меню для ребенка с сдвг
Меню для непоседы: правила питания для гиперактивных детей
Гиперактивный ребенок: корректируем меню
Резвый подвижный малыш бесконечно радует любящее материнское сердце. Но порой его энергия бьет таким фонтаном, что совладать с нею не по силам даже самым стойким родителям. Что делать с безудержными непоседами? Разбираемся вместе.
Убираем вредное
Казалось бы, что плохого в том, что малыш чересчур подвижен и неутомим? Деятельная любознательность, конечно, помогает познавать мир во всех красках. Но гиперактивные дети в большей степени подвержены рассеянности, и им трудно сконцентрироваться на выполнении простых заданий. Они чаще проявляют раздражение, агрессию, требуют внимания к своей персоне. Со временем им все сложнее контролировать эмоции, что чревато проблемами с психикой.
Избежать этого можно на ранних стадиях. Ученые пришли к любопытному выводу: питание гиперактивного ребенка напрямую влияет на его поведение. А раз так, бурлящую энергию малыша можно контролировать и направлять в нужное русло. Причиной повышенной возбудимости нередко является пищевая аллергия. И главные раздражители — продукты с синтетическими красителями, ароматизаторами, усилителями вкуса и прочими добавками. Прежде всего это сласти и аппетитные снеки, которыми ублажают малышей заботливые родители и бабушки с дедушками. Впрочем, лактоза и клейковина, содержащиеся в безобидных молоке и злаках, тоже могут превратить ребенка в непоседу.
Другой причиной частых эмоциональных всплесков кипучей энергии часто бывает сахар. Замечено, что примерно 75 % гиперактивных детей плохо усваивают глюкозу. Далеко не всегда виной тому избыток шоколада, конфет, пирожных и прочих нежелательных сладостей. Фабричные соки, йогурты с добавками, хлебобулочные изделия, которые мы привыкли покупать каждый день, тоже являются источником вредных сахаров.
Добавляем полезное
Как скорректировать питание гиперактивного ребенка и что включить в рацион первым делом? Для маленького организма нет ничего важнее белков. Неутомимые искатели приключений нуждаются в нем вдвойне. Поэтому в их меню должны преобладать творог, молоко и яйца. Постепенно к ним добавляется диетическое мясо: индейка, кролик или телятина.
Но главным элементом питания для непосед является магний. Он мягко и ненавязчиво успокаивает нервы, способствует безмятежному крепкому сну. А еще этот минерал расщепляет глюкозу. Магнием изобилуют картофель, бобовые, злаковые, шпинат, орехи и сухофрукты. Так что тарелка каши, запеченный картофель и горсть подсушенного миндаля в течение дня восполнят суточную потребность магния вашего ненаглядного чада.
Закрепить успех помогут витамины группы B, чрезвычайно полезные для правильной работы нервной системы и мозга. А потому на вашем столе всегда должны быть гречка, фасоль, мясо и субпродукты, растительное масло, корнеплоды, зеленые овощи и цитрусы.
А еще маленьким непоседам никак не обойтись без холина и лецитина. Данные вещества — пища для ума во всех смыслах, ведь они питают клетки мозга. Искать их стоит прежде всего в яйцах. Готовьте детям омлеты, запеканки, добавляйте яйца в салаты или просто варите их вкрутую, и они всегда будут счастливы и спокойны.
К сожалению, далеко не всё из названных продуктов вызывает энтузиазм у маленьких приверед. Поэтому восполнять уровень полезных веществ можно с помощью аптечных витаминов. Но в этом случае обязательно проконсультируйтесь с врачом.
Готовим вкусное
От теории плавно переходим к практике и составляем правильное меню для самых резвых. Овсянка — беспроигрышный вариант для питания гиперактивного ребенка. Высыпаем в кастрюлю 150 г геркулеса, заливаем его 200 мл молока и 200 мл свежего яблочного сока. Непрерывно помешивая, доводим кашу до кипения и варим 5 минут на слабом огне. Плотно укутываем кастрюлю полотенцем и настаиваем 10 минут. Добавляем 1 измельченное яблоко, 70 мл сливок, ½ ч. л. корицы и перемешиваем. Для эффекта можно украсить тарелку с кашей свежими ягодами.
Лучшее мясо для ребенка — курица, а лучшее блюдо из нее — котлеты. Прокручиваем через мясорубку 300 г куриного филе, 1 кабачок и 1 вареную морковь. Добавляем 100 г отварного риса, 2 яйца, пучок рубленого укропа, щепотку соли. Вымешиваем фарш, слегка отбиваем его и оставляем отдохнуть на 10 минут. Теперь лепим котлеты и тушим их в сковороде с водой и небольшим количеством масла. Дополните эти летние нежные котлеты воздушным картофельным пюре — и полезный обед для непоседы готов.
А на ужин предложите ему сытный салат из свеклы с творожным сыром. Отвариваем 2 небольшие свеклы, очищаем, нарезаем на небольшие кусочки. Выкладываем в тарелку сначала свеклу, потом творожный сыр и разминаем его вилкой. В салат можно добавить свежую зелень по желанию, присыпать грецкими орехами. Такое творение наверняка заинтересует малыша, и он охотно съест ваш фирменный салат!
Надеемся, наши рекомендации оказались полезными и усовершенствовать питание гиперактивного ребенка для вас не составит труда. Пусть ваши малыши растут крепкими, здоровыми и жизнерадостными!
Питание гиперактивного ребенка
Статья обновлена: 2020-01-05
Обычный рацион городского школьника в большом количестве включает продукты, перенасыщенные сахаром и вредными углеводами: хлопья для завтрака, чипсы, макароны, булочки, пирожные, конфеты, сладкие газированные напитки. Полезные углеводы: зерновой хлеб, каши из цельной крупы (гречка, пшено, овсянка, бурый рис).
Однако это еще не значит, что от рафинированного сахара и белого хлеба ребенок сразу становится неуправляемым. Диетологи выяснили, что рафинированный сахар в составе полноценного питания не приносит вреда. Если сахар сочетается с белками и крахмахами он хорошо усваивается. Если сахар принимать только с крахмахами, он усваивается плохо, приводит к брожению и повышенному газообразованию в кишечнике. Скопление шлаков сказывается на самочувствии и поведении ребенка. Механизм детоксикации у детей еще слабый, поэтому у них могут развиваться желудочно-кишечные расстройства, нарушения обмена веществ (прежде всего жирового) и аллергия.
Ученые также выяснили, что отставание в учебе, повышенная импульсивность и беспокойство у детей могут быть следствием недостаточного питания мозга. У гиперактивных детей обнаружен дефицит цинка, магния, кальция, витаминов группы В (В1, В6, В12), жирных кислот (ПНЖК). Кроме этих веществ, для питательной поддержки мозга необходимо принимать продукты, содержащие лецитин, таурин, триптофан, пробиотики (инулин).
Старайтесь не злоупотреблять в питании продуктами и соками с большим количеством искусственных добавок. (Читайте статью Пищевые добавки и гиперактивные дети)
Ребенку необходимо употреблять до 5-ти видов овощей и фруктов ежедневно, это восполнит дефицит витаминов. Употреблять в пищу свежую зелень, особенно с рыбой и мясом.
Исключить газированные напитки, кофе, крепкий чай.
Соблюдение режима здорового питания поможет справиться со многими трудностями, как в поведении, так и в здоровье ребенка.
КOММЕНТАРИИ 1
Диеты при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью
Какие существуют виды диет для синдрома дефицита внимания с гиперактивностью? Могут ли они помочь Вам и Вашему ребёнку? Есть ли продукты, которые Вам нужно употреблять, и такие, которых стоит избегать? Эта статья даст ответы на вопросы о диетах при СДВГ, включая ограничивающие диеты, пищевые добавки и продукты питания, которые могут ослабить симптомы СДВГ.
Может ли диета помочь при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью?
СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью) – это заболевание, состоящее из основных двух проблем:
Для человека, страдающего от СДВГ, может быть очень сложным оставаться на одном месте. Многие люди с СДВГ совершают импульсивные поступки – сначала делают, потом думают. Среди других симптомов этого заболевания можно перечислить следующее: ощущение беспокойства, депрессия, присутствие негативных мыслей и проблемы со сном. СДВГ случается и у детей, и у подростков и у взрослых людей.
«Вылечить» СДВГ нельзя. Однако можно облегчить его симптомы при помощи медикаментов и поведенческой терапии, которые назначаются многим людям с СДВГ. А как насчёт диет для лечения СДВГ? Могут ли они помочь?
Что такое диета для синдрома дефицита внимания с гиперактивностью?
В идеальном варианте диета для СДВГ должна помогать мозгу лучше работать и должна снижать проявление симптомов расстройства, таких как неугомонность и неспособность сосредоточиться. Диета может включать продукты, которые Вы употребляете в повседневном рационе, а также любые пищевые добавки, в которых Вы можете нуждаться. Вы можете найти информацию о следующих диетах от СДВГ:
Комплексное питание для синдрома дефицита внимания с гиперактивностью
Масштабных научных исследований по диетам для лечения СДВГ не проводилось, поэтому результаты их ограничены и противоречивы. Однако многие эксперты сферы здравоохранения считают, что диеты могут играть существенную роль в ослаблении симптомов СДВГ. Ричард Зон, доктор медицинских наук, особенно акцентирует на том факте, что всё полезное для мозга вероятнее всего будет полезным при СДВГ. Исследователь человеческого мозга и эксперт по СДВГ Даниэль Амен, доктор медицинских наук, рекомендует испробовать следующие советы по питанию:
Биологически активные (питательные) добавки и синдром дефицита внимания с гиперактивностью
Амен и Согн предлагают, чтобы все пациенты с СДВГ принимали 100 % необходимых витаминов каждый день. Многие дети, подростки и взрослые люди питаются несбалансированно, особенно пытаясь успеть переделать за день всё и питаясь на ходу.
Симптомы СДВГ, а также причины их возникновения, у каждого больного индивидуальны. Кроме того, для некоторых людей определённые пищевые добавки могут стать причиной усугубления симптомов. Поэтому прежде чем начать приём какой-либо добавки обсудите эту возможность со своим врачом.
Ограничивающие диеты и синдром дефицита внимания с гиперактивностью
Начиная ограничивающую диету Вам нужно определить продукты, которые, по Вашему мнению, могут вызывать симптомы СДВГ. После чего нужно исключить из рациона всё, что содержит это вещество. Если Вы замечаете улучшения в проявлении симптомов, Вам стоит продолжать избегать этого продукта.
Может ли устранение продуктов из рациона помочь ослабить симптомы СДВГ? Исследования в этой сфере всё ещё проводятся, и чётких результатов пока нет. Ниже приведены мнения экспертов касательно некоторых частных случаев.
В 1975 году Бенджамин Файнгольд предположил, что искусственные красители, ароматизаторы и консерванты могут приводит к возникновению гиперактивности у некоторых детей. С момента, когда он впервые озвучил эту теорию, исследователи и эксперты по поведению детей вели горячие споры на эту тему. Недавние исследования показали, что некоторые пищевые красители и один из консервантов действительно привели к увеличению гиперактивности у некоторых детей. Однако их влияние было разным в зависимости от возраста и добавки.
Основываясь на этом и ряде других недавних исследований, Американская академия педиатрии признаёт, что исключение консервантов и пищевых красителей из рациона может быть разумным шагом для детей с СДВГ. Амен советует убрать из пищи следующие вещества:
СДВГ. Советы детского врача-психиатра
«Не может сидеть на одном месте», «постоянно крутится и вертится», «все у него ломается», «в комнате постоянный беспорядок, вещи раскиданы». Бешеная энергия и активность, невнимательность и двигательная расторможенность, плохая успеваемость и проблемы в отношениях – далеко не полный перечень жалоб, с которыми обращаются родители к специалистам.
Ребенок с диагнозом «синдром дефицита внимания и гиперактивность» (СДВГ) может стать настоящим наказанием для воспитателей в детском саду и школьных учителей. Гиперактивный ребенок мешает вести уроки, на переменках устраивает «ледовое побоище» – неуемная энергия требует выхода. Педагоги постоянно вызывают папу или маму «на ковер», пытаясь им доходчиво объяснить, что они совершенно не занимаются воспитанием своего чада. Родители виновато отводят взгляд, тяжело вздыхают и разводят руками: «Да, не уследили, все работа, работа». И это при том, что ребенок-то добрый, хороший, да и семья вполне приличная. Главное, чего хотят педагоги, так это побыстрее избавиться от этого «милого» ребенка, лишние проблемы никому не нужны. Пусть родители сами с ним разбираются.
А ведь и правда, гиперактивные дети шумны и непоседливы. Не могут долго концентрировать внимание на предмете, особенно если это не увлекательный мультфильм или компьютерная игра. В этом случае их не оторвать от экрана телевизора или компьютера. Они, словно завороженные, могут часами смотреть (делать) то, что им действительно интересно, увлекает.
Дети с гиперактивностью и нарушением внимания могут ходить по классу, «помогать» учителю вести урок, вставляя свои комментарии, разговаривают с друзьями. В некоторых случаях провоцируют конфликтные ситуации. У гиперактивных детей «рот не закрывается», они постоянно куда-то спешат, хотят успеть сделать одновременно множество дел, при этом до конца ни одно из них не доводят. В учебных заданиях делают много ошибок и помарок, хотя интеллект и потенциальные способности у них достаточно неплохие. Так что же не так?
Что такое синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ)?
Существуют определенные заболевания, когда доминирующим признаком является чрезмерная активность и нарушение внимания. А любое ментальное нарушение требует не только квалифицированного медицинского лечения, но и индивидуального психолого-педагогического подхода. Таким детям просто необходима поддержка как со стороны семьи и учителей, так и со стороны психолога. Для того, чтобы помощь была эффективной, надо детально разобраться в причинах чрезмерной активности ребенка, понять не является ли они одним из признаков психического расстройства.
Сочетание «импульсивность», «нарушение внимания», «плохая самоорганизованность», «низкая успеваемость» может быть характерно для ряда психопатологических состояний, таких как СДВГ, невроз, шизофрения.
1. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей (СДВГ)
СДВГ – наиболее частая причина проявления данных расстройств. В зарубежных источниках указываются данные, что частота проявлений среди детей дошкольного и младшего школьного возраста составляет от 4 до 9,5%. Много это или мало?! К примеру, если взять школу с числом учащихся в 100 человек, то с большей долей вероятности 9 из них будет с СДВГ. Педагоги знают, что одного гиперактивного ребенка в классе будет достаточно, чтобы дезорганизовать весь коллектив. Давайте «разложим» на отдельные составляющие понятие нарушение внимания, которое мешает социальной адаптации, непосредственно влияет на школьную успеваемость и освоение новых знаний.
Внимание – направленность психической деятельности на избирательное восприятие каких-либо предметов, явлений, целенаправленное выполнение каких-либо действий.
Концентрация, объем и распределение – 3 важных ключевых аспекта внимания.
Концентрация – степень сосредоточения на одном (наиболее значимом) объекте. Эта способность зависит от волевых усилий, т. к. заключается в сознательном удержании внимания на определенной задаче с выведением за рамки актуальности других, на данный момент менее значимых дел.
Объем – способность при достаточной концентрации на выполняемой задаче удерживать во внимании несколько объектов или явлений, не имеющих отношение к главной теме деятельности. К примеру, школьник, занятый решением математических уравнений, одновременно понимает – находится учитель в классе или нет, слышит звук сигнализации машины, припаркованной рядом со школой, прислушивается к разговору девочек за соседней партой.
Распределение – способность следить за выполнением нескольких компонентов в процессе деятельности. Например, в процессе написания сочинения школьнику нужно следить не только за смысловой составляющей, но и за грамотностью, разборчивым почерком.
У ребенка с СДВГ нарушены в той или иной степени все компоненты внимания.
Причины СДВГ
1. Патология во время беременности: токсикоз, нефропатия, анемия, простудные заболевания, угроза выкидыша, травмы и стрессы, курение, употребление алкоголя и психоактивных веществ, лекарственных препаратов.
2. Тяжелые роды, «кесарево сечение», низкие показатели у ребенка по шкале АПГАР, тяжелое состояние младенца после родов.
3. Черепно-мозговые травмы у ребенка, такие как сотрясение мозга или более тяжелые.
В результате воздействия такого рода неблагоприятных факторов нарушается процесс созревание систем головного мозга, отвечающих за память, мышление, речь, внимание, восприятие. Также отстает формирование процесса торможения, именно поэтому такие ребята возбудимы с самого раннего детства.
СДВГ или избалованность?
К основным признакам СДВГ у ребенка можно отнести:
1. Не может надолго сконцентрировать на конкретном занятии внимание, хватается за несколько дел сразу, мешает и раздражает окружающих своим поведением (бесцельно прыгает, бегает, залезает в разные места).
2. Постоянно «теряет» вещи в школе или дома. Забывает приносить тетради, учебники и школьные принадлежности. Не помнит, что нужно записывать домашнее задание.
3. Внешний вид – растрепанный, неряшливый.
4. Может «не слышать» родителей или учителей, когда к нему обращаются.
5. Допускает много мелких ошибок и помарок из-за невнимательности, торопится при выполнении работ, не доводит дело до конца.
6. По возможности не делает или избегает заданий, требующих длительной сосредоточенности и концентрации.
7. На стуле постоянно крутится, вертится, раскачивается, спокойно не сидит. Во время урока может встать и «прогуляться» про классу.
8. Много и быстро разговаривает, на вопросы отвечает, даже не дослушав до конца, о чем его спрашивают. Выкрикивает с места во время урока, не подняв руку для ответа.
9. Плохие оценки, вызов родителей в школу, наказания – не приводят к действенному результату. От переживаний, волнений и наказаний ситуация лучше не становится.
10. Ближе к вечеру состояние, поведение и успеваемость заметно ухудшается. Начало и конец урока – самое сложно время, середина проходит более спокойно и гладко.
11. Отмеченные выше трудности отмечаются в течение как минимум 6 месяцев.
Гиперактивный ребенок – что будет дальше?
Ребенок растет, мозг созревает. Вышеописанные проблемы – это не навсегда!
Беда состоит в том, что такие дети с первых дней занятий в детском саду или обучения в школе заметно отстают в достижениях от своих сверстников. Несобранность, неорганизованность, неусидчивость мешают полноценному процессу обучения и развития. Таких детей воспитатели и учителя автоматически записывают в ряды хулиганов и двоечников.
Во взрослом возрасте учеба им также может трудно даваться, несмотря на вполне нормальный интеллект.
Агрессия. С таким вариантом проявления заболевания можно столкнуться в подростковом возрасте, когда повышенная активность заменяется конфликтностью и агрессивным поведением в отношениях с учителями, родителями. И все это может происходить на фоне плохой успеваемости, асоциальных наклонностей, пагубного пристрастия к алкоголю и психоактивным веществам. Подростку с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью сложно выстраивать длительные доверительные отношения, они склонны к частой смене сексуальных партнеров (промискуитет).
Сексуальная активность – проблема, которая приходит на смену расторможенности и проявляется в старших классах школы. Последствия раннего начала интимной жизни и промискуитета часто волнуют родителей подростков с СДВГ. И волнение здесь вполне оправданно.
По статистике, каждый 10-й аборт делается девушками до 18 лет, 60% подростков, участвующих в порноидустрии и вовлеченных в проституцию, идут на это по собственному желанию.
2. Невроз и невротические реакции
В основе невроза всегда лежит какая-либо внешняя психотравмирующая причина, на которую ребенок выдает определенную реакцию. При синдроме дефицита внимания и гиперактивности обычно никаких внешних причин для плохого поведения нет.
Как правило, невротические реакции дают о себе знать начиная с 3-4 класса школы и затем уже ближе к окончанию школы (стресс, экзамены, поступление в ВУЗ). В то время как СДВГ – бедствие ребят младшего школьного возраста.
Невроз возникает при комбинации двух обстоятельств: внешних и «внутренних». К первым можно отнести:
1. Напряженные отношения в семье и школе, конфликты с учителями, родителями, друзьями.
2. Утрата, тяжелая болезнь близкого человека.
3. Материнская депривация, развод родителей, раннее отлучение ребенка от семьи или эмоционально недостаточно теплая мать.
Ко второму, «внутреннему» обстоятельству относят характер ребенка, вернее так называемый «невротический» характер.
Истероидный характер. Как правило дети с таким типом характера инфантильны, ребячливы, любят «работать на публику», обращают на себя внимание, при необходимости «включают» обиженного страдальца.
В школе их успеваемость во многом может зависеть от учителя. У строгого и эмоционально холодного педагога ребенок с истероидным характером может учиться на двойки и тройки, т.к. успех завоевать довольно проблематично. У более эмоционального учителя, который не только ругает, но и хвалит, поддерживает – на четыре и пять.
Такой ребенок может быть душой компании, с удовольствием играть в театральном кружке, выступать на сцене. Бессознательная цель – стать самым заметным, самым «обаятельным и привлекательным», доказать всем, что он достоин лучшей доли.
Тревожно-мнительный характер. Ребята с таким характером отличаются боязливостью, высокой чувствительностью, склонны к переживанию негативных эмоций. При неблагоприятном стечении жизненных обстоятельств, их тревожность, мнительность, беспокойство вырастает в разы. Ребенок становится расторможенным, суетливым, не может довести дело до конца, расстраивается. Внимание становится неустойчивым, успеваемость и работоспособность снижаются, настроение ухудшается.
Возможные причины невроза:
1. Связь изменения в поведении с тревожной или психотравмирующей ситуацией. Может впереди выпускные экзамены или усложнилась школьная программа? Проблемы с одноклассниками или близкими? Стоит деликатно и с осторожностью поинтересоваться не только у ребенка, но и у его друзей, учителей, что происходит на самом деле.
2. Всплески чрезмерной активности возникают перед публикой. Наедине с родными или учителем подросток ведет себя спокойно и тихо. В некоторых случаях возбуждение проявляется в виде хлопанья дверями, как реакция на какой-либо комментарий или оценку педагога, шутку одноклассников.
3. Тревожность, беспокойство, рассеянность, невнимательность усиливается после каникул или нескольких дней, проведенных дома. Возможно усиление перечисленных явлений именно в контакте с кем-то конкретным из близких.
4. Нарушение внимания и повышение двигательной активности усиливается в «значимые и ответственные моменты» – контрольная работа, открытые уроки, публичные выступления.
5. Состояние сохраняется от 1-2-х месяцев и более.
Как ни странно звучит, но шизофрения часто «сопровождается» гиперактивностью и нарушением внимания.
Шизофрения – хроническое психическое расстройство, причина которого остается до конца не изученной. Данное заболевание характеризуется разнообразием проявлений: расстройстве познавательных функций, речи, поведения, эмоций, нарушением социальных отношений и адекватного восприятия реальности.
Шизофрения. Отличительные признаки:
1. О таком ребенке можно сразу сказать, что он странный, значительно отличается от сверстников, в первую очередь, своим поведением.
3. Бросается в глаза его неумение общаться с другими ребятами. Он держится в стороне, не принимает участия в коллективных играх и занятиях.
4. Бесцельная активность. Это может быть однотипные хлопки, подпрыгивание, бег по определенной траектории. Поведение импульсивное и нелепое, мотив, логическое объяснение которому трудно найти.
5. На уроках продуктивность снижена за счет нарушения распределения внимания, а также за счет смещения фокуса внимания на свои внутренние переживания. Ребенок может не решить достаточно простую логическую задачу, но при этом отлично справляется с примерами, в которых присутствуют крупные числа. Со стороны может казаться, что он как бы не присутствует на уроке, погружен в свою реальность.
6. Возбуждение появляется приступообразно. Моменты спокойствия сменяются внезапным возбуждением, криками, чрезмерной «болтливостью», веселым и «дурашливым» настроением.
7. Школьная дисциплина – не для такого ребенка. Он не может понять и приспособиться к социальным требованиям, подчинить им свое поведение и желания.
8. При общении ребенок может избегать взгляда в глаза, закрывать уши, или, наоборот, не соблюдать личную дистанцию по отношению к собеседнику, придвигаться к нему очень близко, создавая психологический дискомфорт.
Заметили 4 признака и более – стоит обратиться за помощью к детскому врачу-психиатру, т.к. подобные нарушения психолого-педагогическими методами крайне слабо корректируются, необходимо медикаментозное лечение.
Гиперактивный ребенок. Что делать педагогам?
Гиперактивный ребенок (СДВГ) требует к себе особого отношения, стандартные школьные программы для него не подходят, т.к. особенности заболевания непосредственно влияют на усвоение учебного материала. Итак, что нужно сделать, чтобы помочь ребенку с СДВГ освоить школьную программу?
Ребенок с СДВГ. Советы родителям
1. Заведите четкий и понятный режем дня и совместно с ребенком его соблюдайте: надо, значит надо, компромиссы здесь не уместны. Добивайтесь результата твердо, последовательно и спокойно. Дайте возможность ребенку почувствовать личную ответственность, не забывайте хвалить за сделанную работу или задания. Не выполнит, что было задумано – не ругать, а помочь.
2. По возможности не ходить вместе с ребенком в места с большим скоплением людей: гипермаркеты, крупные рынки, массовые мероприятия.
3. Переутомление – перевозбуждение. Сильно уставший ребенок может перевозбудиться. Чтобы этого не допускать, необходимо давать ему короткий отдых через каждые 20 минут занятий. Также урок можно поделить на отдельные задания, чтобы он их смог выполнить до конца. Стоит быть готовым к тому, что первые несколько лет обучения в школе вам придется делать уроки вместе с ребенком. Подсказывать совсем не обязательно. Ваша задача следить, чтобы ученик выполнял задание и не отвлекался. Хорошо проговорить задание вслух, при этом рассуждая, как можно найти решение данной задачи. В случае необходимости – нанять педагога, который будет помогать.
4. Находите поводы, чтобы похвалить своего ребенка даже за самую, казалось бы, незначительную победу. Это придаст ему силы и уверенность в себе.
Дополнительно об СДВГ можно прочитать: https://familyland.ru/library/publicarticle/publicarticle_112.html
Лечебное питание и фитотерапия при повышенной активности и возбудимости
1. Обилие сахара и вкусностей способствует усилению возбуждения. Старайтесь избегать в рационе питания сладостей, замените их фруктами и сухофруктами. Исключите газировку, чипсы, фаст-фуд.
2. Желательно, чтобы питание было сбалансированным и богатым витаминами группы В, С, фолиевой и пантотеновой кислотой, магнием, калием, цинком. Эти витамины и микроэлементы содержаться в цельнозерновом хлебе, овсяной каше (не быстрорастворимой), печени, яйцах, цельном молоке, рыбе, креветках, фасоли, абрикосах и кураге, кисломолочных продуктах, цитрусовых, смородине, зелени. При этом, не рекомендуется по личной инициативе давать ребенку биологически активные добавки, препараты железа, витамины. Для начала стоит проконсультироваться с педиатром и сдать необходимые анализы.
3. При переносимости эфирных масел и отсутствии на них аллергии, можно каждый день, утром и вечером, растирать запястья, голеностопные, коленные и локтевые суставы смесью: 2 капли масла лаванды, 2 капли масла ромашки, 1 капля масла розмарина, 2 чайные ложки растительного масла.
4. Настойка боярышника помогает нормализовать внутричерепное давление. Принимать следует утром за 20 минут до еды по 1 капле на год жизни. К примеру: 5 лет – 5 капель.
5. Перед сном можно сделать успокоительные ванны из мяты, хмеля, пустырника, зверобоя, шалфея. Для этого необходимо взять по 1 чайной ложке перечисленных сухих трав, залить 0,5 литра кипятка, настаивать 2 часа в термосе и добавить полученный раствор в ванну. Время приема процедуры – 15-20 минут.
Шапошникова Антонина, врач-психиатр, заведующий Отделением №9 Центра им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