не отпускай меня кадзуо исигуро экранизация
Не отпускай меня (2010), Сюжет.
Фильм повествует о воспоминаниях Кэти Ш., молодой женщины тридцати одного года, о её детстве в необычной школе-интернате и последующей взрослой жизни. Действие происходит в антиутопической Великобритании конца XX века, в которой люди клонируются для создания живых доноров органов для пересадки. Кэти Ш. и её друзья по интернату созданы как такие доноры.
В Хейлшеме — школе-интернате учителя поощряют детей заниматься творчеством в самых разных формах, хотя конечная цель этого воспитанникам неизвестна. Лучшие работы выбираются женщиной, известной как Мадам, и увозятся из Хейлшема. По общему мнению, они выставляются в некой Галерее. Необычность Хейлшема дополнительно раскрывается через частые медосмотры, почти параноидальную заботу о здоровье воспитанников и изоляцию от внешнего мира, в том числе через полное отсутствие родителей и вообще любых родственников воспитанников. Тем не менее, они сами не видят какой-либо необычности интерната.
В Хейлшеме образовался своеобразный треугольник из Кэти, достаточно скромной и романтичной натуры, Томми, не слишком хорошо вписывающегося в коллектив воспитанников, особенно в детстве, и Рут — экстраверта и лидера своей компании.
По достижении совершеннолетия воспитанники покидают Хейлшем и попадают в различные заведения. Главные герои фильма вместе отправляются в Коттеджи, где начинают знакомиться с внешним миром. Здесь Рут и Томми формируют любовную пару.
Вскоре Кэти становится опекуном, что позволяет ей оттянуть начало трансплантаций, а Томми и Рут — донорами. Через некоторое время Кэти случайно встречает Рут, которой сделали уже две выемки. Рут уговаривает Кэти найти Томми, и следуя последним признаниям и пожеланиям Рут, они становятся любовниками. Рут перед третьей, смертельной для неё выемкой, находит для них адрес Мадам. Кэти и Томми, подготавливают рисунки, надеясь, что с помощью них Мадам сможет заглянуть в их души и распознать настоящую любовь. Однако у Мадам они наконец-то узнают, почему творчеству придавалось такое значение в Хейлшеме: преподаватели хотели доказать, что у клонов тоже есть душа. Кэти и Томми понимают, что в Хейлшеме проводился эксперимент с целью улучшить положение клонов, и, возможно, изменить отношение общества к ним как к бездушным источникам медицинского материала.
Фильм заканчивается смертью Томми и принятием Кэти своей судьбы, как будущего донора и, в конце концов, ранней смерти.
Детально о кинофильме «Не отпускай меня (2010)»
О СЪЕМОЧНОМ ПРОЦЕССЕ
Имеем ли мы власть над своей судьбой?
Живем ли мы для себя или для других?
Что делает нас людьми?
Эти неоднозначные и задевающие за живое вопросы лежат в основе фильма «Не отпускай меня» (“NEVER LET ME GO”), экранизации бестселлера Кадзуо Исигуро, восторженно встреченного читателями разных стран. Действие романа начинается в обманчиво незамысловатой обстановке уединенного английского пансиона, но затем превращается в захватывающую и эмоциональную историю о любви и предательстве, надежде и самопожертвовании, смерти и судьбе.
Само собой, что книга, оставляющая такие яркие и незабываемые впечатления, не могла не быть экранизирована. Фильм родился в результате творческого союза, объединившего писательский дар Алекса Гарленда, британского писателя и сценариста, и художественный талант Марка Романека, восходящей звезды американской режиссуры. В Не отпускай меня они последовали творческому подходу Исигуро, создав не столько фильм в жанре научной фантастики, сколько историю о хрупкости и беззащитности человека.
Романек говорит: «Многие научно-фантастические фильмы рассказывают о попытках вырваться из-под гнета деспотичного правительства или чего-то в таком духе, но в нашем фильме все совсем наоборот. Герои фильма не стремятся убежать, потому что с самого рождения им прививали чувство долга и гордости за свою роль в этом альтернативном обществе, каким бы ужасным это ни казалось. Они не бегут также и просто потому, что им некуда бежать. Фильм о том, как важно обнять тех, кого ты любишь, сейчас, потому что время так быстротечно. Не отпускай меня был задуман как безудержно красивый фильм, лишенный всякой иронии. Мы стремились к тому, чтобы зрители полностью перенеслись в мир, созданный Исигуро. Для меня было особенно важно, чтобы фильм получился романтичным и красивым, потому что вкус рассказанной в нем истории сладок и горек одновременно».
О РОМАНЕ И ЭКРАНИЗАЦИИ
Взяться за перо Исигуро побудили не достижения науки, а желание нарисовать портрет человеческих существ, чья жизнь будет неумолимо спрессована в пронзительно короткий миг. Этот замысел и привел в конечном итоге к созданию порожденного достижениями биотехнологий сообщества «доноров» и «помощников», которые, исходя из самой сути их коротких, предназначенных в жертву жизней поднимают важные вопросы о наших собственных жизнях, жизнях «настоящих» людей.
«Я подумал, что призма этой вымышленной ситуации поможет посмотреть свежим взглядом на конечность нашей собственной жизни», объясняет Исигуро. «Сам по себе предмет клонирования не очень меня занимал, что было мне на самом деле интересно – что становится важным, когда понимаешь, что жизнь заканчивается? Что действительно имеет значение? Так что на самом деле это история о любви и дружбе, о том, что вы станете делать в недолгое оставшееся вам время».
Действие романа начинается, когда Кэти, Томми и Рут еще дети и ничего не знают о своем страшном будущем – они и знают что-то и не знают, им что-то говорят, но толком не говорят ничего – до тех пор, пока они, как и читатель, не открывают ужасную правду о своем предназначении. «Чувство неопределенности в книге можно сравнить с тем, как в реальной жизни мы по мере взросления познаем правду о том, что значит быть человеком», комментирует Исигуро. «Мы открываем правду о нашей жизни с любопытством и неохотой. Главных героев этой истории отличает то, что с раннего детства они задаются вопросами: Кто мы? Почему это происходит? Почему все так, а не иначе? Эти вопросы – одна из незримых нитей, формирующих между героями особую связь».
А когда пузырь лопается, водоворот жизни подхватывает и несет Кэти, Томми и Рут, но они продолжают цепляться за то немногое, что имеет для них значение – их чувства друг к другу, сформировавшиеся в Хейлшеме еще до того, как они узнали, кто же они есть на самом деле. Взрослея, они смиряются со своей судьбой, хотя это и приносит им страдания.
«Сама книга, персонажи и сюжеты так задевали за живое, что я порывался позвонить Исигуро, прочитав лишь половину, чтобы попросить у него права на экранизацию. Я вынужден был сдерживаться, пока не дочитаю до конца», вспоминает Гарленд.
Вскоре после этого Исигуро, настойчиво осаждаемый толпами кинопродюсеров, согласился передать права на книгу Гарленду. «Я очень высоко ценю Алекса как писателя и сценариста, и я думаю, что он подходит для этого наилучшим образом», объясняет автор.
С этого момента Исигуро плотно включился в процесс работы. Он предоставил Гарленду полную свободу действий, но Гарленд понимал, что автор оказывает большое влияние на процесс. «Исигуро участвовал во всем, он читал наброски к каждой части сценария и высказывал свои комментарии», говорит Гарленд. «Он помогал нам осознать, где мы можем сэкономить и уплотнить повествование, а где мы не можем терять ни мгновения. Даже там, где он не участвовал непосредственно, я всегда чувствовал его незримое присутствие, потому что я был настроен настолько точную экранизацию, насколько это было возможно. Моя работа, как я представлял ее, заключалась в том, чтобы брать идеи Исигуро и переносить их на экран».
Эти идеи были настолько богаты и полны нюансов, что Гарленду не пришлось ничего додумывать. Как и в романе, Гарленд разделил историю на три части. В первой части, действие которой происходит в Хейлшеме, мы встречаем Кэти, Томми и Рут, которые кажутся обыкновенными английскими школьниками, однако что-то все же кажется не так. Очевидно, у них нет родителей, им запрещено покидать территорию школы, они ничего не знают о жизни в обществе и, как в конце концов рассказывает их учительница мисс Люси, они готовятся к тому, чтобы пожертвовать собой ради других. Во второй части Кэти, Рут и Томми покидают школу и поселяются в местечке, известном как Коттэджис, где они впервые получают представление об окружающем мире и начинают догадываться о своем настоящем происхождении.
В третьей и заключительной части фильма, названной «Завершение», Кэти, Рут и Томми, каждый по-своему, примиряются с ошибками прошлого, своими самыми сокровенными надеждами и неотвратимой судьбой.
«Место действия переносится из обстановки, которая может показаться волшебной, в ад ожидания, место из ночных кошмаров, где главное утешение состоит в том, чтобы любить друг друга», рассказывает Гарленд.
В завершение Гарленд говорит: «Я думаю, самое важное заключается в том, чтобы осознать, что Исигуро писал обо всех нас».
Воспроизводя диалоги персонажей, Гарленд очень точно придерживается текста романа, и более того, он ищет способы для того, чтобы перенести на экран характерный стиль повествования Исигуро, создающий чувство томительной неизвестности через невысказанное, где осознание истины приходит не как стремительный поток, а медленно, капля за каплей.
«Исигуро постоянно держит вас в напряжении, как будто вы вот-вот должны узнать что-то важное, но затем он так ничего толком и не говорит», объясняет Гарленд. “Таким образом, непреходящее чувство таинственности и сменяющие друг друга декорации постоянно держат вас в напряжении».
СОЗДАВАЯ МИР НЕ ОТПУСКАЙ МЕНЯ: К ПРОЕКТУ ПРИСОЕДИНЯЕТСЯ МАРК РОМАНЕК
Появление Романека удивило продюсеров. Он начинал с производства музыкальных клипов и рекламных роликов, а затем совершил прорыв в мир большого кинематографа своим бурно встреченным фильмом Фото за час, привнеся в лаконичный триллер с Робином Уильямсом в роли одержимого фотографа атмосферу мистики и таинственности. Он так и сыпал идеями по поводу воплощения Не отпускай меня на экране.
«Марк – невероятно талантливый режиссер, который привносит во все свои работы великолепное чувство стиля и страсть. Не было никаких сомнений, что именно он должен сделать этот фильм», говорит Эндрю Макдональд.
Это положило начало воплощению мечтаний Романека о фильме в жизнь. Он подводит итог: «Что приводит меня в восторг, так это то, что в этом фильме нет ни единой сцены, которую я бы уже видел раньше. Сама природа этой истории такова, что все человеческие взаимоотношения, какими бы знакомыми они ни казались, передаются необычно, с напряжением и пафосом. Конечно, научно-фантастический аспект истории и морально-этические вопросы будут вызывать споры, но для меня это в первую очередь история о любви, необыкновенный накал которой придает страшная правда и образ искусственно спрессованной человеческой жизни».
КЭТИ, ТОММИ И РУТ: ТРИ ГЕРОЯ В ПОИСКАХ СВОИХ КОРНЕЙ
Для воплощения Не отпускай меня на экране, прежде всего, необходимо было найти актеров, которые были бы способны вдохнуть жизнь в образы трех главных героев. Несмотря на то, что созданы они были не для того, чтобы прожить нормальную человеческую жизнь, персонажи выглядят до боли обычными людьми, которые, переступив порог детства и осознав свою судьбу, оказываются в водовороте любовного треугольника.
К тому времени, как Маллиган встретилась с создателями фильма, она уже прочитала роман, и они остались под впечатлением от ее отношения к работе и ее сопереживания Кэти. Маллиган рассказывает: «После первого прочтения у меня сложилось ощущение, что Кэти – довольно-таки пассивная натура, потому что из всех трех друзей она выглядит наиболее смирившейся с их ситуацией и прячет все свои чувства. Но затем понимаешь, что за этим обманчивым спокойствием прячутся сильные чувства, и это делает Кэти по-настоящему интересной».
Для Романека трио Маллиган – Найтли – Гарфилд означало больше, чем просто сумма их ролей. «Они постоянно поражали меня тем эмоциональным интеллектом, который они привнесли в свои роли, и в то же время они относились к работе с легкостью и юмором. Каждый из них работает по-своему – манера Эндрю очень непосредственная и неожиданная, Кейра, думаю, пропускает все через голову, а Кэри – неподражаемый алхимик, но все вместе они делают эту историю максимально захватывающей и значимой. Они не просто произносят роли. Эти актеры творят произведение искусства, что удивительно, учитывая их возраст».
Затем создатели фильма занялись поисками троих совсем юных актеров, которые должны были сыграть Кэти, Рут и Томми, когда те детьми повстречались в Хейлшеме. Выбрать актеров для детских партий оказалось еще сложнее, чем подобрать взрослых – особенно потому, что они находятся в центре внимания в первой, задающей тон всему фильму части.
Начался поиск детей, которые были бы не только необычайно развиты и обладали актерским талантом, но и напоминали бы Кэри, Эндрю и Кейру как внешне, так и в темпераменте и манерах. Чтобы облегчить задачу, Романек попросил взрослых актеров принести свои детские фотографии, которые использовались на кастингах.
В конце концов, круг сузился до трех новоиспеченных актеров: 13-летняя Изабель Майкл-Смолл из Брайтона была выбрана на роль юной Кэти, двенадцатилетняя Элла Пурнелл из Лондона – на роль Рут, тринадцатилетнему Чарли Роу, который уже успел отметиться в картине «Золотой Компас», предстояло сыграть Томми. Райх говорит: «Это было очень сложно, но мы отыскали троих невероятно талантливых детей на эти роли. Они не только выглядели так, как надо, Изабель, Элла и Чарли оказались великолепными актерами, уверенными в себе и не стеснительными. Их связывает крепкая дружба».
ВОСПИТАТЕЛИ: АКТЕРЫ ВТОРОГО ПЛАНА
В пансионе Хейлшем Кэти, Рут и Томми окружены воспитателями и учителями, задача которых – подготовить их к их предстоящей миссии – и которые сами испуганы и подавлены своей зловещей ролью. Эти взрослые – единственные родительские фигуры, которые когда-либо знали дети, и хотя предполагается обратное, они оказывают огромное влияние на верования и надежды детей.
Строгая приверженность мисс Эмили установленному порядку идет вразрез со взглядами свободолюбивой новой учительницы, мисс Люси, которая восстает против заговора молчания в школе и решается рассказать детям правду о том, кто они такие и какая участь их ждет. Роль мисс Люси играет Салли Хокинс, которая была удостоена премии «Золотой глобус» за роль нетипичной учительницы в оде непобежденному оптимизму Майка Ли Беззаботная.
АЛЬТЕРНАТИВНАЯ АНГЛИЯ: ЗАМЫСЕЛ ФИЛЬМА
ВЗГЛЯД ИЗ БЕЗВРЕМЕНЬЯ: СОЗДАНИЕ КОСТЮМОВ
Исигуро подводит итог: «Я надеюсь, что если поначалу зрители будут воспринимать фильм как мрачную, жутковатую историю о конкретных людях, то по мере просмотра им станет понятно, что это история обо всех нас, и это чувство будет крепнуть, пока Кэти, Томми и Рут не пройдут ту грань, которую суждено пройти нам всем».
Не отпускай меня (Исигуро)
Содержание
Часть 1 [ ред. ]
Тридцатиоднолетняя Кэти Ш. рассказывает историю своей жизни. Уже одиннадцать лет она работает помощником доноров органов, участвует в их физиологической и психологической реабилитации. Многие из тех, кого она выхаживает после трансплантации органов, завидуют тому, что она воспитывалась в Хейлшеме — интернате для детей-клонов, будущих доноров. Они просят Кэти рассказывать про её жизнь в интернате, который считался лучшим из подобных заведений Англии.
Кэти погружается в воспоминания о своём детстве, где важную роль сыграли её взаимоотношения с лучшей подругой Рут и другом Томми.
Интернат Хейлшем был расположен в лесу, далеко от человеческого жилья, и населён разновозрастными детьми-клонами и их опекунами-учителями. Детей учили основам наук и много внимания уделяли творчеству. Регулярно проводили Ярмарки, где воспитанники продавали свои поделки за жетоны — интернатскую «валюту». Также устраивали Распродажи, где можно было купить за жетоны же безделушки, специально привезённые из города, мира людей.
Опекуны немного рассказывали воспитанникам о внешнем мире, с которым те познакомятся по окончании обучения. Также с человеческой жизнью дети знакомились через литературу и кино. Подспудно учеников готовили к их единственной и главной миссии — стать донорами органов для больных людей.
Уже с раннего детства для воспитанников не было секретом, что их жизнь продлится недолго: после 3-4 выемки органов они умрут, не дожив до зрелости. В связи с этим большое внимание уделялось здоровью детей: будущие доноры не должны были быть больны. Чтобы не задумываться о своём печальном будущем, воспитанники вышучивали все скользкие темы.
Изредко в интернат приезжала странная Мадам, отбиравшая лучшие творческие работы воспитанников и увозившая их куда-то. Среди учеников ходило много слухов и легенд о неведомом мире людей, о будущем, о некоей Галерее, куда будто бы отвозятся их творения. Таинственная Мадам вызывала жгучее любопытство детей; путем нехитрого эксперимента они выяснили, что она их боится.
Будучи ещё дошкольницей, Кэти подружилась с ровесницей Рут — лидером девчоночьего коллектива. Та — сильная личность с развитым воображением, не гнушавшаяся манипулировать подругами и заискивать перед опекунами. В Кэти её привлекли серьёзность, рассудительность и независимость.
Совсем другим был Томми — неловкий, бесталанный мальчик с нестабильной психикой, жертва школьного буллинга. Он вызывал искреннее сочувствие Кэти, пытавшейся поддержать его и помочь. Мальчика опекала и учительница — мисс Люси, незаурядная женщина, искренне жалевшая воспитанников. Благодаря поддержке мисс Люси и Кэти, мальчик стал спокойнее и сдержаннее в выражении чувств, и со временем травля его прекратилась. За годы учёбы Томми и Кэти подружились, чем вызвали ревность и недоброжелательство Рут, не терпевшей чьего-либо счастья, кроме собственного.
На одной из Распродаж Кэти купила кассету с эстрадными песнями. Одна из них — «Не отпускай меня» — стала её любимой, под неё она танцевала и мечтала, будто укачивает собственного ребенка, хотя и знала, что репродуктивной функции у клонов нет.
Перед окончанием учёбы в интернате, в шестнадцатилетнем возрасте, воспитанники живо интересовались вопросами любви и секса. Опекуны проводили соответствующие занятия, призывая серьёзно отнестись к вопросам выбора партнёра. Образовывались пары, и неожиданно для Кэти её друзья Томми и Рут стали любовниками.
Девушка с удивлением наблюдала за отношениями странной пары, где главную роль играла прирождённый лидер и манипулятор Рут. Когда любовники поссорились, Рут попросила Кэти помирить их, что та и сделала.
Перед выпуском уволилась и покинула Хэйлшем мисс Люси, пытавшаяся предупредить воспитанников об ожидающем их непростом будущем. В последнем разговоре с Томми женщина просила его заняться творчеством, к которому парень равнодушен, убеждала, что это станет важным для его будущего.
Часть 2 [ ред. ]
По окончании Хэйлшема группа из восьми бывших воспитанников, включая трёх наших друзей, поселилась в Коттеджах — коммуне клонов-доноров, старой ферме в живописном месте. За донорами присматривал старик-наблюдатель, но, в основном, молодые люди были предоставлены сами себе, много читали, гуляли, путешествовали по стране, знакомились с другими клонами, образовывали пары или флиртовали.
У одинокой Кэти появлялись любовники. Она грустила, наблюдая за неровными отношениями Рут и Томми. В поведении с любовником девушка копировала киноактеров и литературных героев, что бросалось в глаза и раздражало Томми. Пара часто ссорилась, Кэти казалось, что Томми одинок. Она пыталась указать подруге на неискренность её показных чувств, на что та, защищаясь, обижала Кэти, попрекая её одиночеством и любовниками. Несмотря ни на что, Кэти считала Рут подругой.
Друзья совершили поездку в Норфолк, «край потерянного», чтобы увидеть «возможное я» Рут, то есть человеческий оригинал, с которого создали клона для трансплантации. Клоны по-разному относились к существованию своих оригиналов; Кэти и Рут не придавали им большого значения, надеясь в жизни только на себя.
В Норфолке новые приятели-клоны, любовники Родни и Крисси, рассказали друзьям, что собираются попросить отсрочку от выемки на несколько лет, чтобы пожить вместе, потому что они любят друг друга и не хотят умирать. Пара слышала, что воспитанникам Хейлшема такую отсрочку дают, если тем удаётся доказать серьёзность своих чувств. Трое воспитанников Хейлшема разочаровали и расстроили любовников, сказав, что ничего об этом не слышали.
Увидев своё «возможное я» — красивую женщину-клерка, Рут заявила друзьям, что клонов не делают из приличных людей, а, скорее, из отбросов общества, маргиналов. Томми и Кэти не расстроились из-за этого, им было всё равно. Пока Рут с приятелями навещали знакомого, они посетили магазин секонд-хэнд и нашли потерянную Кэти кассету с песней «Не отпускай меня». Друзья ощутили прилив счастья.
Расуждая о возможностях клонов, друзья пришли к выводу, что их детские творческие работы забирались в Галерею Мадам для того, чтобы подтвердить наличие у клонов внутреннего мира, души. Томми признался, что начал рисовать, как его и просила мисс Люси, впервые после интерната, и рисует он воображаемых животных. Также друзья обсуждали чрезмерное либидо Кэти, и Томми заметил, что у него это тоже случается, а Рут признала это странным и непристойным.
Томми показал девушке свои рисунки, которые оказались талантливыми. Рут же публично высмеяла эти рисунки и солгала, что и Кэти того же мнения. Также Рут мстительно сообщила героине, что Томми никогда не посмотрит на неё с любовью из-за того, что та спала с другими мужчинами. На этом закончилась их искренняя дружба. Некоторые воспитанники Хэйлшема поступили на курсы помощников, туда же уехала и Кэти.
Часть 3 [ ред. ]
Работая помощником, Кэти изменилась. Она привыкла к одиночеству, стала настойчивой в защите прав своих подопечных, узнала страну, по которой много ездила на автомобиле. С прежними друзьями она не виделась. Случайно Кэти узнала, что Хэйлшем закрывают и воспитанников распределяют по другим интернатам.
Знакомые рассказали Кэти, что Рут стала донором и плохо перенесла первую выемку. Кэти навестила бывшую подругу и, поинуясь душевному порыву, стала её помощницей. Рут сильно изменилась, упала духом и смирилась со своей близкой смертью. Она рассказала подруге, что с Томми они расстались вскоре после её отъезда на курсы помощников и больше не виделись. Сперва Рут не слишком доверяла бывшей подруге, и та сомневалась в том, что действительно нужна ей, но все изменилось после поездки на море.
Рут уговорила Кэти съездить на море к лежащей там лодке и по дороге захватить Томми. У того уже было две выемки, но, в отличие от Рут, он неплохо перенёс их. Трое повзрослевших друзей, как в юности, отправились в путешествие.
Сидя на ьерегу моря, Рут попросила у Кэти и Томми прощения за тот вред, который нанесла им, не давая быть вместе. Она дала им добытый ею адрес Мадам и велела ехать к ей и просить об отсрочке. Кэти и Томми понимали, что упущено много времени, но Рут взяла с них слово, что они попытаются. Перед второй выемкой Рут и Кэти вновь обрели былую душевную близость,поэтому Рут умерла умиротворённой и почти счастливой.
Кэти стала помощницей Томми, они, наконец, могли любить друг друга. Их счастье было с оттенком грусти: оба понимали, что времени для любви у них немного. Томми вновь начал рисовать и обсуждать с подругой свои работы. Вскоре ему провели третью выемку.
Влюблённые отправились к Мадам, взяв рисунки Томми, и изложили ей свою просьбу об отсрочке от выемок. Мадам странно и непонятно говорила с влюблёнными и жалела их. С ней жила одна из опекунов Хэйлшема — мисс Эмили, теперь уже старуха и инвалид. Та просветила любовников, что отсрочка от выемки — это всего лишь слух, иллюзия. Ничего подобного клонам не положено.
На вопрос, зачем их творения забирали в Галерею, опекун ответила, что плоды творчества должны были подтвердить наличие души у клонов, в чем сомневалось человеческое общество. Интернат Хэйлшем был экспериментом, призванным доказать, что воспитание в гуманной и цивилизованной обстановке способно сделать клонов очень похожими на людей.
Мисс Эмили считала, что преподаватели-опекуны неплохо справились с этой задачей. Она рассказала о морально-этических взглядах общества на клонов-доноров; оказалось, люди не хотят знать ничего лишнего про жизнь клонов, кроме того, что те — биологический материал. Она расстроилась, что эксперимент с Хэйлшемом закончился, и больше никто не создаст семейной обстановки для детей-доноров.
Мадам и мисс Эмили очень сочувствовали влюблённым клонам, но помочь им не могли. Герои были страшно разочарованы услышанным, по дороге домой с Томми случился приступ ярости.
После поездки герои душевно отдалились друг от друга. Томми попросил другого помощника, стесняясь перед Кэти своей слабости. Их последние дни были окрашены печалью. Томми умер после четвёртой выемки.
Сейчас Кэти завершает работу помощника и готовится стать донором. Она смиряется со своей участью, очень дорожит воспоминаниями о Хэйлшеме и своих лучших друзьях — Томми и Рут. Перед своей первой выемкой героиня едет в Норфолк — «край потерь», и там, стоя на ветру у края поля, она фантазирует о том, что может найти здесь всё и всех, потерянных в её короткой жизни.