ненавидящих меня без вины больше нежели волос на голове моей
Псалтирь, псалом 68 Псалтирь, пс 68
Начальнику хора. На Шошанниме. Псалом Давида.
Спаси меня, Боже, ибо воды дошли до души моей. Я погряз в глубоком болоте, и не на чем стать; вошел во глубину вод, и быстрое течение их увлекает меня. Я изнемог от вопля, засохла гортань моя, истомились глаза мои от ожидания Бога моего.
Ненавидящих меня без вины больше, нежели волос на голове моей; враги мои, преследующие меня несправедливо, усилились; чего я не отнимал, то должен отдать. Боже! Ты знаешь безумие мое, и грехи мои не сокрыты от Тебя. Да не постыдятся во мне все, надеющиеся на Тебя, Господи, Боже сил. Да не посрамятся во мне ищущие Тебя, Боже Израилев, ибо ради Тебя несу я поношение, и бесчестием покрывают лицо мое.
Чужим стал я для братьев моих и посторонним для сынов матери моей, ибо ревность по доме Твоем снедает меня, и злословия злословящих Тебя падают на меня; и плачу, постясь душою моею, и это ставят в поношение мне; и возлагаю на себя вместо одежды вретище — и делаюсь для них притчею; о мне толкуют сидящие у ворот, и поют в песнях пьющие вино.
А я с молитвою моею к Тебе, Господи; во время благоугодное, Боже, по великой благости Твоей услышь меня в истине спасения Твоего; извлеки меня из тины, чтобы не погрязнуть мне; да избавлюсь от ненавидящих меня и от глубоких вод; да не увлечет меня стремление вод, да не поглотит меня пучина, да не затворит надо мною пропасть зева своего.
Услышь меня, Господи, ибо блага милость Твоя; по множеству щедрот Твоих призри на меня; не скрывай лица Твоего от раба Твоего, ибо я скорблю; скоро услышь меня; приблизься к душе моей, избавь ее; ради врагов моих спаси меня.
Ты знаешь поношение мое, стыд мой и посрамление мое: враги мои все пред Тобою. Поношение сокрушило сердце мое, и я изнемог, ждал сострадания, но нет его, — утешителей, но не нахожу. И дали мне в пищу желчь, и в жажде моей напоили меня уксусом. Да будет трапеза их сетью им, и мирное пиршество их — западнею; да помрачатся глаза их, чтоб им не видеть, и чресла их расслабь навсегда; излей на них ярость Твою, и пламень гнева Твоего да обымет их; жилище их да будет пусто, и в шатрах их да не будет живущих, ибо, кого Ты поразил, они еще преследуют, и страдания уязвленных Тобою умножают. Приложи беззаконие к беззаконию их, и да не войдут они в правду Твою; да изгладятся они из книги живых и с праведниками да не напишутся.
А я беден и страдаю; помощь Твоя, Боже, да восставит меня.
Я буду славить имя Бога моего в песни, буду превозносить Его в славословии, и будет это благоугоднее Господу, нежели вол, нежели телец с рогами и с копытами. Увидят это страждущие и возрадуются. И оживет сердце ваше, ищущие Бога, ибо Господь внемлет нищим и не пренебрегает узников Своих.
Да восхвалят Его небеса и земля, моря и все движущееся в них; ибо спасет Бог Сион, создаст города Иудины, и поселятся там и наследуют его, и потомство рабов Его утвердится в нем, и любящие имя Его будут поселяться на нем.
Псалом 68
По надписанию псалом принадлежит Давиду. – «На шошанниме» указывает на музыкальный инструмент, на котором может быть исполнен псалом. Некоторыми слово шошанним переводится «лилия», чем определяется род инструмента, походившего своим видом на этот цветок. Псалом написан во время гонений от Саула, на что указывает исповедание Давидом своей полной невинности пред Богом ( Пс.68:6, 8 ), силы гонений ( Пс.68:2–4, 13, 16 ), их несправедливости ( Пс.68:5 ). Псалом представляет общее изображение тяжести преследований и написан вообще в воспоминании Давидом этого тяжелого времени уже после его минования.
Спаси меня, Боже, от бедствий, угрожающих моей жизни (2–3). Я истомился от ожидания помощи; враги, преследующие меня несправедливо, усилились (4–5). Помоги мне, Господи, и тем ободри всех, Тебя ищущих (6–7). Ради Тебя я несу поношение и страдания: от меня отвернулись мои братья, меня ненавидят враги мои за ревность к дому Твоему, смеются и глумятся надо мною (8–13). Окажи мне скорую помощь, извлеки из глубоких вод бедствий. Услышь меня, так как Ты видишь мое поношение и мои страдания: меня кормят желчью и поят уксусом (14–22). Да погибнут мои враги от Твоего гнева за их жестокость ко мне. Накажи их за все, сделанное ими (23–29). Я же тогда буду славить Тебя за спасение и все страждущие возрадуются. Да восхвалят Его имя земля, и моря, и все, живущее в них (30–35)!
Давид после предшествующего образного и общего описания своего положения переходит теперь к более частному его изображению. Он указывает на обилие своих врагов, которых больше, чем волос на его голове, они его ненавидят, но незаслуженно, безвинно ( «без вины» и «несправедливо» ); Давиду приходится отвечать за то, чего он не делал ( «чего я не отнимал, то должен отдать» ). Известно, что Саул приписывал ему честолюбивые замыслы, видел в нем опасного соперника, домогающегося престола, каким Давид не был, так как его возвышение в народе, а отсюда и приближение к престолу, было не результатом его честолюбивых происков, а осуществлением на нем Божественного предопределения. Подобному же преследованию подвергался и Иисус Христос, Которого фарисеи представили на суд пред Каиафой и Пилатом, как виновника в том, что Он самозванно приписывает Себе сыновство от Бога и стремится сделаться царем над Иудеей ( Мф. 26:63–65, 27:11 ), тогда как то и другое принадлежало Ему по самой Его природе, так что данное место псалма имеет и прообразовательный смысл.
Настоятельность и неусыпность своей молитвы к Богу Давид оправдывает горячим исповеданием пред Ним своей невинности и тяжести бедствий. Ведь Ты, Господи, знаешь все мое поведение и мои грехи, знаешь, поэтому, как незаслуженно то, что я терплю. Помоги мне, чтобы моя гибель не смутила тех, кто близок ко мне и кто не сомневается, что Ты можешь спасти праведника. – «Ради Тебя несу я поношение» – Давид страдает из-за Господа. Господь помазал его в цари над евреями. Саул же преследовал его, как искателя престола, поэтому помощь Давид и может и должен искать только у Бога.
«Чужим стал я для братьев моих» – от Давида сторонилась и его родная семья. Саул подозрительно относился ко всем, входившим в сношения с Давидом и ставил этому препятствия, чтобы лишить его всякой поддержки со стороны. А такую поддержку естественнее всего могла оказать Давиду его семья, которая, из боязни навлечь на себя и на Давида большие бедствия, очевидно, избегала вступать с ним в сношения. Другой причиной бедствий Давида и гонений на него от Саула было благочестие первого и нечестие второго. Давид всегда пользовался благосклонностью еврейских священников, так как они видели, как Давида «снедает ревность по доме» Божием, видели в нем горячее и искреннее благочестие, о проявлениях этого благочестия в данное время не говорит ни этот псалом, ни исторические книги. Вероятно, они выражались в почтении к священническому классу, любви к богослужению при скинии и в возможной при его положении заботливости о благолепии последней. Этим же благочестием не обладал Саул и его приближенные. Они полагались на свою силу и были поборниками грубого ее применения; над благочестием Давида смеялись, а тем смеялись над Богом. Чем в них было меньше веры, тем сильнее они преследовали и ненавидели Давида.
Это необыкновенное благочестие Давида, его «ревность к дому Божию» – скинии – с особенной силой проявилась и в его потомке – Христе, ревновавшем о восстановлении святости Иерусалимского храма изгнанием из него торжников ( Ин. 2:13–17 ).
Сила и обилие бедствий, перенесенных Давидом, не встречала естественного, даже чисто животного сострадания и активного проявления сочувствия среди народа, а вызывала глумление над ним. Когда он налагал на себя особенный пост или одевался во вретище, обычные знаки выражения у евреев переживаемых горестей, над Давидом смеялись. Над ним глумились знатные, судьи ( «сидящие у ворот» ) и праздные ( «пьющие вино» ). Неприязненное отношение к Давиду широко распространялось.
Все последующее содержание псалма (14–35 ст.) представляет молитву Давида о своем спасении.
«В истине спасения» – действительное спасение, т. е. не только облегчи меня в настоящем положении, но дай мне прочное, истинное и несокрушимое от внешних врагов спасение.
Давид называет себя «раб ом» или в том смысле, что он молод, неопытен и нуждается в поддержке со стороны, или в том, что он – Его слуга, преданный только Ему, а потому и ждущий защиты только от Него, как своего господина.
«Ради врагов моих спаси меня» – не дай торжествовать надо мною врагам, так как это торжество содействовало бы в них развитию к Тебе еще большего неверия, утверждая мысль о Твоем бессилии защитить своих чтителей.
«Поношение сокрушило сердце мое» – меня окружают враги со всех сторон и я, не находя нигде сочувствия, мог ожидать только издевательства (поношение) и страдания, от чего потерял мужество.
«Очи помрач и», «чресла. расслабь» – лиши их радостного, счастливого вида и согни их спину под тяжестью бедствий.
«Жилище их да будет пусто» – лиши внешнего богатства, «в шатрах их да не будет живущих» – лиши и детей.
Все это за то, что они и так тяжелое положение, ниспосланное Давиду Богом, еще более увеличивают своим к нему зложелательным отношением, как бы тем поправляя Бога в Его отношении к Давиду и как бы осуждая Его за пристрастие к своему избраннику.
Приложить «беззаконие к беззаконию» – наложить на них наказание соответственно всей сумме их грехов. – «Да не войдут они в правду Твою» – пусть не получат оправдания от Тебя. Молитва Давида о таком наказании врагов есть молитва к Богу о правосудии, о возмездии врагам соответственно совершенным ими поступкам.
Кара и гибель врагов и спасение Давида наполняет последнего благодарным чувством, которое он проявит в составлении песен. Такой, полный искреннего благоговения вид восхваления Бога будет приятнее Ему внешней жертвы из тельца, сжигаемого и рогами с копытами.
33–35 стихи написаны Давидом, а отсюда и весь псалом, уже по окончании гонений, так как здесь писатель приглашает весь мир хвалить Бога за Его милости к праведникам, оказанные ниспосланием помощи и спасением от бедствий.
36–37 стихи, изображающие Сион и иудейские города разрушенными, а евреев обитающими вне Палестины, чего не было во время Давида, присоединены к псалму, очевидно, во время плена, когда евреи словами этого псалма молились Богу.
По 5, 10 и 22 ст. псалом называется мессиански-прообразовательным.
Вам может быть интересно:
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Изъяснение псалма 68-го.
«Исчезосте очи мои, от еже уповати ми на Бога моего». Сказано сие в переносном смысле, и образ речи взят с человека, который ждеть возвращения с чужой стороны кого-либо близкаго и знакомаго и смотрит по дорогам. Утрудился я, говорит Пророк, ожидая Твоей помощи. Потом выраженное выше иносказательно представляет яснее.
«Яже не восхищах, тогда воздаях». В чем не сделал я никакой несправедливости, за то несу наказание. Ибо не как похититель, или сделавший обиду, говорит народ, отвожуся ими в рабство.
«И покрых постом душу мою, и бысть в поношении мне» :
«Время благоволения, Боже». Симмах же выразил так: «время примирения, Боже». Достаточно наложеннаго на меня наказания; время освободить от него, и показать Тебе Свое человеколюбие. Ибо благоволением Пророк называет благую Божию волю.
«Во множестве милости Твоея услыши мя, во истине спасения Твоего». Измеряй наказания не моими прегрешениями, но безмерною милостию Твоего человеколюбия, истинный же и правдивый суд Твой употреби против тех, которые делают мне столько зла. Потом снова иносказательно народ перечисляет бедствия, описанием их пытаясь подвигнуть на милость.
«Да избавлюся от ненавидящих мя и от глубоких вод». Прошу освобождения и от врагов, и от причиняемых ими бедствий. Ибо глубиною вод Пророк назвал налагаемыя врагами наказания.
«Да не потопит мене буря водная, ниже да пожрет мене глубина» ; то есть, да не подавят меня множество и великость зол.
«Ниже сведет о мне ровенник уст своих». Не откажи мне в спасении, Владыка; не заключай для меня двери человеколюбия. Упадшие в кладязь, пока отверстие его открыто, имеют еще малую некую надежду освободиться оттуда, но когда и оно закладено, отчаяваются в спасении.
«Яко скорблю, скоро услыши мя». По чрезмерности болезни подай мне скорое облегчение.
«Враг моих ради избави мя». Хотя прегрешения мои превосходят меру всякаго извинения, но враги злочестивы и порабощены лукавству. Ради поношений, какия терплю от них, удели мне, Владыка, Твоего человеколюбия. Ибо сие Пророк выразил и в присовокупляемом.
«И хребет их выну сляцы». Осуди их, Владыка, на рабство, да впадут в то же, что делают с другими, и всегда будут согбены в многотрудной работе.
«Пролий на ня гнев Твой, и ярость гнева Твоего да постигнет их» ; то есть, на них обрати весь карающий гнев, подвергни их скорому и великому бедствию. Ибо словом: «ярость» Пророк выразил скорость (такова бывает ярость), а словом: «гнев» – продолжительность (таково свойство гнева): потому что ярость быстра и маловременна, а гнев, хотя медлительнее, однако же продолжительнее. Посему яростию гнева Пророк назвал наказание скорое и продолжительное.
«Взыщите Бога, и жива будет душа ваша». Сверх сего советует достигать спасения упованием на Бога и молитвою.
«И вселятся тамо и наследят и». Живущие теперь в плену, как скоро будут возвращены, построят собственные свои города, и вселятся в них, даже не сами только, но и дети и потомки их. Ибо сие присовокупил Пророк:
Вам может быть интересно:
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Псалом 68 «Спаси, мя, Боже, яко внидоша воды до души моея»
Приблизительное время чтения: 7 мин.
Псалом 68 читать:
1 В коне́ц, о изме́ншихся, псало́м Дави́ду
2 Спаси́, мя, Бо́же, я́ко внидо́ша во́ды до души́ моея́. 3 Углебо́х в тиме́нии глубины́, и несть постоя́ния. Приидо́х во глубины́ морски́я, и бу́ря потопи́ мя. 4 Утруди́хся зовы́й, измолче́ горта́нь мой, исчезо́сте о́чи мои́, от е́же упова́ти ми на Бо́га моего́. 5 Умно́жишася па́че влас главы́ моея́ ненави́дящии мя ту́не, укрепи́шася врази́ мои́, изгоня́щии мя непра́ведно: я́же не восхища́х, тогда́ воздая́х. 6 Бо́же, Ты уве́дел еси́ безу́мие мое́, и прегреше́ния моя́ от Тебе́ не утаи́шася. 7 Да не постыдя́тся о мне терпя́щии Тебе́, Го́споди, Го́споди сил, ниже́ да посра́мятся о мне и́щущии Тебе́, Бо́же Изра́илев. 8 Я́ко Тебе́ ра́ди претерпе́х поноше́ние, покры́ срамота́ лице́ мое́. 9 Чуждь бых бра́тии мое́й, и стра́нен сыново́м ма́тepe моея́. 10 Я́ко ре́вность до́му Твоего́ снеде́ мя, и поноше́ния понося́щих Ти нападо́ша на мя. 11 И покры́х посто́м ду́шу мою́, и бысть в поноше́ние мне, 12 и положи́х одея́ние мое́ вре́тище, и бых им в при́тчу. 13 О мне глумля́хуся седя́щии во врате́х, и о мне поя́ху пию́щии вино́. 14 Аз же моли́твою мое́ю к Тебе́, Бо́же, вре́мя благоволе́ния, Бо́же, во мно́жестве ми́лости Твоея́ услы́ши мя, во и́стине спасе́ния Твоего́. 15 Спаси́ мя от бре́ния, да не угле́бну, да изба́влюся от ненави́дящих мя и от глубо́ких вод. 16 Да не потопи́т мене́ бу́ря водна́я, ниже́ да пожре́т мене́ глубина́, ниже́ сведе́т о мне рове́нник уст свои́х. 17 Услы́ши мя, Го́споди, я́ко бла́га ми́лость Твоя́, по мно́жеству щедро́т Твои́х при́зри на мя. 18 Не отврати́ лица́ Твоего́ от о́трока Твоего́, я́ко скорблю́, ско́ро услы́ши мя. 19 Вонми́ души́ мое́й, и изба́ви ю́, враг мои́х ра́ди изба́ви мя. 20 Ты бо ве́си поноше́ние мое́ и студ мой, и срамоту́ мою́: пред Тобо́ю вси оскорбля́ющии мя. 21 Поноше́ние ча́яше душа́ моя́, и страсть и ждах соскорбя́щаго, и не бе́, и утеша́ющих, и не обрето́х. 22 И да́ша в снедь мою́ желчь, и в жа́жду мою́ напои́ша мя о́цта. 23 Да бу́дет трапе́за их пред ни́ми в сеть, и в воздая́ние, и в собла́зн. 24 Да помрача́тся о́чи их, е́же не ви́дети, и хребе́т их вы́ну сляцы́. 25 Проле́й на ня гнев Твой, и я́рость гне́ва Твоего́ да пости́гнет их. 26 Да бу́дет двор их пуст, и в жили́щах их да не бу́дет живы́й. 27 Зане́ eго́же Ты порази́л еси́, ти́и погна́ша, и к боле́зни язв мои́х приложи́ша. 28 Приложи́ беззако́ние к беззако́нию их, и да не вни́дут в пра́вду Твою́. 29 Да потребя́тся от кни́ги живы́х и с пра́ведными да не напи́шутся. 30 Нищ и боля́й есмь аз: спасе́ние Твое́, Бо́же, да прии́мет мя. 31 Восхвалю́ и́мя Бо́га моего́ с пе́снию, возвели́чу Его́ во хвале́нии: 32 и уго́дно бу́дет Бо́гу па́че тельца́ ю́на, ро́ги износя́ща и па́знокти. 33 Да у́зрят ни́щии и возвеселя́тся: взыщи́те Бо́га, и жива́ будет душа́ ва́ша. 34 Я́ко услы́ша убо́гия Госпо́дь и окова́нныя Своя́ не уничижи́. 35 Да восхва́лят Его́ небеса́ и земля́, мо́ре и вся живу́щая в нем. 36 Я́ко Бог спасе́т Сио́на, и сози́ждутся гра́ди Иуде́йстии, и вселя́тся та́мо, и насле́дят и́, 37 и се́мя рабо́в Твои́х удержи́т и́, и лю́бящии и́мя Твое́ вселя́тся в нем.
Псалом 68 на русском:
1 Начальнику хора. На Шошанниме. Псалом Давида.
2 Спаси меня, Боже, ибо воды дошли до души [моей].
3 Я погряз в глубоком болоте, и не на чем стать; вошел во глубину вод, и быстрое течение их увлекает меня.
4 Я изнемог от вопля, засохла гортань моя, истомились глаза мои от ожидания Бога [моего].
5 Ненавидящих меня без вины больше, нежели волос на голове моей; враги мои, преследующие меня несправедливо, усилились; чего я не отнимал, то должен отдать.
6 Боже! Ты знаешь безумие мое, и грехи мои не сокрыты от Тебя.
7 Да не постыдятся во мне все, надеющиеся на Тебя, Господи, Боже сил. Да не посрамятся во мне ищущие Тебя, Боже Израилев,
8 ибо ради Тебя несу я поношение, и бесчестием покрывают лице мое.
9 Чужим стал я для братьев моих и посторонним для сынов матери моей,
10 ибо ревность по доме Твоем снедает меня, и злословия злословящих Тебя падают на меня;
11 и плачу, постясь душею моею, и это ставят в поношение мне;
12 и возлагаю на себя вместо одежды вретище,- и делаюсь для них притчею;
13 о мне толкуют сидящие у ворот, и поют в песнях пьющие вино.
14 А я с молитвою моею к Тебе, Господи; во время благоугодное, Боже, по великой благости Твоей услышь меня в истине спасения Твоего;
15 извлеки меня из тины, чтобы не погрязнуть мне; да избавлюсь от ненавидящих меня и от глубоких вод;
16 да не увлечет меня стремление вод, да не поглотит меня пучина, да не затворит надо мною пропасть зева своего.
17 Услышь меня, Господи, ибо блага милость Твоя; по множеству щедрот Твоих призри на меня;
18 не скрывай лица Твоего от раба Твоего, ибо я скорблю; скоро услышь меня;
19 приблизься к душе моей, избавь ее; ради врагов моих спаси меня.
20 Ты знаешь поношение мое, стыд мой и посрамление мое: враги мои все пред Тобою.
21 Поношение сокрушило сердце мое, и я изнемог, ждал сострадания, но нет его,- утешителей, но не нахожу.
22 И дали мне в пищу желчь, и в жажде моей напоили меня уксусом.
24 да помрачатся глаза их, чтоб им не видеть, и чресла их расслабь навсегда;
25 излей на них ярость Твою, и пламень гнева Твоего да обымет их;
26 жилище их да будет пусто, и в шатрах их да не будет живущих,
27 ибо, кого Ты поразил, они еще преследуют, и страдания уязвленных Тобою умножают.
28 Приложи беззаконие к беззаконию их, и да не войдут они в правду Твою;
29 да изгладятся они из книги живых и с праведниками да не напишутся.
30 А я беден и страдаю; помощь Твоя, Боже, да восставит меня.
31 Я буду славить имя Бога [моего] в песни, буду превозносить Его в славословии,
32 и будет это благоугоднее Господу, нежели вол, нежели телец с рогами и с копытами.
33 Увидят это страждущие и возрадуются. И оживет сердце ваше, ищущие Бога,
34 ибо Господь внемлет нищим и не пренебрегает узников Своих.
35 Да восхвалят Его небеса и земля, моря и все движущееся в них;
36 ибо спасет Бог Сион, создаст города Иудины, и поселятся там и наследуют его,
37 и потомство рабов Его утвердится в нем, и любящие имя Его будут поселяться на нем.
Псалом 68 слушать:
«И положих одеяние мое вретище, и бых им в притчу». Об этом скорблю, и постом изнуряю тело; но и сие обратилось для них в повод к смеху. Сам себя мучу и одевшись во вретище, принимаю на себя печальный вид, но беззаконные и это приняли для себя за повод к осмеянию. Толкование на сто пятьдесят псалмов, блаженный Феодорит Кирский
Псалом 68
По причине сходства этого псалма с псалмами 21, 39 и другими, в которых изображает претерпенные им гонения от Саула, можно бы отнести происхождение и этого псалма ко временам Саулова гонения на Давида. Но т.к. в этом псалме встречаются такие черты, которые не имеют в собственном смысле применения к гонимому Давиду и которые между тем с буквальною точностью исполнились, по свидетельству евангелистов, на Христе Спасителе (см., например, Пс.68:22,27 ; ср. Мф.27:34 ), то можно, кажется, признать за истину, что Давид при написании этого псалма имел в виду не изображение своего личного состояния или страдания какого-либо другого праведника, а хотел составить для употребления при богослужении такую молитву, которая была бы пригодна для всех тяжко страждущих праведников в обществе израильском, и поэтому в свое изображение страдания внес черты из разных состояний страданий, из которых со многими он и сам был знаком по собственному горькому опыту и в которых пророческим вдохновением изобразил страдания Мессии Христа.
Вместе с тем, при рассмотрении и объяснении этого псалма, не нужно опускать из виду и того, что Давид, этот «муж по сердцу Божию» ( 1Цар.13:14 ), был прообразом Христа Спасителя и в своей жизни типически предызобразил Его уничижение и прославление, и в то же время был пророк, издалеча созерцавший тайны Царства Мессии ( Евр.11:13 ; ср. Чис.24:4 ; 1Цар.23:2,4 ), и потому многие изречения 68-го псалма вполне могут быть приложены к лицу Мессии, – что, наконец, Сам Иисус Христос и Его апостолы смотрели на сей псалом как на мессианский. По всем этим основаниям псалом этот относится к числу прообразовательно-мессианских, что и видно будет из рассмотрения и объяснения содержания всего псалма, состоящего из 36 стихов, кроме надписания, составляющего 1-й стих его.
Пс.68:2–3 Спаси мя, Боже, яко внидоша воды до души моея. Углебох в тимении глубины, и несть постояния : приидох во глубины морския, и буря потопи мя.
Пс.68:4 Утрудихся зовый, измолче гортань мой: исчезосте очи мои, от еже уповати ми на Бога моего.
Продолжая изображение бедственного положения своего, псалмопевец говорит здесь: я утомился, изнемог от вопля моего к Тебе, Господи; иссохла гортань и голос ослабел от многих и громких криков, с которыми я обращаюсь к Тебе; истомились и ослабели (исчезосте) глаза мои от непрестанного ожидания Бога моего: от еже уповати ми на Бога моего: «от напряженного высматривания помощи от Бога устали глаза мои». «Образ речи, – говорит блж. Феодорит, – взят с человека, который ждет возвращения с чужой стороны кого-либо близкого и знакомого и смотрит по дорогам. Утрудился я, говорит пророк, ожидая Твоей помощи» [6, с. 318]. Здесь хотя и не досказана как будто, но, очевидно, подразумевается из самой молитвы его та мысль псалмопевца, что он, изнемогая телесными членами, при ожидании помощи от Бога, тем не менее не ослабел духом и сохранил в полной силе твердость веры и упования на Бога, а потому мог бы сказать здесь то же, что говорит апостол: «Ни высота, ни глубина, ни ина тварь кая возможет нас разлучити от любве Божия, яже о Христе Иисусе Господе нашем» ( Рим.8:39 ).
Пс.68:5 Умножишася паче влас главы моея ненавидящии мя туне: укрепишася врази мои, изгонящии мя неправедно: яже не восхищах, тогда воздаях.
Желая честнее и точнее показать, кто причиною всех его бедствий, псалмопевец говорит здесь о многочисленности и великой силе врагов его. Не глубина морская, как бы так говорит он, не болотная тина и не другие страшные явления видимой природы, с которыми я сравниваю мои бедствия и скорби, не бездушная природа, а люди, без причины возненавидевшие меня, враги многочисленные и крепкие силами довели меня до такого ужасного положения. Не только придворные и приближенные Саула, но и простой народ, по причине распространенной первыми клеветы на Давида, почитал его если не за злодея, то, по крайней мере, за изменника отечеству. Кроме того, многочисленное войско, сопровождавшее Саула во всех его преследованиях Давида, считало последнего также за царского врага и крамольника. О всем этом множестве враждующих против него псалмопевец и говорит: ненавидящих меня без вины больше, нежели волос на голове моей: враги мои, преследующие меня несправедливо, усилились; они поступили со мной так, что не только расхитили мое имущество, но и самого меня порицали, как грабителя и хищника: чего я не отнимал, то должен отдать (яже не восхищах, тогда воздаях); они, таким образом, взводили на меня преступления, которым я не причастен.
Пс.68:6 Боже, Ты уведел еси безумие мое, и прегрешения моя от Тебе не утаишася.
Псалмопевец, изображая невинно страждущего и желая показать в молитве пред Богом, что страдания его незаслуженны, и тем расположить Бога к услышанию своей молитвы, призывает Его Самого во свидетеля своей невинности. Богу известно, в чем состоит безумие и в чем заключаются грехи, за которые его подвергают преследованию. Враги преследовали Давида как противящегося царю, как действовавшего неразумно и, следовательно, как безумного, приписывая ему преступления (прегрешения), в которых он невинен был пред ними. Поэтому, моля Бога о спасении и поставляя себя пред судом Его, он говорит: Боже, Ты знаешь безумие мое, и грехи мои не сокрыты от Тебя.
Пс.68:7–8 Да не постыдятся о мне терпящии тебе, Господи, Господи сил: ниже да посрамятся о мне ищущии тебе, Боже Израилев. Яко тебе ради претерпех поношение, покры срамота лице мое.
Пс.68:9–10 Чужд бых братии моей и странен сыновом матере моея: яко ревность дому Твоего снеде мя, и поношения поносящих Ти нападоша на мя.
Здесь Давид говорит о том, что во время преследования его со стороны Саула от него отступили не только друзья, но и ближние родственники, даже родные братья стали для него как чужие. И это произошло от того, что он – верный слуга Божий, что он ревнует о доме Божием, о благолепии богослужения, ревнует против идолопоклонства, против лицемерного жертвоприношения без сердечного раскаяния, вообще имеет ревность о славе Божией. Таких ревнителей поносят нечестивые, поносящие Бога, они для них спица в глазу. Впрочем, слова 10-го стиха, равно как и находящиеся с ними в тесной связи изречения 8-го и 9-го стихов, относятся не столько к Давиду, прообразу Христа, сколько к Самому прообразуемому Господу Иисусу Христу, и пророчески, по объяснению апостола Павла, указывают на те ругательства и поношения, с которыми злословящие Бога относились к Иисусу Христу за ревностное исполнение Им великого дела искупления рода человеческого, а по указанию евангелиста Иоанна ( Ин.2:17 ), слова 10-го стиха: ревность дому Твоего снеде мя – ученики Христовы поняли как пророчество о ревности Божественного своего Учителя о храме Иерусалимском как доме Отца Его, которую Он дважды обнаружил негодованием на торжников и изгнанием их из храма за причиненное ими бесчестие храму и небрежение о его святыне ( Ин.2:14–22 ; Мф.21:12–13 ). И тогда ученики Его, говорит евангелист, вспомнили, что написано: ревность дому Твоего снеде мя.
Пс.68:11–13 И покрых постом душу мою, и бысть в поношение мне: и положих одеяние мое вретище, и бых им в притчу. О мне глумляхуся седящии во вратех, и о мне пояху пиющии вино.
Вретищем называется грубая власяная, в виде мешка одежда (см. объяснение Пс.29:12 ). Словами седящии во вратех указывается на тот обычай иудеев и вообще древних восточных народов, по которому судии и старейшины народные собирались к воротам храма или же к воротам городским, где собравшиеся сидя разговаривали о делах судебных и о разных других предметах ( Руф.4:1 ). Глумляхуся (от слова «глумитися» – значит «болтать, толковать, насмехаться») переводится здесь словом «толкуют». Смысл всей речи, заключающейся в этих стихах и имеющей связь с предыдущими словами, такой: за ревность о славе имени Божия я подвергался, говорит пророк, злословию и поношению. Это причиняло мне скорбь, и я налагал на себя пост, но и это обратилось для них в повод ко смеху, вместо одежды я облекался во вретище – одежду скорби и покаяния, и чрез это стал для них притчею. О мне толкуют сидящие у ворот и поют в песнях пьющие вино. «И в собраниях, – по словам блж. Феодорита, – и на пиршествах разглашают и осмеивают мои бедствия» [6, с. 320]. Все это пророк мог сказать как о себе лично, так и о другом праведнике, по ревности о славе Божией терпящем поношения от нечестивых врагов своих, в особенности же о лице Мессии, Господа Иисуса Христа, враги Которого при всяком случае находили повод к глумлению над Ним, все Его слова и действия стараясь перетолковать в худую сторону.
Пс.68:14 Аз же молитвою моею к тебе, Боже: время благоволения, Боже: во множестве милости Твоея услыши мя, во истине спасения Твоего.
Несмотря на злобное беспричинное отношение к страдальцу людей и невзирая на то, что Бог так долго как будто не внемлет его молитве, пророк оказывается в высшей степени твердым и терпеливым: ничто не в состоянии поколебать его веру в Бога и крепкую надежду на Него. Находясь в невыносимо тяжелом положении, он взывает к Богу о помощи и просит об услышании своей молитвы. Они глумились, как бы так говорит он, и всячески поносили меня, а я с молитвою моею обращаюсь к Тебе, Боже, и дерзаю просить Тебя: не время ли Тебе явить благоволение ко мне? По преизбытку милости Твоей, услышь меня: Ты верен обетованиям Своим о спасении, и потому я надеюсь быть услышанным во истине спасения Твоего. Изречения этого стиха в прообразовательно-пророческом смысле, в отношении к Иисусу Христу, имеют близкое сходство с молитвою Его к Отцу Небесному, когда Он, по закону человеческой природы желая освободиться от страданий, говорит: «Отче! избавь Меня от часа сего!» ( Ин.12:27 ), а также: «Отче Мой! Да минует Меня чаша сия» ( Мф.26:39 ). А за несколько часов раньше сего, после беседы с учениками, как Сын Божий Он возглашал к Отцу: «Отче! пришел час (время благоволения, Боже): прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя (во истине спасения Твоего), да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь Вечную» ( Ин.17:1–2 ).
Брение – значит вообще: «грязь»; а здесь – «болотная тина», или трясина, которая так затягивает упавшего в нее, что он никак не может высвободиться из нее. Поэтому выражение: спаси мя от брения – значит: «извлеки меня из тины»; да не углебну (от слова «углебати», см. ст. 3) значит: «чтобы мне не погрязнуть, не потонуть». Ровенник (от слова «ров») значит: «колодезь с водою», также – «пропасть». Тина (брение), воды и ровенник употреблены пророком, очевидно, в переносном смысле, как образы великих опасностей и бед (см. Пс.17:17, 29:2–4 ). Как выше (в ст.3) он жаловался на приключившиеся ему несчастья и опасности, так теперь умоляет о том, чтобы те же несчастья не подвергли его окончательной погибели, и, воодушевленный надеждою на милость Божию, просит Господа о спасении от всех бед и о избавлении от всех врагов (от ненавидящих его), причинявших те бедствия (как и в Пс.17:18 ). Бедственное положение изображаемого пророком страдальца было близко к отчаянию, и он сравнивает его поэтому с падением в колодезь (ровенник), готовый сведением краев своего отверстия поглотить навсегда упавшего в него. Всеми этими образными изречениями Давид пророчески предызображал страждущего Спасителя, приближавшегося к смертной пропасти: ад растворяет на Него свои челюсти, и Богочеловек просит, чтобы буря гнева не поглотила человечество – чтобы ад, приняв Его, не удержал Его в своей власти: да не сведет над Ним ровенник уст своих.
Пс.68:17–19 Услыши мя, Господи, яко блага милость Твоя: по множеству щедрот Твоих призри на мя. Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю: скоро услыши мя. Вонми души моей и избави ю: враг моих ради избави мя.
Изречениями этих стихов изображаемый в псалме страдалец молится Богу об услышании его мольбы и в основание своей молитвы полагает благую, или, что то же, великую милость Божию. И далее, называя себя отроком Господним, в смысле раба или слуги (отрок значит «слуга», см. Мф.8:6, 9:13 ), беспрекословно исполняющего волю Божию, умоляет, чтобы Господь не отвратил лица Своего от него и поскорее услышал молитву его. Выражение призри на мя означает то же, что самым делом покажи, что Ты меня услышал и потому воззри на меня и подай нужную помощь. Неоднократным повторением одного и того же прошения об услышании моления усиливается выразить и тяжесть своей скорби, и усердную и искреннюю, неотступную молитву. Слова вонми души моей в переводе с еврейского читаются так: «приблизься к душе моей», но это не значит, чтобы страдалец представлял Бога удаленным от себя, а говорил так, судя по внешним обстоятельствам и по отношениям к нему врагов его, которые думали, что Бог не являет ему Своей помощи и удалился от него. Почему и просит оказать ему скорую помощь и избавление ради врагов его. В пророческо-прообразовательном смысле страдалец сей – не кто иной, как Сам Господь наш Иисус Христос, Которого евангелист в соответствии со словами пророка Исайи называет отроком Господним ( Ис.42:1 ; Мф.12:18 ), и Который молился Отцу Небесному об удалении от Него чаши скорбей и страданий, причиненных Ему врагами, если это возможно ( Мк.14:34–35 ).
Пс.68:20 Ты бо веси поношение мое, и студ мой, и срамоту мою: пред Тобою вси оскорбляющий мя. Здесь пророк выражает пред Богом причину своей скорби.
Я удручен, как бы так говорит он, тяжелою скорбью, но Тебе Господи, известны не только самая скорбь моя, но и причины этой скорби Тебе известно то поношение, которому подвергли меня враги мои, Ты знаешь стыд и посрамление, какие принужден я терпеть от них, и все оскорбляющие меня, враги мои, – все они пред Тобою. Так, если не жаловался, то мог жаловаться на врагов Своих Господь Иисус Христос, Который видел поношения и осмеяния, наносимые Ему со стороны неверующих иудеев, которые называли Его «ядцей и винопийцей, другом мытарей и грешников» ( Мф.11:19 ), беснующимся ( Ин.8:48 ) и богопротивником, думая тем причинить Ему студ и срамоту и забывая о том, что все они, со всеми их злобными действиями и словами, находятся пред Богом, под наблюдением Его всевидящего ока. Таково состояние человека, со всех сторон окруженного врагами, наносящими ему оскорбления. Он в этом случае может уподобиться беззащитной овце, на которую среди поля со всех сторон готовы броситься волки и разорвать ее своими зубами. Но Господь Бог, Которого он не перестает призывать в молитве и от Которого ничто не сокрыто, не допустит врагов погубить оскорбляемого ими.
Пс.68:21–22 Поношение чаяше душа моя и страсть: и ждах соскорбящаго, и не бе, и утешающих, и не обретох. И даша в снедь мою желчь, и в жажду мою напоиша мя оцта.
Страсть значит: «страдание, горе, несчастие»; оцет значит: «уксус»; снедь – «пища». Изречениями этих стихов Давид, очевидно, выражает не свои личные страдания и скорби или какого-либо другого страдальца, ему современного, а, прозревая в тайны Царства Мессии, изображает страдания и предсмертные скорби Богочеловека, Который, согласно со свидетельствами евангелистов, мог говорить о Себе: предчувствовало сердце Мое о том поношении, какому подвергли Меня враги Мои, оскорбляющие Меня, и Я ожидал тех страданий, которые они Мне причинили. Я мог ожидать сочувствия ко Мне со стороны близких Моих, и ниоткуда его не было, желал иметь утешителей, и таковых не нашел. И дали Мне в пищу желчь, и в жажде Моей напоили Меня уксусом ( Мф.26:37–38, 27:34 ; Мк.15:36 ). Евангелист Иоанн говорит: «Иисус, зная, что уже все совершилось, да сбудется Писание, говорит: жажду. Тут стоял сосуд, полный уксуса. Воины, напоив уксусом губку и наложивши на иссоп, поднесли к устам Его» ( Ин.19:28–29 ). Евангелист называет здесь Писанием, очевидно, слова этого псалма: «и в жажду Мою напоиша Мя оцта».
Пс.68:23 Да будет трапеза их пред ними в сеть и в воздаяние и в соблазн.
Здесь и в следующих стихах предсказывается о том, что постигнет врагов Христовых. Именно та трапеза с желчию и оцтом, которую они уготовали Христу Спасителю, обратится им самим в сеть, которою они уловлены будут в погибель, и она же послужит им преткновением и возмездием за их злодеяния. Некоторые из отцов Церкви (как св. Иоанн Златоуст, блж. Феодорит и др.) говорят, что именем трапезы псалмопевец выражает здесь пиршество или вообще временное наслаждение, а именем сети, соблазна и воздаяния выражает печаль и наказание [7, с. 537], как бы так говоря, что все, что может составить для них временное наслаждение – пища и питье, – да послужит им в наказание, пусть будет причиною их падения и вместе с тем воздаянием за всю их злобу против Христа. В высшем или таинственном смысле, под трапезою можно разуметь богодухновенные Писания, занятия которыми и истинное разумение смысла и значения которых составляет пищу разумных душ, а слово их питает подобно трапезе. Но иудеи, хотя и хвалятся знанием Писаний, но, не уразумев и не приняв истинного смысла их, сами уловляются ими в сеть; Писания послужили для них соблазном или преткновением, потому что, читал Писания и держась одного буквального смысла их, они не уразумели сказанного в них о пришествии Христа Спасителя в мир и не приняли Его ( Рим.11:9 ; Ин.1:11 ), и таким образом эта духовная трапеза (Священное Писание или Божественное Откровение) послужила им причиною скорби и бедствий, так как они были пленены римлянами и город их спустя 40 лет по вознесении Господа был опустошен.
Пс.68:24 Да помрачатся очи их, еже не видети, и хребет их выну сляцы.
В виде пожелания бедствий в наказание врагам Христовым, за их злобу против Спасителя, псалмопевец пророчествует здесь о поражении этих врагов слепотою и лишением физической силы или способности к работе. Хребет значит: «спина», также «поясница, чресла»; сляцы (от слова «сляцати» – «сгибать, скорчивать») значит: «расслабь, согни». Выну – «навсегда». Лишить человека зрения и физической силы значит отнять у него всякую возможность к труду или к какой бы то ни было деятельности и таким образом лишить его возможности причинять вред другому. Да помрачатся, говорит он, глаза их, чтобы не видеть, и чресла их расслабь навсегда, или (по пер. с греч.) «хребет их навсегда согни в дугу». Так как здесь предсказывается наказание не одному или нескольким отдельным личностям, а целому народу иудейскому за его неверие и озлобление против Христа Спасителя, то и зрение и силу нужно разуметь не физические или телесные, а духовные, т.е. умные очи, уши, рассудок, и силу духа как свободу, или правоспособность к самоопределению, к самостоятельной работе. Душевные очи иудеев, говорит пророк, помрачатся, и они не увидят Света, «просвещающего всякого человека, приходящего в мир» ( Ин.1:9 ), и не будут в состоянии созерцать Солнце Правды – Христа. И сбывается над ними, по словам евангелиста ( Мф.13:14 ) пророчество Исайи ( Ис.6:9 ), которое говорит: «Слухом услышите, и не уразумеете; и глазами смотреть будете, и не увидите». В соответствие сему и слова: хребет их выну сляцы (согни в дугу) – означают «лишение свободы», или «рабство», которому имели впоследствии подвергнуться иудеи навсегда, потому что порабощенным свойственно ходить с поникшим лицом, отчасти потому, что они поднимают на плечи и носят тяжести и бремена господ своих, отчасти же потому, что обременены печалью и скорбью сердец своих. В каковом состоянии потомки иудеев пребывают и доныне, как повсюдные чужестранцы, не имеющие гражданской равноправности наравне с другими народами.
Пс.68:25–26 Пролий на ня гнев Твой, и ярость гнева Твоего да постигнет их. Да будет двор их пуст, и в жилищах их да не будет живый.
Продолжая пророчество о бедствиях врагов Христовых, Давид призывает на них ярость (высшую степень) гнева Божия в таких выражениях: излей на них ярость Твою, и пламень гнева Твоего да обымет их, чтобы они не имели ни в чем успеха, ни отрады, – чтобы истреблено было даже потомство их: да будет жилище их пусто, и в селениях их да не будет живущего. Двором, по толкованию Зигабена, вообще называет город Иерусалим, в котором водворялись, т.е. жили, все убийцы Спасителя, а жилищами, в частности, называет дома их [7, с. 539]. И в действительности сбылось то, что здесь предсказано об Иерусалиме и о всей вообще Иудейской области: опустел Иерусалим и вся Иудея после страшного опустошения их Титом и Веспасианом, как предсказал за несколько лет до этого страшного события и Сам Спаситель словами: «Се оставляется вам дом ваш пуст» ( Мф.23:38 ): никто из убийц Господа, по опустошении Иерусалима римлянами, не жил в домах своих. Слова сего псалма о запустении Иерусалима приводит в речи своей к иудеям и св. апостол Петр, разумея в них пророчество об Иуде предателе, который был также в числе сообщников-богоубийц иудейских ( Деян.1:20 ).
Пс.68:27 Зане егоже Ты поразил еси, тии погнаша, и к Болезни язв моих приложиша.
Словами сего стиха псалмопевец прямо говорит от лица Мессии, Господа Иисуса Христа, Который подобное же изречение другого пророка ( Зах.13:7 ) о поражении пастыря Сам относит лично к Себе, говоря в Своей последней беседе с учениками: «Вси вы соблазнитеся о Мне в нощь сию: писано бо есть: поражу пастыря, и разыдутся овцы» ( Мк.14:27 ; Мф.26:31 ). Поражение это есть не что иное, как попущение со стороны Бога Отца на предание смерти за грехи всех людей Сына Божия, о Котором предсказывал пророк Исайя ( Ис.53:6 ): «Господь предаде Его грех ради наших», и о Котором Сам Иисус Христос говорит: «Тако бо возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единородного дал есть, да всяк веруяй в Онь не погибнет, но имать живот вечный» ( Ин.3:16 ). Того, говорит пророк, которого Ты поразил, они погнали, и боль ран моих увеличили, т.е. они бесчеловечно преследуют, мучат того, кто и так уже наказан Богом, к Божиим поражениям прилагают свои: увеличивают и усиливают болезни и страдания мои язвами разных клевет, насмешек и ругательств. Так толкует этот стих и св. Афанасий Александрийский [3, с. 232].
Пс.68:28–29 Приложи беззаконие к беззаконию их, и да не внидут в правду Твою. Да потребятся от книги живых, и с праведными да не напишутся.
Господь Бог, по словам апостола, «егоже хощет, милует, а егоже хощет, ожесточает» ( Рим.9:18 ), как, например, ожесточил сердце гонителя евреев фараона ( Исх.10:1 ), чтобы показать над ним силу Свою, и чтобы проповедано было имя Бога Израилева по всей земле ( Исх.9:16 ). По судьбам правды Своей, Он попускает нечестивым и беззаконным людям еще глубже пасть в грех и тем как бы «прилагает беззаконие к беззаконию их» (ср. Откр.22:11 ), чтобы они ожесточились и сделались неспособными войти в правду Божию, т.е. получить оправдание. В состоянии нравственного ожесточения они сделаются неспособными к раскаянию и воспользоваться милостью прощения и оправдания: да не внидут в правду Твою, – это последняя и самая высшая степень из всех тех бедствий и наказаний, которые призывает пророк на главы беззаконных распинателей Христа. Вместе с лишением надежды на оправдание, ожесточенные и нераскаянные грешники исключаются из числа спасаемых, считаются изглаженными из книги (потребятся от книги живых), лишаются права наследия вечной жизни, уготованного праведникам небесного вечного блаженства: и с праведными не напишутся – с теми, имена которых, по слову Самого Христа Спасителя, «написана суть на небесех» ( Лк.10:20 ).
Пс.68:30–32 Нищь и боляй есмь аз: спасение Твое, Боже, да приимет мя. Восхвалю имя Бога моего с песнию, возвеличу его во хвалении: и угодно будет Богу паче тельца юна, роги износяща и пазнокти.
Прообразуя собою грядущего на спасение мира Мессию, Давид говорит здесь, по-видимому, о себе, но слова его, особенно первое изречение, с большею точностью могут быть отнесены к Тому, Кто, будучи богат в такой степени, что обладает всем миром, обнищал ( 2Кор.8:9 ) до того, что родился от бедной Девы Матери, и не в доме, а в пещере, и положен был в яслях, а не на одре; Кто носил одежду самую простую и малоценную, пропитание получал от других, не имея даже собственной хижины. Он же, этот нищь (см. в Пс.39:18 ), претерпел и болезни и страдания за грехи людей, как говорит Исайя пророк ( Ис.53:3–4 ). Далее псалмопевец высказывает полную и несомненную уверенность в спасении, которое он получит от Бога: я же, говорит он, хотя беден и страдаю, но пребываю в той спасительной уверенности, что помощь Твоя Боже, восставит меня. Затем он выражает желание и обещание прославлять Господа жертвою благодарения в песни и в славословии, опять же в полной и непоколебимой уверенности, что такая жертва, как жертва внутренняя от искреннего сердца, от души приносимая, будет приятнее Богу, нежели приношение юного тельца, жертва кровавая, хотя бы и ценная, но внешняя; и таким образом он оказывает предпочтение жертве словесной пред бессловесной, будущей новозаветной пред ветхозаветною. Выражение роги износяща и пазнокти (копыта) означает молодого быка, носящего рога и имеющего раздвоенные копыта, каковых и повелено было в Ветхом Завете приносить как лучшую жертву Богу ( Лев.4 и др.). По словам св. Афанасия Великого, здесь благовествуется, что кровавых жертв уже не будут приносить, – их заменят жертвы хваления, духовные [3, с. 233].
Пс.68:33–34 Да узрят нищии и возвеселятся: взыщите Бога, и жива будет душа ваша. Яко услыша убогия Господь, и окованныя Своя не уничижи.
Под нищими, о которых говорит здесь псалмопевец, нужно разуметь, по словам того же св. Афанасия, уверовавших во Христа [3, с. 233] и во всем последовавших за Ним, которых Он и Сам называет «нищими духом» ( Мф.5:3 ). Когда сии нищии узрят спасение Божие и помощь, явленные Страдальцу-Праведиику, тогда и сами возвеселятся, обрадуются Его спасению, потому что увидят в нем залог и своего спасения. А обращаясь далее к ним непосредственно, псалмопевец говорит: ищите же Бога вы, смиренные (нищии) и страждущие, стремитесь всем сердцем своим, идите к Нему, и оживет душа ваша. Он Сам зовет вас: «Приидите ко Мне. возмите иго Мое на себе. и обрящете покой душам вашим» ( Мф.11:28–29 ). Ибо Господь внимает молитвам нищих и не пренебрегает узников Своих и (окованныя Своя не уничижи). Под окованными, равно как и убогими, разумеются также уверовавшие из язычников, которые до обращения своего ко Христу были как бы окованы узами страстей и самого гнусного нечестия. Таких убогих и окованных Господь не презрел, но внял их бедственному положению и призвал в Свое благодатное Царство.
Пс.68:35–37 Да восхвалят его небеса и земля, море и вся живущая в нем. Яко Бог спасет Сиона, и созиждутся гради Иудейстии, и вселятся тамо и наследят и: и семя рабов Твоих удержит и, и любящии имя Твое вселятся в нем.
Словами: да восхвалят Его небеса и земля – псалмопевец призывает к прославлению Бога все разумные существа, живущие на небе и на земле, т.е. ангелов (см. Кол.1:16 ) и человеков, а словами: море и вся живущая в нем – указывает на то, что Господа Бога должны прославлять не только разумные и словесные, но и все неразумные и бессловесные твари, потому что языка человеческого, по словам блж. Феодорита, недостаточно для того, чтобы поведать милости Божии [6, с. 326]. А по словам св. Афанасия, «Если радость бывает на небесах о едином кающемся грешнике, то не гораздо ли больше будут радоваться по освобождении всей земли?» [3, с. 233]. Под именем Сиона св. отцы в прообразовательном смысле разумеют Святую Церковь Христову – новый Сион, а под именем градов иудейских – христианские храмы, которые устрояются и будут устрояться (созиждутся) во всех тех местах и городах, где будут жить (вселятся) христиане, которые и будут наследниками будущего Царства Христова (наследят и). Под семенем рабов Божиих в буквальном смысле можно разуметь еврейский народ, но по связи с предыдущими словами и имея в виду преобразовательный смысл всей этой речи, под именем рабов Христовых нужно разуметь апостолов, которые сами называют себя «рабами Христа» ( Рим.1:1 ; 2Пет.1:1 ), а семя рабов – это ученики апостолов и последователи их учения – все христиане православные, как рожденные апостолами чрез крещение водою пакибытия. Им будет принадлежать св. Сион, или храм Иерусалимский и самый Иерусалим, в котором всегда будут жить (вселятся в нем) любящие и призывающие имя Господа Иисуса Христа, т.е. христиане. Под именем Сиона псалмопевец разумеет не только земной Сион, но вместе с тем пророчествует и о «небесном Сионе» ( Евр.12:22 ), который не только наследуют, но в котором вселятся навсегда все любящие Христа, Сына Божия.
В стихах 23–29 псалмопевец выражает строгие прещения и казни от Бога тем злочестивым врагам и ненавистникам его, которые восстали на неповинного и подвергли тяжким страданиям, домогаясь конечной погибели его. Во всех выражениях этих стихов незнакомые с духом Ветхозаветного Писания могут усматривать несвойственные кроткому Давиду чувства озлобления и мщения со стороны псалмопевца за причиненные ему страдания. Но такой взгляд, или такое понимание означенных стихов этого псалма было бы ошибочно и несогласно с духом пророческих Писаний Ветхого Завета. Во-первых, мы уже заметили (при объяснении 1-го стиха), что Давид, прообразовавший в лице своем грядущего Мессию, говорит о себе и не от себя, а по внушению Духа Святого пророчески вещает о Христе Спасителе, а потому и клятвы псалмопевца на врагов своих, имеющие в отношении ко врагам Давида только общее значение молитвы об отмщении, буквально исполнились на Иуде предателе и на врагах Христовых: их прежнее жилище лежит в развалинах, земля опустошена, а потомки их более 18 столетий ходят согнувшись по всему свету, не имея ни князя, ни царя своего, и лишенные возможности услышать слово Господне, как предсказали потом Осия ( Ос.3:4 ) и Амос ( Ам.8:11–12 ) и о чем засвидетельствовано не только св. апостолами, но и Самим Иисусом Христом ( Мф.23:38 ; Ин.17:12 ). Притом, если и допустить, что Давид как человек древнего мира, перенося незаслуженные преследования от врагов своих, мог естественно разразиться в гневе своем такими пожеланиями страшных прещений и проклятий врагам, то и эти пожелания он изрек не столько по справедливому, личному негодованию на врагов, сколько по ревности о Боге, по сознанию бесчеловечности вражеских отношений к Праведнику – Христу Богу. И такую ревность его нельзя назвать «ревностию не по разуму» ( Рим.10:2 ); напротив, псалмопевец обнаружил здесь такую же святую ревность, какую впоследствии обнаружили Самуил ( 1Цар.15:32–33 ), Илия ( 3Цар.18:40 ; 4Цар.1:10–12 ) и другие пророки; какую показали св. апостолы Иаков и Иоанн – сыновья Зеведея, высказавшие готовность свести, по примеру Илии, огонь с неба на жителей самарянского селения за то, что они не приняли к себе их учителя ( Лк.9:53–54 ), и Сам Иисус Христос, изгнавший из храма Иерусалимского торговцев ( Лк.19:45–46 ).
Поражаясь ревности пророков и апостолов, мы, христиане, последователи Господа нашего Иисуса Христа, не можем и не должны выражать свою ревность так же, как выражали они. Иисус Христос, изгнавший из храма торжников, этим самым засвидетельствовал только о Своем высоком праве как Мессии и Сына Божия – праве судить и наказывать. Нам же, Своим последователям, Он запрещает подобные действия. Иакову и Иоанну, ученикам Своим, заявившим желание низвести с неба огонь на грубых жителей самарянского селения, Он сказал: «Не знаете, какого вы духа: Сын Человеческий пришел не губить души человеческия, а спасать» ( Лк.9:54–56 ). Мы должны выражать ревность о Боге, о вере в Него, о нравственности, о честности и доброй жизни христианской не огнем и мечом, а другими способами: мы должны наставлять, учить, вразумлять, по заповеди апостола, «духом кротости» ( Гал.6:1 ), страхом спасать заблуждающих, «обличать с боязнию, исторгая из огня» геенскаго ( Иуд.1:23 ), и примером собственной благочестивой жизни указывать неведущим истинный путь ко спасению.
Источник: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт 2002. – 992 с. 1SBN 5.7429.0120-8