но здесь меня таинственным щитом святое провиденье осенило

Но здесь меня таинственным щитом святое провиденье осенило

А.С.Пушкин в Михайловском

но здесь меня таинственным щитом святое провиденье осенило. red. но здесь меня таинственным щитом святое провиденье осенило фото. но здесь меня таинственным щитом святое провиденье осенило-red. картинка но здесь меня таинственным щитом святое провиденье осенило. картинка red. А.С.Пушкин в Михайловском

Спустя два года, он вновь провел здесь лето, отдыхая после тяжелой болезни. В этот приезд 1819 г. были написаны стихотворения «Деревня» и «Домовому»:

но здесь меня таинственным щитом святое провиденье осенило. zukovskisml. но здесь меня таинственным щитом святое провиденье осенило фото. но здесь меня таинственным щитом святое провиденье осенило-zukovskisml. картинка но здесь меня таинственным щитом святое провиденье осенило. картинка zukovskisml. А.С.Пушкин в Михайловском
Василий Андреевич Жуковский
Портрет работы К.П. Брюллова

Тем временем Пушкин и сам заметил: «Я нахожусь в наилучшем положении, чтобы окончить мой поэтический роман» («Евгений Онегин»).
Уединение в глуши псковской деревни способствовало интенсивному творчеству. Через 10 лет, вспомнив об этом, Пушкин сказал:
Здесь меня таинственным щитом
Святое провиденье осенило,
Поэзия, как Ангел-утешитель, спасла меня
И я воскрес душой.

«Особенно ценно было для Пушкина постоянное соприкосновение с Святогорским монастырем как хранителем заветов старого русского благочестия, духовно питавшим множество людей, черпавших от него не только живую воду веры, но и духовную культуру вообще. Наблюдая воочию эту тесную нравственную связь народа с монастырем и углубляясь в изучение истории Карамзина и летописей, где развертывались перед ним картины древней аскетической Святой Руси, Пушкин со свойственной ему добросовестностью не мог не оценить неизмеримого нравственного влияния, какое оказывала на наш народ и государство наша Церковь, бывшая их вековой воспитательницей и строительницей.

но здесь меня таинственным щитом святое провиденье осенило. monastsml. но здесь меня таинственным щитом святое провиденье осенило фото. но здесь меня таинственным щитом святое провиденье осенило-monastsml. картинка но здесь меня таинственным щитом святое провиденье осенило. картинка monastsml. А.С.Пушкин в Михайловском

Святогорский монастырь и могила Пушкина.
Литография по рис. И.Иванова. 1838 г.

Благодаря переписке с петербургскими и московскими друзьями, Пушкин и в ссылке ведет деятельную жизнь: хлопочет об издании своих сочинений, делится новыми замыслами, пишет критические статьи и находится в курсе живого литературного процесса.

Настоящей поэмой была для Пушкина каждая сказка его доброй и самобытно талантливой няни Арины Родионовны. «Он все с ней, коли дома», вспоминали дворовые люди с. Михайловского. Многие ее сказки Пушкин использовал впоследствии как сюжеты собственных сказок ( в стихах).

Почти все свободное от поэтических трудов время он проводил в Тригорском, где «находил и строгий ум, и расцветающую молодость, и резвость детского возраста».

Общение с тригорскими друзьями, наблюдения за жизнью других окрестных помещиков давали поэту «краски и материалы для вымыслов, столь натуральных, верных и согласных с прозою и с поэзиею сельской жизни России» (А.И. Тургенев).

Талант Пушкина окреп и освоеобразился в годы ссылки. Познакомившись с трагедией «Борис Годунов», П.А. Вяземский писал: «. ум Пушкина развернулся не на шутку, мысли его созрели, душа прояснилась, он в этом творении вознесся до высоты, которой еще не достигал.»

но здесь меня таинственным щитом святое провиденье осенило. vjazemsk. но здесь меня таинственным щитом святое провиденье осенило фото. но здесь меня таинственным щитом святое провиденье осенило-vjazemsk. картинка но здесь меня таинственным щитом святое провиденье осенило. картинка vjazemsk. А.С.Пушкин в Михайловском
Вяземский Петр Андреевич
Неизвестный худ. Около 1920.
Литография.

В сентябре 1826 г. окончилась ссылка Пушкина, но уже через месяц он возвратился «вольным в покинутую тюрьму» и провел в Михайловском около месяца.

но здесь меня таинственным щитом святое провиденье осенило. vulfsml. но здесь меня таинственным щитом святое провиденье осенило фото. но здесь меня таинственным щитом святое провиденье осенило-vulfsml. картинка но здесь меня таинственным щитом святое провиденье осенило. картинка vulfsml. А.С.Пушкин в Михайловском
Алексей Николаевич Вульф
Акварель А.И. Григорьева. 1828

Родовое имение А.П. Ганнибала сельцо Петровское расположено вблизи с. Михайловского, на противоположной стороне озера. Пушкин бывал в гостях у своих родственников, слышал «про стародавних бар рассказы» от старых слуг Ганнибала.

Впервые в жизни постоянное пребывание на отчинной земле, вблизи ганнибаловского родового гнезда дало Пушкину возможность явственно почувствовать тени прошлого и вдохновляло его на творчество в стихах и в прозе.

Поэт настолько сроднился с этими местами, что будучи уже женатым, хлопотал о приобретении кусочка земли в Савкине, вблизи Михайловского и Тригорского. Но неудачно.

но здесь меня таинственным щитом святое провиденье осенило. sgorkasml. но здесь меня таинственным щитом святое провиденье осенило фото. но здесь меня таинственным щитом святое провиденье осенило-sgorkasml. картинка но здесь меня таинственным щитом святое провиденье осенило. картинка sgorkasml. А.С.Пушкин в Михайловском
Савкина горка

Именно в Михайловском в первый и последний раз в своей жизни Пушкин со всей открытостью признался: «Je sens que mon ame s’ est tout-a-fait developpee, je puis creer.»

В последний раз поэт приехал сюда в апреле 1836 г. на несколько дней по печальным обстоятельствам: хоронил в Святогорском монастыре умершую в Петербурге мать Надежду Осиповну Пушкину.

Через несколько месяцев 6 февраля 1837 г. друзья хоронили рядом с матерью тело погибшего на дуэли Пушкина.

Все напоминает ныне в Михайловском о Пушкине: природа, воспетая его стихами, и сами стихи, звучащие в экскурсиях.

Источник

Михайловское

…Здесь меня таинственным щитом
Святое провиденье осенило,
Поэзия как ангел утешитель
Спасла меня, и я воскрес душой.

В селе Михайловском Псковской губернии располагалась родовое имение Ганнибалов-Пушкиных, где Александр Сергеевич неоднократно бывал в разные годы своей яркой, творчески плодотворной жизни и затем обрел свой последний приют. В настоящее время здесь действует Государственный мемориальный историко-литературный и природно-ландшафтный музей-заповедник А.С. Пушкина «Михайловское».

В разны годы
Под вашу сень, Михайловские рощи,
Являлся я; когда вы в первый раз
Увидели меня, тогда я был
Веселым юношей, беспечно, жадно
Я приступал лишь только к жизни; годы
Промчалися, и вы во мне прияли
Усталого пришельца.

В июле 1817 г., после окончания Царскосельского лицея, юный поэт впервые посещает Михайловское, в те годы принадлежавшее его матери – Надежде Осиповне. Он был очарован «сельской жизнью, русской баней, клубникой и проч.», как напишет потом в одной из своих автобиографий.

В 1819 г. Пушкин провел здесь лето, восстанавливаясь после болезни. В это время было написано антикрепостническое стихотворение «Деревня».

