начальник стал меня избегать
Что делать, если начальник от вас отдалился: восемь советов
Что делать, если начальник от вас дистанцировался, стал держать вас на расстоянии. Вместо привычного «ты» просит обращаться на «вы» и по имени-отчеству, переехал в отдельный кабинет и посадил на входе секретаршу. Эксперты дают восемь советов, как вести себя с боссом, который внезапно отдалился.
1. Напрягите память
Напрягите память, откройте записные книжки и найдите тот момент, когда руководитель изменил свое отношение к вам. Вспомните, что происходило в это время. Вы вели какой-то проект и не сдали его вовремя? Вы позволили себе несколько недвусмысленных шуток по поводу его отношений с женой и любовницей? Вы заняли его место на парковке? Может обнаружиться, что ваши действия, которым вы не придаете значения, оказались для вашего босса раздражающим фактором. Тогда холодность — его способ дать вам понять, что он недоволен вами. Это подвид обратной связи, некоторые руководители используют его перед тем, как начать устно высказывать претензии.
2. Найдите ошибку
Наиболее вероятная причина охлаждения начальника — ваш промах. Возможно, вы уделяете недостаточно внимания какому-то важному направлению своей деятельности. К примеру, наняли промоутеров для рекламы услуг компании, но не проследили за тем, что они говорят прохожим. Обязательно посмотрите, все ли дела вы выполнили в срок. Может быть, шеф давал вам задание, о котором вы попросту позабыли? Иногда возникают ситуации, когда руководитель поручает вам одно и то же уже три раза — и все три раза вы пропускаете его слова мимо ушей. Даже если задание было не слишком важным (иначе босс давно бы раздраженно напомнил вам о сроках), сам факт того, что к его поручениям относятся столь легкомысленно, мог вызвать у начальника сильное недовольство. Неудивительно, что он несколько разочаровался в вас и решил держать себя с вами построже.
3. Посмотритесь в зеркало
Отчуждение может быть вызвано вашим внешним видом или вашими манерами. Возможно, ваш новый пирсинг в брови или слишком откровенная блузка не соответствуют представлениям шефа о том, как надо выглядеть. То, что вы посчитали отличным весенним нарядом, он считает вульгарным, но тактичность не позволяет сообщить вам об этом. Тогда достаточно начать одеваться более официально и последить за своими манерами и поведением. Иногда одного этого бывает достаточно, чтобы снять раздражение начальника.
4. Отрепетируйте разговор
Не стоит приходить в кабинет шефа со словами «Нам нужно серьезно поговорить». Если шеф недоволен и холоден, после такого вступления никакой беседы вообще не будет. Лучше дождитесь случая, когда вы будете обсуждать с начальником текущие дела, выполнение плана или отчет, и уже тогда в конце рабочей беседы спросите, почему он изменил отношение к вам. Так, в рабочем порядке, ему будет проще объяснить причины своего недовольства вами.
5. Попросите прощения
Обнаружив, что именно вы сделали не так, не тяните время, а подойдите к начальнику и извинитесь. Это растопит лед. Руководитель не будет держать на вас зла, если вы осознаете свой промах и скажете ему об этом. Скорее всего, после этого вы вновь будете общаться на равных и забудете про обращение на «вы» и необходимость согласовывать свой визит с его секретаршей.
6. Сохраняйте спокойствие
Причина может быть не в вас, а в самом начальнике. Например, он крайне недоволен положением дел в компании, переживает за ее будущее и испытывает сейчас постоянный стресс. Некоторые руководители при этом становятся раздражительными и не скупятся на резкие слова в адрес подчиненных, другие, наоборот, дистанцируются от всех. В такие моменты им просто не до подчиненных, все силы они направляют на решение сложных проблем. То есть холодный тон шефа никак не связан с вами, это не более чем озабоченность совсем другими вещами.
7. Играйте по новым правилам
Возможно, ваш начальник получил распоряжение от руководства компании сменить свой демократичный стиль управления на более официальный. Возможно, он стал использовать дистанцирование как метод манипуляции. Есть термин «мексиканский душ» — это когда руководитель то отдаляет, то приближает к себе сотрудника. Делает он это, чтобы держать работника в тонусе, дабы тот старался угодить начальнику и добиться его хорошего отношения. В этом случае лучше всего подстроиться под новое поведение начальника и не пытаться вернуть все как было.
8. Подыскивайте новую работу
Возможно, то, что начальник дистанцировался, объясняется тем, что вас собираются уволить, а любые карательные санкции проще осуществлять, если отношения между руководителем и подчиненным строго официальные. Начинайте просматривать вакансии, но не афишируйте этого. Хочешь мира — готовься к войне: в этом случае данный принцип более чем уместен. Возможно, никто не собирается вас сокращать, но подстраховаться не помешает.
6 признаков, что начальник вас недолюбливает (и что с этим делать)
На какие действия и поступки руководителя следует обратить внимание, чтобы понять, что он недоволен вами или вашим стилем работы. И несколько советов, как это исправить.
Не очень хорошие отношения с начальником существенно портят нервы, негативно влияют на результаты труда и мешают продвижению по службе. Какое поведение, слова и поступки шефа могут намекать, что вы лично или ваш стиль работы ему не по душе? Work.ua не только попытался разобраться в этом, но и собрал несколько советов, что делать.
1. Вы стали «микроподчиненным»
Микроменеджмент — стиль управления, который отличается особым контролем за выполнением задач сотрудников, а также навязыванием руководителем своего мнения подчиненным. Он имеет много недостатков, но некоторые управленцы предпочитают именно его.
Если такой метод очень уж активно применяют к вам, это свидетельствует, что качество вашей работы не устраивает и вызывает сомнения.
2. Начальник вас игнорирует
А это совсем другая история. Руководитель избегает встречи или контактов с вами? Это может указывать на то, что общаться с вами ему не очень хочется. Например, вы стали замечать, что он игнорирует ваши сообщения в рабочем чате, регулярно отменяет встречи с вами или обращается только, чтобы дать поручение или сделать выговор.
Да и в целом начальник не тратит на вас много времени и слов: на вопрос во время неформального общения «Как дела?» всегда ограничивается коротким «Хорошо», не пытается даже из вежливости поддержать беседу, а деловые письма никогда не начинает приветственными словами — сразу переходит к делу.
3. Шеф постоянно хочет вас на чем-то подловить
Свидетельством того, что начальник не является вашим поклонником, может быть и такой маркер — он задает слишком много хитрых вопросов о том, что вы делаете и как, вроде пытаясь поймать на лжи или разоблачить какой-то промах. Например, как вы распоряжаетесь своим временем, сколько часов заняло выполнение той или иной задачи либо проекта в целом, почему так много, почему так мало и тому подобное. Может быть, шеф вам просто не доверяет, а без доверия, как известно, невозможно построить хорошие отношения.
4. Вас не принимают во внимание при назначении важных задач
Если руководитель интересуется вашим мнением, регулярно хвалит и позволяет развиваться и расти, это показывает, что вы ему нравитесь как специалист. И наоборот, если вам постоянно поручают рутинные задачи и никогда не предлагают больших обязанностей или новых задач, вероятно, ваш начальник не считает, что вы этого достойны.
Когда же вы сами предлагаете что-то или пытаетесь взять на себя ответственность, то шеф постоянно спорит и отвергает все предложения. Это тоже достаточно красноречиво свидетельствует о том, что он не слишком вас уважает.
5. Босс избегает зрительного контакта и не улыбается, когда вы рядом
Язык тела говорит о многом. Неблагосклонное отношение к вам показывают и такие действия: руководитель закатывает глаза, когда видит вас, принимает отстраненную позу, скрещивает руки на груди, не отрывается от монитора, когда вы обращаетесь. Для него проще отводить взгляд и избегать вашего общества, чтобы не выдать раздражения или неприязни.
6. С другими начальник ведет себя иначе
Часто бывает, что руководитель выбирает себе такой стиль руководства и относится с суровостью ко всем без исключения сотрудников. Но если вы чувствуете особое отношение — постоянное недовольство, замечания, нарушение личных границ — то тут что-то не так. Но прежде чем «ставить диагнозы», проанализируйте, беспочвенны ли эти придирки.
Что можно сделать
Действительно, некоторые могут почувствовать беспомощность и разочарование в себе, когда оказывается, что начальник их не недолюбливает. Такое открытие способно вызвать стресс и негативно повлиять на дальнейшие рабочие отношения. Но не все так плохо, главное — разобраться в ситуации.
Иногда очень трудно понять, что же является причиной неприязненного отношения, а что направлено на улучшение работы. В любом случае не стоит акцентировать внимание на малейших признаках негатива и делать необоснованные выводы. Помните — каждая ситуация индивидуальна, старайтесь объективно оценивать происходящее, не молчите, когда что-то напрягает и мешает двигаться вперед.
Начальник вдруг стал держать со мной дистанцию
Я на работе перешла в другой отдел. Даже в другое подразделение, сменив адрес офиса. Переходила плавно, с будущим начальником познакомилась заранее, он стал начальником, когда меня взяли, я как бы заняла его место, а он стал начальником. И нас посадили вдвоём в кабинете.
Знаю, что он интересуется иногда тихонько невзначай симпатичными девушками, спрашивает у общих знакомых не замужем ли, есть ли парень. Иногда ходит с ними на обед, но дальше не заходит у них.Мне как то говорил (в контексте разговора, что дома то его никто не ждёт). Вообще по дружески он много флиртует и иногда пошло шутит с другими. Он красивый парень, он я думаю знает это. Но у него даже девушки нет. Есть мама и друзья.Пока я носила обычную одежду мы много общались, делились разной личной инфой, он сам охотно инициировал болтовню в кабинете. Ну скучно же, вдвоём. Всегда весело всегда с улыбкой.Я вскользь часто упоминала мужа, даже как то фотку ему показала, в контексте беседы, он знал что у нас все ок.
Ну беседы были расслабленными, мог показать парфюм который купил, мы могли в кабинете что то собрать вместе ставить и наряжать ёлку помогал ), хвалил меня, мог сказать: купил кофту колется, потрогай какая колючая. Тянет руку, я трогаю. Ну, в общем обо всем по-простому. Я ещё то сувенир ему привезу из поездки, то что он любит (сладости), то конфет принесу, которые ребёнок уже дома есть не мог, угощу, он обожает сладкое. С праздниками поздравляю по вацапу. Ну я старалась создать комфортную атмосферу чтоб удобно было мне работать, расположить к себе мягко и ненавязчиво.
Потом я стала краситься, делать красивый макияж глаз, сменила очки на линзы, часто стала ловить его взгляд (сидим напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки). Стала приходить не в джинсах, а в платье. Каблуки надела. У меня рост высокий, худая, это заметно сразу. Как то стою в коридоре он мимо идёт, я стояла по своим делам, ждала женщину, он остановился, взглянул (ну как то замедлил шаг, улыбнулся, пошёл дальше), ну я тогда не придала вообще значения.
Что делать, если вы не нравитесь начальнику
Если ваши отношения с начальником не заладились, не накручивайте себя. Лучше остановитесь и подумайте, что происходит на самом деле и откуда взялось напряжение в ваших отношениях. Только разобравшись в этом, вы сможете построить план и все исправить.
1. Завоевать доверие. Может быть, начальник вам просто не доверяет. Самый очевидный признак: вам дают более простые задания, чем вашим коллегам того же уровня. Менее явные симптомы: руководитель следит за вами пристальнее, чем за остальными, и постоянно ставит вас на важных проектах в пару с более надежным коллегой. Наконец, он неохотно признает ваши заслуги и, что еще хуже, редко дает вам возможность для повышения и роста. Поэтому лучше сделать следующее:
Разберитесь, чего хочет от вас руководитель. Когда вы будете обсуждать что-либо, например говорить о вашем годовом плане развития, попросите начальника четко изложить свое видение. Спросите: «Каких действий вы ждете от сотрудника в моей должности?» Или: «Как я могу приносить больше пользы на этой позиции?» Если вы начинаете новый проект, задавайте конкретные вопросы, например: «Я хочу справиться с этим проектом на пять с плюсом. Что для этого нужно сделать?»
Когда вы поймете, что от вас требуется, попробуйте доказать начальнику свою компетентность и надежность. Узнайте, какие знания, навыки и опыт потребуются для успеха. Упомяните свои сильные стороны наряду со слабыми. Например, скажите: «Я уже три года работаю с этим поставщиком, так что за эту часть проекта я не волнуюсь. Но с кем можно поговорить, чтобы узнать больше о клиенте?» Может показаться, что не стоит указывать на свои слабые стороны, если начальник и так в вас сомневается. Но этим вы избавите его от подозрений, что вы преувеличиваете свои силы и слишком много на себя берете.
Чтобы убедить начальника в вашей надежности, почаще к нему заходите. Тогда он почувствует, что вы все контролируете и можете быстро исправлять ваши ошибки. Скажите начальнику: «Я собираюсь решить эту задачу вот таким способом. Что еще вы бы хотели видеть?» Когда начальник одобрит ваш план, отчитайтесь перед ним еще несколько раз – так, чтобы он понимал, что вы движетесь вперед. Рассказывайте о своих успехах спокойно и кратко, чтобы показать, что вы можете выдавать результат. Если будете робеть, вы только подтвердите опасения менеджера.
Неадекватные люди: конфликты и абьюз на работе
⏱ Время прочтения — 8 минут
Исследование показало, что жесткое отношение на работе, к сожалению, нередкий случай:
При этом 11% сталкивались с абьюзом только со стороны коллег, 44% — только со стороны начальства, и 13% — и со стороны коллег, и со стороны начальства.
Опрос проводился с 22 по 27 октября 2020 г. среди 6463 соискателей (в т. ч. 3116 работающих и 3070 неработающих, но имевших работу в прошлом).
Анализ по отраслям показал, что исключением стали лишь госслужба, НКО и начало карьеры: там процент тех, кто не испытывал на себе абьюз на работе, выше тех, кого это коснулось. Правда, разница не велика — всего 2−3%.
Опрос проводился с 22 по 27 октября 2020 г. среди 6463 соискателей (в т. ч. 3116 работающих и 3070 неработающих, но имевших работу в прошлом).
Тройкой «лидеров» среди проявлений жесткого отношения стали обесценивание труда, пренебрежение и высокомерие, разговоры на повышенных тонах, хамство и грубость:
Опрос проводился с 22 по 27 октября 2020 г. среди 6463 соискателей (в т. ч. 3116 работающих и 3070 неработающих, но имевших работу в прошлом).
Решать конфликтные ситуации большинство опрошенных предпочитало самостоятельно, но значительный процент респондентов не находили выхода из ситуации и просто увольнялись.
Опрос проводился с 22 по 27 октября 2020 г. среди 6463 соискателей (в т. ч. 3116 работающих и 3070 неработающих, но имевших работу в прошлом).
Рабочие конфликты и абьюз со стороны коллег и руководителя — эмоционально заряженные, непростые ситуации, на которые сложно реагировать с «холодной головой». Мы попросили Анастасию Желудкову, психолога, автора проекта prosto_psy, прокомментировать типичные проблемные сценарии и дать рекомендации, как выходить из них без ущерба для себя и карьеры. И по возможности больше с ними не сталкиваться.
Ситуация: конфликт с начальником
Алена живет в небольшом городе и работает бухгалтером в известной и стабильной компании. Но примерно полгода назад главный бухгалтер, в команде которого работала Алена, ушла. На ее место пришел новый человек — со своими правилами и подходами к процессам. Алена жалуется, что нередко получает распоряжения устно или по телефону, а когда задача сделана, вдруг узнает, что руководитель имела в виду совсем другое.
«Если руководитель в деловой коммуникации выбирает неэкологичную манипуляцию — переходы на личность, импульсивные выпады, — это говорит о его слаборазвитых эмоциональном интеллекте и гибких навыках. Для сотрудников в подчинении такая ситуация будет некомфортной, так как руководитель будет регулярно пользоваться своим вышестоящим положением и не сдерживать свои проявления. Это в конечном итоге может привести не только к ухудшению атмосферы в коллективе — пострадает самооценка и эффективность работы подчиненных, — но и к выгоранию сотрудников из-за постоянного эмоционального напряжения и стресса, или даже к публичным конфликтам и скандальным увольнениям.
Что я бы порекомендовала Алене: развивать собственный эмоциональный интеллект, учиться работать с манипуляцией и выстраивать профессиональные границы, выходя из-под влияния “неадекватного стиля управления”. Попробовать вывести отношения с руководителем в четкую деловую коммуникацию. В случае неудачи всё же лучше сменить компанию».
Ситуация: недружелюбный коллектив
Светлана недавно вышла из декрета и узнала, что отдел, в котором она работала, сильно поменялся. Кто-то ушел сам, кого-то «ушли». Но она вернулась с мыслями о том, что надо работать, подстраиваться. И сначала все шло неплохо.
«Данная ситуация похожа на скрытую конкурентную борьбу между коллегами с теневым лидером. В женских коллективах это распространенная история. Но для подтверждения данной гипотезы нужно деликатно выяснить информацию у коллег и руководителя. И в случае, если она подтвердится, идти в открытый диалог с коллегой при начальнице.
Я бы рекомендовала Светлане поработать над самооценкой, здоровым эго, навыками открытой конфронтации и конкуренции. Учиться видеть пассивную агрессию в коммуникации и уметь на нее реагировать, экологично конфликтовать и защищать свой профессиональный имидж.
Неразрешенная подобная ситуация может ударить по самооценке Светланы, обесцениваю своих профессиональных навыков, ухудшению отношений с коллегами и уходу по собственному вынужденному желанию».
Ситуация: под давлением клиента
Сергей около года вел проект. За это время со стороны заказчика поменялся руководитель этого проекта. Пришел человек с опытом работы на госслужбе с явной целью — выслужиться и зарекомендовать себя. В общении с Сергеем стал вести себя сразу надменно, «по-барски», не давал спокойно работать. Наступил момент, когда нужно было подписать акт выполненных работ на несколько миллионов рублей. Представитель клиента заявил: «Вы еще два месяца на меня поработаете, а потом я вам акты подпишу». Хотя все работы в рамках проекта выполнены, у проектной команды завершены командировки — никаких объективных причин не подписывать документы не было.
Сергей в растерянности: ругаться и конфликтовать не хочется, но без этого, кажется, ситуацию не решить. А еще страшно потерять клиента, ведь с этой компанией они работают уже не первый год.
«Сергей хорошо проследил психологические аспекты и мотивацию в поведении клиента, который за счет своего положения пытается повысить значимость, используя манипуляцию и давление для демонстрации власти. Но в данном случае эмоциональный конфликт только обострит ситуацию и клиент усилит напор, чтобы указать, “кто тут главный”.
Рекомендовала бы Сергею поработать над уверенностью и саморегуляцией в переговорах, учиться выключать эмоции, не давая втянуть себя в манипуляции. Вести открытый дипломатический хладнокровный диалог с клиентом. С обоснованием и подкреплением всех изначальных договоренностей, фактов и привлечением всей команды клиента».
Как разрешать конфликты на работе
👉 И последняя рекомендация: если на работе складывается непростая ситуация и все ваши попытки ее решить рушатся, подумайте, кого вы можете привлечь в качестве посредника.
«Одна из моих клиенток, — рассказывает Анастасия Желудкова, психолог, автор проекта prosto_psy, — несколько месяцев страдала от нападок нового руководителя. Тот увидел в ней конкурента и прилагал все усилия, чтобы “выдавить” из компании. Она общалась с ним подчеркнуто вежливо. По десять раз проверяла отчеты, прежде чем их отправить. Предлагала идеи, помощь, но получала лишь саркастические замечания. Просто уйти она не могла — и из финансовых соображений (у нее внушительная ипотека), и из-за привязанности к компании. В какой-то момент она поделилась своими неприятностями с руководителем соседнего департамента — они много работали вместе, и по каким-то вопросам он даже стал ее ментором. И тот неожиданно предложил ей перейти к нему. Весь вопрос с организацией перевода он взял на себя».