не ищите меня в храмах рукотворных

Деяния святых апостолов, глава 17 Деяния, гл 17

Пройдя через Амфиполь и Аполлонию, они пришли в Фессалонику, где была иудейская синагога. Павел, по своему обыкновению, вошел к ним и три субботы говорил с ними из Писаний, открывая и доказывая им, что Христу надлежало пострадать и воскреснуть из мертвых и что «Сей Христос есть Иисус, Которого я проповедую вам».

И некоторые из них уверовали и присоединились к Павлу и Силе – как из эллинов, чтущих Бога, великое множество, так и из знатных женщин немало. Но неуверовавшие иудеи, возревновав и взяв с площади некоторых негодных людей, собрались толпой, и возмущали город, и, приступив к дому Иасона, домогались вывести их к народу. Не найдя же их, повлекли Иасона и некоторых братьев к городским начальникам, крича: «Эти всесветные возмутители пришли и сюда, а Иасон принял их, и все они поступают против повелений кесаря, почитая царем другого – Иисуса». И встревожили народ и городских начальников, слушавших это. Но эти, получив удостоверение от Иасона и прочих, отпустили их. Братья же немедленно ночью отправили Павла и Силу в Верию, которые, прибыв туда, пошли в синагогу иудейскую. Здешние были благомысленнее фессалоникских: они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так. И многие из них уверовали, и из эллинских почетных женщин, и из мужчин немало. Но когда фессалоникские иудеи узнали, что и в Верии проповедано Павлом слово Божие, то пришли и туда, возбуждая и возмущая народ. Тогда братья тотчас отпустили Павла, как будто идущего к морю; а Сила и Тимофей остались там. Сопровождавшие Павла проводили его до Афин и, получив поручение к Силе и Тимофею, чтобы они скорее пришли к нему, отправились. В ожидании их в Афинах Павел возмутился духом при виде этого города, полного идолов. Итак, он рассуждал с иудеями и с чтущими Бога в синагоге и ежедневно на площади – со встречающимися. Некоторые из эпикурейских и стоических философов стали спорить с ним; и одни говорили: «Что хочет сказать этот суеслов?», а другие: «Кажется, он проповедует о чужих божествах», потому что он благовествовал им Иисуса и воскресение. И, взяв его, привели в ареопаг, и говорили: «Можем ли мы знать, что это за новое учение, проповедуемое тобою? Ибо что-то странное ты вкладываешь в уши наши. Поэтому хотим знать, что это такое?» Афиняне же все и живущие у них иностранцы ни в чем охотнее не проводили время, как в том, чтобы говорить или слушать что-нибудь новое. И Павел, став среди ареопага, сказал: «Афиняне! По всему вижу я, что вы как бы особенно набожны. Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано „Неведомому Богу“. Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам. Бог, сотворивший мир и всё, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворных храмах живет и не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам давая всему жизнь, и дыхание, и всё. От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, чтобы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас; ибо мы Им живем, и движемся, и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: „Мы Его и род“. Итак, мы, будучи родом Божиим, не должны думать, что Божество подобно золоту, или серебру, или камню, получившему образ от искусства и вымысла человеческого. Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться, ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную посредством предопределенного Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых». Услышав о воскресении мертвых, одни насмехались, а другие говорили: «Об этом послушаем тебя в другое время». Итак, Павел вышел из среды их. Некоторые же мужи, пристав к нему, уверовали; между ними был Дионисий, ареопагит, и женщина по имени Дамарь, и другие с ними.

Источник

Утерянные страницы Евангелия.

УТЕРЯННЫЕ СТРАНИЦЫ ЕВАНГЕЛИЯ

Самые маловерные из вас те, кто более других молятся и думают, что от того им более других дано будет1. Ибо сами не разумеют, во что верят. Словно попрошайки, ни на что иное не способные, униженно молят об исполнении своих желаний.

Что клянчите вы у Бога? Иль думаете, ошибался он, послав вам то, что имеете, и поучать его хотите, как ошибку ту ему исправить должно? То значит, неразумен ваш Бог. Почто его тогда Богом называете, зачем в него верите и молитесь ему зачем? Сами вы не знаете, чему кланяетесь2. И мало в вас веры истинной.

Говорю же вам, что быть маловерным хуже, чем не верить вовсе. Ибо, Бога отрицая, к Богу придёшь. Потому как, в какую бы сторону на земле ни пошёл ты, всё равно к океану выйдешь. Но если слаба вера твоя, то не идёшь ты никуда, лишь из стороны в сторону качаешься.

Кого слушать и кому поклоняться ходите вы в храм? И кто самые почитаемые люди в нём? Книжники? Фарисеи? Первосвященники? Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники, и хуже того. Ибо не хлеб и не золото ваше крадут, но самую жизнь вашу.

Устами своими и языком чтут Бога, сердце же их далеко от него отстоит5.
И уподобляются окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мёртвых и всякой нечистоты.

И затворяют те лицемеры Царство Небесное человекам, ибо сами в него не входят и хотящих войти не допускают. И любят, чтобы люди называли их: учитель! учитель!

А вы не называйте их учителями. Они слепые вожди слепых, а если слепой ведёт слепого, то оба упадут в яму. И веками скрывают они ключи от истинных знаний и подменяют их полуправдой, которую наряжают в одежды Истинны, а оттого она опаснее и страшнее, чем ложь.

Бог недалеко от каждого из нас, но не должны вы думать, что найдёте Его в описаниях или изваяниях, получивших образ от искусства и вымысла человеческого. Ибо тогда поклоняться и служить будете твари вместо Творца.

Бога не видел никто никогда. Но невидимое Его, вечная Сила Его и Божество, через рассмотрение творений видны. Не Бога пытайтесь увидеть, но Божественность! Божественность, в которой Он себя проявляет во всем сущем, Божественность, которой наполнено всё мироздание.

И поверьте Мне, что наступает время, когда не в определённом месте и не в Иерусалиме будете поклоняться вы Богу.

Что душою вы называете? О какой душе молиться хотите? И знаете ли вы истинную душу свою?

Не о личине ли фальшивой, за которой жить вам представляется удобней, молитесь? И оттого, что давно ту личину носите, привыкли к ней настолько, что она вашей кожей стала и уже снять без боли её не можете.

Вы же истинную душу убиваете, того не замечая, ибо в её присутствии мерзость и низость фальшивой личины столь явна. Но душа ваша, вами униженная и полумертвая, притаилась внутри и робко свой голос подаёт всё равно.

А потому: двое внутрь вас живут.

Оттого и разорваны вы на две половины, и не будет вам покоя, не войдёте в Царствие Божие, покуда двоих одним не сделаете, покуда внешнюю свою сторону не сделаете как внутреннюю сторону и душу потерянную не возродите.

И молиться о душе безсмысленно. Никто душу вашу не спасёт, если сами о ней не позаботитесь. И Царствия Божия никто не принесёт и не даст вам, если сами его не отыщите.

Царствие Божие всегда здесь, но вы не знаете как в него войти.

То небо, о котором говорю, внутри вас и вне вас, и Царствие Божие в этом небе и никаком другом. И далеко за ним идти не требуется, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо Царствие Божие внутрь вас есть.

И не разумеете сами, какое сокровище в себе скрываете, оттого и ведёте себя словно нищие. Но я, удивляюсь тому, как такое большое богатство заключено в такой бедности?

И знайте: если Бог стучит в вашу дверь, то он стучит одновременно и снаружи, и изнутри.

И если хотите открыть ему дорогу, то снимите дверь свою с петель и выбросьте вон.

Пусть свет внутри человека сольётся с божественным светом и, единым сделавшись, осветит весь мир.

Горе тому, кто границы на земле учиняет и людей разделяет.

Ибо на небе нет границ, и на земле быть не должно.

И если внутри себя разделён человек, то та же вражда внутри него будет и тьма в нём, и нет покоя ему.

Душа Душою лечится.

Ибо всё живое и что неживым представляется незримо связано друг с другом, и всё в отдельности являет собой части Единого. И всё в Единстве и блаженстве пребывает. И блаженства того отнять никто не может, ибо для него причина не требуется, сама жизнь тому Причина.

Кто видел яблоню несчастной? Даже поломанная бурей она цветёт и до последних дней своих приносит плоды на радость себе и вкушающим их.
Кто видел реку удручённую? И скованная льдом она продолжает нести воды свои, ничуть не изменив пути.
А кто слышал соловья, поющего грустную песнь? Нет таких у него.

И только человек сам обрёк себя на страдания, ибо ослепил глаза свои и отделил себя от мироздания и тем умудрился в райском месте – ад для себя сотворить.

Все мы неведомыми силами соединены в одно.

Вот отчего так блаженно бывает сердце, когда творишь ты добро кому-то, а значит, себе добро творишь.

И потому говорю вам: не вонзай свой меч в другого, если сам кровью истечь не хочешь.

Когда всё это осознаешь сердцем своим, то по-другому оно биться станет и Царствие Божие приблизится к тебе.

И новые истинные сокровища увидят глаза твои, а сокровища ложные, что ранее были, не будут видеть боле.

Потому на суд пришёл Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы.
И говорю вам: какими глазами вы на мир смотрите, таким его и делаете.
И если око твоё будет чисто, то всё тело твоё будет светло.

И вокруг тебя всё будет светло, как если бы светильник освещал тебя сиянием.

Не бойтесь заблудиться, когда будете искать свой путь, лишь самые сильные способны на это. И тех, кто ушёл из стада, Пастырь любит более других, ибо только им дано найти заветную дорогу.

И нет вины скота в том, что он в загоне находится, ибо загон тот хозяин для него выстроил.

Человек же, на свой позор, сотворил то, на что не способно ни одно живое существо: воздвиг тюрьму себе руками своими и сам себя в неё поместил.

И горе, что дети его рождаются в этой тюрьме.

Они взрослеют и не знают другой жизни, кроме жизни отцов своих, и после видеть её не могут, ибо слепы стали глаза их от мрака заточения.

Ибо если глаза никогда не видели света, то как узнаешь, что ты во мраке.

И люди изо всех сил пытаются украсить свою тюрьму: кто дорогим убранством, кто красивой рабыней. Но нет от этого никакой пользы: из тюрьмы надо выйти!

«Встань спящий и воскресни из мёртвых.

И через вас, как и через все создания свои, Он себя являет.
Но человек есть главное Его Создание. Так отчего скрываете Бога в себе? Явите Его миру и прославьте себя и Создателя!

Истинно говорю: если не понимаешь начало, то невозможно понимать и конец. Так и невозможно познать, что вокруг тебя, если не знаешь что внутрь тебя, ибо нет тогда и познающего, которому дано разуметь тайны Отца Небесного.

Ученик не бывает выше своего учителя, но, усовершенствовавшись, будет всякий, как учитель его. Тот, кто напился из Моих Уст, станет как Я. Я также, стану им, и тайное откроется ему.

Что есть вера, братья мои? Я желаю дать вам веру в самоё существование Царства Божия, где всё пребывает в вечной радости и блаженстве, дабы вера та зажгла в вас огонь неугасимого желания найти и обрести его.

Ибо есть Великое и Безкрайнее Царство, в которое способен войти один лишь Дух Праведный. Его нельзя увидеть даже глазами ангела, Оно недоступно для разума, и невозможно о нем рассказать языком человеческим.

Воистину счастливая душа всегда с другим желает счастьем поделиться. И он пошёл назад в пустыню, дабы братьям заветную дорогу указать и веру в них вселить такую, чтоб без сомнений позвала их в путь.

Блаженны те, кто смогут увидеть лице Отца Небесного при жизни земной. Истинно говорю вам: есть некоторые из сидящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царство Божие. И вера на том пути да будет им помощником.

Для чего же тогда дан закон?

Говорю же вам: возлюби Отца Твоего Небесного всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим. Возлюби ИСКРЕННЕГО твоего, как самого себя.

А СТАТЬ ЛЮБОВЬЮ, ЗНАЧИТ СТАТЬ РАВНЫМ БОГУ, ЗНАЧИТ богом СТАТЬ!
ИБО ЛЮБОВЬ И ЕСТЬ БОГ.

Посему сказано: встань, спящий, и воскресни из мёртвых, да прибудет с тобой Свет Истины Святой.

Любовь Совершенная и Дух Святой приходят вместе, ибо они едино. Если в тебе Любовь, то и Дух Святой в тебе. Если в тебе Дух Святой, то и Любовь твоя Совершенна.

Но блаженны страдающие за правду, ибо они утешены будут Милостью Божьей и велика им награда на небесах.
И тебе надлежит войти в славу свою прежде Меня, и Бог прославится в тебе. И если Бог прославится в тебе, то и Бог прославит тебя в Себе, и вскоре прославит Меня.

Если бы вы были от мира, то мир любил бы своё, а как вы не от мира, потому ненавидит вас мир.
Тот, кто познал мир, нашёл труп, и он удалился и нашёл себя живого, и мир недостоин его.

И даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу. Так будут поступать потому, что не познали ни Отца, ни Меня, и введены были в заблуждение лицемерами и лжепророками.
Ибо многие придут под именем моим, говоря, что это Я, не ходите вслед их.

Жизнь человека не зависит от изобилия его имения.
Вы же заботитесь и суетитесь о многом, а одно только нужно душе вашей, чтобы Слово Божие будто семя укоренилось в вас и плод свой принесло.

Пусть же малая искра любви, что притаилась в сердце каждого, ярким пламенем возгорится, и в этом пламени да сгорят все нечистоты, что оскверняют человека.

Не богобоязненным надо быть, но Боголюбивым. Ибо Бог возлюбил вас прежде, так возлюбите же и вы Его Любовью Истинной, Любовью, в которой нет страха, ибо Совершенная Любовь изгоняет страх, потому, что в страхе есть мучение.

Боящийся несовершенен в Любви.
Узкие ворота в Иерусалим «Игольными ушами» вы называете, и трудно навьюченному товарами верблюду пройти сквозь них, так и трудно обременённому богатством войти в Царствие Божие. Ибо слышите вы Слово Божие, но заботы ваши, богатства и наслаждения житейские подавляют его, и не приносит оно плода.

Горе вам богатые! Ибо вы уже получили своё утешение. При вас то, о чём мечтали. Но нет радости сердцу вашему и пользы душе вашей от того.

Блаженны нищие и алчущие перед вами, ибо обрести стремятся и надеждой той живы. Вы же, всё обретя, теперь не знаете, чего желать вам и на что надеяться.

И даже если раздадите вы всё, что имеете, и тело отдадите на сожжение, но Любовь не будет освещать деяния ваши, не будет вам от того никакой пользы.

Ибо всё открыто перед Небом, не лгите и, что не от сердца вашего исходит, не делайте этого. Иначе, если вы поститесь, вы зародите в себе грех, и, если вы молитесь, вы будете осуждены, и, если вы подаете милостыню, вы причините зло вашему духу.

И не вашим достатком вас упрекаю, ибо вижу, что поделиться с ближним вы готовы, но говорю: если имеете достаток, то пусть не будет сердце ваше там, где богатства ваши.

И если не поняли ещё, то ступайте и со всей страстью, на какую только способны, окунитесь в водоворот земных наслаждений и приобретите себе сокровищ земных как можно больше, насколько средства ваши вам позволить могут. Но поверьте, что в окружении всего этого потерянными себя ощущать станете и поймёте, что никакие блага земные не смогут вас насытить и жажду души вашей утолить.

Истинно говорю вам:

И когда поймёте это, не станете боле собирать себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, и к нетленным сокровищам взор свой обратите.

И если истинную силу имеете, то покинут вашу душу земные желания и страсти, коими она, словно безумная, кипела доселе, и вместе с ними уйдут ложные знания и суждения, и пусто в душе вашей станет, чисто и светло!

Не будет ваша душа пуста так, как вы теперь про то понимаете. Ибо когда освободите её от мусора, которым по неведению своему захламили, то наполнится она Светом.

И только от Чистоты и от Света может родиться Дух Святой,
но Свет тот прежде каждый сам должен породить от самого себя.

И если говорить земными словами и мерить земными мерками, то эту пустоту душевной нищетой назвать можно, но только она и есть единственное истинное её богатство.
Потому и говорю вам: Блаженны нищие духом ( злобы поднебесной), ибо им принадлежит Царство Божие.

Свет, что спасёт вас, сами внутрь себя отыщите. И если умрёте для неразумных желаний и пустой суеты, тогда только для жизни истинной родитесь и только тогда свободу истинную обретёте, а то, что теперь свободой называете, рабством покажется.

Тогда узнаете, что есть Благодать Божия. И каждый новый день, как новое чудо, с великой радостью и любовью встречать станете.
Это и есть тот путь, о котором спрашиваете, что ведёт в Царство Божие, и пусть Свет Любви вашей вам проводником станет.

Другие статьи в литературном дневнике:

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

Источник

Деяния святых апостолов, глава 17 Деяния, гл 17

Пройдя через Амфиполь и Аполлонию, они пришли в Фессалонику, где была Иудейская синагога. Павел, по своему обыкновению, вошел к ним и три субботы говорил с ними из Писаний, открывая и доказывая им, что Христу надлежало пострадать и воскреснуть из мертвых и что Сей Христос есть Иисус, Которого я проповедую вам. И некоторые из них уверовали и присоединились к Павлу и Силе, как из Еллинов, чтущих Бога, великое множество, так и из знатных женщин немало.

Но неуверовавшие Иудеи, возревновав и взяв с площади некоторых негодных людей, собрались толпою и возмущали город и, приступив к дому Иасона, домогались вывести их к народу. Не найдя же их, повлекли Иасона и некоторых братьев к городским начальникам, крича, что эти всесветные возмутители пришли и сюда, а Иасон принял их, и все они поступают против повелений кесаря, почитая другого царем, Иисуса. И встревожили народ и городских начальников, слушавших это. Но сии, получив удостоверение от Иасона и прочих, отпустили их.

Братия же немедленно ночью отправили Павла и Силу в Верию, куда они прибыв, пошли в синагогу Иудейскую. Здешние были благомысленнее Фессалоникских: они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так. И многие из них уверовали, и из Еллинских почетных женщин и из мужчин немало. Но когда Фессалоникские Иудеи узнали, что и в Верии проповедано Павлом слово Божие, то пришли и туда, возбуждая и возмущая народ. Тогда братия тотчас отпустили Павла, как будто идущего к морю; а Сила и Тимофей остались там.

Сопровождавшие Павла проводили его до Афин и, получив приказание к Силе и Тимофею, чтобы они скорее пришли к нему, отправились. В ожидании их в Афинах Павел возмутился духом при виде этого города, полного идолов. Итак, он рассуждал в синагоге с Иудеями и с чтущими Бога, и ежедневно на площади со встречающимися.

Некоторые из эпикурейских и стоических философов стали спорить с ним; и одни говорили: «что хочет сказать этот суеслов?», а другие: «кажется, он проповедует о чужих божествах», потому что он благовествовал им Иисуса и воскресение. И, взяв его, привели в ареопаг и говорили: можем ли мы знать, что это за новое учение, проповедуемое тобою? Ибо что‐то странное ты влагаешь в уши наши. Посему хотим знать, что это такое? Афиняне же все и живущие у них иностранцы ни в чем охотнее не проводили время, как в том, чтобы говорить или слушать что‐нибудь новое.

И, став Павел среди ареопага, сказал: Афиняне! по всему вижу я, что вы как бы особенно набожны. Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано: «неведомому Богу». Сего‐то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам. Бог, сотворивший мир и всё, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет и не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем‐либо нужду, Сам давая всему жизнь и дыхание и всё. От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас, ибо мы Им живем и движемся и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: «мы Его и род». Итак, мы, будучи родом Божиим, не должны думать, что Божество подобно золоту, или серебру, или камню, получившему образ от искусства и вымысла человеческого. Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться, ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых.

Услышав о воскресении мертвых, одни насмехались, а другие говорили: об этом послушаем тебя в другое время. Итак, Павел вышел из среды их. Некоторые же мужи, пристав к нему, уверовали; между ними был Дионисий Ареопагит и женщина, именем Да́марь, и другие с ними.

Источник

Толкования Священного Писания

Содержание

Толкования на Деян. 17:24

Свт. Иоанн Златоуст

Бог, сотворивший мир и все, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет

Прп. Максим Исповедник

Бог, сотворивший мир и все, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет

Вопрос: Если Бог не в рукотворенных храмах живет, то почему Он обитал в храме иудеев?

Ответ: Бог, премудро и соразмерно заботящийся об опекаемых [Им], первоначально руководил управляемыми посредством образов, сродных чувству, и вел их к истине, примешивая Себя ко всем [этим] образам, данным ветхому народу и совершая [таким образом] восхождение воспитуемых [к истине]. Поэтому Бог обитал в храме иудеев образно, а не истинно, описуя таковым обитанием в храме неизреченный совет всякого тайноводственного воспитания опекаемых. Наиболее же пригодным для обитания Бога является один только чистый ум; ради него [Бог] согласился построить образный храм, желая ум иудеев, откормленный дебелыми символами, наполнить нечувственными образами и извлечь его из материи. Но Бог увидел его непригодным для Своего обитания, поскольку [этот ум] был привержен к материи, несовместим [с Промыслом Божиим] и всецело сочувствовал тому, что природным образом сожительствует с ним.

Не ведая этого, иудей, умеющий только по [ложному] благочестию питать [свою] спесь высокомерием, справедливо лишается и образа, и злонамеренно отчуждает себя от истины.

Вопросоответы к Фалассию.

Прав. Иоанн Кронштадтский

Бог, сотворивший мир и все, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет

Как может жить в рукотворенных храмах Тот, Кто есть Дух беспредельный и неописанный, Кто сотворил небо и землю с их огромными пространствами? Недостойно Божества было бы ограничиваться каким-нибудь ничтожным вещественным зданием. Сотворив род человеческий, Бог предуставил для членов его времена и пределы селения их. Значит, каждому народу, и даже каждому человеку, предопределено родиться и жить в известное время, равно как и обитать в известном месте. Мы живем для того, чтобы найти Господа, Который находится близ нас. В этом и заслуга наша: найди Господа, Который дал тебе жизнь и все блага, Который распростер над тобою небо, как кожу, Который подостлал под тобою землю. За то, что ты будешь искать Господа, Который открывается тебе в творении, ты получишь Царство Небесное. Но искание это иногда соединяется с большими трудностями: старайся все перенесть. Мученики и мученицы, ищущи Господа, страдальчествовали и сраспинались и спогребались Крещению Его.

Дневник. Том I. 1856.

Блж. Феофилакт Болгарский

Бог, сотворивший мир и все, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет

Климент Александрийский

Бог, сотворивший мир и все, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет

Разве не правильно и справедливо мы не ограничиваем никаким местом Того, Кто является безграничным, и не помещаем в рукотворные храмы Содержащего в Себе всех? Не смешно ли утверждать, что человек, которого философы называют «игрушкой Бога», сам творит себе Бога и что Бог, в свою очередь, становится игрушкой, созданной руками ремесленника? Произведения ремесленников не являются священными или божественными. Если слово «священное» понимать двояко: как Самого Бога и как сооружение в Его честь, то не лучше ли назвать храмом Божества Церковь, которая, став святой через познание Бога, учреждена во славу Его? Вот подлинное святилище, воздвигнутое не руками ремесленников и украшенное не искусством чародеев, а волей Самого Бога. Однако Церковью мы назовем не здание, но собрание избранных.

Строматы.

Беда Достопочтенный

Бог, сотворивший мир и все, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет

Изложение Деяний Апостолов.

Лопухин А.П.

Cт. 24-25 Бог, сотворивший мир и все, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет и не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и все

Бог, сотворивший мир. «Сказал одно слово, и подорвал все положения философов. Эпикурейцы утверждают, что все произошло само собою и из атомов, а он говорит, что мир и все, что в нем, – дело Божие» (Феофил.).

Не в рукотворенных храмах живет. Чтобы не подумали, что проповедуется один из многих их богов, Павел поправляет сказанное, присовокупляя: не в рукотворенных храмах живет, но в человеческой душе, и не требует служения рук человеческих, как, напр., принесения жертв и т. п. «Как? Разве Бог не обитал в храме иерусалимском? Нет, но только действовал. Разве Он не принимал служения от рук человеческих у иудеев? Не от рук, но от души, и этого требовал не потому, чтобы имел в том нужду» (Злат.).

Дая всему – διδοὺς πᾶσι – слав.: дая всем, т. е. людям прежде всего, а потом и всем тварям.

Жизнь – начало существования, жизненную силу.

Дыхание – способность поддержания жизни через дыхание.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *