не бойтесь их а бойтесь меня коран
Сура 3 «Аль-Имран» (Семейство Имрана), аят 175
إِنَّمَا ذَٰلِكُمُ الشَّيْطَانُ يُخَوِّفُ أَوْلِيَاءَهُ فَلَا تَخَافُوهُمْ وَخَافُونِ إِنْ كُنْتُمْ مُؤْمِنِينَ
Слушать аят Корана 3:175
Транслитерация
Innamaa zaalikumush Shaitaanu yukhawwifu awliyaaa’ahoo falaa takhaafoohum wa khaafooni in kuntum mu’mineen
Переводы смыслов Корана (Сура 3, аят 175)
Эльмир Кулиев
Это всего лишь дьявол пугает вас своими помощниками. Не бойтесь их, а бойтесь Меня, если вы являетесь верующими.
Абу Адель
Это [тот, кто пытается удержать вас от этого] только сатана, который пугает (вас) своими сторонниками. Но не бойтесь же их [многобожников] (потому что они слабы и нет у них помощника), а бойтесь Меня (проявляя покорность Мне), если вы верующие!
Магомед-Нури Османов
Это только шайтан внушает вам страх перед своими приспешниками-многобожниками. Не бойтесь их, а бойтесь Меня, если вы верующие.
Валерия (Иман) Порохова
И только Сатана склоняет вас страшиться близких. Вы их не бойтесь, а страшитесь лишь Меня, Коль предались и веруете вы.
Игнатий Крачковский
Это только сатана, который делает страшными своих близких. Но не бойтесь их, а бойтесь Меня, если вы верующие!
Гордий Саблуков
Правда, сатана делает клевретов своих страшными; но вы не бойтесь их, бойтесь Меня если вы верующие.
Михайло Якубович
Це лише шайтан залякує вас своїми помічниками. Але не бійтесь їх, а бійтесь Мене, якщо є ви віруючими!
Тафсир (толкование) Корана (Сура 3, аят 175)
Абд ар-Рахман бин Насир Ас-Саади
Многобожники устрашали мусульман тем, что народ собрался сразиться с ними, и дьяволы вселяли страх в сердца своих клевретов – неверующих и маловеров. Аллах же повелел мусульманам не бояться многобожников, клевретов сатаны, потому что их судьбы и деяния зависят от Его воли и предопределения. Бояться надлежит одного Аллаха, Который оказывает поддержку Своим возлюбленным рабам, испытывающим страх перед Ним и отвечающим на Его призыв. Этот аят подчеркивает необходимость бояться одного Аллаха и разъясняет, что страх перед Ним является одним из обязательных требований веры. Чем сильнее вера раба, тем больше Он боится своего Господа, причем такой страх заслуживает похвалы тогда, когда он помогает человеку избегать грехов.
Аль-Мунтахаб
Аллах — слава Ему Всевышнему! — показывает верующим, что те, которые старались их запугать силой врага, чтобы отвратить от встречи с противником, — только помощники шайтана, который пугает своих приверженцев и они трусят. А вы, которые уверовали, не из трусливых. Не бойтесь их и не поддавайтесь страху, который вам стараются внушить. Бойтесь только Аллаха, если вы истинно верующие, исполняющие предписания своей веры!
Не бойтесь их, а бойтесь Меня. Хутба (13.08.2021)
Не бойтесь их, а бойтесь меня.
О верующие! О рабы Аллаха! Наш с вами путь к Аллаху (пречист Он и возвышен) и наше поклонение, ради которого мы были созданы, обязательно должны строиться на трёх вещах и вращаться вокруг трех вещей:
Первое – это любовь к Аллаху (пречист Он и возвышен);
Второе – это надежда на Аллаха (пречист Он и возвышен);
Третье – это страх перед Аллахом (пречист Он и возвышен).
И Аллах (пречист Он и возвышен) указывает нам с вами на эти три вещи.
