нэцкэ девочка с рыбой
Как древние японцы создавали нэцке, за которыми в наши дни гоняются самые богатые коллекционеры
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
История возникновения нэцкэ
Несмотря на то, что искусство вырезать крошечные фигурки считается традиционно японским, пришли нэцкэ из Китая. Там они назывались чжуй-цзы и пэй-чуй – брелоки, которые носили на поясе, чтобы удерживать на шнурке различные необходимые вещи: ключи, кошелек, кисеты с табаком, инро.
Ведь в древней одежде китайцев не было карманов, как и в японских кимоно. В Китае такие резные брелоки начали изготавливать очень давно – еще в III веке до нашей эры. Но, даже с течением времени, в Китае, ремесло изготовления пэй-чуй не переросло в искусство, как в Японии.
Первые японские нэцкэ были обычными кружочками из бамбука. Только в XVI веке, крошечные фигурки, размером от 2 до 10 сантиметров, стали настоящими произведениями искусства.
Только японцы – тонкие ценители прекрасного, смогли вдохнуть жизнь и душу в изящные фигурки. Мастер должен был быть настоящим виртуозом, чтобы в крошечной миниатюре суметь изобразить не только персонажа, но и мельчайшие, самые незначительные детали его внешности, сфокусировать внимание зрителя на сюжете.
Расцвет японских нэцкэ пришелся на XVII-XIX век. В Японии создавались специальные цеха по производству миниатюрных резных скульптур. Сформировались различные направления и школы резьбы в Осака, Эдо, Асакуса, Киото. В конце XIX – начале XX века искусство нэцкэ стало постепенно приходить в упадок. Появилось много безвкусных подделок, просто брелоков, которые не имели никакой художественной ценности.
Древнее искусство изготовления нэцкэ
Благодаря искусству нэцукэси (резчиков нэцкэ), которые в крошечных фигурках могли выразить определенный сюжет, настроение, индивидуальность персонажей, нэцкэ стали приобретать не только утилитарную, бытовую ценность. Они стали цениться как амулеты, приносящие своим владельцам богатство, удачу, здоровье, любовь, продвижение в карьере, долголетие.
Традиционные нэцкэ, приносящие удачу, здоровье и счастье, должны были быть изготовлены согласно традиционным канонам, обязательно иметь отверстия для шнурка. Мастер должен был искусно замаскировать эти отверстия, вплести их в сюжет. Кроме этого, фигурки должны были быть легкими, гладкими, без острых углов, небольшими по размеру.
Большое значение имел материал, из которого изготавливались миниатюры. Считалось, что сакура – приносит счастье и уют в дом, самшит – дарит долгие годы жизни, кость оленя – защищает красоту от влияния лет, слоновая кость – обеспечивает богатство и здоровье.
Нэцкэ, вырезанные из дерева, традиционно не красили. Их тщательно полировали угольным порошком, а затем – протирали льняным маслом. Для придания мягкого блеска, дерево покрывали соком определенных ягод. А окончательно, фигурки полировали кусочком шелковой ткани. Лак применяли очень редко.
Изделия из кости подвергали окрашиванию. Чтобы придать миниатюрам золотистый блеск, их сутки кипятили в настое коры хризофоры и ягод гардении. Но, предварительно, фигурки вымачивали несколько часов в растворе кислоты.
Семь богов счастья
Из аксессуара, нэцкэ постепенно превратились в амулеты и обереги. Их дарили на свадьбы и дни рождения. Сюжетами для нэцкэ были бытовые сценки, животные, цветы и плоды, изображения божеств, персонажей сказок и легенд. Создавая миниатюрные фигурки, мастера руководствовались главным принципом японской эстетики – красота в простоте.
Самыми востребованными персонажами были Ситифукудзин – семь богов счастья: Дайкоку, Эбису, Бисямонтэн, Хотэй, Дзюродзин, Бэндзайтэн, Фукурокудзю. Популярностью пользовались также животные – символы календарного цикла и дракон Риндзин, который является покровителем императоров Японии.
