ни мясо ни кровь их не доходят до аллаха до него доходит лишь ваша богобоязненность
Некоторые важные моменты, касающиеся жертвоприношения
Всевышний Аллах сказал в Коране:
Ни мясо, ни кровь их (жертвенных животных) не доходят до Аллаха, Его достигает лишь ваша богобоязненность. Так Он подчинил их вам, чтобы вы возвеличивали Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь. Обрадуй же благой вестью творящих добро (Сура Хадж, 37).
Передается, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «За каждый волос на теле жертвенного животного записывается награда человеку, совершающему курбан».
Забах (закалывание животного) требует, чтобы дыхательное горло, пищевод и две яремные вены были быстро перерезаны очень острым ножом, вместе с произнесением слов «Бисмиллях, Аллаху Акбар».
Является предосудительным (макрух) резать животное тупым ножом, поскольку это причиняет страдания животному. Также считается макрух начинать снимать шкуру с животного или ломать его конечности, прежде чем оно похолодеет (то есть, станет окончательно безжизненным). Точно также макрух продолжать резать шею животному, когда уже пройдены четыре вышеперечисленных прохода.
Мясо курбана должно быть разделено на три части. Одна часть для самого человека, одна – для его друзей и родственников и одна часть – для бедных и нуждающихся. Если же человек оставит все мясо себе, это также допускается.
Если шкура животного продается, деньги, вырученные за нее, нельзя оставлять себе, а нужно раздать как садаку бедным и нуждающимся.
Время совершения курбана начинается с утра праздника Ид аль-Адха (10-ого Зуль-Хиджа) и продолжается до заката 12-ого Зуль-Хиджа. Лучший день для курбана – день Ид аль-Адха, следующий – 11-ый день, и затем – 12-ый день.
Нужно смыть кровь с ножа, прежде чем резать следующее животное.
Человек не должен совершать молитву в одежде, испачканной кровью животного.
Веревки, путы, которыми связывали животное, должны быть отданы как милостыня.
Если курбан не был для человека ваджибом, но он купил животное с намерением на курбан, жертвоприношение становится для него обязательным.
Если курбан был ваджибом для человека, однако он не совершил его в три положенные дня по какой-то причине, в таком случае он должен отдать стоимость одной овцы или козы как милостыню. Если же он купил животное, но не принес его в жертву в эти три дня, он должен отдать это животное в качестве милостыни, но не убивая его.
Если человек совершает жертвоприношение за умершего по своему желанию, чтобы отдать умершему вознаграждение за него, он может как употребить это мясо сам, так и накормить других, и распределить его между любыми людьми по своему желанию. Другими словами, он может поступить с ним так, как со своим собственным курбаном.
Считается нежелательным для человека, который намеревается совершить жертвоприношение, стричь волосы и ногти, когда начинается месяц Зуль-Хиджа. Это основано на следующем хадисе:
«Если у человека есть животное, которое он намеревается принести в жертву, с началом месяца Зуль-Хиджа он не должен подстригать волосы или ногти, пока он не принесет в жертву это животное» (Муслим).
Однако, если человек все-таки будет стричь волосы и\или ногти в течение первых десяти дней Зуль-Хиджа, это не влияет на действительность курбана.
Тафсир
Толкование Корана
(37) Ни мясо, ни кровь их не доходят до Аллаха. До Него доходит лишь ваша богобоязненность. Так Он подчинил их вам, чтобы вы возвеличивали Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь. Обрадуй же благой вестью творящих добро.
Смысл обряда жертвоприношения не состоит в самом заклании животного, потому что ни мясо, ни кровь заколотых животных не доходят до Аллаха. Он не нуждается в этом и достоин всякой похвалы. Однако искренность, надежда на вознаграждение и чистое намерение доходят до Аллаха. Поведав об этом, Аллах призвал мусульман совершать жертвоприношение искренне ради Аллаха. Нельзя приносить в жертву животных ради славы, похвалы, показухи или для продолжения традиций отцов и дедов, и то же самое относится ко всем обрядам поклонения. Поклонение, которое лишено искренности и богобоязненности, подобно кожице, лишенной мякоти, или бездыханному телу.
Аллах одарил людей властью над жертвенными животными также для того, чтобы они возвеличивали и почитали своего Господа. Так они могут выразить Ему свою благодарность за то, что Он наставил их на прямой путь. Воистину, Он заслуживает самой совершенной похвалы и самого прекрасного величания.
И пусть возрадуется каждый, кто поклоняется Аллаху так, словно он видит Его. А кто еще не достиг этой высокой степени веры, пусть поклоняется Ему, будучи убежденным в том, что Он видит его и наблюдает за ним. И пусть возрадуется каждый, кто наряду с этим делает добро рабам, кто помогает им материально, обучает их полезному знанию, заступается за них, искренне дает им полезные советы, повелевает им совершать одобряемые поступки, удерживает их от всего порицаемого или хотя бы говорит им добрые слова.
Такие праведники заслуживают благой вести о преуспеянии при жизни на земле и после смерти. Аллах непременно одарит их добром за то, что они искренне поклонялись Ему и делали добро Его рабам. Всевышний сказал: «Воздают ли за добро иначе, чем добром?» (55:60); «Тем, которые творили добро, уготовано Наилучшее [Рай], и им будет добавлено еще [они получат возможность взглянуть на Лик Аллаха]» (10:26).
Аль-Хаджж (Паломничество), 37-й аят из 78
Всевышний Аллах говорит, что Он узаконил для вас эти жертвоприношения и подаяния, чтобы вы поминали Его при их заклании. Он Творец и Дарующий удел, и до Него не дойдут ни мясо ни кровь этих животных, ибо Он не нуждается в них. Во времена Джахилии люди приносили жертвы своим божествам, а после жертвоприношения ставили на них мясо этих животных, орошая её кровью. Поэтому Аллах сказал: ( لَن يَنَالَ اللَّهَ لُحُومُهَا وَلاَ دِمَآؤُهَا ) Не дойдёт до Аллаха ни их мясо, ни их кровь.
Ибн Абу Хатим передаёт, что ибн Джурайдж сказал: «Приверженцы Джахилии прикрепляли к Каабе куски верблюжего мяса и вымазывали её кровью. Сподвижники посланника Аллаха сказали: «Мы достойнее делать так». И тогда Аллах ниспослал: ( لَن يَنَالَ اللَّهَ لُحُومُهَا وَلاَ دِمَآؤُهَا وَلَـكِن يَنَالُهُ التَّقْوَى مِنكُمْ ) Не дойдёт до Аллаха ни их мясо, ни их кровь, но доходит до Него богобоязненность от вас – т.е. принимает её и воздаст за неё, как сказано в хадисе от Муслима (2564) : « إِنَّ اللهَ لَا يَنْظُرُ إِلَى صُوَرِكُمْ وَلَا إِلَى أَلْوَانِكُمْ، وَلَكِنْ يَنْظُرُ إِلَى قُلُوبِكُمْ وَأَعْمَالِكُم » «Поистине Аллах не смотрит на ваш внешний вид и ваш цвет, но смотрит Он на ваши сердца и деяния». В другом хадисе говорится: « إِنَّ الصَّدَقَةَ تَقَعُ فِي يَدِ الرَّحْمَنِ قَبْلَ أَنْ تَقَعَ فِي يَدِ السَّائِلِ وَإِنَّ الدَّمَ لَيَقَعُ مِنَ اللهِ بِمَكانٍ قَبْلَ أَنْ يَقَعَ إِلَى الأَرْضِ » «Поистине милостыня попадает в руку Милостивого прежде, чем она попадёт в руку просящего. И поистине кровь (жертвенного животного) попадает в определённое место Аллаха прежде, чем падёт на землю». [ибн Маджах 3126, ат-Тирмизи 1493]. Ат-Тирмизи считает его хорошим хадисом от Аишы со статусом Марфу’. В хадисе имеется в виду принятие деяния Аллахом, от тех, кто делает это искренне, а не буквальный смысл.
Ибн Умар сказал: «Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!) прожил с нами двадцать лет, при этом каждый год принося жертвоприношение». (ат-Тирмизи 1507) имам аш-Шафи’и считает жертвоприношение желательным, а не обязательным, основываясь на хадисе: لَيْسَ فِي المَالِ حَقٌّ سَوَى الزَّكَاةِ «Нет на имущество права, кроме закята». А также на хадисе, который приводился ранее, о том, что Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!) принёс жертвоприношение от всей Уммы, и тем самым снял эту обязанность с неё. Абу Сариха рассказывал: “Я видел Абу Бакра и ‘Умара, которые не совершали праздничного Жертвоприношения, опасаясь, что за ними будут в этом следовать”. Некоторые сказали, что жертвоприношение считается сунна-кифая, т.е. если кто-то из жителей дома, квартала или двора принесёт жертву, то её выполнение снимается с остальных, т.к. суть её – возвышение обрядового символа. Имам Ахмад передаёт (4/215) от Мухаффафа ибн Салима, что он слышал, как Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал в Арафате: عَلَى كُلِّ أَهْلِ بَيْتٍ فِي كُلَّ عَامٍ أًضْحَاةُ وَعَتِيرَةُ هَلْ تَدْرُونَ مَا العَتِيرَةً هِيَ الَّتِي تَدْعًونَهَا الرَّجِيبَةَ «Для одной семьи раз в году необходимо совершить жертвоприношение и ‘атира, знаете ли вы, что такое ‘атира? Это то, что вы называете раджиба ». (Жертвоприношение в месяц Раджаб, которое было отменено позднее.) [Абу Дауд 2788, ат-Тирмизи 1518, ан-Насаи 4235, Ибн Маджах 3125].
Касаемо возраста жертвенного животного имам Муслим (1963) передаёт от Джабира, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: « لَا تَذْبَحُوا إِلَّا مُسِنَّةً، إِلَّا أَنْ تَعْسُرَ عَلَيْكُمْ فَتَذْبَحُوا جَذَعَةً مِنَ الضَّأْن » «Не приносите в жертву животное, не достигшее своего возраста. Если же это станет для вас затруднительным, то можете принести в жертву овец в возрасте от шести месяцев». Что же касается возраста жертвенных животных, то большинство учёных считает, что минимальный возраст для верблюда – от пяти лет, для быка и коровы – от двух лет, а для козла и овцы – от одного года. Что же касается именно баранов и овец, то шариат сделал для них исключение и дозволил приносить в жертву животное, не достигшее одного года.
Обряд жертвоприношения в Исламе
Понятие жертвоприношения – курбан
Жертвоприношение (курбан) – это предусмотренный Шариатом обряд, который совершает мусульманин в определенное время, намереваясь тем самым приблизиться к Всевышнему Аллаху и добиться Его довольства. При этом режут верблюдов, крупный или мелкий рогатый скот.
Шариатский довод в пользу законности жертвоприношения
Шариатским основанием для совершения обряда жертвоприношения является священный Коран, хадисы Пророка (мир ему и благословение) и единогласное мнение ученых-имамов (иджма‘).
Всевышний Аллах в Коране говорит:
Смысл: «Соверши праздничный намаз и жертвоприношение» (Сура 108 «Аль-Кавсар», аят 2).
В хадисе, переданном имамами аль-Бухари и Муслим от сподвижника Анаса, говорится: «Пророк (мир ему и благословение) принес в жертву двух белых баранов с большими рогами».
Вся мусульманская община единодушна в том, что обряд жертвоприношения является одним из больших знамений Ислама, предусмотренных Шариатом. Поэтому, если кто-либо станет утверждать, что обряд жертвоприношения не имеет места в Шариате, он впадает в неверие (куфр).
Истоки жертвоприношения
Обряд жертвоприношения является предписанием Шариата, которое берет свое начало от пророка Ибрахима (мир ему). Всевышний Аллах возложил жертвоприношение (курбан) на умму Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) во втором году хиджры. (См. Ибн Раджаб. «Латаифу аль-маариф», стр. 463; «Хашияту аль-джамаль», т. 8, стр. 203).
Мудрость предписания жертвоприношения в Шариате
Человек, смиренно и беспрекословно выполняющий все веления Всевышнего Аллаха и Его Посланника, поклоняется Господу в совершенстве, он получает самое большое вознаграждение и довольство Создателя. Всевышний Аллах сотворил и содержит все сущее, Он – Царь, в чьей власти находится все, Он Творец и только Он достоин поклонения. Мы рабы Аллаха, которых Он создал и обеспечивает пропитанием, и нам надлежит выполнять все веления Аллаха, не задаваясь вопросами: «почему», «ради чего», и «в чем смысл этого», ибо рабы должны быть покорными своему хозяину и все сотворенное обязано подчиняться своему Творцу. С таким убеждением мусульманин должен выполнять все повеления и остерегаться всех запретов Всевышнего Аллаха и Его Посланника (мир ему и благословение).
Когда у мусульманина будет такое убеждение, он сможет познать смысл и мудрость некоторых шариатских решений, исходящих от Аллаха и Его Посланника (мир ему и благословение), ибо Всевышний Аллах нам не предписывает того, в чем нет мудрости и глубокого смысла. И в предписании Шариата о совершении обряда жертвоприношения заключено много пользы и мудрости.
Приведем некоторые из них: 1. Жертвоприношение – это выражение благодарности Аллаху за те многочисленные блага, которыми Он нас одарил, а также за то, что Он продлил нам жизнь с прошлого года до нынешнего. 2. Жертвоприношение – это прощение грехов и очищение поклонения от недостатков.
3. Жертвоприношение – это помощь бедным и нуждающимся, поддержка близких, укрепление хороших отношений между мусульманами, при этом мусульмане просят Аллаха о прощении грехов и об увеличении благ друг для друга.
4. Жертвоприношение – это лекарство от скупости и алчности, и совершение жертвоприношения для человека есть очищение от таких пороков.
5. Жертвоприношение – это напоминание об истории пророка Ибрахима (мир ему) и его сына пророка Исмаила (мир ему). Эта история, поистине, завораживает сердца людей. Будучи уже в пожилом возрасте, пророк Ибрахим (мир ему) и его жена попросили Аллаха дать им сына. Всевышний ответил на их мольбу, и у них родился сын Исмаил. Аллах испытал пророка Ибрахима-халила (Особенный друг), повелев принести в жертву своего единственного сына, которого он очень любил. Ибрахим (мир ему) беспрекословно подчинился воле своего Творца и смиренно принял Его волю. Он сказал своему сыну Исмаилу (мир ему), что видел во сне, как приносит его в жертву. Так как сон пророков – это откровение Аллаха, молодой Исмаил (мир ему), поняв, что это повеление Всевышнего Аллаха, сказал отцу:
Смысл: «О, мой отец! Ты делай то, что велено тебе. И ты найдешь, что я – коли угодно Богу, – найду в себе смирение и твердость» (Сура «Ас-Саффат», аят 102).
Всевышний Аллах установил обряд жертвоприношения в качестве предписания Шариата, чтобы люди не забывали историю этих двух великих пророков. В этом есть испытание и для нас. Всевышний Аллах обращается к нам: «Вы видели, какое великое дело совершили мои любимые пророки ради Меня. Я не требую от вас того же. Я повелеваю вам, чтобы вы из тех домашних животных, которых Я дал вам, ради Меня и из-за любви ко Мне, следуя Моему велению, принесли в жертву хотя бы одно животное».
Таким образом, чтобы испытать нас Всевышний Аллах предписал нам совершение жертвоприношения.
По этому поводу Всевышний Аллах в Коране говорит:
Смысл: «Ни мясо, ни кровь жертвенных животных не доходят до Аллаха. До Него доходит лишь ваша богобоязненность» (Сура 22 «Аль-Хадж», аят 37).
То есть, смысл этого аята заключается в следующем: до Аллаха доходит состояние ваших сердец, которое заставило вас совершить жертвоприношение, Он видит, что любовь к Нему и Его повеление, дороже для вас любви к мирскому.
Сура 22 «Аль-Хаджж» (Паломничество), аят 37
لَنْ يَنَالَ اللَّهَ لُحُومُهَا وَلَا دِمَاؤُهَا وَلَٰكِنْ يَنَالُهُ التَّقْوَىٰ مِنْكُمْ ۚ كَذَٰلِكَ سَخَّرَهَا لَكُمْ لِتُكَبِّرُوا اللَّهَ عَلَىٰ مَا هَدَاكُمْ ۗ وَبَشِّرِ الْمُحْسِنِينَ
Слушать аят Корана 22:37
Транслитерация
Lany yanaalal laaha luhoo muhaa wa laa dimaaa’uhaa wa laakiny yanaaluhut taqwaa minkum; kazaalika sakhkharhaa lakum litukabbirul laaha ‘alaa ma hadaakum; wa bashshirul muhsineen
Переводы смыслов Корана (Сура 22, аят 37)
Эльмир Кулиев
Ни мясо, ни кровь их не доходят до Аллаха. До Него доходит лишь ваша богобоязненность. Так Он подчинил их вам, чтобы вы возвеличивали Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь. Обрадуй же благой вестью творящих добро.
Абу Адель
Не достигает Аллаха [не поднимается к Нему] ни мясо их [этих жертвенных животных], ни их кровь. Но доходит до Него остережение от вас [ваше намерение этим жертвоприношением только довольства Аллаха, исполняя то, что Он повелел и отстранение от того, что Он запретил]. Так Он подчинил их [жертвенных животных] вам, чтобы вы возвеличивали Аллаха (благодаря) за то, что Он наставил вас (на истинный путь), а ты (о, Пророк) обрадуй искренне добродеющих [которые искренни перед Аллахом и добры к Его творениям] (о том, что их ожидает благо и успех)!
Магомед-Нури Османов
Ни мясо их, ни кровь их (т. е. жертвенных животных) не нужны Аллаху, Ему нужна лишь ваша набожность. Посему Он дал вам власть над жертвенными животными, чтобы вы величали Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь. Так обрадуй же благой вестью тех, кто вершит добро.
Валерия (Иман) Порохова
Ведь ни их кровь, ни мясо их К Аллаху не восходит — Лишь ваше благочестие возносится к Нему. Он подчинил их вам лишь для того, Чтоб величали вы Аллаха За то, что путь прямой вам указал. А ты, (о Мухаммад!), Обрадуй Вестию благою всех добротворящих, —
Игнатий Крачковский
Не дойдет до Аллаха ни их мясо, ни их кровь, но доходит до Него богобоязненность ваша. Так Он подчинил их вам, чтобы вы возвеличили Аллаха за то, что Он вывел вас на прямой путь, а ты обрадуй делающих добро!
Гордий Саблуков
Не мясо, не кровь их восходят к Богу; но восходит к Нему ваше благочестие. Он покорил вам их для того, чтобы вы величали Его за то, что Он поставил вас на прямой путь. Обрадуй благою вестью делающих доброе.
Михайло Якубович
Ні м’ясо їхнє, ні кров їхня не досягають Аллага, але Його досягає ваша богобоязливість! Так Він підкорив їх вам, щоб ви звеличували Аллага за те, що Він вказав для вас прямий шлях! Тож сповісти радісну звістку праведним!
Тафсир (толкование) Корана (Сура 22, аят 37)
Абд ар-Рахман бин Насир Ас-Саади
«Смысл обряда жертвоприношения не состоит в самом заклании животного, потому что ни мясо, ни кровь заколотых животных не доходят до Аллаха. Он не нуждается в этом и достоин всякой похвалы. Однако искренность, надежда на вознаграждение и чистое намерение доходят до Аллаха. Поведав об этом, Аллах призвал мусульман совершать жертвоприношение искренне ради Аллаха. Нельзя приносить в жертву животных ради славы, похвалы, показухи или для продолжения традиций отцов и дедов, и то же самое относится ко всем обрядам поклонения. Поклонение, которое лишено искренности и богобоязненности, подобно кожице, лишенной мякоти, или бездыханному телу. Аллах одарил людей властью над жертвенными животными также для того, чтобы они возвеличивали и почитали своего Господа. Так они могут выразить Ему свою благодарность за то, что Он наставил их на прямой путь. Воистину, Он заслуживает самой совершенной похвалы и самого прекрасного величания. И пусть возрадуется каждый, кто поклоняется Аллаху так, словно он видит Его. А кто еще не достиг этой высокой степени веры, пусть поклоняется Ему, будучи убежденным в том, что Он видит его и наблюдает за ним. И пусть возрадуется каждый, кто наряду с этим делает добро рабам, кто помогает им материально, обучает их полезному знанию, заступается за них, искренне дает им полезные советы, повелевает им совершать одобряемые поступки, удерживает их от всего порицаемого или хотя бы говорит им добрые слова. Такие праведники заслуживают благой вести о преуспеянии при жизни на земле и после смерти. Аллах непременно одарит их добром за то, что они искренне поклонялись Ему и делали добро Его рабам. Всевышний сказал: «Воздают ли за добро иначе, чем добром?» (55:60)
Аль-Мунтахаб
Знайте же, поистине, Аллах не смотрит на ваши облики и деяния, а смотрит на то, что в ваших сердцах. Он не хочет, чтобы вы просто закалывали жертвенных животных, и текла из них кровь. Важно не само это деяние, — важна ваша богобоязненность и искренние намерения. Так Аллах подчинил вам жертвенных животных, чтобы вы возвеличивали Аллаха Всевышнего за то, что Он наставил вас на прямой путь, и вы совершили обряды хаджжа. Передай, о пророк, добрую весть праведникам, совершившим добродеяние с искренним намерением, о великой награде.