أُولَئِكَ الَّذِينَ يَدْعُونَ يَبْتَغُونَ إِلَى رَبِّهِمُ الْوَسِيلَةَ أَيُّهُمْ أَقْرَبُ وَيَرْجُونَ رَحْمَتَهُ وَيَخَافُونَ عَذَابَهُ
«Те, к кому они взывают помимо Аллаха, они стремятся приблизиться к Аллаху, ищут приближения к Нему и надеются на милость Его, и боятся Его наказания».
Коран, сура «Ночной перенос», 17:57
Многобожники, помимо идолов, поклонялись ангелам, поклонялись праведникам, поклонялись пророкам. И Аллах (пречист Он и возвышен) говорит:
«Те, к кому вы, о многобожники, взываете (вы взываете к ангелам, к пророкам, обращаетесь к святым, поклоняетесь им), они сами рабы, как и вы, и они стремятся приблизиться к Аллаху (пречист Он и возвышен), ищут близости к Нему, и они надеются на милость Его, и они боятся Его».
И посмотрите: Аллах (пречист Он и возвышен) упоминает здесь три вещи, говоря о Своих праведных рабах. Что присуще им? Они стремятся приблизиться к Аллаху (пречист Он и возвышен) и ищут приближения к Нему, то есть, любят, и надеются на милость Его, и боятся наказания Его. На этих трех вещах зиждется поклонение Аллаху (пречист Он и возвышен).
Аллах (пречист Он и возвышен) приказывает бояться Его, Аллах приказывает страх:
فَلَا تَخَافُوهُمْ وَخَافُونِ إِن كُنتُم مُّؤْمِنِينَ
«Не бойтесь их, а бойтесь Меня, если вы верующие».
Коран, сура «Семейство Имрана», 3:175.
Из великих видов поклонения Аллаху (пречист Он и возвышен), внутренних поклонений, которые в сердце, – это аль-хауф, это страх перед Аллахом (пречист Он и возвышен).
Знаете ли вы, что Всевышний (пречист Он и возвышен) хвалит тех, кто боится Его? Аллах (пречист Он и возвышен) упоминает самых близких к Нему рабов и говорит о том, что они страшатся. Говорит о Своих Пророках:
نَّهُمْ كَانُوا يُسَارِعُونَ فِي الْخَيْرَاتِ وَيَدْعُونَنَا رَغَبًا وَرَهَبًا
«Поистине, они стремились к благому и взывали к Нам с надеждой и со страхом».
Коран, сура «Пророки», 21:90.
И Аллах (пречист Он и возвышен) говорит про ангелов Своих:
يَخَافُونَ رَبَّهُم مِّن فَوْقِهِمْ وَيَفْعَلُونَ مَا يُؤْمَرُونَ
«Боятся Господа своего, Который над ними, и делают то, что им приказано».
Коран, сура «Пчелы», 16:50
А дальше знайте, о рабы Аллаха: чем больше раб знает своего Господа, тем больше страшится Его. И поэтому говорит Пророк (да благословит его Аллах и приветствует):
إنِّي لَأَعْلَمُهُمْ باللَّهِ، وأَشَدُّهُمْ له خَشْيَةً.
«Я больше, чем кто-либо из вас, знаю Аллаха и больше всех боюсь Его». Хадис передали аль-Бухари (6101) и Муслим (2356).
И говорит Аллах (пречист Он и возвышен):
إِنَّمَا يَخْشَى اللَّهَ مِنْ عِبَادِهِ الْعُلَمَاءُ
«Поистине, боятся Аллаха из рабов Его – знающие».
Коран, сура «Творец», 35:28
Чем больше в сердце страх, тем больше стесняешься Его, тем больше любишь Его, тем больше боишься Его. Если мы видим, что у кого-то нет страха перед Аллахом (пречист Он и возвышен), значит, мы знаем, что здесь причина кроется в недостаточном знании этого человека о том, кто такой Аллах (пречист Он и возвышен).
Когда стоит человек перед совершением греха и возникает в сердце страх, из чего вытекает этот страх? Из трёх вещей:
Во-первых, ты понимаешь, что этот поступок – это грех, это мерзость. Это ненавистно Аллаху (пречист Он и возвышен).
Во-вторых, ты знаешь, что за это есть угроза, и Аллах (пречист Он и возвышен) установил за это наказание. А Аллах силен в своем наказании.
В-третьих, ты знаешь, что у тебя никакой гарантии нет, что тебе будет предоставлена возможность покаяться.
Потому что, может быть, что-то явится преградой, и у тебя не будет никаких шансов покаяться перед Аллахом (пречист Он и возвышен).
И когда ты знаешь вот эти три вещи, вот тогда в сердце возникает тот настоящий страх. И он не дает человеку совершить грех, пока человек не спасётся.
Вопрос: а обязательно ли бояться Аллаха (пречист Он и возвышен)? Фард это или не фард?
Конечно фард! Обязательно! И без этого нет имана! И Аллах (пречист Он и возвышен) говорит:
فَلَا تَخَافُوهُمْ وَخَافُونِ إِن كُنتُم مُّؤْمِنِينَ
«Бойтесь Меня, если вы – верующие».
Коран, сура «Семейство Имрана», 3:175.
То есть Всевышний Аллах (пречист Он и возвышен) делает страх перед Ним условием (шартом) для имана, для веры.
وَإِيَّايَ فَارْهَبُونِ
«И Меня страшитесь».
Коран, сура «Корова», 2:40.
«Не бойтесь людей, а бойтесь Меня».
Аллах приказывает – это обязательно (фард). Если нет страха у человека, значит, у него нет имана.
Люди боятся Аллаха (пречист Он и возвышен), но этот страх бывает двух видов: один – похвальный страх, а другой – порицаемый.
Похвальный страх – что это за страх? Это такой страх, который тебе не дает ослушаться Аллаха (пречист Он и возвышен), который тебе не дает ослушаться приказа Аллаха или совершить харам. Он удерживает тебя, становится препятствием. И результат этого страха – это радость, это довольство, это умиротворение. Вот плоды похвального страха.
А есть порицаемый страх, плохой страх. Плохой страх перед Аллахом (пречист Он и возвышен) – это когда до такой степени доходит страх у человека, что он впадает в отчаяние, отчаивается в милости Аллаха (пречист Он и возвышен). И охватывает человека страх такой, что это уже отчаяние, это грусть, это скорбь, это зажатость. Это не дает человеку делать ничего хорошего, не дает ему совершать благие поступки. И поэтому предостерегает нас Аллах (пречист Он и возвышен) и говорит:
إِنَّهُ لَا يَيْأَسُ مِن رَّوْحِ اللَّهِ إِلَّا الْقَوْمُ الْكَافِرُونَ
«Поистине, отчаиваются в милости Аллаха только люди неверующие».
Коран, сура «Йусуф», 12:87.
Чувство страха… Нет такого человека, которому оно незнакомо. Верующий, неверующий – у него есть страх.
Страх делится на три вида:
Первый вид страха – это естественный страх, когда человек боится огня, человек боится дикого зверя, человек боится утонуть. Эта вещь естественная, она так заложена в природу человека. Плохо это? Нет, не плохо. Это естественно.
И Аллах (пречист Он и возвышен) говорит про пророка Мусу (мир ему) в Коране:
فَأَصْبَحَ فِي الْمَدِينَةِ خَائِفًا يَتَرَقَّبُ
«Он застал утро в городе, боясь, будучи настороже».
Коран, сура «Рассказ», 28:18.
Второй вид страха (это очень важно!) – это страх-поклонение (хауф аль-’ибада).
Такой страх, которым боятся Бога. Когда человек все время боится незримого контроля. Что он под контролем, под наблюдением, и все известно. И что, если он ослушается, то получит наказание. Такой страх – это поклонение (’ибада). Посредством него мы поклоняемся Аллаху (пречист Он и возвышен).
Если таким страхом ты боишься кого-то, кроме Аллаха (пречист Он и возвышен), знай, что это великий ширк (аш-ширкуль-акбар), который лишает человека Ислама, человек перестает быть мусульманином. Да упасёт Аллах (пречист Он и возвышен)!
А сколько есть людей, которые боятся тех, кто лежит в могиле, боятся святых (аулия) и говорят: «Вот такой-то праведник, вот такой-то святой… Я боюсь совершить грех, потому что он узнает, и он накажет меня за грех». Аллаху Акбар! Это великий ширк! Да упасёт Аллах (пречист Он и возвышен)!
Третий вид страха – это запрещенный страх (аль-хауфуль-мухаррам).
Такой страх, что ты боишься людей и из-за этого не делаешь чего-то из религии Аллаха (пречист Он и возвышен). Боится людей – не совершает намаз, боится людей – не отпускает бороду, боится людей – говорит: «Не буду приказывать одобряемое и удерживать от порицаемого». Боится людей человек. Этот страх – плохой страх, порицаемый страх.
Знаете ли вы, что страх у праведных людей, у особых рабов Аллаха (пречист Он и возвышен) – особо велик. И поэтому Аллах (пречист Он и возвышен) говорит:
وَالَّذِينَ يُؤْتُونَ مَا آتَوا وَّقُلُوبُهُمْ وَجِلَةٌ
«Те, которые дают то, что они дают (то есть, совершают благодеяния), но сердца их при этом трепещут».
Коран, сура «Верующие», 23:60.
Вы знаете, что ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) по поводу этого аята спросила Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «О ком это речь, о Посланник Аллаха? Дают, что дают, и при этом трепещут. Это что? Это те, которые прелюбодеяние (зина) совершают, те, которые пьют вино, которые воруют? Про них это? Это они трепещут?»
بِنتَ الصِّدِّيقِ ولَكِنَّهُ الرَّجلُ يَصومُ، ويتَصدَّقُ، ويُصلِّي، وَهوَ يَخافُ أن لا يُتقبَّلَ منهُ
«Нет, о дочь Сиддика, это не они. Это человек, который постится, который совершает намаз, который дает милостыню (садака) и при этом боится, что не будет принято от него». Хадис передали ат-Тирмизи (3175), Ибн Маджа (4198) и Ахмад (25705).
А знаете, что сказал лучший из людей? Он сказал:
واللَّهِ ما أدْرِي — وأَنَا رَسولُ اللَّهِ — ما يُفْعَلُ بي ولَا بكُمْ
«Клянусь Аллахом, я, будучи Посланником Аллаха, не знаю, как поступят со мной и что со мной будет». Хадис передал аль-Бухари (7018).
Он боялся и трепетал. И поэтому, когда он совершал намаз, из груди у него раздавался такой звук, как звук кипения кастрюли (булькало). От чего? От плача и от страха перед Аллахом (пречист Он и возвышен).
А кто самый лучший человек после Пророков? Это Абу Бакр ас-Сиддик. Он говорит, боясь Аллаха (пречист Он и возвышен):
«О, лучше бы я был растением, которое сорвут и съедят».
Бывало, что ‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет Аллах доволен им) слышал какой-то аят, заболевал и несколько дней болел. Люди приходили, чтобы навестить его, и он говорил, взяв вот так вот кусок соломы:
А ‘Умар ибн аль-Хаттаб? ‘Умар ибн аль-Хаттаб, когда слышал какой-то аят (не как мы с вами: слышим аяты и спим, и продолжаем мечтать о чем-то), бывало так, что заболевал и несколько дней болел. Люди приходили, чтобы навестить его, и он говорил, взяв кусок соломы:
«Лучше бы я был вот этой вот соломой. Лучше бы я был вещью непоминаемой. О лучше бы мать моя не родила меня».
Так страшился он своих грехов. И у него на щеках были две полоски черные от слез, от того, что он много плакал, боясь Аллаха (пречист Он и возвышен).
А ‘Усман (да будет доволен им Аллах) говорил:
«Я бы хотел, чтобы я умер и не был бы воскрешён никогда».
Абу ‘Убейда ибну Джаррах (да будет доволен им Аллах) говорит:
«Я бы бараном хотел быть, которого возьмут хозяева его, зарежут, съедят мясо, и всё кончится».
‘Аиша (да будет доволен ею Аллах), повторяя слова Марьям, говорила:
«Лучше бы я была забытой, забвенной».
‘Али (да будет доволен им Аллах) говорит:
«Я видел сподвижников Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Сегодня я не вижу подобных, похожих на них. Они по ночам молились, совершали земные поклоны (суджуды), читали Книгу Аллаха (пречист Он и возвышен). А потом утром, когда вспоминали Аллаха, начинали дрожать, как дрожат деревья во время ветра, и из глаз их текли слёзы».
О рабы Аллаха! Если страх покинет ваше сердце, – будьте осторожны! Если эта вещь покинет ваше сердце, – всё! Это сердце разрушится и погибнет. Эта вещь необходима! Она удерживает тебя от греха, от ослушания Аллаха (пречист Он и возвышен).
Если человек не боится Аллаха (пречист Он и возвышен), что происходит? Происходит то, что он начинает следовать за своими желаниями. Наша душа так устроена: она хочет успокоения, она хочет отдушины, она хочет отдохновения. Если человек поклоняется Аллаху (пречист Он и возвышен), он находит это спокойствие, это отдохновение в поминании Аллаха (пречист Он и возвышен), в Коране, в поклонении Аллаху (пречист Он и возвышен). А если у человека этого нет, тогда где он ищет? А у него есть печаль, у него есть страхи, у него есть скорбь, у него есть проблемы. Он хочет отдохновения. Он хочет избавиться от этих переживаний. Он находит какой путь? Поскольку он не боится Аллаха (пречист Он и возвышен), значит, совершает мерзости, и, значит, произносит мерзости.
А если у тебя есть страх, он не даёт тебе следовать за страстями твоего нафса.
Аллах (пречист Он и возвышен) говорит:
وَأَمَّا مَنْ خَافَ مَقَامَ رَبِّهِ وَنَهَى النَّفْسَ عَنِ الْهَوَى
«А тот, кто боится положения своего Господа, удерживает свой нафс от страсти» (страх заставляет удерживать твой нафс от страсти).
Коран, сура «Исторгающие», 79:40.
Ибрахим ибн Адхам – один из праведников. Пришел к нему один человек и говорит: «Я не могу. Я совершаю грехи, преступаю. Что-то мне такое скажи, научи, дай какое-то наставление. Может быть, на меня подействует. Может Аллах (пречист Он и возвышен) через это даст мне какую-то пользу. Может быть, я оставлю эти грехи и ослушания Аллаха (пречист Он и возвышен)».
Он сказал: «Хорошо, я скажу тебе пять вещей. Если ты возьмешь эти вещи, то, возможно, Аллах (пречист Он и возвышен) поможет тебе через них»
«Давай, давай, о Абу Исхакъ, давай свои пять вещей!»
И Ибрахим сказал ему: «Когда захочешь ослушаться Аллаха (пречист Он и возвышен) и совершить какой-то грех, ты не ешь из Его ризка, не ешь из того пропитания, которое дает Аллах (пречист Он и возвышен)».
«О Абу Исхакъ, а что, есть какое-то пропитание (ризк), которое дает не Аллах (пречист Он и возвышен)? Все пропитание дает Аллах (пречист Он и возвышен)» – сказал этот человек.
«А как же тогда? Разве это красиво – есть из того, что тебе дает Аллах (пречист Он и возвышен), и потом ослушиваться Его, не выполнять волю Его?»
«Давай второй, о Абу Исхакъ, скажи мне».
И он говорит: «Если хочешь ослушиваться Аллаха (пречист Он и возвышен), при этом есть Его ризк, тогда не живи на Его земле. Живи в какой-то местности, в какой-то стране, которая не принадлежит Аллаху (пречист Он и возвышен). Не живи на Его земле».
«О Абу Исхакъ, это еще сложнее, чем первое. Как я могу жить в какой-то земле, которая не принадлежит Аллаху, если восток и запад и всё, что между ними, и над ними, и под ними принадлежит Аллаху (пречист Он и возвышен)?»
«А как же? Разве это красиво, жить на земле Аллаха (пречист Он и возвышен) и питаться пропитанием Аллаха (пречист Он и возвышен), и ослушиваться Аллаха (пречист Он и возвышен)?»
«Давай третье, о Абу Исхакъ».
Он сказал ему: «Если ты хочешь жить на земле Аллаха (пречист Он и возвышен), и при этом всё равно ослушиваться Его, хотя бы тогда ослушивайся Его там, где Он тебя не видит».
«О Абу Исхакъ, а разве Аллаху (пречист Он и возвышен) неведомо всё сокровенное и явное? Ведь Он знает всё! Ведь нет такого места, где Он не видит и где Он не знает! Давай следующее».
«А следующее, четвертое, — когда ангел смерти придет к тебе, ты потребуй у него и попроси его, чтобы он дал тебе отсрочку для покаяния, чтобы ты успел покаяться. Скажи: «Дай мне отсрочку для покаяния».
«О Абу Исхакъ, ведь это невозможно, он не даст. Давай пятое».
«А пятое — когда возьмут тебя ангелы наказания за руки и за ноги, чтобы бросить тебя в Пекло (Джаханнам), вот тогда упрись и воспротивься им, не дай им этого сделать. Сможешь?»
«Нет, я не смогу. И мне достаточно» – сказал этот человек.
О рабы Аллаха! Есть одно правило, которое упоминают предшественники (саляфу салих). Они говорят: «Кто боится Аллаха (пречист Он и возвышен), того боится всё, а кто не боится Аллаха (пречист Он и возвышен), тот боится всего».
И это правило действует. Когда у наших предшественников был страх перед Аллахом (пречист Он и возвышен), был настоящий Таухид, и когда они крепко держались за религию, тогда и испытывали почтенный страх и уважение перед ними люди. А когда теряет человек этот страх, вот тогда начинает бояться всего. Аллах (пречист Он и возвышен) заставляет его бояться всего, даже собственной тени.
Плоды у страха – это сладкие и великие плоды как для одного человека (индивидуума), так и для общества в целом. А какие плоды у страха? Страх тебя усмиряет. И усмиряет твоё запретное желание, которое есть у тебя. Тебе хочется что-то, но из-за страха эта вещь, которая желанна тебе, становится ненавистной.
Вот это плоды страха для человека. А для общества? Если есть общество, где люди боятся Аллаха (пречист Он и возвышен) по-настоящему и где они держатся за Таухид и Сунну, такое общество счастливо в этом мире и в мире вечном.
Глава 32-я: О словах Всевышнего Аллаха: «Это всего лишь сатана пугает вас своими помощниками. Не бойтесь их, а бойтесь Меня, если вы являетесь верующими»
Всевышний Аллах сказал: «Это всего лишь Шайтан пугает вас своими помощниками. Не бойтесь их, а бойтесь Меня, если вы являетесь верующими» Сура «Али Имран», аят 175.
Всевышний также сказал: «Поистине оживляют мечети Аллаха только те, которые веруют в Аллаха и в Последний день, совершают Намаз, дают закят и не боятся никого, кроме Аллаха, такие действительно окажутся идущими верно!» Сура «ат-Тауба», аят 18.
Он также сказал: «Есть среди людей такие, которые говорят: “Мы уверовали в Аллаха”, — но когда они страдают ради Аллаха, они испытание людское уподобляют наказанию Аллаха» Сура «аль-‘Анкабут», аят 10.
Абу Саид рассказывал, что однажды посланник Аллаха ﷺ сказал ему следующее: «Из признака слабости убеждённости, если ты станешь искать благосклонности людей, гневя Аллаха, и воздавать им хвалу за ризк который тебе дал Аллах, а также порицать их за то, что Аллах не дал тебе самому. Сильное желание жаждущего не принесёт ризк Аллаха, а ненависть нежелающего не отвратит его». Аль-Байхаки, «аль-Хилйа» Абу Наима; слабый хадис, но смысл его достоверный.
‘Аиша рассказывала, что посланник Аллаха ﷺ сказал: «Кто ищет благосклонности Аллаха, гневя людей, Аллах дарует ему Свою благосклонность и удовлетворение людей. Тот же, кто ищет благосклонности людей, гневя Аллаха, то Аллах обрушит на него Свой гнев и вызовет гнев людей против него». Этот хадис передал Ибн Хиббан в «ас-Сахихе». Ат-Тирмизи, «аль-Хилйа» Абу Наима; достоверный хадис.
Шейх Салих Али Шейх говорит:
«Этот раздел разъясняет нам вопросы, связанные со страхом /хауф/. Соответствие данного раздела книге Единобожия — явное. Страх раба перед Аллахом является одним из видов поклонения, который вменил в обязанность Всевышний. Страх, любовь, надежда — это виды поклонения, связанные с сердцем. Они вменены в обязанность, а кто усовершенствует их, тот усовершенствует свое единобожие. Недостаток в них является недостатком полноты единобожия.
Боязнь « الخوف » кого-либо помимо Аллаха делится на три вида:
1. Страх, который содержит в себе многобожие « خوف السر » — кто-то испытывает страх перед кем-то в своем сердце. Человек боится того, что кто-то может скрыто ему навредить. Человек боится кого-то, думая, что тот в Последней жизни принесет ему вред или пользу. У такого человека нет явных причин для страха. Человек боится, что его объект поклонения может чем-то навредить ему. Это — многобожие! Также этот страх может быть связан с Последней жизнью. Человек боится кого-либо помимо Всевышнего Аллаха, то есть боится того, что это божество не поможет ему в Судный День. Этот человек надеется на то, что это божество поможет ему в Последней жизни, заступится за него, приблизит его к Аллаху и отдалит от наказания.
2. Запретный страх « خوف محرم » — человек боится выполнять то, что ему вменено в обязанность из-за страха перед каким-то созданием. Например, человек не совершает молитву, боясь кого-то. Человек не посещает коллективную молитву, боясь унижения или порицания со стороны творений. Это — запрещено! Некоторые ученые сказали, что это относится к одному из проявлений многобожия.
3. Дозволенный естественый страх « الخوف الطبيعي المأذون به » — например, страх перед врагом, перед хищником, перед огнем и так далее.
Всевышний Аллах сказал:
﴿ إِنَّمَا ذَلِكُمْ الشَّيْطَانُ يُخَوِّفُ أَوْلِيَاءَهُ فَلا تَخَافُوهُمْ وَخَافُونِي إِنْ كُنْتُمْ مُؤْمِنِينَ ﴾
«Это всего лишь сатана пугает вас своими помощниками. Не бойтесь их, а бойтесь Меня, если вы являетесь верующими» Сура «Али Имран», аят 175.
«Не бойтесь их» — эти слова указывают на запрет испытывания страха перед кем-либо кроме Всевышнего Аллаха. Это является одним из проявлений многобожия.
«А бойтесь Меня, если вы являетесь верующими» — Всевышний Аллах приказал бояться Его и это указывает на то, что страх /хауф/ является поклонением.
Страх перед созданиями, как например оставление усердия на пути Аллаха, по причине шайтана. Шайтан пугает верующих своими помощниками. Он пугает верующих единобожников с помощью врагов Аллаха, чтобы верующие оставили то, что им вменено в обязанность. Этот страх является запретным! Раб не должен никого бояться, кроме своего Господа.
Всевышний Аллах также сказал:
﴿ إِنَّمَا يَعْمُرُ مَسَاجِدَ اللهِ مَنْ آمَنَ بِاللهِ وَاليَوْمِ الآخِرِ وَأَقَامَ الصَّلاَةَ وَآتَى الزَّكَاةَ وَلَمْ يَخْشَ إِلاَّ اللهَ ﴾
«Только тот оживляет мечети Аллаха, кто уверовал в Аллаха и в Последний день, кто совершает намаз, выплачивает закят и не боится никого, кроме Аллаха» Сура «ат-Тауба», аят 18.
Этот аят однозначно свидетельствует о том, что бояться надлежит только одного Аллаха. Всевышний похвалил этих рабов за то, что они боятся только Его одного, и здесь уместно отметить, что «боязнь» — « الخشية » является менее широким понятием, чем «страх» — « الخوف ».
Всевышний Аллах также сказал:
﴿ وَمِنَ النَّاسِ مَنْ يَقُولُ آمَنَّا بِاللهِ فَإِذَا أُوذِيَ فِي اللهِ جَعَلَ فِتْنَةَ النَّاسِ كَعَذَابِ اللهِ ﴾
«Среди людей есть такие, которые говорят: “Мы уверовали в Аллаха”. Но стоит им пострадать ради Аллаха, как они принимают искушение людей за мучения от Аллаха». Сура «аль-‘Анкабут», аят 10.
Это значит, что они перестают исполнять обязанности, которые на них возложил Аллах, или начинают совершать грехи, опасаясь порицания людей.
Абу Саид рассказывал, что однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему следующее: «Из признака слабости убеждённости, если ты станешь искать благосклонности людей, гневя Аллаха, и воздавать им хвалу за ризк, который тебе дал Аллах, а также порицать их за то, что Аллах не дал тебе самому. Сильное желание жаждущего не принесёт ризк Аллаха, а ненависть нежелающего не отвратит его». Передали Абу Ну‘айм в «аль-Хилйиа», 5/106; аль-Байхакъи в «Шу‘аби-ль-Иман», 207. Хадис слабый. См. «Да‘иф аль-Джами‘», 2009.
Перечисленные деяния являются причинами маловерия, а известно, что ослабляют веру только запрещенные поступки, потому что вера усиливается благодаря праведным деяниям и ослабевает под влиянием грехов. Этот хадис также свидетельствует о том, что стремление угодить людям, гневя при этом Аллаха, является грехом и запрещенным поступком.
‘Аиша рассказывала, что посланник Аллаха ﷺ сказал: «Кто ищет благосклонности Аллаха, гневя людей, Аллах дарует ему Свою благосклонность и удовлетворение людей. Тот же, кто ищет благосклонности людей, гневя Аллаха, то Аллах обрушит на него гнев Свой и вызовет гнев людей против него». Передали ибн Мубарак в «аз-Зухд», стр. 66; ибн Хиббан, 276; ат-Тирмизи, 4/610.
В этом хадисе сообщается о воздаянии, которое получает тот, кто боится одного Аллаха, и воздаянии, которого удостаивается тот, кто боится не только Аллаха, подрывая совершенство своего единобожия. Кто искал довольства Аллаха, гневя людей, тот возвеличивал Всевышнего Аллаха и боялся Его. А второй совершает большой грех, боясь людей, и этот страх заставляет его совершать новые грехи и отказываться от выполнения обязательных предписаний». [Конец слов шейха]
РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Тафсир 175 аята из суры «Али Имран».
2. Тафсир 18 аята из суры «ат-Тауба».
3. Тафсир 10 аята из суры «аль-Анкабут».
4. Убеждённость /йакын/ человека может слабеть и крепнуть.
5. Признаки слабости убеждённости, три из которых содержатся в хадисе Абу Саида.
6. Посвящение страха одному Аллах является одним из обязательных религиозных предписаний.
7. Напоминание о награде тому, кто делает это.
8. Напоминание о наказани для того, кто оставляет их.
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.