мое отношение к сказке черная курица
Письменный отзыв о сказке А.Погорельского «Чёрная курица или подземные жители». План отзыва: 1. Полное имя автора и книги,
Ответ или решение 1
1. Антоний Погорельский «Черная курица, или подземные жители». Жанр: сказка (волшебная повесть).
2. Алексей Алексеевич Перовский, псевдоним Антоний Погорельский родился в 1787 году в Москве. Получил хорошее домашнее образование. Закончил Московский университет, получил степень доктора философских наук (1807 г.). В 1812 г. ушел добровольцем в армию, участвовал в сражениях (Битве народов под Лейпцигом и в сражении под Кульмом). В 1814 г. проходит службу в Дрездене. Именно в Германии увлекся романтизмом, особенно творчеством Гофмана.
Ушел в отставку, поселился в Петербурге, принимал участие в воспитании племянника Алексея Толстого ( 1817 г.). В 1822 г. поселился в родовом имении Погорельцы (псевдоним Погорельский взял от названия имения). Написал повести «Двойник, или Мои вечера в Малороссии» (1828г.).
В 1829 г. опубликовал сказку «Черная курица, или подземные жители». В 1830—1833 опубликовал роман « Монастырка ». Умер в 1836 г. от туберкулеза.
3. В сказке говорится об истории, которая случилась с добрым и ласковым мальчиком Алешей в пансионе, где он учился. Он совершил благородный поступок, спас курочку Чернушку от смерти. В благодарность за это курочка знакомит Алешу с волшебным миром подземных жителей, с королем, а сама курочка оказывается министром. Король дарит мальчику волшебное зернышко, которое помогает все знать, не делать уроки. После этого Алеша становится ленивым, непослушным, жестоким мальчиком. Он зазнается, перестает трудиться, делать уроки. Рассказывает о секрете подземных жителей учителю, и подземные жители покидают свое царство. В финале сказки, Алеша после сильной горячки раскаивается в своем поступке и становится прежним добрым, хорошим.
4. Главная мысль сказки состоит в том, что она показывает как хорошие, добрые люди меняются в плохую сторону, когда у них появляется волшебный предмет.
Сочинение по повести Чёрная курица, или Подземные жители Погорельского
Я очень люблю сказки, поэтому произведение А. Погорельского «Чёрная курица или Подземные жители» не смог не причитать. Это оказалась немного необычная сказка, в ней не было королей и драконов, но от этого она стала еще интереснее.
В ней рассказывается о мальчике, который жил и учился в пансионате. Раньше были такие школы для учащихся. Так вот мальчика звали Алеша. Это был добрый мальчик, он дружил со всеми ребятами. Он ничем не выделялся от других детей, если только тем, что его никогда не забирали ни на выходные, ни на каникулы.
В то время, когда все разъезжались по домам, и он оставался один, и много читал. Естественно ему было скучно. Он гулял во дворе пансионата, куда выпускали кур. У него даже была одна любимица, звали ее Чернуха. Жизнь кур короткая. Вот и на Чернушку повариха глаз положила и быть ей обедом, если бы не Алеша. Кухарка непросто так оставила курицу, мальчик за нее отдал золотую монетку, несмотря на то, что она была у него единственная.
Ночью произошло волшебство. К Алеше пришла черная курица и повела его, куда он не знал, но смело шел за ней. Чернушка предупредила его, что он должен делать, а чего нет. Алеша был не совсем аккуратным и поэтому туда, куда его вела, они не попали. Сон закончился на интересном месте. А вот на следующую ночь мальчик выполнил все требования, и они дошли до царства Чернушки, где она была главной. Это был город маленьких человечков. Мальчик много узнал о городе и его жителях. За свое спасение Чернушка подарила ему зернышко, благодаря которому он будет знать все уроки, даже не открывая учебников. Взамен она потребовала, что бы он никогда и ни кому не рассказывал о том, что узнал. Алеша заверил курицу, что никто и никогда не узнает их тайну.
Шло время, мальчик отвечал уроки на отлично, хотя мало проводил за занятиями. Ребята и учителя удивлялись, но не подозревали в чем дело. Алеша же молчал, помня обещание. К сожалению не всегда хорошие подарки могут сделать из тебя настоящего человека. Мальчик становился вздорным, ни с кем не хотел дружить. В конце концов, он так заврался, что пришлось открыть тайну Чернушки. Ему никто не поверил, а за вранье еще и наказали.
Курица, прежде чем уйти навсегда, попрощалась с ним. Мальчик плакал и раскаивался, но было уже поздно. Маленьким человечкам уже ничем нельзя было помочь.
