не дело только мука
Басня Крылова Лебедь, щука и рак
Лебедь, Щука и рак – басня Ивана Крылова, вышедшая в свет в 1814 году. Короткая басня Крылова – шедевр басенного жанра.
Лебедь, щука и рак слушать
Басня Лебедь, щука и рак читать
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.
Однажды Лебедь, Рак, да Щука
Везти с поклажей воз взялись,
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвётся в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав, — судить не нам;
Да только воз и ныне там.
Мораль басни Лебедь, щука и рак
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.
С героями на этот раз всё очень складно и просто, три разных по натуре: лебедь может только летать и физически и в своих мыслях, рак, что не поделай, пятиться назад, а щуке только плавать суждено. Мораль басни в том, что есть вещи, заложенные природой в зверей и людей, с которыми нельзя ничего поделать, их не удастся изменить, как ни старайся.
В дружбе важно сочетание единых духом и в стремлениях персонажей, а если нет в товарищах согласья, то, как бы они не лезли из кожи вон, никто из них не будет прав иль виноват – дело спориться не будет. Каждый следует своему инстинкту, работает во благо, да только воз и ныне там. Какая идея вдохновила Крылова на эту басню? Вероятно люди, скрывающие или сами непонимающие свои истинные намерения в создании общего дела.
Иван Крылов — Лебедь, щука и рак (Басня): Стих
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.
Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав — судить не нам;
Да только воз и ныне там.
Анализ / мораль басни «Ворона и лисица» Крылова
Хрестоматийная сатира Ивана Андреевича Крылова «Лебедь, щука и рак» впервые была напечатана в сборнике «Новые басни».
Басня написана в 1814 году. Писателю в тот момент было уже 45 лет, он уже снискал популярность как баснописец, устроен по протекции А. Оленина помощником библиотекаря в Публичную библиотеку. Размер произведения – разностопный ямб, родственник раешному стиху народного театра. И вновь действующие лица — из русских сказок: Лебедь, Щука. Интересно, что в сказках о животных оба могут быть отрицательными героями, а вот в волшебных – положительными. Хотя рак кажется и лишним в этой компании, однако и он в нише ихтиологических образов в фольклоре – один из самых распространенных. Правда, в устном народном творчестве он нередко наделен житейской мудростью, чего не скажешь о персонаже басни. Выходит, в данном случае писатель преследовал своей целью вывести аллегорию, сатиру на человеческие характеры. Нужно подчеркнуть, что у героев нет устойчивых коннотаций с каким-либо родом деятельности, статусом (скажем, как у медведя, который часто «воевода»). Выбор персонажей основан только на контрастности, несхожести сред их обитания и привычек. Повод для создания басни принято считать политическим. Считалось, что в ней писатель высмеивает внешнюю политику империи. Есть мнение также, что в основе сюжета – неповоротливость работы Государственного совета. Впрочем, с тех пор смысл басни частенько применяют к работе любых учреждений и организаций. Язык, как всегда у И. Крылова, сочный, строки афористичны. Финальная строка и вовсе пошла в народ и стала пословицей. Мораль преподана сразу, в самом начале: когда согласья нет, дело не пойдет. Дальше сказочный зачин: однажды. Автор не объясняет, как смогли договориться столь разные «товарищи» между собой, и что находилось в «поклаже». В тексте не раз подчеркнуто, что делают персонажи вроде бы все сообща, «вместе», втроем. «Из кожи лезут»: распространенная идиома у И. Крылова, означающая старательность. На эту же строчку приходится единственное риторическое восклицание. Диалог заменен красноречивостью самого казуса: птица «рвется в облака», рак по своему обыкновению «пятится», а рыба энергично тянет воз в реку. Писатель не берется судить героев и подозревать их в злонамеренности: судить не нам. Здесь авторская позиция скрыта за местоимением «мы». Однако факт остается фактом: воз и ныне там. Вывод один: у каждого человека свое видение проблемы, но решить ее можно только путем компромисса или выработки единой точки зрения. А иначе выйдет «не дело, только мука».
Басню «Лебедь, щука и рак» И. Крылова относят к произведениям с политическим подтекстом.
Басня Лебедь, Щука и Рак
Сказка «Лебедь, Рак и Щука»: читать текст + слушать аудио
Краткое содержание: Басня Ивана Андреевича Крылова “Лебедь, Рак и Щука” про то, как однажды Лебедь, Рак и Щука собрались везти воз с поклажей. Все герои впряглись в воз, но у них ничего не получалось. Сколько они не пытались, а воз так и не двинулся с места. Всё дело было в том, что Лебедь рвался в облака, Рак пятился назад, а Щука тянула воз в воду.
Мораль басни такова: Каждый тянет воз в свою сторону и от этого нет ему ходу, стоит он на месте. Нужно любое дело начинать сообща и тогда любое дело будет получаться.
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.
Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись,
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу всё нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав, – судить не нам;
Да только воз и ныне там.
Смотрите также
Слон и Моська
Басня «Слон и Моська»: читать текст + слушать аудио Автор: Иван Крылов Слон и моська. …
Лебедь, Щука и Рак (Когда в товарищах…)
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.
Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись,
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Да только воз и ныне там.
Басня Крылова Лебедь, Щука и Рак
Мораль басни Лебедь, щука и рак
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука
Анализ басни Лебедь, щука и рак
Главная проблема в басне Крылова «Лебедь, щука и рак» – абсолютная непохожесть героев. Лебедь летает, рак ползает, а щука стремится к воде. Именно поэтому им не удается сдвинуть с места тяжелую повозку. Так и с людьми: если в человеке что-то заложено природой, то как ни старайся, изменить это не удастся.
Если же говорить о командной работе лебедя, щуки и рака, то ее попросту нет. Перед тем как отправиться в путь, никто из них не договорился о том, как именно они будут это делать. Каждый следует своим собственным инстинктам и не заботится об окружающих. Отсюда и мораль: начиная общее дело, стоит выяснить все моменты и верно распределить обязанности.
Исследование басни Лебедь, рак и щука
Со школьных лет известна басня нам,
Понятна и проста она на вид.
Но почему же воз и ныне там?
Крылов об этом всё ж не говорит.
Не знал или скрывал он существо,
Известное всем древним мудрецам?
Возможно, он почувствовал родство,
Но выразить не смог, хотя сердцам
Открыта суть.
ЛЕБЕДЬ, ЩУКА И РАК
И.Крылов
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт,
И выйдет из него не дело, только мука.
Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись,
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу всё нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвётся в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав,— судить не нам;
Да только воз и ныне там.
Начнем наши размышления издалека, таким образом.
Жил человек, хорошо знавший древние притчи мира. Много написал он притч и сказок сам, много читал книг сочинителей и знатоков жанра. Выбрать лучшее из всего, что знал, не смог бы. А мысль о том, что хорошо бы составить сборник избранных притч, не оставляла его, вынуждая оценивать и выбирать из множества немногое. Но увлекался он сокрытыми от глаз смыслами, таинственными подтекстами сказок, и потому редко кто понимал его правильно.
— Ну, а из своих притч можешь ли назвать десяток лучших?
Отвечал им человек:
– Жизнь уходящего ценна последующей, и все дела – во имя её.
В мире земном
покупаются и продаются
Власти, политика,
суд и продажные СМИ,
И до тех пор, пока силы любви не проснутся
В каждом из нас, будут тлеть суетливые дни.
Верно, мы все участники непрекращающихся информационных войн. И примеров исторических, и доказательств нынешних тому масса.
Используют ли нас в таких непрекращающихся войнах недруги? Вероятно, используют, без нашего ведома. Особенно, если у нас глаза на лице завязаны, а сферического зрения ещё нет.
Но, с другой стороны, если мы делаем своё дело со знанием и от души, во благо мира и гармонии, благородных идей, то в любом месте и в любое время найдутся, помимо использующих нас, и те, кто резонирует душой и присоединяется на тонких планах к нашей непобедимой Силе любви.
Силе Сияющего Духа Единства мира.
Образованные люди понимают свою несвободу и принадлежность системе Матрицы. Но сферическое воззрение открывает дополнительные структуры и невидимые обычными глазами Матрицы Света, космические дали мировой Гармонии и бесконечного духовного развития.
Там, где нами управляет Матрица денег, мирской выгоды, где подчиняет нас власть капитала, мы теряем себя истинных и высокие цели духа своего, там, где убывает корысть и мирская власть – прибывает щедрость души и власть божественная.
Мы постоянно балансируем, как канатоходец, в поиске меры равновесия, но истинный путь всегда целенаправлен. Часть человечества движется неуклонно к Единству достигнутого в духе Света. Другая часть – ко тьме земного сознания, материального мира своего.
Даже если лебедь соберёт всю лебединую стаю себе на помощь, воз материальных интересов всё равно останется на земле.
А не пора ли лебедю сменить свою компанию, освободиться от хомута, а воз оставить земле? Подняться выше над привычным миром, заниматься воспитанием и обучением летающих, белых душ!
Кто такие лебедь, рак и щука, неужели воплощение недвижимого «воза» мира материальности? Чем умнее и изобретательнее мыслитель, тем более абстрактный в нём же поэт и художник, тем фантастичнее рассказывает он сам себе сказки. Вот так Наука-Искусство-Сказка, соединённые в одном Месте, и творят Недвижимое, Невидимое, Непостижимое Единство мира.
Желаем вам, друзья, сказочного мировосприятия и счастья!