неверно что меню реализует такое p маркетингового микса как
Что такое 4P в маркетинге? Понятие, примеры, элементы
В 1950-х годах Нил Борден популяризировал термин «маркетинговый комплекс», который содержал более десяти элементов маркетинга. Фундаментальным среди них были 4 маркетинговых принципа (4P). Позже, в 1960-х, Джером Маккарти разработал модель 7P, уточнив основные элементы маркетингового комплекса.
Со временем кристаллизовались многие P, например, 5P, 8P и т. д. Но 4P в маркетинге подобны чистейшему кристаллу, который не поддается дальнейшей очистке. Все остальные модели P являются либо расширением, либо модификацией исходных 4P.
Мы можем добавить две или более P к 4P, но мы не можем убрать P из них. Следовательно, это фундамент любого вида маркетинга.
В этой статье мы рассмотрим, почему 4P незаменимы для руководителей по маркетингу сегодня и как они по-прежнему работают с маркетингом нематериальных и материальных продуктов.
Что такое маркетинг-микс?
Сама цель маркетинга – ознакомить потенциальных клиентов с вашими продуктами. Маркетинговый комплекс, или маркетинг-микс – это набор факторов, которые компания может использовать, чтобы заставить потребителя покупать ее продукты. Как следует из этого термина, это действительно сочетание множества тактических маркетинговых инструментов. Роль менеджера по маркетингу состоит в том, чтобы подготовить правильную комбинацию, чтобы выявить отличную синергию между продуктом и целевой аудиторией.
Маркетинговый комплекс обычно относится к набору 4P, а именно:
Но теоретически маркетинг-микс – это гораздо более широкий термин. Часто также добавляются три дополнительных P:
Эти четыре основных и три дополнительных P называются 7P в маркетинге. Роль комплекса маркетинга заключается в синтезе видимых и невидимых качеств продукта с чаяниями целевых клиентов. Маркетинг-микс производимого продукта будет отличаться от маркетинг-микса услуги.
Кто изобрел 4 маркетинговых принципа?
Именно Нил Борден первым популяризировал идею комплекса маркетинга в 1950-х годах. Борден определил руководителя отдела маркетинга как человека, который смешивает ингредиенты, чтобы создать правильный рецепт для маркетинга продукта. Позже Джером Маккарти сублимировал концепцию 4P маркетинга из идей Бордена о маркетинговом комплексе.
Маккарти подчеркнул, что 4P, а именно продукт, цена, продвижение и место – это начальные элементы управления, которые используются для формирования маркетингового плана. Он также сформулировал изменение баланса этих переменных в долгосрочной перспективе, при этом продукт остается сложнее всего изменить.
Какие факторы определяют комплекс маркетинга?
Любая компания, которая намеревается найти правильное предложение для своего продукта, должна учитывать множество факторов, прежде чем приступить к этому. Комплекс маркетинга для любого продукта будет определяться двумя факторами, а именно.
Внутренние факторы
Это включает факторы, которые лежат внутри организации или связаны с внутренней атмосферой компании. К внутренним факторам в первую очередь относятся:
Внешние факторы
Внешние факторы, связанные с факторами за пределами организации. Они включают следующие аспекты:
Важность маркетинга 4P
Основные принципы маркетингового комплекса, основанные на 4P, повысят успех ваших продуктов за счет следующих преимуществ:
Создает синергию
Четыре составляющих маркетинга: продукт, цена, продвижение, место – при правильном смешивании создают координацию, которая придает продукту правильную направленность. Это следует принципу: «целое больше, чем сумма его частей».
Лояльность к бренду и ценность
Поскольку этот подход фокусируется на потребностях клиентов и их удовлетворении, продукт, следовательно, вызывает лояльность и уважение потребителей.
Служит связью
Характеристики продукта, цены и место нахождения направлены на то, чтобы учесть ожидания покупателя. Рекламные аспекты дают покупателю понятие о том, что ваша компания предлагает, и, таким образом, лучше позиционируют продукты. Таким образом устанавливается связь между потребителем и организацией.
Обеспечивает правильную интеграцию
Разработка 4P требует критического мышления и проницательности. Если их объединить правильно, ваш продукт займет уникальное место в сознании покупателя.
Решение руководства
Взаимозависимость и преобладающая природа одного элемента над другим направляют вас в принятии решений. Например: если цена вашего продукта высока, то в вашей рекламной деятельности вам придется ориентироваться на состоятельных клиентов, а дизайн вашего продукта должен быть основан на качестве. Каналы распространения, местонахождение и т. д. также будут направляться этим решением.
Более высокий объем продаж
Результатом всех усилий является более высокая степень удовлетворенности клиентов и увеличение доли рынка, что способствует увеличению продаж продукции.
Элементы комплекса маркетинга 4P
Теперь давайте обсудим четыре основных элемента маркетингового комплекса: продукт, цена, продвижение и место.
1. Продукт
Продукт – это сердце маркетинг-микса. Вся маркетинговая деятельность начинается с продукта. Продукт относится не только к чему-то физическому; он охватывает все материальные и нематериальные аспекты, такие как услуги, личность, организацию и идеи.
Без продукта нам нечего оценивать, продвигать или размещать. Следовательно, из всех 4P продукт является наиболее основным P.
Здесь важно понимать термин «ассортимент продукции», касающийся маркетинга. Ассортимент продукции – это весь спектр продукции, которую компания предлагает своим клиентам. Скажем, например, Apple, авторитет в области электронного бренда, пользуется лояльностью как пионер мобильных технологий и электронных устройств. Предположим, Apple решает расширить свою продуктовую линейку новыми спортивными кроссовками Apple. Таким образом, ассортимент продукции Apple.Inc будет охватывать мобильные телефоны, планшеты, плееры iPod, компьютеры, часы и новую линейку обуви Apple.
Решения относительно ассортимента продукции будут зависеть от многих факторов, таких как:
2. Цена
Цена – это денежная стоимость, которую должен уплатить покупатель, чтобы приобрести или владеть продуктом компании. Это важнейший приносящий доход компонент компании.
Ценовые решения следует принимать с большой осторожностью, поскольку это палка о двух концах. Если ваш товар стоит слишком дорого, он может излучать ощущение высокого качества. В то же время это заставит ваш товар размещаться в ограниченных и стандартных магазинах. Таким образом, маркетолог должен знать искусство владения этим опасным мечом ценообразования.
При принятии решений о ценовом сочетании необходимо учитывать следующие маркетинговые переменные:
Ценовая стратегия вашей организации должна согласовываться с общей целью вашей организации, чтобы она гармонично сочеталась.
3. Продвижение
Это преследует две цели. Во-первых, это информирует потенциальных клиентов о вашем продукте, а во-вторых, это убеждает их купить ваш продукт. Таким образом, комплексное продвижение будет включать различные средства, которые вы можете использовать для взаимодействия с целевой аудиторией. Эффективная комбинация продвижения обеспечит хорошие продажи, и маркетолог должен стремиться создать благоприятную среду.
Основными элементами рекламного пакета являются:
4. Место (или дистрибуция)
Место или физическое распространение связано с передачей права собственности на продукт от производителя к покупателю.
Ваша прибыль зависит от того, насколько быстро вы сможете передать товар. Чем быстрее товары поступают в торговую точку, тем выше шансы удовлетворить клиентов и повысить лояльность к бренду. Следовательно, фактор места имеет решающее значение для обеспечения конкурентоспособности вашего продукта на рынке.
Ниже перечислены элементы дистрибуции:
Какое из 4P наиболее важно?
Теперь, когда мы знаем 4P, которые влекут за собой маркетинговый процесс, пришло время определить то, которое может улучшить или сломать его. Некоторые менеджеры по маркетингу считают, что продвижение – ключ к увеличению продаж. Но реклама – это представление выгоды покупателя. Нельзя укрепить здоровье с помощью нездоровой пищи.
Ценообразование на самом деле зависит от качества, и распределение также зависит от целевых клиентов. Целевые клиенты определяют качество продукта и его цену, но что в конечном итоге определяет целевых клиентов? Это идея вашего продукта, продукт, который вы придумали. Это отправная точка всего мыслительного процесса, следовательно, самая важная из всех P.
Почему продукт является наиболее важным в маркетинг-миксе 4P?
Выбор вашего продукта станет основой для разработки трех других P, а именно: ценообразование, продвижение и место. Поэтому при выборе продукта необходимо тщательное исследование некоторых ключевых аспектов.
Ваше исследование должно рассмотреть потребности, которым будет служить продукт; возрастную группу, на которую нацелен продукт; изменение, которое он внесет в жизнь потребителя; критерии наименования; игроки, которые уже продают аналогичные товары; их стратегии и насколько по-другому вы можете продвигать свой продукт.
Примеры маркетинг-микса 4P
Если вы считаете обсуждение 4P слишком многословным, давайте рассмотрим несколько примеров.
Первая буква P означает продукт. Например, куриный продукт KFC будет включать внешний вид еды, блестящие красные ведра с улыбающимся лицом полковника Сандерса, такие надписи на комбинированном пакете, как «Ведро дружбы», «Тройное угощение».
Второй P – стратегия ценообразования. Он был использован компанией Jio Reliance в Индии для получения наиболее глубокого проникновения на рынок. Это практически смыло с лица земли всех операторов мобильной связи.
Третий P – это продвижение. Например, Coca-Cola и футбол стали синонимами чемпионата мира 2010 года и музыкальной темы K’naan.
Место или распространение – четвертый P. Примеры: Apple iPhone легко найти в известных магазинах электронной коммерции, таких как Amazon, а не в Zepo и менее известных магазинах.
Некоторые дополнительные преимущества маркетингового микса
Технологии меняют саму суть маркетинга. Это не только создает новые возможности для сбыта вашей продукции, но и создает новые виды продукции, которых раньше не было. Мы не можем держать программы в руках, но мы знаем, что они зарабатывают миллионы долларов. В мире электронной коммерции маркетинг больше не является застойной областью, и вам нужно постоянно следить за последними тенденциями цифрового маркетинга. Таким образом, мы обсуждаем некоторые дополнительные «P», которые помогут настроить маркетинг в соответствии с течением времени.
Люди делятся на две категории. Во-первых, те, кто находится внутри организации, включая ваших сотрудников от самого низкого до самого высокого ранга. Это кирпичи, на которых держится вся конструкция.
Во-вторых, сюда относятся внешние люди или клиенты. Клиенты – это сама цель вашей организации. Их потребность – это ваша работа, а их удовлетворение – ваша высшая награда.
Процесс
Он включает в себя комплекс мероприятий, связанных с созданием и доставкой товаров. Необходимость совершенствования и обновления технологий сегодня неоспорима. Сама компетентность вашего продукта зависит от эффективности вашего процесса. Скорость производства, качество, количество и т. д. – все зависит от эффективности процесса.
Программы
Программа, которая будет включать традиционные 4P с новыми требованиями времени, необходима, чтобы не отставать от последних достижений. Новый набор маркетинговых мероприятий должен учитывать характер продукта, целевую аудиторию, офлайн и традиционные элементы маркетинга и т. д.
Производительность
Это общий решающий фактор. Показатели фирмы по различным характеристикам, таким как престиж фирмы, доля рынка, лояльность и т. д., будут иметь как финансовые, так и другие последствия. Эти атрибуты в дальнейшем помогут в принятии решений вашей организации о будущем расширении или корректировке текущей стратегии.
Упаковка
Это стало одним из решающих факторов в создании имиджа бренда в обществе. Привлекательная упаковка может просто сделать ваш продукт уникальным. Модель шампуня в пивной бутылке Park Avenue привлекает внимание и заставляет покупать его только ради того ощущения, которое упаковка создает в вас. Это также может помочь вашему продукту добиться успеха на ведущих торговых площадках электронной коммерции.
Вещественное доказательство
Это один из важнейших факторов при выборе комплекса маркетинга сервисного продукта. Сервисные продукты, как правило, нематериальны и поэтому не имеют материального присутствия. Однако маркетинг жизненно важен для реальной продажи бесформенных сервисных продуктов. Следовательно, вместо того чтобы сосредоточиться на нематериальных активах, рассматриваются материальные элементы, связанные с услугами:
Как разработать эффективный маркетинг-микс?
Теперь, когда мы знаем все P, которые позволяют вам продавать свой продукт. Правильная смесь P, подходящая для продукта, во многом зависит от восприятия менеджера по маркетингу. Глубокое понимание продукта; его рынка; потребностей и предпочтений клиентов имеют важное значение для построения ценной информации о маркетинг-миксе для вашего продукта. Следовательно, чтобы быть эффективным, комплекс маркетинга продукта должен удовлетворять следующим условиям:
В заключение
Маркетинг – это дисциплина, основанная на контексте. Интернет разнообразил традиционные подходы к маркетингу. Интернет-технологии способствуют более глубокому проникновению в личность. Но суть маркетинга и его цели остаются неизменными, и, таким образом, маркетинг-микс 4P является отправной точкой для любого нового бизнеса, большого или малого.
В современном мире стартапов «4P» приобретают особое значение. Талантливый маркетолог может комбинировать дополнительные P с традиционными 4P, чтобы выявить лучшее для своего продукта, компании и клиентов. Но, все начинается с базовых 4P.
Предприниматель с опытом в сфере франчайзинговых продаж, операций, маркетинга, переговоров по ценам, консалтинга и бухгалтерского учета.
Комплекс маркетинга — про основные элементы, модели и инструменты
В сегодняшней статье вы узнаете, что такое маркетинг-микс и какие задачи он решает.
Те, кто знает основные элементы комплекса маркетинга, по-настоящему понимает, что из себя представляет маркетинговая функция в компании. Формула marketing mix (маркетинг-микса) чётко указывает, что маркетинг происходит от слова the market (рынок), имеет сложный состав и не ограничивается только продвижением. Составляющие комплекса маркетинга определяют набор действий и тактик, через которые любая компания решает свои задачи по завоеванию рынка. Предлагаем рассмотреть в данной статье, что такое маркетинг-микс, а также инструменты и элементы, входящие в комплекс маркетинга.
Что такое маркетинг-микс?
Переменные факторы внешней среды заставляют компании регулярно пересматривать свою маркетинговую стратегию. Для её воплощения и контроля она разбивается на четыре направления, каждому из которых соответствует латинская буква «P». Эти 4P представляют собой некие элементы маркетинг-микса.
Каждый ингредиент является частью взаимосвязанной системы. По этой причине термин «маркетинг-микс» также называют комплексом маркетинга. Он рождается в процессе формирования маркетингового плана, которому предшествует серьёзное исследование и анализ рыночной ситуации и внутренних условий компании. Полученная в результате аналитической работы маркетинговая стратегия диктует наполнение каждого элемента маркетинг-микса.
Рассмотрение со всех сторон и управление совокупностью элементов комплекса маркетинга позволяет компании предпринимать комплексный подход в стремлении добиться успеха на рынке. Акцент на одну или отдельные части структуры маркетинг-микса обязательно приведёт к неудаче. Можно сказать, что комплекс маркетинга или маркетинг микс — это основа, где стратегия разбивается на основные тактические направления конкурентной борьбы компании за долю на рынке.
Основные элементы комплекса маркетинга
Понятие маркетинг-микс впервые ввел Нейл Борден, профессор Гарвардской школы бизнеса. В последствии для простоты стали использовать аббревиатуру 4P, составленную из заглавных букв четырех английских слов. Итак, комплекс маркетинга включает в себя следующие компоненты:
Инструменты комплекса маркетинга
Теперь, когда все элементы расшифрованы, заглянем в сущность каждого из них, чтобы обозначить основные инструменты комплекса маркетинга. Используемые на практике средства и методы определяются рядом следующих политик.
1. Продукт
Важный момент для понимания сути продукта — это то, что он реакция компании на то, что хочет покупать целевой сегмент потребителей. Он существует, только если за него люди готовы заплатить деньги. По этой причине продукт должен обладать конкретными качествами, которые востребованы у соответствующего сегмента потребителей.
