не та земля дорога где медведь живет а та где курица скребет смысл
Не та земля дорога где медведь живет
Пословица про торговлю:
Не та земля дорога, где медведь живет; а та, где курица скребет.
Смысл пословицы
Смысл этой пословицы можно понять исходя из того, что она про торговлю. Дополнительную информацию можно почерпнуть из описания похожих пословиц и выражений.
Похожие пословицы и выражения
Пословицы отмеченные звёздочкой содержит подробное описание, раскрывающее их значение и смысл.
Смотрите все пословицы про торговлю
Скачать пословицу
Вы можете скачать изображение с текстом пословицы, поделиться им с друзьями в социальных сетях либо использовать в презентациях. Для скачивания, нажмите на картинке.
Задать вопрос
Свои вопросы, предложения и замечания присылайте через предложенную ниже форму.
Благодаря Вашим отзывам и оценкам, мы постараемся сделать проект «Игра слов» ещё лучше.
Не та земля дорога, где медведь живет; а та, где курица скребет.
Смысл пословицы
Толкование пословицы «Не та земля дорога, где медведь живет; а та, где курица скребет.» по словарю Ожегова С.И. и Шведовой Н.Ю.
1. Соединяет предложения или члены предложения, выражая противопоставление, сопоставление. Он поехал, а я остался. Пиши ручкой, а не карандашом. Красив, а не умён.
2. Присоединяет предложения или члены предложения со значением добавления чего-н. при последовательном изложении, со значением пояснения, возражения, усиления, перехода к другой мысли. На горе дом, а под горой ручей. Было бы болото, а черти найдутся ( посл. ). Что ты сегодня делаешь? а завтра? Он не виноват. А кто же виноват, если не он?
3. употр. в начале вопросительных и восклицательных предложений, а также в начале речи для усиления выразительности, убедительности (часто в сочетании с местоимениями, наречиями, другими союзами). А как нам будет весело! А всё-таки я не согласен.
А то! (а то как же!) ( прост. ) в ответной реплике выражает: 1) уверенное согласие, подтверждение. Замёрз? А то! Мороз на дворе; 2) ироническое несогласие, отрицание. Он пойдёт? А то! Дожидайся!
1. Обозначает вопрос или отклик на чьин. слова. Пойдём гулять, а? Почему ты не отвечаешь? А? Что такое?
2. Усиливает обращение. Ваня, а Ваня!
3. [ произносится с различной степенью длительности ]. Выражает уяснение, удовлетворенное понимание. А-а, так это были вы! Почему ты не звонил? Не работал телефон! А-а! А-а, так вот в чём дело!
А 3 [ произносится с различной степенью длительности ], межд. Выражает досаду, горечь, а также удивление, злорадство и другие подобные чувства. Что я наделал? А-а! А, попался!
ГДЕ. 1. мест. нареч. и союзн. сл. В каком месте. Г. вы работаете? Город, г. я жил.
2. мест. нареч. То же, что где-нибудь ( прост. ). Поищи, не потерял ли г.
3. частица. употр. для выражения отрицания, сомнения ( разг. ). Отдохнул? Г. отдохнул! Работы много. Я сделаю. Г. тебе.
• Где уж (где там, где тут, где уж там, где уж тут) ( разг. ) то же, что где (в 3 знач. ), какое!, какое там! Где уж тебе понять! (т. е. ты, конечно, не поймёшь). Ты теперь богач. Где уж там богач!
Где ни на есть ( прост. ) где угодно, в каком угодно месте.
1. Имеющий высокую цену, а также (о цене) высокий. Дорогие меха (ценные). Дорого ( нареч. ) стоит что-н. Д. ценой получить что-н., заплатить за что-н. ( перен. : ценой больших жертв, усилий).
2. Стоящий больших усилий, жертв. Дорогая победа.
3. кр. ф. Такой, к-рым дорожат. Подарок дорог как память.
4. полн. ф. Любезный, милый, любимый. Д. друг. Рад тебя видеть, д. ( сущ. ; дружеское обращение).
• Дорогого стоит что о чёмн. важном, значительном. Это признание дорогого стоит.
Себе дороже ( разг. ) плохо для самого себя, хуже себе же самому.
1. (в терминологическом значении З прописное). Третья от Солнца планета Солнечной системы, вращающаяся вокруг Солнца и вокруг своей оси. З. планета людей.
2. Суша в противоположность водному или воздушному пространству. На корабле увидели землю. Большая з. (материк или берег материка в речи мореплавателей, жителей острова).
3. Почва, верхний слой коры нашей планеты, поверхность. Обработка земли. Сесть на землю. Из-под земли добыть (достать) что-н. (также перен.: с большим трудом). Как сквозь землю провалиться (исчезнуть неизвестно куда; разг.).
4. Рыхлое тёмно-бурое вещество, входящее в состав коры нашей планеты. З. с песком и глиной.
5. Страна, государство, а также вообще какая-н. большая территория Земли ( высок. ). Родная з. Русская з. Чужие земли.
6. Территория с угодьями, находящаяся в чьёмн. владении, пользовании. Собственность на землю. Аренда земли.
7. В Австрии и Германии: административно-территориальная (федеративная) единица.
1. мн. Одомашненный вид птиц отряда куриных, с кожным выростом на голове (гребнем) и под клювом (серёжками). Мясные, яйценоские (яичные), декоративные, бойцовские породы кур. Держать, разводить кур. Корм для кур. Курятник для кур. Куры на насесте.
2. Самка фазана, цесарки, перепёлки и нек-рых других куриных.
3. Самка домашних кур. К. с цыплятами. К.-несушка. Как к. с яйцом носится кто-н. (уделяет слишком много внимания кому-чему-н. незначительному; разг. неодобр. ). К. не птица, баба не человек ( посл. ). Голодной курице просо снится ( посл. ).
4. Мясо домашних кур, курятина; кушанье из такого мяса. Жареная, тушёная, варёная к. Салат с курицей.
• Денег куры не клюют у кого ( разг. )очень много.
Как мокрая курица (мокрые курицы) кто ( разг. )о жалком на вид человеке. Как мокрая курица ведёт себя кто-н. (вяло, безвольно).
Курам на смех ( разг. )о чём-н. совершенно нелепом.
Пишет как курица лапой кто ( разг. шутл. )о неразборчивом письме, каракулях.
С курами ложиться, с петухами вставать ( разг. )рано ложиться и рано вставать.
Слепая курица ( разг. шутл. )о том, кто не разглядел что-н., плохо видит.
Спор о курице и яйце бесполезный и неразрешимый спор.
• Куриная слепота 1) то же, что курослеп; 2) резкое ослабление зрения в темноте, при слабом освещении.
1. Крупное хищное млекопитающее с длинной шерстью и толстыми ногами, а также его мех. Белый м. Бурый м. Двум медведям в одной берлоге не ужиться ( посл. ). Делить шкуру неубитого медведя ( погов. о тех, кто делит между собой доходы, выгоды, к-рых ещё нет и, возможно, вообще не будет; разг. ирон. ). м. на ухо наступил кому-н. (о том, кто полностью лишён музыкального слуха; разг. шутл.).
2. перен. О неуклюжем, неповоротливом человеке ( разг. ).
• Медвежий угол захолустье.
Медвежья болезнь ( разг. ) расстройство кишечника при волнении, испуге.
Медвежьи объятия ( разг. шутл. ) тяжёлые и неловкие.
Медвежья услуга неловкая помощь, услуга, причиняющая только вред.
1. Служит для выражения отрицания при разных членах предложения. Не уходи. Не я же это сказал. Он живёт не один. Съездил не без пользы (с некоторой пользой). Не могу не согласиться (вынужден согласиться). Он человек не неприятный.
2. При противопоставлении двух предложений отрицает ситуацию, о к-рой сообщается в первом из них. Не лёд трещит, не комар пищит, то кум до кумы судака тащит (шуточная песня).
3. При повторении словоформ, находясь между ними, оформляет первую часть сложного предложения, выражая неопределённость состояния, противопоставляемого чему-н. другому. Спит не спит, а вроде как задремал. Болит не болит, а ноет.
4. При повторении словоформ, находясь между ними, оформляет первую часть сложного предложения, выражая безразличие по отношению к следствию, результату. Хочешь не хочешь, а идёшь. Дождь не дождь, а придёт. Убеждай не убеждай, сделает всё равно по-своему.
5. При повторении словоформ, находясь между ними, оформляет первую часть сложного предложения, выражая неполное отрицание при противопоставлении. Дурачок не дурачок, а с придурью.
6. Соединяя неопр. и личную форму одного и того же глагола, выражает отрицание того, что противопоставляется чему-н. другому. Бить не бьёт, а ругается. Любить не любит, а ревнует.
7. То же, что нет (в 1 знач. ) ( прост. ). Хочешь чаю. Не.
• Не без того (не без этого) ( разг. ) употр. как положительный ответ, выражение согласия, принятия. Ты, кажется, устал? Не без того.
Не до кого-чего кому ( разг. ) нет возможности, времени или неинтересно обратить внимание на кого-что-н., заниматься кем-чем-н. Мне не до развлечений. Ему не до меня.
Не-а ( прост. ) то же, что нет (в 1 знач. ) (обычно в детской речи). Замёрз? Не-а!
1. мест. указат. Указывает на что-н. удалённое в пространстве или во времени, а также на уже упоминавшееся в речи и уже известное. Т. дом. В т. раз. В т. год. На том берегу. По ту сторону. В т. день было холодно.
2. мест. указат. В главном предложении указывает на предмет, обозначенный союзным словом в начале придаточного. Спрошу у того, кто знает.
3. мест. указат. Со словами «самый», «именно», «же» и без них: такой, к-рый нужен, соответствует потребностям, ожиданиям, такой же, не какой-н. другой. Сел в т. самый вагон. Он всё т. же. Это всё не то. Здоровье уже не то. Типичное не то (совершенно не соответствует желаемому, тому, что нужно; разг. шутл. ).
4. мест. указат. В соединении с частицей «же» употр. в знач. такой, о к-ром идёт или шла сейчас речь ( разг. ). Взять т. же табак, от него вред здоровью.
5. мест. указат. При перечислении противополагается словам «иной», «другой», «этот», а при повторении употр. в знач. один, другой и т. д. Ни т. ни другой. Не те, так другие помогут. Т. уехал, а этот остался. Т. танцует, а т. поёт.
И без того независимо (от того, что есть сейчас или будет), и так уже. Не сердись, он и без того огорчён.
Не без того ( разг. ) выражение не совсем полного согласия, есть немного. Отец сердится? Не без того.
Не до того кому ( разг. ) из-за занятости чем-н. другим не может сейчас это сделать, об этом думать. Надо бы поговорить, да сейчас не до того.
То ли ещё будет! ( разг. ) это ещё ничего, нужно ожидать худшего (редко о лучшем).
Тот (та, то, те) ещё ( прост. ) выражает многозначительную оценку кого-чего-н. как плохого или сложного, затруднительного. Это тот ещё работничек! (т. е. плохой). Та ещё задача! (трудная).
Толкование пословицы «Не та земля дорога, где медведь живет; а та, где курица скребет.» по словарю Даля В.И.
Текст книги «Картина мира в пословицах русского народа»
Автор книги: Валерий Даниленко
Жанр: Старинная литература: прочее, Классика
Текущая страница: 10 (всего у книги 29 страниц) [доступный отрывок для чтения: 11 страниц]
Образ птицы играет довольно привлекательную роль в метафорических русских пословицах:
И птица, высидев да выкормив птенца, его летать учит; Красна птица перьем, а человек ученьем; Где птица ни летает, а своё гнездо знает; Всякая птица своё гнездо любит; Всякая птица своим носом сыта; Глупа та птица, которой гнездо своё не мило; Плоха та птица, которая гнездо своё марает; Всякая птица своим пером красуется.
Выделю здесь пословицы о тех птицах, о которых русский народ сочинил довольно большое число пословиц. В первую очередь к ним относятся пословицы о курице.
Курица относится к числу самых распространённых и древнейших домашних птиц. Одомашнивание диких кур началось в далёкой древности. Доподлинно известно, что в Древнем Египте кур разводили ещё в XIV в. до н. э.
