не волнуйся сказала рыба у меня адвокат акула
Не волнуйся сказала рыба у меня адвокат акула
Сабаба, ахла, балаган — сленг в иврите.
Пожалуй, каждый репатриант считает своим долгом накатать статью о сленге. Старожилам это будет неинтересно, а вот новеньким вполне понравится.
Иврит как современный разговорный язык едва разменял сотню лет. Поскольку исконный иврит был очень богат на описания обрядов, но абсолютно не приспособлен к повседневному использованию, пришлось придумывать буквально тысячи слов, и в Иерусалиме есть даже специальное учреждение, которое именно этим и занимается.
Сленг также является яркой частью языка. И хоть в иврите есть несколько его видов: армейский, ортодоксальный, криминальный, студенческий — существует большой набор слов, которые используются повседневно независимо от места, рода деятельности и общественных кругов.
Примечание. Заглавными выделены буквы, на которые падает ударение. “h” — траснкрипция буквы «ה».
сабАба (из арабского) — отлично, все хорошо, согласен, приемлемо.
Ейх hая бе авода hа иом? сабАба. Как было на работе сегодня? Хорошо.
Ахла (из арабского) — отлично, отличный/ая, класс.
Раити шильшОм Ахла сЕрет. Позавчера я видел отличное кино.
бАса/меваЭс — огорчение, облом, разочарование.
hаЮ лАну тохниЁт лацЭт ле пИкник авАль hитхИл ларЕдет гЭшэм, Эйзе бАса. У нас были планы поехать на пикник, но начался дождь, какой облом.
балагАн (всегда негативно) — беспорядок, проблемы, бардак.
мИшеhу нихнАс ле цОмет бэ адОм, Эйзе балагАн hитхИл! Кто-то заехал на перекресток на красный, какой бардак начался!
Аль hа панИм (дословно «на лице») — действительно плохо, все плохо, хуже некуда, полный писец, плохого качества, отстой.
Эйх hаЯ hа сЭрет? Аль ха панИм. Как было кино? Полный отстой.
комбИна — любое действие/результат сделанные в обход принятых норм, а иногда и законов.
патАрта бэАя им хашмАль? кЭн, бэ комбИна — акАфти эт hа пкак. Ты решил проблему с электричеством? Да, типа того — обошел предохранитель.
hу кибЕль тафкИд бэ комбИна — Аба шелО хавЭр шель манкАль. Он получил эту должность по блату — его отец друг исполнительного директора.
нэшамА/мОтэк/мАми — дружелюбные/ласковые формы обрашения к близким/друзьям/любимым. В Израиле, в отличие от других стран, фамильярность встречается повсеместно, так что не удивляйтесь, если к вам так обратятся и незнакомые люди: таксисты, продавцы.
хавАль ал hа зман/хавлАз (дословно «жаль времени») — первое значение действительно «жаль потерянного времени» в негативном смысле. Второй широко используемый смысл «отлично, круто, что-то с чем-то, обалденно».
этмОль канИти мацлемА хавАль hа зман. Вчера я купил классную камеру.
Чик-чак — быстро, легко, по быстрому, не напрягаясь.
Им нецЭ ахшАв нагиА бэ чик-чак. Если выйдем сейчас, доберемся на раз.
хАлас! (выражение недовольства) хватит, прекрати, надоело.
еладИм хАлас, тафсИку лаасОт балагАн. Дети, хватит! Прекратите устраивать тут балаган.
Я-Алла — восклицание недовольства кем-то или чем-то. Обычно сопровождается местоимением уаказывающим на то/того, чем недовольны.
шув ихАрт бэ шаатАим, я-Aлла итАх! Опять ты опаздала на два часа, надоело!
Еш мацАв — возможно, скорее всего, да.
тухАль ле»есОф отИ бэ хамEш? Еш мацав. Сможешь заехать за мной в пять? Скорее всего, да.
Стам — просто так, даром, зря.
hа hарцаА бутлА, стам бАти. Лекцию отменили, только зря пришел.
ХазлАш (сокращение от «хазарА лэ шигрА») — обратно к рутине, к норме, все как обычно.
ма асИта ахарей hа тиЮль? клум, хазлАш. Что ты делал после возвращения из путешествия? Да ничего, вернулся к обычной жизни.
Эйзэ сэрет (дословно «какое кино») — используется для описания экстраординарных событий, невероятных, которые могут происходить только в кино. Чаще всего в негативном контексте.
канИти квар картисИм лэ тисА аваль бэ шагрирУт америкаИт ло натнУ ли виза, эйзэ сэрет, ло йодАат ма лаасОт ахшАв. Я купила уже билеты на самолет, а в американском посольстве не дали визу, кто бы мог подумать, не знаю что теперь делать.
мАньяк — сволочь, гад, козел, плохой человек. Ничего обшего с русским «маньяк» не имеет.
Арье hивтИах ли трэмп лэ Тель-Авив вэ hиврИз бэ дакА hа тиш»Им, эйзэ мАньяк. Арье обещал трэмп до Тель-Авива и отказал в последнюю минуту, вот же гад.
Текст песни atlantida project — Tahana Merkazit
Оригинальный текст и слова песни Tahana Merkazit:
Из амфитеатра царя Ирода
На семиэтажную станцию
Ехать
Это около того света
Вечное лето, бесконечный транзит
Тахана Мерказит
У меня есть гид, который всегда молчит,
Но за кадром звучит высокий иврит
Аль тидАг амАр адАг, еш ли орЭх дин карИш
(не волнуйся, — сказала рыба, у меня адвокат «акула») изр. выражение
Белые бойлеры, черные бойлеры
«Легко воспламеняем»
Территории-шахматы
Но [. ]Стой и не двигайся
Без паранойи
Аль тидАг амАр адАг, еш ли орЭх дин карИш
(не волнуйся, — сказала рыба, у меня адвокат «акула») изр. выражение
Ло макирА мИшеу ше эйнО цадИк
(Не знаю кого то, кто бы не был праведником)
Перевод на русский или английский язык текста песни — Tahana Merkazit исполнителя atlantida project:
From the amphitheater of King Herod
In the seven-storey station
Go
It is so light
Eternal Summer, endless transit
Taha Merkazit
I have a guide who is always silent,
But off-screen sounds high Hebrew
Al Amar tidAg adatom, Yesh Din whether orEh Carisch
(Do not worry, — said the fish, my lawyer, «Shark») PSI. expression
White water heaters, boilers black
«Inflammable»
Territory chess
But [. ]Stop and do not move
Without paranoia
Al Amar tidAg adatom, Yesh Din whether orEh Carisch
(Do not worry, — said the fish, my lawyer, «Shark») PSI. expression
Lo Makira Misha above Eino tzaddik
(I do not know someone, who would not be righteous)
Если нашли опечатку в тексте или переводе песни Tahana Merkazit, просим сообщить об этом в комментариях.
Толкование на От Матфея 17:27
Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.
Толкование на От Матфея 17:27 / Мф 17:27
Кирилл Александрийский (376−444)
но, чтобы нам не соблазнить их, пойди на море, брось уду, и первую рыбу, которая попадется, возьми, и, открыв у ней рот, найдешь статир; возьми его и отдай им за Меня и за себя
Способный и из земли произвести статир, Он не сделал этого, но сотворил знамение из моря, чтобы научить нас таинству, преисполненному умозрения. Ибо рыбы — это мы, извлеченные из прискорбных волнений жизни, словно бы из моря, и благодаря апостольской уде имеющие в своих устах Христа — царский статир, который был отдан ради двоякого выкупа: ради нашей души и тела, или ради двух народов: иудейского и языческого. И он одинаково искупает как бедных, так и богатых, поскольку и древний закон неотступно требует в равной мере выгоды от драхмы как от богатого, так и от бедного.
Антоний Великий (
но, чтобы нам не соблазнить их, пойди на море, брось уду, и первую рыбу, которая попадется, возьми, и, открыв у ней рот, найдешь статир; возьми его и отдай им за Меня и за себя
Вопрос. Что знаменует Господь, когда велит Петру идти, и бросить сеть, и раскрыть рот первой вытащенной рыбе, и найденные деньги отдать за Себя и Петра тем, кто требует налог и оброк?
Ответ. Думается, что и это не лишено смысла, ибо деньги повелено Петру вынуть изо рта рыбы, выловленной из глубины сетью нашего образа. Мы лежим как на глубине жизни этой, накрытые страстями в потоплении волн греха. Если толкование не таково, то это — мы во владении смерти, в аду. Господь возвращает человека к первоначальному образу, повелевая отдать деньги за Себя и за Петра. Господь был человеком, уподобившимся нам, во всем подчиняясь нашим обычаям, но только оставаясь неподвластным разрушительному злу и не подпадающим бедам. Отдавая за Себя и за Петра статир, Он добровольно «страдает» за Церковь. Ибо Он сказал тому: «Ты — Петр, и на этом камне я возведу Мою Церковь» (Мф. 16:18), — Сам ее наставляя (возводя). Ибо вознаграждение для душ — Божественное наставление, камень которого во главе угла — это Владыка всех Христос, о Котором сказал божественный Песнопевец: «Для иудеев Закон был во главе угла». И еще он же сказал от лица Господа: «В начале Писаний написано обо Мне» (Пс. 39:7−8), — Иоанн явным образом возглашает: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин. 1:1), Который соединился с плотью, и Собой наставляет нас, и тем, что сказал о рыбе и о статире. Он повелевает не противиться ни царю, ни князю, ибо тот со своей стороны отдает тебе повеления — без подлости, но по закону давать налог, вместе с собой возвещая этим и Бога. Откуда бы Он знал, если бы Он был человеком (как говорят без ума богоборцы), что рыба в пучине имеет статир во рту. Что статир лежит не во плоти, но во рту. И затем: что она первая попадет в ловле таким образом, что она предупредит других быть пойманной. Это точно принадлежит Богу: предсказать уловление той рыбы, которая держит деньги во рту. Если говорить более реалистически, то невидимой Божией силой рыба велась силой Того, Кто в древности повелел киту приять Иону и без вреда сохранить его три дня на глубине, чтобы затем целым и здоровым извергнуть на сушу. Если рыба взяла статир, который лежал на глубине, и первая, без споров, [сделала то, что] прорек Бог; и рыба, несшая что-то, первая была уловлена из всех своих сродников, то скорее и истовее во время нужды твоей Тот, Кто составил от небытия все и сотворил статир, и вложил [рыбе], и пригнал к рыбаку: вполне искушенно Петру повелел забросить в море удилище. О Нем царь и божественный Песнопевец сказал: «Бог наш на небесах и земле, в море и во всех безднах. Все, что пожелал, сотворил»(Пс. 113:11).
Источник: Вопросы св. Сильвестра и ответы прп. Антония. Вопрос 204.
Исидор Пелусиот (350/60−435/40)
но, чтобы нам не соблазнить их, пойди на море, брось уду, и первую рыбу, которая попадется, возьми, и, открыв у ней рот, найдешь статир; возьми его и отдай им за Меня и за себя
Статир, сокрытый в рыбе, который повелено было Ап. Петру изъять из глубины, означал покрытый страстями образ, который к первообразу возводит в Себе Господь. Ибо Он соделался Человеком, подлежащим всему, чему подлежим мы, и Он не дозволяет нам противиться царю, когда царь повелевает безвредное, и показывает в Себе действенность Божественной силы.
Источник: Письма. Книга I.
Иоанн Кронштадтский (1829−1908)
но, чтобы нам не соблазнить их, пойди на море, брось уду, и первую рыбу, которая попадется, возьми, и, открыв у ней рот, найдешь статир; возьми его и отдай им за Меня и за себя
Вот как делает Владыка неба и земли! Как Единородный Сын Отца Небесного, Владыки и Царя всего мира, Он не должен был бы по всей справедливости платить за себя и за апостолов, как верных чад Отца Небесного, дани царям земным; но чтобы не заставить говорить о себе невыгодно людей, требовавших подати, Он расплачивается и очень просто, и очень щедро, как полновластный Владыка земли и моря, — заимствуя плату не у людей, а из моря, из уст рыбы! Видишь Его владычество Божественное?
Видишь всеведение? Он видит в море рыбу с драгоценным камнем в устах прежде, чем брошена удица, и вдали от моря!
Источник: Дневник. Том I. 1856.
Иероним Стридонский (
но чтобы нам не соблазнить их, пойди на море, брось уду, и первую рыбу, которая попадется, возьми; и, открыв у ней рот, найдешь статир; возьми его и отдай им за Меня и за себя
Источник: Толкование на Евангелие от Матфея.
Онуфрий (Гагалюк) (1889−1938)
Чтобы нам не соблазнить их
Сам Господь Спаситель совершал Свои дела на земле в зависимости от Своих слушателей и заботою Его являлись малые сии. Как же осторожным нужно быть нам всем, чтобы не соблазнить ближних. А сего нужно нам воспитывать в себе смирение и любовь сострадательную к людям. Только гордый и эгоист не хочет считаться с чужим мнением… Конечно, здесь нет и речи о каком-либо «благочестивом обмане», как это предлагают католики. Нужно хранить глубокую чистоту во всех своих делах, словах и мыслях, при осторожной, внимательной мудрости змеиной…
Источник: Письма и статьи. Над Словом Божиим (Толкование на Cвященное Писание).
Феофилакт Болгарский (
но чтобы нам не соблазнить их, пойди на море, брось уду и первую рыбу, которая попадется, возьми; и, открыв у ней рот, найдешь статир; возьми его, и отдай им за Меня и за себя
Источник: Толкование на Евангелие от Матфея.
Ориген (
но, чтобы нам не соблазнить их, пойди на море, брось уду, и первую рыбу, которая попадется, возьми, и, открыв у ней рот, найдешь статир; возьми его и отдай им за Меня и за себя
Этой монеты не было в доме Иисуса, но она оказалась в море, во рту морской рыбы, которая, как я думаю, была облагодетельствована и попала на удочку Петра, ставшего ловцом человеков, среди которых была и эта образно называемая рыба, чтобы у нее забрать монету с изображением кесаря и чтобы она оказалась среди тех, кого поймали люди, научившиеся ловить людей. Итак, имеющий кесарево пусть отдает его кесарю, чтобы после этого он смог отдать Божие Богу.
И поскольку Иисус, будучи образом Бога невидимого (2 Кор. 4:4), не имел изображения кесаря (ибо князь века сего не имел в нем ничего), то Он берет изображение кесаря не у себя, а из подходящего места в море, чтобы отдать земным царям за Себя и за Своего ученика, чтобы собиратели дидрахм не считали Иисуса должником своим и земных царей, ибо Он уплатил долг, не взяв его и ни приобретя, ни добыв и ни сделав его когда-либо Своей собственностью, чтобы никогда изображение кесаря не было рядом с образом Бога невидимого.
Источник: Комментарии на Евангелие от Матфея.
Евфимий Зигабен (
но да не соблазним их, шед на море, верзи удицу, и, юже прежде имеши рыбу, возми: и отверз уста ей, обрящеши статир: той взем даждь им за Мя и за ся
Показав прежде, что Он Сам не должен платить дани по Своему Божеству, повелевает, однако, дать по Своему человечеству, чтобы они не соблазнились тем, будто Он бесчестит Бога, не желая и Сам дать дидрахму. Из моря повелел достать, показывая этим, что будучи Богом всего, повелевает и морю, которое, повинуясь Его повелению, посылает рыбу, приносящую дань за Господа; и не только за Него одного, но и за первого из Его учеников, так как Петр также был первенцем. И прежде различным образом Он показывал это, — когда укротил бурю и когда ходил по морю, как по суше. Это же и теперь показывает иным способом, везде обнаруживая подчинение его. Статир также род денег, равняющийся двум дидрахмам. Смотри, как теперь Он не желает соблазнить иудеев, — а в другом месте Он пренебрег соблазном фарисеев, когда говорит о пище. Этим показывает, что иногда нужно остерегаться соблазна, а иногда — пренебрегать им, но делать то и другое с рассуждением. Вообще, нужно пренебрегать соблазном в том, что говорится или делается по заповеди Божией, а в том, что делается по нашему произволению, следует избегать соблазна, как заповедал Василий Великий.
Источник: Толкование Евангелия от Матфея.
Лопухин А.П. (1852−1904)
но, чтобы нам не соблазнить их, пойди на море, брось уду, и первую рыбу, которая попадется, возьми, и, открыв у ней рот, найдешь статир; возьми его и отдай им за Меня и за себя
Статир состоял из четырех драхм, поэтому назывался тетрадрахмой: его не следует смешивать с золотым статиром (20 драхм).