не и кушай меня без нужды глинка

Не и кушай меня без нужды глинка

НЕ ИСКУШАЙ

Музыка Михаила Глинки
Слова Евгения Баратынского

Не искушай меня без нужды
Возвратом нежности твоей:
Разочарованному чужды
Все обольщенья прежних дней!

Уж я не верю увереньям,
Уж я не верую в любовь
И не могу предаться вновь
Раз изменившим сновиденьям!
И не могу предаться вновь
Раз изменившим сновиденьям!

Немой* тоски моей не множь,
Не заводи о прежнем слова
И, друг заботливый, больного
В его дремоте не тревожь!

Я сплю, мне сладко усыпленье:
Забыты прежние мечты**:
В душе моей одно волненье,
А не любовь пробудишь ты.
В душе моей одно волненье,
А не любовь пробудишь ты.

не и кушай меня без нужды глинка. neiskuch1. не и кушай меня без нужды глинка фото. не и кушай меня без нужды глинка-neiskuch1. картинка не и кушай меня без нужды глинка. картинка neiskuch1. НЕ ИСКУШАЙ
не и кушай меня без нужды глинка. neiskuch2. не и кушай меня без нужды глинка фото. не и кушай меня без нужды глинка-neiskuch2. картинка не и кушай меня без нужды глинка. картинка neiskuch2. НЕ ИСКУШАЙ

* У Баратынского: «слепой».
** У Баратынского: «забудь бывалые мечты».
Стихотворение написано в 1821 году. Музыка написана в 1825 году.

НОТЫ ДЛЯ ФОРТЕПИАНО (5 листов):

не и кушай меня без нужды глинка. neiskuchaj f1. не и кушай меня без нужды глинка фото. не и кушай меня без нужды глинка-neiskuchaj f1. картинка не и кушай меня без нужды глинка. картинка neiskuchaj f1. НЕ ИСКУШАЙ
не и кушай меня без нужды глинка. neiskuchaj f2. не и кушай меня без нужды глинка фото. не и кушай меня без нужды глинка-neiskuchaj f2. картинка не и кушай меня без нужды глинка. картинка neiskuchaj f2. НЕ ИСКУШАЙ
не и кушай меня без нужды глинка. neiskuchaj f3. не и кушай меня без нужды глинка фото. не и кушай меня без нужды глинка-neiskuchaj f3. картинка не и кушай меня без нужды глинка. картинка neiskuchaj f3. НЕ ИСКУШАЙ
не и кушай меня без нужды глинка. neiskuchaj f4. не и кушай меня без нужды глинка фото. не и кушай меня без нужды глинка-neiskuchaj f4. картинка не и кушай меня без нужды глинка. картинка neiskuchaj f4. НЕ ИСКУШАЙ
не и кушай меня без нужды глинка. neiskuchaj f5. не и кушай меня без нужды глинка фото. не и кушай меня без нужды глинка-neiskuchaj f5. картинка не и кушай меня без нужды глинка. картинка neiskuchaj f5. НЕ ИСКУШАЙ

Кулёв В. В., Такун Ф. И. Золотая коллекция русского романса. В переложении для голоса в сопровождении фортепиано (гитары). М.: Современная музыка, 2003.

Источник

Не и кушай меня без нужды глинка

Жанр: романс для голоса с фортепиано.

Автор стихов: Е. Баратынский.

Время создания стихотворения: 1821 год.

Время создания романса: 1825 год.

Первое издание романса: фирма Пеца (без даты).

Не искушай меня без нужды
Возвратом нежности твоей:
Разочарованному чужды
Все обольщенья прежних дней!
Уж я не верю увереньям,
Уж я не верую в любовь,
И не могу предаться вновь
Раз изменившим сновиденьям!
Слепой тоски моей не множь,
Не заводи о прежнем слова,
И, друг заботливый, больнова 4
В его дремоте не тревожь!
Я сплю, мне сладко усыпленье;
Забудь бывалые мечты:
В душе моей одно волненье,
А не любовь пробудишь ты.

За этими, казалось бы, мелкими различиями скрывается нечто более важное: Баратынский написал о перегоревшем чувстве, об обиде и остуде сердца. Его стихи полны холодом и ходом самонаблюдения. Романс Глинки взволнованной молящей интонацией ставит под сомнение непоправимость результата, на котором настаивает поэт. 5

Глинка по-глинковски индивидуально запечатлевает почувствованные им повсеместно выразительные, многих людей волнующие интонации, связывает, скрепляет их, но, в сущности, не он их изобретатель. Мелодия, ритм, сопровождение в этом и подобным ему романсах глинкинские, но в основе их лежат интонации общезначимые. В этом романсе впервые проявилось непередаваемое словами глинкинское обаяние, так сказать, его почерк, его стилевое «я», запечатленное в обобщении общезначимого. И не случайно сам композитор почувствовал здесь свою удачу. «Простота, естественность, душевное целомудрие и сердечность элегического раздумья-высказывания становятся в русской лирике основой ее психологии; и отсюда, от глинкинского «Не искушай», тянутся нити и к «Онегину» Чайковского, и к чеховским пейзажам и жанрам, и к лучшему в Станиславском. Но Глинка сам отлично понимал различие в интонационном содержании «обобщений общезначимого» и эмоциональных формулировок типа «Не искушай, «Сомнения» от искусственной субъективной лирики, хотя бы и вполне лично искренней». 6

Классически-стройная мелодия романса гармонично сливается с текстом; в ней есть та свобода и естественная грация, та благородная простота, которая со всей отчетливостью обнаруживает почерк Глинки. Впечатление стройности и чистоты стиля создается уже в выразительном вступлении фортепиано. Небольшая прелюдия к романсу с ее ниспадающими секвенциями сразу же вводит слушателя в поэтический строй стихотворения Баратынского. Эта скорбная интонация вздоха далее получает широкое развитие в вокальной партии.

Примечания

2 ГПБ, ф. 190, № 5, листы 1 – 2; № 10, листы 67 оборот – 68.

3 Кстати, не часто встречающееся слово.

4 Мы сохраняем оригинальную (авторскую) орфографию.

6 Асафьев Б. ( Игорь Глебов). Глинка. М. 1950. С. 22.

Источник

Жанр элегии в творчестве М.И. Глинки (на примере романса «Не искушай меня без нужды»)

Разделы: Музыка

ЦЕЛЬ УРОКА: развитие музыкального мышления в неразрывной связи с аналитической работой на примере романсов М.И. Глинки.

“В музыке, особенно вокальной, ресурсы выразительности бесконечны…” М.И. Глинка

“Каждое сочинение Глинки из числа вокальных – это страница или строчка из его жизни, частица его восторгов, радостей или печалей”. В.В. Стасов.

Основная часть урока

Что вам известно о значении его творчества в русской музыке?

Глинка также является основоположником русской вокальной школы. Какие известны вокальные жанры Глинки? На чьи тексты он писал романсы?

Известно ли вам, что Глинка был замечательным певцом-исполнителем, хотя пел только в кругу друзей?

Значительное место в вокальном наследии Глинки занимает разновидность лирического романса – элегия.

Ранние романсы (“Бедный певец”, “Разочарование”) пронизаны настроениями русской элегической поэзии 20-х гг. Вспомните, что такое элегия?Михаил Иванович Глинка русский композитор-классик 19 века. “Светлый гений”, “Солнце русской музыки”. Глинка совершил гигантский сдвиг в развитии русской музыки: дал новый поворот всему её развитию. С его творчества начинается классический период русского музыкального искусства.

Музыка Глинки производит на нас то же впечатление, что и стихи Пушкина. Она пленяет необыкновенной красотой и поэтичностью, восхищает величием мысли и мудрой ясностью выражения. Близок Глинка Пушкину и светлым, гармоничным восприятием мира. Своей музыкой он говорит о том, как красив человек, сколько возвышенного в лучших порывах его души — в героизме, преданности отчизне, самоотверженности, дружбе, любви.

Вокальные жанры М.И. Глинки

Для голоса с фортепиано Глинка написал около 80 романсов, песен, арий, в т.ч. цикл романсов “Прощание с Петербургом”, романсы на слова А.Пушкина, М.Лермонтова, В.Жуковского, А. Мицкевича, Е.Баратынского, Н.Кукольника и др.

Глинка сам обладал хорошим голосом, обучал молодых певцов искусству пения, постигал тайны мастеров bel canto в Италии.

Послушайте романс по нотам. Определите его форму, характер музыки.

Подготавливает ли вступление интонации, которые главенствуют в музыке романса?

Тип мелодии? Основные интонации, которые мы слышим? Какой характер музыки они создают?

Обратите внимание на детализированность фразировки. Посмотрим в нотах каков тональный и гармонический план. Тип фактуры?

Сколько разделов в строфе?

Как 1-й раздел строфы соотносится со вступлением? Основная тональность?

Назовите эпитеты, подчёркивающие настроение и характер музыки.

Какую роль играет фортепианное сопровождение? (Проиграть басовую линию).

Меняется ли настроение, экспрессия во 2-й строфе? Каковы особенности мелодии, гармонии, фактуры? Если сравнить характер музыки 1-го и 2-го разделов, то что можно отметить? (подробный анализ нотного текста).

Как можно трактовать окончание строфы?

Что можно сказать о фортепианном заключении?

Элегия “Не искушай меня без нужды”, написанная на слова Евгения Баратынского (1835 г.), относится к ранним романсам Глинки. Она проникнута настроениями русской сентиментальной поэзии I половины XIX века – лирики раздумья и созерцания, которой композитор увлекался в молодые годы.

Форма данного романса – строфическая, со вступлением и кодой.

Вступление содержит в себе своеобразный интонационный и тонально-гармонический конспект романса. Давайте его выявим.

В строфе – 2 раздела. Структура: а а1 в в1 – пара периодичностей (связь с песней).

1-я половина строфы – полностью интонационный склад вступления, главенствование ля минора.

Господствует настроение тоски и печали. Ощущение разочарованности (“…разочарованному чужды…”) усиливается декламационностью мелодии, музыкальными “вздохами”.

Важную художественную роль играет здесь бас фортепианного сопровождения. Ведя свою самостоятельную напевную линию, он поддерживает вокальную партию, вступая с ней в выразительный музыкальный диалог.

Может быть, это уход в себя, а может – стремление забыться в романтических мечтах, иллюзиях…

Завершает романс небольшая фортепианная постлюдия, построенная на материале вступления. Она придает всему произведению завершенность и уравновешивает форму.

Во всех своих произведениях М.Глинка оставался верным пушкинской эстетике, где лирика, в равной мере, захватывает и силой чувств, и прекрасной стройностью и ясностью мысли.

Русская вокальная школа и её крупнейшие представители всегда придавали огромное значение интонации, правдивой и выразительной передаче характера интонируемой музыки. Они своим искусством подтверждали, что тончайшие психологические оттенки рождаются не только из слов и фраз, но и из того состояния души, которым вызваны эти слова и фразы.

А.Серов так охарактеризовал исполнение Глинкой своих произведений: “Он… погружался в самую глубину исполняемого, заставляя слушателя жить той жизнью, дышать тем дыханием, которое веет в идеале исполняемой пьесы, оттого увлекал каждою фразой, каждым словом”.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Ретро-музыка. Старинный дивный романс-элегия «Не искушай» («Разуверение»)

не и кушай меня без нужды глинка. 132449075 russkie romansi marija puare 04 ja ehala domoj 1. не и кушай меня без нужды глинка фото. не и кушай меня без нужды глинка-132449075 russkie romansi marija puare 04 ja ehala domoj 1. картинка не и кушай меня без нужды глинка. картинка 132449075 russkie romansi marija puare 04 ja ehala domoj 1. НЕ ИСКУШАЙ

Музыка Михаила Глинки
Слова Евгения Баратынского

Не искушай меня без нужды
Возвратом нежности твоей:
Разочарованному чужды
Все обольщенья прежних дней!

Уж я не верю увереньям,
Уж я не верую в любовь
И не могу предаться вновь
Раз изменившим сновиденьям!
И не могу предаться вновь
Раз изменившим сновиденьям!

Немой* тоски моей не множь,
Не заводи о прежнем слова
И, друг заботливый, больного
В его дремоте не тревожь!

Я сплю, мне сладко усыпленье:
Забыты прежние мечты**:
В душе моей одно волненье,
А не любовь пробудишь ты.
В душе моей одно волненье,
А не любовь пробудишь ты.

Самое любимое мое исполнение: поют Сергей Мигай и Георгий Нэлепп

Стихотворение написано в 1821 году. Музыка написана в 1825 году.

не и кушай меня без нужды глинка. 132449073 img 1. не и кушай меня без нужды глинка фото. не и кушай меня без нужды глинка-132449073 img 1. картинка не и кушай меня без нужды глинка. картинка 132449073 img 1. НЕ ИСКУШАЙ

К жанру романса Глинка обращался на протяжении всей своей жизни. Этот жанр стал своеобразным лирическим дневником, в который композитор записывал не только свои многообразные чувства. В его романсах мы находим и сцены из жизни, портреты окружавших его людей, картины далеких времен.

В романсах Глинка использовал тексты двадцати поэтов. Он сумел отразить в музыке особенности поэтического языка разных авторов.Среди них надо отметить великих русских поэтов Пушкина, Дельвига, Баратынского и др.

Вокальные произведения Глинка писал на протяжении 32 лет. Конечно, стиль и мастерство композитора за это время сильно изменялись. В раннем периоде он искал свои пути в искусстве, писал в основном «русские песни» элегии.

Лучшие романсы этого периода отличают теплота чувств, выразительность, национальная окраска.

Одним из ярких примеров подобных романсов элегия «Не искушай» на стихи Е.Баратынского. В ней проявились характерные для бытовых романсов того времени черты.

не и кушай меня без нужды глинка. 132449072 38801. не и кушай меня без нужды глинка фото. не и кушай меня без нужды глинка-132449072 38801. картинка не и кушай меня без нужды глинка. картинка 132449072 38801. НЕ ИСКУШАЙ

Слушая сегодня романсы Глинки на стихи поэтов его времени, мы с вами окунаемся в лирическую, романтическую и иногда патриотическую атмосферу первой половины 19 века. Нам с вами, живущим в первой половине 21 века, неплохо иногда отдохнуть от нашего беспокойного времени и его проблем.

Просто великолепное исполнение: А.Нежданова и И.Козловский

Глинка написал по меньшей мере 74 известных исполняемых романса

не и кушай меня без нужды глинка. 132449070 0db6d2039fe8a1b16844d6aee0f9c8e4. не и кушай меня без нужды глинка фото. не и кушай меня без нужды глинка-132449070 0db6d2039fe8a1b16844d6aee0f9c8e4. картинка не и кушай меня без нужды глинка. картинка 132449070 0db6d2039fe8a1b16844d6aee0f9c8e4. НЕ ИСКУШАЙ

Евгений Абрамович Боратынский назвал своё стихотворение «Разуверение», романс больше известен по первой строчке «Не искушай меня без нужды».

Исполнение соло: неподражаемая Надежда Обухова!

Отец Евгения Боратынского, генерал-лейтенант, состоял в свите императора Павла Первого, мать была фрейлиной императрицы Марии Фёдоровны. Евгений Боратынский жил мало (1800-1844).

не и кушай меня без нужды глинка. 132449074 raz2. не и кушай меня без нужды глинка фото. не и кушай меня без нужды глинка-132449074 raz2. картинка не и кушай меня без нужды глинка. картинка 132449074 raz2. НЕ ИСКУШАЙ

Википедия называет его «один из самых значительных русских поэтов первой половины XIX века.» Поэзию его относят к романтической школе. Был дружен с Пушкиным и Дельвигом.

В своем романе «Евгений Онегин» есть строки, посвященные Баратынскому, когда Пушкин пишет о письме Татьяны, написанном по-французски:

Певец балов и страсти томной!

Когда б ты был ещё со мной,

Я мог бы просьбою нескромной

Тебя тревожить, милый мой;

Чтоб на волшебные напевы

Переложил ты юной девы

Где ты? Приди! Свои права

Передаю тебе с поклоном!

Но посреди суровых скал,

Отвыкнув сердцем от похвал,

Один под Финским небосводом

Он бродит, и душа его

Не слышит горя моего.

Его поэзия очень хороша! «Разочарованному чужды
все обольщенья прежних дней!», «В душе моей одно волненье, а не любовь пробудишь ты».

А это Эдуард Хиль!

Романс этот популярен и любим не только из-за своей красивой музыки. В ютьюбе можно найти такое огромное количество исполнителей, что я просто стояла перед выбором: кого взять? Все-таки взяла старых исполнителей. Но романс поют Архипова с Пьявко, Лемешев, Виноградов, Погудин и многие, многие другие певцы. Каждый может выбрать своего любимого. И в заключение Тамара Синявская

Переработанный и дополненный пост от 15 ноября 2016 года

П.С. Прошу меня простить, но что-то сегодня вспомнилось так много прекрасных романсов, что не удержалась и вновь буду вас всех «мучить» своими постами. Вы уж не ругайте меня сильно!

Рубрики:Музыка/Камерная
Композиторы
Певцы
Романс
Музыкальные жанры и формы

Метки: элегия Не искушай

Процитировано 4 раз
Понравилось: 16 пользователям

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *