обязаны ли рестораны иметь калорийность блюд
Вопрос: Предприятия общественного питания обязаны указывать в меню сведения о калорийности блюд и напитков. Каким именно образом производится расчет калорийности? На основании какого нормативного документа проверяющие органы сверяют «правильность» этих данных? Предусмотрен ли штраф за их неправильное указание, или достаточно только факта указания калорийности в меню? («Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение», N 5, май 2012 г.)
Предприятия общественного питания обязаны указывать в меню сведения о калорийности блюд и напитков. Каким именно образом производится расчет калорийности? На основании какого нормативного документа проверяющие органы сверяют «правильность» этих данных? Предусмотрен ли штраф за их неправильное указание, или достаточно только факта указания калорийности в меню?
Согласно п. 12 Правил оказания услуг общественного питания*(1) исполнитель обязан в наглядной и доступной форме довести до сведения потребителей необходимую и достоверную информацию об оказываемых услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. В перечне такой информации присутствуют в том числе сведения о пищевой ценности продукции общественного питания (калорийности, содержании белков, жиров, углеводов, а также витаминов, макро- и микроэлементов при добавлении их в процессе приготовления продукции общественного питания) и составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления пищевых добавок, биологически активных добавок, информация о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением ГМО организмов).
Необходимая информация о продукции и об услугах доводится до сведения потребителей посредством меню, прейскурантов или иными способами, принятыми при оказании таких услуг (п. 13 Правил оказания услуг общественного питания). Аналогичные требования содержатся в ст. 10 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей». В пункте 6.8 ГОСТ Р 50763-2007 «Услуги общественного питания. Продукция общественного питания, реализуемая населению. Общие технические условия»*(2) также говорится о том, что при реализации продукции общественного питания исполнитель услуг обязан предоставить потребителям информацию, содержащую среди прочего сведения о пищевой ценности продукции общепита (химическом составе и калорийности).
Итак, представленные положения свидетельствуют о том, что предприятие общественного питания обязано указывать в меню сведения о калорийности блюд и напитков. Нарушение данного требования служит основанием для привлечения его к административной ответственности. Так, согласно п. 1 ст. 14.18 КоАП РФ нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), изготовителе, продавце, исполнителе и режиме их работы влечет наложение административного штрафа:
Индивидуальные предприниматели несут административную ответственность в силу примечания к ст. 2.4 КоАП РФ как должностные лица, если настоящим кодексом не установлено иное. Примеры, когда предприятие общепита привлекалось за отсутствие такой информации, имеются (см., например, Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2011 N А60-5836/2011).
Роспотребнадзор в Письме от 10.08.2007 N 0100/7983-07-31 разъяснял, что для проведения расчетов пищевой и энергетической ценности блюд и кулинарных изделий, расчета состава пищевых продуктов в РФ используются данные, приведенные в сборниках «Химический состав пищевых продуктов (справочные таблицы содержания основных пищевых веществ энергетической ценности пищевых продуктов)» (под редакцией проф. Скурихина И.М. и проф. Волгарева М.Н., 1987) и «Таблицы химического состава и калорийности российских продуктов питания. Справочник» (Скурихин И.М., Тутельян В.А., 2007). Для получения данных по химическому составу ряда зарубежных продуктов и экзотических пищевых ингредиентов Роспотребнадзор рекомендовал использовать издание «Химический состав и энергетическая ценность пищевых продуктов. Справочник» (МакКанс и Уиддоусон, 2006).
При этом Роспотребнадзор отмечал, что ни одно справочное издание по химическому составу и пищевой ценности продуктов не включает в себя исчерпывающий список продовольственного сырья и пищевых ингредиентов, и поэтому расчет пищевой и энергетической ценности блюд и кулинарных изделий требует проведения исследований содержания пищевых веществ и энергетической ценности пищевой продукции. Такие исследования по определению содержания пищевых веществ и энергетической ценности пищевой продукции (в том числе готовых блюд и кулинарных изделий) могут проводиться на базе научно-исследовательских институтов.
В настоящее время разработаны и программные продукты, предназначенные для расчета калорийности, содержания белков, жиров, углеводов и т.д. предприятиями общественного питания. Кроме того, в некоторых печатных изданиях, предназначенных для предприятий общепита, освещены вопросы порядка обсчета пищевой и энергетической ценности блюд и изделий*(5).
Каким образом будет рассчитываться пищевая ценность блюд и напитков (самостоятельно или путем заключения соответствующего договора, например, с научно-исследовательским институтом), каждое предприятие решает самостоятельно. Отметим также, что какого-то отдельного нормативного документа, на основании которого контролирующий орган сверяет «правильность» указанных в меню сведений о калорийности, нет. Сделать он это сможет на основании тех же документов, какие будут использовать предприятия общепита для расчета (справочные издания по химическому составу и пищевой ценности продуктов, Методические указания по лабораторному контролю качества продукции общественного питания).
В отношении вопроса, касающегося штрафа за неправильное указание сведений о калорийности блюд и напитков в меню, отметим следующее. Представленные выше положения свидетельствуют, что необходимая информация должна быть достоверной. Соответственно, «неправильные» сведения о калорийности блюд и напитков также могут стать основанием для привлечения заведения питания к ответственности в соответствии с п. 1 ст. 14.18 КоАП РФ. При этом анализ арбитражной практики, а также отчеты с официальных сайтов территориальных отделений Роспотребнадзора свидетельствуют о том, что предприятия общепита привлекаются пока лишь за отсутствие таких сведений в меню. Информации о том, что заведение питания было привлечено к ответственности за неправильные данные о калорийности, мы не нашли, хотя это, конечно же, не является основанием для того, чтобы указывать их в меню формально, тем более что при проведении проверок, как организовано питание отдельных категорий населения, в частности обучающихся в образовательных учреждениях, Роспотребнадзор регулярно осуществляет отбор проб на калорийность и соответствие химического состава блюд установленным требованиям.
«Предприятия общественного питания:
бухгалтерский учет и налогообложение»
«Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение», N 5, май 2012 г.
*(1) Утверждены Постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 N 1036.
*(2) Утвержден Приказом Ростехрегулирования от 27.12.2007 N 474-ст.
*(3) Одобрены Минздравом СССР 23.10.1991 N 122-5/72, рекомендованы Минторгом СССР от 11.11.1991 N 1-40/3805.
*(4) Утверждены Приказом Ростехрегулирования от 18.12.2008 N 514-ст.
Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства «Аюдар Инфо»
Обязаны ли рестораны иметь калорийность блюд
После приема пищи в эко-ресторане «Алтика» у ребенка появились признаки аллергической реакции. Лишь быстрая реакция родителей и вовремя принятые лекарства спасли жизнь и сохранили здоровье ребенку. Однако созданная угроза здоровью и жизни потребителя побудила родителей обратиться в правоохранительные органы. Установлено, что в меню ресторана при обозначении блюд не указан их состав, что не позволяет сделать правильный выбор и в ряде случаев способствует созданию угрозы здоровью и жизни потребителей. Согласно требований Закона РФ «О защите прав потребителей» и «Правил оказания услуг общественного питания», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.08.1997г. № 1036, потребителю должна быть предоставлена полная и достоверная информация о составе (входящих основных ингредиентов) предлагаемой продукции общественного питания. За выявленные нарушения на управляющего ресторана наложен штраф. Юридическому лицу выдано Представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения. Необходимо отметить, что в процессе рассмотрения административного дела рестораном представлено новое меню, составленное в соответствии с требованиями Закона, с указанием полного состава предлагаемых посетителям блюд. Обращаем внимание потребителей, что отношения в области защиты прав потребителей при оказании услуг общественного питания регулируются Гражданским кодексом РФ, Законом РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее Закон о защите прав потребителей), Правилами оказания услуг общественного питания, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 г. № 1036 (далее — Правила). На вывеске организации общественного питания должна размещаться следующая информация: фирменное наименование (наименование) организации; место ее нахождения (адрес); тип, класс и режим работы. Индивидуальный предприниматель также должен предоставить информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа. Если деятельность исполнителя подлежит лицензированию (розничная продажа алкогольной продукции), то он обязан довести до потребителя информацию о номере, сроке действия лицензии, а также об органе, ее выдавшем, которая размещается в удобных для ознакомления потребителем местах (уголок потребителя). Исполнитель обязан в наглядной и доступной форме довести до сведения потребителей необходимую и достоверную информацию об оказываемых услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. Информация должна содержать: Информация о продукции и об услугах доводится до сведения потребителей на русском языке посредством меню, прейскурантов или иными способами, принятыми при оказании таких услуг. Причем, потребитель должен иметь возможность ознакомиться с информацией, как в зале, так и вне зала обслуживания. Оказать услугу исполнитель обязан любому потребителю, обратившемуся к нему с намерением ее заказать, на условиях, согласованных сторонами. При этом исполнитель вправе самостоятельно устанавливать в местах оказания услуг правила поведения для потребителей (запрет курения, запрет на нахождение в верхней одежде и другие правила, не противоречащие законодательству РФ). Зачастую, при входе в некоторые заведения общественного питания можно встретить объявление о праве охраны отказать в посещении без объяснения причин. Это в свою очередь ограничивает права потребителей, ведь заведение обязано предоставлять свои услуги любому обратившемуся потребителю, причем условия должны быть одинаковы для всех. К тому же посетитель имеет право на получение всей необходимой информации, в т.ч. и по условиям прохода в заведение. Таким образом, формулировка «без объяснения причин» противоречит нормам закона. Информация должна быть полной и не должна носить дискриминирующий характер. Во всех организациях общественного питания есть возможность осуществить предварительный заказ стола – Правила оказания услуг общественного питания позволяют это сделать. Он может быть оформлен письменно, либо посредством телефонной, электронной или иной связи. Если за «бронирование» взимают деньги – это не противоречит законодательству, но впоследствии эта сумма должна быть зачтена в счет заказа. Предварительный заказ оформляется документом, содержащим такие необходимые сведения, как: а) наименование исполнителя; б) ФИО потребителя; в) вид услуги, ее цена и условия оплаты; г) даты приема и исполнения заказа; д) условия выполнения услуги; е) ответственность сторон; ж) должность лица, ответственного за прием и оформление заказа; з) подпись лица, принявшего заказ; и) другие сведения. При оплате заказа, потребителю должны выдать документ, подтверждающий внесение денег (кассовый чек, счет или другие). Услуги непременно должны быть оказаны потребителю в сроки, согласованные с ним. Право потребителя на отказ от заказанной им услуги закреплено в ст. 32 Закона о защите прав потребителей и п. 27 Правил. При отказе от заказанной услуги потребитель обязан оплатить тому же ресторану фактически понесенные расходы, связанные с исполнением обязательств по договору. Таким образом, при заключении договора об оказании услуг по организации и проведению банкетов, предприятия общественного питания не вправе включать в его текст условие о том, что при отказе потребителя от данных услуг, внесенная сумма предоплаты возврату не подлежит. Исполнитель имеет право претендовать ровно на ту сумму, которая покрывает его фактические расходы в связи с исполнением данного договора. Причем все расходы должны быть подтверждены документально. Если потребитель хочет взвесить блюдо, то исполнитель обязан предоставить потребителю возможность проверить объем (массу) предлагаемой ему продукции. Для проверки потребителем правильности меры и веса приобретенного блюда на доступном месте должно быть установлено соответствующее измерительное оборудование (весы). Исполнитель обязан иметь книгу отзывов и предложений, которая предоставляется потребителю по его требованию. При нарушении сроков исполнения предварительного заказа на оказание услуги потребитель вправе по своему выбору: а) назначить исполнителю новый срок; б) потребовать уменьшения цены за оказываемую услугу; в) отказаться от исполнения договора об оказании услуги. Если потребитель обнаружит недостатки оказанной услуги, то он в силу п. 26 Правил вправе по своему выбору потребовать: а) безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги, включая продукцию общепита; б) уменьшения цены оказанной услуги, включая продукцию общепита; в) безвозмездного повторного изготовления продукции общепита надлежащего качества. Кроме того, потребитель вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуги и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки оказанной услуги не устранены исполнителем. Потребитель также вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуги, если им обнаружены существенные недостатки оказанной услуги или иные существенные отступления от условий договора. Претензии к исполнителю услуг лучше всего оформлять письменно, в двух экземплярах, вручая один из них исполнителю под роспись (либо направляя по почте заказным письмом с уведомлением и описью вложения). Специалисты Управления обращают внимание потребителей, что в случае обнаружения фактов нарушения потребительских прав при получении некачественной услуги общественного питания, можно обратиться в Управление Роспотребнадзора по Республике Алтай по адресу: г. Горно-Алтайск, пр. Коммунистический,173 с письменным заявлением, приложив к нему ответ исполнителя на вашу жалобу. За консультацией обращайтесь на телефон по телефону: (38822) 6-42-41 |
(c) Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Алтай, 2006—2015 г. Все права на материалы, размещенные на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе об авторском праве и смежных правах. Сейчас 461 гостей онлайн |
Калорийность, ккал/кДж | Правило округления | Количество белков, жиров и углеводов, г | Правило округления |
---|---|---|---|
Менее 1 | Указывается «1» | Менее 0,5 | Указывается значение до первого десятичного знака после запятой |
От 1 до 5 включительно | До ближайшего целого числа | От 0,5 до 10 включительно | До ближайшего значения, кратного 0,5 г |
От 5 до 100 включительно | До ближайшего целого числа, кратного 5 | Свыше 10 | До ближайшего целого числа, кратного 1 г |
Свыше 100 | До ближайшего целого числа, кратного 10 | — | — |
Правила округления предусмотрены пунктом 13 части 4.9 технического регламента «Пищевая продукция в части её маркировки».
Максимальная погрешность в калорийности не должна превышать 10 ккал при общей калорийности продукта более 100 ккал на 100 г. По БЖУ эти значения ещё меньше — в пределах 1 г. Это стоит учитывать в случае проверки калорийности Роспотребнадзором.
Когда указывать витамины и ГМО в составе блюд
Данные указываются в миллиграммах, микрограммах или в иных единицах величин, которые допускаются по закону (пункт 6 части 4.9 технического регламента «Пищевая продукция в части её маркировки»).
Витамины и минералы, которые уже содержатся в продукции, указывать не надо.
Указывается только в случае, если по ним превышено допустимое значение.
Просто наличие либо отсутствие ГМО общепит указывать не обязан.
Если вы хотите поставить на своём продукте маркировку «Без ГМО», необходимо пройти специальные лабораторные исследования в аккредитованной лаборатории и получить подтверждение.
Откуда можно и нельзя брать БЖУ для расчёта калорийности
Чтобы сделать расчёт пищевой и энергетической ценности блюда, нужно знать содержание белков, жиров и углеводов каждого продукта. Разберём, откуда можно брать эту информацию, а каким источникам доверять не следует.
Нельзя брать данные по БЖУ:
За достоверность этих данных никто не ручается, и в случае претензии потребителя вам будет просто не на что опереться, чтобы обосновать калорийность в меню. Я знаю случаи, когда небольшие заведения вели расчёт в онлайн-калькуляторах и получали штрафы из-за жалоб гостей.
Можно брать данные по БЖУ:
С точки зрения закона правильнее пользоваться справочниками, но на практике это не всегда выполнимо. Поэтому часто заведения берут данные поставщиков.
Приложение для руководителя
Какие справочники брать
Чтобы сделать расчёт калорийности блюда по ингредиентам, лучше всего брать пищевую ценность из справочника под ред. И.М. Скурихина и В.А. Тутельяна «Химический состав пищевых продуктов». Его данным можно доверять, поскольку справочник выпускает Институт питания РАМН.
Нюанс: в справочнике БЖУ указаны в %, а для расчёта калорийности их надо брать в граммах. Переводить проценты в граммы не нужно: пищевая ценность приведена на 100 г продукта, поэтому значения в процентах и граммах будут одинаковыми.
На скриншоте красным цветом выделены показатели по белкам, жирам и углеводам для 100 г продукта «горох, зерно»:
Недостатки справочников
БЖУ от поставщика: какие риски и как проверить эти данные
Вся продукция, которую вы получаете, должна быть промаркирована этикетками с указанием пищевой ценности. По этим данным можно делать расчёт калорийности блюда, когда в справочнике нет нужных сведений или есть сомнения, что данные справочника подходят для ваших продуктов.
Поставщики, которые заботятся о своей репутации, систематически сдают сырьё на лабораторную проверку и следят за правильностью данных. Но далеко не все компании полноценно контролируют процесс, поэтому на этикетках может быть отражена ошибочная информация о БЖУ продуктов. Если данные от поставщика окажутся неправильными, то штраф за ложную информацию получит именно заведение общепита, а взыскать компенсацию с поставщика будет непросто.
Как рассчитать пищевую ценность блюда и его калорийность: автоматически и по всем правилам
Расчёт калорийности блюда можно делать вручную, но это трудоёмкий процесс. Проще его автоматизировать, чтобы при изменении данных не пересчитывать каждый раз заново. Расскажу, как посчитать КБЖУ в системе Quick Resto.
1. Заполнение КБЖУ каждого ингредиента.
Сначала надо добавить в систему ингредиенты блюда и заполнить вкладку «Пищевая ценность» — сколько калорий, белков, жиров, углеводов содержится в 100 г продукта (эти сведения берём с этикеток поставщика или из справочника). Данные в остальных графах программа рассчитает автоматически.
2. Заполнение техкарты на блюдо.
Теперь надо завести в системе блюдо и на вкладке «Тех.карта» внести все ингредиенты и их вес по рецепту.
Как заполнять техкарты, смотрите в наглядной видео-инструкции:
3. Автоматический расчёт КБЖУ блюда.
Значения белков, жиров, углеводов и калорий блюда автоматически рассчитаются на 100 г, 1 кг и одну порцию. Эти данные находятся на вкладке «Пищевая ценность» каждого блюда и напитка.
Бэк-офис
4. Автоматический пересчёт, если изменились КБЖУ ингредиентов.
Если вы поменяли поставщика и пищевая ценность каких-то продуктов изменилась, вручную КБЖУ каждого блюда пересчитывать не придётся, это произойдёт автоматически. Нужно просто внести в систему новые значения калорийности, белков, жиров и углеводов по таким ингредиентам.
Вы сможете заполнить всё самостоятельно, а персональный менеджер ответит на любые вопросы: подскажет, как Quick Resto поможет решить задачи вашего бизнеса, удалённо вместе с вами заведёт техкарту и покажет работу других разделов.
Для наглядности в ней уже заполнены данные. Можно посмотреть, как рассчитывается пищевая ценность блюда.
Чем рискует заведение, не указывая пищевую ценность блюд или указывая её неправильно
Потребитель имеет право запросить информацию о пищевой ценности или выходе блюд, если не увидел её в меню или на упаковке. В таком случае сотрудники заведения обязаны предоставить расширенную версию меню с данными по пищевой ценности каждого блюда и напитка.
Если заведение не предоставит информацию о КБЖУ или гость заподозрит ошибку в этих данных, он может подать жалобу в Роспотребнадзор.
Если Роспотребнадзор при проверке подтвердит отсутствие данных по КБЖУ или их недостоверность, заведение могут оштрафовать. При этом будет не важно, что стало причиной нарушения. Даже если данные неверно указал поставщик, спрашивать всё равно будут с заведения.
Размеры штрафов
1. За отсутствие данных по КБЖУ могут оштрафовать сразу по двум статьям:
2. За неверные данные по КБЖУ помимо нарушения техрегламента могут оштрафовать ещё и за обман потребителя (по части 1 статьи 14.7 КоАП). Такое возможно, если, к примеру, в составе бургера указано 70 г белка, а на самом деле в нём 50 г. Это означает, что в бургер положили мало мяса или оно оказалось жирнее, чем должно быть. Получается, что потребитель съел меньше белка, чем рассчитывал, и его обманули. В этом случае штраф будет уже больше: для ИП — от 10 000 до 30 000 рублей, для юрлица — от 20 000 до 50 000 рублей.
Дисплей повара
Как действовать, если пищевая ценность посчитана или указана с ошибкой
Если посетитель усомнился в данных КБЖУ или указал на ошибку в них:
Чаще всего ошибки возникают именно на этапе расчёта, поэтому необходимо проверить его вручную. Но, возможно, ошибся поставщик или данные из справочника не подошли продукции. В этом случае исправить недочёт быстро не получится, и клиент имеет право обратиться в Роспотребнадзор.
Как избежать ошибок на этикетках и упаковках
Лучше проверять все данные на этикетках и упаковках «в две руки». Я знаю случай, когда одно из заведений Екатеринбурга с хорошей репутацией совершенно случайно обнаружило, что на новых этикетках с продукцией отсутствуют данные по углеводам. Партия этикеток была большая, но пришлось всё перепечатывать — впоследствии даже такая небольшая оплошность может обойтись бизнесу ещё дороже.
Автоматизируйте процессы в бизнесе
Оставьте заявку, расскажем как удалённо следить за продажами
- Что чаще всего приводит к нарушениям осанки правильный ответ
- определение амино аммиачного азота в мясе