ничего без меня не могут ничего

Толкования Священного Писания

Содержание

Толкования на Ин. 15:5

Свт. Иоанн Златоуст

Аз есмь лоза, вы (же) рождие: (и) иже будет во Мне, и Аз в нем, той сотворит плод мног, яко без Мене не можете творити ничесоже

Свт. Лука Крымский

Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего

Отчего это случилось, отчего такое падение апостола, для чего эти слова Господа? Для того, чтобы искоренить в апостолах, а затем и во всех нас — людях, самомнение наше. Ибо апостолы полагались всецело на свою любовь ко Христу, на свою горячую веру в Него. Отверглись, все разбежались, когда пришли арестовать Господа Иисуса Христа.

Господь посрамил их самомнение, а через них научает и нас никогда не иметь самомнения. Господь говорил раньше апостолам, а через них и нам всем: Без Меня не можете делать ничего. В эти слова вложил Он великое Свое учение. Без Господа не можем делать ничего.

Как ничего, неужели не творили великих и славных дел без Господа Иисуса? Разве мало было людей и народов, которые не исповедовали имени Господа Иисуса Христа, и тем не менее немало сотворили они дел великих и славных?

Да, они творили великие и славные дела, творили без Господа Иисуса. А какая судьба постигла дела эти? Эти дела рухнули. Было великое Ассиро-Вавилонское царство, которое властвовало над вселенной. Где это царство? Давным-давно, бесконечно давно рухнуло оно, и исчезла слава его, забылись великие дела его.

Было великое и славное государство Римское, господствовавшее над всем тогдашним миром, всю землю завоевавшее, и слава Рима была безмерна. А где теперь империя Римская? Рухнул Рим, как рухнуло ранее царство Ассиро-Вавилонское.

И вот на наших глазах совершилось крушение еще одной великой империи, которая строила великое здание государства своего без Бога, руководилась жестокостью безмерной, с презрением относилась ко всем другим людям, желая властвовать над миром. Рухнуло с громом и потонуло в потоках крови великое создание народа германского. Видите, как рушатся дела людские, которые не построены на камне краеугольном, которые строятся без веры в Господа Иисуса Христа, Его благодатной помощи. Рушатся дела эти, рушатся одни за другими.

Так было, так будет всегда и в делах отдельных людей. Много неверующих, Даже не знающих Господа Иисуса Христа, множество язычников, мусульман, евреев достигают благосостояния на время, только на время, а потом всё рушится. Без Господа Иисуса Христа, по Его Святому Слову, не можем творить ничего. Но эти слова Христовы в гораздо большей мере, чем к делам мирским, делам государственным, относятся к делам веры, к отдельному человеку, к делам добра. Нужно всегда помнить, что ни одно доброе дело не совершается нашими собственными силами, всё доброе получаем от Бога, всё доброе творится силою Господа. Его помните, Его благословите, Его благодарите. Это прежде всего надо помнить.

Не должны мы считать добрых дел своими, не должны гордиться добрыми делами, не должны даже вспоминать о них — должны забыть их. Должны забывать тотчас о сотворенных нами добрых делах, ибо должны чувствовать себя рабами, которые обязаны творить волю своего господина, а Господин наш — Господь Иисус Христос. Если что доброе сделали, исполнили волю Его, должны забыть об этом, сказав: Я — раб; исполнил то, что должен был исполнить (Лк. 17:10). Никогда не должны мы считать и вспоминать добрых дел своих. Должны думать о том, что не сделали того, что должны были сделать.

Вчера я читал вам слова преподобного Ефрема Сирина: «Вы слышали, что всегда должны мы приглашать к себе сотрапезниками несчастных, не имеющих хлеба, должны обедать в обществе неимущих». Мы никогда этого не делаем. Редко-редко обедает у нас кто-нибудь случайно пришедший, которого по долгу гостеприимства примем. Если одного странника напитаем и примем к себе, то уже помним об этом долгое время.

Надо помнить другое — что не исполняем мы того, о чем говорит Ефрем Сирин. Могли бы сделать бесконечно больше добра, и тогда, исполнив его, должны говорить, что мы рабы неключимые, исполнившие только то, что должны были сделать. От всякого самомнения, от того, чтобы приписывать добрые дела самим себе, да сохранит нас Господь!

Всё добро, что делаем, делаем только силою Господа Иисуса Христа, Ему же слава и держава во веки веков!

Спешите идти за Христом. На слова: «Без Меня не можете делать ничего».

Прп. Варсонофий Великий

Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего

Прп. Исихий Иерусалимский

Ст. 5-6 Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают

Преподобного Исихия, пресвитера Иерусалимского, к Феодулу душеполезное и спасительное слово о трезвении и молитве.

Прп. Марк Подвижник

Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего

Хорошо держаться главной заповеди, ни о чем в частности не заботиться и ни о чем в частности не молиться, но и молитвою и всею деятельностию искать единственно Царства и Слова Божия. Если же мы еще находимся в таком положении, что должны заботиться о каждой потребности нашей, то и должны молиться о каждой. Делающий что-либо или заботящийся о чем-либо без молитвы не возможет совершить дел с благим успехом. Об этом засвидетельствовал Господь, сказав: не можете без Мене творити ничесоже.

Прп. Максим Исповедник

Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего

Демон гордости двоякое имеет лукавство: или убеждает монаха исправные дела свои приписывать себе, а не Богу, подателю благих и помощнику в исправности, или, когда он не соглашается на сие, подущает уничижать менее совершенных братий. Но не ведает он, что и при таком действии на него, демон наущает его отвергаться Божией помощи. Ибо, уничижая тех, как не могших подобно ему оказаться исправными, он выставляет себя именно показавшим особенную исправность собственною силою. Что невозможно, как сказал Господь: без Мене не можете творити ничесоже. Ибо наша немощь такова, что и возжелав добра, она не может довести его до конца без Подателя благих.

Главы о любви.

Прп. Филофей Синайский

Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего

40 глав о трезвении.

Прав. Иоанн Кронштадтский

Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего

Без Меня не можете делать ничего, говорил Спаситель. И точно, без Него нельзя сделать решительно никакого доброго дела: только Он дает нам силу. Справедливость этого очевидна из того, что если Бог предоставит нас только нам самим, нашей слабости, мы становимся совершенно внутренно бессильны для всякого добра, мы становимся полными зла. Будь же всегда с нами, Спаситель!

Дневник. Том II. 1857-1858.

Без Меня не можете делать ничего. Без Него мы не можем делать никаких истинно добрых и полезных дел; без Него все добрые дела наши проникнуты нечистотою страстей – самолюбия, честолюбия, самонадеянности, своекорыстия.

Дневник. Том III. 1859-1860.

Блж. Феофилакт Болгарский

Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего

Евфимий Зигабен

Аз есмь лоза, вы (же) рождие: (и) иже будет во Мне, и Аз в нем, той сотворит плод мног

Иисус Христос объясняет теперь притчу, и обрати внимание, что Он говорит: иже будет во Мне, и Аз в нем, той сотворит плод мног. Часто пребывает кто-либо во Христе, соединяясь с Ним посредством веры, но Христос не пребывает в нем, отвращается от него, потому что он проводит недостойную жизнь. Такой человек приносит плоды, но весьма малые, совершив одно какое-либо или два добрых дела. И в виноградниках мы видим такие ветви, которые не особенно радуют виноградаря, принося какие-либо жалкие кисточки.

Яко без Мене не можете творити ничесоже

подобно ветвям, которые не заимствуют силы от корня. Сказав прежде: вы не можете приносить плода, если не пребудете во Мне, теперь Иисус Христос предсказывает и опасность для того, кто не пребудет в Нем.

Лопухин А.П.

Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего

Источник

Без Меня не можете делать ничего

ничего без меня не могут ничего. big. ничего без меня не могут ничего фото. ничего без меня не могут ничего-big. картинка ничего без меня не могут ничего. картинка big. Аз есмь лоза, вы (же) рождие: (и) иже будет во Мне, и Аз в нем, той сотворит плод мног, яко без Мене не можете творити ничесоже

Без Меня не можете делать ничего (статья).

Почему Господь до сих пор не разочаровался в человечестве? Да потому что Он видит в нас то, чего мы сами не замечаем – Свое Божественное Подобие! Даже в самом-самом опустившемся грешнике Бог видит Своё отражение. Мы – единственные существа во Вселенной, созданные по Его образу и подобию. Мы – единственные обитатели планеты Земля, которым дана способность любить, творить и делать свой выбор – покоряться или не покоряться Богу. Если вы откроете Евангелие от Иоанна, то прочтете следующие слова: «…без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:5). Если бы Господь Иисус сказал «без Меня не можете сделать очень много» или «без Меня вы очень многое не сможете сделать», с этим было бы легче согласиться. Но Иисус говорит: «Не можете делать НИЧЕГО!

Так что же Ты имел в виду, Господи, когда говорил это?

А теперь я хочу сказать что-то очень важное – суета и есть то, что мы делаем без Иисуса.

Бог не против, чтобы мы имели достаток, были трудолюбивыми и разумными в тратах. Он создал человека со способностью получать наслаждение от множества житейских мелочей, будь то еда, уютное жильё, добротная одежда, хороший автомобиль. Бог не против того, чтобы мы были счастливы в браке. Но человек, созданный по образу и подобию Божьему, может быть по-настоящему счастлив только тогда, когда Бог присутствует во всех сферах его жизни. Если же мы удаляем Бога, суета начинает разъедать нашу душу.

Суета – это рак души. Иисус Христос – единственное спасение от этой болезни. Сотворенные по Божьему образу и подобию мы способны на многое без Бога. Но это тупиковый путь, в конце этого маршрута нас ждет пустота и разочарование. Но когда наш путь – Иисус, когда наша жизнь – Христос, в конце нас ждет насыщение. Писание говорит, что мужи Божьи уходили не утомленные жизнью, а насыщенные ею. Нормой их жизни был девиз «Без Тебя, Боже, мы не можем ничего!» Они всегда приглашали Бога участвовать во всех своих мероприятиях, даже в тех, когда, казалось бы, можно обойтись и собственными силами.

Многие мировые владыки, прожившие жизни без оглядки на Господа, в конце своего правления задавали один и тот же вопрос: «На что я потратил всю свою жизнь? Зачем нужна была вся эта суета? Оценит ли кто-нибудь эти усилия?»

Тут мы подошли к еще одному важному моменту. Люди по природе, в большинстве своём, не благодарны. Сколько бы вы ни прилагали усилий, как бы вы ни служили им, редко кто оценит это. Даже наши собственные дети порой не благодарны за то, что мы для них делаем. Самые наглые из них говорят: «А я не просил тебя рожать меня и всё это делать для меня!» Как горько это слышать. И лишь один Бог не забывает наших заслуг. Лишь Он один может оценить наши усилия и воздать за них. Чувство Божественной благодарности и поддержки и отличает суету и опустошенность от насыщения жизнью.

Давид никогда не знал похвалы от людей. Он, как никто другой, испытал цену «человеческой признательности». Его предавали все – от царя Саула, которому он верно служил, до собственных детей. Похвала от Господа была единственным мерилом его деяний. Вот почему, решив строить храм, он пригласил в этот проект Бога. А Бог сказал: «Нет, Я против того, чтобы храм строил ты. Это задача для твоего сына Соломона. Не забегай вперед». И Давид с лёгкостью отказался от этой идеи.

Ничего не делать без Бога – это персональный выбор Давида. Ничего не делать без Бога – может быть и твоим решением. Что бы ты ни делал, прежде всего подними свой взгляд к небесам и пригласи Бога.

Апостол Павел пишет: «Едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию» (1Кор. 10:31). Нет ни одного дела в жизни человека, не достойного внимания и участия Бога. Нет ничего, о чем бы вы могли сказать: «Это такие мелочи! Зачем сюда впутывать Бога? Я сам могу это сделать!» Можешь, конечно же, можешь. Но только не жалуйся потом на то, что ты до смерти устал от всего, не стони от груза служения, не сетуй на тяжести семейной жизни. Ты сам на себя взвалил груз суеты.

У меня огромное желание, чтобы мы услышали слова Господа «Без Меня не можете делать ничего» и согласились с ними. Пусть моим и твоим выбором будет девиз «Я без Бога не могу и не буду делать ничего». Если ты, мой дорогой читатель, согласен с этим, давай помолимся вместе:

«Дорогой Господь Иисус! Спасибо Тебе за это откровение. Я не хочу идти путём опустошения и разочарования. С сегодняшнего дня я приглашаю Тебя, Господи, участвовать во всём, что происходит в моей жизни. Я принимаю решение – НИЧЕГО не делать без Твоего участия. Я не всегда ясно понимаю Тебя, Господь, но прошу – разрушай в моей жизни всё, что не согласуется с Твоей волей, не дай мне построить мой Вавилон, разрушай это всё в самом начале. Господь, благослови все мои начинания, с которыми Ты согласен. Сверхъестественно развивай это и помогай достигать самых высоких вершин. Я ничего не могу без Тебя, Господи, но я всё могу в укрепляющем меня Иисусе Христе! Аминь!»

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

«Без Меня не можете делать ничего»

Духовные беседы в келье старца Арсения (Папачока)

15 августа исполняется 98 лет со дня рождения великого румынского духовника старца Арсения (Папачока). Предлагаем вниманию читателей несколько бесед с приснопамятным старцем Арсением.

– Пост имеет очень большое значение, и соблюдать его очень важно для всех людей – даже для неправославных. И даже для животных. Но я понял смысл вашего вопроса и не хочу делать утомительных преамбул. Скажу вам, что пост исцеляет человека от злых духов, взявших над ним власть.

Пост – это не только воздержание от пищи, но еще и молитва.

Все, а врачи в особенности, знают, что отказ от пищи показан в определенные периоды времени, и это совсем не значит, что ты из-за этого умрешь от голода. В коммунистических тюрьмах не только морили голодом – там тебя и в ледяном карцере запирали, и в самых бесчеловечных условиях держали. А что вышло в итоге? Всех нас, кто во времена коммунизма прошел через тюрьмы по религиозным мотивам, не коснулись очень многие болезни, которые, казалось бы, неминуемо должны были начаться.

И это не было для нас новостью. Эти тяготы мы перенесли, потому что для этого нужна сила. Великий Творец создал человека совершенным, и ты, пользуясь строгим постом, можешь держать в узде то, что создано было совершенным. Поступать по-другому – большая ошибка.

Во всем нужна мера. Говорят, что человек – мера всех вещей («Pantos antropos…») – вероятно, вам знакомо это изречение, сказанное греческим философом Протагором примерно за четыре сотни лет до Рождества Христова. Но с какого же времени становится верным это изречение, которое вдохновляло и Сократа через несколько лет после него? С момента появления на земле Бого-Человека, или Человека-Бога. И потому, что Иисус Христос был Бого-Человеком, Он и был мерой во всем.

И человек может быть (мерой), но после известных усилий. Он может быть богом (по благодати), и тогда он – мера всех вещей в христианском подвизающемся мире. И я не говорю здесь о жизни в монастырях и о тех, кто подвизается в пустыне, где это воздержание от скоромной пищи очевидно. Мы не можем входить в такие подробности, это труднообъяснимо, да и не надо говорить о том, чем живы были подвижники в своих кельях или в лесу и в пустыне.

Очень многие, узнав, что у меня за плечами очень суровая монашеская жизнь в тюрьмах и оковах, а особенно в пустынях, спрашивали меня, происходили ли со мной чудеса. А я скажу и вам тоже, что там, где вы находитесь, с каждым из вас тоже происходило очень много чудес, если учесть один очень важный момент – то, что мы не иное что, как ветвь на лозе. То есть мы получаем силу от Бога, создавшего нас не для одних только нас, но и для всего мира. Поэтому если кто-нибудь страдает, страдай и ты вместе с ним. Ибо хорошо сказано, что «над трагедией всего мира нужно плакать, как над своими согрешениями».

– Как мы можем делать это? Как мы можем плакать о грехах всего мира?

Итак, прежде всего мы должны знать. Теперь спросим себя: а как знают? Без сомнения, не в результате обучения и не обязательно путем общения, а по собственному опыту. Вот где одна из самых больших ошибок, и отсюда те многие вопросы, которые задают, но на которые отвечают обтекаемо или дают недостаточно удовлетворительные ответы.

Если ты – человек, действительно стремящийся жить ради Христа, то я вот что скажу: наша огромная вина заключается в том, что мы много слышим, много говорим, а все еще остаемся на стадии задавания вопросов.

Ищи Бога внутри себя, и тогда поймешь, на какой стадии жизни или в каком пункте ты находишься. А если у тебя имеется это состояние непрерывного восприятия, то это еще лучше, ибо (а все, что сказал Спаситель Иисус Христос, верно) это непрерывное внимание и поддерживает связь с Ним.

Потому что, скажу вам в свои 85 лет, из которых почти 60 я провел в монашеском образе, что я действительно увидел (впрочем, не иначе как на опыте, в слезах), что все, что сказал Спаситель Иисус Христос, – верно, и великая ошибка заключается в том, что слишком легко переступают через то, что сказано Им.

Вы отдаете себе отчет в том, что это слово, сказанное Богом?

Как мы можем защитить себя в тот момент, когда наша жестоковыйность начинает твердить: «Я сделал то-то!»? Именно этим отсутствием своего я, этим самоотрицанием, этим осознанием себя не более как ветвью на лозе, из которой идет весь сок и образует завязи и приносит все плоды.

В 419 году был созван Поместный Собор в Карфагене, и среди тем, обсуждавшихся на Соборе, была и эта: «Без Меня не можете делать ничего» – на что не обращали тогда внимания все. Вы понимаете: Церковь уловила такую, казалось бы, маленькую деталь, но если б ты знал, что не можешь делать ничего без Бога, ты был бы очень внимателен во всех своих движениях. «Батюшка, могу ли я поступить так?» Посмотрите, здесь «не могу» очень трудно принять. Не существует «нельзя». Если ты пришел ко мне, то ты надумал прийти и смог прийти, ибо это можно. Если ты обращен умом к Богу, то это твое присутствие у Бога продолжается, – это характерная черта христианина. То есть кто исполняет сказанное выше, тот человек, находящийся на пути, то есть человек, имеющий надежду.

Вы знаете, что такое анафема? Это отлучение от Бога, единение с сатаной, вхождение уже сейчас в ад. Вот как страшно это предание анафеме – предание анафеме, постановленное на Вселенских Соборах.

Итак, наше присутствие в этом движении и во всем, что мы делаем, – это одно из желаний Бога.

Вот поженились Иоанн и Иоанна, и она принялась хозяйничать, а он пошел на работу. Иоанна, бедняжка, была еще неопытной, и у нее подгорел ужин, и вот она переживает: «Что скажет Иоанн?» – ибо была совестливой. (Пусть это волнение совестливой девицы станет для нас уроком. Что, Богу разве нужны были ее скоромные яства? Нет, это было важно для нее, потому что она была очень добросовестной.)

И вот возвращается домой Иоанн. Иоанна выходит ему навстречу и говорит: «Иоанн, у меня подгорел ужин». – «Да ладно, дорогая, ничего страшного, меня это не очень-то и волнует. Меня беспокоит вот что: почему ты не думала обо мне весь день?» Вот чего на самом деле хотел Иоанн.

Это тот вопрос, который когда-нибудь задаст нам Бог, а может, будет задавать нам его каждый миг: «Я создал вас, и создал, как Бог, совершенными: дал вам силу видеть, интуитивно постигать, более того – стать богами по благодати. Я буду судить вас. Я – ваше блаженство вечное. А вы, почему вы не думаете обо Мне?»

Источник

Приход во имя святителя Амвросия Медиоланского в Милане

Официальный приходской сайт

ничего без меня не могут ничего. cropped cropped cropped DSC 0033. ничего без меня не могут ничего фото. ничего без меня не могут ничего-cropped cropped cropped DSC 0033. картинка ничего без меня не могут ничего. картинка cropped cropped cropped DSC 0033. Аз есмь лоза, вы (же) рождие: (и) иже будет во Мне, и Аз в нем, той сотворит плод мног, яко без Мене не можете творити ничесоже

ничего без меня не могут ничего. IMG 2987 Copia. ничего без меня не могут ничего фото. ничего без меня не могут ничего-IMG 2987 Copia. картинка ничего без меня не могут ничего. картинка IMG 2987 Copia. Аз есмь лоза, вы (же) рождие: (и) иже будет во Мне, и Аз в нем, той сотворит плод мног, яко без Мене не можете творити ничесоже

Беседа на тему слов Спасителя «Без Меня не можете творить ничего». О гордости и смирении

Смирение – это единственный путь христианина. Другого просто нет. Если мы идем путем смирения, Бог действует в нас. А если мы оставили смирение – Бог не может действовать там, где человек думает, что он сам все делает. Заповедь Христова: «сделал доброе дело – скажи: раб непотребный, сделал только то, что должен был сделать», – это путь обретения смирения. Иначе наша гордость будет говорить: ты видишь, сколько ты сделал? Святому скажи: сколько всего ты сделал! Он ответит: я ничего не сделал, Бог дал, Он сделал! Потому что Господь сказал: «без Меня не можете творить ничего». Если мы что-то сделали, обрели без Христа, оно еще ничто, не ведет нас в вечную жизнь. Свет Христов все освещает, показывает: это тебе Бог помог сделать, а вот твое делишко: гордость. Как же важно видеть, как это гадко — подумать, что я сам что-то сделал. Это противостояние Богу, чистоте, — грязь.

Свет Христов – значит видеть, что я без Христа не делаю ничего. И это «ничего» без Бога, если продолжается, то затем, может становиться еще и противоположным Христу. Если человек делает доброе дело без Христа, он не может не гордиться. Если нам с вами трудно не подумать о том, что мы что-то сделали, как трудно неверующему! Самый яркий свет приходит к человеку тогда, когда он смотрит, что он делает и как он делает. И видит, что он не может ничего делать без Христа, а то, что делает без Бога, становится ничем.

В эгоистическом мире эта тема архиважная. Кажется, что я со Христом, а в действительности нет. Когда человек, живя в этом эгоистическом мире, совершает что-то без веры во Христа, он не может совершать это, не думая о себе, о том, кто он в этом совершении. Это невозможно по существу.

Что же происходит в жизни и сердце человека далекого от веры, и в жизни и сердце верующего, когда они делают доброе дело? Верующий человек, когда он делает доброе дело, он со Христом. Не он совершает, а Христос. А если человек без веры, он по природе не может думать, что Христос совершает. Думает: я совершаю. Отсюда происходит эта трудность. Почему Господь сказал: без Меня не можете творить ничего? Потому что если человек сам совершает доброе дело, он это приписывает себе, хотя мы как верующие люди понимаем, что это не так. Видя себя в этом деле, он видит, как он это совершает, и, конечно, не может остаться вне совершенного им дела и видит себя творящим. Вот где проблема.

Человек, творящий доброе дело сам, без Бога, не может уйти от гордости, потому что он слаб. Гордость считает, что это она делает. Но мы находимся в мире, в котором есть Творец и творение, в котором есть закон бытия. Закон бытия говорит, что творение без Творца не может творить. Творение может творить только с Творцом, потому что если оно выходит из этого закона, то есть считает себя Творцом — это ложь. Вот почему Господь сказал: без Меня не можете творить ничего. Это ложь, когда мы думаем, что мы творим сами. Смотрите, сколько мир сейчас всего творит – и все это ничтожно, потому что ни к чему не ведет, только к разложению общества. Есть достижения, но они не могут говорить о творении, потому что творение есть позитив, а если есть негатив и возрастает, то где этот позитив? И его не может быть без Творца, потому что без Него оно ничтожно. Это будет вавилонская башня. Это все противостоит самой природе творения и вызывает гнев Божий.

Гордость – самая большая ложь. Почему гордость – грех диавольский? Потому что он – сама ложь. Он сказал: я тоже творец, я как Ты! Но это ложь. Творение может быть с Творцом, совершенствоваться, возрастать, обоживаться. Обожение – это цель жизни христианина. В обожении творение полностью совершает волю Божию. Как ангелы, которые не имеют своей воли, их воля подчинена воле Божьей. Кто такой диавол? – Имеет только свою волю, и она совсем не подчинена воле Божьей, и более того, противостоит воле Божьей. Я такой же как Ты, Ты со Своей волей, а я со своей, — говорит диавол Богу.

Человек без Бога творит, но стоит всегда перед проблемой: а что же это значит. И всегда, когда творение само что-то творит, оно стоит перед проблемой гордости и пустоты, потому что если творение что-то творит, ему даже хуже от этого. Потому что возрастает в своей пустоте, и без Творца ничего не может делать, кроме греха. Когда человек в обществе творит без Бога, общество разлагается.

Человек, который творит без Бога, не может уйти от своей гордости. По существу если человек без Бога творит, он приходит к гордости. А гордость – это пустота. Если он что-то делает, он думает о себе, что он делает, а по существу это – ложь. Само творение без Творца не может практически творить. Поэтому гордость, сопровождающая это творение, все больше вводит человека в ложь, потому что он что-то творит все-таки, но практически оно является ничем. Он может многого достигать, но все эти достижения не могут быть существом дела. Они даже не имеют цели.

Какую цель имеет сегодняшний мир? – Сколько угодно, и все ложные. Все цели, который ставятся, человек видит, что они недостижимы, потому что человек хочет без Творца делать то, что он может делать только с Творцом. Жить вечной жизнью. Поэтому Господь сказал: без Меня не можете творить ничего. Человек не видит перспективы и впадает в грех. Грех гордости – это самый страшный грех, потому что он все переворачивает. А если все перевернуто, противостоит закону бытия, все движется к разрушению. Если общество при всех своих достижениях растлевается – какое его будущее? А все из-за гордости. Человек думает, что он сам может что-то делать. Но это по существу ложь. Господь нам напоминает, что без Него человек не может ничего делать.

Человек стоит перед этой проблемой: ставит себе цель, и видит, что она недостижима, видит свой конец. Римская империя, равноапостольный Константин увидели свой конец в язычестве и приняли христианство, потому что увидели в нем будущее. Современное общество еще не видит свой конец без Бога. К чему ведет гордость? Не к развитию и единению, а к разъединению, противостоянию друг другу. Такое общество терпит крушение. Гордость имеет одну цель: ад, как и всякий грех. Во аде гордость высочайшая. Самая большая. Диавол – это самая большая гордость, и все, кто с ним – там же. Человек возомнил, что он сам может, что он творит, что он Творец.

Почему человек гордый? Я могу, я знаю, я делаю. Человек, который творит сам, делает ничто, если не разрушает. Господь сказал христианам, Своим последователям, без Меня не можете творить ничего. Христианин, который стремится делать доброе дело без Христа, делает ничего.

