о чем заставила меня задуматься повесть гобсек
Полный анализ повести Оноре де Бальзака «Гобсек»
Тема власти и денег как ведущая тема повести Оноре де Бальзака «Гобсек». Конфликт между человеком и обществом в повести. Изображение упадка старой французской аристократии в данном произведении. Поэтические приемы и лексические ресурсы произведения.
Рубрика | Литература |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 18.12.2012 |
Размер файла | 22,2 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Гобсек (Номинативный тип заголовка) Оноре де Бальзак
Повесть написана в 1830 году и впоследствии вошедшая в собрание сочинений «Человеческая комедия».
Повесть «Гобсек» не сразу обрела свой окончательный вид и место в «Человеческой комедии»; она принадлежит к произведениям, сама история создания которых проливает свет на формирование титанического бальзаковского замысла.
Вначале (в апреле 1830 года) она вышла под заголовком «Опасности беспутства» в первом томе «Сцен частной жизни». Первая глава этого произведения несколько раньше, в феврале 1830 года, была опубликована в виде очерка в журнале «Мода» и называлась «Ростовщик». В 1835 году повесть вошла в новое издание «Сцен парижской жизни» и была озаглавлена «Папаша Гобсек». И, наконец, в знаменательном 1842 году Бальзак включил ее в «Сцены частной жизни» первого издания «Человеческой комедии» под названием «Гобсек».
Первоначально повесть была разделена на главы: «Ростовщик», «Адвокат» и «Смерть мужа». Это деление соответствует основным тематическим эпизодам, из которых состоит произведение: история ростовщика Гобсека, годы ученичества и начала карьеры стряпчего Дервиля, любовная драма Анастази де Ресто, которая во многом привела к преждевременной смерти ее мужа.
Повесть «Гобсек» относится к эпосу, поскольку повесть это средний вид эпоса, и не только поэтому.
1. Сюжет сосредоточен не на одном центральном событии : истории из жизни Гобсека, связанной с Дервилем и семейством де Ресто, а на целом ряде событий, охватывающих значительнейшую часть жизни Гобсека, например, его детство и молодость.
3. Свободная организация времени и пространства в повести. Автор охватывает значительную часть жизни Гобсека, перенося его вместе с читателями в места его молодости и детства.
4. Повесть написана в прозе, что так же характерно для эпоса.
Помимо темы власти денег существует в повести еще ряд других тем, таких как: тема затворничества и отчуждения человека(Гобсека) от общества, тема человеческих и общественных пороков и. т.д.
Ведущим мотивом произведения является мотив власти
1. Мотив власти денег над человеком и обществом
2. Мотив власти одного человека над судьбами других людей (Власть ростовщика над Анастази, а в будущем и ее сыне Эрнесто)
· Так же присутствуют мотивы :
· Мотив супружеской измены
Измена графиней Анастази графу с Максимом де Траем
· Мотив поиска сокровищ
· Мотив дружбы старика и молодого человека
· Мотив одиночества человека
· Мотив скупости и других человеческих пороков
· Мотив-характер человека-трудяги (Фанни Мальво)
· Мотив-характер прекрасной девушки (Анастази де Ресто)
· Мотив-характер молодого человека-искусителя
· Мотив созерцания человеком со стороны окружающего мира
· Мотив потери рассудка
Проблема повести О.де Бальзака относится к такому типу как социальный, а именно проблема власти денег над обществом и человеком в отдельности, но это только лишь часть проблематики, как следствие первой проблемы можно выделить и вторую, не менее важную : деградация человеческой личности и морали под действием этой самой власти.
Это была эпоха уныния в лучших человеческих чертах, в нормальных человеческих отношениях, построенных на доверии и уважении. Мир и общество воображались многим тогдашним французам как большой механизм, которым руководят деньги и власть. Интересно, что образы повести «Гобсек» не являются одноплановыми. Они не были однозначными современниками Бальзака: много кто из них имел аналитический ум, умел мыслить самостоятельно, был непересекающейся личностью. Тем не менее, большой механизм, машину, которой руководит золото, было запущено, и она перетирала в своих жерновах судьбы людей или и судьбы целых семей.
1. Конфликт между человеком и обществом
Это конфликт «Папаши Гобсека» и общества в котором он живет.
Он отрешен от него. Это одинокий человека, который, однако, сознательно не стремится в общество. Гобсек берет чрезвычайно высокие проценты со своих клиентов, пользуясь их затруднительным положением, фактически разоряет их. Он не верит в человеческую честность, порядочность, в любовь и дружбу. Это характеризует Гобсека как черствого и бессердечного человека.
2. Социальный конфликт
Оттеснение дворянства буржуазией и распад семьи как следствие власти денежных отношений. (Гобсек-семья де Ресто)
3. Между отцом и его детьми
«…Но дети. Пусть хоть они будут счастливы. Дети, дети.
В рамках семьи де Ресто
5. Идеологический или философский
«ростовщик-философ» становится жертвой пороков, на которых он успешно паразитировал: само обладание золотом стало для него разрушительной страстью. Его бережливость превращается в жадность, побуждающую к бессмысленному накопительству.
Трагедия семьи графа де Ресто, его жены и их детей
«Эта девушка казалась феей одиночества.
Реализм Бальзака проявляется в повести прежде всего в раскрытии характеров и явлений, типичных для французского общества эпохи Реставрации. В этом произведении автор ставит перед собой цель показать истинную сущность и дворянства и буржуазии. Подход к изображению окружающей жизни в «Гобсеке» становится более аналитичным, так как основывается прежде всего на исследовании средствами искусства явлений реальной жизни, и его выводы относительно общества в целом вытекают из этого анализа.
Характеристика рассказчика и манеры подачи материала
а) Рассказчик не претендует на полную объективность, так как он выражает себя и свое отношение к Гобсеку. Можно сказать даже больше: они были приятелями. Дервиль помогает читателям понять юридические термины и понятия, упоминаемые в произведении.
· Автор вводит образ рассказчика-повествователя с целью более полного и объективного изображения образа Гобсека.
· Благодаря Дервилю мы видим Гобсека как бы “изнутри” (каков он в быту, каковы его человеческие пристрастия и слабости, узнаем его предысторию и взгляды на жизнь).
б) за рамки рассказа фигура Дервиля не выходила, в события рассказчик не вмешивался, в центре повествования был Гобсек, и только Гобсек.
Стиль речи так же выражает личность Дервиля, как человека образованного и принадлежащего к такой профессии как стряпчий. Успешного человека, честного и порядочного.
Гобсек – скряга или философ? (сочинение-миниатюра по повести О. де Бальзака “Гобсек”)
…Ни одна душа человеческая не
Получила такой жестокой закалки
В испытаниях, как он.
О. де Бальзак. Гобсек
Я не знаю, как можно судить или оценивать человека, живущего в другое время, в другом обществе, по другим законам. Но если уж такой вопрос встал, то я предпочитаю смотреть не только на результаты человеческой жизни, но и на мотивы поступков, которые двигали этой личностью.
Мне кажется, что в оценке Гобсека больше всех прав был Дервиль, который сумел узнать его лучше, чем кто бы то ни было, и решил, что в этом человеке сосуществуют
Да, во всем, что касалось денег, Гобсек был отталкивающе неприятен: жадный, жестокий к должникам, бескомпромиссный, алчный. Огромные запасы гниющих продуктов, тканей и прочих вещей, неиспользованных, портящихся из-за скупости и несговорчивости ростовщика, вызывают в памяти образ гоголевского Плюшкина, а вместе с тем – чувство омерзения, отвращения.
Но в то же время мы знаем, что во всем, что не касалось денежных вопросов, Гобсек был человеком “самой щепетильной честности во всем Париже”. Испытав в детстве и молодости множество лишений,
Гобсек научился читать в сердцах у людей, поэтому обмануть его было невозможно. Его безжалостное отношение к кредиторам было вполне оправдано тем, что эти люди постоянно пытались играть перед ним “комедии” и “трагедии”, им неведомы были честность, искренность, откровенность, вытесненные из их жизни привычными хитростью и коварством.
Совсем иначе относится Гобсек к людям, в которых видит стремление к зарабатыванию денег своим трудом, порядочных и честных прежде всего перед собой. С чувством сострадания и теплоты он говорит о Фанни Мальво, помогает деньгами Дервилю, правда, под большие проценты, Однако, когда Дервиль потом спросил Гобсека, почему он не захотел помочь бескорыстно, ростовщик дал ответ, достойный чрезвычайно благородного человека: “Я избавил тебя от признательности, я дал тебе право считать, что ты мне ничем не обязан. И поэтому мы с тобой лучшие в мире друзья”.
Таков Гобсек: скряга и философ, милосердный и безжалостный, бесстрастный и умеющий радоваться как ребенок (правда, только деньгам), бесконечно экономный и невыразимо богатый. Человек своего времени, живущий по законам общества, основанного на социальном неравенстве и власти денег.
Related posts:
Урок в 10 классе. Повесть Оноре де Бальзака «Гобсек». Проблема истинных и мнимых жизненных ценностей.
План-конспект урока литературы в 10 классе.
Тема урока: «Повесть Оноре де Бальзака «Гобсек». Проблема истинных и мнимых жизненных ценностей»
Урок подготовила учитель русского языка и литературы Дзуцева Альбина Тузарбековна
Повесть Оноре де Бальзака «Гобсек».
Проблема истинных и мнимых жизненных ценностей.
Богатство подобно морской воде: чем больше ее пьешь, тем больше жажда.
Артур Шопенгауэр
Деньги никого не сделали богатыми- наоборот, каждого они делают еще жаднее до денег.
Луций Анней Сенека
Цель: показать на примере конкретного произведения мастерство Бальзака в изображении человека и общества; развивать навыки идейно-художественного анализа произведения; содействовать формированию представлений учащихся об истинных жизненных ценностях.
Задачи:
1. Образовательная – продолжить формировать умение активно и последовательно отстаивать свою точку зрения, умение найти убедительные аргументы при доказательстве, обучить новому способу действия.
2. Воспитательная – совершенствовать нравственное воспитание обучающихся, продолжить формирование осознанной потребности в труде, активной жизненной позиции.
3. Развивающая – развить умение делать обобщение и выводы, развить умение решать проблемные ситуации и задачи.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: портрет Бальзака, выставка книг писателя, текст повести «Гобсек», опорный конспект, презентация, раздаточный материал.
Мотивация учебной деятельности.
Создание проблемной ситуации.
Согласны ли вы с тем, что за деньги можно купить все?
А сколько вам нужно денег для счастья?
Богатому не спится: богатый … (вора боится).
Скупой имеет много, а … (хочет еще больше).
У скупого и в крещенье …(льду не выпросишь).
Объявление темы урока.
Образ скупца и накопителя не нов в мировой литературе. Похожий тип изображен в «Скупом рыцаре» А.С.Пушкина и в «Мертвых душах» Н.В.Гоголя, «Венецианском купце» В. Шекспира и в комедии Ж.- Б. Мольера «Скупой».
Скажите, какому литературному герою принадлежат следующие слова:
Так я, по горсти бедной принося
Привычну дань мою сюда в подвал,
Вознес мой холм — и с высоты его
Могу взирать на все, что мне подвластно.
Что не подвластно мне? как некий демон
Отселе править миром я могу.
Я царствую. Какой волшебный блеск!
Послушна мне, сильна моя держава;
В ней счастие, в ней честь моя и слава!
— Как вы понимаете слова философа Артура Шопенгауэра? (Ответы учащихся.)
— Деньги и их власть над душами людей- это вечная проблема, которую пытается разрешить человечество. Во имя золота совершаются преступления, оно становится причиной войн. За деньги можно получить все: власть, богатство.
Проблему власти денег поднимали многие писатели, художники. А вот как об этом сказал древнегреческий драматург Софокл: «Ничто не содействует в такой мере, как деньги, установлению среди людей дурных законов и дурных нравов. Деньги поселяют раздоры в городах и изгоняют людей из жилищ. Деньги обращают мысли людей самых благородных ко всему постыдному и гибельному для человека…».
Вниманию учащихся предлагается презентация.
Сегодня мы встретимся с одним из самых богатых людей Парижа. Это Гобсек. Его имя стало нарицательным для обозначения скупца. Единственное в жизни, что для него имеет значение,- это ЗОЛОТО. «Из всех земных благ есть только одно, достаточно надежное, чтобы стоило человеку гнаться за ним. Это. золото. Чтобы осуществлять наши прихоти, нужно время, нужны материальные возможности и усилия. В золоте все содержится в зародыше, и все оно дает в действительности».
Работа над содержанием повести. Задача: сформулировать жизненную позицию героя по приведенным из текста цитатам. Аргументировать ответ.
«Я владею миром, а мир не имеет надо мной власти.»
«Я достаточно богат, чтобы покупать человеческую совесть.»
«Лучше самому давить, чем позволять, чтобы тебя давили.»
«Никого не жалей, никому не помогай, но сам пользуйся всем, что можно взять безвозмездно».
Вопросы и задания для работы над характеристикой Гобсека.
Каким изображен Гобсек в рассказе стряпчего Дервиля?
Обратите внимание на его внешность, образ жизни, характер.
Найдите в тексте метафоры, сравнения, эпитеты, которыми Дервиль определяет жизнь и характер Гобсека.
Дервиль говорит о Гобсеке, что «в нем живут два существа: скряга и философ, существа подлое и возвышенное». Докажите примерами из текста правоту его слов.
Но так ли однозначен образ Гобсека? Какими положительными качествами наделяет его автор? (Гобсек умен, наблюдателен. Его отличает безупречная честность в ведении дел. Дервиль говорит, что в случае безвременной кончины не побоялся бы сделать Гобсека опекуном своих детей.)
В чем проявился реализм писателя при создании образа Гобсека?
На каких литературных героев похож Гобсек?
— В своей повести Бальзак противопоставляет две точки зрения: Дервиля и Гобсека.
Какова точка зрения Дервиля? («Да неужели все сводится к деньгам?»)
Дервиль, рассказывая о Гобсеке, размышляет о судьбе и характере ростовщика: «Знает ли он, что в мире есть чувства, любовь, счастье?» и дальше: «Да неужели все сводится к деньгам?»
Вопросы к учащимся.
Есть ли в повести ответ на эти вопросы? (Вспомните историю самого Дервиля, Фанни Мальво, Анастази, Камиллы и Эрнеста де Ресто.)
Насколько актуален в наши дни герой Бальзака?
Помогла ли вам повесть в поисках ответов на вопросы современной действительности, о чем заставила задуматься? (Прочитав произведение Бальзака, убеждаешься, что в мире существуют и другие ценности. Здоровье, любовь, дружбу не купишь ни за какие деньги.)
До последнего момента своей жизни Гобсек играл, накапливая золото, и незаметно для себя самого он становится рабом своих миллионов. Он боится за них, у него начинаются приступы сумасшествия, когда он воображает, будто по его убогой комнате катятся золотые монеты.
Ярким доказательством является сцена смерти Гобсека (читается выразительно).
— Так действительно ли мир не имеет власти над богачом? Как соотнесена сцена смерти с характером героя?
— Сравните Гобсека в начале повести и в конце её.
— Почему повесть «Гобсек» является произведением критического реализма?
Какое впечатление производит сцена смерти Гобсека? (После смерти старика Дервиль находит в соседних комнатах гниющие горы еды, покрытые плесенью, залежалые товары, с которыми Гобсек был не в силах расстаться. Власть денег приводит к тому, что этот неглупый, волевой и по-своему честный человек умирает жалкой смертью, даже не воспользовавшись плодами своих усилий. Умирает Гобсек, устремив взгляд на огромную груду золота в камине.)
О чем заставляет задуматься описание несметных богатств и его кладовых? (По словам Бальзака, эта картина достойна кисти фламандских художников, а сам Гобсек «достоин кисти Рембранда».)
И все-таки итог жизни героя плачевен. Мы вслед за Дервилем можем лишь пожалеть старика, который поставил на карту своей алчности все ценности мира: дружбу, любовь близких, благополучное существование. Итог жизни старика не утешителен: все нажитое им добро пришло в негодность или осталось невостребованным.
Завершая наш урок, мы должны ответить на самый главный вопрос: «Можно ли оставаться человеком, имея деньги?» (ответы учащихся)
Богатство, скупость, фантастическое поклонение золоту разрушает человеческую душу.
Интерактивное упражнение «Микрофон»
Для меня было новым.
Закончить наш урок я хотела бы следующими словами из проповеди Иисуса Христа: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут. Не собирайте себе сокровищ на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут. Ибо где сокровища ваше, там будет и сердце ваше.»
Домашнее задание: написать сочинение. Темы: « Что главное в жизни человека: материальное или духовное?», «Какие мысли Гобсека вы считаете актуальными и интересными сегодня?»
Повесть Бальзака «Гобсек» Изображение в произведении французского дворянства и буржуазии эпохи Реставрации.
Повесть «Гобсек» получила свое название и включена в собрание «Человеческая комедия» в 1842 году, не смотря на то, что он был уже написан в 1830 году.
В «Гобсеке» Бальзак выражает всю эмоцию по отношению богатства, скупости и власти, описывая все стороны характера ростовщика Гобсек, который всю жизнь наживался от процентов займа. Он описывает тогдашнее время, где многим правило золото, когда люди превращались в машину выгоды. Он выражает протест тому, чтобы общество оставалось под влиянием денег, власти и бесчеловечия, а давало первенство благородству, чести и любви.
В повести образ Гобсека представляется как одинокий, черствый и расчётливый человек, беспощадно использующий деньги людей, беря с них огромный процент, не смотря на их положение. Для него нет ничего святого, человеческого и родного сердцу вещи или кого-либо, чему бы сострадал и сопереживал с этим жизненные трудности. Вначале он был экономным, бережливым пока этот интерес к золоту не перерос в жадность, алчность и скупость от бессмысленного накопительства финансового достояния.
Однако из богатого общества выделяется сентиментальный Граф Ресто, обманутый неверной женой, изменяющей с альфонсом Максим Де Трай. Всю эту историю повествует друг Гобсека — стряпчий Дервиль, который даёт читателю полное обозрение его характера. Никто как Дервиль не может лучше знать о его пристрастиях, каков он в быту, слабостях, привычках и взглядах на жизнь.
Гобсек в свою очередь и в нём находит выгоду, как в советнике, единомышленнике, как бы ни было, испытывая человеческие желания – иметь рядом честного, порядочного друга, поддерживающего его своим профессионализмом.
Мораль данного эпоса заключается в том, что в конце жизни Гобсека бессмысленно покидает свое финансовое состояние, не имея возможности завещать все свое богатство кому либо, оставляя все это в неодушевленном доме, где куча таких же бездушных вещей, над которыми столько бился в жизни, исчерпывая человеческие факторы.
Так как он довел свою жизнь до автоматизма, его покинули чувства человечности, доброты и сострадания, довольствуя размерной жизнью, уставший от опасностей, переживших в юности.
Желание Гобсека владеть золотом сделало его мертвым при жизни, от этого он отрёкся от родственников, хорошей жизни по его благосостоянии, жалея даже для себя — любимого. Своей ненасытностью и жадностью он не позволял себе ничего лишнего, дал волю золоте окончательно овладеть его жизнью. Автор через образ Гобсека хочет показать лишения грани нормы к богатству, деньгам и финансовому благополучию, обрекая себя на пожизненную экономию и безрассудство скупости, которыми все ещё болеют немало людей…
ПОВЕСТЬ О. БАЛЬЗАКА «ГОБСЕК»
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
(проблема социально-временной детерминированности реалистического характера)
При анализе повести Оноре Бальзака «Гобсек» возникают две основные задачи: выявить специфику творческого метода самого Бальзака и познакомиться с французским реализмом первой половины XIX века.
Прежде всего, необходимо вспомнить основные черты реализма Франции, а затем уяснить место повести в системе произведений «Человеческой комедии» и представление самого Бальзака о своих творческих задачах (см. план «Человеческой комедии» и «Предисловие» к «Человеческой комедии» автора).
Человек широкообразованный, Бальзак был в курсе новейших научных открытий. «Предисловие» (1841 г), выросло на базе достижений истории, политэкономии, естествознания и литературных теорий его времени, Бурные дискуссии естествоиспытателей (Кювье и Сент-Клера) натолкнули писателя на мысль о том, что и человеческое общество, подобно миру животных, представляет собой единство организмов, где каждое живое существо получает свои отличительные свойства в непосредственной зависимости от той среды, в которой ему «назначено развиваться». «Проникнувшись этой системой, — писал Бальзак, — я понял, что в этом отношении общество подобно Природе». Однако писатель никогда не забывал, что человек — существо во много раз более сложное, чем животное, его формирует не только природа, но и общество. Он считает своей обязанностью изображать «мужчин, женщин и вещи, то есть людей и материальное воплощение их мышления, — словом, изображать человека и жизнь». Отсюда вытекает внимание Бальзака к материальному миру вокруг героя — «материальному воплощению «мышления» людей», ибо он убежден, что улица, жилище, одежда персонажа обязательно отразят в себе особенности характеров, потребностей, привычек людей разных общественных групп. Писатель собирался создать драму с тремя-четырьмя или двумя-тремя тысячами действующих лиц. При этом герои, по глубокому убеждению Бальзака, могли бы стать действительно живыми, если бы «являлись полным отображением своего времени», если бы был соблюден принцип историзма. В каждом персонаже должно биться «человеческое сердце» и таиться «целая философия». Образцом романа для Бальзака стал роман В. Скотта, ибо шотландский романист «возвысил роман до степени философии истории», т. е. не только передал факты, но и осмыслил их. Стремясь воспроизвести современность во всей полноте, Бальзак утверждал, что историком должно быть само общество, а писатель — только его секретарь. Однако он видел в писателе не бесстрастного регистратора событий, но исследователя, который имеет определенное мнение о человеческих делах, находит основной двигатель общества. Сам Бальзак этим основным двигателем считал двигатель социальный. Социальный двигатель у него базируется на экономике, — не случайно Ф. Энгельс писал, что «в смысле экономических деталей» он узнал из произведений Бальзака больше, чем из книг специалистов в этой области. Исследование экономических предпосылок человеческих отношений приводит к тому, что в конечном итоге главным социальным двигателем «Человеческой комедии» оказываются деньги, золото.
Понимая громадность возникающей задачи, писатель стремился изобразить общество как бы изнутри, для этого основным звеном в цепи своих произведений он избрал семью, она стала у него центром, в котором переплетаются все противоречия времени.
«Роман должен быть лучшим миром», — утверждал Бальзак, подразумевая, что литература не копирует, а типизирует, обобщает, исследует, приводит в систему то, что в реальной действительности порой предстает как хаос.
Считая своей задачей изображать мужчин, женщин и вещи, видя в социальности основной двигатель всего общества, Бальзак находит и основной двигатель личности — это страсть. При этом страсти героев Бальзака всегда социально и исторически обусловлены. Он редко на первый план помещает страсть-любовь, много чаще — стяжательство, честолюбие: в них Бальзак видит знамение того времени, когда прежде бесправный человек из третьего сословия отвоевывал права у дворян. Писатель порой превращает своих героев в мономанов, романтически усиливая одну из сторон их характеров, однако его персонажи никогда не порывают связей со своим временем и средой, никогда их характеры не сводятся к одной все подавляющей страсти, как у романтиков; сама их страсть подвергается реалистическому исследованию, вскрываются ее истоки и сущность.
Повесть «Гобсек» первоначально была написана в 1830 г., в 1835 г, появился ее окончательный вариант. В 1830—1831 гг. Бальзак работал и над романом «Шагреневая кожа», включенным в цикл философских этюдов. В этом романе, где в обобщенном, философском плане возникал вопрос об основном двигателе современного общества и о стадиях человеческой жизни,
Бальзак уже называл золото как основу современного мира, стадии или состояния называются здесь глаголами «желать», «мочь» и «знать». «Желать» — сжигает нас,— говорит мудрец-антиквар,— «мочь» — разрушает». Это явления преходящие, ибо сердце может быть разбито, а ощущения притупляются. Истинная мудрость в другой более возвышенной стадии — «знать», ибо мозг не изнашивается и переживает все. «Мысль, — говорит он, — это ключ ко всем сокровищам, она одаряет нас всеми радостями скупца, но без его забот».
Размышления антиквара из «Шагреневой кожи» становятся зерном, из которого вырастает «Гобсек»: перед нами в образе Гобсека предстает скупец-философ. «Шагреневая кожа» — это обобщенно-философское отражение реальности с целым рядом символов и абстракций. «Гобсек» — бытовая зарисовка, иллюстрирующая авторский тезис.
«Гобсек» — это не только история деградации скупца, но и, как это свойственно большинству произведений писателя, своеобразный срез современного Бальзаку общества, открывающий, что все отношения на всех ступенях основаны на деньгах и освящаются деньгами, Изящная дама-аристократка из Сен-Жер-менского предместья готова простить моральное падение и даже преступление человеку, если он богат. Гордый аристократ — ее брат принимает в своем доме подлеца де Трая, ибо у того хорошие манеры и деньги, пусть они даже заведомо получены от любовниц. Деньги, показывает Бальзак, соединяют всех, вытесняя порой все иные отношения, кроме голого расчета. Этого эффекта Бальзак достигает за счет своеобразной рамочной композиции: рассказ о Гобсеке он вкладывает в уста гостя виконтессы де Гранлье, реакции собеседников и слушателей лучше авторских назойливых комментариев характеризуют общественные стимулы, придавая частному случаю черты закономерности, превращая беседу в салоне в анализ жизни всего общества.
Гобсек остается все же центральной фигурой, и его специфическая композиционная роль заключается в том, что он сам — в рассказе Дервиля — оценивает общество, и его самого — и в рассказе Дервиля, и в реакции обитателей салона де Гранлье — оценивают окружающие. В романе «Отец Горио» Бальзак писал, что один вид юбки мадам Воке — хозяйки пансиона давал возможность судить не только об обладательнице ее, но о гостиной, столовой, садике ее дома, о тошнотворном запахе в нем и даже — что особенно важно для метода Бальзака — о составе се постояльцев. (Действительно, на каждого из них — даже на Растиньяка — падает отсвет моральной и физической нечистоплотности хозяйки. В «Гобсеке» такой обобщающей способностью обладает образ и облик главного героя. Принципы создания этого персонажа типичны для Бальзака.)