Курица даёт человеку не только мясо, но также яйца, перья и пух. Вот почему к ней относились бережно. Русские изготовляли обереги, которые получили название куриных богов. Роль таких оберегов играли камешки со сквозными отверстиями, горшок, кринка, изношенный лапоть и т. п. предметы. Их помещали либо в курятнике, либо вешали на кол возле него и т. д. Эти предметы оберегали кур от злых духов – домовых, кикимор и проч.
Совместная жизнь людей с курами породила множество пословиц о курице. В этих пословицах, с одной стороны, её восхваляют, а с другой, унижают. В них подмечены как её положительные качества, так и отрицательные. В результате метафорического использования некоторых из них подобные качества могут приписываться людям.
Не та земля дорога, где медведь живёт, а та, где курица гребёт; Хороша курочка перьями, а мясом ещё лучше; Курочка да коровушка – ранний обед; Курица, много кудахтающая, много яиц несёт; Курица через клюв яйца несёт; Хоть черненька курица, да на яйцах сидит; От курицы яйцо, а от яйца курица; Курица по зёрнышку клюёт, да сыта живёт; Учись у курочки: разгребай, да подбирай; И у курицы сердце есть.
Особый разговор – о яйце. Только не о курином, а о мировом. В словаре «Славянская мифология» читаем: «ЯЙЦО – в мифопоэтической традиции славян осмыслялось как начало всех начал, как символ возрождения и обновления, плодовитости и жизненной силы. В космогонических верованиях южных славян яйцо выступало прообразом космоса и его отдельных частей. В болгарских и сербских загадках и детском фольклоре солнце называется “Божьим яйцом”, звёздное небо – “решетом, полным яиц”. По данным книжной традиции, славяне верили, что весь мир подобен огромному яйцу: скорлупа – это небо, плёнка – облака, белок – вода, желток – земля» (там же. С. 397).
Не обошлись без яйца и авторы русских пословиц:
Дорого бывает яйцо в своё время; Голодному и вода, что яйцо, вкусна; Будь хоть пёс, лишь бы яйца нёс; Лучше яйца ныне, нежели курица завтра; Лучше лишиться яйца, чем курицы; Знает курица свои яйца; От худой курицы худые и яйца; В целое яйцо муха не залетит; Всё налицо, как выеденное яйцо; Умный из умного яйца вылупился; Засиженное яйцо всегда болтун, занянченное дитя всегда дурак; Яйцу камня не разбить; Умерла та курица, что несла золотые яйца.
Дикий гусь, как и дикая курица, был одомашнен в древности. В «Википедии» читаем: «Из-за перьев и вкусного мяса серый гусь был одомашнен довольно рано. Изучая библейские тексты, древнеегипетские и древнеримские источники, документы Древнего Китая, можно заключить, что это одна из древнейших домашних птиц, поскольку гусей одомашнили более трёх тысяч лет назад» (https://ru.wikipedia.org/wiki/Домашний_гусь).
Авторы русских пословиц больше хвалили гуся, чем его именем ругали людей, похожих на гусей.
Хвалебные пословицы о гусе:
Гусь птица гордая – в воде не тонет; Дай прокормить казённого воробья – без своего гуся и за стол не сядем; Ворона гусю подражала, да ногу сломала; Гусь свинье не товарищ; Гусь свинье не товарищ, конный пешему не попутчик; Гусь козлу не товарищ.
Ругательные пословицы о гусе:
Ему всё сойдёт – что с гуся вода; Ему и беда – что с гуся вода; Гусь да гагара – два сапога пара; Гусь не намоется, утка не наполощется, кура не нашаркается.
Утке в наших пословицах досталась отрицательная роль:
Сколько бы утка ни бодрилась, а лебедем (гусём) не быть; Утиного зоба не накормишь; Утиного зоба не накормишь, а подьяческого кармана не наполнишь; Глупа и прожорлива, как утка; Суетливая утка и головой, и хвостом ныряет; Лучше синица в руках, чем утка под кроватью; Кинулся за уткой – потерял лодку; Уток бьют после Петрова дня, а дураков завсегда.
Орёл – птица высокого полёта Он, по народным представлениям, – владыка небес и царь птиц. В мифологическом словаре читаем: «ОРЁЛ – особо почитаемая, божья птица, царь птиц и владыка небес. Большинство мотивов, связанных с орлом в народной традиции, имеет книжное происхождение. Орла считают старшим и главным среди птиц. В белорусской загадке орёл наделён царскими и божественными атрибутами: “Под дубом райским, под крыжом царским два орлы орлують, одно яйцо балують» (Крещение). В песенных текстах орёл как царь и хозяин устраивает свадьбу птиц. Согласно поверью, все орлы происходят от царей» (Славянская мифология. Под ред. В. Я. Петрухина, Т. А. Агапкиной и др. М., 1995. С. 288).
Русские пословицы награждают орла и людей, которых ему уподобляют, соответственными качествами – величием, бесстрашием, превосходством перед другими и т. д.:
Орёл – всем птицам птица; Орёл границ себе не знает и выше облаков взлетает; Орёл не мигаючи на солнце смотрит; Не учи орла летать, а соловья петь; Лучше биться орлом, чем жить зайцем; Куда орлы летают, туда сороки не достигают; Орёл мух не ловит; Орёл с вороною не толкует; Орёл с вороною не столкуются; Орёл орла плодит, а сова сову родит; Свинья не родит бобра, а сова не высидит орла; Видом орёл, а умом – тетерев; Очи орлиные, а крылья комариные; На то и орёл в небе, чтобы воробей не дремал; И орёл выше солнца не летает; Был орёл, да весь вышел.
Ласточка в народных представлениях – антипод воробья. В словаре читаем: «ЛАСТОЧКА – чистая, святая птица, наделяемая женской символикой… Ласточка и голубь – любимые Богом птицы… В народной легенде о распятии Христа ласточки, в отличие от воробьёв, старались избавить его от мучений: кричали „умер, умер!“, похищали гвозди, вынимали колючие тернии из тернового венца Христа и носили ему воду. Оттого гнездо ласточки под крышей обеспечивает дому счастье и благодать, и большой грех разорять её гнездо, убивать её или употреблять в пищу. Если ласточка бросит гнездо, вся семья в доме вымрет. Убивший ласточку не будет иметь счастья в разведении скота, а разоривший ласточкино гнездо сам лишится крова или ослепнет, на лице у него появятся веснушки или короста, умрёт мать или кто-либо из домашних, сдохнет корова, у коровы пропадёт молоко или она будет доиться кровью. В некоторых местах считают, что гнездо ласточки оберегает дом от пожара и что ласточка спалит дом обидчику, разорившему её гнездо: недаром у неё есть красное пятно, словно от ожога. Встречается также примета, что девушка скоро выйдет замуж, если ласточка совьёт гнездо на её доме, вьётся возле окон или залетит к ней в дом. Если ласточки и голуби летают возле дома, когда в нём справляют свадьбу, молодые будут счастливы в супружестве. Тот, кто носит при себе сердце ласточки, будет всеми любим, особенно женщинами. Ласточка и ласточкино гнездо используются в любовной магии. Ласточка – вестница весны. Говорят: „Ласточка весну начинает, а соловей кончает“» (там же. С. 242).
Что и говорить, мифологическая судьба у ласточки оказалась счастливой. А какой оказалась её пословичная судьба?
Кукушка приносит весточку о лете, ласточка – тёплые дни; Ласточка весну начинает, соловей заканчивает; Где ласточке ни летать, а к весне опять прибывать; Одной ласточке не радуйся; Одна ласточка не делает весны; У ласточки хвост всегда раздвоен; Дочь – словно ласточка: пощебечет, пощебечет и улетит.
Ворон и ворона в биологии считаются разными видами птиц, хотя их и относят к одному роду – вороновых. В обыденном сознании их часто воспринимают как самца и самку. Они слывут чуть ли не за самых умных птиц. А как они выглядят в славянской мифологии?
В русских пословицах ворон и ворона не выглядят так зловеще, как в мифологии, но всё-таки отношение к ним со стороны их авторов выражено явно недоброжелательное. Главные к ним претензии? 1. Они могут накаркать несчастье. 2. Они питаются падалью.
Ворон каркает к несчастью, а ворона – к ненастью; Всякому бы ворону на свою голову каркать; Ворон каркал, каркал, да и докаркался; Вскорми ворона, и он тебе глаза выклюнет; Вороне соколом не быть; Как ни бодрилась ворона, а до сокола ей далеко; Наряд соколий, а походка воронья; Ворона за море летала, да лучше не стала; Ворона и за море летала, да вороной и вернулась; Была бы копна, а ворона сядет; Была бы падаль, а воронье налетит; Нет обороны – заклюют и вороны; В своём гнезде и ворона коршуну глаза выклюет; Залетела ворона в боярские хоромы; Залетела ворона в царские хоромы: почёту много, а полёту нет; Не зарься, ворона, на чужие хоромы – свои строй; Знай, ворона, своё гнездо; Куда тебе, ворона, в чужие ворота; Гдевороне ни летать, а всё навоз клевать; Где ворона ни летала, а в лапы ястребу попала.
У сороки, как и у вороны, в русских пословицах сложилась непривлекательная репутация:
Нет обороны, так клюют сороки и вороны; Ворона не оборона, а сорока не без порока; Между воронами и сорока по-вороньи каркает; Сорока вороне дивуется, а обе на улице ночуют; Сорока никогда соловьиные песни не поет; Охоча сорока до находки; Сорока на хвосте вести приносит; Принесла сорока на хвосте лихо; Знать сороку по язычку; Всякая сорока от своего языка погибает.
Рыбы – наши прямые эволюционные предки. Их главное эволюционное достижение – позвоночник. Первыми позвоночными стали костистые рыбы. Они появились сравнительно недавно – приблизительно 520 миллионов лет назад. Некоторые из них со временем приспособились к двойной жизни – в воде и на суше. Они стали земноводными (амфибиями). Некоторых из них естественный отбор вывел на сушу. Появились первые рептилии, которые дали начало не только динозаврам и современным пресмыкающимся, но также птицам и млекопитающим.
Первые млекопитающие произошли от звероподобных рептилий. Наши млекопитающие прародители были похожи на мышей. Миллионы лет они сосуществовали с динозаврами. Чтобы выжить, днём они скрывались от своих врагов в норах, а ночью и в сумерки охотились за насекомыми. Но динозавры 65 миллионов лет назад вымерли. Их нишу освоили млекопитающие. Начался процесс их активного видообразования. Их главное эволюционное достижение – теплокровие, необходимое для развития большого и сложного мозга у наземных животных.
Рыбы – хладнокровные животные. Наши предки относили к рыбам и китов. По народным поверьям, наша земля держится либо на одном ките, либо на трёх. Вот как этот сюжет описал А. В. Гура: «На ките (или змие), живущем в огненной реке или в огненном море, держится вся земля. Когда кит-рыба под землёй дрожит, на другой бок переваливается или ударяет хвостом, происходит землетрясение. Согласно другим поверьям, земля стоит на двух крест-накрест лежащих рыбах или на трёх китах. Она была основана на четырех китах, но один из них уже умер, отчего произошел всемирный потоп, а со смертью остальных китов произойдет светопреставление» (Славянская мифология. Под ред. В. Я. Петрухина, Т. А. Агапкиной и др. М., 1995. С. 341).
Рыбы, по языческим представлениям, находятся во власти водяного. Он может переносить их из одного водоёма в другой, заключает договор с рыбаками об их ловле и наказывать их за ночную ловлю и т. д.
Но самое главное состоит в том, что рыба входит в число основных пищевых продуктов. Уже поэтому она не могла не войти в русские пословицы. В такие, например:
Рыбам – вода, птицам – воздух, а человеку – вся земля; Рыба в море не имеет цены; Всякая рыба хороша, коли на удочку пошла; Хороший рыбак должен по клёву знать, что рыбу сазаном звать; Рыбу переваривай, а мясо не доваривай; Рыба мелка, да уха сладка; Рыба худа – не наварна уха; рыба жирна – янтарна уха; Рыба не хлеб, сыт не будешь.
Но в метафорических пословицах образ рыбы используется для выражения весьма глубокомысленных идей:
Рыба ищет, где глубже, а человек – где лучше; Плохо ловить рыбу под чужим берегом; Не учи рыбу плавать; Была бы уда, а рыба будет; Мы с тобой – как рыба с водой; Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть; Рыба в реке – не в руке; На всякую рыбу едок найдётся; Дешева рыбка на чужом блюде; Когда рак свистнет, и рыба запоёт; На безрыбье и рак рыба; Ни рыба, ни мясо, ни кафтан, ни ряса; Рыба гниёт с головы.
На первом месте в русской пословичной картине мира, где помещаются представления о рыбах, очевидно, находится щука.
Щука – первая угроза для карасей, ершей, пескарей и т. д. Пословицы, где она упоминается, легко переносятся на других хищников и их жертв:
На то и щука в море, чтобы карась не дремал; На то и наука, – сказала карасю щука; Карась сорвётся – щука навернётся; Щука востра – взяла ерша с хвоста; Щука постится, а пескарь, не дремли; Пескарь щуки не слопает; Неучи щуку плавать; Щука знает свою науку; Щуке дремать – добычи не поймать; Не думай, щука, как в бредень влезть: думай, как вылезть; Уснула щука, да зубы живы; Стали щуке грозить – хотят щуку в реке утопить.
2.3.4. Люди (органы тела) Голова
Русская пословица гласит: Голова – всему начало. Вот почему о голове русские люди создали множество пословиц, в которых они поют ей дифирамбы. Такие, например:
Была бы голова на плечах, а хлеб будет; Голова научит, руки сделают; Умная голова сто голов кормит, а худая и себя не прокормит; Руки работают, а голова кормит; Голова не для того дана, чтобы шапку носить, а чтобы ум-разум копить; Легче руками работать, чем головой; Умную голову почитают смолоду; Ум не в летах, а в голове; Мудрость в голове, а не в бороде; Сколько голов – столько и умов; У каждого свой царь в голове; Одна голова хорошо, а две – ещё лучше; На плечах голова – не страшна и беда; Не для шапки только голова на плечах; Чем умнее голова, тем легче плечам; Одна голова на плечах; Немудрено голову срубить, мудрено приставить; Голова не карниз – не приставишь.
Но много пословиц в нашем языке и о голове дурной, пустой и т. п.:
Дурная голова ногам покоя не даёт; Поёт что соловушка, да пуста головушка; Голова без ума что фонарь без свечи; Голова велика, а мозгу мало; Голова с пивной котёл, а мозгу с ложечку; Голова, что чан, а ума ни на капустный кочан; Голова с куль, а разума с нуль; Голова с короб, а ум с орех; Без ума голова – кочка; Велик лоб, да в голове-то мох; Кто голову теряет, тот в дураках бывает; Не всякий умён, кто с головою; К худой голове своего ума не приставишь; Летами ушёл, а головой не дошёл.
Волосы в наших пословицах часто упоминаются в связи с головой:
Враг хочет голову снять, а Бог и волоса не даёт; На голове-то густо, а в голове-то пусто; Голову любит, а волосы дерёт; Голова по волосам не плачет; Снявши голову, по волосам не плачут; У бабы волос долог, да ум короток.
Но больше у нас пословиц, где волосы связывают не с головой, а со временем и случайностью, богатством и бедностью, совестью и стыдом и т. д.:
Не гребень волосы чешет, а время; Не время волосы белит, а кручина; В добром житье кудри вьются, а в худом секутся; У богатого всякий волос в масле, а у бедного и в кашу нет; Волосом сед, а совести нет; У него стыда что волос на камне; У тебя голосок, что бабий волосок; Столько долгу, сколько волос на голове; С дурака – только горсть волос; В драке волос не жалеют; Сивая лошадь черноволосому пуще не ко двору; Свои волосы как хошь ерошь, а моих не ворошь; Свидетеля за волоса дерут; У него и волос-то на одну трёпку.
Говорят, что глаза – зеркало души, но надо мыслить масштабнее: лицо – зеркало души. Недаром говорят: Что в сердце варится – на лице не утаится и Лицо – зеркало человека. В этом зеркале много чего можно увидеть – и хорошего, и плохого.
Не зри на лицо, зри на сердце; Не гляди на лицо, а заглядывай в сердце; Лицом смур, да сердцем добр; Непригож лицом, да хорош умом; Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож; Знать по лицу, сколько лет молодцу; Сердце веселится – и лицо цветёт; Не гляди на лицо, гляди на обычай; Неказист лицом, да тряхнёт молодцом; Всегда и всюду будь лицом к люду; И личиком бела, и с очей мила; Лицом в грязь не ударит.
Ударил лицом в грязь, хоть и князь; Личиком беленек, да душой черненек; Личиком беленек, да умом простенек; Личико беленько, да разуму маленько; Лицом пригож, да разумом не гож; Лицом детина, да разумом скотина; Личиком и туда, и сюда, а делами не годится никуда; Личиком гладок, да делами гадок; С личика яичко, а внутри болтун; Лицом хорош, да душою непригож; На лицо красива, а на язычок – крапива.
Об умном человеке говорят, что он семи пядей во лбу. Но в наших пословицах упоминания о лбе связаны с другим человеком:
Заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибёт. Об его лоб только поросят бить; У бодливого барана лоб всегда в крови; Бараньего лба и обухом не прошибёшь; Велик лоб, да в голове-то мох; Лоб что лопата, а ума небогато; Лоб широк, да мозгу мало; Лбом стены не прошибёшь; Лбом стену не пробить; Пьян, пьян, а в стену лбом не ударится; Влепившись лбом в косяк, на порог не сетуй.
Сердце в русских пословицах не просто один из внутренних органов тела, оно – синоним души. Вот почему говорят: Сердце – вещун: чует и добро, и худо. Вот почему наши предки сочинили много пословиц о сердце. Приведу здесь только некоторые.
Пословицы о сердце у человека с душой доброй, благодарной, чистой, искренней и т. п.:
Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу; Сила хорошо, а ум лучше, а доброе сердце всё покрывает; Сердце не камень; Сердце не камень – тает; Кровь не вода, а сердце не камень; Сердце матери лучше солнца греет; Сердце матери – вещун; Женское сердце, что котёл кипит; От чистого сердца чисто зрят очи; Сердце кровью обливается; Болезному сердцу горько и без перцу; Хоть изба елова, да сердце здорово; Куда сердце лежит, туда и око глядит; Сердцу не прикажешь; Сердце не лукошко – не выбросишь в окошко; Сердцем не приманишь, так за уши не притянешь; Сердце сердце чует; Сердце веселится – и лицо цветёт; Сердце петухом запело.
Пословицы о сердце у человека с душой злой, неблагодарной, грязной, лицемерной и т. п.:
Чёрствое сердце не знает благодарности; В сердцах иных людей всегда сумерки; У кого на сердце ненастно, у того и в ясный день дождь; Уста медоточивые, а сердце смолой кипит; Голосом завывает, а сердцем пирога поджидает; Сердце соколье, а смелость воронья; Воробьиным сердцем не возьмёшь; Ровно у гусака: сердце маленькое, а печёнка большая; Что сало на свинье, то гордость на сердце нарастает; Глотка шире кота, а сердце уже заячьей лапы; У вора заячье сердце: и спит и видит беду; С глаз долой – из сердца вон.
Слово сердце в некоторых наших пословицах выступает как синоним к слову злоба (сердиться от сердце). Такое «сердце» нужно держать в узде:
Не давай волю языку во пиру, а сердцу во гневе; Язык держи, а сердце в кулак сожми; Дай сердцу волю – приведёт в неволю; Подыми руку да опусти, а сердце скрепи; Покоряй сердце любовью, а не страхом; Такое сердце взяло, что сам бы себе язык перекусил; Боярская спесь на самом сердце нарастает; Держи голову уклонну, а сердце покорно; Сердцем ничего не сделаешь; Взял с сердцем, так и ешь с перцем; Сердцем и соломинки не переломишь; Сердцем копьяу недруга не переломишь.