Делать доброе дело со Христом – это смирение из смирений. Христианин по Заповеди Божьей все творит со Христом. Это значит то, что сказал Христос: сделал доброе дело – скажи: раб непотребный, сделал только то, что должен был сделать. Господь над всем, Он творит. Он сотворил, а я – раб непотребный. Единственная моя заслуга – сделал только то, что должен был сделать. Где вы видели человека без Бога, который о себе скажет: раб непотребный? Он скажет: так я сделал или не сделал? Значит потребный. А христианин: я – ничто. Сделал Бог, Он все творит, единственный. А я в Его руках.

Верующий человек знает, что все в руках Божьих. А если в руках Божьих – значит и я сам в руках Божьих, а без Него — ничто. И если я что-то делаю, будучи в руках Божьих, то не я делаю, а руки Божьи. Господь благословил, Господь послал, Господь дал, Господь благоволил. Христианину легко это сказать, потому что это правда.

Что такое смирение? – Правильно подумать о том, Кто творит. Сказать: Господи, как хорошо, что я в Твоих руках, и делаю то, что должен делать. Важно не выйти из реальности. Смирение – это полнота из полнот. Реальность. То, что есть. А гордость – это нереальность, то, чего нет. Смиренному не надо ничего доказывать, у него все есть.

Наш эгоист силится выжить и приписать себе хоть что-нибудь из дела Христова. А Господь ему говорит: без Меня не можете творить ничего. Человек без Бога живет только своей гордостью, а человек со Христом живет своим смирением. Все зависит от решительности. Эгоистический мир учит нас, что мы что-то значим, что от нас многое зависит, более того, мы должны указать, что и как. Особенно своим родным, детям. Но когда мы эгоистически им что-то указываем, они нам эгоистически отвечают.

Эгоистическая природа силится нас научить, что мы что-то значим. Нас научил этот мир: ты же знаешь, а ближний поступает неправильно. Смирение по своему существу – это то, что все приписывает Богу. Все отдает Богу. Что бы человек ни сделал, чего бы ни достиг, смирение никогда не подумает о себе. По природе смиренный человек не может подумать, что он что-то. Он помнит всегда, что он – ничто. Я творение, Бог творит, Он дал, а я только слушаюсь Его. Без Меня не можете творить ничего – значит: помните, что то, что вы совершаете, совершаю Я. И если вы об этом помните – значит, вы в истине, в смирении, а если забываете – творите ничто. Какова полнота смирения! Сам Творец во мне действует. А я себя Ему подчиняю. Да совершится, Господи, воля Твоя.

Гордость все доказывает, а смирение говорит: Господь совершает, а я что могу доказать? Смирение никогда не хочет выявить, показать. Оно если что-то покажет – это будет ложь. Смирение себя скрывает, чтобы не появилась ложь. Смиренный боится выйти из этой реальности. Даже если ему в голову приходит гордая мысль указать что-то ближнему – для него это страшно. Он сразу же кается: Господи, прости за мою гордость! А гордый скажет о себе: я самый смиренный человек. Во всем смиряюсь! Они меня не видят и не оценивают. И поэтому страждут.

Как же уйти от эгоистической жизни к жизни в Боге, чтобы наша эгоистическая формация была переформирована в послушание Богу? Как мысли о себе перевести к мыслям о Боге? Мы не должны что-то особенное делать, мы на это не способны и не можем по природе. Мы должны заставить себя помнить о том, что мы верующие люди. Что мы верим, что Господь Творец все создал, и человек со своим Творцом может участвовать в этом творении. Должен участвовать, потому что Сам Господь сказал взращивать рай. Человек должен развиваться, совершенствоваться. То, что человек делает на земле, он должен делать. Для этого он создан, это все должное, Богом данное. Но одно дело, когда человек все это совершает с Богом, а другое дело – когда совершает это сам.

Стоит вопрос: как мнящему о себе эгоисту стать рабом Божьим? Раб Божий – знаете, как это велико? Это самое большое единение с Богом. Раб, ни в лево, ни в право. Исполняю волю господина моего. А эгоист даже Бога поправляет. Говорит: Господи, что, не видно, что моя сестра во Христе безобразничает? И как Ты, Господи, это допускаешь? Вот где проблема эгоизма: когда эгоист силится оправдать свои действия Законом Божиим. Он же волю Божию исполняет, помогает спасать ближнего. Говорит: Господь меня послал тебя спасти.

Как стать рабом Божьим? – Запрещать себе желать что-нибудь о ближнем. Закрыть на него глаза. Не замечать. Смиренному скажут: посмотри на сестру во Христе, что она делает, как она не следует Закону Божьему! Он ответит: так у нее столько добрых дел. А гордый: что эти добрые дела? А смиренный говорит: то, что ты видишь, я никогда не видел. Потому что это все ложь, что видит гордость. В чем она хочет обличить ближнего. Истина только одна: Христос на Кресте. Другой истины нет. Он не указывает, что делать. Даже фарисеям и распинателям Христос говорит: Отче, прости их, они же не знают, что делают!

Это и сложно и просто. Сложно, когда мы забываем, что мы верующие люди. Если мы верим в Бога – да Господь управит.

Гордый силится понять, как ему дальше быть, а смиренному это в голову не придет. Он хочет исправиться, а как ему дальше быть – Господь знает. Ему только одно надо, не грешить, чтобы Господь управил. А гордый должен знать, как он должен себя вести. Смиренный себя исправляет, а гордый смотрит: как же он должен действовать, чтобы быть прекрасным. Смиренный знает, что он грешник, ему надо покаяться. У гордого же человека речь не идет о покаянии.

Смиренный человек не думает о своей перспективе. Она в руках Божьих. А гордый человек только этим и занимается. Смиренный человек имеет дело со своим грехом. Рабами Божьими мы можем стать только тогда, когда мы будем себе напоминать, что верим в Бога, в руках Которого все концы земли. Христианин верит в Бога Всемогущего. И только эта вера нам поможет справиться со своим эгоизмом. И другого пути нет, отвергнуть эгоизм – значит или стать верующим, или умереть. Эгоист не может отвергнуть сам себя. Сказать эгоисту, что надо ему отречься от своих желаний – он ответит: тогда мне надо умереть. Скажите безбожнику: отвергни свои страсти, он ответит: мне что, надо умереть?

Чтобы эгоист стал верующим, он должен всегда помнить о Боге. Тогда он прекрасно помнит о том, что Бог Всемогущ, а он как человек слаб. Отсюда начинается смирение. Если не идти этим путем, эгоист не может понять, в чем смысл его жизни. Без веры он этого не поймет. Только вера может в его жизнь внести другое содержание. А верующему эгоисту надо напоминать себе, что Бог Всемогущ, а человек очень слаб, и только с Богом человек свою слабость преодолевает, а без Бога его слабость увеличивается. Гордость – это увеличение слабости.

Человек думает, что все может, но это не так. Нам надо возрастать в этом внутреннем труде. Мы должны всегда приводить себе на память, что Бог Всемогущ и Всеблаг, а мы слабы и отнюдь не благи. И вот здесь действует покаяние. И только через покаяние человек приходит к смирению. Вера приводит к видению своей слабости, своей греховности. Человек кается, потому что это благоразумно, потому что когда человек увидит свою слабость, греховность, немощь, неспособность самому преодолеть свои слабости, увидит, что Бог Всеблаг и хочет помочь ему, то он благоразумно придет к покаянию.

Верующий помнит о Боге, который любит его и хочет ему помочь. И когда мы видим это, мы видим свою слабость и желаем, чтобы Он, Всеблагой Бог, помог нам исправиться. Покаяние – это исправление. Тогда верующий понуждает себя в покаянии, потому что он видит, что это – единственная истина для его жизни. Если он кается, исправляется, он видит, что он идет правильным путем, потому что само покаяние делает его другим. Сильным. Вера ему покажет, что он слаб, а покаяние приводит к силе. Каясь и исправляясь, человек получает поддержку Божью, благодать Божья его укрепляет. Только это помогает человеку преодолеть свою гордость и обрести смирение.

Смирение — это и есть само покаяние. И чем больше мы каемся, исправляемся, тем больше мы смиряемся перед Богом, который нам помогает преодолевать нашу слабость, укрепляться, духовно возрастать. Тогда мы находимся в реальности. Бог действует в нашей душе, и это приводит к видению этой реальности. А реальность состоит в том, что мы видим свою слабость, всемогущество Божие и укрепление наше в Самом Боге. Это и есть смирение. Смиренный человек знает, что сам он ничто, а с Богом – величайший. Почему смиренный человек никому ничего не хочет доказывать? – Потому что ему нечего доказывать. У него все есть, он живет тем, что Бог ему дает и доволен. Об этом свидетельствует смиренный человек, что Бог ему все дает и он доволен всем. А гордому все надо и он ничем не доволен. Когда человек исправляется, старается все совершать как Богу угодно, это смирение. Смиренный не нуждается в доказательстве. Бог — его доказательство. Он всем доволен и все совершает с Богом. Ему ничего особенного не надо. У него все есть. Он следует одному измерению: доброе угодно Богу, а недоброе – не угодно Ему.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *