обед на тризне что означает
Тризна поминки или обряд инициации
Тризна
«Тризна, часть погребального обряда у древних славян. Первоначально Т. состояла из обширного обрядового комплекса жертвоприношений, военных игр, песен, плясок, состязаний в честь покойного, оплакивания умершего и поминального пиршества как до, так и после сожжения. С принятием христианства у славян долгое время Т. сохранялась в виде поминальных песен, пира и др. Термин «Т.» позднее употреблялся в значении «поминки».» [БСЭ]
«Этимология слова «тризна» до конца неясна. Тризна встречается в славянских языках. У И.И. Срезневского под тризной подразумевается «борьба, состязание; страдальство, подвиг; награда; поминки». М. Фасмер предполагал, что в праславянском языке исходной формой была *tryzna. Некоторые исследователи (А. Мейе, П. Перссон, Ф. Ф. Фортунатов) считали исходным *trizna и сближали её с древнеисландским словом stri;, означавшее «спор, война, беспокойство, мука». О.Н. Трубачёв возводил слав. *trizna к слову *trizь «трёхгодовалый (о животном)», связанному с числительным *tri. Словом «тризна», таким образом, изначально обозначалось жертвоприношение трёхгодовалого животного. Исходя из этого предположения, В. Н. Топоров привёл широкий спектр сопоставлений слова с индоевропейской традицией в рамках идеи тройственности. В частности, он выдвинул идею, что тризна обозначала три вида состязания, наподобие троеборья, или жертвоприношение трёх видов животных, символизирующих три мира — подземный, земной и небесный. Р. М. Цейтлин предложила, при принятии мнения, что в основе существительного «тризна» — числительное «три», а также особый смысл понятия тройного в славянской мифологии, предположение, что в старославянском «тризна» имеется формант «изна» и значение «тройное вознаграждение».» [ВП]
Тризна
Многим из нас известно слово Тризна, однако немногие полностью понимают его смысл. Тризна – это древнеславянский поминальный обряд, длившийся три дня. Он включал в себя поминальное пиршество и военные игрища.
Поминальный обряд, с помощью которого древние славяне провожали усопшего в иной мир, назывался Тризна. Славяне справляли его, следуя самым древним традициям, поверьям и ритуалам. Отмечалась Тризна в течение трех дней.
Тризна: значение и происхождение слова
При разборе слова тризна по составу, выделяется корень три. Он означает, что человек одинаково принадлежит трем мирам: Земному, Подземному и Небесному, и имеет право свободно путешествовать между ними после смерти. Число 3 во многом символично для данного мероприятия. Например, оно означает и количество дней в нем.
Вариантов перевода слова тризна со старобелорусского языка достаточно много: «подвиг», «состязание» или «поминальное пиршество».
Существует несколько интересных сходств в других европейских языках:
Существовало несколько видов тризны:
Славянский обряд тризна состоял из нескольких этапов:
Кроме того, обряд включал в себя умывание покойного и одевание его в самые чистые и дорогие ему одежды.
1 день обряда: подготовка умершего
Сразу после смерти покойного оставляли в той одежде, в которой он умер, и заносили в дом на прощание с семьей. В этот день вся семья прощалась с усопшим – за исключением беременных женщин. Всем беременным в селении (даже если они являлись родственницами) запрещалось присутствовать на похоронах и тризне, участвовать в омовении тела даже прикасаться к нему и смотреть на его.
Затем покойного умывали и одевали в самые лучшие одежды. Это должны были делать только взрослые замужние женщины, не являвшиеся родственницами умершему. Таким нехитрым способом наши предки огораживали от «контактов» со смертью молодых людей.
Пока усопший находился в доме, производились некоторые действия, согласно древним верованиям имевшие определенный смысл:
В первый день также готовилась большая часть блюд для поминальной стравы. В список обязательно входили кутья и холодные постные блины. Кисель готовился прямо перед застольем. Приготовлением всех этих блюд также занимались исключительно взрослые женщины.
2 день Тризны: поминальная страва
В этот день готовилось большое пиршество. В качестве места для его проведения выбиралось возвышение – курган или холм. На возвышении устанавливался поминальный стол. Первыми за него усаживались самые близкие родственники покойного, затем дальние родственники и друзья.
Детей и молодежь, как уже упоминалось ранее, старались огородить от смерти, поэтому их либо сажали в самый дальний конец стола, либо для них устанавливался отдельный маленький столик.
Блюда на тризну выбирались в соответствии с древними ритуальными традициями славян. На столе во время поминальной стравы всегда находилась кутья нескольких видов, постные блины и кисель. Эти блюда гости должны были съесть обязательно. Если на столе присутствовали пироги, то их никогда не разрезали ножом. Гости должны были разламывать их руками. Делалось это для того, чтобы из пирогов шел хлебный пар, принадлежащий душам умерших. Есть и другие объяснение этому странному обычаю: колющие на столе во время поминок изымались, чтобы «не уколоть покойника», но чаще – чтобы не спровоцировать конфликты и драки с использованием ножей.
Поминальное застолье проводилось спокойно и тихо. Смех за столом был слышен крайне редко, поскольку существовало поверье о том, что засмеявшийся на тризне вскоре должен был получить известие о смерти близкого человека. Еще одним правилом категорически запрещалось пользоваться чужими приборами.
После стравы начиналось оплакивание покойного. Родные и близкие рассказывали за столом истории из его жизни. Причем, вспоминали об усопшем только хорошее. Дети на этой части Тризны отсутствовали. Вся страва длилась до конца ночи.
3 день Тризны: боевые игрища
Если умерший был воином, погибшим в бою за свой род, это считалось великим подвигом, и во время тризны его братья по оружию инсценировали сражения, в которых участвовал погибший. В этом своеобразном спектакле роль самого усопшего «исполнял» его самый близкий товарищ.
Чтобы сражения выглядели наиболее правдоподобными, воины одевали доспехи. Однако за столом они сидели в обычной одежде. Для того, чтобы переодеться перед игрищем, они вставали из-за стола и готовились к выступлению.
Чур – деревянная статуя, охранявшая могилу
После окончания поминального пиршества и военных побоищ, место, где проводился обряд, засыпали песком, чтобы скрыть следы поминальной трапезы. На этом месте, в память об усопшем, ставили чур – деревянную статую-оберег.
Тризна, как древнеславянский ритуальный обряд, давно забыт. После введения Христианства на Руси начали справлять поминки. И все же, некоторые традиции сохранились вплоть до наших времен. Так, на стол до сих пор подают кутью и постные блины, пирог ломают руками, а жизнь и поступки усопшего вспоминают только самыми добрыми словами.
Столовую, кафе или ресторан для организации поминального стола вы найдете в разделе Проведение поминок нашего портала
Значение слова «тризна»
1. Заключительная часть 412 похоронного обряда у древних славян, состоявшая из жертвоприношений, военных игр, состязаний, борьбы, а позднее из поминального пиршества. В честь витязя тризну свершали, Дружина дралася три дня, Жрецы ему разом заклали Всех жен и любимца коня. А. К. Толстой, Курган.
2. Книжн. Церковный обряд похорон или поминовения усопшего. Привезут к нам останки твои, Чтоб почтить похоронною тризною. Н. Некрасов, Размышления у парадного подъезда. || Обрядовое угощение с вином в память умершего после похорон или в день годовщины его смерти. При возвращении с кладбища начиналася тризна в честь покойника, и родственники и друзья бывали пьяны два, три дня или даже целую неделю. Пушкин, История села Горюхина.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ТРИ’ЗНА, ы, ж. 1. У древних славян — поминки по умершем, сопровождавшиеся пиршеством (истор.). Ковши круговые запенясь шипят на тризне плачевной Олега. Пушкин. 2. перен. Скорбное воспоминание о ком-чем-н. утерянном, погибшем (поэт., ритор.). Садись один и тризну соверши по радостям земным своей души. Баратынский. Привезут к нам останки твои, чтоб почтить похоронною тризною. Некрасов.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
три́зна
1. истор. заключительная часть погребального обряда у древних славян, сопровождавшаяся военными играми, состязаниями, а также поминальным пиршеством ◆ Ковши круговые, запенясь, шипят на тризне плачевной Олега. Пушкин
2. религ. церковный обряд поминания умершего у православных
3. обрядовое угощение с вином в память умершего после похорон или в день годовщины его смерти; поминки
4. перен. поэт. высок. скорбное воспоминание о ком-либо либо о чём-нибудь утерянном, погибшем ◆ Садись один и тризну соверши по радостям земным своей души Баратынский
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: внеземной — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Тризна: что означает слово и как проходит славянский обряд
О наших предках, живших до крещения Руси, практически ничего не известно. Древние обычаи с проводимыми обрядами остались в глубине веков и покрылись тайной. Часто смысл и значение стародавних таинств доходят до нас в искаженном виде.
В современном понимании тризна — это похороны, поминки об умершем, с обедом и дальнейшем поминании в определенные дни. Считается устаревшим словом, вышедшим из употребления. В современном мире это слово успешно заменено перечисленными с соответствующими пониманиями. Однако у древних предков значение слова несло более глубокий смысл.
Что такое тризна
В классической литературе и живописи XIX века слово «тризна» упоминалось как поминки после погребения, сопровождаемые застольем. Применялось в текстах и картинах в понимании печального вспоминания о потере, утрате, о ком-то ушедшем. В некоторых текстах употреблялось в словосочетаниях со словом «похоронная».
Из древних дохристианских летописей слово означает славянский обряд, проводящийся после сожжения покойного, на месте захоронения.
Проводили его со всеми составляющими действиями в честь умершего человека.
Происхождение слова
Ясности в вопросе образования слова нет. В одной из версий происходит от праславянского «тризнище», означающего «поминовение», «состязание», «подвиг», «награда». Есть версия Шанского, заключающаяся в происхождении слова от древнерусского «трыти» со значением «тереть».
Лингвисты не могут найти ясности в вопросе о происхождении по причине существования исследователей утверждающих о ином обозначении этого слова.
Другие значения в источниках:
Некоторые исследователи заявляли о значениях, связанных с жертвоприношениями трех разных животных, символизирующих три мира ведической веры, или три вида состязаний, принимая в основу число «три» и соотнося тризну с тройственностью и особым смыслом тройки в славянской мифологии.
Схожесть в звуках при произношении во многих европейских языках похожа в толкованиях слов «погребальное пение», «плач». В греческом языке слово θρήνος (thrēnos) означает «плач», «рыдание». Существенным доводом в пользу греческого происхождения считается внесение многих слов в русский язык в эпоху его реформирования. В то время много слов было внесено в формировавшуюся православную церковь, сохранившихся до сих пор. Оппоненты греческого происхождения, в свою очередь, считают, что корни следует искать в дохристианских славянских источниках.
Одна из причин разнообразного значения
Иногда таинство справляли по массе народа, например, отображенное в картине Г. И. Семиградского «Тризна русских дружинников после битвы под Даростопом в 971 году» (1884 год). Массовое участие в совершении ритуальных действий, изображенных на картине, дали повод упростить понимание к одному слову.
Слова, с которыми понимается:
Все они по отдельности имеют косвенное отношение к похоронным действиям, происходящим после сражения с героическими поступками. Вот и стали толковать лишь одно действие, подвиг или битву, не имеющие ничего общего с погребением и поминками.
Значение понятия
Маловероятно, что тризна принесена в русский язык из другого языка или приходом христианства. Весомым тому аргументом будет использование слова в летописях, датируемых до крещения Руси. Понимание его означало похороны со всеми сопутствующими действиями, посвященными памяти усопшего или погибшего.
Само слово является сокращенным от знаний трех миров: правь, Навь и явь. Знание о трех мирах, как они взаимосвязаны и взаимодействуют, вот какая содержится информация в этом емком понимании обряда, являющегося целым мировоззрением. Задача его поддерживать связь между мирами и поколениями, независимо от нахождения. Постоянно участвуя в традиционных действиях, народ с детства впитывал образ мышления, становящийся взглядом на жизнь.
Обряд тризны
Традиционно древний русский ритуал погребения и поминовения берет свое начало с незапамятных ведических (языческих) времен. Весь комплекс обрядов объединялся в одно таинство, называемое тризной.
Цель проведения
Близким и родственникам необходимо было попрощаться с грустью о внезапной утрате. Дальше по сценарию — веселье, и должно быть не до печали. Она может удерживать почившего и повлиять на процесс перехода духа в иной мир.
Традиционная тризна на Руси
Начиналось погребение с подготовки тела усопшего. Проводились обряды обмывания, после чего на тело одевали роскошные одеяния. Потом проводились прощания, рыдания и чтение молитв. После прочтения готовили тело к сожжению. По знатным жителям тризна правилась шикарная во всех отношениях.
По ходу обряда славили богов, утверждая вечную победу жизни над смертью в силу единства трех миров. Налаживали незыблемую связь между поколениями, независимо от места пребывания. Богами на Руси были славные предки, единого рода со всеми жителями.
Как и когда проводят в современном мире
Христианство изначально отрицательно относилось к проведению погребения и поминок в языческих традициях. Однако позже православная церковь на протяжении веков ассимилировала эти обряды под свои нужды. Большую часть мероприятий убрали, а оставшуюся изменили, также поступив со многими традиционными праздниками и обрядами на Руси.
Значение слова тризна в православии не изменилось до наших дней, означая погребение и поминовение усопшего. От церкви понятие вошло в обыденную жизнь. На останках древних обычаев сейчас существуют традиции, которые предписываются церковью и соблюдаются людьми.
После смерти человека родственники приглашают священника, чтобы отпеть его дома, или согласовывают для проведения в храме. Во время службы присутствующих кормят хлебом и коловом — специально приготовленной кашей.
Угощение на отпевании несет отпечаток древних обильных жертвоприношений. После захоронения проводят обед с распитиями спиртных напитков с пожеланиями покойному царствия небесного и приятных воспоминаний с почившим при жизни. На следующее утро на могилу несут завтрак. Потом поминают на 9 и 40 дней, полгода и год, справляя в тесном кругу близких и родственников.
Структура поминального обряда
Отправляя в последний путь дорогого человека, родные и близкие смирялись с его утратой, а ему облегчали путь в иной мир. Все поминальные действия (от омовения тела до пира в честь памяти ушедшего) были ориентированы на помощь ушедшей душе. Часть из них была направлена на облегчение душевного состояния и защиту оставшихся родичей, находящихся в эмоциональном и моральном истощении, от бесов.
Во время обряда воздавали славу и хвалу богам и славным предкам, погибшим за землю родную. Обрядами люди обращались к богам с прошением защитить землю и народ, а умершим помочь исправить все неправедно сделанное при жизни.
Действия, входящие в состав тризны:
Костер старались разводить огромный: от его высоты и мощи зависела легкость перехода. При сжигании князей и знатных воинов пламя достигало таких высот, что видимость его была на десятки километров. Огонь был основой веры и жизни древних славян, он использовался во всех ритуальных действиях. Считался основой создания вселенной: с него начиналось ее творение.
Переход в мир иной облегчался сожжением тела. По столпу огня с дымом, рвущемуся ввысь, дух уходил в Навь легко и свободно. Кроме способствования перехода души к предкам, стихия огня очищала от всех совершенных проступков при жизни в грешной плоти.
После сожжения прах:
Перечисленные действия позволяли праху ушедшего гармонично слиться с элементами Яви, предоставив свободу духу.
Считается, что наши предки кремацию стали проводить только к началу нашей эры, которая практически выжила ингумацию — предание тела земле. Праславянские племена клали тело в скорченном виде, в позицию эмбриона. Подпитана эта традиция была представлением о перевоплощении душ. Но незадолго до использования сожжения стали хоронить в распрямленном виде.
После погребения начиналась увеселительная часть: сородичи с пришедшими почтить память проводили поединки, пиршества с песнями и плясками — всем, чем жил усопший. Это был не совсем печальный обряд.
Игры и пляски в честь умершего
Проводились игрища, состоящие из поединков, сражений, сопровождаемых жизнь усопшего. Начинались увеселения с песнями и танцами, которыми выражали радость о благости богов. К пляскам у славян было особое отношение, они очень тесно соприкасались с боевыми играми.
В танце могли выражать жизненные ситуации, в том числе и боевые. Состязания проводились не только в кулачных боях, но и среди пляшущего народа — это было неотъемлемой частью жизни. Танцами отгоняли грусть и печаль, открывая дорогу к радости и веселью.
Оплакивание покойного
Сразу после наступления смерти родственники начинали оплакивать покойного с громкими причитаниями обрядовых песен, которые содержали хвалебные речи за заслуги при жизни. Плачем живые показывали, насколько дорог был покойный и как им будет его не хватать.
В истории известны случаи приглашения плакальщиц, особенно при погребении знатного человека. Это были специально обученные женщины, певшие ритуальные песни с причитаниями и рыданиями. Он помогали родным излить всю боль утраты и пережить горе для дальнейшей счастливой жизни.
По поверьям, душа сразу после смерти находится в доме, и если вновь приставленный достойно оплакан, то душа его будет спокойна, а родственников не будут тревожить сновидения и мысли о нем.
Поминальное пиршество
Пир, проводимый в честь упоминания покойного, состоял из роскошного застолья с возлиянием медов хмельных, сопровождаемых содержательными тостами и пожеланиями. Проводился до кремации тела и после. Первый символизировал переход в иной мир, а второй проводился в защиту родных покойного от бесов из темных миров.
На пиру вспоминали богов и силы подземного мира, воздавая им хвалу и славу, призывали принять умерших и не трогать живущих.
Видео о тризне
Из представленного видео вы узнаете об обряде тризны.
В данном видео представлены советы Трехлебова, касающиеся современных реалий и веры.
Глава VII. Жели
§64. Борьба с языческими погребальными обычаями. Тризна. Поминальная трапеза.
§65. Плач – жели
Оплакивание мертвых принадлежит к древнейшим обычаям человечества. Эти плачи у нас назывались – жели. Жели – скорбь, печаль, терзание. Желети – сожалеть, скорбеть. Жальник – могила.
По Слову о полку Игореве, русские жены оплакивали с причитаниями своих мужей, погибших на берегах Каялы. Высоко поэтический плач Ярославны известен. В Задонщине приводится плач московских боярынь по своим мужьям. Конечно, Слово о полку Игореве поэма, а не исторический документ в роде грамоты; то же самое необходимо сказать и о Задонщине, которая кроме того является местами рабским подражанием Слову о полку Игореве. Но составители обоих произведений, говоря о плаче по покойникам, очевидно имели в виду всем известный в их время обычай. Этот обычай существовал в 16 в., как видно из Стоглава: тогда в Троицкую субботу по селам и по погостам сходились мужчины и женщины на жальниках (кладбищах) и плакались на гробах умерших с великим воплем, а потом на тех же жальниках устраивались пляски и бесовские игры с сатанинскими песнями.
Плач по умершим – это естественное проявление печали по дорогом покойнике. В крестьянской среде плач сопровождается обыкновенно причитаниями. Существует множество причитаний, что видно из издания Барсова «Причитания Северного края». В настоящее время языческое значение плача забыто. Существует даже убеждение, что долго оплакивать покойников грешно. В этом мы усматриваем влияние церкви, ратовавшей против желения.
§66. Борьба церкви с обычаем лишать погребения умерших насильственною смертью
§67. Обличение остатков языческого культа мертвых. Бани, трапезы и огни для покойников
Касаясь интимнейших сторон человеческого духа, память о почивших и почитание их во все времена были священною обязанностью для живых. Культ предков был делом частным, домашним; а потому здесь устойчивее, чем в других верованиях, могли сохраниться древние традиции. Действительно, литературные памятники древнейшей Руси показывают, что в культе мертвых у нас сохранились весьма многие языческие верования. Церковь боролась против них; это доказывают нам безыменные слова и поучения.
Обращаемся к безыменным обличением, разсеянным в разных словах и поучениях наших старинных сборников.
§68. Живучесть культа мертвых
Сборник отдел. рус. яз. Акад. Наук, т. 88, №3, стр. 273