нюхать еду перед едой
а вы нюхаете еду перед употреблением?
Вопрос решен и закрыт.
Лучший ответ
GOA (37) 6 (10437) 5 18 45 14 лет
Я и в тарелке вилкой поковыряю. Все привыкли уже ко мне
Ответы
Aglaja_ 4 (2343) 11 23 14 лет
По-моему, ты не только еду нюхаешь.
Lile4ka (31) 7 (57889) 5 42 110 14 лет
нет :))) у подруги пару лет назад мания была- нюхала всю еду:))) частенько на урок мы покупали пачку вафелек.. вот она есть и каждую вафельку нюхает, прежде чем сьесть:))))))
KATEHbKA 7 (58160) 4 60 170 14 лет
да, иногда нюхаю. это считается некультурным.
avenzio 6 (12436) 4 17 36 14 лет
nea, a to estj ne zaxo4etsja..
KaJIbBeH 4 (1485) 3 10 14 лет
net ja nuhaju toljko kokain
А что мне нос затыкать? Ведь еда всегда пахнет.
обязательно. или она очень вкусная что выделяется обильное количество слюны. или бееек
Kavita 5 (2702) 1 13 34 14 лет
Обоняние. куда без него. хорошо, что оно нам дано.
arnox 6 (8825) 3 15 33 14 лет
net, jesli nepochustval dunavenije neprijatnova zapoha
ZlajaZaja 7 (29193) 5 25 93 14 лет
ну я часто еду нюхаю. И что здесь такого ужасного?
LalaLaima 7 (65760) 6 230 679 14 лет
Да, пля, а еще исполняю торжественный ритуал вокруг тарелки!
Похожие вопросы
У тебя мания всё нюхать? =))
Мечеть Мадина
г. Уфа ул. Фронтовых бригад, 6/5 Корпус 25, Мечеть «Мадина»
Улучшение нравственности, и этика приема пищи в Исламе
Хвала Аллаху, мир и благословение нашему господину Пророку Мухаммаду (с.а.в), его семье и всем его сподвижникам. Уважаемые братья! В сегодняшней проповеди мы постараемся рассказать тему адаба (т.е о воспитанность и этика), и о его значении в нашей религии. В Священном Коране Всевышний Аллах показывая величие нашего Посланника (с.а.в.) сказал: “Вә иннәкә ләаләә хулюкын азыйм” “Поистине ты, обладатель великого нрава”. Частица аләә придаёт смысл над, т.е нахождение над чем либо. Какого бы благого нрава не существовало, наш Пророк (с.а.в) все равно над ним, т.е самым лучшим нравом, самым совершенным воспитанием среди всех людей во все времена обладал Пророк Мухаммад (с.а.в). Из аятов Священного Корана и изречений Пророка (с.а.в) мы видим, что после веры первым является прекрасный нрав.
Ключ ко всем достоинствам, что приближает к Всевышнему ключ для пробуждения уммы всё это связано с этикой, культурой. Если мы поразмыслим, то поймём что изгнание Иблиса да сохранит нас Аллах от его козней, было нарушение этики, адаба. Иблис был изгнан не по причине такого большого греха как убийство или воровство, проявление неэтичности стало причиной его изгнания, не поклонившись в сторону Адама (а.с) он нарушил адаб, этику по отношению к Аллаху, оставил послушание приказу своего Создателя. Итак, все что нас возвышает и приближает к Всевышнему Аллаху связано с культурой. И самое опасное, что нас может отдалить от Всевышнего Аллаха также связано с этикой, воспитанностью и культурой. Это одна из тайн Всевышнего и мудрость Всемогущего сводится к тому что адаб, культура проявляется словами или поступками и это является искренним служением нашему Творцу. Когда человек с осознанием начинает понимать, что Аллах Субханаху ва Тааля смотрит на него то, он начинает понимать что, он под взором Всевышнего. А тот, кто чувствует это то, как же он будет вести себя? Пророк Мухаммад (с.а.в) воспитал сподвижников и членов своей семьи они воспитали табиинов, табиины воспитали своих последователей и так по цепочке дошло до нас с Сунной и твёрдым соблюдением адабов.
Рабы Милостивого это те, которые ступают по земле смиренно, даже походка имеет смысл в воспитании. А когда невежды обращаются к ним, они говорят им в ответ благие слова. Все тонкости невозможно приобрести из проповеди или из книг они приобретаются этикой. Адабов очень много, об этом написаны много книг, на сегодняшнем вагазе, мы хотели бы остановится на одном из них и более подробно объяснить этику и адаб приема пищи в Исламе.
1. Нужно обязательно вымыть руки перед едой, и после ее завершения. Пророк (с.а.в) сказал: «Благословенна пища, до и после, которой были омыты [руки]».
2. Когда начинаем кушать произносить имя Всевышнего Аллаха. Бисмилләәһир рахмәәнир рахим. Пророк (с.а.в) сказал: “Принимаясь за еду, пусть каждый из вас помянет имя Аллаха, если же он забудет помянуть имя Всевышнего Аллаха в начале (еды), пусть скажет: «Би-сми-Лляхи фи аввали-хи ва ахыри-хи» (с именем Аллаха в начале и конце её).
3.Есть и пить только правой рукой. Пророк (с.а.в) сказал: «О мой мальчик, произнеси имя Аллаха и ешь правой рукой, и бери еду с той стороны, что ближе к тебе »
4. Нельзя есть облокотившись на что либо. Посланник Аллаха (с.а.в) сказал:
«Во время еды я (ни на что) не облокачиваюсь ».
5. Нельзя критиковать еду. Пророк (с.а.в) никогда не говорил плохое о еде. Если какая то пища ему была не по душе, он просто не ел ее, и ничего не говорил о этой еде другим, т.е не критиковал еду.
6. Делить желудок на три части, одну для пищи другую для воды, а третью оставлять свободной. Пророк (с.а.в) сказал: «Живот – это самый скверный сосуд, который только может наполнять человек. Человеку достаточно куска пищи, чтобы стоять на ногах. Если же человек будет вынужден много есть, то в этом случае пусть разделит свой желудок на три части. Одну часть путь оставит для еды, другую часть для питья, и третью часть для воздуха». Разрешается чуть больше кушать, во время сахура, когда держим пост, а также когда мы являемся мусафирами.
7. Не дуть на еду и питье. Если пища или напиток слишком горячие, их нужно оставить, чтобы они остывали естественным образом. Пророк (с.а.в) запрещал дуть на еду и питье. Также нельзя нюхать еду, это является проявлением неуважения. Если нужно посмотреть не испортилась ли она, то лучше ее немного попробовать на вкус.
8. Не оставлять еду недоеденным, на тарелке. Всевышний Аллах сказал в Священном Коране: «Кушайте, пейте, но не делайте исраф, поистине Аллах не любит делающих исраф». Поэтому нельзя оставлять еду на тарелке, также нельзя оставлять на столе куски хлеба и крошки, надо брать еду, и отламывать хлеб в меру, которую мы сможем доесть. Ученые, при объяснение этого аята говорили: «Нужно кушать и пить, но исраф не делать». т.е энергию которую мы получаем от еды, нужно тратить на выполнение повелений Всевышнего Аллаха. Если не будем читать намаз, и выполнять приказы Аллаха, то даже если в меру будем кушать, эта еда исраф будет, т.е пользы от нее не будет.
9.Есть только то что поставлено перед нами, и не протягивать руку на другой край стола, а вежливо попросить чтоб протянули те кто ближе сидят к этой еде.
10. Также сунной является кушать с одной большой тарелки, будь это плов или другая еда. В таком случае нужно кушать, с одного края. И это сунна укрепляет братские узы, увеличивает чувство дружбы и единства.
11. Перед тем как встать из-за стола нужно сделать несколько гладков воды, чтоб во рту не оставалось крошек пищи. Иногда бывает, после еды встаем моем руки и поласкаем рот, и все крошки вовремя полоскания выходят, и попадают в раковину. Это приводит человека к бедности.
12. Если мы положили сахар в чашку, и не очень хорошо перемешали, а потом увидели что на дне чашки остался сахар, то желательно налить немного чая, размешать и выпить его. Иначе мы сделаем исраф.
13. Есть очень распространенные слова, «когда я, ем я глух и нем». Но в исламе это правило не действует, у мусульман «Когда я кушаю, я говорю и слушаю».
14. Пророк (с.а.в) говорит: «Проявляйте уважение к хлебу. Так как Аллах его послал по милости с небес и взрастил с земли ». Поэтому когда лаваш стаим на стол, нужно чтоб он лежал лицом вверх, а не наоборот. Это одно из проявлений уважений к хлебу.
15. Когда садимся за стол, каким было наше место чистым, опрятным и аккуратным, таким же мы его и должны оставлять после себя. На столе есть салфетки, если что либо капнуло или пролилось перед нами, нужно обязательно это протереть, и оставить наше место таким же чистым какое оно было до нас.
16. Желательным в начале еды и в конце использовать соль, это является сунной нашего Пророка (с.а.в) и других Пророков Аллаха, как Ибрахим (а.с) и д.р.
17. Крошки нельзя оставлять на столе. Если мы поделили на двое кусок хлеба, и посыпались крошки, то их мы должны собрать пальцем, и не оставлять на столе. Ученые говорят: в раю будут гурии, и как в этом мире нужно давать брачный подарок во время никаха, также и в раю для них нужно будет подарить подарок. Крошки которые мы собираем со стола во после еды, в Судный День, превратятся в крупинки золота, с которого этот человек будет давать махр гуриям.
18. После того как доели суп или второе блюдо, желательно кусочком хлеба полностью протереть тарелку, чтоб на осталось чистой, и на ней не вообще не остался ризык, это тоже является сунной Пророка (с.а.в). Наши предки говорили, кто оставил еду на тарелке, он оставил на ней свое счастье. Оказывается, еда оставшаяся от нас на столе или на тарелке, делает дуа Всевышнему Аллаху, О Аллах, сделай того кто съест меня счастливым. Поэтому когда кто либо не доедает до конца еду старшие говорят, не осталяй свое счастье на столе.
19. После еды нужно сделать дуа. Самое короткое это Альхамдулилләһ. Но Пророк (с.а.в) читал следующую молитву: “Ахьхамду лилләһ, Ахьхамду лилләһ, Ахьхамду лилләһи әлләзий әт’амәнәә вә сәкаанәә вә җәаләнәә минәль муслимин”. «Хвала Аллаху, который нас накормил, напоил и сделал из числа мусульман».
Давайте постараемся выполнять все эти суннаты и адабы, вначале сами а потом, когда это увидят наши дети и внуки они сами начнут это все делать. Совершённый поступок красноречивее любого вагаза, и любых слов.
Пусть Всевышний Аллах, поможет нам усовершенствовать свою нравственность, и пожет нам воспитать свой нафс, в соответствии с повелениями Всевышнего Аллаха и сунной нашего Пророка (с.а.в). Аминь.
Related Posts
В исламе знания делятся не на шариатские и светские, а на полезные и бесполезные
Хватит глотать пыль!» Есть одна замечательная книга, которая называется «Почему отстали мусульмане и продвинулись другие?». Написал её известный в исламском мире писатель и мыслитель Амир Шакиб Арслан. В своей небольшой […]
Джихад с нафсом
Всевышний Аллах внушил Пророку Мусе (мир ему): «Муса, если ты хочешь, чтобы Я стал к тебе ближе, чем твои слова к твоему языку, чем шёпот твоего сердца к твоему сердцу, […]
Пути искушения шайтана
Уважаемый джамаат! Наша сегодняшняя тема это раскрытие путей искушения Шайтана. Мы много говорим о нем, и о его искушениях, наущениях, поэтому сегодня постараемся раскрыть пути его васваса. Аллаху Тааля в […]
Как правильно делать Дуа
Уважаемый джамагат! В сегодняшней проповеди мы расскажем, каким образом мы должны взывать к Всевышнему Аллаху и что должны просить у Него. Всевышний Аллах в Священном Коране говорит: «Поистине для вас […]
Избирательность в еде у детей. Взгляд нейропсихолога. Причины и пути помощи.
Я давно обратила внимание на то, что существует определенная связь между отказом ребенка от определенных видов пищи и особенностями его эмоциональности. Особо впечатляющие случаи, когда рацион ребенка ограничивается всего несколькими продуктами, обычно сочетались с раздражительностью и даже агрессивностью и, практически всегда, с тревожностью ребенка.
Не так давно меня попросили сделать доклад о связи между поведением и питанием, и я взяла тему избирательности в еде, чтобы поближе с ней познакомиться, и попробую представить результаты своих изысканий.
Я обратилась к Интернету, чтобы посмотреть что-нибудь по теме, и сразу наткнулась на массу красочных историй.
Беспокойство, как правило вызывают две вещи: ухудшение в состоянии здоровья ребенка и то, что это существенно ограничивает социализацию ребенка и семьи. Представьте себе, что будет, если ребенок, который ест только пять продуктов, да еще и приготовленных определенным образом, попадет в реанимацию, например, куда не пронесешь домашнюю еду? Я уже молчу про санатории, лагеря, длительные поездки, когда семья питается не дома и т.д.
Итак, избирательность ребенка в еде – отказ от употребления в пищу определенных продуктов, который может принимать формы существенного ограничения рациона ребенка (в некоторых особых случаях до 5 продуктов).
С некоторых недавних пор (в 2013 году), в Диагностическом и статистическом руководстве по психическим заболеваниям (в нашей стране врачи его используют как дополнительное руководство) появился соответствующий диагноз Расстройство, связанное с избеганием/ограничением приема пищи» (Avoidant/restrictive food intake disorder (ARFID), DSM-V, 2013, 307.59, F50.8).
Основные критерии этого расстройства:
А. Нарушение питания или кормления (например, отсутствие интереса к приёму пищи или к самой еде; избегание определенных продуктов на основании их сенсорных качеств (например, цвета, запаха, консистенции и т.д. – О.С.); беспокойство по поводу опасных для здоровья последствий приема пищи), проявляющееся в постоянном недостатке удовлетворения питательных и/или энергетических нужд, связанном с одним (или более) признаком из следующих:
В. Расстройство не связано с недоступностью пищи или с ограничениями со стороны культурных традиций.
С. Расстройство не наблюдается только лишь в период нервной анорексии или булимии и не связано с переживанием из-за фигуры и веса.
D. Расстройство не является частью другого психического заболевания, усиливаясь в периоды обострений.
Расстройство, когда отказ от пищи связан с какими-то ее сенсорными характеристиками, возникает обычно в течение первого десятилетия жизни ребенка. Расстройство, когда отказ от пищи связан с беспокойством по поводу опасных последствий ее приема, может возникнуть в любой момент жизни человека.
Считается, что на возникновение расстройства могут влиять детско-родительские отношения, например, насильственное кормление, угрозы и конфликты во время или после приема пищи, связанные с отказом ребенка от еды и другие воспитательные ошибки.
Нужно иметь в виду, что избирательность в еде может не выходить за рамки нормы. Например, для детей 2-3 лет вполне естественна привередливость в еде. Избирательность в еде, когда она действительно создает серьезные проблемы для ребенка и семьи, может сочетаться с другими психическими расстройствами или быть симптомом в их структуре, поэтому консультация врача необходима, чтобы он мог отделить «зерна от плевел» и помочь выработать правильную тактику сопровождения пациента.
Одним из самых распространенных психических расстройств, сочетающихся с ARFID является тревожное расстройство. Оно наблюдается примерно у 70% детей с ARFID (Nicely et al., 2014). Довольно часто ARFID сочетается с расстройствами аутистического спектра (13%, Nicely et al., 2014). По разным оценкам около 90% детей с ранним детским аутизмом испытывают проблемы с питанием разного рода (Kodak, Piazza, 2008), около 70% демонстрируют избирательность в еде (Twachtman-Reilly et al, 2008).
Так откуда у ребенка может появиться избирательность в еде?
Давайте попробуем разобраться, как осуществляется выбор объекта удовлетворения пищевой потребности?
При этом объектом наших устремлений может стать только что-то потенциально приятное и, естественно, безопасное.
А как наш организм узнает – пригодным или не пригодным для еды является объект? По началу, к сожалению, методом проб и ошибок. Не попробовав трудно определить что вкусно, а что отвратительно. Правда, у маленького ребенка есть родители, которые кормят его, не спрашивая, нравится ему что-то или нет, заставляя попробовать что-то новое. Первым питательным объектом у большинства является материнское молоко, которое довольно вкусно, потому что имеет сладкий привкус и не имеет горького. Горький или сильно кислый вкус сигнализируют нашему организму, что объект потенциально опасен, может быть ядовитым и для ребенка вполне естественно не есть горькое или кислое. Горький привкус содержится в некоторых овощах, например, в редисе, капусте, сельдерее, репчатом луке, брокколи, шпинате. Ребенку это может не понравиться и у него нет оснований доверять взрослым, которые подсовывают ему всякую пакость, особенно, если это происходит регулярно.
Если организм встречается с чем-то вкусным, сладким, то в мозг поступает сигнал, который стимулирует выделение таких веществ как эндорфины и энкефалины. Действие этих веществ связано с переживанием удовольствия. Об этом тут же поступает сигнал в другие структуры мозга, активизируя мозговую систему награды и подкрепления (Brain reward system), которая заставляет нас сконцентрировать внимание и запомнить этот приятный объект. Чем чаще мы с ним будем встречаться, тем лучше его запомним и, при новой встрече, наш мозг уже заранее начнет выделять эндорфины и энкефалины в предвкушении удовольствия, а мозговая система награды и подкрепления будет заставлять нас действовать. Психологи, занимающиеся поведением, называют этот процесс «положительное усиление». Какие-то наши действия награждаются, и мы стремимся их совершать снова и снова. Если же приятный объект вдруг надолго исчезнет из нашего поля зрения, и заменить его будет нечем, мы начнем испытывать страдания, а наша мозговая система награды и подкрепления будет требовать от нас действий, направленных на поиск и возвращение в жизнь удовольствия и гармонии. Так мы можем стать зависимы, например, от сладостей.
Я ем мало сладкого, однако, когда я полностью лишаю себя углеводов, сажусь на диету, мой мозг начинает посылать мне всякие соблазнительные сны и мысли. Через неделю мне кажется, что предел моих мечтаний – кусок кремового торта. Я прямо во сне вижу, как поедаю его с урчанием.
Избирательность в еде может являться результатом «положительного усиления».
Сладкая пища может не только вызвать переживание удовольствия, но и снизить беспокоящее чувство тревоги, вызвать релаксацию. Не даром, именно сладкая пища столь привлекательный для ребенка объект и чаще всего используется для награждения ребенка за желательное поведение и служит средством манипуляции («Если сделаешь как я скажу, получишь конфетку»).
В принципе, у очень тревожного человека, любой вид пищи может стать объектом выбора, если в какой-то момент будет установлена связь этого вида пищи с комфортным состоянием индивиддума. Выпил стакан воды и вдруг почувствовал временное облегчение. Высокая степень тревоги обостряет внимание и, к сожалению, одновременно как цемент фиксирует случайные ассоциации, приводя нас к ложным выводам. По этому механизму происходит формирование и закрепление многих снижающих тревогу действий и ритуалов. Существует подход, рассматривающий навязчивые действия как вариант зависимого поведения (Grassi et al., 2015).
В этом случае избирательность в еде будет связана с требованием соблюдения определенных условий. Например, определенным образом приготовленная еда, определенным образом сервированный стол и т.д. Также она может сочетаться с другими видами навязчивых движений и действий.
Ярко выраженная склонность к поведению, основанному на «положительном усилении» связана с уровнем фетального тестостерона (Laricchiuta, Petrosini, 2014). Такое поведение называется «поведением достижения» и коррелирует с импульсивностью, склонностью к рисковому поведению без достаточной оценки возможных последствий. Определенные виды избирательности в еде, в частности, связанные со стремлением к потреблению только сладостей, могут отмечаться у детей с некоторыми формами СДВГ, проявляющимися в повышенной импульсивности, или у лиц, имеющих когнитивные нарушения. О связи ARFID с СДВГ и задержкой умственного развития свидетельствуют некоторые исследования (Nicely et al., 2014).
На мозговом уровне у лиц с ярко выраженным «поведением достижения» можно видеть интенсивную активацию структур, входящих в систему подкрепления, в сочетании со сниженной активностью лобной коры, обеспечивающей произвольную регуляцию поведения. Характерным для поведения достижения является интенсивное выделение дофамина (Laricchiuta, Petrosini, 2014) – вещества, непосредственно обеспечивающего высокий уровень мотивации и переживание страстного желания.
А теперь давайте разберемся, как формируется поведение избегания, откуда возникает нежелание что-то пробовать, отвращение.
На мозговом уровне поведение избегания возникает в ответ на «отвратительные» стимулы, посредством активности, возникающей в лимбической системе мозга и, в частности, в структуре, именуемой «миндалина». Миндалина получает информацию от всех сенсорных систем и выполняет быструю оценку потенциальной опасности того или иного объекта или явления для организма (Damasio, 1994; Fuster, 2001). Миндалина посылает информацию в кору островка, которая связана с переживанием чувства отвращения, и в лобную кору, которая быстро формирует ответ в виде избегающего поведения. Второй системой мозга, принимающей участие в формировании поведения избегания, является система, структуры которой выделяют ацетилхолин – вещество, влияющее на мозговую систему награды и подкрепления и приводящее к затормаживанию всех видов активности, направленных на достижение (Laricchiuta, Petrosini, 2014). Некоторые индивидуумы с рождения предрасположены к поведению избегания в большей степени, чем к поведению достижения. Интересно, что на такую предрасположенность может повлиять повышенный уровень гормонов стресса и сниженный уровень серотонина («гормона радости») у беременной и кормящей матери (Zoratto et al., 2013).
Роль базовой или ситуативной тревоги в формировании избегающего поведения.
Переживание чувства тревоги связано с активностью лимбической системы мозга, в частности, миндалины и гиппокампа, а также структур лобной коры (Park et al., 2016). Активность миндалины, как мы уже знаем, ассоциируется с обработкой значимой информации, в первую очередь, угрожающих стимулов, и активно вовлечена в поведение избегания. При ее поражениях переживание опасности становится менее интенсивным (Adolphs, 2010). Активность гиппокампа играет существенную роль в переводе информации из кратковременной в долговременную память. При его поражениях наблюдается Корсаковский синдром. Также известно, что активность гиппокампа способствует быстрому закреплению условной связи, особенно в сочетании с активностью миндалины (Dolcos, Denkova, Dolcos, 2012), а запоминание эмоционально насыщенной информации осуществляется эффективнее по сравнению с запоминанием нейтральной. Активность лобной коры необходима для формирования сложных форм целенаправленного поведения (об этом столько всего написано, что даже не знаю, на кого ссылаться).
Высокий уровень ситуативной тревоги способствует быстрому формированию гипотезы о связи стимула и нежелательных последствий и закреплению избегающего поведения.
В этом случае избирательность в еде имеет связь с определенным событием, которую не всегда просто установить. Это может быть ожег рта и глотки (слишком горячая еда), сильное чувство кислоты или горечи (попался зловредный овощ), прием пищи после хирургического вмешательства на слизистой гортани (больно глотать), случайное подавление куском еды (страх смерти обеспечен), конфликт в момент приема пищи (просто сочетание еды и негативных эмоций) и др. Важно помнить, что неправильное поведение взрослых во время кормления считается одним из существенных факторов риска в формировании ARFID.
Ребенок с повышенным базовым уровнем тревожности будет демонстрировать избегающее поведение не только в еде. Это может проявляться также в избегании социальных контактов, в наличии разного рода страхов и использовании различных компенсаторных механизмов, связанных с потребностью держать все под контролем. Например, родители отмечают, что детей невозможно привлечь к чему-нибудь внезапно, без предупреждения, даже если это что-то интересное и хорошее. Их обязательно нужно информировать обо всем заранее.
Роль измененной чувствительности в формировании избегающего поведения
Повышенная чувствительность к вкусовым, обонятельным, тактильным, болевым, температурным и даже звуковым и зрительным стимулам обычно сопровождается отрицательными эмоциональными переживаниями (стимулы, приемлемые для нормы, переживаются как сверхсильные) и может привести к быстрому формированию условной связи между конкретным видом пищи и неприятным переживанием.
В том, как это скажется на выборе объектов избегания, большую роль играет возраст ребенка. Примерно до 2,5 лет дети воспринимают объекты целостно, не разделяя их на отдельные свойства. В результате, отношение к определенному свойству легко распространяется на весь объект или объекты этого класса (например, попробовав горький огурец, ребенок может решить, что все зеленые длинные предметы, которыми родители хотят его накормить, горькие). Представления о классах у детей в возрасте до 5-6 лет (а иногда и у более старших) тоже довольно своеобразное. Например, они могут не понимать разницу между овощами и фруктами, но четко делить еду на зеленую, красную, белую и т.д. Любое явное свойство объектов внешнего мира может казаться ребенку главным, а объекты, обладающие этим свойством, будут объединяться.
Роль лимбической системы мозга в формировании избегающего поведения:
При гиперактивности лимбической системы разнообразные виды чувствительности обострены. Чаще всего это обонятельная, вкусовая и звуковая чувствительность. Возможно, это связано с тем, что корковые концы обонятельного, вкусового и слухового анализаторов прилежат к гиппокампу, являющемуся частью лимбической системы) и имеют тесные связи с другими структурами лимбической системы.
В этих случаях чаще всего избирательность в еде достаточно четко связана с определенными свойствами пищи (например, отказ от твердой пищи) и возникает до 2,5 лет. Среди особенностей поведения ребенка при этом выявляются дополнительные черты, такие как непереносимость определенного рода стимулов (громких звуков, прикосновений) и могут наблюдаться другие виды избирательности и консерватизма (например, отказ от шершавой одежды). Если у ребенка отмечается гиперактивность лимбической системы, то в поведении отмечаются выраженные трудности эмоциональной регуляции, раздражительность.
И последний и, пожалуй, самый важный вопрос, который бы хотелось обсудить, что же с этим всем делать?
В большинстве случаев, когда избирательность в еде носит явно болезненный характер и мешает ребенку нормально существовать в обществе, необходимо комплексное сопровождение пациента, включающее наблюдение невролога (а в некоторых случаях и психиатра), диетолога и других врачей, которые смогут исключить соматические заболевания, ведущие к появлению избирательности (например, гастроэнтеролога), работу психолога.
Приведу лишь один пример, почему избирательность в еде требует не только профильных специалистов:
Ко мне по телефону обратилась мама маленького мальчика, который вдруг стал отказываться от еды и, самое страшное, от питья. Мама сообщила, что у мальчика и так большие сложности с едой, так как он аллергик, а тут и вовсе невозможно стало его накормить. Кроме того появились и другие тревожные симптомы. Он стал себя вести как-то неадекватно: требовать, чтобы его посадили в ванну в одежде, стал криком реагировать на любимые игрушки. Конечно, первая мысль была, что ребенку срочно требуется консультация психиатра. Когда мальчик пришел к врачу выяснилось, что все его тело покрыто корками и, похоже, что слизистые тоже. Ему было просто очень больно и есть, и пить, и хотелось как-то избавиться от кожного зуда, но непосредственный контакт с водой доставлял ему мучения, поэтому он хотел сидеть в ванне в одежде. Очевидно, что ни психолог, ни невролог, ни психиатр не мог бы ему помочь. При этом даже мама, которая знала своего малыша вдоль и поперек, первым делом подумала, что у него что-то не в порядке с психикой, а психика-то тут была ни при чем.
Методы поведенческой терапии (лучше всего подходят, если не изменена чувствительность, но есть определенная закрепившаяся в поведении избегающая реакция):
1) Подкрепление в случае, когда ребенок пробует какой-либо новый вид пищи. Например, можно завести специальную доску почета (или «тарелку славы»), куда наклеивать либо изображение того продукта, который ребенок попробовал, либо просто интересную для ребенка наклейку. Этот способ будет усиливать желательное поведение – пробовать что-то новое. Поведенческие психологи назвали бы такой способ «позитивным усилением», когда мы усиливаем поведение через позитивные с точки зрения ребенка последствия. В данном случае позитивным последствием будет эмоциональное поощрение.
2) Игнорирование нежелательного поведения (криков, истерик, ухода из-за стола или расшвыривания пищи) и продолжение своей линии при одновременном соблюдении пункта 1. Этот подход будет назван «негативным ослаблением». Ребенок не получает позитивных с его точки зрения последствий (например, не добивается того, чтобы ему дали только вкусное и перестали предлагать то, что он не хочет) и его нежелательное поведение ослабевает без подкрепления.
Сенсорно-интегративные методы, направленные на расширение рациона и изменение чувствительности.
Психотерапевтические методы:
1) Индивидуальная психотерапия. Необходима, когда избирательность идет в контексте тревожного поведения или в тех случаях, когда ребенок пережил травматический опыт, связанный с едой. В работе при этом могут использоваться:
— Специальные пособия, помогающие ребенку научиться справляться со стрессовыми ситуациями, связанными с едой, создать позитивный настрой (позитивные ритуалы, помогающие попробовать новую еду) с помощью специальных сказок, песен.
— Привлечение любимых героев, которые сами пробуют новую еду.
— Повышение мотивации и ослабление негативной эмоциональной окраски приема пищи через игры с едой, совместное приготовление еды, специальное забавное оформление процесса еды, поддержание усилий ребенка (тарелка славы).
— Использование любимой еды в качестве награды за то, что съел что-то новое.
— Очень важно, чтобы сам процесс приема пищи был как можно более позитивным, поэтому никаких скандалов, конфликтов, ссор в этот период быть не должно, если родители хотят помочь ребенку справиться с избирательностью в еде.
2) Семейная психотерапия. Необходима, когда пищевое поведение служит способом манипуляции родителями и ведет, в основном, к тому, что ребенок ест только вкусненькое. Сладость иногда используется родителями как способ успокоить раздраженного ребенка и служит позитивному усилению нежелательного поведения. В частности, психолог может использовать анализ поведения родителей с целью выявить типичные ситуации, когда нежелательное поведение подкрепляется взрослыми и предложить способы изменения воспитательных приемов.
Немного подробнее о методах сенсорной терапии избирательности в еде можно посмотреть в статье Шарона Сермака: http://specialtranslations.ru/picky-eating-in-children-with-autism-spect.
Ссылки на источники:
Adolphs R. What does the amygdala contribute to social cognition? // Ann N Y Acad Sci. 2010 March4 1191(1):42-61. http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC2871162/
Damasio A. Descartes’ error: Emotion, reason, and the human brain. First Edition: Picador, 1994. 312 p.
Dolcos F., Denkova E., Dolcos S.. Neural correlates of emotional memories : A review of evidence from brain imaging studies. Psychologia. 2012. 55(1): 80-111.