меня окружают мертвые души кто сказал

Цитаты из поэмы «Мёртвые души» (Гоголь Н.В.)

Цитаты из поэмы «Мёртвые души» (1842 г.) русского писателя Гоголя Николая Васильевича (1809 – 1852).

А уж куды бывает метко всё то, что вышло из глубины Руси, где нет ни немецких, ни чухонских, ни всяких иных племен, а всё сам-самородок, живой и бойкой русской ум

О меткости прозвищ, которые дают русские люди (глава 5).

Во рту точно эскадрон переночевал

Слова помещика Ноздрёва, в разговоре с Чичиковым (глава 4).

Городничему всегда место найдется

Слова помещика Петуха Петра Петровича (глава 3).

Дама, приятная во всех отношениях

Так Гоголь называет одну из дам города N (глава 9).

Доедет ли это колесо до Казани?

Этими словами мужики обсуждают бричку Чичикова, на которой он въехал в губернский город NN (глава 1).

Есть люди, имеющие страстишку нагадить ближнему, иногда вовсе без всякой причины

О помещике Ноздрёве (глава 4).

Закон — я немею пред законом

Слова Чичикова из беседы с помещиком Маниловым, в которой он уговаривает помещика продать мертвых крестьян (глава 2).

И какой же русский не любит быстрой езды?

Из последнего лирического отступления поэмы, о путешествии Чичикова (глава 11, последняя).

Именины сердца

Слова помещика Манилова, которыми он описывает радость от встречи с приехавшим к нему в гости другом Чичиковым (глава 2).

Какое странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове: дорога! и как чудна она сама, эта дорога

О впечатлениях Чичикова во время путешествия (глава 11).

Маниловщина

Беспочвенная мечтательность, пассивно-благодушное отношение к действительности (от фамилии помещика Манилова, глава 2).

Молодость счастлива тем, что у ней есть будущее

О юности помещика Тентетникова (глава 1).

Мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет

Слова помещика Собакевича о жителях города, в разговоре с Чичиковым (глава 5).

Мышиный жеребчик

Молодящийся старик, любящий ухаживать за женщинами (глава 8, о Чичикове).

Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка, несешься?

Из последнего лирического отступления поэмы, о путешествии Чичикова (глава 11).

Невидимые миру слезы

Выражение из поэмы (т. I, гл. 7) «Мёртвые души» (1842 г.) писателя Гоголя Николая Васильевича (1809 – 1852).

Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово

Последнее предложение главы 5.

О моя юность! о моя свежесть!

Из рассуждений Чичикова (глава 6).

Плачем горю не поможешь, нужно дело делать

Из рассказа Чичикова об эпизоде своей жизни, когда у него не сложились отношения с начальником (глава 11).

Плюшкин

Так называют жадных и скупых людей (от фамилии помещика Плюшкина, гл. 6).

Полюби нас черненькими, а беленькими нас всякий полюбит
Пошла писать губерния!

Слова Чичикова, который увидел на балу танец, в котором участвует все губернское светское общество (глава 8).

Русской человек способен ко всему и привыкает во всякому климату

Горожане рассуждают о том, приживутся ли на новом месте в Херсонской губернии купленные Чичиковым крестьяне (глава 8).

Русь! Русь! вижу тебя из моего чудного прекрасного далека. но какая же непостижимая тайная сила влечет к тебе?

Из лирического отступления в главе 11.

Скупость, как известно, имеет волчий голод и чем более пожирает, тем становится ненасытнее

Из описания помещика Плюшкина (глава 6).

Толстые умеют лучше на этом свете обделывать дела свои, нежели тоненькие
У! какая сверкающая, чудная, незнакомая земле даль! Русь.

Из лирического отступления в главе 11.

Эх, русской народец! не любит умирать своею смертью!

Мысли Чичикова, который осматривает списки приобретенных им мертвых душ (глава 7).

Источник

Цитаты из книги «Мёртвые души»

Давненько не брал я в руки шашек!

Нет, кто уж кулак, тому не разогнуться в ладонь.

. женщины, это такой предмет просто и говорить нечего! Одни глаза их такое бесконечное государство, в которое заехал человек — и поминай как звали! Уж его оттуда ни крючком, ничем не вытащишь.

Потребовавши самый лёгкий ужин, состоявший только в поросенке, он тот же час разделся и, забравшись под одеяло, заснул сильно, крепко, заснул чудным образом, как спят одни только те счастливцы, которые не ведают ни геморроя, ни блох, ни слишком сильных умственных способностей.

«Позвольте вас попросить расположиться в этих креслах», сказал Манилов. «Здесь вам будет попокойнее». «Позвольте, я сяду на стуле». «Позвольте вам этого не позволить», сказал Манилов с улыбкою.

Довольно из десяти сторон иметь одну глупую, чтобы быть признану дураком мимо девяти хороших.

Есть люди, имеющие страстишку нагадить ближнему, иногда вовсе без всякой причины.

. Но смертный, право, трудно даже понять, как устроен этот смертный: как бы ни была пошла новость, но лишь бы она была новость, он непременно сообщит ее другому смертному, хотя бы именно для того только, чтобы сказать: «Посмотрите, какую ложь распустили!» — а другой смертный с удовольствием преклонит ухо, хотя после скажет сам: «Да это совершенно пошлая ложь, не стоящая никакого внимания!» — и вслед за тем сей же час отправится искать третьего смертного, чтобы, рассказавши ему, после вместе с ним воскликнуть с благородным негодованием: «Какая пошлая ложь!» И это непременно обойдет весь город, и все смертные, сколько их ни есть, наговорятся непременно досыта и потом признают, что это не стоит внимания и не достойно, чтобы о нем говорить.

В первую минуту разговора с ним не можешь не сказать: «Какой приятный и добрый человек!» В следующую за тем минуту ничего не скажешь, а в третью скажешь: «Черт знает что такое!» — и отойдешь подальше; если ж не отойдешь, почувствуешь скуку смертельную.

Выражается сильно российский народ! И если наградит кого словцом, то пойдет оно ему в род и потомство, утащит он его с собою и на службу, и в отставку, и в Петербург, и на край света. И как уж потом ни хитри и ни облагораживай свое прозвище, хоть заставь пишущих людишек выводить его за наемную плату от древнекняжеского рода, ничто не поможет: каркнет само за себя прозвище во все свое воронье горло и скажет ясно, откуда вылетела птица. Произнесенное метко, все равно что писанное, не вырубливается топором. А уж куды бывает метко все то, что вышло из глубины Руси, где нет ни немецких, ни чухонских, ни всяких иных племен, а всё сам-самородок, живой и бойких русский ум, что не лезет за словом в карман, не высиживает его, как наседка цыплят, а влепливает сразу, как пашпорт на вечную носку, и нечего прибавлять уже потом, какой у тебя нос или губы, — одной чертой обрисован ты с ног до головы.

Везде, где бы ни было в жизни, среди ли черствых, шероховато-бедных и неопрятно-плеснеющих низменных рядов её или среди однообразно-хладных и скучно-опрятных сословий высших, везде хоть раз встретится на пути человеку явленье, не похожее на всё то, что случалось ему видеть дотоле, которое хоть раз пробудит в нём чувство, не похожее на те, которые суждено ему чувствовать всю жизнь.

Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа.

Русская возница имеет доброе чутьё вместо глаз; от этого случается, что он, зажмуря глаза, качает иногда во весь дух и всегда куда-нибудь да приезжает.

Не то на свете дивно устроено: весёлое мигом обратится в печальное, если только долго застоишься перед ним, и тогда бог знает что взбредёт в голову.

. если приятель приглашает к себе в деревню за пятнадцать вёрст, то значит, что к ней есть верных тридцать.

Полюби нас черненькими, а беленькими нас всякий полюбит.

Господи боже! Какое необъятное расстояние между знанием света и умением пользоваться этим знанием!

Надобно иметь любовь к труду. Без этого ничего нельзя сделать. Надобно полюбить хозяйство, да! И, поверьте, это вовсе не скучно. Выдумали, что в деревне тоска… да я бы умер от тоски, если бы хотя один день провёл в городе так, как проводят они! Хозяину нет времени скучать. В жизни его нет пустоты — всё полнота.

— Где же вы после этого будете жить? — спросил Платонов Хлобуева. — Есть у вас другая деревушка? — Да в город нужно переезжать: там есть у меня домишко. Это нужно сделать для детей: им нужны будут учителя. Пожалуйста, здесь ещё можно достать учителя Закону Божию; музыке, танцеванью — ни за какие деньги в деревне нельзя достать. — «Куска хлеба нет, а детей учит танцеванью», — подумал Чичиков. — «Странно!» — подумал Платонов. — Однако ж нужно нам чем-нибудь вспрыснуть сделку, — сказал Хлобуев. — Эй, Кирюшка! принеси, брат, бутылку шампанского. — «Куска хлеба нет, а шампанское есть», — подумал Чичиков. — Платонов не знал, что и думать.

В натуре находится много вещей, неизъяснимых даже для обширного ума.

Источник

«Мертвые души» — аргументы для итогового сочинения ЕГЭ по поэме Гоголя

меня окружают мертвые души кто сказал. 76543 22. меня окружают мертвые души кто сказал фото. меня окружают мертвые души кто сказал-76543 22. картинка меня окружают мертвые души кто сказал. картинка 76543 22. Цитаты из поэмы «Мёртвые души» (1842 г.) русского писателя Гоголя Николая Васильевича (1809 – 1852).

Мы подготовили для Вас несколько аргументов по произведению Гоголя — Мертвые души. Используйте наш материал для написания сочинения на урок литературе в школе.

Преступление и наказание — аргумент

Многие знают о планируемой авантюре Чичикова, который скупал крестьян только на бумаге. Но не все понимают, какие последствия имела бы его махинация для общества. Он же никого не убивает, не калечит, а если и обманывает, то государственное учреждение, а не вдов и сирот. Но так ли? Чичиков собирался заложить несуществующие души в Опекунский совет. Это ведомство давало людям ссуды за ценности под проценты. Именно там А.С. Пушкин заложил имение в Болдино. Но куда государство девало проценты по кредитам? Ими оно обеспечивало сиротские приюты и дома малютки. Эти деньги шли на финансирование богоугодных заведений. Получается, что Чичиков своим обманом хотел нажиться на обездоленных. Именно они бы недополучили то, что им причитается по закону. В приюте дети получали образование и даже небольшое приданое для начала самостоятельной жизни. Но такие, как Чичиков, брали ссуду под то, чего не было, а значит, учреждение терпело убытки и не могло помочь всем нуждающимся сиротам. Таковы негативные социальные последствия «безобидной» аферы героя.

Кому на Руси жить хорошо — аргумент

Ответственность за развитие страны лежит на каждом гражданине. Несправедливо искать козла отпущения ни в верхних, ни в нижних слоях общества. Каждый должен трудиться и быть полезным на своем месте. Это доказывает пример из поэмы «Мертвые души». Как бы ни старались крестьяне работать и обеспечивать своих владельцев, без инициативы барина хозяйство приходило в упадок. Так, Плюшкин доверху забил амбары товаром, который попросту гнил, потому что никто его не покупал по завышенным ценам. При этом его крестьяне массово умирали от голода и нищеты. Помещик был феноменально скуп и не давал им даже обуви и одежды. Вот так безответственность одного человека вредила целому региону. И после этого нечего удивляться, что Россия в упадке. Пока каждый человек не осознает свой долг по отношению к Родине, ничего к лучшему не изменится.

Человек путешествующий: дорога в жизни человека — аргумент

С образом дороги связано все повествование, поскольку главный герой Чичиков на протяжении всего повествования находится в пути, то посещая помещиков, то заезжая в губернский город NN. Дорога становится тем, что помогает центральному персонажу в покупке «мертвых» крестьянских душ. К некоторым помещикам Чичиков едет целенаправленно, к кому-то попадает совершенно случайно, однако в любых ситуациях ему удается «выйти сухим из воды», либо приобретя души умерших крестьян, либо уехав без особых приключений. Дорога, символизирующая весь жизненный путь Чичикова, который, несмотря на различные трудности, проблемы и неожиданности, в целом добивается своих целей, демонстрирует, что Чичиков обладал способностью приспосабливаться к внешним обстоятельствам.

Мотив дороги важен в поэме не только для раскрытия образа центрального персонажа, но и для демонстрации порочности помещичьей и чиновничьей среды. Повествование «Мертвых душ» построено так, что Чичиков перемещается от «беспочвенного мечтателя» Манилова до Плюшкина, который являлся «прорехой на человечестве». Сюжетные особенности, с помощью которых демонстрируется нравственная деградация, помогают выразить мысль, которая важна для всего повествования: «мертвыми» являются не столько души умерших крестьян, которых хочет купить Чичиков, сколько души помещиков и чиновников, которые живы лишь физически. Н.В. Гоголь демонстрирует путь, по которому идет Россия: это путь «омертвления» души, когда люди самостоятельно обрекают себя на бесцельное существование.

Важен символизирующий всю Россию образ «птицы-тройки», наблюдаемый в лирических отступлениях. Автор выражает мысль о неизвестности пути России: она, как и «птица-тройка», «несется» в неизвестном направлении, а ее будущее неизвестно. Однако в финале первого тома поэмы вновь появившийся образ «птицы-тройки» трактуется автором уже по-другому. Н.В. Гоголь выражает мысль о возможности возрождения России, он выражает надежду на то, что Россия встанет на истинный путь и пойдет к лучшему будущему, чему должны были быть посвящены второй и третий тома «Мертвых душ».

Таким образом, образ дороги в гоголевской поэме помогает в демонстрации жизненного пути центрального персонажа Чичикова и в раскрытии проблемы пути России.

Внутренний мир — аргумент

В поэме Н.В. Гоголя показана целая галерея героев, внутренний мир которых беден и ничтожен. Автор, повествуя о каждом последующем помещике, словно стремится подчеркнуть, как ниже и ниже духовно опускаются они. Если в Манилове можно найти хоть что-то человеческое, то Плюшкин — воплощение бездушия, низости, наивысшей убогости внутреннего мира. Н. Гоголь восклицает: «И до какой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек!»

«Седьмой десяток живу»,- говорит Плюшкин. И каков итог его жизни, к чему он пришёл, что окружает его на старости лет? Одиночество, грязь, потеря человеческого облика (« баба или мужик»), жадность, приведшая к тому, что в амбарах гибнет масса добра, а крестьяне, да и сам хозяин живут впроголодь («… восемьсот душ имеет, а живет и обедает хуже моего пастуха!…». Так говорит Собакевич о Плюшкине)

О каком внутреннем мире можно говорить? В душе Плюшкина не осталось человеческих чувств – сострадания, понимания, жалости, любви. Там пустота.

Страшно читать страницы о Плюшкине. Ужасно, что человек так может никчемно прожить на свете. Эта поэма — предостережение автора от подобной участи. Нужно стремиться стать чище, благороднее, добрее, обогащать свой внутренний мир, самосовершенствоваться, чтобы достойно прожить на земле.

Культура поколения — аргумент

В этом же ряду стоят и такие произведения Н.В. Гоголя, как «Ревизор», «Мёртвые души». В первом из них представлена «культура» уездного города. Грязь, мусор, непроезжие дороги, разваливающийся мост, свинья, лежащая в луже посреди улицы, трактиры с тараканами – всё это внешние признаки антикультуры. Внутренние же – это казнокрадство, взяточничество, нерадивое отношение к своим обязанностям, преклонение перед власть имущими и многое другое.
В романе «Мёртвые души» перед нами проходит галерея портретов помещичьего дворянства: Манилов, Собакевич, Ноздрёв, Коробочка и, наконец, Плюшкин. Это те, кто должен быть примером нравственности и гражданского долга. А они являются отражением государственного устройства, отрицательного проявления нравственности, экономики, политики. Так что мы можем сказать, что, говоря об уездной и помещичьей России, Гоголь представляет и уровень её культуры.

Для чего человеку нужна совесть — аргумент

В качестве важного аргумента можно привести произведение Николая Васильевича Гоголя «Мёртвые души», где главный герой Чичиков — человек без угрызений совести, под видом благородных, душевных порывов проворачивает большую аферу по скупке мёртвого населения, чтобы улучшить своё материальное положение, ведь он мог получить двести рублей за одну «мёртвую душу». В настоящее время таких людей большинство и если у них и есть совесть, то она спит в самом дальнем уголке души.

Это произведение убеждает меня в том, что совесть, это определение справедливости у человека, у каждого оно своё. Человек может взаимодействовать со своей совестью, путём убеждения себя что это правильный поступок. Однако совесть больше влияет на человека, она заставляет его делать более правильные поступки или исправлять свои ошибки.

Влияние денег на человека — аргумент

Ради денег Чичиков придумывает целую схему: он покупает мертвые души, чтобы впоследствии заложить их в банк и получить внушительную сумму. Жажда наживы толкает человека на обман, герой хочет прийти к своей цели любыми путями. Но Чичиков — не единственный герой, неравнодушный деньгам. В крайней форме проявляется излишняя бережливость у Степана Плюшкина, достаточно богатого помещика. Он ходит в рваной одежде, ест в домах у своих же крестьян, в то время как у него просто так пропадают тонны хлеба. Плюшкин разрывает отношения со всеми своими родственниками, в том числе и с родными детьми, чтобы его деньги никому не достались.

Мечта и реальность — аргументы

1. Разница между мечтой и желанием становится очевидной, когда мы узнаем, чего же человек хочет от жизни. Главный герой поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» хотел одного: обогащения. Ради этого он колесил по России в поисках помещиков, которые могли бы переписать на него тех крестьян, которые уже умерли. Так, аферист намеревался обманным путем получить ссуду, заложив десятки крепостных, которых на самом деле не было. Очевидно, что Чичиков не гнушался самыми низкими средствами в реализации своих планов. Он не побоялся поставить на кон свою честь, даже свободу, ведь за такие махинации можно попасть под суд. Но стоит ли результат такого риска? Неужели ради денег человек готов пожертвовать всем тем, что у него есть? Это очень мелочный повод. Для мечты простого стремления к наживе мало. Это всего лишь потребительское желание, которое легко удовлетворить. Оно есть у большинства людей, в нем нет ничего такого, что могло бы вдохновить человека. Настоящая мечта – это идеал, едва достижимое чудо, к которому тянется человек. А то, что так прозаично и банально, называется лишь сиюминутной прихотью – желанием.

2. Один из героев поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» отличался особой мечтательностью. Манилов жил в грёзах, поэтому на словах он казался идеальным помещиком. Он мечтал построить каменный мост через пруд, поставить там палатки и ларьки для купцов, словом, организовать инновационные торговые площадки. Однако все завсегдатаи дома знали, что хозяин рассказывает эту байку не первый год. Также он производил впечатление начитанного и культурного человека, но книга на его столе уже два года открыта на четырнадцатой странице. Дворянин очень заботился о хозяйстве, но ничего в нем не понимал, поэтому управляющий его обворовывал. Манилов жил иллюзиями, которые питали его воображение. Ему достаточно было этих фантомов, он ничего не собирался делать для их реализации. Поэтому ни один из его грандиозных планов никогда не перестанет быть планом.

Почему люди деградируют — аргумент

Безволие, легкомыслие и безответственность приводят людей к деградации. Это доказывает пример из поэмы «Мертвые души». Манилов, как и большинство помещиков того времени, жил за счет наследного капитала, а потому не стремился к службе и карьерному росту. Он довольствовался тем, что имел, и даже это не мог привести в порядок, потому что не управлял собой. Он планировал и грезил, говорил и хвастался идеями, но дальше слов дело не доходило. Как только нужно было что-то предпринять, Манилов не мог принудить себя к активности и собраться с силами. Поэтому в его доме еще с момента свадьбы стояли два кресла, обтянутых рогожей, а он никак не мог распорядиться, чтобы обтянуть их, как остальные. Манилов все задачи откладывал в долгий ящик, поэтому так и не сумел реализовать свои проекты: не построил мост через пруд, не прочитал книгу, уже два года открытую на одной и той же странице, не модернизировал хозяйство. С таким праздным и отставшим от жизни человеком было приторно скучно общаться, ведь Манилов не имел своих взглядов, а просто все хвалил, чтобы получить похвалы в ответ. Его деградация стала следствием безволия и легкомыслия, ведь герой просто плыл по течению и не боролся со своей бездеятельностью.

Источник

Цитаты из поэмы «Мертвые души» Гоголя: афоризмы, крылатые выражения, мудрые высказывания

меня окружают мертвые души кто сказал. brichka chichikova mertvye dushi Hudozhnik A Laptev. меня окружают мертвые души кто сказал фото. меня окружают мертвые души кто сказал-brichka chichikova mertvye dushi Hudozhnik A Laptev. картинка меня окружают мертвые души кто сказал. картинка brichka chichikova mertvye dushi Hudozhnik A Laptev. Цитаты из поэмы «Мёртвые души» (1842 г.) русского писателя Гоголя Николая Васильевича (1809 – 1852).
Бричка Чичикова.
Художник А. Лаптев

Знаменитая поэма «Мертвые души» Н. В. Гоголя представляет собой настоящую кладезь мудрости.

В этой статье представлены цитаты из поэмы «Мертвые души»: афоризмы, крылатые выражения, мудрые высказывания.

Смотрите:
— Пословицы из поэмы «Мертвые души»
— Все материалы по поэме «Мертвые души»

Цитаты из поэмы «Мертвые души»: афоризмы, крылатые выражения, мудрые высказывания

«. русский человек в решительные минуты найдется, что сделать, не вдаваясь в дальние рассуждения. «

«. нас на Руси если не угнались еще кой в чем другом за иностранцами, то далеко перегнали их в умении обращаться. Пересчитать нельзя всех оттенков и тонкостей нашего обращения [. ] у нас есть такие мудрецы, которые с помещиком, имеющим двести душ, будут говорить совсем иначе, нежели с тем, у которого их триста, а с тем, у которого их триста, будут говорить опять не так, как с тем, у которого их пятьсот, а с тем, у которого их пятьсот, опять не так, как с тем, у которого их восемьсот, – словом, хоть восходи до миллиона, всё найдутся оттенки. «

«. ленивым и вялым голосом, как будто бы, по русскому выражению, натаскивал клещами на лошадь хомут. «

«. решаться в банк значит подвергаться неизвестности. » (Чичиков об игре в карты)

«. во рту после вчерашнего точно эскадрон переночевал. » (про пьянство)

«. русский человек не любит сознаться перед другим, что он виноват. «

«. Есть лица, которые существуют на свете не как предмет, а как посторонние крапинки или пятнышки на предмете. Сидят они на том же месте, одинаково держат голову, их почти готов принять за мебель и думаешь, что отроду еще не выходило слово из таких уст; а где-нибудь в девичьей или в кладовой окажется просто: ого-го. «

«. Выдумали диету, лечить голодом! Что у них немецкая жидкостная натура, так они воображают, что и с русским желудком сладят. «

«. Нет! кто уж кулак, тому не разогнуться в ладонь! А разогни кулаку один или два пальца, выдет еще хуже. «

«. И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! мог так измениться! И похоже это на правду? Все похоже на правду, все может статься с человеком. «

«. Нынешний же пламенный юноша отскочил бы с ужасом, если бы показали ему его же портрет в старости. Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом! Грозна, страшна грядущая впереди старость, и ничего не отдает назад и обратно! Могила милосерднее ее, на могиле напишется: «Здесь погребен человек!»,

«. ничего не прочитаешь в хладных, бесчувственных чертах бесчеловечной старости. «

«. весьма опасно заглядывать поглубже в дамские сердца. «

«. где губернатор, там и бал, иначе никак не будет надлежащей любви и уважения со стороны дворянства. «

«. женщины, это такой предмет… [. ] просто и говорить нечего! Поди-ка попробуй рассказать или передать все то, что бегает на их лицах, все те излучинки, намеки, – а вот просто ничего не передашь. Одни глаза их такое бесконечное государство, в которое заехал человек – и поминай как звали! Уж его оттуда ни крючком, ничем не вытащишь. Ну попробуй, например, рассказать один блеск их: влажный, бархатный, сахарный. Бог их знает какого нет еще! и жесткий, и мягкий, и даже совсем томный, или, как иные говорят, в неге, или без неги, но пуще, нежели в неге – так вот зацепит за сердце, да и поведет по всей душе, как будто смычком. Нет, просто не приберешь слова: галантёрная половина человеческого рода, да и ничего больше!». » (Чичиков о женщинах)

«. Впрочем, если слово из улицы попало в книгу, не писатель виноват, виноваты читатели, и прежде всего читатели высшего общества: от них первых не услышишь ни одного порядочного русского слова, а французскими, немецкими и английскими они, пожалуй, наделят в таком количестве, что и не захочешь. «

«. Хорошо то, что она сейчас только, как видно, выпущена из какого-нибудь пансиона или института, что в ней, как говорится, нет еще ничего бабьего, то есть именно того, что у них есть самого неприятного. «

«. люди степенные и занимающие важные должности как-то немного тяжеловаты в разговорах с дамами; на это мастера господа поручики и никак не далее капитанских чинов. Как они делают, бог их ведает: кажется, и не очень мудреные вещи говорят, а девица то и дело качается на стуле от смеха. «

«. есть вещи, которых дамы не простят никому, будь он кто бы ни было, и тогда прямо пиши пропало! Есть случаи, где женщина, как ни слаба и бессильна характером в сравнении с мужчиною, но становится вдруг тверже не только мужчины, но и всего что ни есть на свете. «

«. трудно даже понять, как устроен этот смертный: как бы ни была пошла новость, но лишь бы она была новость, он непременно сообщит ее другому смертному. «

«. Как ни глупы слова дурака, а иногда бывают они достаточны, чтобы смутить умного человека. «

«. Ведь известно, зачем берешь взятку и покривишь душой: для того чтобы жене достать на шаль [. ] А из чего? чтобы не сказала какая-нибудь подстёга Сидоровна, что на почтмейстерше лучше было платье, да из-за нее бух тысячу рублей. «

«. На себя, однако же, он не рассердился, и в том, конечно, был прав. Все мы имеем маленькую слабость немножко пощадить себя, а постараемся лучше приискать какого-нибудь ближнего, на ком бы выместить свою досаду. «

«. Есть, точно, на свете много таких вещей, которые имеют уже такое свойство: если на них взглянет одна дама, они выйдут совершенно белые, а взглянет другая, выйдут красные, красные, как брусника. «

«. так и вызначилась во всем пустая природа мужчины, природа грубая, тяжелая, не способная ни к домостроительству, ни к сердечным убеждениям, маловерная, ленивая, исполненная беспрерывных сомнений и вечной боязни. «

«. страх прилипчивее чумы и сообщается вмиг. «

«. Поди ты сладь с человеком! не верит в Бога, а верит, что если почешется переносье, то непременно умрет. «

«. И оказалось ясно, какого рода созданье человек: мудр, умен и толков он бывает во всем, что касается других, а не себя. «

«. щедр человек на слово «дурак». «

«. Довольно из десяти сторон иметь одну глупую, чтобы быть признану дураком мимо девяти хороших. «

«. приятные минуты, известные всякому путешественнику, когда в чемодане все уложено и в комнате валяются только веревочки, бумажки да разный сор, когда человек не принадлежит ни к дороге, ни к сиденью на месте. «

«. как глубоко заронилось в славянскую природу то, что скользнуло только по природе других народов…»

«. праздно вращается на устах слово «добродетельный человек»; потому что обратили в лошадь добродетельного человека, и нет писателя, который бы не ездил на нем, понукая и кнутом, и всем чем ни попало; потому что изморили добродетельного человека до того, что теперь нет на нем и тени добродетели, а остались только ребра да кожа вместо тела; потому что лицемерно призывают добродетельного человека; потому что не уважают добродетельного человека. Нет, пора наконец припрячь и подлеца. Итак, припряжем подлеца. «

‘. Конечно, трудно, хлопотливо, страшно [. ] Ну да ведь дан же человеку на что-нибудь ум. «

«. Но мудр тот, кто не гнушается никаким характером, но, вперя в него испытующий взгляд, изведывает его до первоначальных причин. «

«. Бесчисленны, как морские пески, человеческие страсти, и все не похожи одна на другую, и все они, низкие и прекрасные, вначале покорны человеку и потом уже становятся страшными властелинами его [. ] Но есть страсти, которых избранье не от человека. Уже родились они с ним в минуту рожденья его в свет, и не дано ему сил отклониться от них. «

«. И вот те деньги, которые бы поправили сколько-нибудь дело, идут на разные средства для приведения себя в забвенье. «

«думающих не о том, чтобы не делать дурного, а о том, чтобы только не говорили, что они делают дурное. «

«. честолюбье называл он силою, толкающею вперед человека, – без которого не подвигнешь его на деятельность. «

«. Это-то называл он высшей степенью ума. Сохранить посреди каких бы то ни было огорчений высокий покой, в котором вечно должен пребывать человек, – вот что называл он умом. «

«. шалости потаенные, которые, как известно, хуже открытых. «

«. Петербург, куда, как известно, стремится ото всех сторон России наша пылкая молодежь – служить, блистать, выслуживаться или же просто схватывать вершки бесцветного, холодного как лед, общественного обманчивого образованья. «

«. если приятель приглашает к себе в деревню за пятнадцать верст, то значит, что к ней есть верных тридцать. «

«. больше всего береги и копи копейку: эта вещь надежнее всего на свете. Товарищ или приятель тебя надует и в беде первый тебя выдаст, а копейка не выдаст, в какой бы беде ты ни был. Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой. » (цитата из наставления отца Чичикова)

Это были цитаты из поэмы «Мертвые души» Н. В. Гоголя: афоризмы, крылатые выражения, мудрые высказывания из произведения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *