начать прикорм с каши без молока
Правила первого прикорма
Жанна Иосифовна Бабанова
Врач-педиатр, окончила Белорусский государственный медицинский университет по специальности «Педиатрия». Имеет большой опыт врачебной практики, эксперт в области детского питания, грудного вскармливания, питания беременных женщин и кормящих матерей.
Неоднократно участвовала в международных конференциях по педиатрии, детской диетологии, гастроэнтерологии и аллергологии. Участник съездов педиатров Беларуси, Конгрессов и съездов педиатров России, Конгрессов педиатров стран СНГ. Организатор и участник круглых столов и семинаров для молодых мам и пап по тематике грудного вскармливания, правильного питания ребенка раннего возраста, по уходу за ребенком первого года жизни. Автор многочисленных статей и публикаций для родителей по вопросам питания и ухода за детьми первого года жизни.
Правила первого прикорма
Малыши растут и взрослеют с каждым днем, и в определенный момент наступает период, когда молочного питания ему уже недостаточно и необходимо вводить прикорм.
Оптимально начинать вводить прикорм в период 4-6 месяцев. Если малыш на исключительно грудном вскармливании, не спешите вводить прикормы рано, т.к. это может снижать выработку грудного молока. Сроки и очередность введения прикормов необходимо согласовать с педиатром.
Существуют определенные признаки готовности ребенка к введению прикорма:
• угасание рефлекса к “выталкиванию” языком при хорошо скоординированном рефлексе проглатывания пищи;
• готовность ребенка к жеванию;
• состоявшееся или текущее прорезывание зубов;
• самостоятельное сидение или с небольшой поддержкой;
• умение выразить эмоциями и жестами отношение к пище;
• зрелость функций желудочно-кишечного тракта.
Основные правила введения прикорма:
• ребенок должен быть здоров. Нельзя вводить прикорм при острых заболеваниях, во время поездок, переездов, накануне прививки или сразу после нее в течение 3-5 дней;
• прикорм дают в начале кормления, а затем докармливают ребенка молочным питанием;
• начинают с маленьких объемов (1-2 чайных ложки), постепенно увеличивая объем в течение нескольких дней до возрастной нормы и, соответственно, уменьшая объем молочного питания в это кормление;
• новые продукты вводить в рацион ребенка в первой половине дня, чтобы Вы до вечера могли проследить первоначальную реакцию ребенка (состояние кожных покровов, пищеварение, аппетит и т.д.);
• новый вид прикорма можно вводить после полной адаптации к предыдущему. Два новых продукта вводить одновременно нельзя (и в т.ч. параллельно вводить новую молочную смесь и вводить новый прикорм).
Прикормы домашнего приготовления или детское питание промышленного производства?
Ведущие педиатры во всем мире рекомендуют именно питание промышленного производства, т.к. у них есть ряд неоспоримых преимуществ:
• протестированное сырье высокого качества и безопасное для малыша. Использование сортов, подходящих для детского питания (например, плоды с низкой кислотностью для предотвращения раздражения незрелой слизистой оболочки желудочно-кишечного тракта ребенка);
• гарантированная химическая и микробиологическая безопасность (соответствие СанПиНу, ГОСТ);
• гарантированный и стабильный химический состав, соответствующий возрастным особенностям метаболизма и пищеварения;
• консистенция и степень измельчения, соответствующая возрастным особенностям жевательного аппарата и пищеварительной системы ребенка;
Теперь поговорим о том, с каких прикормов нужно начинать.
С какого прикорма начинать?
В настоящее время в качестве первого прикорма ведущие педиатры рекомендуют так называемый энергетически плотный прикорм. Это связано с малым объемом желудка, чтобы при небольшом пищи она удовлетворяла потребности ребенка в пищевых веществах и энергии. Поэтому продукты прикорма должны иметь высокую энергетическую ценность (плотность) (более 70 ккал/100 мл) и высокое содержание нутриентов, поскольку их дают ребенку в ограниченном объеме.
Начните с безмолочных низкоаллергенных рецептур этих каш, имеющих в составе один вид крупы и витамины.
Предпочтительнее использовать готовое детское баночное питание. По степени измельчения пюре промышленного изготовления могут быть гомогенизированные для детей 4-6 месяцев; пюреобразные для детей от 6 до 9 месяцев; крупноизмельченные для детей от 9 до 12 месяцев.
И все же все дети индивидуальны, поэтому схема введения прикормов может меняться:
Как вводить прикорм?
В мире существует множество схем введения прикорма детям первого года жизни. Зависит это от национальных особенностей питания и доступности специализированного детского. Даже в нашей стране есть региональные особенности по рекомендациям от педиатров.
В этой статье будет предложен подход питерской школы педиатров пошагового введения прикорма, предложенный профессором Воронцовым И.М. с учётом современных позиций.
1 шаг – каша или пюре из надземных овощей
2 шаг – пюре из подземных овощей или каша
3 шаг – мясное пюре
4 шаг – масло растительное
5 шаг – кисломолочный продукт
6 шаг – сливочное масло
7 шаг – творог
8 шаг – желток яйца
9 шаг – рыбное пюре
10 шаг – фруктовое пюре
11 шаг – хлебобулочные изделия
Чтобы совершить первый шаг, ребенку необходимо быть готовым к нему.
Признаки готовности к введению первого прикорма:
Наличие только одного признака готовности не является основанием для ввода прикорма. При наличии всех признаков следует начать вводить прикорм. При наличии нескольких, получить совет у педиатра.
После решения ввести прикорм следует выбрать первый продукт. Сначала определяемся с типом. Это может быть каша или овощ.
Основания для первого прикорма кашей:
Основания для первого прикорма овощами:
Нецелесообразно начинать с молочных продуктов и фруктов из-за высокого риска аллергии, пищевой непереносимости и нарушений пищевого поведения.
После выбора типа продукта определяем вид и форму.
Каши для первого прикорма: гречневая, кукурузная, рисовая
Форма: жидкая, безмолочная, без добавок, гипоаллергенная
Приготовление: на грудном молоке или основной смеси
Овощи для первого прикорма: кабачок, капуста цветная, капуста брокколи, тыква
Форма: пюре без добавок, гипоаллергенное
Выберите только один продукт по типу, виду и форме. Например, гречневая гипоаллергенная каша на грудном молоке.
Согласно современным требованиям к безопасности детского питания предпочтение отдаётся специализированным продуктам: «коробкам» и «банкам» с указаниями «гипоаллергенно» и/или «для первого прикорма». Изучайте состав, чтобы ничего другого, кроме овоща или крупы не было. Тем не менее, если родители уверены в качестве и безопасности тех продуктов, что едят сами, то допустимо использовать их для приготовления детского питания в домашних условиях.
Далее выбираем время когда даем первый прикорм. Обычно это после первой прогулки или продолжительного ночного/дневного сна без кормления. Стратегически помним, что каши дают на завтрак, а овощи на обед.
Затем определяемся с посудой, нужны индивидуальные две ложки и тарелка. Помните о безопасности и приобретайте качественную детскую посуду. Не кормите детей прямо из банок и иных упаковок для детского питания. Это формирует неправильное пищевое поведение, ведь сами вы едите с тарелки. Вручите во время кормления ребенку его ложку и позвольте подражать действиям взрослых за столом. Обязательно кушайте одновременно с ребенком, чтобы он закреплял свой пищевой интерес.
Блюдо прикорма готовим непосредственно перед кормлением. Количество не больше 150 грамм. Температура должна быть не выше температуры тела, а густота такая, чтобы не стекало с ложки при наклоне. Ребёнок снимает пищу с ложки губами и само собой почти сразу глотает.
В первый день дайте одну-две ложки для оценки первичного навыка и переносимости. Затем докормите основным питанием – грудным молоком или смесью. Приготовленный прикорм не храните до завтра.
На следующий день примерно в то же время предложите съесть в два раза больше, то есть две-четыре ложки. И каждый день увеличивайте в два раза предыдущий объём порции в тарелке. Ребёнок не обязан съесть всё, мы лишь предлагаем всё большие порции новой еды.
При вводе прикорма оцениваете следующие моменты:
При появлении отклонений от привычного состояния, позвоните педиатру или обратитесь на приём, временно остановив ввод прикорма.
При достижении предлагаемого объёма 150 грамм ввод первого прикорма можно считать состоявшимся.
Очень важный момент – речь идет о предлагаемом объеме питания, а не о съедаемом. Если ребенок из 150 грамм съест несколько ложек, то не нужно пытаться заставить съесть остальное.
Если хочется разнообразить блюдо первого прикорма, то новый продукт добавляем к введенному. Например, перед гречневой кашей предлагаем 2-4 ложки рисовой. На следующий день 4-8 ложек. И так далее до объёма 150 грамм. При этом количество гречневой будет уменьшаться, чтобы не увеличивать порцию.
Если разнообразие не очень важно, а хочется чаще кормить, то переходим ко второму шагу.
Второй шаг совершается по тем же принципам, что и первый. Формируем второй приём пищи. Выбираем другое время для приема пищи и другой продукт. Если первым вводили кашу на завтрак, то вводим овощное пюре на обед. Если первым вводили овощное пюре, то вводим кашу на завтрак или пюре из подземных овощей: картофель, свекла, морковь. Обратите внимание, что подземные овощи не заменяют надземные, но вполне могут заменить кашу.
Если на момент второго шага ребенку исполняется 7 месяцев, то ему предлагаем не более 170 грамм на прием. Съедать он может как все 170, так и 10 грамм. В этом нет ничего особенного. Наша задача – предлагать прикорм, а не заставить его съедать.
Если хочется разнообразия второго приема пищи, то далее предлагаем новые каши или новые овощи из перечисленных 10 продуктов (рис, гречка, кукуруза, кабачок, капуста цветная, капуста брокколи, тыква, картофель, свекла, морковь).
Если хочется быстрее накормить мясом, то переходим к третьему шагу. Добавляем к овощному пюре на обед мясное.
Вид мяса для первого знакомства, одно из трех самых гипоаллергенных: кролик, индейка, конина
Форма подачи: мясное пюре.
Приготовление: детские консервы или самостоятельно сваренное и протертое по старинке через сито (пропущенное в современном мире через самый крутой блендер).
Доводим до соотношения к овощному 1:3. Например, если овощного пюре ребенок ест 150 грамм, то мясного можем положить не более 50 грамм.
И снова, если хотим разного мяса, то после ввода одного, пробуем следующее из перечисленной выше тройки.
Если хочется разнообразия овощей и каш, то на четвертом шаге можем вполне этим заняться. Добавка растительного масла как раз производится вместе с вводом новых каш и овощей для формирования третьего приёма пищи. Масло выбираем то, которое любят папа с мамой. Подсолнечное, оливковое или рапсовое – не важно. Количество – не более чайной ложки на порцию каши или овощного пюре.
Напоминаю, что к этому шагу у нас есть завтрак и обед. Теперь можно озадачиться ужином. Принцип выбора всё тот же, что и для первого прикорма. Если ребёнку к этому шагу исполнилось 8 месяцев, то можем предлагать злаковые каши: овсянка, пшеничная, перловая. Если ещё не исполнилось, то пшенка. Из овощей можем предлагать помидоры, огурцы, сладкий перец, капусту белокочанную или брюссельскую.
С 8 месяцев в тарелку можно положить уже до 180 грамм овощей/каши. И это уже не пюре и жидкие каши, а блендированные овощи и густые каши для формирования начала жевания. А на обед варить суп с кусочками разваренных овощей и с добавкой нового мяса: свинина нежирная или мясо поросенка, говядина, курица.
С этого момента ребенок знакомится с аллергенными в нашем регионе продуктами и готов к пятому шагу. Это время кисломолочного прикорма.
Для детей на искусственном вскармливании это может быть кисломолочная смесь. Ребенок должен быть не младше 8 месяцев и учиться пить из чашки/поильника для ввода кефира или йогурта. Обычно эти продукты предлагаются на полдник или второй ужин в зависимости от режима конкретного ребенка.
Молочные продукты можно покупать готовые или готовить сами с помощью заквасок.
Помним, что начинаем с 1-2 чайных ложек и увеличиваем каждый день в два раза как каши/овощи. Количество конечного предлагаемого жидкого кисломолочного продукта не должно быть более 200 мл.
Если молочный прикорм прошёл без аллергии, то можем каши готовить на молоке и добавить сливочное масло, не более чайной ложки на порцию 200 грамм с 9 месяцев. Это шестой шаг, на котором можно пробовать новые каши и их сочетания. Или шагать дальше.
Седьмой шаг знакомит ребёнка с творогом. Покупаем в магазине детский или готовим сами с помощью заквасок. Такие можно давать ежедневно. Осаждённый хлоридом кальция или покупной, без маркировки «детский» из магазина, можем давать через один-два дня.
Время для творога – второй завтрак или полдник. Увеличиваем так же медленно, как мясо – по 1-2 чайных ложки в день. Максимальное количество предлагаемого – не более 50 грамм. А съедаемого, как и всегда, по аппетиту малыша.
На восьмом шаге вводим ещё один аллергенный продукт – желток яйца. Используем те, что ест семья – куриное или перепелиное, а может индюшки или цесарки – не имеет значения. Начинаем с 1/4 куриного (индюшки, цесарки) или 1/2 перепелиного. Добавляем к готовым блюдам из овощей или просто вприкуску на обед. Давать можно ежедневно в течение 10-14 дней, оценивая реакцию. Если она не возникла, то можно либо расширять ассортимент каш, овощей, мяса, либо шагать дальше.
Девятый шаг знакомит с рыбой. Если семья её не ест, то можно и пропустить. Если ест, выбираем сначала белую и даём вместо мясного пюре два раза в неделю. Соотношение к овощам 1:4. То есть, если овощей едим уже 200 грамм с 9 месяцев, то рыбы можно положить не более 50 грамм.
Не требуется медленного увеличения продукта, так как реакции не зависят от количества, а организм после ввода мяса рыбу переварит уже хорошо. Если реакции за две недели знакомства не возникло, то можно предложить красную в следующие две недели. Или шагать дальше.
Десятый шаг – фрукты. Да, время для них пришло только сейчас, поскольку это самый вкусный продукт. А вкусное даётся на десерт или второй завтрак. Для первого знакомства выбираем: яблоко, грушу, банан.Количество с 1-2 чайных ложек, но после уже введенных блюд прикорма, увеличивая ежедневно в два раза.
Форма: пюре, протертые фрукты, ниблер, компот.
Время для того чтобы предложить ребенку фрукты: второй завтрак, как десерт на обед или ужин, полдник с творогом.
Максимальное количество на прием определяется количеством месяцев, умноженным на десять. То есть, в 9 месяцев это 90 мл компота или 90 грамм пюре. Число приемов в пищу фруктов может доходить и до пяти, но не вместо каши, овощей, мяса и молочного, а именно в качестве десерта.
Не стоит использовать компоты в качестве питья между приемами пищи. Не нужно использовать фрукты в качестве перекуса между приемами пищи. Содержащиеся в них простые сахара меняют пищевое поведение детей, а так же угрожают развитием кариеса.
На текущий момент признано нецелесообразным использование в питании детей первого года жизни фруктовых соков. В качестве питья между основными приемами пищи используйте воду или просто дайте грудь.
На ввод одного фрукта 7-10 дней, затем предлагаем следующий, если хотим разнообразия. Можно уже предлагать фрукты кусочками для формирования навыков откусывания и продолжения жевания. Или шагаем дальше.
Одиннадцатый шаг знакомит с последним аллергеном и самым распространенным продуктом в нашем регионе – пшеницей. Выбор здесь огромный, но сначала предложим хлебобулочное изделие в качестве добавки к нашим пяти приемам пищи: хлеб, сухари, сушки, простое печенье. Количество не более 5-10 грамм на прием. Число приемов тоже может доходить и до пяти.
Реакцию оцениваем две недели, затем можем разнообразить или начать вводить все остальные изделия из пшеницы, которые любят папа с мамой.
На этом шаги прикорма заканчиваются и все новые продукты просто добавляются к имеющимся один раз в 7-10 дней.
Ребенок питается по режиму
завтрак: молочная каша+масло+компот
2 завтрак: фрукты и йогурт/кефир
обед: овощи+мясо+масло+желток+хлеб+/-компот
полдник: фрукты и творог+сушка/печенье
ужин: овощи+/-рыба +хлеб+/-фрукты
Ребенок продолжает получать грудное молоко так, как удобно маме. На искусственном вскармливании происходит полная замена бутылочки и перевод на питье смеси из чашки.
Все возникающие проблемы питания обсудите с Вашим педиатром.
Прикорм кашами: с какой начинать и как вводить
Как вводить кашу в прикорм
Согласно рекомендациям Союза педиатров России, вводить прикорм рекомендуется в диапазоне 4–6 месяцев. В это время растущему организму с каждой неделей требуется все больше витаминов и минералов. А вот более позднее введение прикорма может стать причиной выраженного дефицита необходимых микронутриентов. Кроме того, ферментная система желудочно-кишечного тракта малыша к этому возрасту уже готова к принятию новой пищи, а сам он начинает демонстрировать интерес к продуктам питания.
Расширение детского меню помогает обеспечить активно растущий организм множеством полезных веществ, потребность в которых уже не может покрыть мамино молоко или адаптированная смесь. Также прикорм способствует формированию вкуса, овладению навыком жевания и элементарно удовлетворяет любопытство крохи, который уже активно интересуется тем, что едят родители. Почти все специалисты сходятся во мнении о том, что одним из идеально подходящих вариантов первой взрослой пищи для ребенка являются каши. Различные крупы могут оказывать благотворное влияние на пищеварительную систему малыша и служить ценным дополнительным источником витаминов, минеральных веществ и энергии, необходимых для гармоничного развития органов и систем организма грудничка.
Какую кашу лучше вводить для первого прикорма
ВАЖНО! Каши в целом – это легкоусвояемый продукт, который является ценным источником углеводов, богат витаминами и минеральными веществами, растительным белком и клетчаткой. Примерно с 5–6-месячного возраста, когда малыш перестает наедаться привычной пищей (грудным молоком или смесью), прикорм из круп помогает обеспечить его организму возросшую потребность в питательных веществах и энергии.
При этом каждая каша обладает своими свойствами.
Гречневая. Именно с нее советуют начать самый первый прикорм кашами. Организму крохи, в котором еще недостаточно сформировались пищеварительные ферменты, может быть легче ее усвоить. Гречка богата белком, магнием, витаминами группы В. В ней очень много железа, поэтому такое блюдо иногда рекомендуют при анемии. Также продукт обладает способностью стимулировать работу ЖКТ.
Рисовая. Хорошо подходит недоношенным деткам и тем, кто медленно набирает вес. Крупа богата пищевыми волокнами и обладает приятным вкусом, который приходится по нраву большинству малышей. В рисе сравнительно мало растительных белков, благодаря чему он неплохо усваивается. Каша из такой крупы может помочь детям с неустойчивым стулом. Однако при наличии частых запоров, первой лучше вводить в прикорм гречку.
Кукурузная. Эта крупа обладает не меньшей ценностью, чем другие крупы. Такая кашка – настоящий кладезь растительного белка, минеральных веществ и клетчатки. Специалисты считают, что правильно вводить ее в прикорм после того, как ребенок познакомился с гречкой и рисом.
Когда лучше вводить каши и в какой последовательности
Включать блюда из круп в рацион ребенка рекомендуется спустя 3–4 недели после того, как он уже познакомился с первым прикормом, овощами, и полностью привык к ним. Но иногда каши могут им предшествовать. Например, педиатр может назначить этот продукт, если малыш недостаточно набирает в весе, имеет проблемы со стулом (со склонностью к разжижению). В любом случае лучше придерживаться определенной последовательности введения кашек в детское меню, о которой расскажет педиатр.
Видео: С чего начинать прикорм
Автор: врач-педиатр, к.м.н. Комаровский Е.О.
6–7 месяцев. Какую кашу нужно ввести первой? Для начала можно познакомить кроху с безглютеновой кашкой: гречневой, рисовой, кукурузной. Глютен – клейковина растительного белка, которая может спровоцировать у детей первого полугодия жизни (и даже чуть дольше) трудности с перевариванием блюда. Связано это с недостаточной выработкой в ЖКТ крохи фермента пептидазы, необходимого для нормальной переработки глютена. Последствиями этого могут стать вздутие и боли в животике, повышенное газообразование. В очень редких случаях встречается целиакия. Это наследственное заболевание, которое выражается в непереносимости организмом глютена на протяжении всей жизни. Первые каши для деток должны непременно быть безмолочными и монокомпонентными, состоящими из одного вида крупы. В них не должно содержаться никаких дополнительных компонентов (соли, сахара, меда, фруктовых, ягодных, сливочных наполнителей).
7–8 месяцев. Добавьте в рацион крохи овсянку в качестве нового продукта. Если организм ребенка хорошо переносит уже знакомые кашки, комбинируйте разные виды круп между собой. По-прежнему не рекомендуется варить блюдо на коровьем молоке. В этом возрасте можно пробовать добавлять в кашу топинг, например яблочное пюре.
9–10 месяцев. В этом возрасте можно предложить малышу пшеничную, ячменную кашку. Крупы также можно использовать как гарнир, смешивая с овощным, мясным прикормом, а также в качестве одного из компонентов легкого детского супчика.
С 12 месяцев. С года, но не раньше рекомендуется вводить молочные каши, сваренные на цельном коровьем молоке. При условии, что у крохи нет аллергии на этот продукт. Также в этом возрасте уже можно предложить малышу попробовать манную кашу.
Основные правила введения каш в меню малыша
1. Чтобы ребенку легче далось привыкание к новому продукту и консистенции блюда, на первых порах готовьте достаточно жидкую кашу. Для этого на 100 г воды потребуется 5 г крупы.
2. Если продукт переносится нормально и крохе нравится его кушать, спустя 7–10 дней можно делать более густую концентрацию – на 100 г воды добавлять 10 г крупы.
3. Предлагать кашки малышу нужно с ложечки. В ряде ситуаций по показаниям врача, например если кроха болеет или ослаблен, используется бутылочка со специальной соской.
4. Лучшее время для знакомства с кашами – завтрак. Благодаря этому в течение дня вы сможете понаблюдать за состоянием здоровья малыша. Также будет легче выявить аллергическую реакцию и сразу принять необходимые меры. Утром активнее всего работает ЖКТ и выделяются ферменты, способствующие перевариванию пищи и усваиванию из нее веществ.
5. После прикорма кашей, пока еще ее количество не достигло нормативного значения порции, докармливайте ребенка грудью или адаптированной молочной смесью.
6. Ведите пищевой дневник, фиксируя в нем виды прикорма, размеры порций и реакции детского организма на новую пищу, если таковые будут (колики, расстройство желудка, прибавка в весе и пр.).
7. Между знакомством с двумя новыми кашками должно пройти порядка 3 недель. Это позволит крохе как следует адаптироваться к продукту, а вам – проконтролировать, как на него реагирует детский организм.
8. Объем разовой порции каши должен постепенно увеличиваться по мере взросления малыша. Ориентировочные показатели составляют: 160–170 мл в 7–8 месяцев, 170–180 мл в 8–9 месяцев. Начиная с 9 месяцев уже можно переходить на полную замену одного кормления прикормом в количестве 200 мл.
Наглядно, как вводить кашу в прикорм по дням, показано в таблице: