мем пельмени на деревьях растут
agrodoctor
agrodoctor
Слышал бы кто, что за латынь я им внушал, как лекарь.
Пельмени на деревьях
» Речь пойдет о растении Pelmenius Nobilium.
Да, это те самые пельмени.
Замороженные плоды именно этого растения, которые были заботливо собраны во время урожая, а затем приготовлены особым образом, мы покупаем в магазинах. История использования плодов этого растения уходит корнями глубоко в историю. Первые упоминания можно найти в древнем Египте.
Однако возделывали и собирал в Египте сорт Pelmenius Ferox, плоды не готовили после сбора, а употребляли в пищу сырыми и свежими, чуть позже их начали обсушивать на солнце, а далее жарить в масле льна. Этот сорт при созревании приобретал красный цвет.
Далее растение и употребление плодов в пищу распространилось по территории Европы благодаря Италии и завоевательным походам древнего Рима.
Римские легионеры быстро смекнули, что эти плоды быстро насыщают и обладают неплохим вкусом.
Ближайшим родственником растения является венерина мухоловка.
Каким же образом образуются плоды Pelmenius с этой сочной мясной начинкой? А принцип ровно тот же, что у венериной мухоловки.
Насекомое, попав в хитрую ловушку, остается взаперти захлопнувшейся оболочки, растение начинает образовывать внутри мясной фарш.
Далее листья с кусочком живности внутри преобразуются в галлы (что-то схожее с наростами на листьях дубов).
Люди в какой-то момент обратили внимание на это дикое растение и начали его возделывать.
Мясо начали вкладывать вручную, не ожидая, когда оно само поймает не пойми что.
Использовали мясо лягушек, антилоп, мелких грызунов.
В Китае популярными оказались ароматные жирные черви, сверчки.
Как же получается белый цвет пельменей и вкус оболочки, напоминающий тесто?
Все просто. Пельменный галл в процессе своего развития по своей структуре становится похож на зерно. Из которого, как известно, делается мука. Белый цвет появляется из-за того, что после сбора пельменей их на несколько секунд опускают в кипящую воду и тут же помещают в морозильные камеры. Хлорофилл, дающий зеленый цвет, окончательно распадается и пельмени становятся белыми.
Для гурманов пельмени обрабатывают особым образом, сохраняя их естественный цвет (на фото пельмени, подготовленные для варки дома). «
Однако, что же на самом деле с этим «пельменным деревом»?
Дерево, изображенное на этих фотках конечно же существует.
Называется оно «Индийский миндаль» (Terminalia catappa). Хотя с миндалем у него столь же мало общего, как и с пельменями, потому как миндаль относится к семейству розанных а Терминалия к семейству Комбретовых.
Однако плоды его внутри действительно содержат съедобную начинку. Только не мясную, как у пельменей, а сладковатое маслянистое ядро по вкусу реально близкое к миндальному. Только очень маленькое.
Внешне же недозрелые орешки терминалии просто поразительно сходны с пельмешками.
А эта фотка вполне может послужить для непереборчивого в средствах журналиста иллюстрацией к сообщению об «успехах селекционеров в выведении новых сортов пельменного дерева» 🙂
Это касается, конечно же не только «пельменей». А всего того потока фейков, которым заливают наш многострадальный интертет.
Пельмени с точки зрения науки
Всем привет, сегодня у нас будет увлекательный тред в удивительный мир флоры и фауны и рассказ о том, как, казалось бы, самые обычные и естественные для нас вещи таят в себе тайны и раскрываются с новой стороны. Речь пойдет о растении Pelmenius Nobilium.
Да, это те самые пельмени.
Замороженные плоды именно этого растения, которые были заботливо собраны во время урожая, а затем приготовлены особым образом, мы покупаем в магазинах. История использования плодов этого растения уходит корнями глубоко в историю. Первые упоминания можно найти в др. Египте.
Однако возделывали и собирали в Египте сорт Pelmenius Ferox, плоды не готовили после сбора, а употребляли в пищу сырыми и свежими, чуть позже их начали обсушивать на солнце, а далее жарить в масле льна. Этот сорт при созревании приобретал красный цвет.
Далее растение и употребление плодов в пищу распространилось по территории Европы благодаря Италии и завоевательным походам др. Рима.
Римские легионеры быстро смекнули, что эти плоды быстро насыщают и обладают неплохим вкусом.
Удивительный факт, который ПОВЕРГ В ШОК УЧЕНЫХ.
Ближайшим родственником растения является венерина мухоловка. То самое растение, что произрастает на территории России вблизи болот и охотится на мух. Каким-то образом растение попало в жаркий климат, богатый пищей.
И стало видоизменяться. Каким же образом образуются плоды Pelmenius с этой сочной мясной начинкой? А принцип ровно тот же, что у венериной мухоловки. Насекомое, попав в хитрую ловушку, остается взаперти захлопнувшейся оболочки, растение начинает образовывать внутри мясной фарш.
Далее листья с кусочком живности внутри преобразуются в галлы (что-то схожее с наростами на листьях дубов). Если вовремя не снять урожай, то начинка будет переварена окончательно. Люди в какой-то момент обратили внимание на это дикое растение и начали его возделывать.
Мясо начали вкладывать вручную, не ожидая, когда оно само поймает не пойми что.
Использовали мясо лягушек, антилоп, мелких грызунов.
В Китае популярными оказались ароматные жирные черви, сверчки.
В Австралии очень популярны кормовые пельмени для скота. В пищу человеку они непригодны. Растение развилось до больших размеров, к сожалению, в ущерб качеству плодов.
Как же получается белый цвет пельменей и вкус оболочки, напоминающий тесто?
Все просто. Пельменный галл в процессе своего развития по своей структуре становится похож на зерно. Из которого, как известно, делается мука.
Белый цвет появляется из-за того, что после сбора пельменей их на несколько секунд опускают в кипящую воду и тут же помещают в морозильные камеры. Хлорофилл, дающий зеленый цвет, окончательно распадается и пельмени становятся белыми.
Для гурманов пельмени обрабатывают особым образом, сохраняя их естественный цвет (на фото пельмени, подготовленные для варки дома).
Эти пельмени не успели вовремя собрать. Плоды утеряны безвозвратно. В них нет начинки. Только пористая губка горькая на вкус..
В дальнейшем люди вывели сорта пельменей, которые дают плоды и без мяса, и начали вкладывать в них картошку, творог, фрукты. Пельмени без мяса внутри начали называть варениками.
Но как же так? Моя бабушка делает домашние пельмени, как? Как это у нее получается?
Уже давно выведены декоративные пельмени садовые и домашние (садовые, домашние, собранные плоды таких растений).
Домашние пельмени, доросшие до момента вкладки начинки.
Вложив начинку, через неделю можно собирать урожай.
В быту такие растения неприхотливы. Их необходимо поливать раз в месяц и кормить хотя бы раз в 6 месяцев.
Большое спасибо всем. Надеюсь, кто-то почерпнул для себя что-то новенькое. В следующий раз устрою тред про спагетти.
Мем пельмени на деревьях растут
В ответ на пост @voshindno, да будет волна.
Я тоже люблю готовить адовые блюда. Когда готовишь только себе, то просто со сковороды шкрябаешь что есть, например яичницы:
Или бараньи ребрышки.
Бургер замесить и сделать
Или восточное месиво
Всем желаю в пару, которая умеет и любит готовить.
Все скидки и промокоды в одном месте
Вы там как, готовы к осенним распродажам? Чтобы не пропустить самые интересные и выгодные предложения, подпишитесь на полезный телеграм-канал Пикабу со скидками. Да, Пикабу не только для отдыха и мемов, но и для экономных покупок!
В «Пикабу Скидки» вы найдете актуальные предложения:
• доставки еды (KFC, Delivery Club, «Папа Джонс»);
• книги («Читай-город», «Литрес», Storytel);
• услуги и сервисы («Делимобиль», Boxberry, «Достависта»);
• маркетплейсы и гипермаркеты (Ozon, «Ашан», «Яндекс.Маркет»);
• одежда и обувь (Adidas, ASOS, Tom Tailor)
• бытовая техника и электроника («М.Видео», «Связной», re:Store);
• товары для дома (IKEA, «Леруа Мерлен», Askona);
• косметика и парфюмерия («Л’Этуаль», «Иль де Ботэ», Krasotka Pro);
• товары для детей («Детский мир», TOY, Mothercare);
• образование («Нетология», GeekBrains, SkillFactory);
• и еще куча-куча всего.
Как выращивают пельмени
Фото для тех кто никогда не видел, как растут пельмени. Зеленые еще, не созрели. А как побелеют, так сразу и созрели значит. Ближе к Новому Году, после первых морозов их сразу мороженными снимают.
Пельмени
В канун того Нового года большинство наших друзей внезапно оказались в отношениях. Причем на стадии: «мне никто не нужен кроме тебя и все мои друзья для меня ничто». Все они планировали: «встретить Новый год как в сказке, только ты и я!», что означало: «секс под бой курантов».
Нас осталось четверо. Четверо бывших одноклассников, решивших, что они не задроты-неудачники, а серьезные люди, которые сами, по своей воле, а не по стечению обстоятельств, хотят встретить Новый год в исключительно мужской компании.
Провели предновогоднее совещание и самый умный из нас, назовем его Сережа, сказал, что мужской Новый год требует мужского застолья. Поэтому пить мы будем водку, а есть пельмени. Причем пельмени сделаем сами и обязательно тридцать первого декабря. Такие правила.
Мы не стали спорить. Пельмени так пельмени. Днем накануне Нового года мы оккупировали кухню у меня дома и принялись за дело. Сережа, будучи нашим идейным вдохновителем сказал, что пельмени мы будем готовить по особому рецепту с тройным фаршем, в связи с чем накануне, на рынке были куплены говядина, свинина, баранина, лук, черный перец и чеснок.
Мы полностью погрузились в процесс, периодически выпивая по рюмке водки. Сережа заявил, что это необходимо для соблюдения процедуры. По его плану мы должны были налепить достаточное количество пельменей и поставить их варить таким образом, чтобы первая партия была готова как раз к началу новогодней речи Президента.
Примерно к одиннадцати вечера стало понятно, что все идет по плану, только мы все уже не совсем в форме. Что не удивительно, так как мы весь день только пили, но практически ничего не ели.
Сережа, как настоящий руководитель нашел выход из положения. Он сказал, что пельмени мы поставим на балкон, чтобы они подмерзли, а сами пойдем ненадолго проветриться.
Я подумал, что это отличный план, так как вспомнил, что надо погулять с собакой, о которой я в кулинарном угаре совершенно забыл, что ее совершенно не обидело, собака притворялась невидимой, аккуратно поедая оставленные без присмотра шматки фарша.
Мы вышли в новогодний вечер с его желтыми рвущими темноту фонарями, ощущением неизбежного праздника и освежающей снежной крупой в лицо и за шиворот.
Справа от входной двери дворник насыпал огромный сугроб. Мы остановились и стали смотреть на него, потом Сережа сказал, что я должен прыгнуть в этот сугроб с козырька подъезда.
Я спросил, чем обусловлен такой выбор? Сережа ответил, что подъезд мой, значит и прыгать мне. Возразить было нечего, и я шагнул в сторону сугроба. Собака, преградила мне дорогу и легким взмахом хвоста стала отговаривать меня от этой затеи. Я сказал коллегам, что собака не хочет, чтобы я прыгал. Они сказали, что я хуже подкаблучника, раз прислушиваюсь к мнению собаки, Сережа сказал, что он сейчас покажет, как это делают мужики.
Сережа вошел в сугроб точно и плотно, как клинок в ножны. Он успел поднять над головой руки и теперь они торчали из снега словно странный геодезический знак. Мы несколько минут восхищались, а потом стали удивляться, что он не вылезает. Еще через несколько минут выяснилось, что он уже давно пытается вылезти, но не может. Решили прокапываться к нему сбоку, нам почему-то показалось это правильным. Два раза промахивались, но с третьего раза заиндевелого Сережу извлекли из плена.
Мы собрались вести его домой для разморозки, но Сережа вырвался и заявил, что это непорядок, он заявил, что мы очень неаккуратно его откопали и разбросали везде снег. Теперь его нужно сложить обратно, если мы хоть немного уважаем дворника, то есть человека труда!
Мы уважали дворника и сложили снег обратно. Ну как смогли.
Вернувшись домой, мы мало чем отличались от внутрисугробного Сережи. Нужно было срочно согреться и ставить варить пельмени, время приближалось к двенадцати. Мы хором выпили по полстакана водки с перцем, чтобы снять симптомы простуды.
Нам всем вдруг одновременно стало понятно, что вот сейчас мы минутку посидим, и сразу пойдем пельмени варить.
Очнулись мы на рассвете первого дня нового года.
Пельмени на завтрак ничуть не хуже, чем на новогодний ужин.
Тем более с тройным фаршем.
#мем Пельмени растут на деревьях
кот рассказывает как готовить пельмени (шлепа мем)Подробнее
Еб*ть пельмени нах*й варятсяПодробнее
Будьте бобры | Уральские ПельмениПодробнее
ШЛЁПА — ПРОИСХОЖДЕНИЕ МЕМА (Большой Шлёпа)Подробнее
шлëпа говорит пельмени 10 часов #шлëпа #мем #мило #смешно #пельмень #пельмени #shorts #ShortsПодробнее
АНОНИМУС И ШЛЕПА СПИДРАНЯТ МАЙНКРАФТПодробнее
бонни нахваливает пельмени (ОРИГИНАЛ)Подробнее
МЯСНЫЕ ПЕЛЬМЕНИ CEZARПодробнее
Хорошие пельмени это очень вкусно (by DailyRay ♪)Подробнее
ОСТАВИЛ МИР НА 1 ЧАС ВОТ ЧТО ПРОИЗОШЛОПодробнее
10 Детей в Существование Которых Сложно ПоверитьПодробнее
Лютые приколы. Пельмени из ХалкаПодробнее
Если бы шлепа умел говорить (Big Floppa)Подробнее
УЖАСАЮЩИЙ ЮТУБ КАНАЛПодробнее
ЗА СКОЛЬКО МИНУТ ОПАРЫШИ СЪЕДЯТ БУРГЕР?Подробнее
ИИИИГОРЬ! tnx for 350+ subs. Shitpost meme countryhumans. (ОТОКО).Подробнее
Фильм «И на камнях растут деревья»
…По прозрачной озерной глади отражающей голубизну низкого северного неба, скользит диковинного вида судно со свирепо оскалившейся драконьей мордой на носу. Судно – точная копия корабля викингов, драккара: на таких далекие предки нынешних датчан, норвежцев, шведов отправлялись в долгие путешествия вокруг Скандинавского полуострова, ходили и в Западную Европу, и в близлежащие славянские земли, совершая дерзкие набеги на мирные поселения рыбаков и земледельцев. Те времена, отделенные от нас толщей веков, оживают в советско-норвежском фильме «И на камнях растут деревья», поставленном Станиславом Ростоцким. Режиссер, чьи ленты – «Дело было в Пенькове», «Доживем до понедельника», «А зори здесь тихие…», «Белый Бим Черное ухо» – на этот раз обратился к материалу тысячелетней давности к «эпохе викингов», как именуют специалисты период скандинавской истории, ограниченный IX – серединой XI веков.
Отряд мурманов, приплывших из Упиланда (западная часть сегодняшней Норвегии) к берегам Гардарики – так древние скандинавы называли Северо-Западную Русь, – напрасно рассчитывал на богатую добычу в крохотном приозерном селении. Несколькими месяцами раньше тут побывали морские разбойники – даны и перебив взрослых мужчин, забрали все, что было ценного. Так что Ториру, предводителю отряда, ничего не оставалось, как с пустыми руками убираться восвояси, прихватив с собой единственного пленника – юношу Кукшу. Приглянулся суровому викингу этот парнишка – непокорный, смелый, находчивый. И еще показалось суеверному Ториру, будто Кукша «угоден богам»: он не утонул в реке, спасаясь от погони, с его появлением на корабле парус наполнился попутным ветром… Вот и взяли викинги Кукшу с собой – на счастье…
Картина «И на камнях растут деревья» – насыщенное приключениями повествование. Между тем с первых же эпизодов ясно, что создатели ленты не намерены слишком торопить события, оставляя нам время повнимательнее присмотреться к их участникам. Немаловажно и другое: облик далекой эпохи и ее люди здесь – не просто экзотический фон, придающий экранному действию дополнительную зрелищность. Естественно, законы жанра выдвигают свои условия. Поэтому зритель увидит в фильме эффектно поставленные сцены морского сражения, в котором Торир и его спутники одолеют бросивших им вызов данов, будет переживать за судьбу очутившегося на чужбине Кукши, с интересом следить за развитием сюжета, внутри которого действует жесткая пружина интриги. Но при этом картине свойственны свободное дыхание, определенная независимость от жанровых канонов, естественность драматургических ходов, в большей мере подчиненных выявлению нравственного смысла происходящего, нежели его событийно-фабульной стороны.
Отсюда, в частности – разнообразие характеров как ведущих, так и ряда второстепенных персонажей, индивидуализированных, обладающих убедительностью правдиво и подробно (а не условно-приблизительно, как это случается в иных приключенческих фильмах) счерченных образов.
Как во все времена, люди в «эпоху викингов» различались между собой: неоднозначны и непредсказуемы бывали иногда их поступки. Благородный и великодушный воитель Торир (Тур Стокке), который усыновил Кукшу и в честь своего погибшего в битве племянника нарек его Эйнаром Счастливым, почти с самого начала внушает симпатию и уважение. Напротив, грубый и безжалостный Сигурд (Торгейр Фонлид), для которого даже его невеста – что-то вроде военной добычи или доставшейся за дорогую плату рабыни, выглядит отталкивающе, вызывая неприязнь. Не столь просто обстоит дело с Харальдом (Ион Андерсен), сыном покойного конунга Олафа – правителя, в чьих владениях Торир и его воины остаются на зимовку, возвратившись из похода. Харальд молод, горяч, самолюбив, его притягивают власть и богатство, причем для достижения своих целей он готов и на бесчестный поступок. Но к своему сверстнику-славянину будущий конунг испытывает искренние дружеские чувства и старается сделать все, чтобы его названый брат Эйнар Счастливый действительно был счастлив. Счастливым хочет видеть Кукшу и юная Сигню. сестра Харальда обещанная в жены Сигурду. В результате все четверо – Кукша. Сигню. Харальд и Сигурд – оказываются вовлеченными в круг сложных и противоречивых взаимоотношений, куда – кто в большей, кто в меньшей степени – втягиваются и другие действующие лица этой истории: Торир. Гутторм (Пер Сундерланд) – наставник Кукши и Харальда. Тюра (Лисе Фьельстад) – вдова Олафа, мудрый старик Левий (Михаил Глузский), живущий у викингов на положении раба. Тугой узел конфликта обещает трагическую развязку…
И все же не перипетии лирической драмы и не соперничество в борьбе за власть являются в фильме основной движущей силой сюжета. Кукша принял покровительство Торира. дружбу Харальда, любовь Сигню, которую сам полюбил пылко, со всей страстью юной чистой души. Не Эйнаром Счастливым он так и не стал. Он помнит свое настоящее имя, помнит, откуда он родом, и неудержимо рвется назад, в те края, где ждут его мать, близкие, соплеменники. Радость встречи с ними Кукша не променяет ни на счастье с любимой, ни на почетное положение близ Торира или Харальда, ни на что другое? Во сне и наяву его постоянно посещают воспоминания о прошлом, о детстве, проведенном на берегу привольно раскинувшегося среди густых лесов северного озера, о материнской ласке, об отце, замечательном мастере кузнечного ремесла… «Твои мысли далеко, чужеземец, а сам ты здесь. Верни их обратно, и тебе станет хорошо», – скажет Кукше в минуту их первой встречи красавица Сигню. Но не сможет он внять этому совету, не сумеет – и не захочет – заглушить в сердце тоску по родине. Повзрослевший, рано возмужавший в трудных испытаниях, преодолев все преграды. Кукша отправится в свою Гардарику…
А постановка этого фильма, осуществленная творческим коллективом советских и норвежских кинематографистов, и вправду была делом нелегким. Все, начиная от уникального реквизита, без которого невозможно достоверное воссоздание на экране черт давно минувшей эпохи, от сложных съемок на натуре (северные пейзажи оператора Вячеслава Шуйского удивительно живописны, они – часть атмосферы ленты) и кончая работой с актерским ансамблем. большей частью состоявшим из норвежских исполнителей – требовало поиска, хождения неизведанными путями. На три главные роли были выбраны – Александр Тимошкин (Кукша). Петронелла Баркер (Сигню) и Ион Андерсен (Харальд). И не вдруг, наверное удавалось добиться того, чтобы ни один из них не «потерялся» рядом с более опытными партнерами, обладающими зрелым мастерством.
…Из давних, давних времен пришли к нам герои картины «И на камнях растут деревья»: но едва ли можно не почувствовать к ним близость, ибо их переживания. их судьбы напоминают о том, что и сегодня, как и тысячу лет назад, есть непреходящее духовное достояние людей
Всё о кино
11.6K поста 40.8K подписчиков
Правила сообщества
1. Запрещено нарушать основные правила Пикабу (нет спаму, оскорблениям, вбросам, рекламе, политике).
3. Категорически запрещены спойлеры без специального тега или предупреждения как в постах, так и в комментариях.
4. Ставьте корректные теги при создании поста и указывайте в названии суть. Для постов с видеообзорами обязательно указывать тег «видеообзор». Для постов с видео c Youtube рекомендуется указывать название канала в тегах и небольшое описание, чтобы было понятно о чём это видео.
5. Запрещено целенаправленное разжигание негатива с отсутствием всякой аргументации. Авторы регулярных токсичных и агрессивных комментариев будут блокироваться. Давайте поддерживать дружественную атмосферу и уважать друг друга.
6. Будьте грамотны при составлении поста. В случае множественных ошибок в тексте пост будет удален в общую ленту, а автор, в случае неоднократного несоблюдения правил, заблокирован.
7. В сообществе не приветствуются фейки, вбросы, теории заговора, конспирология и параноидальные бредни.
Да, фильм отличный. Пересматриваю его периодически.
по книге можно было сериал снять.
этот кукша потом на рим набегал с викингами, потом в рабстве в византии был
в итоге, вроде, домой вернулся (не помню).
кругаля вокруг всей европы дал.
На удивление один из немногих фильмов которые интересней книги.
Драккары из этого фильма до сих пор можно увидеть на набережной в Выборге.
Я про этот фильм помню только три вещи: его название, что он интересный и что он жестокий. Совсем маленький был когда его смотрел.
Режиссер, чьи ленты – Дело было в Пенькове»,
Открывающую кавычку забыли.
Шведы никогда не ходили в Европу. До сих пор не найдено ни одного шведского судна, способного выходить в море, а не каботажить вдоль берега.
Да и насчёт других скандинавов вопросы. Их по количеству населения просто не хватало и для «окультуривания» полуострова и для расхваленных походов по миру. Так что были это точно не скандинавы, а народ куда более многочисленный и развитый.
Викинг не национальность и название по месту жительства. Этим словом ВНЕЗАПНО стали заменять слово пират при переводах текстов.
А пиратили на Балтике в основном славяне.
Реконструкторы против Голливуда: фильмы о викингах
Опыт системной оценки художественных фильмов о викингах в рамках сравнительно-аналитического дискурса с опорой на классификацию Ивана Семьяна.
Зачастую, когда специалист по какой-то теме смотрит художественный фильм, его темы касающийся, у специалиста начинает, что называется, подгорать. И это нормально. Но есть разные уровни «режиссерского произвола».
Например, когда человек смотрит «Интерстеллар» Кристофера Нолана, ему не нужна степень по физике, чтобы понять откровенную нереалистичность некоторых эпизодов. Например, путешествие персонажа Макконахи через Черную дыру. Тут школьного курса достаточно с лихвой.
Но на то она и фантастика, хотя приставка «научная» вроде как обязывает прорабатывать фантдопущения. Другое дело – фильмы исторические. И те, что позиционируются таковыми. Историки, археологи и реконструкторы такие фильмы любят глубоко и искренне. Об этом и предлагаю поговорить.
Справедливо начать с вопроса о том, почему вообще существует такая проблема. Казалось бы, есть эксперты – историки, археологи. Реконструкторы, которые буквально воссоздают культуру и быт целевой эпохи на основе исторических источников – археологических, письменных, изобразительных. Что мешает пригласить этих специалистов на съемочную площадку и снять исторический фильм в соответствие с реалиями эпохи? На самом деле, причин много. Рассмотрим основные.
Это перенесение современных стереотипов (как правило – поведенческих) на реалии эпохи, по которой снимается фильм. Элементарный пример – два викинга выпивают в корчме, один задевает другого плечом или проливает на него полкружки браги. Что происходит дальше? Современный стереотип диктует вполне очевидную линию поведения из разряда «пойдем выйдем». Ну или поножовщину на месте.
Реально в Скандинавии эпохи викингов подобный исход крайне маловероятен. Потому что убийство (пусть даже ненамеренное) другого человека влекло за собой колоссальную лавину проблем. И суд на тинге ярла – не самая большая из них. До тинга можно было не дожить. А еще можно было получить такую социальную стигму как нидинг, что значит «бесправный». Нидинг лишался всех статусов, имущества, жены и прочего. Вот это уже беда. Потому что за убийство нидинга ни перед кем отвечать не нужно.
Это большое заблуждение, что раннесредневековые скандинавы постоянно дрались по чем зря. В плане социальных взаимодействий они были куда адекватнее, чем показано в тех же «Викингах», где все друг друга режут без разбору. Причина в том, что разговаривали люди лицом к лицу, а не сидя по разные стороны монитора.
Я не уверен, что один викинг в описанной ситуации извинился бы перед другим, хотя это всецело зависит от объема выпитого. Но едва ли они стали бы драться. Хотя, полагаю, хольмганг был бы возможен. Но это уже не формат «пойдем выйдем», а полноценный ритуал, определенный законодательно. И проводился он не сию же минуту, а назначался на конкретное время.
В целом, тысячу лет назад люди значительно лучше умели держать язык за зубами, чем сейчас. Любопытно, что нагляднее всего эту мысль продемонстрировал Роберт Говард в своих первых рассказах про Конана. Да, антураж там фэнтезийный, но жизненной мудрости Говарда он не отменяет.
Таким образом, когда человек, который хотя бы в общих чертах представляет себе реалии эпохи, видит на экране очевидный анахронизм, то есть поведение персонажа, несоответствующее поведению людей в то время, это сразу вызывает закономерный диссонанс.
Вторая глобальная проблема, зачастую именно с нее все начинается. Да, это как раз тот случай, когда «я художник, я так вижу». То есть фантазии режиссера замещают факты об исторических реалиях. Эталонный пример – когда викинги, спускаясь на берег, подхватывают щиты, размещенные на бортах лангшипа, и с ними идут в бою.
Пафосно и эффектно, не поспоришь. Нюанс в том, что археология показывает – эти щиты не были боевыми. Они были большие и тяжелые, и крепились к борту особым образом. Их невозможно было использовать в бою. Щиты эти решали две задачи, во-первых, практическую – они делали фальшборт выше, что позволяло эффективно прятаться от лучной атаки. Во-вторых, декоративную – корабль выглядел красивее. В этом деле викинги знали толк, они ведь еще использовали резные головы морских змеев, из-за чего их лангшипы и получили свое легендарное прозвище – драккары (если что, это ни в коей мере не тип корабля, а пафосная альтернатива для скальдических саг, подробнее – в другом стриме).
Опять же, у человека, которому этот факт известен, означенный эпизод с подхватыванием «бортовых» щитов вызывает искреннюю улыбку. И человек уже понимает, что следующий час не фильм будет смотреть, а остальные режиссерские выдумки собирать.
Стилизация вместо реконструкции
Бытует мнение, что реальные викинги выглядели не так ярко и интересно, как те, которых нам рисует Голливуд. Вот что они выглядели иначе – это факт. А что менее интересно – большое заблуждение.
Проблема режиссеров в том, что не хочется тратить бюджет и время на экспертов. Поэтому делается стилизация. То есть «вариация на тему». Отсюда – весь тот замечательный комплект одежды и вооружения, который мы можем наблюдать через кровоточащие веки в сериале «Викинги». О нем мы, конечно, поговорим подробнее.
Стремление к кинематографичности
Чтобы блокбастер выглядел круто на большом экране, нужно много всего. Много доспехов, много воинов. Я этот вопрос уже затрагивал на одном из предыдущих стримов, поэтому повторяться не буду, желающие могут посмотреть. Чтобы не занимать лишнее время, приведу один конкретный пример.
В Иллеруле (Дания) был обнаружен клад VII века. Да, это чуть раньше эпохи викингов, но всё же. Клад включает 147 мечей на 1000 копий. А еще, чтобы вы понимали масштаб, у нас на всю Скандинавию эпохи викингов шесть находок шлемов. Кольчуга вообще одна – в захоронении близ Хаусбигда. Еще в Хьортспринге есть фрагменты. Зато топоров и щитов – не счесть. Буквально, общее количество археологических артефактов этих типов никто не считал.
Это значит, что абсолютное большинство воинов в хирде ярла вообще не имели доспехов и были вооружены копьем, топором и щитом. В шлемах и при мечах был лишь с пяток хускарлов. В кольчуге только сам ярл, да и то не факт. Так что все эти кадры тотальной бойни из «Последнего Королевства» – не более, чем фантастическая авторская фантазия.
Классификация исторических фильмов Ивана Семьяна
Иван Семьян – археолог, руководитель центра экспериментальной археологии «Археос», заведующий лабораторией экспериментальной археологии НОЦ Евразийских исследований ЮУрГУ, реконструктор (Каменный век). В 2018 году на форуме «Ученые против мифов-9» Иван Семьян выступил с докладом, в котором предложил авторскую классификацию исторических фильмов.
В основу своей классификации Семьян положил три группы проблем в фильмах, которые позиционируются историческими, но по сути таковыми не являются. Эти группы, основанные на выше озвученных причинах неисторичности, Семьян определил следующим образом:
Здесь комментарии излишни – речь о ситуации, когда продемонстрированные в фильме предметы быта, орудия труда или военная экипировка не соответствуют эпохе, о которой идет речь.
Эта группа проблем прямо следует из анахронизма. То есть когда персонажи на экране ведут себя совершенно не так, как себя вели люди отображаемого исторического периода.
Пример – уже упомянутый сериал «Викинги» (который не хаял только ленивый), где каждый персонаж – откровенный индивидуалист и карьерист, иначе не сказать. Во взаимоотношениях между героям нет даже намека на общинное мышление, которое в Раннем средневековье было основной мировоззрения людей. Это подтверждается и археологией и письменными источниками.
Женщины в «Викингах» – это современные женщины, эмансипированные и с макияжем. Проблема не в том, что в сериале много женщин-воительниц, тут как раз все в порядке. Проблема в том, как они себя ведут, и тут для наглядности подойдет пример, о котором говорил Евгений. Когда Бьёрн пустил беременную Торунн в бой. Хотя этот же эпизод выйдет отличной иллюстрацией к третьей проблеме – отсутствие здравого смысла. Но о ней позже.
Сегодня у Голливуда на повестке дня гендерное неравенство и борьба меньшинств за свои права. Если такие вещи появляются на экране в эпоху, когда подобного не могло быть в принципе, это не просто смешно.
У тех же скандинавов, если мужчину, не дай Один, заподозрили в «инаковости», он мгновенно становился эрги, дословно – «немужественный» или «женоподобный». А эрги автоматически являлся нидингом и, как я уже сказал, терял все, что имел. Зачастую жизнь тоже. В этом смысле показательна история о Рёгнвальде Прямоногом, сыне Харальда Прекрасноволосого. Рёгнвальд начал практиковать сейд (женское ведовство) вместе с группой колдунов, за что был объявлен вне закона, и тогда другой сын Харальда, Эйрик Кровавая Секира, сжег Рёгнвальда вместе с его приспешниками.
Вот так было принято с «немужественными». Поэтому никакого гомосексуализма в эпоху викингов быть не могло. И позже его не могло быть тоже, но это уже совсем другая, весьма резонансная история.
Отсутствие здравого смысла
Объективно, две предыдущие группы проблем большинство зрителей просто не заметит. Потому что большинство зрителей – не археологи, историки или реконструкторы. Я в «Гладиаторе» Ридли Скотта тоже не обратил внимания, что в одном из первых кадров в шатре Марка Аврелия стоит бюст Септимия Севера, до правления которого на тот момент еще 13 лет.
А вот, на что я обратил внимание, это на собак римлян. В фильме Скотта это немецкие овчарки, выведенные, на минуточку, в XIX веке. Римляне конечно использовали боевых псов, они назывались молоссы, их прямые потомки – мастиффы. Это дает общее представление о том, как на самом деле могли выглядеть те собаки. Но этот момент условно относится к первой группе проблем – неаутентичность технологий.
В различных сочетаниях эти группы выступили классификационными признаками для системы Ивана Семьяна, которую и мы возьмем за основу. Семьян применил свою систему к фильмам по Доисторической эпохе, мы же спроецируем ее на фильмы о викингах. Сама классификация выглядит так:
Фэнтези с историческими мотивами. Подразумевается не наличие драконов и файерболлов, а мир, созданный в рамках настолько условных исторических реалий, что в действительности не имеет с ними ничего общего.
Исторический блокбастер. Реалии времени чуть менее условные, но упор сделан на массовость. Поэтому викинги ведут себя как хипстеры.
Экранизация исторического литературного источника. Попытка воссоздать сюжет саги с опорой на реальный текст. Такие фильмы уже значительно ближе к историческим реалиям, даже если какие-то моменты культуры и быта стилизованы или сильно упрощены.
Попытка отображения реалий прошлого. Таких фильмов практически нет ни по одной эпохе. Потому что подход предполагает научно-популярный формат, который идет вразрез типичным интересам киноиндустрии.
Теперь кратко охарактеризуем самые известные фильмы о викингах с точки зрения их позиции в этой классификационной системе.
Режиссер: Джон Мактирнан
Тип: Фэнтези с историческими мотивами
Да, начало фильма основано на «Записках» Ибн Фадлана, арабского путешественника, который был послом в Волжской Булгарии с 921 по 922 год. Некоторые элементы ритуалистики, которые Фадлан подмечает, наблюдая за толи викингами, толи руссами, отраженные в его «Записках», в фильме показаны со стопроцентным соответствием источнику.
Но все, что происходит дальше, это сюжет романа британского писателя-фантаста Майкла Крайтона «Пожиратели трупов». Именно Крайтон внезапно переместил Фадлана на, как минимум, 200 лет назад, включив его в отряд готского военачальника Беовульфа, который пришел в Данию, чтобы помочь королю Хродгару с его напастью.
По сюжету одноименного англосаксонского эпоса, Беовульф сражается сначала с оборотнем Гренделем, затем с его матерью-троллем, а потом с драконом (уже у себя на родине). То есть тут Крайтон, а за ним Мактирнан никаких источников уже не экранизировали, и не планировали экранизировать. Это фэнтези в условно-исторических реалиях.
Хотя поединок между лучшими воинами Беовульфа и Хротгара показан, на мой взгляд, не только эффектно, но и довольно аутентично. Если вы не помните этот эпизод, обязательно пересмотрите. Третья схода – максимально реалистичное отображение того, что, скорее всего, могло иметь место.
«Викинги против пришельцев»
Режиссер: Ховард Маккейн
Тип: Фэнтези с историческими мотивами
В оригинале фильм называется «Чужеземец», но наши локализаторы решили сразу снять все вопросы. И они действительно их сняли, потому что как исторический фильм даже не позиционируется. И по этой же причине он великолепно смотрится историками и реконструкторами.
Это качественная фантастика про прогрессора Стругацких, что волею судьбы попал на планету, уровень развития на которой похож на Раннее средневековье Земли. И попал он в регион, подозрительно напоминающий древнюю Скандинавию. Но именно что – напоминающий. Поэтому вопросов и правда нет.
Режиссер: Майкл Хёрст
Год выхода: 2013-2020
Тип: Фэнтези с историческими мотивами
Нет, это определенно не исторический блокбастер, хотя викинги там ведут себя как современные люди. Индивидуалисты и гедонисты, никакой общности, и как ярлы ими правят – решительно непонятно. Это современные брутальные мужики, которым дали мечи и выпустили в средневековье. Поэтому они там всех без разбору режут, и нет на них управы.
Вот, с чем поспорить не можем, это с татуировками. Поэтому что, согласно Ибн Фадлану, забивались викинги немилосердно. Вообще, человек забивается активно с древнейших времен. Для наглядности – в 1991 году в Эцтальских Альпах обнаружен мумифицированный труп человека, который жил приблизительно в 5300 году до нашей эры. Находку назвали Человек Этци, и у него десятки татуировок по всему телу.
«Вальхалла: Сага о Викинге»
Режиссер: Николас Виндинг Рефн
Тип: Фэнтези с историческими мотивами
Фильм хороший, но не исторический. Собственно, сам режиссер его позиционирует как «научно-фантастический постпанк».
Вроде бы какие-то исторические моменты есть. Например, захваченный скандинавами пикт, ставший трэллом. Это вполне реально. Причем пикт в исполни Мадса Миккельсена довольно антуражный и убивает как мог бы убивать реальный пикт.
Интересно обыграно открытие Северной Америки, и аборигены с их воздушными погребениями показаны хорошо. Но в остальном… я бы охарактеризовал фильм как «артхаусное фэнтези». Очень на любителя.
Режиссер: Ричарда Флейшера
Тип: исторический блокбастер
Из нашего поколения сложно найти человека, который не знает эту легендарную картину с Кирком Дугласом в главной роли. Как и в случае с «Тринадцатым воином», это экранизация книги.
Оригинальный роман принадлежит перу Эдисона Маршалла. В отличие от Крайтона, Маршалл не был фантастом. Он писал приключения и историческую беллетристику. Его «Викинг» основан на саге «Krákumál», которая представляет собой монолог Рагнара Лодробка, умирающего в яме со змеями, куда его бросил Элла, король Нортумбрии.
Что касается фильма, он основан на полумифическом сюжете, поэтому предъявлять к нему требования по хронологии событий сложно. Но исторически аутентичных объектов в кадре в разы больше, чем, например, в отечественном «Викинге» с Данилой Козловским (свят, свят…). И по жанру фильм позиционируется как «исторический боевик». Он красивый, пафосный, масштабный. То есть хороший приключенческий блокбастер.
Режиссер: Маркус Ниспел
Тип: исторический блокбастер
На самом деле, здесь довольно сложно определить тип фильма по классификации Семьяна. Потому что с одной стороны, это конкретный голливудский блокбастер на историческую тематику с эталонным превозмоганием героя, которому приходится делать выбор между зовом крови и любовью к чужому племени, которое стало ему семьей.
С другой стороны, здесь викинги в рогатых шлемах. Казалось бы – достаточно. Но главные роли достались Карлу Урбану (он же сначала «Призрак», а потом и «Следопыт»), Ральфу Мёллеру и Клэнси Брауну. Это яркие талантливые актеры, но даже они не вытянули откровенно никакой сюжет. Хотя идея отличная, ведь в своем фильме Маркус Ниспел попытался показать уникальное событие – первое прибытие викингов к берегам Северной Америки и их потенциальное столкновение с индейцами.
Эти сведения нам известны из «Саги об Эйрике Рыжем», где упоминается Гуннбьорн Ульфсон, который, по всей видимости, побывал в Северной Америке примерно за 100 лет до прославленного Лейфа Счастливого и, соответственно, за 600 лет до Колумба.
Аниме-сериал «Сага о Винланде»
Режиссер: Сюхэй Ябута
Тип: исторический блокбастер
Манга Макото Юкимура, по которой сделано это аниме, основывается на двух сагах – «Сага об Эрике Рыжем» и «Сага о гренландцах». Главные герои имеют реальных исторических прототипов. Например, Торфинн из аниме – это исландский мореплаватель Торфинн Карлсефни. Торкелль, Кнуд – это тоже исторические личности, которые действительно принимали или могли принимать участие в описываемых событиях.
Разумеется, нельзя не упомянуть Аскеллада, имя которого – это отсылка к норвежскому фольклорному герою Аскеладдену, известному своей хитростью. Также в манге и аниме присутствует Лейф Эрикссон, тот самый викинг, первым открывший Северную Америку.
Режиссер: Ник Мёрфи и еще какие-то люди
Тип: исторический блокбастер
Отнести этот сериал к категории фэнтези не позволяет единственный факт. В основе опуса лежит серия романов «Саксонские хроники» Бернарда Корнуэлла. Корнуэлл не историк, но и не фантаст. Он хорошо поработал с историческими источниками. Поэтому режиссеры, слизавшие у него сценарий, неплохо показывают историю завоевания викингами Британских островов.
Проблема в том, что режиссеры поработали с источниками значительно хуже. И историков в качестве консультантов они, само собой, не приглашали. Поэтому почти все, что вы видите в кадре, историческим реалиям не соответствует. Даже безумный скъялборг, которого в таком виде тоже быть не могло. В общем, как блокбастер на историческую тему – очень даже.
«Беовульф и Грендель»
Режиссер: Стурла Гуннарссон
Тип: исторический блокбастер
Фильм не получится отнести к экранизации исторического источника, потому что режиссер предлагает свою версию «Саги о Беовульфе», и здесь довольно много отступлений от оригинального текста.
В целом, фильм атмосферный, интересный и… по антуражу местами откровенно фэнтезийный. За эту фэнтезийность очень обидно. В том смысле, что Беовульф (Джерард Батлер, кстати) носит в кадре отличную реконструкцию шлема Вендельской эпохи. Исторический Беовульф однозначно носил или весьма вероятно мог носить именно такой шлем.
На одном из его воинов есть реконструкция викингского шлема из Гьёрмундбю, а в руках – адекватная версия Датской секиры. Понятно, что Гьёрм и Вендель отстоят друг от друга лет на сто. Но режиссер хотя бы попытался. Это хорошие реконструкции археологических источников, не стилизации. И вместе с тем периодически на Беовульфе вместо нормальной кольчуги появляется кожаная чешуя с клепками… То есть то, чего не было ни в одну историческую эпоху. Но фильм неплохой, я на днях пересмотрел без пены у рта.
Режиссер: Ули Эдель
Тип: экранизация исторического источника
Как и в случае с «Беовульфом», речь в первоисточнике идет не об эпохе викингов, а о чуть более раннем периоде европейской истории. «Беовульфа» мы добавили в наш список, потому что там присутствуют даны и вообще место действия двух третей сюжета – Дания.
«Кольцо Нибелунгов» здесь потому, что германская эпическая поэма «Песнь о Нибелунгах», написанная в XIIIвеке, основана на ряде песен из «Старшей Эдды», включая «Речи Регина», «Речи Фафнира», «Речи Сигрдривы» и другие, где упоминается Сигурд.
Что касается фильма, он довольно точно дублирует литературный источник. Картинка на экране эпическая и эффектная, актеры отыгрывают на уровне. Насчет антуража – ни в коем случае не реконструкция, и даже не стилизация. Но смотрится легко, интересно. Если вдруг история прошла мимо вас, настоятельно рекомендую пробел восполнить.
Режиссер: Роберт Земекис
Тип: экранизация исторического источника
Как понятно из названия, Земекис основывался на «Саге о Беовульфе». Это уже упомянутый англосаксонский эпос, повествующий о событиях, которые произошли ориентировочно в начале VIII века. То есть на горизонте вот-вот забрезжит так называемая эпоха викингов.
Сюжет фильма не копирует сюжет саги, но довольно близок к нему. То есть сюжетно это хорошая экранизация. С точки зрения аутентичности – чистый голливудский блокбастер. Ну и фэнтези, конечно.
Думаю, понятно, почему Беовульф 1999 года с Кристофером Ламбертом и Роной Митрой мы рассматривать не будем… Крутой постапокалиптический ведьмак, который в детстве очень нравился)
Режиссер: Нильс Гёуп
Тип: экранизация исторического источника
Норвежский историко-приключенческий фильм, сюжет которого основан на древней саамской легенде о мальчике, заманившем врагов в горное ущелье, где их погребла под собой снежная лавина.
Фильм примечателен тем, что демонстрирует бытовые подробности жизни саамов (лапландцев) X-XI века, и эти подробности соответствуют имеющимся археологическим и этнографическим данным. Еще один любопытный факт: «Проводник» – первый полнометражный фильм, снятый на северосаамском языке.
Режиссер: Агуст Гудмундссон
Тип: экранизация исторического источника
С точки зрения аутентичности фильм безупречен. Сюжетно он дублирует сагу, но важнее, что его снимали в археологическом парке. На съемочную площадку были приглашены археологи, были изготовлены точные копии археологических артефактов X века. Да, фильм старенький, картинка уже не торт и никакой «блокбастеровости». Но для души историка и реконструктора – как бальзам на истерзанную Голливудом душу.
«Биркебейнеры» / «Последний король»
Режиссер: Нильс Гёуп
Тип: экранизация исторического источника
Что касается источников, то, во-первых, фильм исторически достоверен. Он описывает реальную попытку ополченцев-биркебейнеров спасти маленького короля Хокона, доставив его к королю Инге Бордссону в Тронхейм. Во-вторых, это можно считать экранизацией исторического литературного источника, потому что о затронутых событиях мы знаем из двух саг – «Сага о Сверрире» и «Сага о Посошниках».
«И на камнях растут деревья»
Режиссер: Станислав Ростоцкий и Кнут Андерсен
Тип: экранизация источника
Советско-норвежский фильм, снятый по повести Юрия Вронского «Необычайные приключения Кукши из Домовичей». Вронский написал несколько качественных историко-приключенческих книг, которые назвать фэнтези язык не поворачивается. Потому что хотя с историческими событиями они не особенно связаны, сюжеты и персонажи в них действительно аутентичны.
Фильм «И на камнях растут деревья» – лучшее тому подтверждение. За соответствие историческим реалиям на экране поклонимся историку-медиевисту Арону Яковлевичу Гуревичу, который выступал консультантом. Более того – все батальные сцены выполнялись с участием советских самбистов под руководством Валерия Волостных, мастера спорта по самбо, Заслуженного тренера России, одного из основоположников боевого самбо.
Не могу не привести легендарную цитату из этого фильма:
– Сигурд – берсерк.
– А кто такой берсерк?
– Воин, которого хранят боги.
– Тогда зачем ему кольчуга?
– На всякий случай…
«Древнее предание: Когда солнце было богом»
Режиссер: Ежи Гофман
Тип: экранизация исторического источника
Вольная экранизация исторического романа «Старинное предание» Юзефа Крашевского. По уровню аутентичности фильм Гофмана почти так же хорош, как «И на камнях растут деревья». Есть вопросы по стилизации викингских доспехов и некоторых элементов одежды западных славян. Зато ритуалистика, обрядовая часть и некоторые традиции показаны на уровне. Их воссоздали настолько четко, насколько это возможно с минимальным количеством источников.
Сюжетно фильм представляет собой компоновку сведений из трех хроник – «Хроника и деяния князей или правителей польских», «Хроника» магистра Винцентия Кадлубека и «Великопольская хроника». История интересная и красивая, спойлерить не будем. А вот о чем стоит сказать, так это о том, что одну из главных ролей играет Михал Жебровский, ведьмак моего детства…
Исландский режиссер и сценарист Храбн Гюднлейгссон снял «Полет ворона» (1984), «Тень ворона» (1988) и «Белый викинг» (1991). Эта его трилогия, посвященная норвежским викингам, в свое время была довольно известной, потому что Гюднлейгссон – неплохой режиссер. Что касается историчности, то хватит одного факта – первый фильм трилогии на фестивале Fantasporto получил премию «Лучший иностранный фантастический фильм». Тоже можно сказать и о «Последнем викинге» (1997) Йеспера Нильсена.
Под занавес этой части обязательно упомянем сериал «Северяне» Йонаса Торгерсена, которого наснимали аж 3 сезона (2016-2020). По сюжету, на дворе 790 год. Место действия – некий норвежский поселок Нурхейм. Что касается самого действия, то это великолепная комедийная трешовая солянка из всех известных стереотипах о викингах. Никакой историчности, и даже не претендует. Мне было смешно, а там смотрите на свой страх и риск.
Ограничение по знакам. Продолжение здесь.