Несмотря на душевные переживания, период ссылки в Михайловском был плодотворным для Пушкина, он много работал, читал, размышлял, и после окончания ссылки в сентябре 1826 г., поэт часто приезжал сюда, в «обитель дальнюю трудов и чистых нег» в поисках уединения и творческого вдохновения.

Именно в Михайловском Пушкин создал более ста лирических стихотворений, поэму «Граф Нулин», драму «Борис Годунов», основную часть романа в стихах «Евгений Онегин».

После смерти А.С. Пушкина судьба Михайловского имения была непростой. Оно неоднократно перестраивалось потомками поэта, почти полностью уничтожалось в годы Гражданской и Великой Отечественной войн, но затем было вновь восстановлено. Сейчас Михайловское и его окрестности — это историко-литературный мемориальный комплекс и природно-ландшафтный музей-заповедник.

Михайловское на карте

Источник

Крепостная избранница Пушкина

Любвеобильное сердце великого поэта Александра Сергеевича Пушкина было широко открыто для прекрасного пола, независимо от статуса и положения женщин. Была в жизни поэта и малоизвестная любовь, которую впоследствии назвали «крепостной любовью». Какое же имя носила крепостная избранница Пушкина и чем покорила его сердце? Было ли это кратковременным его увлечением или роман длился долго?
Крепостной любовью Пушкина литературоведы называют Ольгу Калашникову. Неизвестен ни точный год, ни место её рождения. Нет и её портретов. По некоторым предположениям Ольга Калашникова появилась на свет в имении Петра Абрамовича Ганнибала (двоюродный дедушка Пушкина) – в Петровском, в период с июля 1805-го до марта 1806 года.
Она ещё только начинала расцветать среди мирных полей и зелёных дубрав, а Пушкин уже был известным поэтом. Ей было около 18-ти, когда 24-летний Пушкин прибыл в ссылку в село Михайловское Псковской губернии.
Летом 1824 года Александр Пушкин был отстранён от службы в одесской канцелярии. Причиной тому стало перехваченное полицией письмо, в котором поэт признавался, что увлечён атеистическими идеями. В августе Пушкина отправили в ссылку в имение Михайловское Псковской губернии. В своё время его унаследовала мать поэта, Надежда Осиповна (урождённая Ганнибал).
По прибытии в имение поэт застал там свою семью в полном составе. Отец и сын Пушкины никогда не любили друг друга. А в 1824 году их отношения ухудшились ещё и поднадзорным положением Пушкина. Родители были испуганы отношением правительства к сыну, они боялись, что это как-то может затронуть и их. Сергей Львович, как благонадёжный дворянин, принял от предводителя дворянства поручение смотреть за сыном и давать отчёт о его поведении и переписке. Ничего хорошего из этого не вышло. Узнав об этом, Пушкин устроил скандал и всё закончилось полным разрывом их отношений, и надолго. Пушкин даже написал бумагу губернатору, в которой просил о переводе его из Михайловского в одну из крепостей. Но послание, не дойдя до адресата, вернулось, и Пушкин его уничтожил, решив не выносить «сор из Михайловской избы».
В начале ноября 1924 года из Михайловского в Петербург уехал его брат – Лев Пушкин, через несколько дней – сестра Ольга. После их отъезда поэт старался проводить время в Михайловском как можно меньше. Он практически жил Тригорском, в доме Прасковьи Александровны Осиповой. Поэт покорил её сердце, и она с радостью приняла его в своём доме. Пушкина здесь любили и ждали, выглядывали: не едет ли? С приходом Пушкина все в усадьбе оживлялись. Всем женщинам Тригорского поэт посвящал свои стихотворные посвящения, похвалы и признания, хотя и считал тригорских приятельниц, кроме самой хозяйки, несносными дурами. Находясь в расстроенных чувствах, Пушкин подумывал о бегстве за границу и об этом рассказал Осиповой. Она попыталась отговорить поэта и даже обратилась за помощью к поэту Жуковскому. Тот написал Пушкину письмо, в котором уговаривал его извлечь выгоду из данной ситуации и заняться творчеством: «На всё, что с тобою случилось и что ты сам на себя навлёк, у меня один ответ: ПОЭЗИЯ. Ты имеешь не дарование, а гений. Ты богач, у тебя есть неотъемлемое средство быть выше незаслуженного несчастия и обратить в добро заслуженное…». Пушкин прислушался к советам друзей и остался в Михайловском.
Наконец, 18–19 ноября в столицу уехали и старшие Пушкины Сергей Львович с Надеждой Осиповной. Поэт остался в Михайловском с няней Ариной Родионовной. С отъездом родных настало некоторое успокоение его раздражённым нервам. Как заметил сам Пушкин: «Я нахожусь в наилучшем положении, чтобы окончить мой поэтический роман» («Евгений Онегин»).
Уединение в глуши псковской деревни привело к расцвету творчества Пушкина. Вспоминая это время через 10 лет, он сказал:

Здесь меня таинственным щитом
Святое провиденье осенило,
Поэзия, как Ангел-утешитель, спасла меня
И я воскрес душой.

Осень всегда была благоприятной порой для творчества Пушкина. И в эту осень он много работал. Сократились его путешествия в Тригорское. Он вернулся к своим художественным работам, пишет главы «Евгения Онегина», начинает работать над трагедией «Борис Годунов». Чтобы погрузиться в историческую эпоху правления Годунова, читает летописи и книги, которые присылает ему из Петербурга, брат. А вечерами слушает сказки Арины Родионовны.
«Знаешь мои занятия? – писал Пушкин брату в ноябре 1824 года. – До обеда пишу записки, обедаю поздно; после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания». Он записывал сказки, песни, поговорки, пословицы, народные выражения, которых няня знала великое множество. Многое из услышанного вошло впоследствии в сказки: «Лукоморье», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о мёртвой царевне», «Сказка о попе и его работнике Балде» и другие.
В целях экономии зимою дом в Михайловском не отапливался. Арина Родионовна отапливала только две комнаты: комнату Пушкина и свою.
В распоряжении поэта была комната, где стояла кровать на трёх ножках: вместо четвёртой было полено. Ломберный стол заменял письменный. Там стоял широкий диван, обитый потёртой кожей. Было две высоких полки с книгами. Вместо чернильницы – банка из-под помады. И всюду валялись обкусанные гусиные перья, которыми он писал. Тут же поэт принимал и своих гостей.
Всё это не смущало Пушкина. Он всегда предпочитал работать в полупустой комнате, были бы только стол да книжные полки. Привычки у него были неприхотливые. Ел он один раз в день. Больше всего любил печёный картофель. Такому барину нетрудно было угодить, а для Арины Родионовны он был не только барин, но и близкий её сердцу воспитанник, за которым она ухаживала, не нарушая его привычек, как это делали отец и мать. Няня создала вокруг Пушкина домашний уют, окружила его любовной заботой, внесла в его творчество свой вклад. Снисходительно отнеслась Арина Родионовна и к его роману с крепостной Ольгой Калашниковой.
В комнате няни под её присмотром работали на пяльцах крепостные швеи. Поэт часто наблюдал за их работой. Именно здесь Пушкин и приметил привлекательную дворовую девушку «. Подругу дней моих, невинную, простую. ».
Ольга Калашникова мало походила на традиционную крепостную крестьянку. Перед Александром Пушкиным предстала миловидная, совсем не робкого десятка особа. Она была черноглаза и русоволоса; при этом имела на удивление светлый, почти белый цвет лица. Перед ним явилась вдруг: «прелесть молодая, полурасцветшая в тиши». Она тихо вошла в жизнь поэта и своей юной красотой озарила душу опального поэта вдали от друзей и светских развлечений. Именно о ней написал в своих заметках лицейский друг Иван Пущин, посетивший поэта в деревне: «Я тотчас заметил одну фигурку, резко отличавшуюся от других». А, увидев какими глазами Пушкин смотрит на Ольгу, догадался, что тот неравнодушен к крепостной красавице.
Связь Пушкина с Ольгой началась в ноябре-декабре 1824 года, когда её отец Михайло Калашников уехал по делам в Болдино, где он был старостой. Оставшаяся без присмотра Ольга позволила вовлечь себя в отношения, может, находясь под впечатлением от обаяния поэта, а, может, и имея какие-то виды на своё будущее. Ответив на чувства барина, она, на удивление, сумела надолго его покорить. Вместе им было хорошо, уютно, весело. Восторженный Пушкин сравнивал её с Эдой, героиней поэмы Е. Баратынского:

Отца простого дочь простая,
Красой лица, красой души
Блистала Эда молодая.
Прекрасней не было в горах:
Румянец нежный на щеках,
Летучий стан, власы златые
В небрежных кольцах по плечам,
И очи бледно-голубые,
Подобно финским небесам…

В четвертой главе «Евгения Онегина», которая создавалась в Михайловском, есть строки, в которых поэт довольно точно изобразил безмятежное время своей влюблённости, где в образе «белянки черноокой» явно просматриваются черты Ольги Калашниковой.

Прогулки, чтенье, сон глубокой,
Лесная тень, журчанье струй,
Порой белянки черноокой
Младой и свежий поцелуй…

Присутствие Ольги чувствуется и в других пушкинских произведениях михайловского периода. И уж, конечно, про неё писал поэт в четвёртой песне «Евгения Онегина»:

В избушке распевая, дева
Прядёт, и, зимних друг ночей,
Трещит лучинка перед ней.

Я думал, сердце позабыло
Способность легкую страдать,
Я говорил: тому, что было,
Уж не бывать! Уж не бывать!
Прошли восторги и печали,
И легковерные мечты.
Но вот опять затрепетали
Пред мощной властью красоты.

Только воспоминания о сильной страсти и любви могли родить эти строки. Но первое впечатление скоро прошло и оба поняли, что возврата к прежним отношениям, конечно, быть не может. Это подтвердила и их последняя встреча в 1834 году там же в Болдино. Пушкин приехал туда измученный постоянными заботами о средствах на содержание быстро растущей семьи и придворными интригами. А Ольга была в горе. Она потеряла только что своего последнего трехмесячного сына. Не до любви им было.
Так закончилось «влеченье томное души» к крестьянке, судьба которой неоднократно пересекалась с жизнью гениального поэта. Но Пушкин не смог совсем забыть Калашникову. Её судьба по-прежнему тревожила поэта. О чём свидетельствует его приписка к письму управляющему Болдина Пеньковскому от 14 июля 1836 года: «О Михайле и его семье буду к вам писать». Тогда при отце, который уже не служил в Болдине, вместе жили и Ольга, и брат её Гавриил. У неё уже не было ни дома, ни крепостных. И она вновь надеялась на помощь поэта. Вероятно, Пушкин помогал бы ей ещё долгие годы, если бы в 1837 году его жизнь не прервала дуэль.
После смерти поэта следы Ольги Ключарёвой (Калашниковой) теряются. Последний раз её имя упоминается в исповедной росписи болдинской церкви Успения Пресвятой Богородицы в начале 1840 года. Весной этого же года Михаил Калашников и его сын Гавриил были вызваны хозяевами в Петербург, возможно, что и Ольга уехала с ними в столицу.
Может быть воспоминания огромного, пусть короткого счастья «крепостной любви» грели душу простой крестьянки, давали ей силу жить дальше, чтобы через столетия вызвать к себе интерес, и увековечить своё имя рядом с великим поэтом – Александром Сергеевичем Пушкиным.

Источник

Вновь я посетил (Пушкин)

ТочностьВыборочно проверено

Другие редакции и варианты

Черновая рукопись

между ст. 14 и 15 (1-я ред.):

И вечером при завыванье бури
Её рассказов, мною затвержённых
От малых лет, но всё приятных сердцу,
Как шум привычный и однообразный
Любимого ручья. Вот уголок,
Где для меня безмолвно протекали
Часы печальных дум иль снов отрадных,
Часы трудов свободно-вдохновенных.
Здесь погружённый в
Я размышлял о грустных заблужденьях,
Об испытаньях юности моей,
О строгом заслужённом осужденье,
О мнимой дружбе, сердце уязвившей
Мне горькою и ветреной обидой.

между ст. 14 и 15 (2-я ред.):

Не буду вечером под шумом бури
Внимать ее рассказам, затвержённым
Сыздетства мной, — но всё приятным сердцу,
Как песни давние или страницы
Любимой старой книги, в коих знаем,
Какое слово где стоит.
Бывало,
Её простые речи и советы
И полные любови укоризны
Усталое мне сердце ободряли
Отрадой тихой…

Ни тяжкие суда торговли алчной,
Ни корабли, носители громов,
Его кормой не рассекают вод;
У берегов его не видит путник
Ни гавани кипящей, ни скалы,
Венчанной башнями; оно синеет
В своих брегах пустынных и смиренных…

В разны годы
Под вашу сень, Михайловские рощи,
Являлся я; когда вы в первый раз
Увидели меня, тогда я был
Весёлым юношей, беспечно, жадно
Я приступал лишь только к жизни; годы
Промчалися, и вы во мне прияли
Усталого пришельца; я ещё
Был молод, но уже судьба и страсти
Меня борьбой неравной истомили.
Я зрел врага в бесстрастном судии,
Изменника — в товарище, пожавшем
Мне руку на пиру, — всяк предо мной
Казался мне изменник или враг.
Утрачена в бесплодных испытаньях
Была моя неопытная младость,
И бурные кипели в сердце чувства
И ненависть и грёзы мести бледной.
Но здесь меня таинственным щитом
Святое Провиденье осенило,
Поэзия как ангел утешитель
Спасла меня, и я воскрес душой.

Примечания

Если произведение является переводом, или иным производным произведением, или создано в соавторстве, то срок действия исключительного авторского права истёк для всех авторов оригинала и перевода.

Общественное достояние Общественное достояние false false

Источник

Александр Сергеевич Пушкин Вновь я посетил

. Вновь я посетил
Тот уголок земли, где я провел
Изгнанником два года незаметных.
Уж десять лет ушло с тех пор — и много
Переменилось в жизни для меня,
И сам, покорный общему закону,
Переменился я — но здесь опять
Минувшее меня объемлет живо,
И, кажется, вечор еще бродил
Я в этих рощах.
Вот опальный домик,
Где жил я с бедной нянею моей.
Уже старушки нет — уж за стеною
Не слышу я шагов ее тяжелых,
Ни кропотливого ее дозора.

Вот холм лесистый, над которым часто
Я сиживал недвижим — и глядел
На озеро, воспоминая с грустью
Иные берега, иные волны.
Меж нив златых и пажитей зеленых
Оно, синея, стелется широко;
Через его неведомые воды
Плывет рыбак и тянет за собой
Убогий невод. По брегам отлогим
Рассеяны деревни — там за ними
Скривилась мельница, насилу крылья
Ворочая при ветре.
На границе
Владений дедовских, на месте том,
Где в гору подымается дорога,
Изрытая дождями, три сосны
Стоят — одна поодаль, две другие
Друг к дружке близко, — здесь, когда их мимо
Я проезжал верхом при свете лунном,
Знакомым шумом шорох их вершин
Меня приветствовал. По той дороге
Теперь поехал я и пред собою
Увидел их опять. Они всё те же,
Все тот же их, знакомый уху шорох —
Но около корней их устарелых
(Где некогда все было пусто, голо)
Теперь младая роща разрослась,
Зеленая семья; кусты теснятся
Под сенью их как дети. А вдали
Стоит один угрюмый их товарищ,
Как старый холостяк, и вкруг него
По-прежнему все пусто.
Здравствуй, племя
Младое, незнакомое! не я
Увижу твой могучий поздний возраст,
Когда перерастешь моих знакомцев
И старую главу их заслонишь
От глаз прохожего. Но пусть мой внук
Услышит ваш приветный шум, когда,
С приятельской беседы возвращаясь,
Веселых и приятных мыслей полон,
Пройдет он мимо вас во мраке ночи
И обо мне вспомянет.
1835

«. Вновь я посетил. » (стр. 443). Написано 26 сентября 1835 г. в Михайловском, куда Пушкин приехал после восьмилетнего перерыва (если не считать четырехдневного пребывания в Михайловском в мае 1835 г.).

Уже старушки нет — няня Пушкина Арина Родионовна умерла в Петербурге 31 июля 1828 г.

В черновых рукописях остались отрывки текста, не введенные поэтом в окончательную редакцию.

После стихов
Уже старушки нет — уж за стеною
Не слышу я шагов ее тяжелых,
Ни кропотливого ее дозора,
744

следовало:
И вечером при завыванье бури
Ее рассказов, мною затверженных
От малых лет, но все приятных сердцу,
Как шум привычный и однообразный
Любимого ручья. Вот уголок,
Где для меня безмолвно протекали
Часы печальных дум иль снов отрадных,
Часы трудов свободно-вдохновенных.
Здесь погруженный в
Я размышлял о грустных заблужденьях,
Об испытаньях юности моей,
О строгом заслуженном осужденье,
О мнимой дружбе, сердце уязвившей
Мне горькою и ветреной обидой.

Затем эти стихи были заменены другими:
Не буду вечером под шумом бури
Внимать ее рассказам, затверженным
Сыздетства мной, — но все приятным сердцу,
Как песни давние или страницы
Любимой старой книги, в коих знаем,
Какое слово где стоит.
Бывало,
Ее простые речи и советы
И полные любови укоризны
Усталое мне сердце ободряли
Отрадой тихой.

После стихов
Меж нив златых и пажитей зеленых
Оно, синея, стелется широко;

следовало:
Ни тяжкие суда торговли алчной,
Ни корабли, носители громов,
Его кормой не рассекают вод;
У берегов его не видит путник
Ни гавани кипящей, ни скалы,
Венчанной башнями; оно синеет
В своих брегах пустынных и смиренных.

Вслед за последним стихом
И обо мне вспомянет. —

следовало окончание стихотворения:
В разны годы
Под вашу сень, Михайловские рощи,
745

Являлся я; когда вы в первый раз
Увидели меня, тогда я был
Веселым юношей, беспечно, жадно
Я приступал лишь только к жизни; годы
Промчалися, и вы во мне прияли
Усталого пришельца; я еще
Был молод, но уже судьба и страсти
Меня борьбой неравной истомили.
Я зрел врага в бесстрастном судии,
Изменника — в товарище, пожавшем
Мне руку на пиру, — всяк предо мной
Казался мне изменник или враг.
Утрачена в бесплодных испытаньях
Была моя неопытная младость,
И бурные кипели в сердце чувства
И ненависть и грезы мести бледной.
Но здесь меня таинственным щитом
Святое провиденье осенило,
Поэзия как ангел утешитель
Спасла меня, и я воскрес душой.

Примечания Т.Г. Цявловской

Воспроизводится по изданию: А. С. Пушкин. Собрание сочинений в 10 томах. М., ГИХЛ, 1959–1962.
© Электронная публикация — РВБ, 2000—2013.

Другие статьи в литературном дневнике:

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *