образ игнатьича в царь рыбе

«Царь-рыба» главные герои

образ игнатьича в царь рыбе. car ryba glavnye geroi 47818. образ игнатьича в царь рыбе фото. образ игнатьича в царь рыбе-car ryba glavnye geroi 47818. картинка образ игнатьича в царь рыбе. картинка car ryba glavnye geroi 47818. В произведении Астафьева “Царь-рыба” герои – сибиряки, выросшие и живущие в единстве, но не в гармонии с природой. Образы рыбаков во многом похожи, автор остро поднимает проблему – эти люди берут от природы больше, чем им необходимо. Главный герой “Царь-рыба” – Зиновий Игнатьич – в опасной ситуации, когда его силы тают, вспоминает слова своего деда, который учил относиться к природе правильно, как к живому существу. Это спасает героя, он переосмысливает свою жизнь и получает шанс всё изменить.

В произведении Астафьева “Царь-рыба” герои – сибиряки, выросшие и живущие в единстве, но не в гармонии с природой. Образы рыбаков во многом похожи, автор остро поднимает проблему – эти люди берут от природы больше, чем им необходимо. Главный герой “Царь-рыба” – Зиновий Игнатьич – в опасной ситуации, когда его силы тают, вспоминает слова своего деда, который учил относиться к природе правильно, как к живому существу. Это спасает героя, он переосмысливает свою жизнь и получает шанс всё изменить.

Характеристика героев “Царь-рыба”

Главные герои

Зиновий Игнатьич

Браконьер, опытный рыбак, механик, мужчина средних лет.

В селе его называют механиком, за золотые руки и умение разбираться в технике. Он правильный, хороший человек, его уважают и ценят. Сам же Игнатьич держит себя немного выше остальных, имеет красивый дом, всё держит в чистоте и порядке, у него огромный счёт на книжке. Игнатьич – браконьер, как и все остальные сибиряки, он с детства занимается ловлей. Его жадность и гордыня приводит к тому, что он попадает в страшную ситуацию: огромная рыба в борьбе с ним выбрасывает его за борт, он запутывается в крючках и снастях. Оказываясь на грани жизни, он вспоминает о грехе молодости: он обидел Глашу.

Командор

Браконьер, младший брат Зиновия и его главный конкурент.

Царь-рыба

Огромных размеров осётр.

Непростая рыба — такая даётся рыбаку раз в жизни. Из-за нежелания делиться, Зиновий решил справиться сам, но ошибся. Рыба оказалась настолько сильной и огромной, что сбросила его с лодки и потащила под воду. Вырвавшись, он оказался запутан теми же снастями, что и осётр. Понимая, что он рискует уйти на дно вместе с ней, рыбак вспоминает свою жизнь, ошибки, кается за обиду девушки. Просит у Господа, освободить рыбу: она отрывается и уплывает. У рыбака появляется шанс жить дальше.

Второстепенные персонажи

Жена Игнатьича

Красивая женщина, работает в бухгалтерии.

Скромная милая женщина. Муж привёз её в деревню после службы.

Глаша Куклина

Бывшая возлюбленная Зиновия.

Девушка, которую в молодости обидел и унизил Зиновий. Она вышла замуж. При разговоре с Зиновием сказала, что не только сердце, но и кости у неё опустели. Глаша не способна испытывать чувств, он изувечил её судьбу.

Список характеристик персонажей рассказа будет полезен при подготовке к уроку, написании теста по произведению, оформлении читательского дневника.

Источник

Образ Игнатьича в новелле «Царь-рыба»

Человек и природа – это, пожалуй, самая актуальная тема нашей современной литературы. Эта проблема стоит перед человечеством уже много лет. Каждый год фабрики и заводы выбрасывают огромное количество отходов, загрязняя воздух, реки, нанося вред окружающей среде. Гибель Аральского моря, реальная угроза Байкалу, образование рукотворных пустынь, вымирание многих видов животных и

Полное исчезновение уникальных целебных растений – все это следствие безумного, а порой и преступного отношения к природе для темы человек и природа.

Каждый писатель в любом своем произведении затрагивает тему природы. Это может быть простое описание места разворачивающихся событий данного произведения или выражение чувств героя, но всегда автор показывает и свою позицию, свое отношение к природе. Обычно здесь бывают две точки зрения: некоторые считают, что человек — создатель и он должен покорить все живое, обитающее на земле; другие, напротив, доказывают, что природа — это храм, каждый человек обязан подчиняться ее законам. Каждый писатель настаивает на своем и зачастую отказывается понять и осмыслить позицию, противоположную своей.

Астафьев в своем произведении «Царь-рыба» пытается разобраться в этой проблеме и найти ответ на этот важный для всех вопрос: что есть природа: храм или раба человека? Главный герой данного повествования в рассказах Игнатьич — рыбак. Всю свою жизнь он ловил рыбу и умеет делать это как нельзя лучше. Ни одна рыба ни в одном месте реки, даже в самом удаленном и необитаемом, не сможет уйти из его сетей. Он покорил реку. Здесь он царь, царь природы. И ведет он себя как царь: он аккуратен, все свои дела доводит до конца. Но как же он распоряжается богатством, вверенным ему? Игнатьич ловит рыбу. Но для чего она ему в таких больших количествах?

Его семья достаточно обеспечена, чтобы прожить и прокормиться и без этой «наживы». Пойманную рыбу он не продает. А чтобы заниматься ловлей, ему приходится скрываться от рыбнадзора, ведь это занятие считается браконьерством. Что же движет им? И здесь мы видим нашего царя природы с другой стороны. Всеми его поступками руководит жадность. Кроме него, в поселке много хороших рыбаков, и между ними идет необъявленное соревнование.

Если твои сети принесут больше рыбы, то ты лучший. И из-за этого эгоистического желания люди истребляют рыбу, а значит, постепенно губят природу, растрачивают единственное ценное, что есть на земле. Но зачем природе такой царь, который не ценит то богатство, которым владеет? Неужели она покорится и не свергнет его? Тогда появляется царь-рыба, царица рек, посланная для борьбы с царем природы. Каждый рыбак мечтает поймать царь-рыбу, ведь она — это знак свыше. Поверье гласит: если поймаешь царь-рыбу, отпусти ее и никому не рассказывай о ней.

Эта рыба символизирует особенность человека, поймавшего ее, его превосходство над другими. Что же происходит с Игнатьичем при встрече с этой посланницей природы? В нем противоборствуют два чувства: с одной стороны, стремление вытащить царь-рыбу, чтобы потом весь поселок узнал о его мастерстве, с другой стороны, суеверный страх и желание отпустить рыбу, чтобы избавиться от этого непосильного для него груза. Но все же первое чувство побеждает: жадность берет верх над совестью. Игнатьич принимает решение во что бы то ни стало вытащить эту рыбу и прослыть лучшим рыбаком во всей округе. Он смутно понимает, что одному ему не справиться, но он подавляет в себе мысли о том, что можно было бы позвать на помощь брата, ведь тогда придется разделить с ним и добычу, и славу.

И жадность губит его. Игнатьич оказывается в воде один на один с «рыбиной» Израненные, царь природы и царица рек встречаются в равном бою со стихией. Теперь царь природы уже не управляет ситуацией, природа покоряет его, и постепенно он смиряется. Вдвоем с рыбой, прижавшись друг к другу и успокаиваясь от

Этого прикосновения, они ждут своей смерти. И Игнатьич просит: «Господи, отпусти эту рыбу!» Сам он этого сделать уже не в силах. Их судьбы теперь в руках у природы. Так, значит, не человек сотворят природу, а природа властвует над человеком. Но природа не так беспощадна, она дает шанс человеку исправиться, она ждет покаяния. Игнатьич — умный человек, он понимает свою вину и искренне раскаивается в содеянном, но не только в этом: он вспоминает все свои прошлые поступки, анализирует прожитую жизнь. Это происшествие заставляет его вспомнить все давние грехи и проступки и подумать о том, как он будет жить дальше, если выживет здесь. Может показаться, что Астафьев своими размышлениями только еще больше запутал читателя, а не выстроил его мысли, но все же он дает ответ на непростой вопрос: природа — это храм, где человек не может хозяйничать по своему усмотрению, но все же он должен помочь этому храму обогатиться, ведь человек — часть природы, и он призван оберегать этот единственный дом для всего живого.

Астафьев поднимает и другую, не менее важную, проблему: проблему отношений в семье. Всегда главным в семье был муж. Но какое же место занимает женщина? Семья — это единое целое. Если муж — голова семьи, то жена, хранительница домашнего очага, должна быть ее сердцем. Но как-то странно относится голова к своему сердцу: без любви и понимания, лишь с угрозой. Женщины в семьях живут в постоянном страхе. Они стараются во всем угодить своим мужьям и боятся, что могли что-то сделать не так.

А каковы же отношения между братьями? И здесь царствует жадность. Игнатьич и Командор враждуют: Командор знает, что Игнатьич — лучший рыбак, и завидует ему, а Игнатьич не любит брата, потому что Командор не такой, как он.

Значит, главное чувство, которое преобладает во всех отношениях между людьми в поселке, — это жадность. Произведение «Царь-рыба» написано как повествование в рассказах. Книга состоит из множества новелл, очерков, рассказов. Одни рассказы написаны в художественном стиле, другие в публицистическом. Это разнообразие позволяет намного точнее оценить ситуацию и разворачивающиеся события, посмотреть на проблемы с разных сторон и найти единственно правильное их решение. Также оно позволяет охватить большое количество проблем. Разные стили делают события, происходящие в повествовании, более реалистичными.

Эта книга дала мне много хороших уроков и советов. Теперь, прежде чем что-то сделать, я задумываюсь, а не навредит ли это кому-нибудь, не причинит ли вреда природе. Я начал анализировать свои поступки. И если я нахожу, что совершил когда-нибудь ошибку или какой-либо проступок, то я стараюсь это исправить. В этом произведении Астафьев как бы спрашивает тебя: а правильно ли ты используешь то, что тебе дано, не растрачиваешь ли ты впустую данное нам богатство — природу? Истина, написанная здесь, осветляет память и мысли и заставляет посмотреть на мир другими глазами.

Рассказ В. П. Астафьева как крик, как отчаянный призыв, обращенный к каждому, — одуматься, осознать свою ответственность за все, что так предельно обострилось и сгустилось в мире. Землю надо спасать: угроза ядерной или экологической катастрофы ставит сегодня человечество у той роковой черты, за которой нет бытия.

«Спасемся ли? Продлится ли жизнь в наших потомках?» — вот вопросы, звучащие в произведениях современных писателей. И набатным колоколом наша литература взывает к людям, к каждому: спасение мира и человеческих ценностей — через совесть, раскаяние, жертву, смелость каждого быть в поле воином.

Виктор Астафьев сделал одним из главных героев и образ автора, стремясь к провозглашению и утверждению дорогих его сердцу нравственных принципов. Виктор Астафьев новаторски переходит от повествования к размышлению, от картин природы к публицистике. Выбор автором формы произведения — повествование в рассказах — не случаен. Эта форма позволила Астафьеву отстраниться от строгой сюжетности повествования, чего не позволяет, например, форма романа.

Одна из главных задач «Царь-рыбы» — обличение браконьерства в наиболее широком толковании этого слова. Ведь браконьер — это не только человек, ворующий рыбу или зверя у государства. Браконьер — это и тот, кто строит над чистым озером атомную электростанцию, и тот, кто дает разрешение на вырубку девственных лесов.

«Царь-рыба» — это не сборник тематически связанных между собой рассказов, а именно повествование. Всепоглощающая идея автора о нераздельности Человека и Природы плавно перетекает из главы в главу, раскрываясь все с новых и новых сторон, вбирая в себя новые смыслы, расширяя объем философской, экономической, социальной задачи, стоящей перед всеми людьми. Большое идейно-художественное значение имеет и место действия «Царь-рыбы» — Сибирь. Эти огромные неосвоенные пространства одновременно являются и сокровищем, и болью России. Богатства Сибири основываются экстенсивно, без мысли о завтрашнем дне. «Так что же я ищу? Отчего мучаюсь? Почему? Зачем? Нет мне ответа». Виктор Астафьев не дает готовых ответов на поставленные в повествовании ответы. От читателя требуется мужество, доброта, мудрость, чтобы понять: царь-рыбу сможет спасти только человек. Это задача настоящего и будущего.

Единоборство человека с царь-рыбой

Виктор Петрович Астафьев родился в 1924 году в селе Ове-янка Красноярского края в семье крестьянина. Он рос в окружении величавой красоты природы, и потому экологические проблемы были ему изначально близки.

«Царь-рыба» (1976 год, журнал «Наш современник») является повествованием в рассказах. Произведение посвящено взаимодействию Человека с Природой. Глава «Царь-рыба», давшая название произведению, звучит символически. Единоборство человека с царь-рыбой имеет печальный исход.

Идея повествования Астафьева состоит в том, что человек должен жить в мире с природой, не разрушать гармонии природы, не грабить ее. Повествование объединено образом автора. Симпатии автора отданы многим персонажам: Акиму, Николаю Петровичу, Киряге-деревяге, Парамон Парамонычу, Семену и Черемисину, артели рыбаков и другим. Аким совершает подвиг, спасая в тайге женщину. Каждодневно подвергают свою жизнь опасности рыбин спектор. Семен и его сын Черемисин: «На фронте так не измаялся, как с вами!» Николай Петрович, брат писателя, стал кормильцем большой семьи с малых лет. Он отличный рыбак, охотник, радушен, всем норовит помочь. Добрая душа у Парамона Парамоновича. Он принял отеческое участие в судьбе Акима.

Автор осуждает браконьерство в широком смысле этого слова — браконьерство в жизни. В образе автора мы видим искреннего человека. На его отношение к жизни повлиял опыт Великой Отечественной войны. Он осуждает барыг-охотников на реке Сим. Лирический герой романа — сам автор. Яркими красками воспроизводит автор пейзажи. «Как хорошо, что меня не убило на войне и я дожил до этого утра. »

В главе «Туруханская лилия» мы встречаемся с енисейским бакенщиком Павлом Егоровичем. Он относится к тем людям, что «сами все свое отдают, вплоть до души, всегда слышат даже молчаливую просьбу о помощи». ГЭС портит реку. «Нет и никогда уже не будет покоя реке! Сам не знающий покоя, человек с осатанелым упорством стремится подчинить, заарканить природу. » Впечатляет эпизод с распятым на скале мужиком и переселением в Туруханск. Читатель согласен с автором в осуждении трех «нормальных рабочих», занимающихся разбоем в тайге.

В главе «Уха на Боганиде» мы знакомимся с артелью рыбаков. Автор обращает внимание, что артель спасла многих ребят от голода, кормила их бригадной ухой. «Выжили и выросли на той ухе многие дети, в мужиков обратились, по свету разъехались, но никогда им не забыть артельного стола». В образе Герцева автор обличает эгоцентризм и индивидуализм.

Браконьеры вышли в основном из старинного рыбацкого поселка Чуш. Автор подробно описывает вид поселка, нравы его жителей. Мы видим пьющих мужиков, студентку с бляхой на груди, капитана, обменивающего бутылку на рыбу. Показаны неприглядные браконьеры Дамка, Командор, Грохотало-бандеровец. В тексте звучит мысль, что «бесследно никакое злодейство не проходит». Браконьеры наказаны: Дамка оштрафован, у Грохотало отняли крупную рыбу, у Командора погибла дочь, Игнатьич попался на свои же крючки. Сильное впечатление производит описание Рыбы — огромного осетра.

Произведение Астафьева оказывает мощное и благотворное влияние на читателя

Источник

Образ игнатьича в царь рыбе

образ игнатьича в царь рыбе. obraz ignaticha v povesti astafeva tsar ryba. образ игнатьича в царь рыбе фото. образ игнатьича в царь рыбе-obraz ignaticha v povesti astafeva tsar ryba. картинка образ игнатьича в царь рыбе. картинка obraz ignaticha v povesti astafeva tsar ryba. В произведении Астафьева “Царь-рыба” герои – сибиряки, выросшие и живущие в единстве, но не в гармонии с природой. Образы рыбаков во многом похожи, автор остро поднимает проблему – эти люди берут от природы больше, чем им необходимо. Главный герой “Царь-рыба” – Зиновий Игнатьич – в опасной ситуации, когда его силы тают, вспоминает слова своего деда, который учил относиться к природе правильно, как к живому существу. Это спасает героя, он переосмысливает свою жизнь и получает шанс всё изменить.

Тема взаимодействия человека и природы была и будет актуальной во все времена. Экологические проблемы с каждым годом становятся все острее.

Каждый писатель в своем творчестве так или иначе затрагивает тему природы. Не является исключением автор сборника «Царь-рыба» Виктор Астафьев. Проблема, поднятая в этом произведении, не нова и звучит следующим образом: природа – раба человека или предмет для поклонения?

Главным героем этого повествования является Зиновий Утробин, или Игнатьич, такое обращение к нему более частотно на страницах произведения. Род его деятельности – рыболовство. Игнатьич – умелый рыбак, свое дело он знает и выполняет просто профессионально. Ни одна рыба не сможет выпутаться из его сетей. Он настоящий властелин речной глади. Настоящий царь. И ведет он себя по-царски, зная, что нет ему равных.

Игнатьич стремится ловить как можно больше рыбы. Зачем же она ему нужна в таких количествах? С самых первых страниц повести мы понимаем, что Зиновий зажиточен, его семья – одна из богатых в селе. Да и рыбу он не продает. Все дело в том, что этим человеком движет пресловутая жадность. А еще желание превзойти других хороших рыбаков.

У кого больше рыбы, тот считается лучшим. И вот за этот статус и борются умельцы. Эгоизм толкает людей на то, чтобы губить природу и ее несметные богатства. Даже возможность попасться в руки рыбнадзора и последующее за этим посрамление не пугает рыбаков и Игнатьича.

Вот тут-то и появляется Царь-рыба, чтобы испытать нашего героя. Такой богатый улов – это предначертание, данное свыше. Поверье гласит, что поймав такую рыбу, нужно ее отпустить. Только Игнатьич решает иначе. Жадность не позволяет ему выпустить рыбу, в которой икры только на 2 ведра. Здесь даже не желание наживы движет рыбаком, а стремление стать предметом обсуждения и зависти всего поселка. Он, конечно, понимает, что одному справиться с такой огромной рыбиной вряд ли получится. Можно позвать на помощь брата. Да вот только делиться с ним совершенно не хочется. Причем не только добычей, но и славой лучшего рыбака. А это уж совсем неприемлемо для Игнатьича.

В конце концов, Зиновий оказывается вместе с рыбой в воде. Вот как должна закончиться жизнь удачливого доселе рыбака – неминуемой гибелью. Он прижимается к холодному телу рыбы и покоряется судьбе. Он уже больше ничего не хочет и не желает. Вдруг приходит осознание того, насколько он был не прав в своих поступках. Игнатьич раскаивается во всем, что делал. Причем, искренне и от души. Анализируя прошлую жизнь, он вспоминает и девушку, которую обидел. У нее он также просит прощения.

Виктор Астафьев в своем произведении показал, насколько тесно связаны природа и человек. А также поставил в центре такого человека, который через ошибки и неправильное недостойное поведение приходит к осознанию того, как нужно жить. Природу необходимо обогащать, а не только постоянно брать из нее, еще и в таких количествах.

На наших глазах на страницах повести происходит нравственное перерождение Игнатьича.

Источник

Герои произведения Царь-рыба Астафьева (характеристика)

В повести Виктора Астафьева идет отображение жизни рыбаков, которых объединяет много общего. Герои живут в ладу с природой и активно пользуются ее дарами. Освещается угроза жизни главного персонажа, но тот вовремя вспоминает заветы деда и спасается.

Главные герои:

Зиновий Игнатьич. Играет основную роль в повести. Люди в селе очень уважают и хвалят Зиновия, образно клича его механиком, потому что тот легко разбирался в технике. Он, сам по себе, неплохой человек. Всем известно, что мужчина владеет прекрасны домом, который полностью соответствует своему хозяину. Ведь он заботится о его порядке. У Игнатьича на книжке лежит большая сумма денег.

Он зарабатывает на пропитание браконьерством, впрочем, как и все жители его поселения. Еще с детства он приучен к рыбной ловле. В итоге, он превращается в горделивого скрягу, что поспособствовало его опасной ситуации. Персонаж борется с крупной рыбой, из-за которой он выпадает за борт. Путаясь в снастях, на него нахлынули воспоминания. Он вспомнил девушку Глашу и то, как с ней себя повел.

Второстепенные персонажи:

Жена главного героя – Игнатьича. Работает на должности бухгалтера. Автор описывает ее как довольно симпатичную женщину, немного полноватую. Изначально она не жила в этой деревне. Когда-то после службы муж привез ее сюда.

Глаша Куклина. Та самая женщина, которую в молодости безосновательно приревновал и унизил возлюбленный. Этим человеком был Зиновий Игнатьич. Со временем обиженная девушка вышла замуж. Но искренних чувств она не испытывала, так как после случившегося не была способна на это. Когда Глаша разговаривала с Зиновием, то рассказала, что ей было настолько больно и горько, что у нее опустело сердце и даже кости.

Автор повести пытается донести читателю, что не стоит считать себя выше и лучше других. Ведь никогда не знаешь, наверняка, как сложится жизнь завтра. Возможно, придется пожалеть и раскаяться за свои высокомерные мысли и недостойные поступки.

2 вариант

В данном замечательном произведении показывается история про героев-сибиряков, которые выросли и жили все вместе, однако не были в хороших отношениях с природными силами. Персонажи показаны схожим образом, так как этих людей автор отразил такими, что они каждый раз совершают расхищение природы, при том в таких количествах, которые превышают их основные потребности и нужды в этом. Для основного персонажа произведения, который находится в непростой ситуации, слова его дедушки о том, что нужно беречь природу, становятся невероятно важными и полезными. Данное решение, которое заключается в том, что он воспользовался этим советом, спасает его жизнь.

Образ Зиновия Игнатьича

Данный герой показан как очень талантливый механик, который очень хорошо разбирался в технике. Он живет по правильным жизненным и моральным принципам, а также пользуется большим уважением и почетом у окружающих людей. Однако, у него есть и другие стороны характера, например, он считает, что окружающие люди намного глупее его, и зачастую, ведет себя высокомерно. Он является браконьером, и точно также, как и другие персонажи, которые промышляют данным делом, лично занимается ловлей животных. Из-за того, что герой проявляет корысть и жадность, то он становится наказан силами природы за это. В моменте, когда он хочет поймать гигантскую рыбу, она делает так, что он оказывается за бортом, и при этом путается в сетях. Когда он понимает, что может умереть, то начинает вспоминать о всех своих плохих деяниях, когда он когда-то делал.

Данная рыба показана непростой, она может встретиться рыбаку всего лишь один раз за долгую жизнь. Из-за того, что герой не хочет пользоваться помощью товарищей, чтобы не делить с ними славу, и решает поймать данного зверя в одиночку, то становится выброшенным за борт лодки, и уходит под воду. Принимая тот факт, что он находится на грани гибели, то начинает переосмысливать свое существование, и вспоминает о том, что когда-то обидел хорошую девушку, за что ему становится невероятно стыдно. Он просит у Бога о том, чтобы вырваться наружу, и остаться в живых. Благодаря этому у него появляется шанс на спасение, и рыба больше не держит его в сетях.

Она показана красивой крепкой женщиной, которая работает бухгалтершей, и выполняет по дому основную работу. Можно сказать о том, что их семья крепкая, и они любят друг друга.

Также читают:

Картинка к сочинению Герои повести Царь-рыба

Популярные сегодня темы

Произведение является сказкой для маленьких читателей, написанной в стихотворной форме, и повествует в легкой, доступной манере об истории, произошедшей с маленьким, неразумным животным.

Жанровая направленность произведения представляет собой сочетание реалистического, модернистского стиля с сатирической трагедией, основной темой которой является изображение смещенного, воспаленного

Жанровая направленность произведения представляет собой украинскую народную сказку, повествующую о животных, имеющую аналогом в русском творчестве в виде сказки «Теремок», немного с измененным сюжетом.

Само слово «ода», в переводе с греческого языка, означает песня. Из самого названия, очевидно, что в произведении М.В. Ломоносов воспевает великую императрицу Елизавету II.

Источник

Все темы в одном произведении. Астафьев В. « Царь – рыба»

С произведением Астафьева “Царь-рыба” учащиеся знакомятся на уроках литературы в 11 классе. Его проблематика особенно актуальна своей экологической направленностью. В рассказе “Царь-рыба” анализ художественного и смыслового содержания целесообразно начинать с истории создания и знакомства с мировоззрениями автора. Только после знакомства с личностью писателя и его литературными принципами можно проводить полный анализ произведения, с которым вы можете познакомиться в нашей статье.

образ игнатьича в царь рыбе. lazy placeholder. образ игнатьича в царь рыбе фото. образ игнатьича в царь рыбе-lazy placeholder. картинка образ игнатьича в царь рыбе. картинка lazy placeholder. В произведении Астафьева “Царь-рыба” герои – сибиряки, выросшие и живущие в единстве, но не в гармонии с природой. Образы рыбаков во многом похожи, автор остро поднимает проблему – эти люди берут от природы больше, чем им необходимо. Главный герой “Царь-рыба” – Зиновий Игнатьич – в опасной ситуации, когда его силы тают, вспоминает слова своего деда, который учил относиться к природе правильно, как к живому существу. Это спасает героя, он переосмысливает свою жизнь и получает шанс всё изменить.

Краткий анализ

Тема – ответственность человека перед природой, потребительское отношение к окружающему живому миру и нравственное опустошение человека.

Композиция – кольцевая композиция, классическая трёхчастная структура.

Жанр – повествование в рассказах.

Направление – реализм.

Изобразительно-выразительные средства произведения

В рассказе «Царь-рыба» В.П. Астафьев раскрывает сущность человека через природу и величие природы через человека с помощью сравнений и метафор. Проза автора очень богата художественными средствами и приемами выразительности. Например, он использует прием обобщения, называя героя не по имени, а просто человек. Также он использует ассоциативные связи, просторечные слова, местный диалект, рисуя образ жизни рыбаков.

Автор осуждает людей за их эгоизм, жадность, недальновидность и за другие негативные черты. Он с помощью многочисленных приемов и средств, выражает свое отрицательное отношение, неприятие таких противозаконных явлений как браконьерство и других действий людей, наносящих вред природе.

Повесть В.П. Астафьева учит читателей жить по законам природы и нравственной чистоты, рационально использовать природные дары, быть человечными по отношению к растениям, животным и людям.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

История создания

Смысл названия рассказа, который является ключевым в одноимённом цикле, раскрывается в сюжете произведения постепенно. Главный герой попадает в ситуацию, когда сам становится жертвой своего промысла. Это заслуженная участь для того, кто много лет расхищал матушку-природу, но стать кормом для рыб обессиленный человек не желает и обращается к Богу. В памяти Игнатьича всплывают слова деда, который предупреждал, что встреча с царь-рыбой может обернуться бедой, если совесть рыбака нечиста. Именно огромное безмолвное, но, определённо, обладающее разумом существо заставляет человека пересмотреть свою жизнь и раскаяться.

В старину осетра называли не иначе, как “царь-рыбой”, так же, как орла – царём птиц. Именно это слово воскресил в своём произведении Виктор Астафьев. Царь-рыба – символ величия и разума природы, которая гораздо сильнее человека. Образ “доисторического” существа напоминает читателю о том, что он лишь малая часть огромной необъятной вечной силы природы.

Работа над циклом рассказов, поиск нужной формы давались писателю нелегко. Огромная ответственность перед собой, большое количество материала, важные моменты, которые нельзя было упустить из виду – всё это делало творческий процесс титанически сложным.

В 1976 году была опубликована книга новелл “Царь-рыба”, она получила высокую оценку критики и признание читателей. В 1978 году Астафьев получает государственную премию СССР за своё произведение.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Галерея положительных героев

Всех героев «Царь-рыбы» Астафьева можно поделить на 2 группы: те, кто влюблены в природу и делают все, чтобы ее сохранить и те, что бездушно пользуются природными дарами, не думая об их дальнейшей судьбе. В центре повествования — автор, лирический герой, его чувства и размышления. Читатель видит близкого друга природы, который искренне любит ее и испытывает настоящее чувство гордости.

образ игнатьича в царь рыбе. lazy placeholder. образ игнатьича в царь рыбе фото. образ игнатьича в царь рыбе-lazy placeholder. картинка образ игнатьича в царь рыбе. картинка lazy placeholder. В произведении Астафьева “Царь-рыба” герои – сибиряки, выросшие и живущие в единстве, но не в гармонии с природой. Образы рыбаков во многом похожи, автор остро поднимает проблему – эти люди берут от природы больше, чем им необходимо. Главный герой “Царь-рыба” – Зиновий Игнатьич – в опасной ситуации, когда его силы тают, вспоминает слова своего деда, который учил относиться к природе правильно, как к живому существу. Это спасает героя, он переосмысливает свою жизнь и получает шанс всё изменить.

Пейзажи автора выписаны настолько правдиво и жизненно, что читатель в реальности представляет «непорочно белеющую тундру», ощущает тишину «чистую душу вечерней тайги» и запах «увядающего леса». Разнообразна галерея положительных героев произведения, честных и сильных людей. Один из них — пожилой бакенщик Павел Игоревич из главы «Туруханская лилия». Это тип хороших людей, которые готовы пожертвовать жизнью, чтобы спасти других.

К таковым можно отнести и неподкупного рыбинспектора Семена и корабельного механика Парамона Парамоновича, это также рыбаки из артели поселения Боганида и много других.

Среди положительных героев необходимо выделить и образ Акима, фигурирующего в половине рассказов сборника:

Фигура этого невзрачного на вид, потрепанного жизнью человека, порой наивного, но мудрого и честного, становится художественным обобщением.

Перед читателем проходит вся жизнь Акима — от почти голодного детства до спасения совершенно чужой ему девушки Эли, заблудившейся в тайге. Это трудолюбивый человек, хозяин тайги, чувствующий себя в ней, как дома. В каких бы ситуациях Акиму ни пришлось бывать, везде он проявлял свои лучшие качества: честность и мужество, великодушие и совестливость.

Самый старший в семье, Аким сберегает от голода своих сестер и братьев («Уха на Боганиде»), заботится о больном Парамоне Парамоновиче. Выросший среди простых трудовых людей, он усвоил основные правила нравственности: добросовестный труд, доверие к людям, человечность и доброта. Нельзя обойти вниманием и мать Акима, добрую и доверчивую женщину, которая, по словам односельчан, «была и осталась девочкой-подростком по уму и сердцу». Она страстно любит детей и все лучшие свои качества и отношение к труду и жизни передает им.

Астафьев раскрывает тему отношений человека с природой, человека и общества. Потребительское отношение людей к окружающему миру стало основной проблемой двадцатого века. Человек берёт у природы больше, чем ему нужно. Это может обернуться страшной трагедией.

Главный герой рассказа Зиновий Игнатьич чувствует себя в родном селе хозяином и полноправным владельцем всех богатств природы. Браконьерство давно перестало быть для жителей села чем-то постыдным – это их обыкновенный промысел, в котором они соревнуются, не щадя ничего на своём пути.

У Игнатьича – лучший дом в деревне, у него есть всё, что только душа пожелает, он имеет огромную сумму на своём счету в банке, но жажда и привычка брать от природы по-максимуму приводит его к опасной ситуации.

Человек и природа в русской прозе XX века (На примере рассказа В. П. Астафьева «Царь-рыба»)

В рассказе показан один день из жизни умелого рыбака-браконьера Зиновия Игнатьича Утробина, который жил в сибирском поселке Чуш на Енисее. Что это был за человек? Игнатьич, как уважительно называли его земляки, был не только мастером тех дел, за которые брался, но и очень вежливым, спокойным, аккуратным, точным и чистоплотным человеком. Этот рассудительный, уважающий и себя, и других людей мужчина был полной противоположностью своему младшему брату по прозвищу Командор, который был жаден и завистлив. Работал Утробин-старший наладчиком пил и станков на местной пилораме, рыбачил лучше других, с умом. Он значительно отличался от других рыбаков: «…Прибранный, рыбьей слизью не измазанный, мазутом не пахнущий. Если летом, едет в бежевой рубахе, в багажнике у него фартук прорезиненный и рукавицы-верхонки. Осенью в телогрейке рыбачит Игнатьич и в плаще, не изожженном от костров, не изляпанном — он не будет о свою одежду руки вытирать, для этого старая тряпица имеется, и не обгорит он по пьянке у огня, потому что пьет с умом, и лицо у Игнатьича цветущее, с постоянным румянцем на круто выступающих подглазьях и чуть впалых щеках. Стрижен Игнатьич под бокс, коротко и ладно. Руки у него без трещин и царапин, хоть и с режущими инструментами дело имеет, на руках и переносице редкие пятнышки уже отлинявших веснушек». Зиновий всегда приходил на помощь рыбакам, не беря взятки, чинил моторы в лодках браконьеров. Другие мужики удивлялись тому, что Игнатьич всегда, даже в лодке мыл руки песком и тратил деньги на мыло и щетку. Именно с Зиновием Игнатьичем, лучшим рыбаком поселка, человеком, с самого детства любящим и знающим реку как родной дом, и случилось удивительное и страшное происшествие на Енисее, едва не стоившее ему жизни.

Внезапно возникшая ситуация, жестоко поставившая Зиновия Игнатьича между жизнью и смертью, заставила его задуматься о нравственности некоторых его поступков в прошлом, вспомнить мудрые заветы покойного деда. А дедушка Утробина, «вечный рыбак», говорил внуку среди прочих рыбачьих заветов и то, что если на душе есть какой-то грех, нехорошее дело, то царь-рыбу нужно обязательно отпустить. И вспомнил Игнатьич, как еще в юности, в годы Великой Отечественной войны, он обидел девушку — Глашу Куклину. Потом Зиновий просил у нее прощения, но природа, наверно, ему этого до сих пор простить не могла. Потому и предложила ему пройти суровое испытание. Вместе с природой повествователь вспомнил и о Боге: «…Женщина — тварь божья, за нее и суд, и кара особые. До него же, до бога, без молитвы не дойдешь. Вот и прими заслуженную кару, и коли ты хотел когда-то доказать, что есть мужик — им останься! Не раскисай, не хлюпай носом, молитвов своедельных не сочиняй, притворством себя и людей не обманывай. Прощенья, пощады ждешь? От кого? Природа, она брат, тоже женского рода! Значит, всякому свое, а богу — богово! Освободи от себя и от вечной вины женщину, прими перед этим все муки сполна, за себя и за тех, кто сей момент под этим небом, на этой земле мучает женщину, учиняет над нею пакости». Осознал Зиновий Игнатьич, что следует попросить прощения и у самой природы. И не только попросить прощения, нужно еще и рыбу освободить, не дать ей умереть на крючках самолова. Царь-рыба освобождается, тяжело раненая, но непобежденная и живая, и уплывает на волю. А Игнатьич почувствовал себя свободнее и в физическом, и в моральном отношениях: «…И ему сделалось легче. Телу — оттого, что рыба не тянула вниз, не висела на нем сутунком, душе — от какого-то, еще не постигнутого умом, освобождения».

Композиция

У рассказа классическая трёхчастная композиция с экспозицией, но без эпилога. Развязка наступает неожиданно, когда Игнатьич чувствует, что рыба вырвалась и уплыла, что означает – у него есть шанс на жизнь. Последние слова рассказа звучат мудро и торжественно, главный герой преклоняется перед могущественной силой, которая дала ему возможность исправить ошибки и продолжить свой земной путь. Рассказ имеет кольцевую композицию, связанную с темой воды, как могущественной стихии: он “попадает” в воду в начале произведения и вновь “возрождается” из воды, после того, как река даёт ему второй шанс.

Образы браконьеров

В отличие от Закона, у писателя Астафьева свое отношение к браконьерству. Для него ничего не значат запрещенные места ловли рыбы. Жители деревень исстари веков считали себя хозяевами местных рек. И в повествовании все ловят стерлядь, хотя ее лов запрещен. Но автор осуждает тех рыбаков, кто добывает большое количество рыбы не чтобы прокормить семью, а для продажи. Астафьев осуждает Грохотало, который, обучившись рыбной ловле, сам рыбу не ест, а «продает всю до хвостика».

Браконьеры большую часть рыбы, погибшей до их прихода, бросают обратно в реку, заражая другую живность. Раньше мертвую рыбу закапывали на берегу, а сейчас, боясь рыбнадзора, просто кидают за борт: «Чеченец известил, ругаясь: «Прокутили. Из двадцати — семь!» — «Чего семь?» — «Живых» — «А остальные?» — «Остальные за борт». Браконьеров в селе Чушь немало. Как любит повторять один из персонажей Командор, «у нас в стране вечнозеленых помидоров и непуганых браконьеров…».

Браконьерами люди становятся в основном из жадности: «Из-за нее, из-за этакой гады забылся в человеке человек! Жадность его обуяла!». Писатель пишет и о тех рыбаках, кто не занимается браконьерством. Это члены артели на Боганиде, Аким, брат Коля, Павел Егорович и другие. Автор рассказывает, что в довоенное время браконьеров не было. Заводы по переработке рыбы договаривались с местными рыбаками, выдавали спецодежду, ловушки, за улов платили деньгами и продуктами.

И эти рыболовы, работающие поодиночке или парами, строго следили за порядком на реке: «Сами хозяйничали на реке, сами ее и блюли, жадюг не жаловали, сторожа ставили с ружьем». У них был стимул: больше поймаешь — больше получишь. За перевыполнение плана полагалась неплохая премия. Перед большими праздниками каждая семья могла сделать 2 намета красной рыбы, но не больше.

И надзорщики не были нужны, и жестокости не было, и рыбы всем хватало. Таким образом, автор повествования «Царь-рыба» браконьерство считает большим злом, но исчисляет это зло по особым критериям, приводя веские аргументы в пользу местных обычаев.

По объёму и содержанию цикл новелл Астафьева претендовали на жанр романа. Но писатель не хотел брать такую масштабную ответственность в художественном плане, его больше интересовала смысловая часть будущего произведения. Автор назвал свою книгу “повествованием в рассказах”, многие литературоведы называют их новеллами из-за яркого сюжета.

Таким образом, жанр повествования в рассказах подчёркивает их обособленность, но общность героев и идеи делает книгу цельной и легкой для восприятия. Единое художественное пространство в цикле рассказов служит одной важной цели – обличить браконьерство и варварское отношение к природе, остановить масштабную экологическую катастрофу, которая грозит человечеству.

Сочинение на тему “Царь – рыба”

Каждый писатель в любом своем произведении затрагивает тему природы. Это может быть простое описание места разворачивающихся событий данного произведения или выражение чувств героя, но всегда автор показывает и свою позицию, свое отношение к природе.

Обычно здесь бывают две точки зрения: некоторые считают, что человек — создатель и он должен покорить все живое, обитающее на земле; другие, напротив, доказывают, что природа — это храм, каждый человек обязан подчиняться ее законам.

Каждый писатель настаивает на своем и зачастую отказывается понять и осмыслить позицию, противоположную своей. Астафьев в своем произведении “Царь-рыба” пытается разобраться в этой проблеме и найти ответ на этот важный для всех вопрос: что есть природа: храм или раба человека?

Главный герой данного повествования в рассказах Игнатьич — рыбак. Всю свою жизнь он ловил рыбу и умеет делать это как нельзя лучше. Ни одна рыба ни в одном месте реки, даже в самом удаленном и необитаемом, не сможет уйти из его сетей. Он покорил реку. Здесь он царь, царь природы. И ведет он себя как царь: он аккуратен, все свои дела доводит до конца. Но как же он распоряжается богатством, вверенным ему? Игнатьич ловит рыбу.

Но для чего она ему в таких больших количествах? Его семья достаточно обеспечена, чтобы прожить и прокормиться и без этой “наживы”. Пойманную рыбу он не продает. А чтобы заниматься ловлей, ему приходится скрываться от рыбнадзора, ведь это занятие считается браконьерством. Что же движет им? И здесь мы видим нашего царя природы с другой стороны.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Всеми его поступками руководит жадность. Кроме него, в поселке много хороших рыбаков, и между ними идет необъявленное соревнование. Если твои сети принесут больше рыбы, то ты лучший. И из-за этого эгоистического желания люди истребляют рыбу, а значит, постепенно губят природу, растрачивают единственное ценное, что есть на земле. Но зачем природе такой царь, который не ценит то богатство, которым владеет? Неужели она покорится и не свергнет его? Тогда появляется царь-рыба, царица рек, посланная для борьбы с царем природы.

Каждый рыбак мечтает поймать царь-рыбу, ведь она — это знак свыше. Поверье гласит: если поймаешь царь-рыбу, отпусти ее и никому не рассказывай о ней. Эта рыба символизирует особенность человека, поймавшего ее, его превосходство над другими. Что же происходит с Игнатьичем при встрече с этой посланницей природы?

В нем противоборствуют два чувства: с одной стороны, стремление вытащить царь-рыбу, чтобы потом весь поселок узнал о его мастерстве, с другой стороны, суеверный страх и желание отпустить рыбу, чтобы избавиться от этого непосильного для него груза. Но все же первое чувство побеждает: жадность берет верх над совестью. Игнатьич принимает решение во что бы то ни стало вытащить эту рыбу и прослыть лучшим рыбаком во всей округе.

Он смутно понимает, что одному ему не справиться, но он подавляет в себе мысли о том, что можно было бы позвать на помощь брата, ведь тогда придется разделить с ним и добычу, и славу. И жадность губит его. Игнатьич оказывается в воде один на один с “рыбиной”. Израненные, царь природы и царица рек встречаются в равном бою со стихией. Теперь царь природы уже не управляет ситуацией, природа покоряет его, и постепенно он смиряется. Вдвоем с рыбой, прижавшись друг к другу и успокаиваясь от этого прикосновения, они ждут своей смерти. И Игнатьич просит: “Господи, отпусти эту рыбу!” Сам он этого сделать уже не в силах. Их судьбы теперь в руках у природы.

Так, значит, не человек сотворяет природу, а природа властвует над человеком. Но природа не так беспощадна, она дает шанс человеку исправиться, она ждет покаяния. Игнатьич — умный человек, он понимает свою вину и искренне раскаивается в содеянном, но не только в этом: он вспоминает все свои прошлые поступки, анализирует прожитую жизнь. Это происшествие заставляет его вспомнить все давние грехи и проступки и подумать о том, как он будет жить дальше, если выживет здесь.

Может показаться, что Астафьев своими размышлениями только еще больше запутал читателя, а не выстроил его мысли, но все же он дает ответ на непростой вопрос: природа — это храм, где человек не может хозяйничать по своему усмотрению, но все же он должен помочь этому храму обогатиться, ведь человек — часть природы, и он призван оберегать этот единственный дом для всего живого.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Астафьев поднимает и другую, не менее важную, проблему: проблему отношений в семье. Всегда главным в семье был муж. Но какое же место занимает женщина? Семья — это единое * целое. Если муж — голова семьи, то жена, хранительница домашнего очага, должна быть ее сердцем. Но как-то странно относится голова к своему сердцу: без любви и понимания, лишь с угрозой.

А каковы же отношения между братьями? И здесь царствует жадность. Игнатьич и Командор враждуют: Командор знает, что Игнатьич — лучший рыбак, и завидует ему, а Игнатьич не любит брата, потому что Командор не такой, как он. Значит, главное чувство, которое преобладает во всех отношениях между людьми в поселке, — это жадность.

Произведение “Царь-рыба” написано как повествование в рассказах. Книга состоит из множества новелл, очерков, рассказов. Одни рассказы написаны в художественном стиле, другие в публицистическом. Это разнообразие позволяет намного точнее оценить ситуацию и разворачивающиеся события, посмотреть на проблемы с разных сторон и найти единственно правильное их решение. Также оно позволяет охватить большое количество проблем. Разные стили делают события, происходящие в повествовании, более реалистичными.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Эта книга дала мне много хороших уроков и советов. Теперь, прежде чем что-то сделать, я задумываюсь, а не навредит ли это кому-нибудь, не причинит ли вреда природе. Я начала анализировать свои поступки. И если я нахожу, что совершила когда-нибудь ошибку или какой-либо проступок, то я стараюсь это исправить.

В этом произведении Астафьев как бы спрашивает тебя: а правильно ли ты используешь то, что тебе дано, не растрачиваешь ли ты впустую данное нам богатство — природу? Истина, написанная здесь, осветляет память и мысли и заставляет посмотреть на мир другими глазами.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *