не могу прочитать название лекарства в рецепте
То, что доктор прописал
Поделиться:
В середину треугольника «врач – пациент – фармацевт» я бы поместил рецепт – маленький, почти воздушный бумажный бланк, имеющий большой вес и значение. Конечно, есть такие пациенты, которые, получив рецепт от врача и передав его в аптеке фармацевту, даже в него не заглядывают. Кому-то из них не знакома латынь лекарственной прописи, усугубленная неразборчивым врачебным почерком, другие просто считают, что всю необходимую информацию о названии и приеме препарата им сообщат. Нередко у потребителей лекарств все-таки возникают вопросы, связанные с содержанием и использованием рецептов. Что важно знать каждому потребителю лекарств об этом медицинском документе?
По порядку
На канцелярском языке законодательства рецепт – это письменное назначение лекарственного препарата в установленной форме, выданное имеющим на это право медицинским работником. Цель назначения – отпуск лекарства в аптеке, в отдельных случаях (когда речь идет о так называемых «препаратах индивидуального изготовления», то есть тех, которые готовят в рецептурно-производственных отделах аптек) – изготовление и отпуск.
Если речь идет об отпуске лекарственных средств рецептурного ряда, наличие рецепта является обязательным. Это касается и приобретения лекарственных препаратов с использованием электронных систем – в частности, через сервис apteka.ru. При покупке в ближайшей аптеке рецептурной части заказа необходимо предъявить фармацевту корректно выписанный и оформленный рецепт.
Проще говоря, рецепт – это документальное обращение врача к фармацевту о том, какие лекарственные наименования и в каком количестве/составе следует отпустить больному. Обращение это передается в аптеку через пациента, но современные технологии позволяют пересылать его из медицинского в аптечное учреждение также посредством Интернета (речь о системе электронного рецепта, пока еще не внедренной в нашей стране).
Врачи, к сожалению, не всегда склонны к установленному порядку выписывания рецептов и иногда указывают наименование назначенного препарата не на рецептурном бланке, а на обычной бумажке или даже сообщают его пациентам устно. Но мы как раз поговорим о порядке.
Формы бланков
Начнем с того, что существует несколько форм рецептурных бланков, утвержденных законодательством. Выбор одного из них врачом зависит от того, какие препараты выписываются и оплачивает ли их пациент в полной мере.
Рецептурный бланк формы № 148–1/у–88 – предназначен для выписывания ряда особых групп лекарственных препаратов: в частности, тех, которые подлежат в аптеке предметно-количественному учету (включая психотропные), анаболических средств, ряда комбинированных препаратов (согласно перечню пункта 5 приказа № 562н от 17.05.2012 г.), содержащих кроме малых количеств наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, другие фармакологически активные вещества и т. д. Полный и подробный перечень препаратов, предназначенных для выписывания на рецептурном бланке формы № 148–1/у–88, содержится в Приказе Минздрава РФ (№ 1175н от 20.12.2012 г., пункт 9), а также в тех нормативно-правовых актах, на которые он ссылается.
Формы бланков № 148–1/у–04 (л) и 148–1/у–06 (л) – используются для выписывания лекарств гражданам, имеющим право на их получение бесплатно или со скидкой. При этом если речь идет о бесплатном или льготном отпуске препаратов особых групп, о которых говорилось выше, то в таком случае к оформленному по всем правилам бланку формы № 148–1/у–88 прилагаются столь же корректно выписанные рецепты «бесплатной»/«льготной» формы, № 148–1/у–04 (л) или 148–1/у–06 (л). Последние для должной отчетности выписываются в трех экземплярах: один остается в медицинском учреждении, а с двумя из них пациент обращается в аптечную организацию.
В остальных случаях для выписывания лекарственных препаратов используется рецептурный бланк формы 107–1/у. В «шапке» этого документа должны присутствовать, в частности, название ведомства (Минздрава РФ) и штамп медицинской организации, выдавшей рецепт. Также в верхней части бланка имеется указание «Медицинская документация» и номер его формы со ссылкой на приказ Минздрава № 1175н от 20.12.2012 г. («Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков. »).
Рецепты формы 107–1/у возвращаются пациенту, остальные формы рецептов остаются в аптеке.
Важное содержание
Под написанным большими буквами заголовком «РЕЦЕПТ» медицинский работник подчеркивает в зависимости от возрастной группы пациента одно из двух слов – взрослый или детский – и заполняет графу текущей даты. Далее в форму заносятся ФИО пациента и его возраст, а также ФИО лечащего врача.
После этого следует главная, можно сказать, существенная часть рецепта. Она предваряется двумя буквами Rp. Надо сказать, что часть этой графы исстари выписывается на латыни, поскольку именно она была языком не только древней и средневековой медицины и фармации, но и науки вообще. Это удобно и с той точки зрения, что лечение не имеет границ: по рецепту, выписанному на латыни в одной стране, лекарство может быть отпущено в другой.
Это интересно!
Буквосочетание Rp есть сокращение от «Recipe», которое чаще всего переводят как «возьми». Так повелось с древности – лекарь или врач указывает аптекарю/фармацевту, какие лекарственные вещества и в каких количествах следует взять, чтобы приготовить необходимое больному лечебное средство. Правда, сейчас гораздо чаще выписывают готовые лекарственные препараты. Тем не менее вводное «Recipe» в формах рецептурных бланков остается, поскольку является традицией.
Латинский глагол «recipere», производным от которого является «recipe», весьма многозначен. В частности, он может означать «гарантировать», «поручиться», «обязываться», «брать на себя». То есть, обращаясь к своему коллеге-фармацевту с призывом «Recipe», врач как бы просит его взять на себя приготовление и/или отпуск лекарства, гарантировать/обязаться/поручиться, чтобы всё, что предписано, было исполнено надлежащим образом к пользе больного.
В графе «Rp» указываются:
Рецепт формы 107–1/у подписывается лечащим врачом и заверяется его личной «круглой» печатью. В заключительной части рецепта указывается срок его действия – обычно для «107-й формы» он составляет два месяца или – для пациентов с хроническими заболеваниями – до одного года. В этом случае медицинский работник делает пометку «Пациенту с хроническим заболеванием», указывает срок действия рецепта и периодичность отпуска препарата. Указание заверяется его подписью и личной печатью, а также печатью медицинской организации с надписью «Для рецептов».
ВАЖНО!
Если на курс лечения по рецепту пациенту необходимо две упаковки лекарственного средства, то больше указанного количества в аптеке продавать не имеют права! Это касается и заказов, сделанных на сайте apteka.ru. Если вы заказываете рецептурный препарат, то при совершении покупки в аптеке вам необходимо будет предъявить рецепт, и вы сможете купить ровно столько, сколько назначил врач (поэтому заказывать больше назначенного не имеет смысла).
Выписывать по МНН
В настоящее время лекарства выписываются в большинстве случаев не по их торговому, а по так называемому международному непатентованному наименованию (МНН). Поскольку именно оно теперь чаще всего значится в рецептах, важно понимать, что означает это сокращение.
МНН – это наименование действующего вещества лекарственного препарата, рекомендованное Всемирной организацией здравоохранения. То есть его можно назвать международно признанным. Наверное, большинство потребителей лекарств знают, что различные фармацевтические компании выпускают препараты одного и того же действующего вещества под отличающимися наименованиями, которые принято называть торговыми. Таким образом, одному МНН могут соответствовать несколько или даже множество торговых названий, которые иногда называют «аналогами».
Проще говоря, МНН – это название действующего вещества препарата, а торговое наименование – название самого препарата.
И международное непатентованное, и торговое наименования указаны, как правило, не только в инструкции по медицинскому применению препарата, но и на его внешней упаковке.
Утвержденные Минздравом правила обязывают медицинских работников назначать и выписывать лекарственные препараты согласно МНН. Указание в рецепте торгового названия допускается только в двух случаях: если у препарата нет МНН (а также группировочного наименования) и при наличии особых медицинских показаний, например, индивидуальной непереносимости других препаратов-«аналогов». В последнем случае требуется решение врачебной комиссии медицинской организации.
ВРЕЗ или подверст Некоторые термины и стандартные фразы, употребляющиеся в лекарственных прописях, принято сокращать (допустимые сокращения утверждены законодательно).
Наиболее известные сокращения:
Лекарственных форм:
ung. – unguentum – мазь
tabl. – tab(u)letta – таблетка
supp. – suppositorium – свеча
Терминов, связанных с дозировкой и порядком приема препаратов, количественных определений:
N. – numero – числом, (имеется в виду количество: «выдать такие дозы количеством 10 в таблетках» – «выдай 10 таблеток данной дозировки»)
q. s. – quantum satis – сколько потребуется
Обращений врача к фармацевту:
Rp. – Recipe – возьми
Rep. – Repete – повтори
D. t. d. – Da tales doses – выдай такие дозы
D. S. – Da, Signa – выдай, обозначь)
Терминов, связанных с названиями веществ, групп химических соединений:
aq. – aqua – вода
aq. destill. – aqua destillata – дистиллированная вода
ac. или acid. – acidum – кислота
«Рецепт недействителен»
Золотое правило сокращений – они должны быть безопасными. Запрещается сокращать схожие по наименованиям ингредиенты лекарственного препарата, поскольку это может затруднить их распознавание. Кстати, о затруднениях. Минздрав учитывает, насколько порой нечитаем бывает почерк врачей. Поэтому в приказе № 1175н имеется норма о том, что рецептурные бланки следует заполнять разборчиво, четко, чернилами или шариковой ручкой (но не карандашом, например). В случае если норма о разборчивом написании не соблюдена или если при выписывании и оформлении рецепта допущено нарушение каких-либо других требований упомянутого приказа, рецепт считается недействительным.
Эти нарушения, как правило, обнаруживаются в аптеке. Отпустить лекарство по такому рецепту фармацевт не имеет права. И потребителю в подобных случаях не стоит упрашивать или настаивать, поскольку аптечный специалист поступает так в его же интересах. Утвержденный Минздравом порядок отпуска лекарств предписывает фармацевтам и провизорам погасить неправильно выписанную форму штампом «Рецепт недействителен», зарегистрировать данное действие в журнале и вернуть рецепт больному. Медицинский работник, совершивший ошибку, должен выписать новый рецепт – теперь уже по всем правилам.
Что такое электронный рецепт, как им пользоваться?
Цифровизация активно внедряется во все сферы жизни, в том числе и в медицину. Дистанционная запись к врачу избавила от необходимости стоять в очередях, а электронную карту не нужно искать часами. К этим новшествам россияне уже привыкли, но прогресс идет дальше.
До 2025 года поэтапно внедряется система электронных назначений. Это означает, что бумажные рецепты со временем отойдут в прошлое. Пока медики и пациенты только знакомятся с платформой и ее возможностями. Как теперь получают лекарства в информационном обществе? Рассмотрим в этом материале.
Что такое электронный рецепт?
Не все лекарства можно свободно купить в аптеке. Некоторые отпускаются только при наличии рецепта от врача. К ним, в силу пунктов 3, 9-12 Порядка назначения лекарственных препаратов, утвержденного Приказом Минздрава от 14.01.2019 №4н, относятся:
• наркотические;
• психотропные;
• анаболические;
• комбинированные, содержащие отдельные фармакологически активные вещества (например, успокоительные с фенобарбиталом);
• подлежащие предметно-количественному учету.
Раньше для их выписки использовались бумажные бланки рецептов установленной формы, где врач ставил подпись и печать медицинской организации. Теперь применяются их виртуальные аналоги, заверяемые усиленной электронной подписью.
Пока они используются только при наличии согласия пациента (если это ребенок — с разрешения родителя). При этом всегда можно потребовать бумажный дубликат соответствующей формы.
Как выглядит?
С виду он отличается от рецептурных бланков на бумаге. Привычные формы №107-1/у, 148-1/у-88 и 148-1/у-04(л) соблюдать здесь не нужно. Правила оформления можно найти в части II Приложения 3 к Порядку назначения лекарственных препаратов.
В электронном рецепте должны содержаться следующие сведения:
• код региона (за пределами субъекта, где зарегистрирован пациент, документ не действует);
• реквизиты медицинского учреждения;
• ФИО врача, уполномоченного на подпись рецептурных бланков;
• личный номер пациента, зафиксированный в ГИС здравоохранения, его имя, адрес, дата рождения и номер электронной медицинской карты;
• дата оформления, срок действия рецепта;
• сведения о лекарственном препарате (название, формы выпуска, способ применения, необходимое количество, дозировка);
• отметки о срочности выдачи лекарства;
• отметки о назначении;
• сведения о правах пациента на отпуск медикамента по льготной цене.
Главное отличие от бумажного рецептурного бланка — QR-код. Его считывает аптекарь, чтобы убедиться, действительно ли предъявитель имеет право на покупку данного лекарства.
Как работает?
Медицинское учреждение должно быть подключено к Государственной информационной системе в сфере здравоохранения. Сведения о назначениях заносятся в единую базу, подлежащую контролю. Это исключает выписку рецептов по договоренности.
Пациенту для просмотра рецептов на лекарства необходим личный кабинет на региональном портале госуслуг. Жители отдельных субъектов также могут пользоваться мобильными приложениями (например, для Москвы — ЕМИАС.ИНФО, для Московской области — «Электронный рецепт»).
Аптекарь работает непосредственно с QR-кодом. В какой форме его представить — неважно. Допускается сканирование с экрана смартфона или с бумажной распечатки. Однако пока не все медицинские организации и аптеки подключены к системе. Поэтому по общему правилу бумажные бланки все еще находятся в обороте.
Как составляется?
Документ формируется в системе учета медицинских карт. Возможность создать электронный рецепт появляется только после подтверждения согласия пациента. При этом письменная его форма не требуется — достаточно поставить галочку и нажать кнопку «ОК».
• создать новое назначение лекарственного средства;
• заполнить графы в соответствии с требованиями законодательства (некоторые данные автоматически подгружаются из медицинской карты);
• создать рецепт, указав, что он будет электронным;
• удостоверить его с помощью УКЭП (при необходимости можно добавить подпись председателя врачебной комиссии);
• сохранить введенные данные.
После сохранения сведения автоматически отправляются в базу данных, формируется QR-код для предоставления пациенту. Его человек найдет в личном кабинете после авторизации через ЕСИА. При выводе на печать формируется рецептурный бланк по установленной форме с водяным знаком «Дубликат».
Как происходит отпуск препаратов в аптеке?
Пациент должен предъявить фармацевту QR-код. Он может заранее распечатать его из личного кабинета на «Госуслугах» или открыть через приложение для смартфона. Сканируя его, работник аптеки находит соответствующее назначение в системе.
Если человек еще не получал лекарство, фармацевт выдает его в допустимом количестве и отмечает в системе факт продажи. При этом сотрудник имеет право удостовериться, что выдает медикамент лицу, которому он выписан. Получить его может также законный представитель — родитель, опекун, попечитель.
Врач со своей стороны сможет удостовериться, что пациент получил необходимый препарат. Если же после сканирования QR-кода выяснится, что такого назначения не было (или медикаменты по нему уже отпущены), в продаже будет отказано.
Чем удобен?
Основная цель цифровизации — повышение удобства пользования услугами. В случае с внедрением электронных рецептов оно наблюдается по разным направлениям.
Для медицинской организации:
Возможные минусы
Пока система окончательно не внедрена и не адаптирована, неудобства исключить нельзя.
Пока наблюдаются такие недостатки:
Переход на виртуальные аналоги беспокоит старшее поколение. Если в будущем от бумажных форм решено будет отказаться, это осложнит процесс получения медикаментов пожилыми людьми. Не каждый работает со смартфонами и порталом «Госуслуги».
Заменят ли бумажные рецепты электронными полностью?
В Минздраве говорят, что полный переход запланирован на 2023 год. Однако для этого необходимо, чтобы все медицинские учреждения и аптеки подключились к единой системе. Удастся ли реализовать это на практике — пока неясно.
При этом о полном отказе от бумажного документооборота пока речи не идет:
• В Порядке назначения закреплено обязательное согласие пациента на получение рецепта в электронном виде. Поправок в ближайшее время не предвидится.
• Право получить бумажный дубликат тоже закреплено законодательно, отменять его власти не планируют.
• При выезде на дом врачи часто не имеют возможности занести данные в систему, поэтому выписывают препараты на бумаге. Развитие мобильной медицинской инфраструктуры потребует больших вложений.
Как минимум до того момента, как будет снято территориальное ограничение, отказаться от бумажных бланков не получится. Это лишит людей возможности получать необходимые лекарства за пределами своих регионов.
Правах потребителей при покупке лекарственных препаратов и медицинских изделий
Как вернуть в аптеку лекарства, если по законодательству Российской Федерации возврат и обмен лекарственных препаратов в аптеку запрещен. Однако есть ряд случаев, когда вы можете его вернуть. Чаще всего работники аптеки отказывают вам в возврате, пользуясь юридической неграмотностью покупателей в данной сфере. В этой статье мы разберем случаи, когда лекарство вернуть невозможно, и случаи, когда вы можете возвратить его в аптеку.
Итак, статья 18 закона «О защите прав потребителей» гласит, что потребитель имеет право на возврат товара с видимыми или скрытыми недостатками. Об этом говорится и в «Правилах отпуска лекарственных средств в аптечных организациях». Из этого следует, что если вы приобрели товар ненадлежащего качества, в том числе и лекарственные средства, то вы имеете полное право возвратить его и вернуть уплаченные деньги.
На основании п. 1 статьи 18 вышеупомянутого закона известно, что потребитель в случае приобретения некачественного лекарственного товара может потребовать:
— заменить купленный товар аналогичным без указанных недостатков;
— заменить на товар схожего действия другой марки;
— потребовать компенсацию, разницу между прежним товаром и его заменой;
— потребовать вернуть деньги, затраченные на данный товар.
Аптечный ассортимент, не подлежащий возврату
Если к качеству товара у потребителя нет существенных претензий, то вернуть товар не получится. Сотрудник аптеки имеет все основания не принимать купленный товар обратно.
Существует перечень аптечных товаров, которые не подлежат обмену и возврату. Этот список законодательно закреплен Правительством Российской Федерации Постановлениями № 55 от 19.01.98 и №1222 от 20.10.98. В данном списке присутствуют:
-лекарственные препараты, которые используются для домашнего лечения;
-предметы личной гигиены (зубная паста, зубные щетки, расчески);
-косметические средства и парфюмерия (крема для кожи, средства для волос);
-медицинская аппаратура, приборы для контроля показателей здоровья;
-материалы для единоразового применения (шприцы, пластыри и т.п.).
В чем проявляется недостаток лекарств?
Если истек срок годности препарата;
Если имеет место дефект маркировки (не указаны серия и сроки годности, или же серия и сроки годности на упаковке и препарате не совпадают);
Если отсутствует инструкция по применению препарата (либо она от другого лекарства);
Если описание препарата в инструкции не соответствует реальному цвету, запаху, форме, размеру, консистенции и иным показателям препарата.
Если есть брак в упаковке: есть сколы, отсутствует герметичность, пробка или крышка, коробка порвана или же смазана полиграфия.
Если имеет место недостаток, описанный в п. 2, то это веское основание для изъятия всей партии лекарства из оборота, а изготовителю грозит не маленький штраф.
Лекарство не подлежит обмену или возврату, если оно надлежащего качества. Лекарственные препараты входят в список непродовольственных товаров, не подлежащих обмену в надлежащем качестве на аналогичный товар другого размера, габарита, расцветки, фасона, формы или комплектации.
Даже если вы еще не вышли из аптеки, но передумали на счет правильности своего выбора относительно купленного препарата, вы не можете вернуть его назад. Как только вы пробили чек, возврат невозможен. Однако есть некоторые нюансы, ссылаясь на которые вы можете вернуть лекарство в аптеку.
Как вернуть лекарственный препарат надлежащего качества?
Например, вы приобрели препарат, отпускающийся по рецепту врача, а вам его продали без рецепта. В этом случае вы можете требовать его замены или возврата, поскольку работник аптеки совершил правонарушение. В случае отказа в возврате, изложите в книге жалоб и предложений суть ситуации, обязательно указав, что вас не предупредили о том, что препарат отпускается по рецепту врача и имеет массу побочных эффектов.
Если имела место ошибка фармацевта при продаже вам препарата. Например, он ошибся в дозировке, или продал вам вместо крема — мазь, и т.п. В этом случае вам обязаны обменять товар с перерасчетом цены.
Если вы приобретаете препарат, отпускающийся без рецепта врача, и вас не предупредили о противопоказаниях, а сам препарат рекомендовали, как безопасный. Ознакомившись с инструкцией и списком противопоказаний, вы обнаружили, что вам категорически нельзя его применять по состоянию здоровья и имеющимся заболеваниям. Вы можете обменять или вернуть лекарство, взяв у врача заключение об имеющихся у вас заболеваниях, а также привести свидетеля того, что вас не предупредили работники аптеки о противопоказаниях препарата.
Если вам отказали в обмене или возврате препарата, а у вас есть основания это требовать
Если вам отказано в обмене или возврате товара, то вы можете пожаловаться в Росздравнадзор, Общество по защите прав потребителей, Роспотребнадзор.
На информационном стенде аптеки указаны все данные: Ф.И.О. руководителя, фактический и юридический адрес аптеки, а также телефоны организаций, борющихся с нарушением прав потребителей. Перепишите себе все данные.
Попросите у продавца книгу жалоб и предложений. Укажите свои Ф.И.О., контактные данные, изложите всю ситуацию в подробностях. В конце обращения пригрозите, что если в течение 5 дней ваши требования не удовлетворят, вы обратитесь в надзорные организации и суд.
Если ответа не последовало от руководства аптеки, то напишите подробные письма во все надзорные организации, приложив копии всех имеющихся у вас подтверждающих документов (чеки, инструкция препарата, фотографии, письменный отказ руководителя аптеки в удовлетворении ваших требований и т.п.)
В России с возвратом лекарственных средств в аптеку сложно, и работники аптеки редко идут навстречу покупателю. Их можно понять, ведь данная группа товаров находится под особым надзором. Может иметь место подмена лекарственного средства, и тогда следующий покупатель может купить подделку и нанести вред своему здоровью.
Будьте предельно осторожны при покупке лекарственных препаратов, чтобы не создавать проблем ни себе, ни работникам аптеки.
Что понадобится и в какие сроки можно вернуть покупку? Если покупатель выявил после приобретения недостатки у лекарственного препарата или товара, ему следует собрать следующие документы для возврата: заявление в свободной форме с просьбой вернуть или обменять товар; упаковка, инструкция лекарственного средства (или их копии), в зависимости от того, где дефект или несоответствие имело место быть; кассовый или товарный чек; рецепт врача, если товар был приобретен по рецепту; показания свидетелей (если имеют место быть); гарантийный талон (если есть в наличии). Покупатель имеет право обратиться с подобным требованием в любое время до окончания гарантийного срока товара. Когда у товара отсутствует гарантийный срок, в течение первых двух лет с даты приобретения. Порядок возврата или обмена Составление претензии Когда потребитель сталкивается с бракованным товаром, первое, что он должен сделать — написать заявление в свободной форме на имя организации (в частности, на имя заведующего аптекой), где был приобретен товар. В претензии обязательно указываются следующие аспекты: Реквизиты организации, где был приобретен товар. Важно уточнить уставное название организации, должность и ФИО руководителя, на чье имя будет написано заявление. Эту информацию можно получить либо на сайте компании, либо в уголке потребителя в самой аптеке. ФИО и данные паспорта покупателя. Описание товара (серийный номер, артикул, модель, марка и т.д.) с указанием на его недочеты. Описание ситуации, при которой произошла покупка, а именно: дата, время, адрес торговой точки, ФИО работника аптеки. Описание, как именно и когда были обнаружены недостатки в товаре покупателем. Если покупатель не сохранил чек, то в заявлении необходимо сослаться на п. 5 статьи 18 закона «О защите прав потребителей», которая определяет, что чек не является основанием лишения покупателя возможности возврата недоброкачественного товара после покупки. Если же чек есть — важно указать это в заявлении, это может ускорить процесс получения денежных средств. В конце документа проставляется дата и подпись покупателя с расшифровкой. Претензия оформляется в 2-х экземплярах. На одном из них проставляется отметка продавца о том, что тот принял данную претензию к рассмотрению.
Вернуть денежные средства за некачественный товар продавец должен в течение 10 дней с момента обращения покупателя. Если покупатель желает заменить товар на другой, то аптека обязана удовлетворить просьбу об обмене не позднее, чем через 7 дней с момента обращения покупателя с заявлением.
Что делать при отказе?
Если после подачи заявления в аптеку покупатель получил отказ в удовлетворении своей просьбы, то с этим письменным отказом можно обратиться в дальнейшем в следующие государственные и общественные организации в своем регионе: Росздравнадзор. Роспотребнадзор. Общество по защите прав потребителей. Вышеперечисленные организации могут помочь потребителю отстоять свои права, поспособствовать санкциям в сторону аптеки за правонарушение. Если требование потребителя не было удовлетворено и таким образом, то он может обратиться в суд.