Эбису – старец с огромной рыбой в руках. Это талисман удачи в бизнесе и счастья.
Дайкоку – персонаж, всегда изображаемый с мешком риса на спине. На мешке копошатся несколько крыс. По легенде, крыса спасла старцу жизнь, когда боги решили сжечь его на костре. Крыса посоветовала мудрецу зарыться в мокрую землю. Это бог добра и веселья. А еще, в руке Дайкоку изображают колотушку счастья. Эта фигура приносит в дом покой, достаток и счастье. Обычно, эту нэцкэ дарят в паре с Эбису.
Фукурокудзю – старец с большой бородой и посохом. Обычно его изображали с огромной головой. Он защищает от болезней, дарит мудрость, счастье и долголетие.
Хотэй – жизнерадостный мудрец, помогающий людям общаться и приносящий богатство и счастье. А еще, если триста раз потереть его огромный животик, загадав при этом желание, оно непременно сбудется. Считается, что это одно из воплощений Будды, который странствовал по миру с огромным холщовым мешком. Там, куда он приходил, наступали процветание и благополучие.
Дзюродзин – древний старец, который приносит долгие годы жизни и здоровья. При жизни, этот отшельник посвятил себя поиску эликсира бессмертия и нашел его.
Бисямонтэн – один из богов, отвечающих за богатство. Изображали его с копьем, а на голове у него – шлем. Он был также талисманом воинов и оберегал дом от непрошенных гостей.
Бэндзайтэн – женский персонаж среди семи богов счастья. Это божество воды. Ее изображают с бива в руках – она считается покровительницей музыки и искусств. Японцы верили, что богиня помогает юным девушкам найти хорошего мужа.
Изящные и таинственные нэцкэ
Многие известные нэцукэси предпочитали изображать в нэцкэ простых людей, обычные бытовые сценки: прачку за работой, борцов сумо, слепого за столом. В таких фигурках отсутствовали различные изящные украшения – они предельно просты. Искусство резчика было направлено на то, чтобы показать как можно точнее характер персонажей, их эмоциональное состояние; рассказать зрителю историю их жизни. В этом, такие нэцкэ очень похожи на традиционное японское искусство стихосложения – танку и хокку. Несколькими строчками поэты могли передать сюжет, заставить читателя стать его участником, вызвать соответствующие чувства.
Миниатюрные фигурки великих мастеров поражали гармонией линий, выразительностью, естественностью. Особенно выделялись работы Хиромори Мива I, работавшего во второй половине XVIII века.
Животные, птицы, морские обитатели многократно становились персонажами нэцкэ. Их изображали в естественной среде, а также выражали с их помощью определенные философские постулаты.
Фигурки двух бегемотов или пары собачек – помогали супругам сохранить брак, наладить отношения между собой; приносили в дом любовь и благополучие.
Черепаха – символ долголетия, орел – удачи в бизнесе, рыба символизирует богатство, избавляет от материальных проблем.
Очень сильным оберегом считался дракон. Он защищал своего хозяина от темных сил, вампиров, помогал преодолеть сложные жизненные ситуации.
Для того, чтобы ребенок был послушным, добрым и счастливым, родителям дарили фигурки детей, а также нэцкэ кота или лунного зайца. Японцы верили, что лунный заяц поможет ребенку прожить счастливую жизнь, стать удачливым в браке. Лунный кролик также символизирует долголетие. Ведь за то, что он пожертвовал с собой, бросившись в костер, чтобы накормить голодного Будду, его поместили на Луну и доверили готовить там, в ступке волшебный эликсир бессмертия, удачи и счастья.
Искусство изготовления нэцкэ освоили европейцы
Свой расцвет искусство изготовления резных миниатюрных фигурок переживало в XVII-XIX веках. История сохранила имена великих нэцукэси: Ноногути Рюхо, Огата Корина, Есимура Сюдзан, Хиромори Мива, Оноги Сэндзо, Одзаки Содзо (Кокусай), Томотада, Мацусите Отоман, Томоказу, Кайгекусай Масацугу, Томотика. Многие из этих мастеров были известными живописцами своего времени. Нэцкэ для них было еще одним способом выразить себя в творчестве. А, так как, искусство изготовления нэцкэ считалось низким, художники даже не подписывали свои работы. Фигурки этих художников являются предметом гордости коллекционеров и продаются на международных аукционах за сотни тысяч долларов.
В настоящее время, в Японии, интерес к нэцкэ угас, но в европейских странах спрос на миниатюрные скульптуры достаточно высок. Многие музеи имеют свои коллекции известных нэцкэ. Одна из самых крупных частных коллекций миниатюрных скульптур принадлежала американцу В. Бошару.
Европейские художники, вдохновленные искусством создания изящных миниатюр, создают свои нэцкэ. Особого внимания достойны работы британского мастера Гая Р. Шо, а также швейцарца Корнеля Шнайдера.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Как древние японцы создавали нэцке, за которыми в наши дни гоняются самые богатые коллекционеры
Японские миниатюрные фигурки нэцкэ можно рассматривать часами. Сам сюжет композиции, виртуозность исполнения, размеры фигурок – поражают воображение. В каждой нэцкэ, выполненной настоящим мастером, присутствует душа.Такие миниатюры высоко оцениваются искусствоведами и коллекционерами. Они являются великолепными образцами древнего искусства резьбы по дереву и кости.
История возникновения нэцкэ
Использование нэцкэ с инро
Несмотря на то, что искусство вырезать крошечные фигурки считается традиционно японским, пришли нэцкэ из Китая. Там они назывались чжуй-цзы и пэй-чуй – брелоки, которые носили на поясе, чтобы удерживать на шнурке различные необходимые вещи: ключи, кошелек, кисеты с табаком, инро.
Ведь в древней одежде китайцев не было карманов, как и в японских кимоно. В Китае такие резные брелоки начали изготавливать очень давно – еще в III веке до нашей эры. Но, даже с течением времени, в Китае, ремесло изготовления пэй-чуй не переросло в искусство, как в Японии.
Первые японские нэцкэ были обычными кружочками из бамбука. Только в XVI веке, крошечные фигурки, размером от 2 до 10 сантиметров, стали настоящими произведениями искусства.
Нэцкэ «Всадник». / Фото: vam.ac.uk
Только японцы – тонкие ценители прекрасного, смогли вдохнуть жизнь и душу в изящные фигурки. Мастер должен был быть настоящим виртуозом, чтобы в крошечной миниатюре суметь изобразить не только персонажа, но и мельчайшие, самые незначительные детали его внешности, сфокусировать внимание зрителя на сюжете.
Нэцукэси за работой. / Фото: japanobjects.com
Расцвет японских нэцкэ пришелся на XVII-XIX век. В Японии создавались специальные цеха по производству миниатюрных резных скульптур. Сформировались различные направления и школы резьбы в Осака, Эдо, Асакуса, Киото. В конце XIX – начале XX века искусство нэцкэ стало постепенно приходить в упадок. Появилось много безвкусных подделок, просто брелоков, которые не имели никакой художественной ценности.
Древнее искусство изготовления нэцкэ
Нэцкэ, выполненные из разных материалов. / Фото: invaluable.com
Благодаря искусству нэцукэси (резчиков нэцкэ), которые в крошечных фигурках могли выразить определенный сюжет, настроение, индивидуальность персонажей, нэцкэ стали приобретать не только утилитарную, бытовую ценность. Они стали цениться как амулеты, приносящие своим владельцам богатство, удачу, здоровье, любовь, продвижение в карьере, долголетие.
Нэцкэ в виде животных
Традиционные нэцкэ, приносящие удачу, здоровье и счастье, должны были быть изготовлены согласно традиционным канонам, обязательно иметь отверстия для шнурка. Мастер должен был искусно замаскировать эти отверстия, вплести их в сюжет. Кроме этого, фигурки должны были быть легкими, гладкими, без острых углов, небольшими по размеру.
Большое значение имел материал, из которого изготавливались миниатюры. Считалось, что сакура – приносит счастье и уют в дом, самшит – дарит долгие годы жизни, кость оленя – защищает красоту от влияния лет, слоновая кость – обеспечивает богатство и здоровье.
Нэцкэ «Урасима Таро и черепаха». / Фото: hermitagemuseum.org
Нэцкэ, вырезанные из дерева, традиционно не красили. Их тщательно полировали угольным порошком, а затем – протирали льняным маслом. Для придания мягкого блеска, дерево покрывали соком определенных ягод. А окончательно, фигурки полировали кусочком шелковой ткани. Лак применяли очень редко.
Нэцкэ «Убийца демонов». / Фото: metmuseum.org
Изделия из кости подвергали окрашиванию. Чтобы придать миниатюрам золотистый блеск, их сутки кипятили в настое коры хризофоры и ягод гардении. Но, предварительно, фигурки вымачивали несколько часов в растворе кислоты.
Семь богов счастья
Нэцкэ «Семь богов счастья». / Фото: japanobjects.com
Из аксессуара, нэцкэ постепенно превратились в амулеты и обереги. Их дарили на свадьбы и дни рождения. Сюжетами для нэцкэ были бытовые сценки, животные, цветы и плоды, изображения божеств, персонажей сказок и легенд. Создавая миниатюрные фигурки, мастера руководствовались главным принципом японской эстетики – красота в простоте.
Самыми востребованными персонажами были Ситифукудзин – семь богов счастья: Дайкоку, Эбису, Бисямонтэн, Хотэй, Дзюродзин, Бэндзайтэн, Фукурокудзю. Популярностью пользовались также животные – символы календарного цикла и дракон Риндзин, который является покровителем императоров Японии.
Эбису – старец с огромной рыбой в руках. Это талисман удачи в бизнесе и счастья.
Нэцкэ Эбису и Дайкоку
Дайкоку – персонаж, всегда изображаемый с мешком риса на спине. На мешке копошатся несколько крыс. По легенде, крыса спасла старцу жизнь, когда боги решили сжечь его на костре. Крыса посоветовала мудрецу зарыться в мокрую землю. Это бог добра и веселья. А еще, в руке Дайкоку изображают колотушку счастья. Эта фигура приносит в дом покой, достаток и счастье. Обычно, эту нэцкэ дарят в паре с Эбису.
Фукурокудзю – старец с большой бородой и посохом. Обычно его изображали с огромной головой. Он защищает от болезней, дарит мудрость, счастье и долголетие.
Хотэй – жизнерадостный мудрец, помогающий людям общаться и приносящий богатство и счастье. А еще, если триста раз потереть его огромный животик, загадав при этом желание, оно непременно сбудется. Считается, что это одно из воплощений Будды, который странствовал по миру с огромным холщовым мешком. Там, куда он приходил, наступали процветание и благополучие.
Нэцкэ «Хотэй». / Фото: metmuseum.org
Дзюродзин – древний старец, который приносит долгие годы жизни и здоровья. При жизни, этот отшельник посвятил себя поиску эликсира бессмертия и нашел его.
Бисямонтэн – один из богов, отвечающих за богатство. Изображали его с копьем, а на голове у него – шлем. Он был также талисманом воинов и оберегал дом от непрошенных гостей.
Бэндзайтэн – женский персонаж среди семи богов счастья. Это божество воды. Ее изображают с бива в руках – она считается покровительницей музыки и искусств. Японцы верили, что богиня помогает юным девушкам найти хорошего мужа.
Изящные и таинственные нэцкэ
Изображение в нэцкэ простых людей
Многие известные нэцукэси предпочитали изображать в нэцкэ простых людей, обычные бытовые сценки: прачку за работой, борцов сумо, слепого за столом. В таких фигурках отсутствовали различные изящные украшения – они предельно просты. Искусство резчика было направлено на то, чтобы показать как можно точнее характер персонажей, их эмоциональное состояние; рассказать зрителю историю их жизни. В этом, такие нэцкэ очень похожи на традиционное японское искусство стихосложения – танку и хокку. Несколькими строчками поэты могли передать сюжет, заставить читателя стать его участником, вызвать соответствующие чувства.
Миниатюрные фигурки великих мастеров поражали гармонией линий, выразительностью, естественностью. Особенно выделялись работы Хиромори Мива I, работавшего во второй половине XVIII века.
Работы Хиромори Мива и Мацухиро
Животные, птицы, морские обитатели многократно становились персонажами нэцкэ. Их изображали в естественной среде, а также выражали с их помощью определенные философские постулаты.
Фигурки двух бегемотов или пары собачек – помогали супругам сохранить брак, наладить отношения между собой; приносили в дом любовь и благополучие.
Черепаха – символ долголетия, орел – удачи в бизнесе, рыба символизирует богатство, избавляет от материальных проблем.
Очень сильным оберегом считался дракон. Он защищал своего хозяина от темных сил, вампиров, помогал преодолеть сложные жизненные ситуации.
Нэцкэ «Токутаро и лис». / Фото: metmuseum.org
Для того, чтобы ребенок был послушным, добрым и счастливым, родителям дарили фигурки детей, а также нэцкэ кота или лунного зайца. Японцы верили, что лунный заяц поможет ребенку прожить счастливую жизнь, стать удачливым в браке. Лунный кролик также символизирует долголетие. Ведь за то, что он пожертвовал с собой, бросившись в костер, чтобы накормить голодного Будду, его поместили на Луну и доверили готовить там, в ступке волшебный эликсир бессмертия, удачи и счастья.
Искусство изготовления нэцкэ освоили европейцы
Нэцкэ мастера Томотика
Свой расцвет искусство изготовления резных миниатюрных фигурок переживало в XVII-XIX веках. История сохранила имена великих нэцукэси: Ноногути Рюхо, Огата Корина, Есимура Сюдзан, Хиромори Мива, Оноги Сэндзо, Одзаки Содзо (Кокусай), Томотада, Мацусите Отоман, Томоказу, Кайгекусай Масацугу, Томотика. Многие из этих мастеров были известными живописцами своего времени. Нэцкэ для них было еще одним способом выразить себя в творчестве. А, так как, искусство изготовления нэцкэ считалось низким, художники даже не подписывали свои работы. Фигурки этих художников являются предметом гордости коллекционеров и продаются на международных аукционах за сотни тысяч долларов.
Работы нэцукэси Томоказу
В настоящее время, в Японии, интерес к нэцкэ угас, но в европейских странах спрос на миниатюрные скульптуры достаточно высок. Многие музеи имеют свои коллекции известных нэцкэ. Одна из самых крупных частных коллекций миниатюрных скульптур принадлежала американцу В. Бошару.
Работы европейского мастера Корнеля Шнайдера
Европейские художники, вдохновленные искусством создания изящных миниатюр, создают свои нэцкэ. Особого внимания достойны работы британского мастера Гая Р. Шо, а также швейцарца Корнеля Шнайдера.
Источник
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Ссылки
—Приложения
—Новости
—Фотоальбом
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Легенды и мифы Японии в скульптуре Нэцкэ
Крылатая Тэннин. Япония, Период Мэйдзи (1868—1912 гг.) Подпись мастера Гёкудо
В искусстве Японии широко распространен мотив девушки-лебедя. Её называют «женойжуравля» (цуру нё:бо), «женой-небожительницей» ((тэннин нё:бо) или же хагоромо («пернатая одежда»).
Образ Тэннин можно встретить по всей Японии в сказках или местных легендах, в которых лебеди превращаются в прекрасных женщин. Впервые этот мотив упоминается в нескольких описаниях в VIII в., а свое классическое воплощение находит в пьесе театра Ноо.
Существует и другой вариант легенды: каждое утро с неба спускались лебеди (сиротори) и превращались в прекрасных девушек; они собирали камни и строили запруду, а вечером улетали. Этот мотив дал название одноименной деревне Сиротори, которая существует и по наше время.
Богиня Каннон. Период Мэйдзи (1868—1912гг.)
В трактовке «семи божеств счастья» четко прослеживается характерная для японцев трактовка буддизма: божества буддийского пантеона должны обеспечивать «блага в этом мире» (долголетие, благополучие). Наиболее раннее изображение «семи богов счастья» принадлежит буддийскому монаху 15 века. Считается, что при исполнении вначале года определенного ритуала «Семь богов счастья» обеспечивают человеку благоденствие на весь год.
Фигура «Гуань Юй (Кан У)». Япония, Период Мэйдзи (1868—1912)
Сохранилось предание, что в 1856 г. он помог подавить восстание под предводительством Тай-пина Тяньго, появившись перед правительственными войсками на изрыгавшем огонь драконе. Не удивительно, что изображения Гуань Юя служили китайским воинам своеобразными талисманами. Поскольку доблесть и смелость чтятся многими людьми, Гуань Юя почитали в Китае и буддисты, и даосы, и конфуцианцы. Горожане вешали его изображения в своих лавочках и магазинах. Образ бесстрашного воина в народном сознании превратился в символ заступника. Легенды приписывали Гуань Юю способность вызывать во время засухи дождь, останавливать наводнения, усмирять демонов и ограждать людей от болезней. Говорят, что он может появиться у постели больного и вложить в руку страждущего волшебные исцеляющие золотые пилюли.
Бронзовый тигр. Япония, Период Тайсё (1912—1926гг.)
Лампа с изображением дракона и ирисов. Япония, Период Мэйдзи (1868—1912 гг.) Подпись мастера Мияо Эйсукэ.
В японских легендах и мифах дракон олицетворяет могучие божественные силы. Если к дракону относиться с должным почтением и уважением, он может щедро отблагодарить человека, поскольку драконы считаются сказочно богатыми. Например, в легенде о Короле-Драконе молодой самурай в награду за спасение дочери дракона получает золотой пирог, который, сколько от него не отламывай, никогда не уменьшается.
В Японии изображения драконов украшают храмы буддистов и фонтаны для омовения перед поклонением. Дракон, как персонаж японской народной мифологии и фольклора, имеет два образа значения в японской культуре: с одной стороны, он одна из ипостасей божества воды, ас другой — совершенное самостоятельное, очень почитаемое божество, играющее в японской культуре огромную роль.
Цветы ириса особо почитаются в Японии.
Скульптура Императора Дзимму. Япония, Период Мэйдзи (1868—1912 гг.) Подпись мастера Кисетсу.
Первый император Дзимму особо почитаем в Японии, ему посвящены многие храмы. История его появления уходит корнями в древний японский миф о зарождении мира.
Дзимму Тэнно (Небесный Государь) (660-585 дон.э.) — первый император Японии, родоначальник всех японцев. Император Японии считается представителем Божества солнца Аматэрасу на Земле, и только через него осуществляется связь людей с Божествами.
«Мальчики с мешками богатства и бамбуковыми ветками». Япония, Период Мэйдзи (1868—1912). Мастерские Мияо.
Ваза с изображением карпов. Япония, Период Тайсе (1912—1926).
В японской мифологии карпы являются олицетворением силы и упорства в достижении цели и символизируют мужество и выносливость, стойкость и упорство. Такое восприятие образа карпа связано с тем, что он целеустремленно преодолевает пороги реки для достижения ее устья. Подобно этой рыбе, движущейся против течения и поднимающейся по водопаду, мужчины должны преодолевать жизненные препятствия и делать себе имя. Поэтому предметы с изображением карпа подойдут тем, кто желал бы обладать сильным характером и такими качествами, как мужество и терпение.
Лао Цзы на буйволе. Япония, Конец периода Эдо (1600—1868).
Лао-цзы (Старый Младенец, Мудрый Старец) — древнекитайский философ VI—V веков до н. э., один из основателей течения даосизма, автор трактата «Дао дэ цзин» ((Канон Пути и благодати, другое название «Три телеги» — написанный на бамбуке занимал три телеги)
Хотэй с мешком и посохом. Япония, Период Мэйдзи (1868—1912 гг.) Подпись мастера Касэтсу.
В древне японской мифологии Хотэй – бог счастья, изобилия и беззаботной жизни, который к тому же является защитником детей. В XVII веке он был канонизирован в Японии и стал одним из Семи богов счастья. Считается, что он предопределяет людские судьбы и помогает в осуществлении заветных желаний. Прототип Хотэя — китайский буддийский монах по имени Ци-Цы IX-X вв., который прославился предсказаниями счастливых знамений и считался земным воплощением Майтреи. Он имел необычный вид (маленький рост, большой выпяченный живот) и отличался своеобразным поведением (ходил по монастырям в полуголом виде с полотняным мешком за спиной). Легенда гласит, что там, где он появлялся, к людям приходила удача, здоровье и благосостояние. Хотэя было принято изображать в виде улыбающегося бритоголового толстяка в монашеском одеянии и с огромным мешком. Если кто-нибудь спрашивал, что находится в мешке, он отвечал: «Там у меня весь мир». Мочки ушей у него имеют вытянутую форму. Хотэй всегда бос, а его тучное брюшко – отнюдь не результат неумеренного потребления пищи, а воплощение его ци, неизбывной жизненной силы.
Дзюродзин и наследник китайского престола. Япония, 1937 год. Совместная работа мастеров Такэюки и Рёзан.
Конфуций. Япония, Период Мэйдзи (1868—1912). Мастерские Сацума.
Конфуций (551-479 гг. дон.э.) родился в Китае, в провинции Шаньдун. Основные взгляды философа изложены в книге «Беседы и суждения» («;Луньюй»), которая представляет собой запись изречений и бесед Конфуция с его ближайшими учениками и последователями. Когда конфуцианство стало господствующей доктриной в Китае (после 136 г до н. э.), философ был провозглашен «учителем 10 тысяч поколений», и его культ официально поддерживался вплоть до 1911 года (начало буржуазной Синьхайской революции).
Курительница с изображением Кирин и фениксов. Япония, Период Мэйдзи (1868—1912 гг.)
В японской мифологии, Кирин — это существо с головой дракона, телом оленя и крыльями, имеющее копыта лошади, один рог на голове и шкуру пяти цветов. Согласно преданию, Кирин — добродушное животное, никогда не ступающее на живые растения и не причиняющее вреда ничему живому. Поэтому изображение Кирин способствует благоприятным событиям в жизни. По китайской легенде, Кирин появлялся у постели матери Конфуция, когда она собиралась родить знаменитого сына. Китайцы считают, что изображения Кирин в доме служат для защиты хозяев дома от воздействия внешних негативных сил. Защищая владельца, Кирин забирает всю негативную энергию, которая попадает извне. Феникс является универсальным символом бессмертия во всех мировых мифологиях, символом возрождения в огне. Легенда гласит, что, когда феникс чувствует приближение смерти, он вьет гнездо из благовонной древесины и смол, которое затем подставляет палящим лучам солнца, пока не сгорит дотла в их пламени. Тогда из ее остатков возникает новый феникс. Эта “огненная птица” символизирует божественность царской власти, благородство и единственность. По традиции, в Японии феникс — символ солнца и символ императора.
Окимоно Хотэй. Мастерские Сацума. Япония, Период Мэйдзи (1868—1912 гг.)
Праздник Сэцубун. Япония, Период Мэйдзи (1868—1912 гг.) Подпись мастера Гёкусю.
Мастер воссоздает сцену праздника Сэцубун — одного из древнейших праздников в стране, который празднуется в Японии в ночь с 3 на 4 февраля. В эту ночь в домах устраивается церемония Мамэ-маки («метание бобов»). Обычно этот почетный обряд выполняет хозяин дома, приговаривая «Они ва сото – фуку ва ути», что означает «черти вон, счастье в дом». После этого бобы собирают и едят в качестве ритуальной пищи, чтобы отвести всевозможные болезни. Считается, что надо съесть столько бобов, сколько тебе лет, и еще один для того, чтобы в наступившем году быть здоровым и удачливым в делах.
Нэцкэ «Куропатка».
Нэцкэ «Змея с лягушкой».
Окимоно «Орел с обезьянами».\из инета\