Таким образом развитие и управление продукта осуществляется с использованием следующих инструментов:
2. Цена
Управление ценой с развитием технологий лишь усложняется, так как компании могут устанавливать её динамическим образом с учётом спроса в каждый конкретный момент. Поэтому решение в рамках данного элемента маркетинг-микса может быть не столь очевидным как сумма себестоимости и наценки. Управление данным параметром может поддаваться компаниям применением следующих инструментов:
3. Место
Самый востребованный продукт может остаться без внимания, если он просто не доступен потребителям, поэтому организация системы распространения или дистрибуции требует использования следующих инструментов:
4. Продвижение.
Этот элемент комплекса маркетинга определяет взаимодействие компании с своими потребителями. Несмотря на всю сложность, с которой сталкивается маркетинг, чтобы провести потребителя по маршруту к покупке, в арсенале не так много коммуникационных инструментов. Вот они:
Как видно из представленного обзора инструментов, разработка комплекса маркетинга носит широкий характер и затрагивает большое количество аспектов, которые оказывают влияние на востребованность продукта компании на рынке.
Разработка и основные модели комплекса маркетинга
Справедливости ради, следует отметить, что концепция 4P маркетинг-микса является наиболее ранней, простой и потому базовой для применения практиками во всем мире. С развитием конкуренции и усложнением взаимоотношений с клиентами стали появляться другие разновидности. Ниже предлагаем рассмотреть основные модели комплекса маркетинга, которые наиболее часто встречаются в практике.
Модель 7P
Для компаний, ведущих деятельность в сегменте услуг, концепция 4P не даёт полного представления о необходимых мерах маркетинга, чтобы полноценно оперировать на рынке. Поэтому к уже известному набору «Пи» добавились еще три: People (люди), Process (процесс взаимодействия с клиентами), Physical Evidence (физическое отображение).
Модель 4С
Данная концепция схожа с 4P с небольшими нюансами. Она формируется следующими элементами:
Помимо вариаций на классический маркетинг-микс, состоящий из 4P, существуют современные модели комплекса маркетинга. Рассмотрим их ниже:
Модель SIVA
Она состоит из следующих элементов:
Для современных приложений и инфопродуктов есть следующие модели комплекса маркетинга.
Что такое маркетинг-микс?
Обновлено 28 октября 2021
Концепция маркетинг-микса ничем не отличается от обычной маркетинговой стратегии, которая разрабатывается для выхода компании на определенный уровень. Основная идея каждой модели заключается в том, что любое маркетинговое решение так или иначе относится к одному из составляющих элементов. Это предполагает широкий спектр не только переменных позиций, но и вариантов их сочетаний. При этом их комбинации дают различный эффект, что предоставляет возможность подобрать наиболее приемлемый вариант.
Понятие маркетинг-микс
Маркетинг-микс — та теоретическая основа, на которой построены все способы продвижения. Попросту говоря, это маркетинг, поделенный на составляющие. Если и возникают определенные трудности в продвижении, то, как правило, они заключаются именно в том, чтобы детально рассчитать и соединить в единое целое все элементы.
Традиционная модель маркетинг-микса настолько проста, что для успешного ее применения часто не требуется специальное образование. Это подтверждают многочисленные удачные продвижения частных предпринимателей и в едином лице, и тогда, когда вся компания состоит максимум из 3-5 человек.
Две самые основные задачи маркетинг-микса — повысить воспринимаемую ценность продукта, чтобы таким образом обеспечить компании долгосрочную перспективу и прибыль.
Если коротко резюмировать суть этого термина, маркетинг-микс — это правильный продукт по правильной стоимости, в правильном месте и в рамках конкретных мероприятий.
История появления термина
Маркетинг-микс как термин появился благодаря американцу Нилу Бордену, который еще в 40-х годах прошлого века услышал от партнера интересную метафору по отношению к должности маркетолога. Джеймс Куллитон сравнивал такого специалиста в качестве микса из набора важных ингредиентов. Борден стал активно использовать термин в своей преподавательской практике. Но в среде профессиональных маркетологов окончательно термин прижился только после выхода публикации «Концепция маркетинг-микса», которую Борден написал в 1965 г.
В статье автор описал и систематизировал все необходимые в продвижении маркетинговые инструменты. Особенно Борден акцентировал внимание на дополнительной важности поведения посредников в цепи сбыта, поведения потребителя в процессе покупки, стратегии и тактике конкурентов, и даже на позиции госструктур.
В общей сложности маркетинг-микс изначально состоял из 12 составляющих:
Но такое количество элементов часто тормозило оперативную разработку стратегии. По этой причине другой выдающийся маркетолог Джером Маккарти эти 12 позиций объединяет в основную четверку. Получилась базовая концепция, которая до сих пор популярна, и включает в себя: товар (продукт), его стоимость, место продажи и продвижение.
Элементы классического маркетинг-микса 4Р
PRODUCT: Продукт
Первоначальный базовый элемент, под которым подразумеваем как товар, так и услугу. Проработайте его настолько глубоко, чтобы раз и навсегда определиться, что конкретно вы продаете и каким образом решаете потребительские проблемы.
Продукт как единое целое, в свою очередь, подразумевает тщательную разработку его составляющих:
Если вы предоставляете услуги, безусловно, в перечне будут другие пункты, да и не под каждый товар подойдут перечисленные элементы. Универсальностью такой список не отличается и напрямую зависит от особенностей каждого продукта.
PRICE: Цена
Элемент, от которого напрямую зависит не только ваша конечная прибыль, но и степень успеха в реализации.
Например, самая низкая стоимость — выигрышная стратегия исключительно в единичных случаях. В остальном же демпинг редко идет на пользу. Не забывайте, что ценовой коридор построен вашими конкурентами. И ломать его стены — значит выйти за границы правил игры.
При неоправданно высокой цене есть риск оттолкнуть немалый процент потребителей. Соблюдайте необходимый баланс, чтобы сохранить имидж, и в то же время оставить стоимость адекватной и конкурентноспособной. Немаловажно и то, что для разных каналов сбыта всегда должны быть свои варианты. Подробно продумайте все варианты предоставленных скидок за объем, варианты кредитования и рассрочек для крупного опта.
На этом этапе идет детальная проработка:
И не забывайте, что качество продукта — в ценообразовании фактор немаловажный, но не первостепенный. Часть потребителей перед покупкой в большинстве случаев пусть и поверхностно, но изучает сразу несколько предложений одного и того же продукта. И если у конкурентов при одинаковом с вашим уровнем качества его можно купить гораздо дешевле, считайте, что вы эту часть уже потеряли.
PLACE: Место продажи
Правильно выбранное место продажи в силу доступности для ЦА гарантирует востребованность продукта, его популярность и диктует правила продвижения.
В этой модели стоит учесть:
Возможные варианты реализации физического товара — это оптовики и любая розница от рынка или островка в ТЦ до гипермаркета, профильный магазин, сетевой маркетинг, продажа по каталогу с доставкой на дом, интернет-магазин.
PROMOTION: Продвижение
Элемент предполагает все каналы и способы донесения информации, которые не только максимально привлекут внимание потребителя к продукту, но наиболее полно сформируют о нем свое мнение и даже потребность. В процессе работы на этом этапе обязательно учтите, существует ли у товара сезонность, и обратите внимание, как на себя обращают внимание ЦА прямые конкуренты.
Кроме привычной рекламы, в продвижение входит:
В разработке рекламной стратегии всегда проводите анализ целесообразности по разным носителям. Специфика каждого продукта или услуги часто предполагает продолжительное тестирование, прежде чем вы остановитесь на двух-трех самых рациональных каналах.
В зависимости от бюджета и особенностей целевой аудитории в вашем случае наилучшим вариантом может оказаться:
Но на практике изолированные способы приводят к ожидаемому результату все же нечасто. Лучше всего работают комплексы как минимум из 2-3 каналов.
Расширенная модель
PEOPLE: Люди
Со временем классическую модель решили расширить. На это повлиял и ряд недочетов в процессе работы, и окончательное понимание того, насколько важным фактором во взаимодействии с потребителем выступают люди, напрямую связанные с реализацией продукта. В идеале каждый из сотрудников компании должен быть клиентоориентированным профессионалом.
Элемент включает в себя:
Каждая из перечисленных категорий способна существенно повлиять на ценность продукта в глазах остальной целевой аудитории. В связи с этим систематически нужно развивать и внедрять:
PROCESS: Процесс
Элемент в большей мере приемлем для рынка услуг и сегмента В2В. Главная задача в его разработке — обеспечить потребителя максимальным комфортом как в процессе покупки, так и в течение всего времени пользования.
Именно Процесс в перспективе формирует лояльность клиента и мотивирует на покупку продукта в дальнейшем. Это веское основание для того, чтобы уделить элементу особенное внимание, и все программы по его улучшению отображать отдельно в процессе работы над общей маркетинговой стратегией.
PHYSICAL EVIDENCE: физическое свидетельство
Элемент подразумевает всевозможные материальные подтверждения статуса компании, качества продукта и даже факта покупки или оказания услуги. При этом в категорию входят не только разнообразные дипломы, сертификаты качества и свидетельства, но и рекомендации, и отзывы клиентов.
Использование модели на практике
Маркетинг-микс можно использовать как на старте продвижения нового товара или услуги на рынок, так и для анализа уже действующей стратегии. Определитесь с конкретным продуктом или услугой, которые нуждаются в анализе, и дайте максимально развернутый ответ на серию вопросов.
По товару или услуге:
Маркетинг 5P-7P
Маркетинг 5Р — расширенная версия классической модели 4Р, в которую подключаются People — люди. Этот пятый элемент играет слишком важную роль, чтобы его игнорировать. В ряде случаев именно человеческий фактор оказывает решающее значение, и пятая Р вполне способна привнести в бизнес такие отличительные характеристики, которые приводят к ожидаемому результату в первую очередь.
В еще более расширенную модель добавляются Process (процесс) — 6Р и Physical Evidence (физические доказательства) — 7Р. Три новые Р дополнили классическую версию в 1981 г., благодаря М.Битнер, которая таким образом усовершенствовала маркетинговую концепцию, в первую очередь, в сфере услуг. Но модель все чаще применяется и по отношению к товару, что объясняет системное вытеснение классической версии.
В отличие от стандартных 4 Р, все 3 дополнительные Р маркетинг-микса ставят акцент на внутренних факторах работы компании. Модель 7Р предполагает пристальное внимание к внутреннему маркетингу, и не допускает его отрыва от внешней стратегии. Потому как все, что происходит внутри вашей компании, имеет самое непосредственное отношение к любому конечному результату. В вашем случае — это стабильная и долгосрочная прибыль.
Существует ли маркетинг 8P, 9, 12
Модель 8Р сформировалась в результате все более жестких условий конкуренции на рынке услуг. Ее главная функция — управление качеством. К привычным продукту, стоимости, продвижению и распределению дополнительную четверку добавил Кристофер Лавлок. Это процесс, материальная среда, персонал и завершающий элемент — производительность и качество.
Процесс предполагает разработку всевозможных блок-схем по обслуживанию. Элемент «Материальная среда» рассматривает варианты работы по созданию позитивной атмосферы. Разработка стратегии «Персонал» решает задачу по созданию и развитию мотивации к качественному обслуживанию. А элемент «Производительность и качество» включен в модель для гарантированного качественного обслуживания.
Модель 9Р рассматривается в качестве улучшенной версии концепции 7Р маркетинг-микса. К ее основе присоединяют Public relations (связи с общественностью) и Personal selling — личные продажи.
12Р — одна из последних концепций в маркетинг-миксе. К модели присоединяются не самые популярные инструменты, которые все же способны принести свои результаты. Это Participation — вовлечение потребителя, Program of loyalty — Программы лояльности и Politic of social responsibility — Политика социальной ответственности.
Все модели маркетинг-микса, созданные на базе классической 4Р, часто заслуженно подвергаются критике. Чтобы создать для роста прочный фундамент, иногда достаточно остановиться, и вместо того, чтобы искать все новые составляющие, просто максимально улучшить существующие позиции. К тому же, некоторые переменные маркетинг-микса далеко не всегда на самом деле поддаются контролю.
Экономические реформы, позиция правительства и простой человеческий фактор способны в течение суток разрушить все ваши планы. Поэтому, в первую очередь, держите курс на клиента, его потребности и проблемы. А какую модель маркетинг-микса вы при этом решите использовать, в целом не имеет значения.