупателям формат специализированного рыбного «магазина у дома», впервые столкнулся с прямым конкурентом. Четвертого сентября рядом с метро «Ленинский проспект» начал работать небольшой торговый павильон с незамысловатой вывеской «Икра. Рыба» (позже стал частью торговой сети под брендом «Рыбсеть») с ценами на 10% ниже, чем у Борисика.
Владельцем новой точки был предприниматель и рыбак с большим опытом Сергей Бондаренко. Он окончил мореходку, служил на промысловых судах старшим механиком и помощником капитана. В 1990-е начал собственный бизнес: занимался грузоперевозками, рыбным промыслом и переработкой. В 2014-м Бондаренко поручил своему директору по развитию Полине Кировой создать фирменную сеть магазинов. «Летом 2014 года США объявили санкции, Бондаренко позвонил с Камчатки и сказал, что нам нужна своя розница», — вспоминает Полина Кирова, ныне совладелица компании «Рыбсеть». За месяц она нашла несколько хороших помещений под новые магазины с высоким трафиком. На тот момент у Борисика работало несколько десятков магазинов в Москве и Подмосковье, где продавались икра, рыбные консервы, свежемороженая рыба, морской гребешок, мясо краба.
Розничный рынок морепродуктов оказался диким, а конкуренция жесткой, признается Кирова. Собственники «Рыбсети» пытались познакомиться с Александром и все обсудить. Но Борисик общаться отказался. Отказался он и от контактов с рыбопромышленным гигантом «Меридиан», который хотел договориться о сотрудничестве. У сахалинского предпринимателя уже был собственный производственный план.
Двадцать первого декабря 2015 года Ольга Вячеславовна Борисик обратилась в Москомархитектуру за градостроительным планом земельного участка в поселении Воскресенское в Новой Москве. По документам, она запланировала построить на участке предприятие по переработке и фасовке рыбной продукции и склад-холодильник общей площадью 2200 кв. м. После проведения публичных слушаний префектуры Троицкого и Новомосковского административных округов Москвы одобрили проект. В администрации Воскресенского Forbes сказали, что рыбоперерабатывающее предприятие в поселении работает с 2017 года.
Александр Борисик считает свое подмосковное производство небольшим: «Основное и наиболее мощное производство у нас во Владивостоке, а здесь продукция частично фасуется и распределяется. Например, сушить рыбу во Владивостоке практически невозможно, особенно летом — слишком влажный климат». В Воскресенском также производят рыбные пельмени и закатывают икру в банки.
2017 год для «Красной икры» стал знаковым не только благодаря запуску собственного производства в Воскресенском. Борисику удалось нарастить сеть в Москве и Московской области с 60 до 95 магазинов. За год выручка только одной из контролируемых им структур, ООО «Сахалинская рыба», выросла почти в четыре раза, с 121 млн рублей до 443,8 млн рублей, по данным «СПАРК-Интерфакса».
Успех сахалинского предпринимателя не остался незамеченным. В том же 2017 году Ассоциация производственных и торговых предприятий рыбного рынка направила письма руководителю Федеральной налоговой службы Михаилу Мишустину и министру финансов Антону Силуанову, в которых просила обратить внимание на «снижение финансовой прозрачности рыбного рынка и его ухода в серую зону». В качестве примера ассоциация привела «Красную икру» — квазисеть, по мнению авторов письма, состоящую из магазинов различных ИП, которыми управляет другой ИП с упрощенным льготным режимом налогообложения. «Крупные игроки отрасли и «Красная икра» работают в неравных условиях, — утверждает Светлана Федосеева, генеральный директор торгового дома «Меридиан», входящего в Ассоциацию предприятий рыбного рынка. — С учетом всех расходов, налогов, логистики и наценки сетей у нас никогда не получится таких же розничных цен. У Борисика они всегда на 60% ниже».
Сейчас на сайте borisik.ru размещены адреса всего 19 действующих магазинов. По словам основателя, «около 60 магазинов работают под ИП Борисик, остальные — франчайзинговые». Сколько всего магазинов в сети, он не говорит. По данным картографического сервиса 2GIS, в Москве и Подмосковье 113 филиалов сети «Сахалин рыба». Среднемесячная выручка одного специализированного рыбного магазина в Москве в высокий сезон может составлять 1,5–2 млн рублей, оценивает совладелица «Рыбсети» Полина Кирова, тогда как совокупный годовой оборот ИП Борисик (без франчайзинговых точек) превышает 1 млрд рублей.
Двадцать шестого июня 2019 года на странице магазинов «Красная икра» в Instagram появилась запись: «Пришло время представить Вам основателя «Сахалин рыба» и сети магазинов «Красная икра». Это Борисик Александр Павлович». Текст был иллюстрирован двумя фотографиями с рыбалки, на них очень довольный своим уловом человек, похожий на английского актера Джейсона Стейтема. Среди первых комментариев — вопрос «Когда у вас появится оплата картой?». В ответ было обещано завершить «процесс модернизации» до конца года.
Бизнес, который любит тишину: самые закрытые российские частные компании
Бизнес, который любит тишину: самые закрытые российские частные компании
Русская рыбная компания может запустить в Москве до 100 магазинов морепродуктов премиум-класса
Русская рыбная компания (РРК), в число совладельцев которой входит бывший губернатор Приморского края Сергей Дарькин, намерена открыть в Москве сеть до 100 магазинов морепродуктов премиум-класса, выяснил «Коммерсантъ».
Как рассказал газете один из консультантов по торговой недвижимости, РРК рассматривала для сети три формата: корнеры, магазины с кафе площадью до 50 кв. м в составе фуд-холлов, а также точки в жилых районах площадью до 100 кв. м. Собеседник газеты, знакомый с проектом РРК, сообщил, что компания может открыть до 100 собственных магазинов в Москве. Генеральный директор и совладелец РРК Дмитрий Дангауэр сказал, что компания сможет предоставить подробности о розничном проекте позже. По данным ЕГРЮЛ, в конце 2020 года компания и ее головное ООО «РРК Холдинг» учредили в Москве ООО «РРК Ритейл», в частности, для розничной торговли продуктами питания. Новая компания в февраля 2021 года подала в Роспатент заявки на регистрацию нескольких брендов со словом «Находка», следует из данных «СПАРК-Интерфакс». Совладелец РРК экс-губернатор Приморья Сергей Дарькин — владелец Находкинской базы активного морского рыболовства (БАМР, один из ведущих добытчиков рыбы в России). Кроме того, на портале HeadHunter в профиле РРК размещены вакансии открывающейся сети премиальных магазинов.
Сеть магазинов «Красная икра», по собственным данным компании, насчитывает около 110 магазинов, «Сахалинский икорный дом» — более 50 точек в Москве и Подмосковье. РРК является одним из крупнейших в стране дистрибуторов рыбы и морепродуктов. У нее 19 филиалов — в Москве, Санкт-Петербурге, Владивостоке, Мурманске, Новосибирске и других городах. В 2019 году выручка РРК составила 24,98 млрд рублей, чистая прибыль — 603,12 млн рублей. По 33,33% «РРК Холдинг» (головная компания РРК) владеют гендиректор Дмитрий Дангауэр, Дмитрий Коцюбинский и Сергей Дарькину. В декабре 2020 года «РРК Холдинг» получил 49% в приморском ООО «Дефриз», где 51% владеет связанная с Дарькиным АО «Дальинвестгрупп». По словам Дангауэра, у «Дефриза» своих квот нет, но компания может добывать неквотируемые объекты или приобрести квоты на рынке. Гендиректор РРК сообщил газете, что компания планирует запустить консервное производство под брендом «Дальморепродукт».
Эксперты отмечают, что продажи через собственные магазины позволят РРК повысить рентабельность бизнеса. По словам собеседника на рынке, розничная наценка на морепродукты в России достигает 40–50%. Вице-президент Ассоциации производственных и торговых предприятий рыбного рынка Алексей Аронов уточнил газете, что наиболее рентабельны рыба и морепродукты высокого ценового сегмента. По оценке консультанта JosDeVries The Retail Company Ирины Болотовой, стоимость открытия одной торговой точки будет зависеть от состава оборудования, качества материалов, дизайна и прочего и может составить от четырех до 15 млн рублей. Директор направления стрит-ритейла Knight Frank Ирина Козина оценила аренду 1 кв. м в помещениях площадью около 100 кв. м в сумму от 40 000 до 70 000 рублей в год. Болотова усомнилась в том, что на московском рынке рыбного ретейла есть ниша для еще 100 торговых точек. Она отметила, что свежая рыба — сложная категория, а ее потребление очень сильно зависимо от доходов населения. Консультант указала, что качественные свободные локации в этом формате найти сегодня очень сложно. Партнер Colliers Станислав Бибик отметил, что в 2020 году вакантность в стрит-ритейле в центре Москвы выросла с 6% до 12,1% год к году, а не рынке появилось много новых предложений. Многие собственники готовы пойти навстречу новым арендаторам, которые развивают сетевые проекты, добавила Козина.
Обзор «Русской аквакультуры»: конкурентов почти нет, акции растут на обратном выкупе
«Русская аквакультура» (MCX: AQUA) — управляющая компания одноименной группы компаний. В группу входят рыбоводческие хозяйства и заводы по выращиванию смолта — молодняка рыбы массой до 150 граммов.
О компании
В собственности группы 36 рыбоводческих участков. Большая часть производственных мощностей расположена в Мурманской области и на озерах в Карелии, но два смолтовых завода — в Норвегии. Также в Норвегии находятся две управляющие компании.
Структура группы компаний ПАО «Русская аквакультура»
Компания | Функции | Доля собственности или процент голосующих акций |
---|---|---|
ПАО «Русская аквакультура» | Управляющая компания | — |
ООО «Аквакультура» | Не ведет деятельности | 100% |
ООО «Русское море — Аквакультура» | Рыборазведение | 100% |
Oyrralaks AS | Управляющая компания | 100% |
Villa Smolt AS | Рыборазведение | 100% |
Oldenselskapene AS | Управляющая компания | 100% |
Olden Oppdrettsanlegg AS | Рыборазведение | 100% |
ООО «Мурманрыбпром» | Переработка | 40% |
ООО «Три ручья» | Аренда | 40% |
Группа компаний — российско-норвежская. Это отличает «Русскую аквакультуру» от других российских рыбных компаний, в том числе от специализирующихся на искусственном выращивании рыбы. Основную продукцию компании составляют лососевые рыбы — выбор Мурманской области и Норвегии для бизнеса связан с тем, что прибрежные зоны моря в этих местах идеально подходят для жизнедеятельности лосося.
Несмотря на то, что большая часть производственных мощностей находится за Полярным кругом, теплое течение Гольфстрим спасает воду от переохлаждения, от которого может погибнуть рыба. Участок океанических вод в Мурманской области — единственная в России зона, где присутствует теплое течение. В Тихом океане, даже в Приморье, находящемся на одной широте с Сочи, теплых течений нет, поэтому велик риск переохлаждения воды зимой.
Основной акционер компании — Максим Воробьев, брат губернатора Московской области. Второй крупный акционер — управляющая компания «Свиньин и партнеры». Несмотря на низкую ликвидность акций компании на Мосбирже, интерес инвесторов к ним в последнее время повысился из-за достаточной устойчивости финансовых показателей в период коронакризиса, а также в связи с тем, что это единственное рыбоводческое предприятие, акции которого публично торгуются на бирже.
Как победить выгорание
На чем зарабатывает
Профиль деятельности компании — исключительно выращивание красной рыбы искусственным путем. Продукция «Русской аквакультуры» представлена атлантическим лососем и морской форелью, которых выращивают на рыбоводческих участках в бухтах Баренцева моря, радужной форелью из озер Карелии и красной икрой.
Сопутствующая продукция — это рыбий жир и силос, то есть белковое сырье для изготовления корма для животных, — составляет очень малую долю в выручке компании.
К настоящему времени группа компаний отказалась от импорта продукции из Норвегии и поставок продукции с Дальнего Востока, хотя бизнес-связи с Норвегией сохраняются. Сейчас она специализируется только на сырье. Объем производства по состоянию на 2020 год составил 15,5 тысячи тонн потрошеной рыбы с головой.
Структура выручки, млн рублей
2019 | 2020 | Доля в 2019 | Доля в 2020 | |
---|---|---|---|---|
Продажа лосося | 5 445,7 | 4 919,8 | 61,90% | 59,02% |
Продажа форели | 3 311,8 | 3 311,5 | 37,64% | 39,73% |
Продажа красной икры | 20,7 | 74, 9 | 0,24% | 0,90% |
Продажа прочей продукции | 19,3 | 29,5 | 0,23% | 0,35% |
Итого | 8 798,3 | 8 335,9 |
За 2020 год компания нарастила продажи атлантического лосося, в то время как продажи морской и радужной форели несколько упали, а продажи красной икры и сопутствующей продукции упали значительно. Это можно связать со снижением импорта в Россию атлантического лосося в 2020 году из-за коронавируса и соответствующим ростом цен.
В то же время производство форели в России другими некрупными компаниями растет, рынок ее в меньшей степени зависит от импорта. В частности, в Северной Осетии за 2020 год производство форели выросло на 45%. По форели конкурентная среда для «Русской аквакультуры» менее благоприятная, чем по рынку атлантического лосося.
Группа компаний работает в основном на внутреннем рынке, но есть пробные поставки продукции в Японию. Несмотря на то, что во многих других регионах сильная конкуренция, на фоне других мировых производителей лососевых «Русская аквакультура» выглядит благополучно и входит в первую десятку крупнейших компаний сектора.
Мало того, среди крупнейших мировых производителей лососевых ПАО «Русская аквакультура» занимает второе место по показателю EBIT — прибыли до вычета процентов и налогов.
Единственный отечественный конкурент, искусственно выращивающий атлантического лосося, — компания «Русский лосось». На российском рынке лососевых доля продукции «Русской аквакультуры» составляет 14%. Основную же конкуренцию составляет импорт, который снижается.
10 крупнейших мировых производителей лососевых
Компания | Объем вылова в 2019 г., тыс. тонн |
---|---|
Mowi | 422,00 |
Cermaq | 162,00 |
Salmar | 153,00 |
New Aquachile | 141,00 |
Leroy Seafood | 128,00 |
Grieg Seafood | 83,00 |
Cooke Aquaculture | 80,00 |
Salmones Multiexport | 77,00 |
Australis Seafood | 53,00 |
Russian Aquaculture | 20,00 |
10 крупнейших мировых производителей лосося по EBIT
Компания | EBIT, € за кг |
---|---|
Mowi Ireland | 3,52 |
Russian Aquaculture | 2,80 |
SalMar Central Norway | 2,68 |
SalMar Northern Norway | 2,30 |
Mowi Faroes | 2,20 |
Bakkafrost | 1,84 |
Grieg Rogaland | 1,72 |
NRS | 1,57 |
Mowi Norway | 1,34 |
Mowi Group | 1,10 |
Перспективы компании
Расширение бизнеса на Дальний Восток. Группа компаний планирует экспансию в Приморье и, возможно, диверсифицирование бизнеса. Это довольно противоречивые факты.
Диверсификация производства при помощи выращивания в Баренцевом море беспозвоночных с большой долей вероятности приведет к росту акций. У культивирования мидий, устриц, гребешков и трепангов себестоимость значительно ниже, чем у искусственного выращивания лососевых рыб, первоначальных инвестиций в плантации требуется меньше. Но это менее маржинальный бизнес. Поэтому ожидать сильного положительного влияния на финансовые показатели группы компаний не стоит.
А вот идея выращивать лосося на Дальнем Востоке выглядит довольно авантюрной. Несмотря на то, что выбранный участок специалисты оценили как подходящий, всегда считалось, что для морской аквакультуры регион не подходит из-за отсутствия теплых течений и удобных бухт. Пока вопрос садкового разведения лососевых на Дальнем Востоке решается только в теории. Разводят там только мальков, чтобы потом выпустить их в океан.
Это новый вид бизнеса для «Русской аквакультуры», для которого требуются новые специалисты, инвестиции в плавсредства. Причем на Дальний Восток компания приходит в новую конкурентную среду: только в Сахалинской области существует 61 рыбоводный завод.
Ограничения на импорт лососевых в Россию и их влияние на акции компании. С одной стороны, внешнеторговая ситуация складывается в пользу «Русской аквакультуры». Еще в феврале 2020 года Россельхознадзор ввел временное эмбарго на поставки аквакультурного атлантического лосося из шести аквафирм Чили и на поставки аналогичной продукции фирмы Bakkafrost с Фарерских островов. Причина в том, что в чилийских и фарерских лососях обнаружились вредные бактерии и антибиотики.
На российском рынке импорт атлантического лосося представлен только продукцией из этих двух стран. Поэтому общий объем продукции на рынке сократился на фоне того, что производство атлантического лосося в Чили уменьшилось на 14%. Правда, сокращение импорта касается только атлантического лосося, а импорт двух других видов красной рыбы — кижуча и форели, наоборот, рекордно вырос.
А учитывая рост объема вылова дикого тихоокеанского лосося в России, ситуацию можно охарактеризовать как двойственную: если сокращение импорта окажет влияние на конъюнктуру рынка, на котором работает «Русская аквакультура», то это случится не сразу. Правда, можно прогнозировать, что поставки атлантического лосося из Чили сократятся еще больше, поскольку есть доказательства, что Чили занимается реэкспортом подсанкционной норвежской продукции.
Перспективы аквакультуры в России и зарубежный опыт. Пока «Русская аквакультура» наряду с более мелкой компанией «Русский лосось» — единственные в России компании, которые искусственно выращивают атлантического лосося, да и вообще морских лососевых рыб.
Рыбзаводы, которые выращивают молодняк тихоокеанского лосося, а потом выпускают его в естественную среду, — не в счет, поскольку они не используют полный цикл. Опыт выращивания пресноводных лососевых, например форели, в России есть еще с царских времен — и сейчас разведением форели занимается достаточно большое количество рыбных хозяйств: только в одной Карелии работает 56 компаний.
Но российская аквакультура представлена в основном карповыми хозяйствами, которые доминируют на этом рынке. Морские виды лосося — новинка для российской аквакультуры, поскольку в России нет таких условий, как, например, в Норвегии с ее теплым морем и фьордами. К тому же Норвегия развивала аквакультуру морских лососевых десятки лет. Советское наследие было подкошено «лихими девяностыми», когда рыбхозы закрывались один за другим.
Несмотря на то, что в России после окончания кризиса девяностых было открыто много фирм по выращиванию как рыбы, так и беспозвоночных, российская аквакультура сильно отстает от аналогичной отрасли в таких странах, как Норвегия, Египет — это мировой лидер по разведению тилапии фактически в любых канавах, Вьетнам, Эквадор, Чили, Фарерские острова. Поэтому конкурентная среда для ПАО «Русская аквакультура», учитывая его планы диверсифицировать продукцию, еще долго будет оставаться благоприятной.
Риски
Связь с норвежским бизнесом. Абсолютно весь смолт, абсолютно все оборудование и абсолютно весь корм закупаются в Норвегии. То, что норвежские смолтовые заводы принадлежат самой группе компаний, не отменяет риск того, что в случае новых санкций бизнес будет разрушен. Ко всему прочему, существует валютный риск: упомянутая продукция закупается за доллары и норвежские кроны.
Руководство компании рассматривает возможность переноса производственных мощностей по выращиванию смолта в Россию и строительства собственного завода по производству кормов. Идеи строить эти заводы высказывались топ-менеджерами компании еще в 2015 году, но помешало банкротство. В 2021 году генеральный директор компании Илья Соснов объявил о планах строить на Кольском полуострове смолтовый завод мощностью 10 тысяч кубометров, в то время как мощность норвежского завода Villa Smolt составляет 3 тысячи кубометров. Но если планы по строительству подтвердятся, акции компании могут обновить свой максимум.
Прецедент банкротства. В 2015 году на рыбоводческих участках компании в Баренцевом море произошла эпидемия лососевой вши. В результате компания потеряла около 1 млрд рублей: погибло 20 тысяч тонн рыбы, практически сразу одна из фирм, входившая в группу компаний, начала процедуру банкротства. Существует мнение, что причиной эпидемии была поставка зараженных мальков со смолтового завода в Норвегии.
К 2019 году «Русская аквакультура» сумела не только восстановить бизнес, но и за первое полугодие того года увеличить выручку в 16 раз. При этом компания полностью переориентировала бизнес на собственное производство лососевых, поскольку незадолго до эпидемии лососевой вши Россия в рамках режима контрсанкций запретила импорт норвежской рыбы. При этом разрешение на импорт из Норвегии мальков сохранилось, что помогло бизнесу «Русской аквакультуры» не разрушиться окончательно.
Этот инцидент ясно демонстрирует все риски аквакультурного бизнеса и нестабильность дохода. С другой стороны, качество менеджмента компании показывает тот факт, что после эпидемии в 2017 году она приобрела в Норвегии смолтовые заводы — очевидно, чтобы перестраховаться от рисков поставки мальков неизвестного качества с чужих предприятий.
Сезонность бизнеса. Если проанализировать финансовые показатели компании, бросается в глаза их неоднородность даже в годичном масштабе. Квартальные показатели компании еще более подозрительные: сама компания объясняет это сезонностью бизнеса и отсутствием роста биомассы в зимний период.
По итогам первого полугодия 2021 года выручка увеличилась на 28%. Такая сезонность характерна для всего аквакультурного бизнеса в целом. Но на динамике акций компании она не сказывается: они показывают стабильный рост, что можно связать с их покупкой на положительных новостях и оптимизме инвесторов.
Как уже говорилось, один из основных факторов, вызывающих рыночный оптимизм, — сокращение импорта в Россию атлантического лосося. Но есть и еще два фактора: расширение производственных мощностей и реализация программы выкупа акций. Все это вместе оказывает поддержку динамике акций компании.