На примере мальчика Алеши начинаешь понимать, что нельзя зазнаваться и предавать друзей. Лучше всего оставаться самим собой.
Другие темы: ← Мой любимый литературный герой↑ РазныеЧем отличается критика Добролюбова и Писарева в оценке пьесы Гроза →
Истинное лицо
Алеша – простой мальчик. Он очень скучает по своим родителям, с которыми ему пришлось расстаться из-за обучения в пансионате. Автор подчеркивает трепетное и бережное отношение Алеши к своим родителям.
Герой любит общаться со своими друзьями. Мальчик очень дружелюбен. Однако когда друзья Алеши уезжают на выходные, главному герою очень грустно и одиноко находиться наедине с самим собой.
Алеша любит читать книги, в них он черпает вдохновение. Именно книги научили героя верить в чудо и волшебство. Природа для Алеши также имела большое значение: герой очень любил гулять в саду.
Алеша отличается своей добротой и отзывчивостью. Об этом говорит и его хорошее отношение к животным. Он подкармливает птиц, а когда его любимую черную курицу пытаются зарезать, он спасает ее. За это он и получает волшебную семечку.
Сочинение на тему: «Черная курица или подземные жители»
Сочинение по мотивам повести Погорельского «Черная курица или подземные жители», краткое содержание которой будет изложено ниже, достаточно интересная работа, написанная школьником. Между строк явно просматривается интерес автора сочинения к повести.
«Черная курица или подземные жители» Погорельского читается на одном дыхании. Уделив произведению около часа, можно в буквальном смысле прочувствовать всю картину произошедшего, и тонкости, которые хотел показать нам автор.
На меня, повесть произвела неизгладимое впечатление, внесла таинство и в какой-то степени, открыла сущность жизни. Здесь не стоит превозносить себя, показывая свое превосходство над другими, тем самым казаться в их глазах невежей и глупым сорванцом – общество этого не любит.
События, описанные в книге, происходили некоторое время назад на Васильевском острове в Петербурге. Главный герой повести Погорельского – мальчик, которого звали Алешей. Он обычный десятилетний паренек, которого родители отдали на обучение в пансионат. В то время как другие мальчики на каждые выходные отправляются к своим родителям, Леша находится в расположении стен пансионата и играет с курами, прикармливая их во дворе.
Однажды на праздник кухарка затеяла приготовить курицу, мальчик увидел, как она ловила его любимицу Чернушку во дворе. Бросившись на шею кухарки и откупившись монетой, мальчик спасает курицу. За это, она проводит его сквозь палаты пансионата, таящего в себе много неизведанного и интересного.
Здесь он встречает маленьких человечков, которые отблагодарили его за спасение курицы, семенем конопли. Семечка дает большие знания ребенку и умение быстро усваивать материал.
Спустя определенное время, Алеша становится совершенно другим. Столь интересная способность, которую получил мальчик, возвышает его перед своими сверстниками, поэтому он меняется в общении с окружающими. И из милого, ласкового, доброго мальчика, просыпается непослушный непоседа. Учитель видит это, и, в наказание, задает ему выучить большой школьный материал. Мальчик с этим не справляется на протяжении нескольких дней, так как семечка была им потеряна.
Вскоре, курочка возвращает ему семя с призванием к тому, чтобы он изменился в поведении. Алеша ответил урок, однако учителя интересовало, как он это сделал. Под угрозой применения такого наказания, как розги, подросток выдает всю информацию, хотя давал обещание черной курице о ее неразглашении.
Закованная в цепи, к нему приходит попрощаться курица со словами о том, что маленьким людям придется переселиться далеко от этого места. Алеша поутру заболевает, у него проявляется белая горячка. По истечению шести недель, он выздоравливает и в итоге становится покладистым, ласковым и добрым – идеальным примером для своих товарищей.
Сочинение на тему: «Черная курица или подземные жители»
Сохрани к себе на стену!
Получение волшебного семечка
Когда Алеша из рассказа «Черная курица» получает семечку, его характер сильно меняется. С помощью волшебства он становится самым лучшим учеником, что делает его заносчивым. Алеша становится очень ленивым: он перестает выполнять домашнее задание и учиться вообще. Алеша становится очень непослушным мальчиком, который совершенно не воспринимает мнение других людей.
В то же время самооценка героя повышается, он чувствует свое превосходство над другими. Над Алешей возобладает гордость и даже гордыня. Это сразу замечают его бывшие друзья, поэтому они перестают общаться с ним.
Алеша теряет зернышко, курица Чернушка возвращает его, но с наказом о том, что он должен вести себя правильно, поступать по-доброму. Однако Алеше было тяжело сдержать это обещание.
Волшебство, которое ставит Алешу перед трудностями, сломило душу мальчика. Герой не прошел испытания. Он нарушает то обещание, которое дал волшебным героям. Алеша открывает тайну про подземное царство.
sochinyai.ru
Оцените сочинение: Рейтинг 4.38 [82 Голоса (ов)]
На уроках литературы мы изучили сказку А. Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители». Она написана в 1824 году, но и сейчас актуальна.
В сказке рассказывается о мальчике Алёше, который однажды спас курицу-министра, за это Король Подземного царства пообещал исполнить любое его желание. Алёша загадал никогда не учить уроки, но знать их.
Главный герой сказки Алёша учился в пансионе, в свободное от учёбы время читал рыцарские романы и ухаживал за птицами на птичьем дворе. Ему было 9-10 лет. Он был очень послушным и хорошо учился. Мальчик искренне верил в то, что выдумывал. Алёша был смелым, ради спасения друга был готов отдать самое дорогое, что у него есть. Но после исполнения желания никогда не учить уроки, его характер начал меняться в худшую сторону: он стал ленивым, возгордился, стал считать себя самым умным и перестал общаться с ребятами. Когда ему угрожали наказанием, он выдал тайну. Всему царству пришлось уехать из-за его трусости. После этого у него началась горячка. Когда он выздоровел, всё происходившее перед болезнью показалось ему тяжёлым сном. Мальчик вновь стал послушным, добрым, скромным и дружелюбным.
Это произведение учит не лениться, с уважением относиться к одноклассникам и думать, прежде чем делать.
Сказка помогает понять, что нужно выполнять обещания, чего бы это ни стоило, а иначе могут пострадать другие. Я очень советую почитать эту добрую, светлую сказку со счастливым концом.
Автор: Марина Белугина
Заказать сочинение Мы можем написать 100% уникальное сочинение под любые ваши требования всего за 24 часа!
Признание вины
После того как Алеша предает черную курицу и других подземных жителей, он заболевает. А после своего выздоровления мальчик превращается в прежнего человека. Он ощущает свою вину за происходящее, понимая, что поступил неправильно. Алеше горько от того, что ему пришлось попрощаться с Чернушкой.
Характеристика Алеши из «Черной курицы» проходит эволюцию. После того как герой совершил ряд ошибок, он смог вернуться в прежнее состояние. Образ мальчика Алеши очень важен в смысловом плане: с его помощью А. Погорельский преподает читателям жизненный урок.
Данная статья, которая поможет написать сочинение «Герой Алеша из «Черной курицы»», рассмотрит изменение центрального персонажа в ходе повествования, продемонстрирует истинный характер Алеши, который не проходит испытание волшебством.
Популярные сочинения
Краткое содержание
Замечательную по своему содержанию сказку автор написал для своего племянника, небезызвестного всем Алексея Толстого. Это объясняет и выбор имени для центрального в произведении образа. Главными героями в тексте являются:
О внешности персонажа в тексте упоминается немного: лишь то, что у него были длинные русые волосы до пояса, а одет он был в рубашку с круглым воротником и батистовыми манжетами.
Милый и покладистый мальчик учится и живёт в пансионе, вдали от своей семьи. Так как родители не имели возможности забирать сына на выходные домой, он был вынужден развлекать себя сам. Алёша любил ухаживать за курочками, выбрав себе в любимицы Чернушку, и защитив её от кухарки, которая намеревалась зарубить птицу к ужину.
Среди ночи к мальчику пришла курица, и отвела Алёшу в удивительный подземный город. Главному герою открылся целый мир чудес, а его любимица оказалась министром в этом царстве под землёй. Король подарил своему гостю волшебное зёрнышко, которое позволяло осваивать все знания из школьной программы, не теряя времени на уроки и выполнение домашних заданий. Однако, мальчика предупредили, что всё увиденное и услышанное в этом необычном месте, он должен держать в секрете.
Произошедшие с персонажем приключения кардинально отразились на его характере: он стал горделивым, заносчивым и со временем растерял всех своих друзей. Его поведение повлекло за собой строгое наказание от учителя, и, не выдержав, Алёша рассказывает о волшебном зёрнышке и подземном царстве.
Среди ночи мальчик в последний раз видится с курицей. Жители подземного городка вынуждены навсегда покинуть своё место из-за раскрывшейся тайны. Алёша осознаёт, как много ошибок допустил, и со временем снова становится спокойным, покладистым и дружелюбным ребёнком.
Сочинение 2
Главным героем произведения «Черная курица или Подземные жители» является молодой парень по имени Алеша. Он учится в пансионате. У него было огромное количество друзей, которые всегда готовы прийти на помощь или выручить в трудной ситуации. Практически на каждые выходные всех ребят забирали родители домой, а вот нашего главного героя никто не забирал, а все, потому что у него нет родителей. Пока все ребята находились дома и радовали родителей, Алеша сидит в пансионате и очень много читает книг. А когда ему надоедало читать, то он отправлялся на улицу, где гулял и играл один. Больше всего на свете ему нравилось играть с курицами, которых выпускали также прогуляться. Он даже своей любимице дал прозвище Чернуха. Однажды повариха отловила несколько куриц для того чтобы приготовить из них обед и вместе с другими курицами туда же попала и Чернуха. И тогда парень готов был пожертвовать своей золотой монетой, которую он берег до этого времени. И после этого повариха согласилась оставить курицу в живых.
Ночью Алеша увидел сон, в котором главной героиней была курица. Она решила провести его по одной тропе, которая ведет в интересное место. Вот только куда именно она его вела и что это было за место, он так и не узнал, а все, потому что неожиданно проснулся. На следующую ночь он все-таки узнал про это самое место. И им оказалось царство, в котором Чернуха была главной. Здесь жили только человечки маленького роста. Кроме этого здесь она подарила ему одно золотое зернышко, при помощи которого парень может знать все занятия и все уроки даже не открыв при этом учебники. Вот только парень никому не должен рассказывать про то, где он был и что видел.
Шло время, и все были удивлены, почему же он вдруг стал учиться лучше всех и очень быстро учил уроки и знал ответ на любой вопрос. Они много раз пытали мальчика, но он обещал курице не рассказывать ничего и держал свое слово. Вот только это портило парня и постепенно ему не хотелось ни с кем, ни дружить, ни общаться, ведь он считает себя самым умным, а другие намного хуже его. Все больше и больше он стал обманывать не только своих друзей, но и взрослых. И в итоге рассказал всю правду, но никто ему не поверил. И этим он потерял своего единственного друга по имени Чернуха. Она ушла от него, а он обещал, что больше такого не повториться и все будет по-другому. Но изменить уже ничего было нельзя.
Анализ произведения «Чёрная курица, или Подземные жители»
Небольшое произведение Антоний Погорельский написал для своего маленького племянника. Его звали Алексей Толстой, и в будущем он стал известным писателем. Анализ произведения «Чёрная курица, или Подземные жители» знакомит читателей с главным героем, показывает поступки, раскрывает характер, учит, как нужно поступать с друзьями. В произведении ярко показан нравственный выбор героя.
Жанр и композиция
Автор написал романтическую сказку. В ней мир делится на две части: одна представлена пансионом, в котором проживал главный герой — мальчик Алёша, другая часть — подземное царство. Они взаимодействуют между собой. Чёрная курица в обычном мире становится заслуженным министром. Этот рассказ помогает размышлять о добрых поступках, показывает, что иногда ради дружбы нужно чем-то пожертвовать.
Основная тема рассказа — правильное воспитание детей. То есть то, как родители передают положительные качества своим примером, ответственным отношением к близким людям. Композиция повести представлена:
Авторский замысел
Позиция автора чётко выражена. Мальчик — обычный человек, в нём борются противоречивые чувства. Он понимает, что не заслужил похвалы, нужно браться за учёбу. Но самолюбие не даёт этого сделать, наоборот, приводит к эгоистичности героя.
В сочинении о «Чёрной курице» в 5 классе можно поднять нравственную тему и обсудить поступки Алёши. Нравственные уроки Погорельского выражаются в таких тезисах:
Если всего этого не происходит, человек становится эгоистом, теряет добрые качества характера. Как раз в кульминации рассказа автор показывает момент предательства — Алёша рассказывает о подземном царстве. Он не должен был этого делать, ведь тогда Чернушка с жителями вынуждена была переселиться в другое место.
Так автор противопоставляет великодушной курице трусливого Алёшу. Подземный король перед уходом простил мальчика. Он попросил его снова стать добрым. Герой, чувствуя вину, старается исправиться.
Автор показывает, что хорошие качества нужно воспитывать в себе самостоятельно: доброту, честность, любознательность. Только добрые поступки помогут найти настоящих друзей, заслужить любовь и уважение. Истинное чудо возможно, но только один раз в жизни. И нужно быть не только готовым, но и достойным его.
Характеристика Алёши из повести «Чёрная курица, или Подземные жители»
Произведение А. Погорельского об Алеше и Черной курице – это самая читаемая сказка автора. Писатель умело показывает, что характер человека может меняться в зависимости от жизненных ситуаций и порой не в лучшую сторону. Изменения поведения отчетливо видны у детей с неокрепшей психикой.
Главный персонаж сказки, Алеша, учится в петербургском пансионе и очень скучает по дому и родителям. Он хорошо успевает по предметам, помогает другим детям, любит природу и животных. Родители Алеши живут далеко, и он долго не может с ними встретиться. В качестве развлечений мальчик много читает и гуляет в саду. Алеше очень понравилось кормить курочек, которые ходили по саду. Особенно любимой стала Чернушка, с которой в дальнейшем мальчик проводил все больше времени.
Узнав о том, что Чернушку собираются зарезать, Алеша выкупил ее у кухарки и спас ей жизнь. Ночью Чернушка пришла к нему и попросила следовать за собой. Она предупредила мальчика, чтобы он не шумел. Так Алеша попал в подземное королевство. С удивлением он узнал, что Чернушка это министр, который находится на хорошем счету у короля и любим жителями волшебного государства. За его спасение король обещал исполнить любое желание мальчика. Алеша подумал и попросил, чтобы он знал всегда учебные задания, не уча их и не прикладывая усилий. В дар он получил семечко, которое должно было лежать в кармане его одежды. Чернушка попросила Алешу никому не рассказывать о подземных жителях, иначе им придется уходить в другое место. Так в жизни Алеши появилось волшебство.
Когда началась учеба, Алеша испытал действие семечки. Не выучив уроков, он блестяще ответил на все вопросы. С тех пор Алеша перестал читать учебники и готовиться к занятиям. Со временем, из трудолюбивого, доброго мальчика он превратился в ленивого и заносчивого ученика. Волшебные успехи в учебе все больше портили характер Алеши, но как-то раз, он не смог ответить на вопросы учителя. Оказалось, что семечко исчезло из кармана одежды. Мальчик очень сильно расстроился. Чернушка пожалела Алешу и принесла ему ночью пропавшее семечко.
На следующее утро Алеша ответил урок и соврал, что выучил его утром. Другие ученики уличили Алешу во лжи, и он из страха перед наказанием, рассказал всем о подземном королевстве. Мальчику никто не поверил и его наказали. Ночью Алеша услышал, как жители подземного королевства стали уходить с обжитого места, а Чернушка-министр звенел надетыми на него цепями. От расстройства Алеша заболел.
Прошло время, Алеша выздоровел и решил исправить свой характер в лучшую сторону. Он опять стал прилежно учиться и перестал заноситься перед друзьями.
Краткое содержание
Замечательную по своему содержанию сказку автор написал для своего племянника, небезызвестного всем Алексея Толстого. Это объясняет и выбор имени для центрального в произведении образа. Главными героями в тексте являются:
О внешности персонажа в тексте упоминается немного: лишь то, что у него были длинные русые волосы до пояса, а одет он был в рубашку с круглым воротником и батистовыми манжетами.
Милый и покладистый мальчик учится и живёт в пансионе, вдали от своей семьи. Так как родители не имели возможности забирать сына на выходные домой, он был вынужден развлекать себя сам. Алёша любил ухаживать за курочками, выбрав себе в любимицы Чернушку, и защитив её от кухарки, которая намеревалась зарубить птицу к ужину.
Среди ночи к мальчику пришла курица, и отвела Алёшу в удивительный подземный город. Главному герою открылся целый мир чудес, а его любимица оказалась министром в этом царстве под землёй. Король подарил своему гостю волшебное зёрнышко, которое позволяло осваивать все знания из школьной программы, не теряя времени на уроки и выполнение домашних заданий. Однако, мальчика предупредили, что всё увиденное и услышанное в этом необычном месте, он должен держать в секрете.
Произошедшие с персонажем приключения кардинально отразились на его характере: он стал горделивым, заносчивым и со временем растерял всех своих друзей. Его поведение повлекло за собой строгое наказание от учителя, и, не выдержав, Алёша рассказывает о волшебном зёрнышке и подземном царстве.
Среди ночи мальчик в последний раз видится с курицей. Жители подземного городка вынуждены навсегда покинуть своё место из-за раскрывшейся тайны. Алёша осознаёт, как много ошибок допустил, и со временем снова становится спокойным, покладистым и дружелюбным ребёнком.
Основные персонажи
Примечательно, что главного героя сказки тоже зовут Алешей. Это умный, прилежный и милый мальчик лет десяти. Пару лет назад его отдали учиться в закрытый пансион в Санкт-Петербурге. С тех пор он не видел ни отца, ни матери.
Другие герои произведения:
Сжатый анализ текста
Произведение Антония Погорельского — это поучительная история, своего рода сказка, которая поначалу поражает своей необычностью, а впоследствии заставляет юных читателей задуматься о том, как поступки могут кардинально изменить жизнь. Характеристика Алёши из сказки «Чёрная курица или подземные жители» — это своеобразное напоминание, к каким последствиям может привести получение знаний не честным трудом, а минутным везением.
Краткий тезисный анализ этого произведения может выглядеть следующим образом:
Такой сжатый анализ этой волшебной повести можно также представить в виде таблицы, что особенно удобно для школьников при заполнении читательского дневника.
Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители»: главные герои
Сказка «Чёрная курица, или Подземные жители» была написана русским писателем XIX века Антонием Погорельским в 1829 году. Сказка была написана для племянника А.К. Толстого, воспитанию которого Алексей Алексеевич Перовский (таково настоящее имя писателя), уделял пристальное внимание. Алексей Толстой стал впоследствии известным русским поэтом и писателем.
Главные герои сказки «Чёрная курица, или Подземные жители»:
Алеша – мальчик 9-10 лет. Мальчик умненький, миленький. Поступил в пансион, где родители оставили его и сами уехали. Учился Алеша хорошо, ученье давалось ему легко. Первое время он скучал по дому, но потом понял, что здесь веселее и интереснее. Скучал только в выходные дни, когда других детей, живших в Санкт-Петербурге, отпускали домой. Но учитель стал давать Алеше книги из своей библиотеки, и выходные дни Алеша посвящал чтению. Алеша был фантазером и романтиком.
После того, как Король гномов подарил ему семечко, и Алеше не надо было учить уроков, он стал ленивым шалуном, загордился. Алеша решил, что он самый необыкновенный и умный. Товарищи по пансиону перестали любить его. Но слава об Алешиных способностях разлетелась по пансиону, и родители стали стремиться отдавать своих детей учиться в это заведение. Однажды Алеша потерял свое семечко во дворе, и не смог рассказать ни одного слова из того, что было задано. Ночью курица-министр принесла ему семечко и сделала наставление, что он должен измениться.
Алеша не внял словам курочки. Он рассказал о семечке, о подземных жителях. Ему не поверили и наказали. Алеша после наказания заболел и пролежал в горячке 6 недель. Когда он выздоровел, снова стал нормальным мальчиком, начал учить уроки, и другие дети снова полюбили его.
Чернушка – Черная курица, которую Алеша полюбил и всегда подкармливал. Однажды он спас Чернушку от ножа кухарки-чухонки, и в благодарность Чернушка показала Алеше волшебное царство гномов, где она была Министром.
Учитель – немец. Распорядитель в пансионе. Объективный и мудрый человек. Тепло относился к детям. Он редко наказывал своих воспитанников. Наказание розгами и вовсе в этом пансионе не употреблялось. Алеша оказался первым воспитанником, кого высекли.
Его жена – хозяйственная женщина, управляла хозяйственной частью пансиона, питанием детей.
Кухарка – чухонка Трина – не глупая и добрая женщина, однако, не отказавшаяся от денег, которые предложил ей Алеша за Чернушку.
Король гномов – «человек с величественною осанкой, на голове с венцом, блестящим драгоценными камнями. На нем была светло-зеленая мантия, подбитая мышьим мехом, с длинным шлейфом». Король гномов был справедливым и мудрым, и добрым.
Сказка о том, что ничего неделанье портит людей. Чтобы оставаться людьми, надо уметь работать над собой, своим самообразованием, быть полезным. Важно также умение держать данное слово. Алеша не сдержал слова, данное Чернушке, рассказал в классе о Подземном царстве, и этим вынудил их покинуть подземелье, а Чернушку-министра сделал несчастным.
Образ главного героя
Для полноценного анализа повести необходимо обратиться к характеристике Алёши из «Чёрной курицы». В 5 классе, в школьную программу которого включено это произведение, школьники рассматривают, как черты характера мальчика меняются в зависимости от происходящих с ним событий. Описание внутреннего мира этого героя необходимо для понимания всего текста.
Личность мальчика
Алёша — мальчик из простой семьи, который любит своих родителей и очень дорожит ими. Главный герой очень дружелюбный и добрый ребёнок, легко ладит с одноклассниками и грустит, когда в выходные дни ему приходится оставаться наедине с собой.
В книгах мальчик находит вдохновение. Именно чтение научило персонажа верить в чудеса. Большое значение для Алешки играла природа: он любил прогулки в парке или саду. Главный герой хорошо относится к животным, что говорит о его отзывчивости и доброте. Он кормит птиц, ухаживает за курочками и спасает любимицу Чернушку от кухарки.
Волшебное семечко
Получив в дар от короля подземного царства волшебное семечко, характер мальчика в корне меняется. Став лучшим среди учеников, Алёша не в состоянии справиться с заносчивостью и чувством собственного превосходства. Главный герой ленится, игнорирует выполнение домашней работы и учебный процесс в целом. Мальчик становится злым и не прислушивается к советам окружающих.
Изменения в характере не могут оставаться незамеченными для его друзей. Они понимают, что Алёша становится слишком гордым и ставит себя выше других, поэтом просто перестают общаться с мальчиком.
Дар, полученный от волшебного семечка, сломил ребёнка. Он не в силах совладать с такими испытаниями, сталкивается с множеством трудной и в конце концов не выдерживает груза тайны, рассказывая учителю и одноклассникам о подземном царстве.
Осознание своей вины
Предав свою любимицу и остальных жителей подземного городка, Алёша сильно заболевает и многое осознаёт. Спустя некоторое время мальчик превращается в былого доброго, наивного и искреннего ребёнка, испытывает сильные угрызения совести за содеянные поступки. Он очень грустит, что лишился друга в лице Чернушки.
Персонаж подвергается сильным душевным изменениям в связи с совершенными ошибками. Однако главному герою хватает сил, чтобы вернуться в прежнее состояние. Образ Алёши играет важную роль в смысловом плане, именно через личность этого мальчика автор даёт читателям важный жизненный урок: никогда не поздно признать свою вину и попытаться измениться в лучшую сторону.
Вариант 2
Повесть-сказка Антония Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители» была написана почти два столетия назад. Тем не менее, часть вопросов, поднимаемых там, актуальна по сей день.
Главный герой рассказа Алёша – мальчик лет девяти-десяти. Он учится в мужском пансионе в Петербурге, куда его привезли родители около двух лет назад. Алёша общительный, умный, смышлёный и все его любят. У него много друзей и товарищей, с которыми он частенько играет.
На первых порах тоска по родителям не оставляла мальчика в покое, так как его мама и папа жили далеко от пансиона. Ему было непривычно жить без родных, среди незнакомых людей. Однако он скоро приобщился к коллективу и в целом ему хорошо живётся в пансионе, и порой возникают мысли, что здесь лучше, чем в родительском доме.
Но бывают дни, когда Алёше совсем грустно и скучно. В основном это выходные и праздники – дни, когда все его друзья уезжают к родителям, а сам Алёша погружается в тоску. В эти даты он остаётся один и утешает себя своими любимыми занятиями. Больше всего Алёша любит перечитывать рыцарские романы из библиотеки его учителя-немца. Он уже выучил все события средних веков по этим романам и порой лежит и представляет себя на месте главных героев, переносит себя в ту эпоху.
Ещё одно его любимое занятие – ухаживать за курочками. Алёша знает всех кур пансиона по именам, кормит их крошками, разнимает их драки и наказывает забияк. Но одну из них он особо выделяет. Чёрная хохлатая курица по имени Чернушка – его любимица. Он даёт ей больше всего корма и спасает её от кухарки, которая хочет пустить Чернушку на суп.
Впоследствии Чернушка отблагодарила Алёшу, проводила его в подземный мир, и король того мира подарил Алёше волшебное зёрнышко, с помощью которого он мог знать всё, при этом ничего не уча. В этот момент Алёшу будто подменили. Он стал грубым, гордым, непослушным и самолюбивым. Он занимался шалостями на уроках и учителя его всячески наказывали. Все его друзья и товарищи тоже отвернулись от него, так как Алёша был надменным и разговаривал с ними свысока. Так продолжалось до поры до времени, пока Алёша ненароком не рассказал учителю о подземном царстве. После этого все жители царства, включая Чернушку, вынуждены были покинуть пансион и зёрнышко у Алёши исчезло.
Мальчик очень сожалел о содеянном, вскоре взялся за голову и исправился. Его снова все начали любить.
Другие сочинения: ← Крылатые выражения из басен Крылова↑ ДругиеПо произведению Слепой музыкант →
Применение на уроках литературы
Характеристика Алёши из рассказа «Чёрная курица или Подземные жители» даёт возможность показать юным читателям, как сложно бывает строить отношения в коллективе детям, не имеющим поддержки родителей, а также, как положительные и отрицательные качества могут подавлять друг друга под воздействием происходящих в жизни событий.
На уроках литературы отличной практикой для закрепления материала будет задание написать письмо Алешке, где ученики смогут обратиться к литературному герою с советами, или пофантазировать, как бы повели себя, став счастливыми обладателями заветного семечка из повести «Чёрная курица, или Подземные жители». Характеристика Алёши в этом случае пригодится для осознания того, сколько трудностей может ожидать детей вдали от семьи, и каких ошибок повторять не стоит.
Знакомство с подземным миром
Ночью Чернушка приходит к мальчику и начинает разговаривать с ним человеческим голосом. Алеша очень удивился, однако решил отправиться вслед за Чернушкой в волшебный подземный мир, в котором живут маленькие люди. Король этого необычного народа предлагает Алеше любую награду за то, что тот сумел спасти от смерти их министра – Чернушку. Но Алеша ничего не смог выдумать лучше, чем попросить у короля волшебную способность – уметь правильно отвечать на любом уроке даже без подготовки. Королю подземных жителей не пришлась по душе такая идея, ведь она говорила о лености и нерадивости Алеши.
Какие цитаты характеризуют Алешу в сказке Черная курица?
Внимательно читаем Погорельского
Если вы только начали изучать эту удивительную авторскую сказку, то будьте готовы к тому, что она поведет вас по удивительному миру превращения характера человека, на который будут оказывать влияние самые разные жизненные ситуации. И пусть автор сделал это посредством сказки, ведь Алеша встречает на своем пути говорящую курицу, которая оказывается министром подземного царства, тем не менее? Порча характера человека происходит практически всегда под влиянием так называемых «конопляных зернышек», которые олицетворяют в данном случае леность, гордыню и чрезмерное тщеславие.
Однако не буду более заниматься нравоучениями, а перейду непосредственно к выполнению задания, в котором нам следует цитатно проследить путь изменения характера и нрава главного героя, попавшего в непростую для себя ситуацию.
Итак, первый цитатный лист — это характер Алеши, который еще не знаком с министром и королем подземного царства, т.е. у него пока нет того самого волшебного зерна, дающего возможность не уча уроки, отвечать их без запинки.
Что мы видим, прочитывая эти цитаты из сказки? То, что наш герой — это добрый, любознательный мальчик, не лишенный фантазии, мечтаний, верящий в чудеса. По своему отношению к друзьям — он добр и отзывчив. Любит животных, иначе не кормил бы курочек с хозяйского двора хлебными крошками. И его поступок по защите Чернушки, когда он отдает самое драгоценное, что у него есть — империал, характеризует мальчика, как отзывчивого и сострадающего человека, сочувствующего попавшему в беду, готового поделиться самым сокровенным, что у него есть, чтобы спасти другого человека или существо из неприятных ситуаций.
Однако, несмотря на такую лестную в общем-то характеристику Алеши, есть ложка дегтя в его характеристике, которая проявляется в эпизоде — встрече с королем, где мальчик выбирает себе подарок — это лень, которая впоследствии сыграет плохую шутку с нашим героем.
Далее у нас идет подборка цитат с тем, как меняется Алеша, владея уже конопляным зерном. Поначалу, как вы можете видеть из цитат, Алеша стыдится тех похвал, что ему сыпятся из уст учителей и друзей. Т.е. еще зерна самолюбия не пробили полностью его сердца и души. Однако очень скоро ростки самолюбия и гордыни пробивают себе дорогу, подобно сорнякам и заполняют всю душу мальчика, вытесняя напрочь его доброту, простоту и сердечность. Перед нами предстает совсем иной Алеша, которому чуждо понятие труда, ответственности и доброты. Он прибавляет к своим порокам еще один негативный штрих — неблагодарность, которая окончательно губит его друга Чернушку.
И было бы неверным на этом и закончить свой анализ изменения характера главного героя Погорельского — Алеши, верно? Ведь уже в последних главах сказки мы можем наблюдать, что на Алешу накатывает приступ раскаяния из-за своих дурных поступков, и что мальчик, в итоге, пройдя через жернова нравственных искушений, становится вновь добрым и трудолюбивым. Погорельский сделал отличный финал, в сказке должно побеждать Добро, и оно, естественно, победило…