Обязательным условием лепки образа у Бальзака является портрет. С него начинает автор знакомство с персонажем. В портрете Гобсека, как и всегда у Бальзака, есть указания на социальные и нравственные особенности личности. Цвета, которыми оперирует автор, постоянно напоминают о золоте и серебре — главном в жизни героя: «желтоватая бледность» его лица «напоминала цвет серебра, с которого слезла позолота», волосы тоже пепельно-серые — «серебряные», глаза — желтые («золотые»). Его внешнее спокойствие (он всегда говорил «тихо и мягко»)— это не умиротворенность старости, а
нечто зловещее, недаром писатель сравнивает его глаза с глазами хорька — злобного и коварного хищника. Это ощущение скрытой опасности Бальзак усиливает, пряча глаза Гобсека под козырек потрепанного картуза. При этом козырек над глазами не раз будет упомянут в повести, он играет роль, подобную роли юбки мадам Воке — характеризует не только своего обладателя, по и его окружение. Нос Гобсека похож на буравчик, он словно ввинчивается им во все события. Рассказчик Дсрвнль не раз был поражен то своеобразным ясновидением Гобсека, когда он предсказывал гибель графини де Ресто, то всеведением, когда ростовщик сообщал стряпчему самые, казалось бы, скрытые тайны аристократов или деловых людей. Не случайно Бальзак сравнивает Гобсека со знаменитым своим лукавством и влиянием дипломатом Талейраном. Загадкой для рассказчика был не только возраст, но, как ни странно, даже и пол героя (вспомним, что и у гоголевского Плюшкина не было ни возраста, пи пола). «Если все ростовщики похожи па него, то они, верно, принадлежат к разряду бесполых», — думал порой Дервиль. Эти сомнения относительно возраста и пола нужны автору, чтобы еще сильнее подчеркнуть бесчеловечность, антигуманную сущность своего героя. Бальзак назовет его «человек-автомат», «чсловек-вексель», сравнит его с удавом, даст перевод его фамилии: она означает «живоглот». Об атмосфере в его конторе заметит, что там обычно царила тишина, но «иногда его жертвы возмущались, поднимали неистовый крик, потом вдруг наступала мертвая тишина, как в кухне, когда зарежут утку». Под стать этому зловещему человеку его обиталище («В этом мрачном сыром доме нет двора, все окна выходят на улицу, а расположение комнат напоминает устройство монашеских келий» и т. д.). Воспроизводя угрюмую, давящую атмосферу дома Гобсека, указывая на состояние посетителей ростовщика, подводя, наконец, общий итог: «Дом и жилец были под стать друг другу — совсем как скала и прилепившаяся к ней устрица», — Бальзак остается верен своему принципу через изображение «мужчин, женщин и вещей» давать социальный анализ. В бальзаковском образе характер персонажа так же тесно срастается с окружающим предметным миром, как устрица со скалой, к которой она прилепилась. Гобсек немыслим вне его вещественного окружения, так же как изображенные реалии предполагают наличие соответствующего им характера.
При анализе необходимо обратить внимание на специфику описаний у Бальзака: каждый отдельный предмет изображается у него со всей возможной полнотой. Бальзак, в отличие, например, от Диккенса, также воспроизводившего характеры героев в обязательном окружении вещей, не деформирует эти вещи, не усиливает освещение их отдельных сторон, он собирает вокруг героя те предметы, которые соответствуют его индивидуальному характеру и социальному положению. Но мир не «рассыпается» у Бальзака на отдельные составляющие, ибо органическое единство человека и быта Бальзак чаще всего подчеркивает обобщающей фразой, как приведенная выше об устрице и скале.
Мрачная атмосфера усиливается постоянными указаниями наспецифические чувства, проявляющиеся в действиях: на патологическую скупость Гобсека, на боязнь признаться в своем богатстве. В его камине не дрова горят, а тлеют головни, глаза он защищает козырьком от потрепанного картуза и т.д. Гобсек постепенно начинает все больше и больше бояться людей: он приобретает для себя весь огромный дом, чтобы избежать свидетелей, но живет в одной комнате.
Автор дает эволюцию характера персонажа, которая становится изображением его деградации. В конце жизни стремление к накопительству у Гобсека окончательно утратило разумные границы. Дервиль говорит о его скупости как о «лишенной всякой логики страсти». Перед смертью Гобсеку кажется, что золото катится по его комнате, и он бросается из последних сил подбирать его. Невероятные картины открываются перед Дервилем, осматривающим дом умершего ростовщика («В комнате, смежной со спальней покойного, действительно оказались и гниющие паштеты и груды всевозможных припасов, даже устрицы и рыба, покрывшаяся пухлой плесенью» и т. д.). Картины разложения, гибели вещей, сопутствующие смерти ростовщика, не являются свидетельством его старческой немощи, но становятся образным доказательством бессмысленности стяжательства, бесполезности накопления, ибо неоднократно возникающий вопрос и самого Гобсека, и Дервиля — «кому же достанется это богатство» — остается без ответа. Гибель вещей свидетельствует о духовной гибели человека.
Гобсек у Бальзака не просто стяжатель, но философ, система убеждений которого есть отражение сущности современного ему общества. В центре этой системы стоит золото. «В золоте все содержится в зародыше», — утверждает Гобсек. Эта система предполагает извечную борьбу между богатыми и бедными, и борьба неизбежна, считает ростовщик. Поэтому он решил; «Так лучше уж самому давить, чем позволять, чтобы другие тебя давили». Все остальное скупец считает относительным. Философия героя раскрывается, как это свойственно методу Бальзака, в пространных монологах или диалогах с внимательным слушателем.
Поклоняясь золоту, Гобсек принципиально отрицает все человеческие связи, основанные на чувстве. Об этом свидетельствуют его отношения к Дервилю, Фанни Мальво, графу де Ресто, племяннице. Его позиция по отношению к обществу названа антикваром из «Шагреневой кожи» глаголом «знать». Весь мир_ превращается для него в театр: «Великолепные актеры! И дают они представления для меня одного! Но обмануть им меня никогда не удается. У меня взор, как у господа бога; я читаю в сердцах. От меня ничто не укроется». Ему нравится даже разыгрывать роль карающего судьи, своеобразного возмездия. И надо сказать, что Бальзак отчасти имеет право отвести Гобсеку роль возмездия, ибо его жертвами часто становятся знатные господа, промотавшие свое состояние, те, по словам Гобсека, кто крал миллионы, продавал родину. Гобсек приходит к суровому, по верному выводу: «Чтобы не запачкать лакированных сапожек, расхаживая пешком, важный барин и всякий, кто силится подражать ему, готовы с головой окунуться в грязь».
Философия Гобсека смыкается не только с философией антиквара, но, что особенно показательно, и со взглядами казначея каторги Вотрена из «Отца Горио», тоже любившего наблюдать, как развиваются по его воле возникшие отношения (он хотел направить жизнь Растиньяка, подчинил себе Люсьена Шардона, Эстер и др.), и считавшего, что все люди похожи на пауков в банке, пожирающих друг друга. Каторга, высший свет и ростовщичество представлены у Бальзака как единое лицо современного мира.
Личность Гобсека приобретает почти глобальные масштабы. Происхождение его богатства покрыто тайнами. С десяти лет он был предоставлен самому себе, испытал множество «ужасных событий». Беглое и схематическое перечисление событий прошлого Гобсека набрасывает романтическую туманность на его личность, хотя характер в целом создается по законам реалистической социальной и временной детерминированности.
Романтическое соединение невероятных приключений тоже характеризует век, когда безвестный корсиканский дворянин Наполеон Бонапарт (корсиканское дворянство всерьез во Франции не воспринималось) стал властелином почти всей Европы, императором Франции. Развивающийся капитализм открывал дорогу личной инициативе. Стендаль, перефразируя Наполеона, утверждал, что три четверти великих людей — выходцы из третьего сословия. Жюльен Сорель — герой романа Стендаля «Красное и черное» хранит как заветную реликвию портрет Наполеона, стремясь идти по его стопам. Шарль Гранде из романа самого Бальзака «Евгения Гранде» (1833) проходит тот же путь обогащения, что и Гобсек, утрачивая веру в добро и идеалы. Обстоятельства их обогащения настолько сходны, что «романтическая» тайна и глобальность в системе реалистических изобразительных средств Ьальзака создают не романтическую исключительность, но типическое обобщение.
То, что Гобсек в одноименной повести не исключение, а правило, доказывается системой образов: ростовщик не раз называет своих товарищей, которых он обманывает или которые при случае его обманывают,— это Жирар Пальма, Вербруст, Жигонне. Гобсек рассказывает, как их зловещее сообщество золотыми сетями опутало все общество, каково могущество самих держателей золота. Обобщения Бальзака идут еще дальше: Гобсек и ему подобные в повести — столпы современного им государства буржуа, не только им созданные, но и его создающие, поддерживающие извечную, по их мнению, борьбу классов себе на благо. Дервиль рассказывает, что при ликвидации дел французских подданных на Гаити Гобсека назначили членом комиссии, т. е. ростовщик уже не частное лицо, а представитель правительства. Значение образа как типичной фигуры времени Бальзак подчеркивает неоднократными упоминаниями о том, что герой похож на статую. Образ приобретает в результате таких неоднократно повторенных сопоставлений монументальность, своеобразную символичность. Не случайно автор заставляет Дервиля, который в повести выступает как лицо, осмысливающее явления, сказать: «Этот высохший старикашка вдруг вырос в моих глазах, стал фантастической фигурой, олицетворением власти золота».
Одной из особенностей метода Бальзака является то, что он создает второстепенные фигуры не менее отчетливо, чем центральные. Портретная характеристика столь лее исчерпывающа, как и у главных героев; эти персонажи столь же тесно связаны с миром вещей, со своим временем и убеждениями своей социальной группы. Особенно рельефно даны три образа, которые словно дополняют собой Гобсека: это Максим де Трай, Анастази де Ресто и Фанни Мальво. Интересно то, что эти характеры самостоятельны и одновременны зависимы от центрального образа, как бы «просвечены» его восприятием жизни и людей. Вот как видит Гобсек графиню де Ресто: «…какую же я красавицу тут увидел! В спешке она только накинула на обнаженные плечи кашемировую шаль и куталась в нее так искусно, что под этим покровом вырисовывалась вся ее статная фигура. На ней был лишь пеньюар, отделанный белоснежным рюшем, — значит, не меньше двух тысяч франков в год уходило на прачку, мастерицу по стирке тонкого белья» и т. д. Последней фразой, как при изображении Гобсека, Бальзак подводит итог: «Во всем была красота, лишенная гармонии, роскошь и беспорядок». Это касается как внешнего облика Анастази, так и окружающих ее пещей. Это тоже связь устрицы со своей скалой. По тому, как ростовщик воспроизводит увиденную картину, можно заметить, что он находит истинное наслаждение в созерцании красавицы графини. Позиция «знать» — позиция наблюдения жизни — дает ему возможность становиться причастным всему, не утомляя себя страданиями. Однако в восторгах Гобсека просвечивает характер ростовщика: «Словом, эта женщина понравилась мне. Давно мое сердце так не билось. Ну, значит, я уже получил плату». Радость от восприятия красоты приравнивается к полученным деньгам. Однако и про деньги скряга не забывает. Снижая, приземляя восторги Гобсека в соответствии с его характером, Бальзак заставляет его оценить стоимость стирки белья красавицы.
К графине ростовщик относится с некоторым сочувствием, ибо и она отдается страсти, только иной, чем Гобсек. Страсть он умеет испить. Но к Максиму де Траю он беспощаден. Вот что он прочел на его лице: «Этот белокурый красавчик, холодный, бездушный игрок, разорится сам, разорит ее, разорит ее мужа, разорит детей, промотав их наследство, да и в других салопах учинит разгром почище, чем артиллерийская батарея в неприятельских войсках».
Как можно заметить, Бальзак стремится к яркости, емкости, образности своих обобщений, он для каждого из героев изобретает свое специфическое сравнение: для графини де Ресто — с Иродиадой Леонардо да Винчи, для дс Трая — с артиллерийской батареей, для Гобсека — с мраморными или бронзовыми бюстами, с устрицей, прилепившейся к своей скале, и т п. Эти сравнения вбирают в себя социально-психологическую сущность характеров. Цинизм де Трая беспределен, мужчина-проститутка не стыдится своего, с позволения сказать, «ремесла». «Вы хотите сказать,— обращается он к Гобсеку, — что у кого в кармане свистит, тому и разоряться нечего? А вы попробуйте-ка сыскать и Париже человека с таким вот солидным капиталом, как у меня! — воскликнул фат и, встав, повернулся на каблуках». Дсрвиль называет его выходку почти серьезной: действительно, его тело является его капиталом.
Бальзак сам как бы освещает своего героя с разных сторон: то дает его портрет, то восприятие ростовщика, то неподкупного Дервиля, то светского человека графа де Бора, то заставляет его самого характеризовать себя и свое поведение, «источники» дохода. Однако все сводится к одному: это один из тех, кому место па каторге, тот, кто, по словам Гобсека, боится запачкать лакированные сапожки, но преспокойно с головой окунается в грязь. Необходимо обратить особое внимание на то, что самохарактеристика в произведениях Бальзака имеет не меньшее значение, чем авторская или характеристика от лица другого персонажа. На бальзаковском этапе развития реализма духовный мир персонажа передается путем пространных описаний разного рода.
Создавая роман (или повесть) как «лучший мир», давая философию истории, обобщенный образ своего времени, Бальзак миру нравственного разложения противопоставляет возвышенный духовный идеал; в данном случае он воплощен в образе юной белошвейки Фанни Мальво. Она появляется на фоне чисто прибранный небогатой квартирки, просто, но изящно одетая, вся озаренная солнцем, занятая постоянно трудом, и вызывает сочувствие даже Гобсека, который готов был ей сам предложить деньги в долг из 12 процентов, но, правда, сейчас же раскаялся в своем великодушии. Фанни становится женой Дервиля. Однако в великосветские салоны, где бывает стряпчий, ее не приглашают: в прошлом это просто работница, да и теперь лишь жена стряпчего. Бальзак на этом особенно не акцентирует внимания, но самый тот факт, что в свете бывает де Трап, но туда не зовут Фанни, характеризует пустоту, беспринципность высшего общества.
В заключение занятия снова необходимо вернуться к композиции, вспомнив о ее «рамочной» особенности и о том, что выведение на первый план Гобсека, графини де Ресто, де Трая и помещение на периферию действия Фанни Мальво и Дервиля именно и создаст тот «срез» общества в целом, который характерен для реалистического мастерства Бальзака.
Примерный план занятий
1. Основные особенности фрацузского реализма бальзаковского периода.
2. Основные требования Бальзака к искусству, изложенные в «Предисловии» к «Человеческой комедии».
3. «Человеческая комедия» Бальзака и место в ней повести «Гобсек».
4. Особенности композиции повести, придающие ей обобщающее значение.
5. Способы создания характера у Бальзака и идейное содержание образа Гобсека:
б) окружающая обстановка, принципы описания;
г) философия Гобсека, самораскрытие персонажей;
д) романтическое и реалистическое в образе;
е) Гобсек — опора современного общества, образное выражение этой идеи.
6. Персонажи второго плана у Бальзака, принципы их создания и связь с главным героем.
7. Как соотносятся эстетические принципы Бальзака с методом изображения действительности в «Гобсеке».
Бальзак О. Собр. соч. в 15-ти т. М, 1951 — 1955, т. I.
Верцман И.Е. Проблемы художественного познания. М., 1967 (гл. «Эстетика Бальзака»).
Обломиевский Д.Д. Бальзак. Этапы творческого пути. М., 1961,
Реизов Б.Г. Бальзак. Сб. статен. Изд-во ЛГУ, 1900.