обрядовое блюдо тюркских народов
Как называется мучное блюдо у большинства тюркских народов России и СНГ?
Это мучное блюдо есть у большинства тюркских народов России и стран СНГ и называется у всех практически одинаково.
Оно упоминается в Словаре Махмуда Кашгарского XI века, и до сих пор популярно от Алтая до Крыма как праздничное или обрядовое блюдо. Как оно называется?
Пресное мучное узбекское блюдо, о котором идёт речь — это лепешки, которые, благодаря своему нейтральному вкусу хлеба могут сочетаться с любой начинкой: зеленью, мясом, курицей, тушеными или жареными овощами.
Но несмотря на всю простоту, приготовление данного блюда — процесс не самый простой.
Сложность заключается в том, что с тестом нужно проделать несколько манипуляций: замесить, раскатать, порезать, заново скатать и только потом вылепить окончательно, чтобы запечь.
Блюдо готовится с использованием дрожжей. Тесто делают мягким-мягким, вымешивая его несколько раз и давая расстояться.
Казалось бы, что подобных манипуляций хватит, чтобы просто вылепить хлеб плоской круглой формы, но нет.
Подоспевшее тесто тонко-тонко раскатывают. Скалкой работают долго, до идеального результата. Это необходимо для того, чтобы смазать как можно большую поверхность теста топленым жиром.
На этой стадии приготовления в блюдо закладывается начинка: по всей поверхности раскатанного теста она распределяется равномерным слоем.
Правильный вариант ответа — Катлама
Как называется блюдо из словаря Махмуда Кашгарского XI век?
В большом этнографическом диктанте за 2020 год разместили вопрос:
Это мучное блюдо есть у большинства тюркских народов России и стран СНГ и называется у всех практически одинаково. Оно упоминается в Словаре Махмуда Кашгарского XI века, и до сих пор популярно от Алтая до Крыма как праздничное или обрядовое блюдо.
Как оно называется?
Надо было выбрать ответ из предложенных вариантов (правильный вариант выделен жирным шрифтом):
Обоснование ответа от автора вопроса:
Катлама – это в первую очередь лепешка, которую жарят, а не пекут. Блюдо очень древнее, является праздничным и обрядовым. Так, у многих тюркских народов и сегодня катламу обязательно жарят на поминки. Также: ватрушка и сочник – не тюркские блюда, чак-чак — известен у татар и башкир, но в большинстве кухонь тюркских народов чак-чак отсутствует.
Информация, найденная нами:
Ватрушка — выпечное изделие из сдобного дрожжевого теста в виде небольшой толстой лепёшки, в середине которой находится начинка. Тесто раскатывают в жгут и разрезают на кусочки, которые подкатывают в шарики и укладывают швом вниз на смазанный маслом противень. Изделие древнеславянской, русской и украинской кухни.
Катлама — мясной рулет, приготовленный на пару, после приготовления следует нарезать кусками толщиной в три сантиметра. Также существуют слоённые лепёшки, называемые катлама. Блюдо башкирской, крымскотатарской, карачаевской, татарской и узбекской национальных кухонь.
Сочник — выпечка в виде сложенной пополам лепёшки с полуоткрытой или закрытой начинкой. Название блюда происходит от русского кулинарного термина «сочень».
Чак-чак — обжаренные во фритюре кусочки теста, перемешанные с медовым сиропом. Национальное кулинарное изделие башкир и татар, а также блюдо русских Южного Урала.
Этот анализ исключил славянские блюда ватрушку и сочник, а вот выбрать из двух вариантов было очень сложно, так как чак-чак и катлама принадлежали башкирам и татарам, но катлама была ещё и в других народах.
Помогло уточнение об упоминании этого блюда в словаре Махмуд аль-Кашгари, который проживал в Средней Азии и странах Ближнего Востока. Так как блюдо чак-чак появилось на территории, где Махмуд не был, то логично было предположить о его исключении из списка.
13 национальных блюд, которые готовят казахи, кыргызы и алтайцы
Бешбармак
Традиционное мясное блюдо тюркоязычных народов. Бешбармак готовится, как правило, по случаю семейных праздников или приема дорогих гостей.
Бешбармак в Кыргызстане, в отличие от казахского, готовят с более концентрированным соусом, называемым чык, бульон с куртом.
Куырдак — куурдак
Традиционное жаркое у казахов, кыргызов, таджиков, узбеков и туркменов из мяса или субпродукта и лука. Название происходит от киргизского слова кууруу, казахского куыру, что значит жарка. Куырдак жарится из только что нарезанной баранины и говядины: печень, сердце, чучуки. В современной кухне в целях придания блюду большего объема часто добавляют также овощи — картофель, морковь, тыкву. У кыргызов куырдак жарится в нескольких видах: кара куурдак, солкулдак куурдак, борпошо куурдак.
Традиционная колбаса из конины у ряда тюркских народов, считающаяся деликатесом. Изготавливается путем помещения в конскую кишку жирной конины с ребер.
Карта
Конская толстая кишка, вывернутая наизнанку. Готовится путем промывки и слабого засаливания. Употребляется в вареном виде. Считается деликатесом у казахов, кыргызов, татар, каракалпаков. Очень часто казы и карта варятся вместе с мясом и подаются как одно большое блюдо.
Шужук — чучук
Традиционный колбасный деликатес. Предварительно посоленные филейные куски мяса и жира вкладываются в кишки, подсушиваются, вялятся. В Казахстане и Кыргызстане в изготовлении шужукаиспользуется конина.
У казахов и кыргызов это конский подгривный жир. При отрезании жала от конской туши прирезается немного мяса с шеи. Считается лакомой частью конской туши. Употребляется в копчено-вареном виде, обычно холодным. Жал зачастую подают с жая — конским огузком.
Кан — быжы
Алтайский колбасный деликатес из крови барана. Перед варкой в кровь добавляют молоко, нутряной бараний жир, порезанный дикий лук и чеснок с солью. Всю эту смесь затем заливают в бараньи кишки, предварительно вывернутые жиром внутрь. Кыргызы готовят кровяную колбасу без добавления молока и называют «быжы».
Кумыс
Кисломолочный напиток, изготавливаемый в большинстве случаев из кобыльего молока, получается в результате молочнокислого и спиртового брожения. Считается традиционным напитком у казахов, кыргызов и алтайцев.
Айран
Разновидность кисломолочного напитка тюркских народов. А чалап, или шалап — разбавленный для питья айран.
Курт — курут
Кисломолочный продукт, который обычно представляет собой белые шарики. Копченый и твердый сыр делают из кипяченого молока на закваске. Его подвешивают в мешочках, затем лепят из получившейся массы шарики диаметром пять-семь сантиметров и высушивают на солнце в течение двух-четырех дней. На вкус он довольно соленый и может храниться очень долго. У каждого народа Средней Азии курт получается иным, чем у соседей. Все дело в уникальной закваске для катыка и исходном сырье, то есть молоке.
Баурсак — боорсок
Традиционное мучное изделие алтайцев, казахов, кыргызов и других тюркских народов. Как правило, готовится из пресного или дрожжевого теста в виде небольших пончиков ромбовидной или круглой формы, изготовляемых путем жарки во фритюре в казане.
Талкан
Прожаренный и измельченный ячмень. Используют в еду и «чарак», пока еще не измельченный в талкан жареный ячмень. Талкан, так же как арака, считается священным продуктом, используется в обрядах у алтайского народа.
Каймак
Кисломолочный продукт, который по вкусу напоминает смесь сметаны, творога и сливочного масла. Его отстаивают сутки в прохладном месте, далее снимают сливки вместе с образовавшейся пенкой. Каймак довольно плотный: из одного литра молока на выходе получается не больше двухсот граммов продукта. Его добавляют в супы, салаты из черемши, да и едят просто так, с хлебом. Алтайцы оставшееся молоко используют для приготовления чегеня.
Какие блюда готовят тюркские народы на Наурыз
Наурыз Коже
Наурыз коже — традиционное национальное казахское блюдо, которое готовят на день весеннего равноденствия. Состоит из семи ингредиентов: вода, соль, крупы, молоко, курт, мука и мясо. На Наурыз принято накрывать большой стол и попробовать Наурыз коже, чтобы следующий год провести в достатке и сытости.
Баурсак
Баурсаки — любимое угощение к столу у казахов во время весеннего праздника. Готовится из теста, которое обжаривается в масле. Также блюдо встречается у других народов Центральной Азии.
Сумолок
Нооруз в Кыргызстане не обходится без традиционного блюда — сумолок. Его готовят в канун праздника из пророщенной пшеницы с добавлением растительного масла и муки. Угощение варится всю ночь и постоянно помешивается. Еще для праздничного стола пекут боорсакии готовят плов.
Сумаляк
Сумаляк — узбекский вариант блюда в Навруз. Варится угощение из зерен проросшей пшеницы в большом котле почти 10 часов, а приготовление сопровождается песнями и танцами. Сумаляк нужно помешивать, а на дно котла бросают камешки, чтобы блюдо не подгорело. Есть поверье, что если попробовать сумаляк из семи котлов, то обретешь счастье.
Также на столе встречается кук-самса из слоенного теста с зеленью и кук-чучвара — пельмени с зеленью.
Долма
В Азербайджане каждая семья на Новруз готовит на выбор разные блюда. Обычно это плов и долма. Долма — блюдо из виноградных листьев с мясом.
Также готовят разные сладости: пахлава, шекербура, бадамбура, шор гогал. На стол ставят крашенные яйца и проросшую пшеницу — сэмени. Это символ весны и плодородия, благополучия и достатка.
Плов — традиционное блюдо тюркских народов. Главные ингредиенты — рис и мясо. В разных странах его готовят по-своему. Например, в Узбекистане делают из твердого и плотного среднезерного риса. Азербайджанцы предпочитают сладкий плов-ширин, который готовится с добавлением сухофруктов.
Кук-самса
Кук-самса — узбекское традиционное блюдо к Наврузу. Переводится как «зеленая самса». Это закуска из слоенного теста с уникальной начинкой из зелени. Готовится в глиняной печи — тандыре.
За помощь в создании материала выражаем благодарность Эсмире Алиевой, Нургельди Тобаеву, Хаваджон Курязовой.
Обрядовое блюдо тюркских народов
Общие черты кухни тюркоязычных народов.
Национальные кухни многочисленных тюркоя-зычных народов РСФСР (свыше 25 народов общей численностью 10 млн чел.), населяющих Татарию, Башкирию, ряд соседних с ними областей Поволжья, несколько автономных республик и областей Северного Кавказа Дагестан, Чечню, Ингушетию. Осетию, Черкессию, Карачай, Кабарду, Балкарию, Адыгею,’ а также Якутию в Сибири! так или иначе повторяют по составу сырья, по композиции и технологии приготовления пищи основные кулинарные направления, рассмотренные в этой книге. За малым исключением, национальные блюда указанных народов под иными названиями дублируют сходные с ними блюда основных национальных кухонь нашей страны.
Например, распространенная в нашей стране татарская кухня (и близкая ей башкирская), получившая широкую известность в ряде районов РСФСР через систему общественного питания, во-первых, далеко не сохраняется в своем чистом виде, ибо испытала сильное влияние народов, в среде которых татары существуют (татарское население численностью 6,5 млн чел., а вместе с башкирами 8 млн), а во-вторых, по технологии и ассортименту блюд фактически совпадает со среднеазиатскими кухнями — казахской и узбекской, так как корень у них во многом общий — золотоордынская кухня XIII —XVI вв.
Две другие крупные кухни тюркоязычных народов — северокавказская и якутская, хотя и разнятся между собой, что объясняется неодинаковыми природными условиями Кавказа и Восточной Сибири, сохраняют общие черты древней кухни кочевых тюрков, своих прародичей, но в то же время близки кухням соседствующих с ними народов: северокавказская — азербайджанской, а якутская — монгольской и субарктической, или заполярной. Северокавказская и якутская кухни полны заимствований и переделок из этих кухонь и мало чем отличаются от них технологией. Но черты древней кухни, несмотря на все позднейшие влияния, стойко держатся и проявляются в подборе продуктов и в композиции ряда блюд современных тюркских кухонь. Так, конина, блюда из нее, и кумыс до наших дней принадлежат к самым почетным кушаньям и у татар Поволжья, и у башкир Урала, и у ногайцев Прикаспия, и у кумыков Дагестана, и у якутов Заполярья. Интересно, что в то время как в промышленной европейской части страны даже татарская кухня в целом все более теряет свои классические тюркские черты, уступая то тут, то там модным городским кулинарным влияниям, в далекой Якутии тюркские кулинарные традиции, прежде не столь ярко выраженные, заметно укрепляются в последние годы. Ныне как раз в Якутии, как нигде в стране, процветает мясное направление коневодства. Здесь конина лучшего качества, так как якутские лошади при табунном содержании за лето быстро нажировываются и дают отличное мясо, пользующееся большим спросом даже на мировом рынке.
Поскольку северокавказская кухня распадается еще на полтора десятка мелких кухонь, разнящихся в деталях, полезно дать ей более подробную характеристику и тем самым отграничить от закавказских, определить ее место в системе основных кулинарных направлений. То же самое надо сделать и в отношении якутской кухни, развивавшейся обособленно от других тюркских.
Северокавказская кухня. Часто кухню народов Кавказа называют кавказской кухней. Такого кулинарного направления не существует. Есть три закавказские кухни — грузинская, армянская и азербайджанская — и есть кухня
северокавказских народов. Последняя имеет много черт свойственных азербайджанской и отчасти грузинской кухне, но гораздо в большей степени она связана с кухней степных, скотоводческих народов, с казахской и татаро-узбекской, обычаи которой были занесены на Северный Кавказ еще в древности ногайцами, кумыками, кипчаками и туркменами, а позднее — турецкими завоевателями.
Конечно, северокавказская кухня неоднородна. Она состоит из нескольких региональных кухонь, в которых сходные блюда носят разные национальные названия, а одинаковые по названию блюда и изделия готовят из разных продуктов. Но принципы и кулинарное направление у всех этих кухонь — общие.
С татаро-узбекской кухней северокавказскую роднят общие принципы приготовления хлеба (пресных лепешек, чурека), одинаковый подход к обработке мяса, употребление баранины, наличие супов типа шурпы (шурва, чурпа), большое значение, отводимое мясо-тестяным блюдам, сходные кисломолочные продукты (катык, айран, творожные сыры). В то же время такие блюда и изделия, как дюшбере, курзе, буглама, шашлыки (кобобы), рассольные сыры, употребление пряностей и катыка в качестве компонента пищевых изделий и все кондитерские изделия — халвы, шербеты, пахлавы, — сходны с закавказскими кухнями, особенно с азербайджанской.
Самыми характерными в меню северокавказских народов являются различные виды пресных лепешек (с маслом, сметаной), разнообразные хинкалы (хан-калы), т.е. широкая лапша или куски пресного геста из пшеничной, кукурузной или гороховой муки, отваренные вместе с бараниной (мясом) в разных сочетаниях и с разными приправами, затем чуду (чюду), т-e пирог из пресного теста, полувыпекаемый, полужаренный на сковороде, с тонкой тестяной оболочкой и толстым слоем начинки из мяса, творога, тыквы, зелени (лука) в зависимости от того, в каком районе Северного Кавказа его делают. Наконец, в качестве основной пищи, напитка и приправы широко применяется молоко типа катыка айран, жуурт и т. д.
Часто по названию и композиции северокавказские блюда напоминают блюда разных соседних народов. В национальных кухнях авар, лезгин, кумыков, даргинцев, чеченцев, ингушей, черкесов, карачаевцев, лаков, кабардинцев, адыгейцев можно встретить блюда с закавказскими названиями, которые, однако, по композиции и технологии напоминают блюда татаро-узбекской кухни. Северокавказская кухня внесла в общесоюзную кухню несколько весьма популярных пищевых изделий. Это кефир, воздушная кукуруза (къурмач) и чебуреки.
Якутская кухня. Среди народов Российской Федерации около трети миллиона составляют якуты, народ тюркский по происхождению и языку, но живущий в условиях Восточной Сибири и Крайнего Севера и уже с XVIII в. довольно прочно воспринявший русскую культуру (достаточно сказать, что имена и фамилии у всех якутов русские).
Вполне понятно, что якутская кухня отразила эти особенности исторического развития якутов. Вторые мясные блюда технологией напоминают монгольскую и казахскую кухни, поскольку в древности хозяйство якутов базировалось на кочевом скотоводстве. Целый ряд блюд якутов, особенно молочные, напоминают кухню их соседей — бурятов. В то же время первые блюда якутской современ-ной кухни — русские, поскольку в прошлом якутская кухня не знала национальных супов. Условия жизни в к восточносибирской тайге, на Крайнем Севере, вдоль рек Анабар, Индигирка, Оленек, Колыма и великой сибирской реки Лены и ее притоков — Олекмы, Вилюя и Алдана наложили решающий отпечаток на якутскую кухню. В ней широко используются пернатая дичь, оленина, сибирская рыба: хатыс (сибирский осетр), чир, омуль, муксун, пелядь, нельма, таймень, хариус. При этом методы использования пищевого сырья во многом аналогичны принятым в субарктической кухне, т. е. мясо и рыба используются очень часто сырыми и притом только в зимнее время, когда из этих замороженных продуктов можно делать строганину, т. е. нарезать тонкими в виде стружек кусочками, которые употребляют в пищу вместе с острой приправой из колбы (черемши), ложечника (подобие хрена) и сараны (луковое растение).
Что же касается композиции якутских блюд, то она чрезвычайно проста: это либо отварные продукты (мясо, рыба), либо сырые (молоко, кровь, мясо, рыба, травы), либо сырые сброженные (кумыс, буза). Овощи, а тем более фрукты, не применялись в блюдах национальной кухни. Даже использование ягод и грибов началось сравнительно недавно — в прошлом их не умели готовить.