налог на вредную еду
Странные налоги со всего мира
В целом ряде стран – Великобритании, Франции, Ирландии, Норвегии, Чили и трёх десятках других государств – существует налог на высококалорийную еду и продукты с высоким содержанием сахара (например, в Великобритании импортеры и производители платят 18 пенсов (около 17 руб.) за литр напитка, если на 100 мл приходится 5 и больше граммов сахара, и 24 пенса (около 23 руб.) за литр, если объем сахара в 100 мл превышает 8 граммов). Так страны борются за здоровье населения. Меры логичны: по данным Всемирного банка, связанные с ожирением болезни входят в топ-3 причин по смертности населения. Некоторые предпринимали для борьбы с инфарктами и диабетом и более радикальные меры. Так, в 2008 году в попытке снизить уровень ожирения и повысить продолжительность жизни в Японии появился новый налог для компаний и региональных властей, которые нее смогли достичь определенных показателей. Людям в возрасте от 40 до 75 лет измеряли размер талии. Если он оказывался больше нормы (85 см для женщин и 90 см для мужчин), то муниципалитеты и бизнес должны были платить дополнительные суммы в бюджет. Программа просуществовала до 2015 года и способствовала снижению уровня ожирения. Сейчас этот показатель в Японии является одним из самых низких в мире.
Такой налог существует c 2006 года в Китае, где каждый год производится более 45 млрд одноразовых палочек для еды. Из-за этого производства в стране вырубили 25 млн деревьев, приводит расчеты зарубежная пресса. Чтобы сохранить леса и заставить людей обратить внимание на проблему экологии, китайские власти ввели дополнительный налог на одноразовые деревянные палочки в размере 5%. Чиновники уверены, что так они подтолкнут пользоваться другими материалами для производства столовых приборов.
В Индии дополнительным налогом облагаются развлекательные мероприятия: спортивные события, кино, театры, выставки и парки развлечений. В зависимости от штата налог варьировался от 15 до 110%. Но в 2017 году появился единый для всей страны налог с более узким диапазоном – от 5 до 28% (для билетов дороже 100 рупий (около 100 руб.).
Туристический налог платят желающие отдохнуть на курортах Ивисы, Майорки, Менорки и ряда других островов. Они заплатят €1 в день (около 80 руб.) за возможность побыть на солнце, а на эти деньги местные власти обещают усовершенствовать туристическую инфраструктуру. В Венеции платить приходится не за солнце, а за тень: платят владельцы зданий и конструкций, которые отбрасывают тень на землю муниципалитета. После введения налога в 1993 году многие кафе и рестораны отказались от тентов, чтобы платить меньше в бюджет. Сборы продолжают действовать до сих пор. В 2019 году речь шла и о том, чтобы брать плату с путешественников, которые просто хотят попасть в центр города. Но похоже, что введения выплат, как и появления туристов в Италии, в ближайшее время ждать не стоит.
Выбрать имя ребенку непросто, особенно когда в этом участвует третья сторона – налоговая служба. Согласовывать имя с налоговой приходится в Швеции. Родителям, которые назвали ребенка странными или неудобным для произнесения именем, в переводе на рубли придется заплатить около 53 000 руб. Чёткости правилам не хватает. Так, имена Икеа и Аллах находятся под запретом, а вот назвать ребенка Гугл или Лего можно бесплатно (впрочем, после очередного ужесточения закона в 2017 году понять, какое именно имя одобрят, всё сложнее). Платить надо не сразу: имя проходит проверку в налоговой, когда ребенку исполняется пять лет. Изначально налог появился в 1982 году, чтобы закрепить право на королевские имена. С налогом связан целый ряд историй. Так, в 1991 году шведская пара назвала ребенка Brfxxccxxmnpcccclllmmnprxvclmnckssqlbb11116 и отказалась платить налог, а в 2007 году одна из семей спорила с налоговой за право бесплатно назвать дочку именем Металлика (запрет, подтвержденный первой инстанцией, отменила апелляция). В 2018 году до суда дошло дело о запрете, казалось бы, на безобидное имя Форд, которое показалось шведским властям слишком похожим на фамилию. Кстати, желающие заключить брак в Швеции тоже идут в налоговую – за одобрением.
Те, кто покидает страну, должны заплатить. Такое правило придумали в Японии, где ввели выездной налог для путешественников в размере 1000 иен (около 700 руб.). Налог распространяется как на местных жителей, так и на туристов. Он включен в стоимость билета на самолет или судно. Платить не надо тем, кто провел в стране меньше суток, детям до двух лет, а также послам и государственным гостям. В ходе Олимпиады 2020 года Япония надеялась получить в результате этого налога миллионы долларов.
Налог на юристов платят во Франции – в стране, которая, по данным ОЭСР, оказалась самой «налогооблагаемой» страной Европы. История налога тянется с 1667 года. Сегодня же тем, кто обращается к юристу для представления интересов в суде, надо заплатить налог в размере €13. Бенефициары – сами юристы, а все сборы поступают в пенсионный фонд юристов.
Больше интересных налогов и странностей в налоговом тесте: «От Древнего Рима до Rolling Stones: налоговый тест».
Нужны ли нам акцизы на вредные продукты?
Согласно данным опроса, проведенного Росстатом, двое из пяти россиян имеют заболевания, вызванные неправильным питанием. Чаще всего это заболевания пищеварительной системы, ожирение, диабет, заболевания сердечно-сосудистой системы. И дело тут, как мне кажется, не исключительно в том, что люди едят заведомо вредную еду. Зачастую потребители не догадываются, что в составе безобидного продукта, как, например, детское пюре, творожок, печенье или выпечка количество соли, сахара или трансжиров может быть выше допустимого норматива потребления.
Эта проблема носит мировой характер. И есть примеры ее решения: так, в Великобритании, Израиле и Франции утверждена система, предусматривающая включение в маркировку директивной информации о повышенном содержании нутриентов (т. е. негативную оценку по высокому содержанию жира, соли или сахара), в Финляндии реализуется программа, в рамках которой введена обязательная маркировка содержания соли на продуктах питания, а в Венгрии был принят закон о введении налогов на составляющие пищевых продуктов и напитков, такие как сахар и соль, которые при избыточном потреблении способны причинить вред здоровью.
Повышать цены на продукты питания, уверена, все таки не наш путь, а вот ввести обязательную маркировку продукции, содержащей в своем составе соль и сахар свыше рекомендуемой величины потребления, и как крайнюю меру – ввести акцизы на продукты, где такое превышение – чрезмерное, вполне могло бы быть реализовано. И смысл тут не в повышение стоимости чипсов, а в том, чтобы покупатель с помощью маркировки имел представление, в каких объемах от нормативов он потребляет продукты, а производитель был заинтересован придерживаться их. Ведь если производитель будет знать, что его товар будет проходить по границе или выше нормы – логично, что ему будет выгоднее уменьшить в составе процент неполезных добавок.
Жиросжигающие законы заграницы
«Налог на жиры» и штрафы для работодателей за неучастие работников с лишним весом в программах похудения – разумная забота о гражданах или избыточная опека властей зарубежных стран?
Ожирение населения называют неинфекционной эпидемией XXI в. Оно оказывает негативное влияние на национальную экономику и человеческий капитал за счет снижения производительности труда, сокращения продолжительности жизни, увеличения расходов на здравоохранение и выплаты по инвалидности. Именно поэтому законодатели зарубежных странах пытаются помочь гражданам стать стройнее.
Любителям фастфуда придется раскошелиться
Самым распространенным способом борьбы с лишним весом является налогообложение вредных продуктов питания. Идея такая: рост цены на товар приведет к уменьшению его потребления.
Так, в 2011 г., пытаясь искоренить нездоровое питание и увеличить продолжительность жизни, Дания ввела первый в мире «налог на жиры» – надбавку на продукты с высоким содержанием насыщенных жиров. Масло, молоко, сыр, мясо и полуфабрикаты облагались налогом, если содержание насыщенных жиров превышало 2,3%. Но в 2012 г. налог был отменен, так как не изменил пищевые привычки людей, поощрял трансграничную торговлю и стал настоящим бюрократическим кошмаром для производителей.
Датский профессор С. Смед обнаружила, что налогообложение продуктов больше влияет на молодежь, а ожирением страдает в основном взрослая часть населения. Получается, налоговые инструменты могут быть эффективны в улучшении рациона питания. Но охватывают ли они группы, для которых предназначены, – сомнительно.
Кроме того, исследования доктора О. Миттона и экономиста О. Аллаиса показывают, что следствиями введения налога на насыщенные жиры становятся увеличение потребления соли и снижение уровня витамина D в организме из-за недостаточного количества жиров. Эти факты еще раз подчеркивают регрессивный характер налога.
И все же в некоторых странах налогообложение вредных продуктов приводит к снижению уровня ожирения населения. Так, в 2011 г. Венгрия ввела налог на продукты питания и напитки, в которых содержание сахара, жира, соли и кофеина превышает установленные значения. Налог распространяется на сахаросодержащие и энергетические напитки, кондитерские изделия, шоколад, соленые закуски и приправы.
Результаты исследований, проведенных через четыре года, показали, что потребление облагаемых налогом продуктов снизилось на 59–73%. Потребители предпочли более здоровую альтернативу – минеральную воду, свежие фрукты и овощи, полезные сладости, зелень и специи.
Американские экономисты в сфере здравоохранения считают, что налогообложение сахаросодержащих напитков является эффективным методом борьбы с лишним весом. Их расчеты показывают, что количество потребляемых калорий уменьшится в среднем на 24,3 калории в день на человека, что приведет к потере веса примерно на 700 г за год.
В Новой Зеландии ввели дополнительные меры, стимулирующие приобретать полезные продукты. Государство ввело налог на насыщенные жиры, соль и сахар, содержащиеся в продовольственных товарах, и при этом снизило стоимость овощей и фруктов на 20%, возмещая недостачу производителям. Таким образом, потребителям предоставляется выбор: приобрести вредный и дорогой продукт или здоровую и дешевую альтернативу. Как показывают исследования, выбор падает на последнее. Такие меры оказали благоприятное воздействие на здоровье населения и привели к снижению уровня смертности от ожирения.
За лишний вес работников отвечать придется работодателю
Не все страны используют инструменты налогообложения для борьбы с лишним весом. В 2008 г. Министерство здравоохранения Японии приняло «Закон о метабо». Согласно этому закону работники японских предприятий и госучреждений в возрасте от 40 до 75 лет обязуются раз в год проходить медосмотр, в ходе которого измеряется талия. У мужчин показатель не должен превышать 90 см, у женщин – 80 см. В случае несоответствия данным требованиям человек будет вовлечен в такие мероприятия, как консультирование по нормализации веса, контроль по телефону или электронной почте, мотивационная поддержка. При этом в программе похудения должны участвовать как минимум 65% от общего числа работников с лишним весом. В противном случае работодатель обязан уплатить штраф.
Примечательно то, что Япония является одной из стран с минимальным уровнем ожирения населения и при этом принимает относительно жесткие меры, чтобы снизить и без того низкий показатель. Профессор Оксфордского университета Р. Хансон объясняет это тем, что сохранение символов гордости Японии – неотъемлемая часть национальной политики. Поэтому японцы всячески пытаются оставаться лидерами в рейтинге самых стройных наций в мире.
«Закон о метабо» подвергается критике со стороны Запада, который считает, что правительство не имеет права диктовать населению, каким должен быть размер талии. В самом деле, такая политика вряд ли будет внедрена в западных странах, где индивидуальные свободы имеют приоритетное значение. Тем не менее в японской культуре господствует коллективный подход к решению социальных проблем, и поэтому закон не вызвал негативного общественного резонанса внутри страны.
А как у нас?
В России ожирением страдает около 30% населения, а избыточным весом – 60%.
На государственном уровне проводится профилактика этого недуга, которая предполагает использование социальной рекламы здорового образа жизни, развитие спортивно-физкультурной инфраструктуры и обеспечение доступности ее объектов для всех слоев населения, развитие городской инфраструктуры таким образом, чтобы она поощряла физическую активность населения (строительство пешеходных, велосипедных дорожек и др.).
Кроме того, в конце января текущего года Госдума в первом чтении приняла законопроект, который предполагает, что действующую линейку социальных налоговых вычетов пополнит вычет по расходам на физкультурно-оздоровительные услуги. «Оздоровительный» вычет будет предусматривать возврат ранее уплаченного НДФЛ – 13% от максимальной суммы расходов на услуги 120 тыс. руб. То есть размер вычета может составить 15,6 тыс. руб. за год. Перечень организаций, предоставляющих услуги, при получении которых можно будет претендовать на вычет, сформирует Минспорт. Внесение предлагаемых законопроектом изменений позволит увеличить количество людей, занимающихся физической культурой и спортом, что поможет сохранить и укрепить здоровье граждан.
Однако параллельно в нашей стране принимаются и не самые удачные решения. Так, Минздрав исключил из госпрограммы «Развитие здравоохранения» такой показатель, как распространенность ожирения среди взрослого населения. А раз нет показателя, нет и необходимости принимать активные меры по его улучшению.
Минфин предложил подумать об акцизе на газировку и корректировках НДФЛ
Министерство финансов представило варианты совершенствования налоговой системы в ближайшие годы. Видение Минфина отражено в «Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов», разработанных вместе с проектом бюджета на трехлетку.
Ряд изменений в нем предлагается продумать «на перспективу». Как считают опрошенные РБК налоговые эксперты, большинство предложений Минфина носит косметический характер и может лишь донастроить налоговую систему, однако несколько трендов могут коснуться большого числа налогоплательщиков — речь о введении акциза на сладкие газированные напитки и двух изменениях во взимании налога на доходы физических лиц (НДФЛ).
Акциз на газировку
В разделе «Актуальные вопросы налогообложения на перспективу» Минфин рассматривает возможность «проработки предложения Минздрава России о введении акциза на калорийные безалкогольные газированные напитки в целях ограничения потребления таких продуктов». Отмечается, что это принесет дополнительные доходы бюджетной системе страны.
Предложение ввести акциз на слишком сладкие напитки как вредные для здоровья звучит не впервые. Изначально инициатива действительно исходила от Минздрава, но позже к идее возвращался и сам Минфин. В июне этого года ведомство даже просчитало ожидаемые доходы бюджета от нового сбора — 10–20 млрд руб. ежегодно. Тогда, как писали «Ведомости», рассматривалось два варианта «налога на сахар» — установление ставки акциза исходя из стоимости напитка или в зависимости от содержания в нем сахара.
Экономический эффект инициативы вызвал вопросы у экспертов. «Введение акцизов на калорийные безалкогольные газированные напитки может коснуться не только бизнеса, но и простых потребителей. Очевидно, что реализация инициативы повлечет за собой не только рост цен, но и возможное сокращение рабочих мест на заводах-производителях. Это потенциально может привести к снижению производства и продажи продуктов и, как следствие, к снижению поступлений НДС в бюджет», — полагает юрист практики «Структурный и налоговый консалтинг» юрфирмы «Лемчик, Крупский и Партнеры» Екатерина Жарова. Возникнут и проблемы юридической квалификации, предупреждает она. На данный момент неясно, что понимать под безалкогольными газированными напитками: ГОСТ содержит достаточно широкое определение.
Негативный опыт введения такого акциза был у Мексики, которая ввела такой сбор с 2014 года в размере 1 песо за литр газировки. Через год после введения акциза власти страны пришли к выводу, что уплата налога на вредные продукты (в стране ввели еще сбор на фастфуд) затронула в основном беднейших граждан и в меньшей степени коснулась среднего класса и состоятельных людей. Выяснилось, что с граждан с низкими доходами поступает почти 64% от сбора за подакцизные продукты. Введение акциза ударило по рынку труда и реальному сектору: через год в стране закрылись 30 тыс. минимаркетов, а работу в магазинах и на производствах потеряли около 60 тыс. человек.
В Европе первой акциз на вредные продукты в 2011 году ввела Дания — в размере €2,15 с каждого килограмма масла, жирного мяса и пиццы. Однако спустя два года акциз отменили — из-за негативного влияния на уровень занятости и сокращения потребления таких продуктов.
Сколько приносит странам акциз на газировку
В 2018 году, когда к введению акциза на напитки с высоким содержанием сахара готовилась Великобритания, газета The Guardian изучила, сколько сбор приносит бюджетам стран, которые его уже ввели. Мексика собирала £880 млн ежегодно, Франция — £263 млн, Бельгия — £87 млн, Финляндия — £79 млн. Сама Великобритания планировала зарабатывать на «сладком налоге» £863 млн каждый год.
НДФЛ для иностранцев
Среди перспектив налоговой политики, о которых обещает подумать Минфин, — четыре корректировки НДФЛ, которым облагаются доходы от трудовой деятельности, а также доходы по вкладам и ценным бумагам. Первым пунктом Минфин предлагает уравнять налоговые ставки на доходы от трудовой деятельности для резидентов и нерезидентов России. У экспертов две интерпретации этой инициативы, детали которой пока не прописаны.
По мнению адвоката Forward Legal Павла Капустина, речь может идти о снижении ставки НДФЛ для иностранцев с действующих 30% (по общему правилу) до 13% (или 15% при превышении доходов над суммой 5 млн руб. в год), как у резидентов России. В этом случае налоговая нагрузка снизится для нерезидентов, которые не имели возможности работать по патентам в России. Правда, их меньшинство — основная часть трудовых мигрантов (в основном из стран Средней Азии) имеют патенты и платят налог с заработной платы по ставкам, установленным для резидентов РФ, то есть стандартные 13% (или 15%), поясняет Капустин.
В свою очередь, управляющий партнер юридической компании Niemands Legal Александр Баранов предположил, что речь идет не о снижении НДФЛ для нерезидента с 30 до 13% (или 15%), а о введении НДФЛ для иностранных работников российских организаций, работающих дистанционно за пределами России.
Налоги с доходов россиян, работающих дистанционно на территории другой страны, идут в бюджет той страны, где находится работник, объясняет коллизию Жарова. «Если трудовой договор предусматривает рабочее место в иностранном государстве, вознаграждение за выполнение трудовых обязанностей будет относиться к доходам от источников за пределами РФ и не является объектом обложения НДФЛ в России. Таким образом, работодатель (в целях интересов работника) может манипулировать определением рабочего места, выбирая государство, в котором ставка подоходного налога ниже», — поясняет она.
Какой бы из вариантов ни имело в виду Министерство финансов, уравнивание ставки НДФЛ выгодно для бюджета России, считают эксперты. «Уравнивание в налоговой нагрузке резидентов и нерезидентов поможет привлечь «интеллектуальный капитал» в Россию, и как следствие, повысить поступления в бюджет», — уверена Екатерина Жарова.
Корректировка налога на вклады
В блоке об изменениях в НДФЛ Минфин также предлагает уточнить правила начисления налога на процентный доход по депозитам физлиц на сумму больше 1 млн руб., который начал действовать с 2021 года. По задумке ведомства, неиспользованный налоговый вычет при расчете налога можно будет перенести на следующий год. Льгота будет актуальна для вкладов на небольшие суммы.
Сейчас из суммы процентного дохода по депозиту вычитается необлагаемая НДФЛ база, равная произведению 1 млн руб. и ключевой ставки Центробанка на 1 января года, за который уплачивается налог. К примеру, у вкладчика в начале 2021 года был открыт депозит на 1,5 млн руб. со ставкой 4,25% годовых, такой вклад принесет ему 65 тыс. руб. дохода в год. Чтобы рассчитать сумму НДФЛ, из 65 тыс. руб. нужно вычесть 42 500 руб. (1 млн руб., помноженный на ключевую ставку 4,25%, которая действовала на начало года) — получается налогооблагаемая база 22 500 руб., с которой нужно заплатить 13% налога, а именно 2925 руб. Фактические платежи по налогу за доходы 2021 года по таким вкладам придутся уже на 2022 год.
Однако могут возникнуть случаи, когда сумма налогового вычета выше, чем доходы по вкладу. Так может получиться, например, если ключевая ставка выше депозитной, а сумма вклада не сильно превышает планку 1 млн руб. Например, со вклада 1,1 млн руб. со ставкой 3,5% доход составил бы 39 124 руб., что ниже суммы налогового вычета 42 500 руб. Это означает, что вкладчику не нужно будет платить НДФЛ с доходов с такого вклада. Неиспользованный остаток льготы — 3376 руб. — по действующему регулированию теряется. Минфин предлагает предусмотреть возможность переноса такого остатка на следующий год для долгосрочных вкладов.
«Если произведение одного миллиона рублей и ключевой ставки Банка России за налоговый период больше, чем фактически полученные налогоплательщиком проценты, то соответствующий остаток в целях налогообложения не учитывается. Предлагается дополнительно проработать вопрос о переносе неиспользованного остатка на следующий налоговый период по вкладам со сроком действия более одного года», — говорится в документе. С введением нормы на использование остатка вкладчик сможет уменьшить сумму налога в следующем году, говорит Александр Баранов.
Отмена НДС и другие льготы для общепита: читайте обзор поправок в НК РФ
С января будущего года организации и ИП из сферы общественного питания получат сразу две налоговые льготы (введены Федеральным законом от 02.07.21 № 305-ФЗ). Во-первых, не будут платить НДС. Во-вторых, смогут применять пониженную ставку по страховым взносам при численности персонала свыше 250 человек. Но для получения льгот необходимо выполнить несколько условий. Каких именно, расскажем в статье.
Изменение критериев МСП для общепита
Эти критерии приведены в статье 4 Федерального закона от 24.07.07 № 209-ФЗ (далее — Закон № 209-ФЗ). К ним относятся:
Критерии субъектов малого и среднего бизнеса в 2021 году и ранее
Предельное значение за предшествующий календарный год:
Малые предприятия
Средние предприятия
по среднесписочной численности сотрудников
не более 100 чел. (микропредриятия — до 15 чел.)
от 101 до 250 чел. включительно (для легкой промышленности — до 1 000 чел.)
по выручке (без учета НДС)
не более 800 млн руб. (микропредприятия — не более 120 млн руб.)
не более 2 млрд руб.
С января 2022 года вступят в силу изменения в Закон № 209-ФЗ для сферы общественного питания. Лимит по среднесписочной численности для средних предприятий данной отрасли будет составлять от 101 человека до 1 500 человек включительно.
Кто относится к сфере общепита? Юрлица и ИП, которые в качестве основного вида деятельности указали код из класса 56 раздела I Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД 2). Этот код должен значиться в ЕГРЮЛ или ЕГРИП по состоянию на 1-е число месяца, в котором были внесены изменения в единый реестр субъектов МСП (новый п. 2.2 ст. 4 Закона № 209-ФЗ).
Отмена НДС
С начала 2022 года к операциям, не подлежащим обложению НДС, будут относиться услуги общепита в следующих заведениях: ресторанах, кафе, барах, предприятиях быстрого обслуживания. А также буфетах, кафетериях, столовых, закусочных, отделах кулинарии и иных аналогичных объектах. Плюс к этому от налога освобождено выездное обслуживание клиентов (см. « Рестораны и кафе освободят от НДС »).
Льгота по налогу полагается тем, у кого в предшествующем году были одновременно выполнены два условия:
Начиная с 2024 года, добавится еще одно условие. В предшествующем году среднемесячная величина выплат сотрудникам (по данным РСВ) не должна быть ниже региональной среднемесячной зарплаты по отрасли.
Как определить среднемесячную величину зарплаты? Сначала взять все выплаты по трудовым договорам за тот или иной месяц и разделить на количество работников, которым начислялись эти суммы. Найденные цифры сложить и разделить на число месяцев предшествующего года. Если нет данных за весь предшествующий год, нужно рассматривать данные за 9 месяцев (новый подп. 38 п. 3 ст. 149 НК РФ; ст. 10 комментируемого закона № 305-ФЗ).
ВНИМАНИЕ
Для цели освобождения от НДС не имеет значения, является ли деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков (класс 56 раздела 1 ОКВЭД2) основным видом бизнеса. Численность персонала тоже не играет роли.
Отдельные правила установлены для юрлиц и предпринимателей, созданных (зарегистрированных) в середине года. Алгоритм действий зависит от того, на какой год пришелся первый налоговый период. Если на 2022 или 2023 год, освобождение от НДС можно применять сразу, без учета каких-либо ограничений. Если на 2024 год или более поздний период, то отказаться от НДС разрешено с квартала, следующего за кварталом, в котором создана компания (зарегистрировано ИП). При этом необходимо, чтобы среднемесячная величина выплат сотрудникам (по данным РСВ) была не менее среднемесячной зарплаты по отрасли в субъекте РФ (новый подп. 38 п. 3 ст. 149 НК РФ).
ВАЖНО
Независимо от соблюдения перечисленных выше условий не могут претендовать на освобождение от НДС отделы кулинарии в предприятиях розничной торговли. Кроме того, льготу не получат организации и ИП, которые занимаются заготовительной или иной аналогичной деятельностью.
Пониженные ставки по взносам
В апреле 2020 года для всех субъектов МСП были введены особые правила расчета страховых взносов. К части зарплаты работника, не превышающей МРОТ, следовало применять обычные значения ставок. В отношении остальной части, превышающей МРОТ — пониженные значения: по пенсионным взносам 10%, по медицинским — 5%, по взносам «на больничные» — 0%. Этот алгоритм действует и для расчета взносов в 2021 году (см. « Малый бизнес может платить взносы по сниженной ставке и в 2021 году »).
С января 2022 года для средних предприятий из сферы общепита вводится новшество. Оно рассчитано на тех, у кого среднесписочная численность персонала за предшествующий календарный год составила от 251 человека до 1 500 человек. Такие компании и ИП вправе применять указанные выше пониженные тарифы по взносам.
Но есть условие: должны выполняться требования, установленные для освобождения от НДС. Таким образом, представители сферы общепита, которые в 2022 году не будут платить налог на добавленную стоимость, одновременно получат право на пониженные ставки по взносам.
В случае несоблюдения требований по освобождению от НДС организация (или ИП) теряет право на применение пониженных тарифов. В подобной ситуации взносы будут доначислены с начала того расчетного периода, в котором допущено несоответствие указанным требованиям (новый п. 13.1 ст. 427 НК РФ).