научи меня играть на гармошке
Самостоятельное обучение игре на гармошке
21-й век на дворе, а голосистая гармошка, как и много лет назад, радует нас своими переливчатыми, задорными напевами. И протяжная мелодия, исполняемая на гармони, не оставит равнодушным ни одного слушателя. Самостоятельное обучение игре на гармошке доступно каждому, кто любит ее звучание и очень хочет исполнять музыку на этом инструменте.
Для любителей закрепились несколько методик освоения гармони. И поэтому первое, с чем необходимо определиться на начальном этапе обучения, какой методики придерживаться.
Первый способ – обучение «с рук»
На просмотре видео уроков опытных мастеров, наблюдении за их игрой со стороны, и опоре на свой музыкальный слух собственно и строится первый способ обучения игре на гармошке. Он заключается в том, чтобы, минуя этап изучения нотной грамоты, приступить сразу к игре на инструменте. Такой вариант подходит для любителей народной музыки, которые никогда не занимались профессионально, но от природы наделены неплохими музыкальными данными.
В этом случае, как нельзя, кстати, будут записи авторитетных исполнителей в видео-формате, их обучающие видео-материалы. Кроме того, пригодятся аудио песен и наигрышей для подбора мелодий по слуху. А игру на инструменте по нотам вы сможете освоить и позднее, когда решены будут уже многие технические моменты.
Посмотрите видео-урок Павла Уханова:
Второй способ – традиционный
Второй способ обучения является наиболее фундаментальным и традиционным, но и более интересным, более эффективным. И здесь, безусловно, вам никак не обойтись без самоучителей и нотных сборников для начинающих гармонистов и баянистов. В начале этого пути вас ждет знакомство с нотным станом и его жителями, а также с ритмом и длительностями. Освоить музыкальную грамоту на практике оказывается гораздо легче, чем многие себе это представляют. Главное, не отчаивайтесь!
Если вы не знакомы с нотами, вам на помощь придут самоучители таких авторов, как Лондонов, Бажилин, Тышкевич. Кроме того, от нашего сайта вы можете получить в подарок отличный самоучитель по нотной грамоте (дарится всем желающим)!
Оба описанные выше варианта обучения игре на гармошке, при регулярных и осмысленных занятиях дадут хороший результат. Скорость обучения, конечно, зависит от ваших способностей, количества и качества тренировок. Ну а если же вы воспользуетесь тем и другим способом, заранее спланировав их гармоничное сочетание, то результат не заставит себя долго ждать.
Правила начинающего гармониста
Ну вот, пожалуй, и всё для начала. Дерзайте! Вдохновляйте себя, слушая популярных исполнителей и задорные напевы! Трудитесь ежедневно, а результатами ваших трудов будут песни, которым, несомненно, порадуются родные и близкие, собравшись за семейным столом!
Как научиться играть на гармошке
Чем дальше прогресс и все новые технические ноу-хау входят в нашу жизнь, тем меньше слышно вокруг живой музыки. Чтобы услышать реальное звучание инструмента, приходится покупать билеты на концерт, либо же изредка слушать умельцев в метро или на улице. Невзирая на это, многие люди желают научиться играть на гармошке с нуля самостоятельно. Это традиционный русский музыкальный инструмент, который всегда звучал на свадьбах, народных гуляниях, он звучит красиво, жизнеутверждающе, привлекает к себе внимание.
Никаких особых секретов и сложностей в том, чтобы научиться играть на гармошке дома, не существует. Освоение инструмента подразумевает стандартные шаги: освоение самой гармошки, умение правильно ее держать, занимать правильную посадку с инструментом, освоить игру по цифрам, научиться играть аккомпанемент к популярным песням и мелодиям. При дальнейшем продвижении человек может изучить ноты, музыкальную грамоту и играть уже на профессиональном уровне с листа. Рассмотрим основные этапы обучения для новичков.
Изучаем основы
При освоении любого музыкального инструмента, есть базовые вещи, не изучив которые, не получится двигаться вперед. Для гармошки они тоже есть и это: изучение устройства инструмента, правильная посадка, постановка рук на гармошке, а также освоение принципа звукоизвлечения. Изучим эти моменты подробнее.
Как устроена гармошка
Строение гармошки
Гармошка имеет такие основные элементы:
Сам инструмент делится на два полукорпуса: правый и левый. Между ними находится так называемый мех;
Также конструкция гармошки подразумевает наличие двух ремней для того, чтобы одевать ее на плечи и играть стоя, на ходу, даже сидя, но удобно зафиксировав инструмент. Правда, лишь после того, как человек будет уверенно играть сидя, он сможет понять, как научиться играть на гармошке стоя, а может даже пританцовывая!
Правильная посадка
Правильная посадка с гармонью
Играть стоя – это удел опытных гармонистов. Для новичка потребуется для начала освоить игру в сидячем положении. Посадка гармониста имеет следующие особенности:
Важно при начале репетиции отрегулировать ремни, чтобы они не давили. Они должны быть натянуты так, чтобы не пережимали ни плечо, ни запястье.
Что касается рук, то при игре они обычно находятся сбоку инструмента, чтобы иметь легкий доступ до любой клавиши, как слева, так и справа. Учась играть на гармошке с нуля, уделите внимание расположению рук, так как если они будут размещены неправильно, слишком низко или высоко, то будет сложно играть по всей клавиатуре. Также неправильное положение рук помешает гармонисту играть длительное время, так как он будет быстро уставать.
Звукоизвлечение
Звукоизвлечение на гармони
На любом инструменте очень важно освоить принципы правильного звукоизвелечения. Для гармошки таким процессом служит сжимание и растяжение меха, так как оно создает поток воздуха, который проходит через установленную внутри голосовую планку с язычками, контролируемыми клавишами.
Вот основные советы по грамотному извлечению звука с гармошки:
Также не рекомендуется растягивать или сжимать меха до максимального предела. Это создаст ненужные паузы. Что касается игры первых нот, то тренируйтесь исполнять один звук на сжатии и растяжении мехов так, чтобы он звучал одинаково.
Учимся играть по цифрам
Схема правой клавиатуры
Схема левой клавиатуры
Как в случае с гитарой, когда не знающие нот гитаристы играют по табулатурам, или по цифрам, обозначающим ноты на грифе, так и новички гармонисты должны учиться играть по цифрам. Играть на гармошке по цифрам необходимо каждому человеку, который освоил основы и начинает учить какие-то композиции.
Новичкам будет проще играть, если не осваивать сначала ноты, а заменить их по принятой схеме цифрами. Происходит это так:
Сразу освоить цифры и игру по ним не получится. Надо настойчиво упражняться каждый день, выделяя хотя бы 20-30 минут на занятия.
Первые упражнения
Упражнения для начинающих
Чтобы научиться играть на гармошке с нуля, потребуется начинать с самых простых упражнений, которые помогут получить базовое преставление об инструменте. Рассмотрим некоторые из них:
Этого будет достаточно, чтобы начать играть на гармошке. После базовых упражнений надо браться за наиболее простые мелодии. При наличии хорошего музыкального слуха не лишним будет пробовать практиковать подбор мелодий на слух.
Как научить играть на гармошке ребенка
Если вы планируете научить гармошке ребенка, то все указанные выше рекомендации и правила сохраняются. Единственной особенностью может быть то, что для маленького ребенка гармошка покажется большой и тяжеловатой, поэтому первые движения, особенно сжатие и растягивание мехов ему может понадобиться помощь. Во всех остальных вопросах предложенные рекомендации сохраняются.
Советы для начинающих
Советы для начинающих
Освоение любого музыкального инструмента – сложный и длительный процесс, который может затянуться на многие месяцы, а иногда и годы. Нет пределов совершенства в игре на гармошке, но чтобы будущие свершения давались легче, надо помнить о простых базовых вещах. Часто бывает так, что музыкант неправильно осваивает основы, к примеру, посадку или постановку пальцев и в будущем это мешает ему добиться высот в исполнении. Поэтому, осваивая инструмент, помните о таких рекомендациях:
Универсальная рекомендация – не надо спешить за скоростью игры, лучше медленно прорабатывать все детали. В будущем скорость появится сама собой, но ошибок в исполнении будет меньше.
Вот так можно научиться играть на гармошке для начинающих даже без учителя или помещения специальной музыкальной школы. Терпение, регулярные упражнения и стремление к лучшему помогут вам быстро получить результат!
Пой,гармоника!
Всё о гармони и гармонистах
Учимся играть на гармони. Урок1 Знакомство с правой клавиатурой.
Здравствуйте, уважаемые начинающие(и не очень) гармонисты! Рад приветствовать вас на сайте «Пой, гармоника!«.
Сначала небольшое вступление… Этой статьёй я попытаюсь открыть, надеюсь, целый цикл уроков игры на гармони для начинающих и постараюсь раскрыть эту науку от самых азов, основываясь, большей частью, на собственном опыте. Чувствую, это будет не просто, так как, человеку, уже более-менее владеющему инструментом, будет трудно влезть в шкуру новичка и посмотреть на этот процесс его глазами. Собственно, так чаще всего и происходит, когда учитель упускает из виду моменты, которые совсем не очевидны для неопытного ученика…
Но я попробую. И буду надеяться, что эти уроки будут действительно полезными для кого-то, кто желает обучиться игре на двухрядной гармонике-хромке 25х25(речь пойдет именно о ней, но, в целом, эти уроки могут быть применимы и для гармоней с меньшим числом клавиш, как в правой, так и в левой клавиатурах, например, 23х12). И ещё один важный момент: попытайтесь понять сами принципы игры, а не ждать до конца своих дней, когда «добрый дядя» выложит «цифру» или покажет, как играть конкретную мелодию и в какие кнопки каким пальцем тыкать…
Если где-то будет упоминаться нумерация кнопок, то знайте-она стандартная(картинки здесь). Итак, поехали!
Этот урок для тех, кто впервые берёт в руки гармонь, желая научиться на ней играть, но совсем не знает, с какой стороны к ней подходить. Те, кто уже умеет растягивать меха и даже извлекать какие-то звуки, могут смело его пропустить.
Посадка гармониста
Некоторые гармонисты держат ноги сомкнутыми и гармонь у них опирается мехом сразу на обе ноги. Плечевые ремни могут быть одеты на оба плеча, либо только на одно-правое. Из личного опыта: я сам при игре сидя чаще всего применяю один ремень, если исполняемое произведение не требует обязательного и частого применения большого пальца.
А вообще, через несколько лет занятий, я стал замечать за собой нежелание надевать второй ремень, а тот, который одеваю, накидываю на руку чуть выше локтя-так себя чувствуешь как-то свободнее что ли…
Если одеваете оба ремня,то натяжение ремней должно быть отрегулировано так, чтобы гармонь не была подвешена у вас на плечах (как при игре стоя), а опиралась мехом на бедро. Но и тут тоже можно посмотреть с другой стороны: ведь, когда-то вам придётся играть и стоя, а тут уже нужен немного другой навык, поэтому, в принципе, можно и подвесить гармонь на плечах. Скажу только, что научившись играть сидя с одним ремнём, вам не составит особого труда играть и стоя, просто нужно будет немного потренироваться. В общем, повторюсь, посадка должна быть удобной лично для вас
Положение рук
Пару слов о положении рук. Правая рука при игре на гармони располагается так, что большой палец находится за грифом, а сама ладонь упирается в гриф в районе самого нижнего сустава большого пальца. Причём, ладонь упирается в гриф не всей поверхностью, а только верхней её частью.Нижняя же часть ладони слегка отведена в сторону. Так, на мой взгляд, удобнее всего играть.
При необходимости применения большого пальца, он выводится из-за грифа для нажатия нужной кнопки в нужный момент. Обычно большим пальцем играют на клавишах-полутонах(клавиши №1, 2 и 14), но многие профессионалы-виртуозы применяют его и на других клавишах при игре сложных пассажей.
Как располагается кисть правой руки при игре вы увидите на видео ниже. На самом деле, если рассматривать положение кисти правой руки с точки зрения старой баянной школы, то там применяются два основных положения в зависимости от играемой мелодии: это положение, когда пальцы перпендикулярны грифу, и положение, когда пальцы направлены по диагонали вниз. Это вполне применимо и для гармони. Я думаю, применительно к гармони, нет особой необходимости строго соблюдать какое-либо правило расположения кисти правой руки: вы сами найдёте для себя наиболее удобный «хват» в той или иной ситуации.
Извлекаем из гармони первые звуки
Теперь выполним простое упражнение: нажимаем какую-нибудь кнопку в правой клавиатуре и одновременно с нажатием начинаем; растягивать мех левой рукой. Для тех, кто не знает: правая клавиатура, это та, где кнопки расположены на грифе(а не на корпусе, как слева). Стараемся тянуть мех плавно, без рывков и прослаблений, чтобы звук был ровным. Теперь сжимаем мех, не отпуская кнопку.
Как вы слышите, звук при этом остаётся один и тот же. Одинаковый звук при смене направления движения меха на одной и той же клавише-одна из характерных черт гармони-хромки, в отличие от большинства русских гармоней прошлого, мало распространённых сейчас и имеющих, как правило, разные звуки на сжим-расжим меха либо в одной из клавиатур(левой, правой), либо в обоих(исключение-елецкая рояльная гармонь и ливенка).
Теперь сделаем почти тоже самое, но при смене направления движения меха нажмём другим пальцем другую клавишу, ту, что по соседству(неважно, сверху, снизу, сбоку…)
Первые упражнения
Теперь усложним задачу: делаем почти тоже самое, но теперь двигаемся до самого низа клавиатуры, до самой последней клавиши и опять возвращаемся назад:
Играем сначала в медленном темпе, потом, когда будет получаться всё без ошибок, можно прибавить «скорости».
Про ведение меха
Про смену направления движения меха в данном упражнении: не знаю точно, что сказали бы профессионалы, но мне кажется удобным менять его после каждого восьмого звука. Играть начинаем на расжим, слегка(совсем немного) разведя меха, чтобы иметь небольшой запас воздуха. Запомните небольшое правило: старайтесь никогда не разводить и не сжимать меха до упора. Это неизбежно приведёт к паузам и рывкам там, где их быть не должно.
Сколько времени уделять упражнениям и смотреть ли на клавиатуру
Неплохо было бы уделить этим упражнениям пару минут каждый раз, как садитесь за гармонь. Эту гамму можно «гонять» также, только безымянным пальцем и мизинцем для их развития(а развивать их очень желательно сразу, как только начинаете учиться).
Смотреть ли на клавиатуру при игре? Скажу так: смотреть первое время вам придётся, так как иначе вы вряд ли попадёте в нужные клавиши. Но с приобретением некоторого опыта, необходимость в этом отпадёт сама собой. Пальцы привыкнут и будут чувствовать клавиатуру.
На этом, пожалуй, первый урок будет закончен.
Пой,гармоника!
Всё о гармони и гармонистах
Золотые правила для начинающих обучение игре на гармони
Для начала хочу сказать, что эти правила-для начинающих, и я их никому не навязываю и не заставляю их безукоризненно исполнять, но, прежде чем игнорировать их, помните: они основаны на моем личном опыте самостоятельного обучения игре на гармони и помогут вам избежать многих проблем и закрепления неправильных навыков (переучиваться потом, ох, как тяжело! Знаю по себе…).
А начинал я, не имея в своем распоряжении ни самоучителей(они появились у меня гораздо позже), ни наставников. Только дедушка-гармонист помог мне немного. Почему немного? Потому что живет он далеко и видимся мы не часто. Но, именно благодаря ему, еще до появления у меня осознанного интереса к этому замечательному инструменту, я получил некоторые базовые навыки для дальнейшего обучения игре на гармони (такие, как соединение левой и правой рук и ведение меха). Поэтому я и решил написать правила для начинающих гармонистов,призванные несколько облегчить им задачу.
Я не считаю этот список совершенно законченным и абсолютно верным, но вы можете что-то добавить от себя в комментариях и я внесу эти изменения в статью, если посчитаю их полезными.
Использовать минимум по четыре пальца в каждой руке при игре
Правильная «смена меха»
Смену направления движения меха производить в паузах между звуками. Не менять направление во время звучания одного звука. Здесь нужна небольшая оговорка: в традиционной игре довольно часто применяется прием, когда два одинаковых звука, звучащие подряд, извлекаются путем смены направления движения меха на одном, длинном звуке. Но делается это осознанно, а не в результате ошибки. Ещё одно правило: н е растягивать и не сжимать меха до упора во время игры на гармони.Это приведет к ненужным паузам и задержкам в крайних положениях.
Аккорд короче баса
При игре левой рукой, в паре «бас-аккорд» аккорд в большинстве случаев должен звучать короче баса(по длительности): при игре в быстром темпе палец как бы отскакивает от кнопки, едва нажав её.
Не нажимать одним пальцем две кнопки подряд
Ещё только начиная обучение игре на гармони крайне желательно приучить себя НЕ нажимать две кнопки подряд одним и тем же пальцем. Это допустимо только в случаях, когда невозможно этого избежать.
Записывайте свою игру на аудио и видео
Если нет наставника,который мог бы контролировать ход обучения, советую делать аудио или видеозаписи своей игры и просматривать(прослушивать) их: со стороны все ошибки видны гораздо лучше и у вас сложится более точное представление о своем уровне, как начинающего гармониста, и о том,что вам нужно изменить и улучшить. Многие начинающие гармонисты испытывают сильное разочарование,впервые увидев и услышав себя со стороны. Это нормально. И это должно стать для вас толчком для дальнейшего совершенствования, а не поводом сложить руки и забросить обучение. Я, например, был в шоке, когда, записав себя на видео, увидел совершенно неконтролируемую мимику: моё лицо, словно свело судорогой и рот дёргался из стороны в сторону. Но, со временем, это почти полностью прошло без всяких усилий с моей стороны (но лучше знать об этом заранее).
Лучше медленно,но уверенно
Не суетиться и не пытаться прыгнуть выше головы: разучивать мелодии сначала в очень медленном темпе. А когда будете уверенно играть их, прибавляйте скорость. Лучше сыграть медленно, но уверено,чем торопиться, постоянно сбиваться и промахиваться мимо клавиш.
Не утомлять себя игрой на гармони
Нет волшебного секрета
Не надеяться, что существует какое-либо правило или секрет, которое позволит разом решить все проблемы в обучении игре на гармони и за пару дней научиться шикарно играть. Главное правило-упорство и трудолюбие. Чем больше занимаешься, тем больше отдача.
Слушать и изучать игру других гармонистов
Развивать слух: подбирать любимые мелодии, как можно больше слушать других гармонистов(хоть в записи, хоть вживую,при возможности) и изучать их игру, понимать саму суть, а не пытаться скопировать чужую игру «нота в ноту».
Будьте гармонистом
И последнее. Будьте ГАРМОНИСТОМ, а не просто музыкантом с гармонью в руках, любите и играйте музыку, характерную именно для гармони, а не ту, которая и так слышится на каждом углу и из каждой проезжающей машины. Я бы, всё-таки, настоял на этом пункте.
Искренне желаю всем успехов в обучении игре на гармони!
P.S. Всё, сказанное выше, касается, в основном, гармони-хромки, хотя применимо, наверное, и для других разновидностей гармони.
Сергей Акимов
Фото: Елена Васильева
Рекомендую к просмотру:
спасибо за советы я их обязательно учту. последнее правило грамотное.
Спасибо огромное за советы!Все очень правильно написано и действительно помогает!
Владимир 26 05 16г. Спасибо за советы.Сложнее с левой клавиатурой в четыре пальца.
Спасибо. Про бас правильно. Помогло. Хотя мне 60, но я учусь играть на инструменте. Нравится очень! Само звучание гармони…
Пытаюсь научиться по вашим самоучителям, гармонь слышишь и жить хочется…сегодня первый день, сразу приучаю свои руки, все как вы описали.спасибо надеюсь ваши труды мне помогут
Добрый ВЫ человек огромное ВАМ спасибо вот и я узнал для себя много нового из Ваших советов
Для начинающих гармонистов рекомендую уроки Константина Ивакина, это просто. Если понравилась песня, то пойте его много много раз, слушайте как другие поют и выбирайте ту которая вам идет, хорошо запомните текст. пойте самозабвенно. Затем подберите ее на левой клавише до автоматизма, затем синхронно аккордами на правой и соедините обе клавиатуру до идеала, затем по аккордам справа начинай те потихоньку по одинарной, двойной, тройной кнопке, по змейке по Ивакину подбирать музыку здесь очень хорошо звучат военные фронтовые песни и даже советская эстрада, акккордами, его надо тихо играть, хорошо получаетя Высоцкий, рок- Цой здесь главное текст и поэзия. Самое главное надо любить гармонь и играть на людях и не стесняться своих ошибок, гармонь она и гармонь, она настолько гармонична, что будет незаметна ошибка когда играешь аккордами, двойными, тройными, четверными, пятерными кнопками и тогда появиться твоя харизма, собственная манера исполнения, а не клон и играй те с душой и тогда друзья, зрители с восторгом будут слушать вас и русская гармонь не будет валяться в чулане
Очень хочу научиться играть на гармони, только нотной грамотой не владею. Очень люблю гармонь.
Пой,гармоника!
Всё о гармони и гармонистах
Некоторые принципиальные положения начального обучения на гармони детей 6-7лет
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Великоустюгская детская школа искусств»
преподаватель
Чебыкин Владимир Иванович
Гармонь — один из самых популярных и любимых инструментов в народе. В наше время популярность этого инструмента не только не снижается, а наоборот, получает признание профессиональных музыкантов и исполнителей, выходит на новый уровень развития — уровень концертного инструмента. Это стало возможным благодаря деятельности и творчеству в последние десятилетия таких выдающихся исполнителей и композиторов, пишущих для гармони, как С.Привалов, С. Сметанин, Е. Дербенко и др. Эти факторы подготовили почву и создали необходимые условия для профессионального обучения на гармони с раннего возраста. Основные принципы обучения на гармони схожи с обучением на баяне (посадка, постановка рук, владение мехом, звукоизвлечение и др.) Главным и существенным различием является освоение правой клавиатуры. Привитие правильной аппликатурной дисциплины на гармони обуславливает в дальнейшем беспрепятственное техническое развитие ученика. Поэтому педагогу, а, как правило, это педагог- баянист, самому необходимы хорошие знания и навыки владения правой клавиатурой.
Не должно создавать проблему отсутствие широкого репертуарного выбора на начальных этапах обучения. Здесь нужно обращаться к мелодиям русских народных песен и танцев, которые почти всегда легко и удобно аранжируются и исполняются на гармони.
Следует отметить, что первоначальный результат, а это
свободное исполнение на гармони двумя руками простых мелодий, овладение элементарными техническими навыками в силу специфики инструмента, достигается значительно быстрее, чем, допустим, на баяне. Это позволяет на раннем этапе обучения вызвать у ребенка, а в дальнейшем сохранить и развить интерес к инструменту, становится возможным участие детей в небольших концертных выступлениях, домашнем музицировании.
В своей работе я попытаюсь поделиться опытом, мыслями и
некоторыми практическими рекомендациями в обучении игры на гармони на начальном этапе детей 6-7 лет.
Инструмент для занятий должен быть исправный, приличного
качества и обязательно с двумя плечевыми ремнями. В
подготовительной работе не должно быть мелочей, а это:
соответствующая высота стула, правильно подогнанные плечевые и левый ремни и др.
Существенным недостатком гармони является то, что она
может звучать в одной основной тональности определенного тона, а все нотные издания оформляются, как правило, в до-мажоре и ляминоре. Поэтому для ученика с абсолютным музыкальным слухом правильнее иметь инструмент с до-мажорной тональностью.
Дальнейшие примеры и упражнения будут приводиться для
инструмента с до-мажорной тональностью, хотя у подавляющего
большинства учеников, да и взрослых исполнителей разучивание в до-мажоре на инструменте другой тональности не вызывает никаких проблем.
I. Освоение левой клавиатуры.
Начинать обучение необходимо с левой клавиатуры, т.к. левая рука выполняет функцию ведения меха — основы звукоизвлечения на гармони. Предлагаю некоторые упражнения и рекомендации для освоения левой руки.
После того, как ребенок может правильно, удобно и красиво
сидеть за инструментом нужно в доступной форме объяснить ему
понятия баса и аккорда. Затем помочь ученику расположить
вертикально пальцы левой руки на 3 ряду инструмента, причем 3-й пальчик находится на кнопке До (3-я снизу), а остальные на соседних кнопках. Все пальцы полусогнуты и собраны.
Упражнение 1.
На сведенном мехе 3-й пальчик толкает (ударяет) и отпускает кнопку До. Толчок должен быть короткий, активный, при этом пальчик не прогибается. Ребенок должен почувствовать после толчка кнопки возврат ее на прежнее место пружиной механики инструмента. Затем можно добавить аккорд До-мажор 2-ым пальчиком, выполняя чередования баса и аккорда в ровном, неторопливом движении. Пальцы после толкания кнопки не выбрасываются вверх. Упражнения повторять по несколько раз.
Упражнение 2. Ведение меха.
Одновременное нажатие (не толчок) кнопки До и движение
меха на разжим с помощью педагога. После остановки меха — сжим. Упражнение можно назвать «самолет» и выполнять его с различной динамикой: меццо-пиано, меццо-форте, крещендо, диминуэндо и др. Постепенно помощь педагога сводится до минимума, и ребенок выполняет упражнения самостоятельно.
Упражнение 3.
На ровном движении меха выполняется упражнение №1, причем на разжим и сжим выполняется одинаковое количество нажатий До или До-аккорд (удобнее по 4) и сравнить это упражнение с «маршем». В начале освоения упражнения педагогу нужно помочь ученику ровно вести мех с остановкой перед сжимом меха, которая в дальнейшей работе постепенно убирается. Нужно помнить, что ребенку 6-7 лет довольно сложно контролировать все задачи в упражнениях и поэтому помогать ему вести мех правильно и ровно просто необходимо, и делать это можно довольно продолжительное время, тем более что вести мех самостоятельно в этом возрасте физически непросто.
Следующим этапом овладения навыками игры в левой клавиатуре является освоение доминанты (соль-мажор) и субдоминанты (фа-мажор). Следует помнить, что довольно значительное расстояние между кнопками предполагает перемещение кисти и предплечья вверх и вниз.
При довольно уверенном и свободном исполнении 3-х
основных гармонических функций в мажоре на 3-ем ряду и в миноре на 2-ом ряду можно получить аккомпанементы многих русских народных мелодий, что позволяет затем играть в ансамбле (педагог-мелодию, ученик — аккомпанемент).
Освоение первоначальных навыков в левой клавиатуре
довольно длительный процесс и эта работа продолжается параллельно с изучением правой клавиатуры. Со временем должно улучшаться качество звукоизвлечения, ведения меха, появляется уверенность и свобода исполнения тех или иных упражнений и аккомпанементов.
Все упражнения и аккомпанементы оформляются в нотных
записях педагогом в тетради ученика. Совсем не обязательно
требовать от ученика отличных знаний нот в басовом ключе с первых уроков. Эти знания будут накапливаться и закрепляться в процессе обучения.
Чрезмерное увлечение изучением нотной грамотой может привести к снижению интереса ребенка к учебе и инструменту. Поэтому при оформлении записей ноты можно подписывать и лучше прописными буквами. Из опыта работы знаю, что к концу учебного года ребенок 6-7 лет свободно читает ноты в 1 октаве скрипичного ключа и ориентируется в басовом ключе.
Ритмические рисунки и последовательности дети гораздо
лучше и надежнее запоминают и воспроизводят в слуховом их
отношении (длинные, короткие звуки), нежели в математическом.
Элементарные познания в теории и помощь педагога (показать, как звучит) позволяют ребенку совершенно точно воспроизводить и соединять двумя руками несложные мелодии с аккомпанементом.
Всегда нужно помнить, что ребенок хочет и любит играть на
инструменте и чем быстрее мы ему предоставим эту возможность, жертвуя иногда накоплением каких-то теоретических знаний, тем больше он будет нам благодарен.
II. Освоение правой клавиатуры.
В отличие от баяна расположение звукоряда на правой клавиатуре гармони более удобное и простое. Изучение правой клавиатуры лучше начинать со 2-ой октавы, нота — До которой находится на 1 ряду инструмента (5-я кнопка сверху), Последовательное движение звуков вверх или вниз по клавиатуре выполняется аппликатурой чередования 2, 4 пальца. Даже на раннем этапе обучения нежелательно смотреть и заглядывать на клавиатуру.
Упражнение 1.
Ребенок самостоятельно находит на инструменте ноту До на 1 ряду (5-я кнопка сверху) 2-ым пальчиком. При правильной постановке руки и положении кисти 4-й пальчик удобно располагается на 2-ом ряду на ноте Ре. Выполняя это упражнение на сведенном мехе несколько раз ребенок самостоятельно учится находить ноты До, Ре. Нажатия на кнопки должны быть легкими, короткими, быстрыми, но неторопливыми (мех сведен). При небольшом передвижении предплечья и кисти руки вниз мы получаем ноты Ми и Фа. На уроке можно поиграть в игру: педагог называет 1 из 4 нот, а ученик быстро находит ее соответствующим пальчиком (1-й ряд — 2-й палец, 2-ой ряд — 4-й палец). Затем задание усложняется: называются 2 или 3 соседних ноты, ученик также находит их. Аналогично изучаются все ноты звукоряда 2ой октавы на сведенном мехе.
Упражнение 2.
Игра правой рукой отдельных мотивов и коротких мелодий из соседних звуков, готовых или сочиненных педагогом, оформленных в нотных записях четвертями и половинками, причем четверти играются коротко. Педагог помогает вести мех и менять его в обозначенных местах. При желании к сочиненным мелодиям можно придумать слова, получая при этом незатейливые детские попевки и в дальнейшем играть их двумя руками.
№ 1. «Дождик»
Дождик лей, дождик лей,
На меня и на людей!
№2. «Я шагаю»
Я шагаю по дорожке,
Я шагаю не спеша.
В этот период обучения в репертуар включаются детские
песенки «Скок-скок», «Два кота», «Петушок» и др. На более позднем этапе (когда ребенок знаком со штрихом легато-связно) предлагаю разучить упражнение «Дорожка», которое дети играют с удовольствием и в процессе работы со временем темп исполнения становится все подвижнее.
№ 3. «Дорожка»
Упражнение «Дорожка» можно также играть и с ноты Ля 1-ой
октавы (в миноре).
Подобные упражнения разучиваются и закрепляются отдельными руками, а затем играются двумя. При разучивании и игре небольших мелодий нужно всегда использовать показ педагога. Это значительно облегчает работу ученика. В дальнейшем, накопив теоретические знания и какой-то опыт разучивания, ребенок будет справляться с этой работой самостоятельно.
И так, после 3-4 месяцев обучения ученик имеет элементарные навыки игры в правой и левой клавиатуре и двумя руками. Дальнейшее продвижение ученика зависит от его музыкальных способностей, уровня общего развития, организации систематических домашних занятий и других факторов. В тоже время педагогу не надо ставить перед учеником сверхзадач, быть всегда терпеливым, уметь ждать, не поощрять быстрые и некачественные проигрывания. В учебном году ребенок должен научиться играть связно (легато) и коротко (стаккато), иметь понятие о динамике и характере исполняемой музыки, владеть ровным ведением меха. За год ученик должен пройти и уметь сыграть 8-10 детских или народных мелодий, в которых преобладает постепенное движение мелодической линии («Василек», «Как под горкой», «Ты береза», «Я на горку шла», «Субботея», «Барыня» — диапазон До-Фа, «Страдания», «Цыганочка»- фрагмент и т.п.).
Положительным итогом учебного года могло бы быть концертное выступление ученика с небольшой программой в своем детском саду или 1-ом классе общеобразовательной школы.