накрытый дастархан с едой
«Лучше один раз шыж-мыж…» Казахские традиции дастархана
Тот, кто бывал в Казахстане, знает, что значит для казаха дастархан. Место сбора всей семьи, возможность пообщаться с дорогим гостем, праздничный ритуал, обычный обед или ужин — все это дастархан, традиционный как для Азии, так и некоторых восточных стран
Потребление пищи у хлебосольных казахов имеет не столько плотское, сколько духовное значение. Современный дастархан богато сервирован и щедро уставлен яствами. Трудно поверить, что еще двести лет назад подобного изобилия на столе не было. Откуда у казахов обычай накрывать дастархан и как ведут себя у них за столом — узнавал портал «ЗаграNица».
Скатерть-самобранка
То, что европейцы называют среднеазиатским обеденным ритуалом, имеет и простое бытовое значение: казахский дастархан — это скатерть, которой накрывают стол для трапезы. Так или иначе, но у русской народной скатерти-самобранки и дастархана много общего. Но если первую видели только в сказках, богатое застолье для казахов — часть традиций. Не хлебом единым, но с хлебом и солью, говорят мудрецы. Без праздничного дастархана культура современных «кочевников» многое бы утратила. Каждая деталь, каждое блюдо и порядок его подачи имеют значение как в сервировке, так и употреблении в пищу.
Традиционный казахский дастархан — это стол квадратной или прямоугольной формы, высотой до 35 см, или же круглый (устел). Участники трапезы садятся на курпача — легких матрацах шириной до 80 см. Иногда дастарханы накрывают во дворе, на улице под навесом или в тени деревьев. Поэтому часто около дома обустраивают стационарные деревянные с резьбой (или сварные из металла) столы вместе с топчанами.
Фото: astana.kz
Большой той
Щедро убранный дастархан — дань традициям. По древней казахской легенде, однажды богатый, но жадный купец не захотел принять гостя. Земля поглотила его вместе с бесчисленными стадами скота и домом. С тех пор отказ от угощения путнику и скупость дастархана считаются в Казахстане неприемлемыми.
Добрый дедовский обычай особенно красив в деревнях, во время национальных и религиозных праздников. Той (пир) устраивают на большой поляне или в специально обустроенном для этого месте, а свою часть угощений выносит каждый дом, каждая семья. Плов, бешбармак готовят в одном большом котле на всю деревню и для гостей. Для этого специально возводят юрты, в которых обустраивают и кухню, и места отдыха для путников.
…нежели тысяча сиз-биз
Казахский дастархан и гость — понятия неразделимые. У казахов есть такая поговорка: «Лучше один шыж-мыж, нежели тысяча сіз-біз» (сиз-биз — обращение на «вы»). То есть для гостя лучше накрыть один раз дастархан, чем тысячу раз уважительно к нему обратиться.
Считается, что дружбу или деловое сотрудничество надо начинать с «дәм татысу» (угощения). Если сосед помог соседу материально или по хозяйству — в честь него обязательно устраивают дастархан. Все, что готовят для дорогого гостя и чем заведомо его будут угощать, — конагасы. Самому почетному гостю во время трапезы преподносят голову барана, и тот должен ее разделить среди присутствующих (причем каждый кусок от бараньей головы имеет свое значение).
По кругу
Интересно, что сервировка дастархана — дело заимствованное. Оседлость, постигшая кочевников в связи со сменой рода деятельности и развитием политических, социально-экономических вех бытия, привнесли в их кухню в буквальном смысле разнообразие. От других тюркских и восточных народов они взяли манеру собираться за столом, а равно и сервировать его посудой — железной, глиняной, деревянной, из кожи.
Еду нужно подавать только в целой и красивой посуде, уверены казахи. Например, во многих домах кумыс наливают в специальные чашки, расписанные серебром, — тенеге. А чай — в позолоченные кесе. Среди предметов дастархана присутствуют круглые и полукруглые формы — в честь луны и солнца. Таким же образом (по кругу) накладываются куски мяса, овощи, выпечка.
Фото: bsp-rest.ru
Скатертью дорога
Примечательно, что блюда и приборы на столе располагаются не пропорционально, а по секторам. Скатерть должна быть белой или светлой, с орнаментом (символизирует помыслы хозяев в отношении гостей, пожелания счастливой дороги путникам). Темные тона — моветон сервировки. Если стол с углами, концы скатерти обязаны прятать его ножки. Салфетки и прочая гигиеническая атрибутика застолья казахов — традиции недавние, европейские.
Во многих ресторанах национальной кухни сервировка дастархана производится по народным традициям (если того пожелает клиент). Обязательное сопровождение праздничной трапезы — музыка. У казахов множество застольных народных песен, восхваляющих щедрость хозяев и благодарящих за еду.
Дело табак
Праздничные блюда принято украшать. Так, традиционные для казахов сушеная дыня (кауншек) и тонкая колбаса (жоргем) завивались, выкладывались на блюдо в виде плетения с соблюдением узора. Рисунки в виде цветов и орнаментов наносились на хлебные изделия, для краски использовался сок ягод, чаще всего вишни.
Особым спросом пользовались блюда табак: большие обеденные миски, на которые выкладывали мясо, лепешки, сладости. Существовало 4 вида табака: малый, почетный, средний и большой (главный). На главный и почетный табак клали голову животного, обязательно берцовую кость туши. Мелкие куски мяса располагали на малом табаке.
Фото: livejournal.com
Традиции дастархана весьма почитаемы у казахов. Интересно, что «любовь к еде» не способствует тенденции повального ожирения населения. Причин этому несколько, уверены диетологи: во-первых, продукты в Казахстане экологически чистые, без содержания вредоносных компонентов и синтетики. Во-вторых, казахи физически активные: занимаются спортом, ведут здоровый способ жизни. В РК проживает почти тысяча долгожителей, возраст которых — около или более 100 лет.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Казахские кулинарные традиции
Открытость казахского народа нигде так не выражается, как в освященных временем традициях и обычаях гостеприимства и угощения гостя — дастархане.
Издавна у казахов существовал обычай обильно угощать гостя. Гостя садят на самое почетное место (торь).
Не подать руку человеку в трудную минуту, не сделать ему добро, не пустить на ночлег, не угостить его считалось позором. В народе бытовали сказния о скупых и щедрых хозяевах. В одной из таких сказок говорилось о том, как был поглощен землей скупец за то, что не пожелал принять гостя, а его богатство (бесчисленные стада скота) так и пропало безвести. Стремление к наживе и скупость привели в конце концов и другого богатого купца к тому, что он, проклятый людьми, превратился в волка и его заклевали хищные птицы.
Принимать любого путника из дальних краев или из близкого аула – древний дедовский обычай казахов, существующий до сих пор. «Хлеб-соль бери, правду расскажи»,– говорят в народе. При этом было принято не спрашивать гостя, кто он, откуда, друг или недруг, пока гость не утолит жажду и голод. Богат праздничный дастархан. В ауле, где проводился той (пир), ставили на лужайке юрты и готовили специально кумыс и шубат. Мясо варили в больших котлах — тайказанах, а число гостей не имело ограничении. Совершенно случайные путники могли заглянуть в аул, где проходил той, и получить угощение.
Конагасы — так называется угощение для гостя, которому хозяева предоставляли самые лакомые куски. Считается позорным, если гостю не был оказан почет. Гостя не отпускали, пока он не наедался.
На большой праздник существовал обычай приходить с подарком в виде еды, так называемым шашу. В подарок приносили иримшик, курт, баурсаки, сладости, печенье.
В старину в особо торжественных случаях, например, при рождении наследника, забивали белого верблюда и готовили из свежего мяса различные блюда. Существующая в народе поговорка «распоролся желудок белого верблюда» («ак туйешн карны жарылды»), видимо, связана с обычаями подобного рода.
Дастархан устраивался также в случае Уме салу – соседская помощь друг другу. Если не под силу, скажем, одному построить дом или нужно сделать это быстрее, собирали соседей, родственников, знакомых для оказания помощи. После окончания работы хозяин ставил обильное угощение. Перед дальней дорогой также собирали людей и угощали их (жол аяк). Если в ауле появлялась новая семья, она устраивала той для соседей (ерулик). Когда запасали мясо на зиму (со-ғым), то угощали старейших. Когда сын садился впервые на коня или в первый раз покидал родной аул, устраивали праздник токым қагар. Многие праздники у казахов были связаны с хозяйственными работами. Например, первый день на зимовье отмечали дастарханом жұрт майлар, начало жатвы – қырман майлар, окончание — сабан той, первый день дойки кобыл отмечали дастарханом бие бау и т. д.
До настоящего времени сохранился обычай в день убоя скота на согым (заготовка на зиму) приглашать в гости родственников, соседей и знакомых. При этом готовили любимое национальное мясное блюдо ет, которое в прошлом было гвоздем пира.
Обычаи дастархана.
Если вам доведется побывать в гостях за традиционным дастарханом, вы можете стать свидетелем древнего обычая. Хозяин дома преподносит самому уважаемому гостю приготовленную особым образом голову барана. Тот принимает ее и затем разделывает на части, которые делит между остальными гостями. При этом каждой части головы придается определенный смысл. Наделяя каждого гостя той или иной частью головы, почетный гость, которому поручено это дело, в шутливой форме сопровождает эту процедуру дружескими намеками и добрыми пожеланиями. Например, он отрезает уши (кулак) и подает их молодым мужчинам (юношам) с пожеланиями быть внимательными, нёбо (таңдай) – девушкам или молодым женщинам: от этого они якобы будут трудолюбивыми, красноречивыми. Таким образом почетный гость отрезает от головы мясо небольшими кусочками и раздает его остальным. Он может также передать голову сидящему справа, и тогда она переходит от одного гостя к другому. После этой процедуры большое блюдо с мясом и отваренными кусочками тонко раскатанного теста ставят посередине стола. Мясо принято подавать на стол вместе с костями. Здесь на виду у гостей хозяин начинает мелко крошить его, а ароматно пахнущие кости с небольшими кусочками оставшегося на них мяса раздает гостям. Здесь снова вступает в силу освященный временем и традициями порядок распределения лакомых костей: тазовые кости (жанбас) и голень (асык-жілік) дают почтенным, старшим по возрасту гостям, чтобы они съели мясо, грудинку (төсь) – невестке или зятю, шейный позвонок (мойын омыртқа) – замужним женщинам или девушкам.
Некоторым кускам мяса с костью придавалось особое значение. Например, трахею не давали девушкам, так как существовало поверье, что они могут остаться бесприданницами. Если угощали жениха при первом его посещении семьи невесты, ему давали грудинку.
По казахским обычаям считалось признаком дурного тона (нескромностью или бестактностью), если, например, при живом отце сыну давали голову, детям – мозг, девушкам – локтевую кость. В тарелку приемного сына непременно надо было класть мясо с большой берцовой костью.
Традиционным обеденным столом у казахов служил низкий круглый столик (устел), который застилали скатертью или клеенкой. Сидели на кошмах (войлочных подушках или покрывалах), на которые клали длинные не широкие ватные одеяла. Почетное место предоставлялось старшим, уважаемым гостям или хозяину. Разливала чай и подавала пищу чаще всего невестка, которая сидела около самовара.
Традиционный знак почета женщине, будущей матери, приготовление специального желаемого ею блюда. В блюдо для молодой женщины клали мясо с большой берцовой костью, грудинку, сычуг, женщине постарше – мясо с тазовой костью и другими частями. Невестке после свадебного обряда подавали – беташар табақ.
Сервировка дастархана.
В казахской традиционной кулинарии издавна было принято подавать еду в красивой посуде. Так, кумыс наливали в широкие миски, отделанные серебром, или в раскрашенные чашки. Мясо накладывали в посуду с широкими краями. Своеобразные кушанья – кауншек (сушеная дыня) и жоргем (тонкая кишка) сплетались различными узорами и формами. На поверхность хлебных изделий наносили рисунки цветов, раскрашивали соком вишен и различных ягод. Чай заваривали в чайниках, отделанных различными рисунками, подавали в красивых пиалах, кесе. В далекие времена из целого куста дерева казахи вытачивали блюда, табак, с плоским круглым дном. В них подавали чаще всего – мясо по-казахски. Для молочных напитков – кумыса или айрана – служили большие по размеру и более глубокие миски, тегене. Деревянные корытца – астау – предназначались для замешивания теста, но иногда в них подавали мясо. Разнообразными были деревянные ковши, ожау, которые нередко украшали серебром, костью и резьбой. В каждой семье имелись деревянные ложки, касык.
Из дерева мастера делали различные чашки, аяк, некоторые из них имели ручку, сапты-аяк. Из этих чашек пили кумыс, айран и другие напитки, позднее они были заменены пиалами. Для перевозки посуды делали войлочные или деревянные чехлы (аяккап). Для хранения продуктов, посуды и других вещей домашнего обихода применяли деревянные шкафы (кебеже), украшенные резьбой, росписью, серебром или костью. Из дерева также делали ведра, кадушки (кубі), ступы (келі) с пестами (піспек). Из металлической посуды в каждой семье был чугунный котел, казан, в котором готовилась пища. Казаны были разных размеров. Для кипячения чая употребляли медный или чугунный кувшин (кұмған), а у баев (самых зажиточных) имелись самовары.
На особом счету были большие обеденные блюда, табак. Их делали из дерева, обделывая различными узорами, края и дно. Позднее стали появляться металлические и стеклянные миски. В настоящее время табак, означает посуду с едой. Раньше под словом «табак» понималось дастархан (стол), шанырак (дом, хозяйство). Составлять табак приглашали знающих обычаи и традиции народа люди. Так, существовало четыре вида табака — главный, средний, почетный и малый. В один табак клали определенные части туши животного. В главном и почетном табаке обязательно должна была быть голова и мясо с тазовой костью, в среднем – мясо с большой берцовой костью, а иногда и тазовой, малый табак состоял из мяса других частей туши.
В большом разнообразии у казахов была представлена посуда и утварь из сыромятной кожи (көн). Самый большой по размеру был мешок из специально выработанной конской кожи – саба, его использовали для приготовления кумыса и масла. Форма его была конической: квадратное основание внизу постепенно переходило в узкую горловину, в отверстие которой вставляли деревянный пест, предназначенный для взбалтывания.
«Лучше один раз шыж-мыж…» Казахские традиции дастархана
Тот, кто бывал в Казахстане, знает, что значит для казаха дастархан. Место сбора всей семьи, возможность пообщаться с дорогим гостем, праздничный ритуал, обычный обед или ужин — все это дастархан, традиционный как для Азии, так и некоторых восточных стран
Потребление пищи у хлебосольных казахов имеет не столько плотское, сколько духовное значение. Современный дастархан богато сервирован и щедро уставлен яствами. Трудно поверить, что еще двести лет назад подобного изобилия на столе не было. Откуда у казахов обычай накрывать дастархан и как ведут себя у них за столом — узнавал портал «ЗаграNица».
Скатерть-самобранка
То, что европейцы называют среднеазиатским обеденным ритуалом, имеет и простое бытовое значение: казахский дастархан — это скатерть, которой накрывают стол для трапезы. Так или иначе, но у русской народной скатерти-самобранки и дастархана много общего. Но если первую видели только в сказках, богатое застолье для казахов — часть традиций. Не хлебом единым, но с хлебом и солью, говорят мудрецы. Без праздничного дастархана культура современных «кочевников» многое бы утратила. Каждая деталь, каждое блюдо и порядок его подачи имеют значение как в сервировке, так и употреблении в пищу. К примеру, начинать дастархан нужно с чая. А гостей усаживать на торь — самое почетное место.
Традиционный казахский дастархан — это стол квадратной или прямоугольной формы, высотой до 35 см, или же круглый (устел). Участники трапезы садятся на курпача — легких матрацах шириной до 80 см. Иногда дастарханы накрывают во дворе, на улице под навесом или в тени деревьев. Поэтому часто около дома обустраивают стационарные деревянные с резьбой (или сварные из металла) столы вместе с топчанами.
Фото: astana.kz
Большой той
Щедро убранный дастархан — дань традициям. По древней казахской легенде, однажды богатый, но жадный купец не захотел принять гостя. Земля поглотила его вместе с бесчисленными стадами скота и домом. С тех пор отказ от угощения путнику и скупость дастархана считаются в Казахстане неприемлемыми.
Добрый дедовский обычай особенно красив в деревнях, во время национальных и религиозных праздников. Той (пир) устраивают на большой поляне или в специально обустроенном для этого месте, а свою часть угощений выносит каждый дом, каждая семья. Плов, бешбармак готовят в одном большом котле на всю деревню и для гостей. Для этого специально возводят юрты, в которых обустраивают и кухню, и места отдыха для путников.
В 80-е годы я учился в одном из университетов Киева. Моими соседями по комнате были казахи — двое парней из Алматинской области, Мукамбет и Мирас. Запомнилась щедрость, с которой они готовили еду, как правило, «с запасом» — себе и на несколько человек, случайно зашедших в комнату друзей. Конечно, будничный студенческий дастархан был скромен в сравнении с тем, что устраивали родственники Мукамбета и Мираса, раз в год приезжавшие их проведать. Такого изобилия названий и блюд я не видел больше нигде! Удивлялся, как можно столько провезти с собой в самолете: коробки с лепешками, самсой, колбасой, казы, вяленой бараниной и кониной, куырдыком, овечьим сыром, сладостями, банки с кумысом и айраном. Помню, на 4-х конфорках ставили большую кастрюлю, и один из прибывших родственников готовил милапау (плов из мозгов). Гуляли всем общежитием…
…нежели тысяча сиз-биз
Казахский дастархан и гость — понятия неразделимые. У казахов есть такая поговорка: «Лучше один шыж-мыж, нежели тысяча сіз-біз» (сиз-биз — обращение на «вы»). То есть для гостя лучше накрыть один раз дастархан, чем тысячу раз уважительно к нему обратиться.
Считается, что дружбу или деловое сотрудничество надо начинать с «дәм татысу» (угощения). Если сосед помог соседу материально или по хозяйству — в честь него обязательно устраивают дастархан. Все, что готовят для дорогого гостя и чем заведомо его будут угощать, — конагасы. Самому почетному гостю во время трапезы преподносят голову барана, и тот должен ее разделить среди присутствующих (причем каждый кусок от бараньей головы имеет свое значение).
По кругу
Интересно, что сервировка дастархана — дело заимствованное. Оседлость, постигшая кочевников в связи со сменой рода деятельности и развитием политических, социально-экономических вех бытия, привнесли в их кухню в буквальном смысле разнообразие. От других тюркских и восточных народов они взяли манеру собираться за столом, а равно и сервировать его посудой — железной, глиняной, деревянной, из кожи.
Еду нужно подавать только в целой и красивой посуде, уверены казахи. Например, во многих домах кумыс наливают в специальные чашки, расписанные серебром, — тенеге. А чай — в позолоченные кесе. Среди предметов дастархана присутствуют круглые и полукруглые формы — в честь луны и солнца. Таким же образом (по кругу) накладываются куски мяса, овощи, выпечка.
Фото: bsp-rest.ru
Скатертью дорога
Примечательно, что блюда и приборы на столе располагаются не пропорционально, а по секторам. Скатерть должна быть белой или светлой, с орнаментом (символизирует помыслы хозяев в отношении гостей, пожелания счастливой дороги путникам). Темные тона — моветон сервировки. Если стол с углами, концы скатерти обязаны прятать его ножки. Салфетки и прочая гигиеническая атрибутика застолья казахов — традиции недавние, европейские.
Во многих ресторанах национальной кухни сервировка дастархана производится по народным традициям (если того пожелает клиент). Обязательное сопровождение праздничной трапезы — музыка. У казахов множество застольных народных песен, восхваляющих щедрость хозяев и благодарящих за еду.
Дело табак
Праздничные блюда принято украшать. Так, традиционные для казахов сушеная дыня (кауншек) и тонкая колбаса (жоргем) завивались, выкладывались на блюдо в виде плетения с соблюдением узора. Рисунки в виде цветов и орнаментов наносились на хлебные изделия, для краски использовался сок ягод, чаще всего вишни.
Особым спросом пользовались блюда табак: большие обеденные миски, на которые выкладывали мясо, лепешки, сладости. Существовало 4 вида табака: малый, почетный, средний и большой (главный). На главный и почетный табак клали голову животного, обязательно берцовую кость туши. Мелкие куски мяса располагали на малом табаке.
Фото: livejournal.com
Традиции дастархана весьма почитаемы у казахов. Интересно, что «любовь к еде» не способствует тенденции повального ожирения населения. Причин этому несколько, уверены диетологи: во-первых, продукты в Казахстане экологически чистые, без содержания вредоносных компонентов и синтетики. Во-вторых, казахи физически активные: занимаются спортом, ведут здоровый способ жизни. В РК проживает почти тысяча долгожителей, возраст которых — около или более 100 лет.
Гостеприимство казахов: традиции и обычаи
Гостеприимство казахов: Wikipedia
Гостеприимство казахов — нормы этикета или особенность культуры кочевого народа? Правила приема гостей характеризуют этнос казахской народности: для казахов отказать путнику в еде и крове считалось грехом. Знания о традициях и обычаях приема гостей помогут оценить богатство культуры казахстанцев.
Традиции приема гостей
Казахская культура щедра на традиции и обычаи. Среди прочего славится гостеприимство казахского народа. У казахов на протяжении веков формировалось особое отношение к путникам и приглашенным гостям. Их всегда встречали с распростертыми объятиями, особым радушием и щедрыми угощениями.
Казахский народ вел кочевой образ жизни, поэтому с пониманием и уважением относился к путешественникам. Таких людей всегда с радостью встречали в казахских юртах.
Традиция теплого приема гостей называется «конакасы». Казахи усаживали гостей в юрте на почетные места. Сразу же приступали к трапезе:
В старину такой радушный прием был обыденностью. Если хозяева не оказывали достойного почтения гостю, то сразу порицались обществом. Предки верили, что грех одного казаха падал на весь род. Поэтому казахский народ трепетно относится к традициям приема и строго чтит правила гостеприимства.
Казахская пословица о гостеприимстве: NUR.KZ
Традиции и обычаи казахского народа, связанные с приемом гостей, передаются из поколения в поколение. Издавна казахи с особым трепетом относились к этикету. Особое внимание уделяли приветствию гостей:
Гость, которого радушно приняли казахи, в ответ благодарил за теплый прием. Хозяин в конце застолья мог попросить пришедшего путника спеть песню или исполнить композицию на музыкальном инструменте. Как правило, гости исполняли импровизацию. Такая традиция называется «конаккаде».
Одаривание
Еще есть обряд «ат мінгізіп шапан жабу», который связан с особо важными и почетными гостями. Его суть — подарить посетившему дом коня или дорогой и изысканный чапан — халат, который сшит из верблюжьей шерсти и ситцевой подкладки.
Подарки не ограничивались лошадью и халатом. Хозяева дарили соболиную шубу, верблюда, саблю, персидский ковер и другие ценные вещи. Такая традиция уже называется «бес жаксы», что в переводе означает ‘пять ценных вещей’.
Гостеприимство казахов распространялось и на соседей, которые только переехали на новое место жительства. С давних времен сохранилась традиция «ерулик», связанная с приемом новоселов.
Их обязательно приглашали на ужин или обед, чтобы поближе познакомиться. Новичкам так было легче влиться в новое окружение. В современном мире эта традиция по-прежнему живет в семьях, которые проживают в многоквартирных домах.
Казахи — гостеприимный народ, о чем свидетельствуют такие обычаи:
Гостеприимство казахов: рассаживание за столом
Традиции казахского народа, описывающие гостеприимство, связаны с угощением гостя. Накрывали праздничный стол — дастархан. Во время застолья действовали определенные правила, как рассадить гостей.
Казахские традиции требуют, чтобы за столом хозяева располагали вошедших в дом в особом порядке. В этом деликатном вопросе учитывались такие факторы:
При рассаживании гостей соблюдали такие обычаи:
Гостя не принято было спрашивать о том, кто он, откуда, с какими намерениями пришел. Первым делом, пришедший в дом должен утолить жажду и голод, а только потом все вопросы.
Дастархан
Отличительные черты дастархана — щедрость и богатство. Той (пир) традиционно проводился в ауле:
К праздникам казахи готовились по-особенному. Было принято приходить в гости с вкусными подарками — «шашу». Это были баурсаки, сладости и печенье, курт, иримшик.
Гостеприимство казахов: YouTube/Скауты Великой Степи
Дастархан нередко проводили по случаю неприятных событий или трудных обстоятельств, в которые попали соседи. Проводили «уме салу» — предоставляли помощь соседям, если нужно было сделать что-то масштабное, например выстроить дом. Созывали родственников и знакомых, чтобы быстрее возвести жилье. После тяжелого труда хозяин угощал помощников.
Также есть и другие обычаи у казахов, связанные с пиршествами:
Дастархан накрывали на праздники, которые были приурочены к хозяйственным работами. Начало жатвы называлось «қырман майлар», а окончание — «сабан той». В первый день зимовья отмечали «жұрт майлар», а первый день дойки кобыл — «бие бау».
Таких праздников было много, но объединяло их одно — собирали родных, близких и всех желающих разделить с хозяевами праздничный настрой.
Пословицы о гостеприимстве
Казахская пословица: NUR.KZ
В казахской культуре нередко встречается негласный закон, по которому гостя приравнивают к посланнику Божьему. В древние времени тех, кто не соблюдал правила этикета и традиции гостеприимства, наказывали штрафами.
О гостеприимстве казахов расскажут пословицы, передающие глубокий посыл традиций:
Қонағыңнын алғысы алтыннан қымбат.
(Благодарность гостя твоего, дороже золотого подарка его).
Сыйлы қонағың келсе, итіне сүйек таста.
(Если пришел уважаемый гость, и собаке его кинь кость).
Қонақты сөзбен тойғыза алмайсын.
(Гость не будет сыт словами).
Қонақ келсе, ет пісер, ет піспесе, бет пісер.
(Когда гость приходит, мясо хозяин готовит, если мяса не имеет — лицо хозяина краснеет).
Қонағыңның алтынын алма, алғысын ал.
(Золото у гостя не прости, а лучше благодарность проси).
Благодаря культурному коду, казахов считают одним из самых дружелюбных и гостеприимных народов мира. Сегодня многие следуют культурным традициям предков. И это показывает связь поколений и почтение, с которым казахи относятся к своему культурном национальному наследию.
Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора