не ругай меня пожалуйста
ЕГЭ по русскому языку. Сочинение по тексту Б.П. Екимова по проблеме взаимоотношений между близкими людьми.
Сочинение по тексту Б.П. Екимова по проблеме взаимоотношений между близкими людьми.
1)Два случая. (2)Между ними — срок долгий, почти жизнь. (З)Первый — совсем давний. (4)Тогда наш Петя был маленьким. (5)Учился в третьем, а может, в четвёртом классе. (6)Ждали его к обеду. (7)А главное, для какого-то дела. (8)Ждали да ждали, а его нет и нет. (9)Я уж начинаю злиться. (10)А матушка моя — человек и вовсе серьёзный. (11)Пети нет, она меня точит: (12)— Это ты виноват. (13)Приучил, он никого не слушает. (14)Никакой ответственности. (15)Надо с детских лет. (16)Надо. (17)Наконец вижу, мчится наш ученик. (18)Понимает, что к сроку давно опоздал, и спешит. (19) — Тебе что было велено. — начала было мать, но перебил её, конечно же, виноватый, с захлёбом голос: (20) — Не ругай меня, пожалуйста, ладно. (21)И такая была в этом голосе наивная просьба, что я невольно улыбнулся, поднялся из-за стола, чтобы мать немного, но сдержать. (22)Она порою ругаться мастер, особенно под горячую руку. (23)А мне жалко стало — уж больно он хорошо попросил: (24) «Не ругай, пожалуйста. » — не испуг, а лишь искренняя просьба. (25)Мальчишеская, детская: (26)«Не ругай». (27)Я поднялся и вышел на кухню. (28)Стояли друг против друга строгая мать моя и маленький Петя, взъерошенный воробьишко: пальто — нараспашку, волосы — дыбом, на лице и в глазах наивная детская просьба: (29)«Не ругай». (З0)Всё так ясно было, что помощи моей не понадобилось. (31)— Не ругай. — повторила мать и тоже улыбнулась. (32)— Ну, ладно. (ЗЗ)Тогда не будем ругать. (34)Я вернулся в горницу, к своему столу.
(35)Прошло много и много лет. (З6)Тот случай, конечно, давно забылся. (37)Сколько было всего, и доброго, и несладкого, — жизнь течёт. (38)Матушка моя состарилась, Петя вырос. (39)В старом доме теперь мы проводим лишь тёплое лето. (40)А чуть заосенеет, сразу переезжаем на городскую квартиру. И вот похолодало, месяц — сентябрь. (42)Пора «на крыло». (43)Но пожилого человека с места насиженного стронешь не вдруг. (44)Вот и мать наша собирается будто навсегда. (45)Для матери переезд — дело серьёзное, готовится к нему долго. (46)Поэтому с переездом получается так: похолодало, собрались, уехали, а мать ещё два ли, три дня, а то и неделю на старом месте копошится. (47)Потом за ней приезжаем. (48)Тогда уж и дом на запор.
(49)И вот новое утро. (50)Подъезжаем. (51)Пасмурно уже, зябко. (52)Дом нахохлился. (53)Кое-где у соседей дымки из труб. (54)Подтапливают. (55)Осень. (56)Вошли в дом. (57)А у матери только-только самые сборы. (58)Опять все богатства свои разложила. (59)Без слов видно, что не готова. (60)Я лишь головой покачал, охнул. (61)А Петя, он молодой, горячий. (62)И ведь верно: у него — работа, а он бабку каждый день возит-возит и никак не увезёт. (бЗ)Раскрыл он было рот, да, слава богу, ничего сказать не успел. (64)Мать наша стоит, маленькая, виноватая, голову подняла и попросила робко: (65) — Не ругайте меня, пожалуйста. (66)От тихих слов её, видно, не только моё дрогнуло сердце. (67) Петя вздохнул и сказал неожиданно мягко, с усмешкой: (68) — Ладно, не будем тебя ругать.
(69)Господи, как же она постарела, наша мать! (70)Высохла, согнулась. (71)А какая была. (72)И ростом, и статью. (73)А характер. (74)Куда что делось. (75)Человек я — тоже немолодой. (76)Повернулся, ушёл в настывшую горницу, сел за стол, пустой и непривычно просторный, стал глядеть в окошко.
(77)Вот она, жизнь. (78)Вроде и не больно короткая, а всё равно на один огляд. (По Б. Екимову *)
Борис Петрович Екимов (род. в 1938г.) — русский прозаик и публицист, лауреат Государственной премии РФ (1998), лауреат премии Александра Солженицына (2008). Бориса Екимова нередко называют проводником литературных традиций Донского края. Лейтмотив его произведений — реальные жизненные будни простого человека. Широкую известность получили сборники рассказов «За тёплым хлебом», «Ночь исцеления», «Пастушья звезда», роман «Родительский дом».
Близкие люди… Они потому и близки, что находятся рядом и видят нас без прикрас в обычной и будничной жизни. А ещё потому, что, как никто, умеют понять нас и простить за ошибки и недостатки характера. Б.П. Екимов поднимает проблему взаимоотношений близких людей.
А второй эпизод показывает, что следует быть милосердным и к старому и тоже беззащитному. С годами властная мать резко изменилась: «высохла, согнулась», стала всё делать медленно, потому что силы ушли. И как её можно упрекать за то, что вовремя не собралась к переезду в город? И опять прозвучали слова: «Не ругайте меня, пожалуйста». Внук, уже взрослый, и старенькая бабушка поменялись ролями. Теперь уже к ней нужно проявить великодушие, не дать выхода копившемуся раздражению. И мы понимаем, почему дрогнули сердца рассказчика и Пети от этих тихих слов, от мольбы о снисхождении к старости.
Автор считает, что в семье отношения должны строиться на взаимопонимании и умении прощать.
Я разделяю точку зрения писателя в том, что родным людям нужно быть терпимыми к недостаткам, им следует поставить себя на чужое место и понять, почему человек так поступил. Иначе в семье не будет покоя и радости. Вспомним повесть А.М. Горького «Детство», где показана семья Кашириных, в которой все друг друга ненавидят и боятся. Дед с молодости жестоко избивал свою жену, не замечая её доброты и любви ко всем членам семьи, потом он стал жестоко наказывать внуков, избивая их розгами за малейшую провинность. Каширин ни разу не выслушал своих домочадцев, никого не пожалел, он устроил ад в собственном доме. Каждодневные муки искалечили души всех родственников.
Прочитав текст, понимаешь, как важно бережно и тепло относиться к родным, ведь добрые чувства благотворно сказываются на человеке: он начинает верить в себя, становится сильным, милосердным и сострадательным к другим.
Не ругай меня пожалуйста
Обычно, во времена прежние, в холодную пору, вся жизнь текла на кухне, возле теплой печки да обеденного стола. Там готовят еду, там обедают, ужинают, там и гостей принимают в будни: соседка забежит, кто-то заглянет мимоходом.
— Это ты виноват. Приучил, он никого не слушает. Никакой ответственности. Надо с детских лет. Надо.
И прочие слова. Она их много знает.
Ждем его и ждем, ждем да поджидаем.
Наконец вижу: мчится наш ученик. Понимает, что к сроку давно опоздал, и спешит.
По голосу понимаю, что дело серьезное. И конечно, она права. Взрослые ждут. Специально ведь предупредили. А он, видите ли.
— Не ругай меня, пожалуйста, ладно.
Я вернулся в горницу, к своему столу.
Поэтому с переездом получается так: похолодало, собрались, уехали, а мать еще два ли, три дня, а то и неделю на старом месте копошится. Потом за ней приезжаем. Тогда уж и дом на запор.
И вот новое утро. Подъезжаем. Пасмурно уже, зябко. Дом нахохлился. Кое-где у соседей дымки из труб. Подтапливают. Осень.
Вошли в дом. А у матери только-только самые сборы. Опять все богатства свои разложила. Без слов видно, что не готова.
Мать наша стоит, маленькая, виноватая, голову подняла и попросила робко:
— Не ругайте меня, пожалуйста.
От тихих слов ее, видно, не только мое дрогнуло сердце. Петя вздохнул и сказал неожиданно мягко, с усмешкой:
— Ладно, не будем тебя ругать.
Вот она, жизнь. Вроде и не больно короткая, а все равно на один огляд.
Обычно, во времена прежние, в холодную пору, вся жизнь текла на кухне, возле теплой печки да обеденного стола. Там готовят еду, там обедают, ужинают, там и гостей принимают в будни: соседка забежит, кто-то заглянет мимоходом.
— Это ты виноват. Приучил, он никого не слушает. Никакой ответственности. Надо с детских лет. Надо.
И прочие слова. Она их много знает.
Ждем его и ждем, ждем да поджидаем.
Наконец вижу: мчится наш ученик. Понимает, что к сроку давно опоздал, и спешит.
По голосу понимаю, что дело серьезное. И конечно, она права. Взрослые ждут. Специально ведь предупредили. А он, видите ли.
— Не ругай меня, пожалуйста, ладно.
Я вернулся в горницу, к своему столу.
Поэтому с переездом получается так: похолодало, собрались, уехали, а мать еще два ли, три дня, а то и неделю на старом месте копошится. Потом за ней приезжаем. Тогда уж и дом на запор.
И вот новое утро. Подъезжаем. Пасмурно уже, зябко. Дом нахохлился. Кое-где у соседей дымки из труб. Подтапливают. Осень.
Вошли в дом. А у матери только-только самые сборы. Опять все богатства свои разложила. Без слов видно, что не готова.
Мать наша стоит, маленькая, виноватая, голову подняла и попросила робко:
— Не ругайте меня, пожалуйста.
От тихих слов ее, видно, не только мое дрогнуло сердце. Петя вздохнул и сказал неожиданно мягко, с усмешкой:
— Ладно, не будем тебя ругать.
Вот она, жизнь. Вроде и не больно короткая, а все равно на один огляд.
Не ругай меня пожалуйста
1)Два случая. (2)Между ними — срок долгий, почти жизнь. (З)Первый — совсем давний. (4)Тогда наш Петя был маленьким. (5)Учился в третьем, а может, в четвёртом классе. (6)Ждали его к обеду. (7)А главное, для какого-то дела. (8)Ждали да ждали, а его нет и нет. (9)Я уж начинаю злиться. (10)А матушка моя — человек и вовсе серьёзный. (11)Пети нет, она меня точит:
(12)— Это ты виноват. (13)Приучил, он никого не слушает. (14)Никакой ответственности. (15)Надо с детских лет. (16)Надо.
(17)Наконец вижу, мчится наш ученик. (18)Понимает, что к сроку давно опоздал, и спешит.
(19)— Тебе что было велено. — начала было мать, но перебил её, конечно же, виноватый, с захлёбом голос:
(20)— Не ругай меня, пожалуйста, ладно.
(21)И такая была в этом голосе наивная просьба, что я невольно улыбнулся, поднялся из-за стола, чтобы мать немного, но сдержать. (22)Она порою ругаться мастер, особенно под горячую руку.
(23)А мне жалко стало — уж больно он хорошо попросил: (24)«Не ругай, пожалуйста. » — не испуг, а лишь искренняя просьба.
(25)Мальчишеская, детская: (26)«Не ругай».
(27)Я поднялся и вышел на кухню. (28)Стояли друг против друга строгая мать моя и маленький Петя, взъерошенный воробьишко: пальто — нараспашку, волосы — дыбом, на лице и в глазах наивная детская просьба: (29)«Не ругай». (З0)Всё так ясно было, что помощи моей не понадобилось.
(31)— Не ругай. — повторила мать и тоже улыбнулась. (32)— Ну, ладно. (ЗЗ)Тогда не будем ругать.
(34)Я вернулся в горницу, к своему столу.
(35)Прошло много и много лет. (З6)Тот случай, конечно, давно забылся. (37)Сколько было всего, и доброго, и несладкого, — жизнь течёт. (38)Матушка моя состарилась, Петя вырос. (39)В старом доме теперь мы проводим лишь тёплое лето. (40)А чуть заосенеет, сразу переезжаем на городскую квартиру.
(41)И вот похолодало, месяц — сентябрь. (42)Пора «на крыло». (43)Но пожилого человека с места насиженного стронешь не вдруг. (44)Вот и мать наша собирается будто навсегда. (45)Для матери переезд — дело серьёзное, готовится к нему долго. (46)Поэтому с переездом получается так: похолодало, собрались, уехали, а мать ещё два ли, три дня, а то и неделю на старом месте копошится. (47)Потом за ней приезжаем. (48)Тогда уж и дом на запор.
(49)И вот новое утро. (50)Подъезжаем. (51)Пасмурно уже, зябко. (52)Дом нахохлился. (53)Кое-где у соседей дымки из труб. (54)Подтапливают. (55)Осень.
(56)Вошли в дом. (57)А у матери только-только самые сборы. (58)Опять все богатства свои разложила. (59)Без слов видно, что не готова.
(60)Я лишь головой покачал, охнул. (61)А Петя, он молодой, горячий. (62)И ведь верно: у него — работа, а он бабку каждый день возит-возит и никак не увезёт. (6З)Раскрыл он было рот, да, слава богу, ничего сказать не успел.
(64)Мать наша стоит, маленькая, виноватая, голову подняла и попросила робко:
(65)— Не ругайте меня, пожалуйста.
(66)От тихих слов её, видно, не только моё дрогнуло сердце.
(67)Петя вздохнул и сказал неожиданно мягко, с усмешкой:
(68)— Ладно, не будем тебя ругать. (69)Господи, как же она постарела, наша мать! (70)Высохла, согнулась. (71)А какая была. (72)И ростом, и статью. (73)А характер. (74)Куда что делось. (75)Человек я — тоже немолодой. (76)Повернулся, ушёл в настывшую горницу, сел за стол, пустой и непривычно просторный, стал глядеть в окошко.
(77)Вот она, жизнь. (78)Вроде и не больно короткая, а всё равно на один огляд.
В нашей быстротечной жизни очень важны любовь к ближнему, сопереживание, вера в человека. Как же уроки, полученные в детстве, формируют личность и определяют поступки человека в будущем?
Вы видите только 35% текста. Оплатите один раз,
чтобы читать целиком более 6000 сочинений сразу по всем предметам
Доступ будет предоставлен бессрочно, навсегда.
Не ругай меня пожалуйста
«Автор изображает два случая из жизни одной семьи, используя (А) _____ (в предложениях 20, 24, 26, 31), который становится основным текстообразующим приёмом. Описывая героев, Борис Екимов прибегает к (Б) ____ («матушка» в предложениях 10, 38, «воробьишко» в предложении 28), которые подчёркивают теплоту взаимоотношений между близкими людьми. Использованные писателем синтаксические средства: (В) _____ (предложения 49, 50, 51, 55) и (Г) _____ (предложение 69) — усиливают выразительность текста и помогают передать авторское отношение к изображаемому».
2) лексический повтор
4) уменьшительно-ласкательные формы
5) ряды однородных членов предложения
6) односоставные предложения
8) восклицательное предложение
А. (20)— Не ругай меня, пожалуйста, ладно.
(24)«Не ругай, пожалуйста. » — не испуг, а лишь искренняя просьба.
(31)— Не ругай. — повторила мать и тоже улыбнулась.
Б. (10)А матушка моя — человек и вовсе серьёзный. (38)Матушка моя состарилась, Петя вырос. (28)Стояли друг против друга строгая мать моя и маленький Петя, взъерошенный воробьишко: пальто — нараспашку, волосы — дыбом, на лице и в глазах наивная детская просьба.
В. (49)И вот новое утро. (50)Подъезжаем. (51)Пасмурно уже, зябко. (52)Дом нахохлился. (53)Кое-где у соседей дымки из труб. (54)Подтапливают. (55)Осень.
Г. (69)Господи, как же она постарела, наша мать!
«Автор изображает два случая из жизни одной семьи, используя (А) лексический повтор (стилистическая фигура, которая заключается в намеренном повторении слов или фразы) (в предложениях 20, 24, 26, 31), который становится основным текстообразующим приёмом. Описывая героев, Борис Екимов прибегает к (Б)уменьшительно-ласкательным формам («матушка» в предложениях 10, 38, «воробьишко» в предложении 28), которые подчёркивают теплоту взаимоотношений между близкими людьми. Использованные писателем синтаксические средства: (В) односоставные предложения (предложения 49, 50, 51, 55) и (Г) восклицательные предложения (предложение 69) — усиливают выразительность текста и помогают передать авторское отношение к изображаемому».
Ответ: 2468
2 1 7 2 8 5 0